Инвестиционная привлекательность региона: основные характеристики и факторы формирования. Понятие инвестиционной привлекательности регионов Инвестиционная привлекательность регионов

Тойшева Ольга Анатольевна,К.э.н., доцент кафедры экономики и управления Сызранского филиала ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г.Сызрань[email protected]

Инвестиционная привлекательность муниципальных образований

Аннотация. Статья посвящена вопросу инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Автор в статье рассматривает основные составляющие, которые позволят привлечь в муниципальные образования инвестиционные вложения. Привлечение инвестиций будет способствовать развитию промышленной составляющей, которая позволит создать новыерабочиеместа, и обеспечит повышение уровня конкурентоспособности не только предприятий, но и муниципального образования в целом.Ключевыеслова: инвестиционное развитие, инвестиционная политика инвестиционный климат, инвестиционная активность, муниципальноеобразование.

На современном этапе развития реального сектора российской экономики привлечение инвестиций, является необходимым элементом развития производства, повышенияуровня жизни населения и глубокого преобразования хозяйственной системы страны. Инвестиционный процесс необходимо рассматривать с точки зрения системности, так как он обладает всеми признаками: инвестор, объект инвестиционных вложений,связь между объектом и инвестором,и инвестиционная среда. Основным звеном в данном случае выступает связь между объектом и инвестором, которая объединяет все элементы в единое целое. Рассматривая инвестиционный процесс с точки зрения системного подхода,позволит более полно описать данный процесс.Муниципалитеты стремятсяболее полно использовать свои территории для того, чтобы стать наиболее инвестиционно привлекательными. Следовательно, на сегодняшний момент инвестиционную привлекательность можно считать одним из ключевых моментов развития территорий.Инвестиционная привлекательность,является важным звеном в процессе социальноэкономического развития муниципального образования.Развитие инвестиционной деятельности напрямую определяет экономический рост и занятость населения муниципального образования.К основной проблеме в данном вопросе следует отнести отсутствие эффективной системы управления инвестиционной привлекательностью территорий. При построении результативной инвестиционной системы управления необходимо учитывать основные принципы, такие как:

формирование целенаправленных действий на достижение конкретного результата;

разработка комплексного подхода системы управления;

разработка перспективного и текущего планирования;

разработка контрольных мероприятий и т.п.Наличие эффективной системы управления, является основной составной частью инвестиционного процесса в муниципалитете. Снижение инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях связано со снижением развития промышленных предприятий ис оттоком молодежи.

Рассматривая вопрос инвестиционной привлекательности важно помнить, что результативные показатели в данной области могут быть достигнуты при условии квалифицированных кадров. В муниципальных образованиях эта проблема стоит особо остро, так как большинство молодежи уезжает учиться в более крупные города и там в дальнейшем остаются жить и работать. Такая ситуация обязывает административные органы муниципалитетов задуматься о том, как остановить отток молодежи. Одним из способов,является создание новых рабочих мест на градообразующих предприятиях. Постоянное социальноэкономическое развитие муниципалитета влечет за собой улучшения качества жизни местного населения. В данном развитии должно уделятьсявнимание таким составляющим:

повышение уровня оказания услуг населению;

улучшение жилищных условий;

развитие инфраструктуры;

улучшение социального климата и т.п.Такой подход будет положительно сказываться не только на социальном и экономическом развитии муниципалитета, но и будет способствовать снижению уровня оттокамолодежи.В процессе рассмотрения инвестиционной привлекательности особого внимания заслуживает инвестиционная активность муниципального образования.Административные органы муниципального образования должны вести постоянную работу в направлении развития инвестиционной активности, как среди руководящих структур градообразующих предприятий, так и среди руководителей малого и среднего бизнеса. Инвестиционная активность муниципальных образований состоит из ряда показателей (рис. 1), которые напрямую оказывают свое влияние на развитие инвестиционной привлекательности.При рассмотрении инвестиционной привлекательности муниципалитетов особое внимание следует уделять инвестиционной политике.Инвестиционную политику в муниципалитетах следует рассматривать,как целенаправленную и в тоже время научнообоснованную деятельностьместных властей. В ее основе должно лежать привлечение и максимальное использование всех имеющихся на территории инвестиционных ресурсов. Такой подход к формированию инвестиционной политике позволит не только обеспечить рост качества жизни местного населения, но и положительно скажется на социальноэкономическом развитии муниципального образования в целом.При развитии инвестиционной деятельности в муниципалитетах важными составляющими являются: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Рассматривая вопрос инвестиционной привлекательности особое внимание необходимо уделяться:

факторам, которые определяютинвестиционный климат (экономические, природные, инфраструктурные, демографические, ресурсные составляющие);

факторам, которые относятся к объектам инвестирования (основные показатели финансового состояния объекта, производственнотехнологическая база объекта, а также развитие инфраструктуры, менеджмента, маркетинга). Основной проблемой в процессе формирования инвестиционной политики малых средних городов региона остается поиск источников финансирования. С теоретической точки зрения можно перечислить большое количество вариантов, которые позволят привлечь капитал на инвестиционные проекты небольших территорий. Но на самом деле не все эти варианты дают положительный результат.

Рис. 1 Формирование инвестиционной активности муниципального образования

Сегодня муниципалитетам не приходится, надеется на всестороннюю финансовую поддержку инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета. При этом бюджетная ситуация самих муниципалитетов тоже остается напряженной. В такой ситуации может помочь опыт регионов, которые активно инвестируют денежные средства в развитие своих территорий.Затрагивая проблему зарубежного иностранного инвестирования, отметим, в региональную экономику приток иностранных инвестиционных вложений очень мал. Такая ситуация обусловлена следующими причинами:

несовершенство экономического законодательства;

уровень налогообложения высокий;

высокий политический риск.Эти и другие причины являются препятствием для иностранных инвесторов.Инвестиционная активность муниципального образованияСистема и распределение инвестиционного капитала в муниципальном образованииОбъединение производственной деятельности в муниципальном образованииАктивизация введения новых производственных мощностей на предприятиях муниципального образованияСистема развития прямых и портфельных инвестиций на предприятиях муниципальногообразованияИнтеграционные факторы реализации инвестиционных проектовРассмотрим основные составляющие процесса формирования инвестиционной привлекательности на примерег. Сызрани, который находится на территорииСамарской области.В муниципальных образованиях области инвестиции могут поступать из таких истоков, как:

поступление инвестиционных вложений, как из частных, так и из общественных источников;

инвестиции муниципальной собственности;

инвестиции немуниципальной собственности.Рассматривая инвестиционную привлекательность муниципального образования (рис. 2), особое внимание следует уделять таким показателям, как:

инвестиционный потенциал муниципального образования;

факторы инвестиционного риска в муниципальном образовании.

Рис. 2Инвестиционный климат муниципального образованияИнвестиционный потенциал муниципалитета

объем промышленного производства;

уровень развития малого и среднего предпринимательства;

количество убыточных предприятий;

общий объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий;

обеспеченность муниципального образования автодорогами, железнодорожным транспортом;

частные факторы инвестиционного потенциала.Факторы инвестиционного риска в муниципалитете

уровень конфликтности трудовых коллективов предприятий;

уровень преступности в муниципальном образовании;

показатели безработицы;

экологическая ситуация территории;

отношение населения к развитию инвестиционной активности;

муниципальные инвестиционные некоммерческие риски.

Инвестиционная привлекательность муниципального образования

Определение степени реализации инвестиционной привлекательности муниципального образованияИз представленной на рисунке схемы мы может сказать, что инвестиционная привлекательность напрямую зависит от показателей названных выше, так как степень реализации инвестиционной привлекательности муниципального образования складывается из отношения инвестиционной активности муниципалитета к его инвестиционной привлекательности, которая включает инвестиционный потенциал и факторы инвестиционного риска.При этом важно помнить, что на развитие инвестиционной привлекательности в муниципалитетах оказывают свое влияние и такие показатели, как:

создание необходимой нормативной основы;

создание и развитие структурных механизмов способствующих развитию и поддержанию инвестиционной привлекательности территории;

создание благоприятных социальных условий для инвесторов.Администрация муниципального образования делаетвсе необходимое для того чтобы город был инвестиционно привлекательным. Промышленные предприятия города образуют городской промышленный комплекс, что способствует его слаженной работе. В городе создан и работает Координационный совет по стратегическому развитию. Совет включает в себя несколько рабочих групп, среди которых группа по разработке направлений и методов повышения инвестиционной привлекательности и перспектив инновационного и промышленного развития города.В области проводится политика в основе, которой лежит создание благоприятной инвестиционной среды. С этой целью в области принята программа «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности».В основе программы учтены все составляющие, такие как: цель, задачи, основные направления и мерыгосударственной поддержки, которые позволяют решить возникающие проблемы в инвестиционной сфере.В процессе изучения инвестиционной привлекательности городского образования, важно помнить, что на данный процесс развития оказывает влияние, и область где он расположен. Самарская область согласно размерам вложений в основной капитал входит в основную двадцатку субъектов РФ.Постоянно проводимые инвестиционные рейтинги привлекательности областей показывают, что Самарская область обладает устойчивым и качественным инвестиционным климатом. Анализируя международные кредитные рентинги, показывают, что область имеет высокие кредитные показатели, что делает ее наиболее инвестиционно привлекательной.На основании проводимых рейтинговых исследований Национальным рейтинговым агентством Самарская область на конец 2013 года входит в группу IC3 (высокая инвестиционная привлекательностьтретий уровень).Можно предположить, что такой результат достигается за счет постоянной работы, которая ведется в направлении благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности области.Основой инвестиционной политики в Самарской области являются следующие принципы:

с целью привлечения инвестиций обеспечивается благоприятная информационная и институциональная среды:

с целью более свободного выхода на рынок обеспечивается снижение административных барьеров;

на уровне законодательства осуществляется всесторонняя поддержка предпринимательского сектора;

развитие партнерских отношений между государственным и частным секторами.Для предприятий, которые стремятся привлечь инвесторов, выпускается специальная справочная литература.В Самарской области образовано (2008 год) ОАО «Корпорация развития Самарской области». К основным задачам Корпорации относится: прямое участие в реализации инвестиционных проектов, а так же создание общих структур с инвесторами.В заключении отметим, что рассмотренные проблемы и пути их решения позволят повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования для инвесторов. Обеспечит стабильность не только экономического,но и социального развития, что в свою очередь приведет к повышениюуровня жизни жителей муниципального образования.

Ссылки на источники1. Гороховицкая Т.Н., Тойшева О.А. Регулирование предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях. Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 856858.2. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области –[электронный ресурс] http://www.economy.samregion.ru/activity/investicii/invest_politic/faktori_inv_p/investitsionnayaprivlekatelnost/(дата обращения 15.04.2015 г.)3. Постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 622 (ред. от 17.06.2014) "Об утверждении государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 2018 годы» [электронный ресурс] http://allregionz.ru/index.php?id=337546(дата обращения 15.04.2015 г.)4. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Декабрь 2013 г.Национальное рейтинговое агентство –[электронный ресурс] http://www.ranational.ru/(дата обращения 15.04.2015 г.)

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики становится всё более актуальной. Поскольку эффективность инвестиционной деятельности в наибольшей степени определяется уровнем инвестиционной привлекательности, реализуемой в рамках инвестиционной стратегии, исследование сущности понятия инвестиционная привлекательность приобретает особую важность.

В экономической литературе нет однозначной трактовки понятия "инвестиционная привлекательность". Считаем, что инвестиционную привлекательность целесообразно рассматривать на государственном, региональном уровне, на уровне отраслей (подкомплексов), организаций.

В. Даль трактует привлекательность как "заманчивость" . Е.В. Савенкова полагает, что понятие "инвестиционная привлекательность" тождественно понятию "инвестиционное предпринимательство". По её мнению, чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности .

Такая позиция представляется спорной, поскольку эффект от вложенных средств может проявляться не сразу, тем не менее отрасль региона может быть привлекательной для потенциальных инвесторов.

А.С. Понин считает, что". инвестиционная привлекательность страны, региона и т.д. - это система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платёжеспособный спрос на инвестиции в данной стране, регионе, отрасли" . Мы разделяем данную точку зрения.

Е.В. Вологдин под инвестиционной привлекательностью понимает "…совокупность природно-географических, социально-экономических, политических и иных факторов, формирующих представление инвестора о целесообразности и эффективности инвестирования в объекты, находящиеся в данном регионе" .

Однако ряд перечисленных факторов могут быть в своей оценке субъективными и неточными, что может привести к искажённому или неполному представлению инвестора о предмете инвестиций.

А.Г. Третьяков определяет инвестиционную привлекательность региона как "…систему или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платёжеспособный спрос на инвестиции в данный регион" .

Инвестиционная привлекательность может существовать на микро - и макроуровне. На макроуровне она зависит от таких факторов, как политическая стабильность; основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики страны; наличие и степень совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности; степень совершенства налоговой системы; степень инвестиционного риска.

В зависимости от временного горизонта анализа, управления и прогнозирования могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционная привлекательность. Основные методические положения их измерения являются едиными.

Инвестиционная привлекательность региона (ИПР) - интегральная характеристика с позиции инвестиционного климата, уровня развития инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование дохода от инвестиций и инвестиционных рисков.

Упомянутый выше А. Понин рассматривает инвестиционную привлекательность как независимую переменную, определяющую уровень зависимой переменной - инвестиционной активности - и полагает, что инвестиционная привлекательность региона реализуется в виде инвестиционной активности, а инвестиционная активность, в свою очередь, - "…это реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной капитал" .

На микроуровне инвестиционная привлекательность региона зависит:

От степени индустриального развития региона;

географического расположения и природно-климатических ресурсов;

системы льгот для инвесторов в регионе;

уровня развития законодательной базы инвестиционной деятельности и др.

Под инвестиционной привлекательностью организации понимается обобщённая характеристика в плане перспективности, выгоды, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в её развитие за счёт собственных средств и средств других инвесторов. Инвестиционную привлекательность организации характеризуют такие факторы как:

  • ??показатели эффективности работы организации;
  • ??показатели ликвидности, платёжеспособности и финансовой устойчивости организации;
  • ??перспективы развития и возможности сбыта продукции;
  • ??имидж (репутация) организации на рынке товаров и услуг;
  • ??величина чистой прибыли предприятия.

Факторы, которые оказывают влияние на инвестиционную привлекательность, как правило, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества:

На объектные - это обеспеченность сырьевыми ресурсами, климатические условия и так далее;

субъективные, связанные с управленческой деятельностью людей, конкретных фирм, умелым управлением региональной экономикой.

Существуют различные точки зрения относительно составляющих элементов инвестиционной привлекательности. Так, Е.В. Савенкова считает, что это". платёжеспособность… специальные факторы и ресурсы" . По мнению И.В. Ковалёвой, инвестиционная привлекательность отрасли (подкомплекса) формируется уровнем инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, реализуется в виде инвестиционной активности отрасли в структуре АПК региона .

В свою очередь, инвестиционная активность - это развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций. Экономическая категория "инвестиционный потенциал" должна выражать экономическую сущность инвестиционного потенциала как теоретическое обобщение экономических явлений, связанных с выполнением целевых функций накопленных инвестиционных ресурсов.

Инвестиционный потенциал является качественной характеристикой, учитывающей показатели объективных предпосылок для инвестиций и зависящей от уровня экономического развития территории. По мнению С.К. Ряскова, инвестиционный потенциал - это "…совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального спроса" .

А.Г. Третьяков рассматривает инвестиционный потенциал как совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение потребностей воспроизводства капитала" .

На наш взгляд, в понимание потенциала целесообразно вкладывать совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо сфере.

Ф.С. Тумусовым было дано следующее определение: инвестиционный потенциал - это совокупность потенциальных инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала .

С точки зрения A. M. Марголина и А.Я. Быстрякова, инвестиционный потенциал представляет собой не простую, а определённым образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, позволяющих добиться эффекта синергизма (происходит от греческого "synergeia" и означает сотрудничество, содружество) и получить эффект от взаимодействия различных факторов, превышающий сумму эффектов от воздействия на рассматриваемый объект каждого фактора в отдельности при их использовании .

Дополняя свою аргументацию, эти авторы, в частности, обратили внимание на целесообразность расширения совокупности материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, традиционно учитываемых при формировании инвестиционного потенциала, включая такие виды ресурсов, как природные и информационные.

Мы считаем, что инвестиционный потенциал должен учитывать макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и складываться из восьми частных потенциалов:

  • 1) ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • 2) трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
  • 3) производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
  • 4) инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
  • 5) институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

инвестиционная привлекательность регион татарстан

  • 6) инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • 7) финансового (объём налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
  • 8) маркетингового (совокупная покупательная способность населения региона).

Общественное значение инвестиционной активности определяется её содержанием (структурой инвестиций), направленностью и тем, насколько она отвечает объективным потребностям экономики в стратегической перспективе, в том числе в реализации приоритетных национальных проектов. Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности носит характер корреляционной зависимости: инвестиционная привлекательность является обобщающим факторным признаком, инвестиционная активность - зависимым от него результативным признаком.

Совокупность инвестиционной привлекательности и активности составляет его инвестиционный климат. В свою очередь, изменение инвестиционного климата в динамике представляет собой инвестиционный процесс и оказывает влияние на уровень инвестиционной политики.

Итак, в совокупности понятий, формирующих состояние инвестиционной политики, системообразующей категорией является инвестиционная привлекательность, зависящая от частных факториальных признаков - инвестиционного потенциала и отраслевых инвестиционных рисков. Понимание сущности инвестиционной привлекательности позволит определить тенденции развития экономики в условиях глобального кризиса.

Таким образом, принимая во внимание отечественные и зарубежные подходы к пониманию и оценке ИПР, следует отметить, что различия не носят принципиального характера. Под ИПР следует понимать совокупность природно-географических, социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, формирующих представление инвестора о целесообразности и эффективности инвестирования в объекты, находящиеся в данном регионе, а также об уровне инвестиционных рисков. При этом, критерии оценок зарубежных оценок (S&P, Moody"s, Fitch) являются определяющими для иностранного инвестора.

Инвестиционный потенциал - совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала. Эта характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

Составляющими ИПР являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Факультет управления и социально-гуманитарного образования

Кафедра управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине«Инвестиционный менеджмент»

«Оценка инвестиционной привлекательности регионов»

Работу выполнила:

студентка группы ГО-12/2

Чеботарева Юлия Витальевна

Работу проверила:

к.э.н., доц. Шутова Т.В.

Королев, 2015

Введение. 3

Инвестиционная привлекательность регионов. 5

Понятие инвестиционной привлекательности регионов. 5

Факторы инвестиционной привлекательности регионов. 10

Управление инвестиционной привлекательностью регионов 11

Привлечение инвестиций в регионы России. 15

Различные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов 18

Определение инвестиционной привлекательности на основе интегрального показателя 18

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 22

Введение

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Инвестиционная деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них.



Целью данной работы является раскрытие понятия инвестиционной привлекательности регионов России, определение факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, изучение процесса управления инвестиционной привлекательности регионов.

Для достижения цели контрольной работы нужно выполнить следующие задачи, а именно рассмотреть:

1. Сущность инвестиционной привлекательности регионов

2. Оценку эффективности инвестиционного проекта.

Предмет контрольной работы – инвестиционная привлекательность регионов.

Объект контрольной работы – регион, куда привлекаются инвестиции.

Контрольная работа выполнена в соответствии с методическими рекомендациями, содержит введение, основную часть, заключение и список использованных источников.

Инвестиционная привлекательность регионов

Понятие инвестиционной привлекательности регионов

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой .

Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.

Инвестиционная привлекательность является характеристикой, которая может применяться и к региону, и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). Этот параметр отражает факт соответствия данного инвестиционного объекта конкретным целям определенного инвестора.

В международной практике обычно под инвестиционной привлекательностью или инвестиционным климатом объекта (территории, региона, организации) понимается лишь совокупность некоммерческих рисков `вхождения` инвестора в данный регион (некоммерческие риски непосредственно связаны с прямыми или косвенными действиями принимающего государства, которые причиняют ущерб иностранным инвесторам, осуществившим капиталовложения в экономику страны-реципиента. Такие действия принимающего государства могут заключаться в принятии нормативных правовых актов, ущемляющих имущественные интересы иностранных инвесторов, в осуществлении экономической политики или в проведении в жизнь определенных политических решений, таких как начало боевых действий или провоцирование гражданских беспорядков), или предприятие и осуществления им инвестиционного проекта. Рассматривая понятие шире, так как, по мнению автора одних ли некоммерческих рисков недостаточно для объективной оценки, можно использовать следующее определение, инвестиционная привлекательность региона – это совокупность объективных экономических, социальных и природных признаков, средств, возможностей и ограничений, определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью.

В свою очередь инвестиционная активность региона может рассматриваться как интенсивность притока капитала.

Интегральная инвестиционная привлекательность региона –это сводный уровень объективных социально-экономических, природно-географических и экологических показателей, характеризующих условия хозяйственного развития региона и оказывающие позитивное либо негативное влияние на формирование инвестиционной активности в нем.

Категория «инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов. При этом следует отметить, что некоторые экономисты под «инвестиционным потенциалом» понимают «определенным образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, позволяющих добиться эффекта синергизма при их использовании».
Заслуживают внимания подходы к анализу формирования и реализации инвестиционного потенциала региона, предложенные Ф. С. Тумусовым. Он рассматривает «инвестиционный потенциал» как совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.

В целом, инвестиционный потенциал региона можно определить как совокупную возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона .
Зенченко С.В., Шемёткина М.А. в своей работе выделяют ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующие факторы:

· ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

· производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);

· потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

· инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

· интеллектуальный (образовательный уровень населения);

· институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

· инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Отметим, что на инвестиционный потенциал является одним из возможных критериев классификации регионов.

Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов.

Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них. В соответствии с этой целью, задачами государственной политики регионального развития является реконструкция старых промышленных регионов; стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств тех регионов, которые имеют для этого наилучшие условия.

Определение инвестиционной привлекательности региона разбивается на следующие основные этапы:

Определяется доля основных фондов каждой отрасли, существующей в рассматриваемом регионе, в общероссийском объеме основных фондов данной отрасли;

Исходя из объема капиталовложений в данную отрасль по всей России рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данную отрасль данного региона (произведение доли основных фондов данной отрасли, приходящейся на рассматриваемый регион, в общероссийском объеме основных фондов этой отрасли, на общероссийский объем капиталовложений, осуществленных в данную отрасль);

Суммированием нормативных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается нормативная величина капиталовложений в данный регион;

Суммированием реальных величин капиталовложений всех отраслей, существующих в данном регионе, рассчитывается реальная величина капиталовложений в данный регион;

Осуществляется группировка и сопоставление регионов по величине реальных и нормативных капиталовложений.

Во многих методиках интегральная оценка инвестиционной привлекательности определяется сравнением эффективности вложений. В этом случае позиция России близка позициям Ирака, Нигерии, Венесуэлы. К этой же группе можно отнести и тех, кто предлагает определять инвестиционную привлекательность через уровень прибыли от вложения капиталов или через мультипликаторы макроэкономических процессов. Такой подход отличается узкой сферой применения, поскольку для получения адекватных результатов требуется, чтобы инвестиции осуществлялись только в виде финансовых вложений и с одинаковой степенью риска. Поскольку инвестиции в регион должны носить преимущественно реальный характер, то применение такого подхода представляется невозможным.

Очень необычной представляется методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, основанная на инвестиционном имидже регионов. Здесь предлагается создание желаемого уровня привлекательности путем творческого подхода, взятого, прежде всего, из психологии. Для этих целей рекомендуется использовать опыт известных имиджмейкеров. Такой подход базируется только на социально-психологическом восприятии инвестора. Однако инвестора, прежде всего, интересует результат вложений, а не «престижность» объекта инвестирования. Учитывая это, использование данного подхода для оценки инвестиционной привлекательности считается невозможным; его применение возможно при управлении инвестиционной привлекательностью региона в целях создания желаемого мнения о региональном развитии. Однако даже это применение невозможно без мероприятий экономического характера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие инвестиционной привлекательности региона

2. Инвестиционная привлекательность регионов РФ

3. Основные факторы, ограничивающие инвестиционную привлекательность регионов, организаций и долговых обязательств РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.

Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. инвестиционный экономический сырьевой

Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Понятие инвестиционной привлекательности региона

Инвестиционная привлекательность регионов - интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск -- это агрегированное представление целой совокупности факторов. Наличие региональных инвестиционных рисков свидетельствуют о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.

Инвестиционный потенциал складывается в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал включает в себя восемь частных потенциалов:

1)ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

2)производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

3) потребительский (совокупная покупательная способность населения);

4)инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

5) трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

6)институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

7) финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);

8) инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).

Уровень инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:

Экономического (тенденции в экономическом развитии региона);

Финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

Политического (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);

Социального (уровень социальной напряженности);

Экологического (уровень загрязнения окружающей среды, включая и радиационное);

Криминального (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

Законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска учитываются как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а так же документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

Оценка инвестиционной привлекательности региона включает в себя два основных момента:

1. Инвестиционную привлекательность самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.

2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

Анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес.

Инвестиционная привлекательность регионов РФ

Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов.

В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов.

Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Во все большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов - лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.

Повышение роли регионов в активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям.

К числу основных относятся следующие направления:

1.Развитие регионального инвестиционного законодательства. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область.. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область.

2.Поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот.

3.Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т. п. Здесь также выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.

4.Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.

5.Формирование инвестиционной инфраструктуры. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется система связи и т. д. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.

Выделим характерные типы регионов.

1) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России

ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.

2)Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

3)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности). Регионы, относящиеся к этому типу, представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край. Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны.

В приоритетном развитии этих субъектов РФ как раз и должна заключаться региональная социально-экономическая и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства. Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов» экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.

4) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

5)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).

6)Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).

7)Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.

При анализе инвестиционного потенциала региона следует отметить, что он отличается значительной «консервативностью». В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи.

Вообще роль российских крупных компаний в отраслях экономики регионов России в целом довольно значительна, и она определяется теми активами, которыми бизнес-группы владеют сейчас в различных регионах. Приход крупного бизнеса в те или иные отрасли региона привел, как правило, к увеличению роли этих отраслей в экономике регионов (иначе говоря, к росту зависимости экономики субъектов РФ от отраслей их специализации). Это можно проследить на ряде ключевых отраслей - нефтяной, угольной и других.

Инвесторы продолжают игнорировать потенциально благоприятный инвестиционный климат, созданный в ряде регионов страны. Их активность не соответствует ни достаточно весомому местному инвестиционному потенциалу, ни относительно низкому риску.

Так, отечественные инвесторы недостаточно учитывают довольно благоприятное сочетание инвестиционного климата и потенциала в Центральной России (в Ивановской, Владимирской, Ярославской, Тамбовской, Смоленской и Орловской областях, а также в Псковской, Мурманской областях и в Республике Мордовия). Иностранные инвесторы уделяют недостаточно внимания Оренбургской, Астраханской, Курской, Пензенской, Костромской областям, Чувашии, Адыгее, Мордовии, Ненецкому АО

Выявленные межрегиональные инвестиционные диспропорции во многом обусловлены общим дефицитом как отечественных, так и иностранных инвестиционных ресурсов, привлекаемых в Россию вследствие ее общей высокой (а с 2007 года и сверхвысокой) инвестиционной рисковостью на фоне других стран мира. Существенным фактором недоинвестирования является также и слабая информированность об инвестиционном климате того или иного региона.

Постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов.

Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, обладающие мощным ресурсно-сырьевым потенциалом, то есть большинство регионов-доноров.

Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Имидж региона -- это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов -- перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом. И об этом нельзя забывать.

Основные факторы, ограничивающие инвестиционную привлекательность регионов, организаций и долговых обязательств РФ

Рейтинги регионов, муниципальных образований, организаций и долговых обязательств РФ ограничивают, как отмечалось выше, страновые рейтинги России. Хотя кредитный рейтинг России повышен в 2006 году до уровня инвестиционного (А-), это не означает аналогичного повышения ее других рейтингов, оценивающих инвестиционный климат в стране и определяющих приток капитала в страну.

Сравнительно высокий кредитный рейтинг России со стороны трех ведущих мировых рейтинговых агентств обусловлен стабилизацией финансовой системы страны на федеральном уровне. Однако эта стабилизация отсутствует на уровне регионов и особенно на уровне муниципальных образований. Регионы страны в основном дотационны и формируют сбалансированные бюджеты за счет трансфертов из федерального бюджета. Особенно несбалансированными оказались на этом этапе реформирования межбюджетных отношений бюджеты многих крупных городов - столиц субъектов РФ, которые являются финансовыми донорами территорий субъектов РФ. Однако из-за действующей системы межбюджетных отношений и методик Минфина РФ для распределения налоговых средств и иных сборов, собираемых на их территориях, бюджеты городов-доноров снизились примерно втрое относительно бюджетов субъектов РФ в реальном исчислении за последние 5-7 лет. В результате города-доноры имеют бюджеты, которые не способны даже обеспечить эффективное функционирование городских хозяйств, не говоря уже об их развитии и совершенствовании.

Основные критические замечания аналитиков рейтинговых агентств связаны с «голландской болезнью» России. «Голландская болезнь» - это жизнь страны за счет доходов от продаж природных ресурсов (в основном нефти и газа). Названа эта болезнь так по имени страны, которая наиболее отчетливо продемонстрировала негативные особенности данной болезни для экономики и развития страны и общества. В прошлом у Голландии был период, когда получив значительные доходы от продаж нефти, она снизила темпы развития производств с высокой добавленной стоимостью и в результате временно отстала от ведущих стран мира по уровню и качеству жизни населения.

Другие причины низкого рейтинга в части инвестиционной привлекательности и предпринимательского климата России связаны с низким уровнем управляемости страной (слабостью власти, криминализацией экономики и государства), высокой коррумпированностью, слабой диверсификацией экономики, неразвитостью демократии, экономической свободы, гражданского общества. По всем этим показателям Россия занимает места в конце первой или во второй сотне стран мира.

Одним из основных показателей инвестиционной привлекательности страны является уровень инфляции. За последние годы большинство развивающихся стран мира и стран с переходными экономиками решили свои проблемы с инфляцией и снизили её до 4%. Развитые страны удерживают инфляцию ниже 3%, проводя жесткую политику таргетирования. В России же инфляцию так и не удалось снизить до значений, которые принято называть в экономике умеренными.

Повышенная инфляция по инвестиционным товарам является препятствием на пути инвестиций в реальный сектор экономики. Для оживления экономики, для оживления предпринимательской деятельности необходимо стимулировать со стороны государства приобретения предпринимателями новых современных средств производства, создания новых производств, приобретения новых технологий с целью выпуска конкурентоспособных товаров. И в условиях трансформирующейся (переходной) экономики - это одна из основных задач государства.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Инвестиционную привлекательность региона мы понимаем как систему социально-экономических отношений, создающих предпосылки устойчивого перелива капитала в определенный регион. Причем эти социально-экономические отношения должны конкретизироваться как политические, организационные, правовые, чисто экономические, предопределяющие стремление отечественного и иностранного капитала в хозяйственную сферу определенного региона. Инвестиционная привлекательность формируется на основе позитивного инвестиционного климата этого региона.

2. Оценка инвестиционного климата региона может быть суженной и расширенной. Суженная оценка является достаточно упрощенной, оценивающей динамику ВРП, развитие инвестиционного регионального рынка. Базовым показателем этой оценки является рентабельность производства как отношение прибыли, получаемой в регионе, к общей сумме используемых активов. Расширенная оценка инвестиционного климата региона представляет собой факторный анализ этого климата, при котором учитываются экономический потенциал региона, зрелость рыночной среды в регионе, степень доверия населения к региональной власти и т.д.

3. Инвестиционная привлекательность региона является интегральной характеристикой общего состояния региона, и в зависимости от этой привлекательности формируются многие тенденции развития регионального хозяйства. Наибольшее значение имеет рисковая оценка инвестиционной привлекательности региона, поскольку именно она интегрирует первый и второй подходы оценки инвестиционной привлекательности региона. 4. Рисками привлечения инвестиций в регион необходимо управлять. Одним из эффективных способов является кэптивное страхование, пока не применяемое в регионах.

Библиографический список

1. Бехтерева Е.В. Управление инвестициями. - М.: 2008г.

2. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. 2010г.

3. http://www.smartcat.ru

4. http://buryatia-invest.ru

5. http://www.bibliofond.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 02.02.2015

    Анализ экономики Пермского края (развитие химической промышленности). Инвестиционная привлекательность Самарской области и Пермского края: средний потенциал и умеренный риск. Сравнительный анализ регионов, их удельный вес в общероссийских показателях.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2010

    Характеристика Павловского района. Специализированный промышленный центр. Инвестиционная деятельность и привлекательность Павловского района. Источники инвестиций в основной капитал на предприятиях района. Разработка и эксплуатация Гомзовского карьера.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2009

    Сущность понятия "инвестиционная привлекательность региона". Факторы привлечения инвестиций, механизмы стимулирования. Развитие нефтегазохимического комплекса как условие повышения инвестиционной привлекательности и инвестиционно-значимых показателей.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Инвестиционная деятельность предприятия. Основные виды инвестиций. Инвестиционная активность предприятия. Инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта. Понятие инвестиционной стратегии и ее роль в развитии и рыночной стоимости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Понятие и основные критерии инвестиционной привлекательности отрасли экономики. Общая экономическая характеристика и инвестиционная структура Тюменской области. Разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности Тюменской области.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Классификация и виды инвестиций. Инвестиционная политика Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики. Инвестиционный потенциал отраслей экономики. Перспективы привлечения инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности Ферганского региона.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2014

    Классификация и структура инвестиций, факторы, влияющие на эффективность. Инвестиционная привлекательность, методы финансирования инвестиций. Расчет и оценка экономической эффективности создания предприятия ООО "Консалтинг", определение суммы инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Активизация инвестиционной политики регионов, оценка инвестиционного климата. Инвестиционный потенциал и инвестиционная активность региона. Анализ распределения инвестиций по отраслям экономики России. Иностранные инвестиции в банковскую систему страны.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2010

    Тенденции развития жилой недвижимости в России и развитых странах. Рынок жилой недвижимости города Красноярска, его инвестиционная привлекательность. Развитие инфраструктуры в отдельных регионах Красноярска как фактор инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная привлекательность является одним из основных показателей, оказывающих влияние на уровень социально-экономического развития региона. В связи с этим, субъекты РФ реализуют различные мероприятия, направленные на создание максимально выгодных условий для инвесторов, более полное использование инвестиционного потенциала и снижение региональных инвестиционных рисков.

Одной из ключевых научных проблем является определение факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность региона.

Исследование отечественных и зарубежных научных работ на предмет выявления данных факторов позволяет сделать вывод о существовании значительного количества разнообразных типологий.

Классификации, представленные в научных работах, зачастую достаточно трудно коррелируют между собой, в результате чего процесс исследования и анализа инвестиционной привлекательности региона значительно усложняется.

В первую очередь, данное утверждение связано с многообразием трактовок понятий ««инвестиционный климат», «инвестиционная активность» и «инвестиционная привлекательность», что определяет различные подходы к определению факторов, оказывающих влияние на формирование инвестиционной привлекательности региона.

На мой взгляд, понятия «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат» различны, что подтверждается многочисленными исследованиями. Понятие «инвестиционный климат» региона - понятие более широкое, чем «инвестиционная привлекательность».

На основе распространенной в России методики оценки инвестиционной привлекательности регионов, принадлежащей консалтинговой фирме «Эксперт РА», можно дать следующее определение: инвестиционная привлекательность региона - это совокупность различных факторов (природные, социально-экономические, управленческие и др.), оказывающих существенное влияние на инвестиционный потенциал и инвестиционный риск вложения средств в соответствующий регион.

Следует отметить, что инвестиционная привлекательность региона складывается из привлекательности каждого входящего в субъект РФ муниципалитета. Инвестиционная привлекательность муниципалитета также должна быть рассмотрена с позиции инвестиционного потенциала и риска.

Предложенное определение, а также обобщение точек зрения различных авторов на определение факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность региона, позволяют произвести классификацию факторов на основе следующих признаков:

По ключевым элементам инвестиционной привлекательности региона;

В зависимости от возможностей оценки;

По возможности прогнозирования

По уровню экономики;

По признаку возникновения;

По длительности действия;

По сфере формирования;

По степени влияния;

По объекту вложений;

По степени управляемости;

По признаку воздействия.

I. По ключевым элементам инвестиционной привлекательности региона.

Определение инвестиционной привлекательности региона позволяет выявить две ее составляющие: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Соответственно следует выделить две основные группы факторов:

1) оказывающие влияние на инвестиционный потенциал региона;

2) определяющие инвестиционный риск региона.

Среди факторов, оказывающих влияние на инвестиционный потенциал региона, можно выделить следующие группы факторов:

1) относящиеся к труду (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

2) потребительские (совокупная покупательная способность населения);

3) инфраструктурные (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

4) производственные (совокупный результат хозяйственной деятельности предпринимательских структур и населения региона);

5) инновационные (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса, степень модернизации производства в регионе);

6) финансовые (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);

7) институциональные (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

8) природно-ресурсные (средневзвешенная обеспеченность экономической деятельности в регионе балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

9) туристические (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них).

Среди факторов, определяющих инвестиционный риск региона, можно выделить следующие группы факторов:

1) экономические (тенденции в экономическом развитии региона: степень экономического подъема (спада), тенденции в формировании регионального валового продукта и т.д.);

2) финансовые (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

3) социальные (уровень социальной напряженности в регионе);

4) экологические (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

5) криминальные (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков);

6) управленческие (качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления).

Особенность типологии по рассматриваемому классификационному признаку состоит в определении только тех факторов, которые можно оценить количественно. Данная особенность позволяет классифицировать факторы в зависимости от возможностей оценки.

II. В зависимости от возможностей оценки следует выделить следующие факторы:

1) количественные факторы;

2) качественные факторы.

Наибольшее значение для формирования инвестиционной привлекательности региона имеют количественные факторы, поскольку их анализ позволяет получить конкретные числовые значения, на которые могут ориентироваться инвесторы при совершении выбора относительно объекта инвестирования.

Количественные факторы представлены в классификации по ключевым элементам инвестиционной привлекательности региона. Данные факторы можно оценить на основе официальных статистических данных.

К качественным факторам, оказывающим влияние на формирование инвестиционной привлекательности региона, можно отнести: имидж территории и страны в целом; развитая база инвестиционного законодательства; стабильность государственного устройства; качество работы и открытость для инвесторов инвестиционной политики администрации Субъекта Федерации и т.д. Качественные факторы оцениваются с использованием экспертного подхода.

III. По возможности прогнозирования факторы могут быть прогнозируемые и непрогнозируемые.

К числу прогнозируемых факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность региона, следует отнести развитие науки и внедрение достижений научно-технического прогресса, уровень социальной напряженности в регионе, туристические факторы и другие.

Примерами непрогнозируемых факторов могут выступать стихийные бедствие и как следствие ухудшение экологического фактора; неожиданные меры государственного регулирования в различных сферах (ценообразование, налогообложение); изменение внешнеэкономической ситуации; колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов; срыв финансирования и другие.

Следует отметить, что отнесение того или иного фактора к соответствующей группе может изменяться в зависимости от конкретной ситуации.

IV. По уровню экономики.

В соответствии с данным классификационным признаком все факторы можно отнести к трем группам факторов:

1) макроэкономические;

2) мезоэкономические;

3) микроэкономические.

К макроэкономическим факторам можно отнести те факторы, которые, являясь общегосударственными, оказывают влияние на формирование инвестиционной привлекательности конкретного Субъекта Федерации:

Общее состояние экономики государства, темпы ее роста и прогноз изменения на ближайшие годы, структурные пропорции развития экономики;

Государственная инвестиционная политика, реализуемая через соответствующее федеральное законодательство;

Уровень инфляции, стабильность национальной валюты, состояние государственного бюджета и платежного баланса, ставка рефинансирования, уровень налогообложения различных видов доходов;

Уровень и динамика развития фондового рынка: отношение капитализации рынка ценных бумаг или отдельных ее сегментов к размеру ВВП, доля иностранных прямых и портфельных инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику и соотношение этих двух видов инвестиций между собой.

К мезоэкономическим факторам следует отнести все экономические показатели, характеризующие состояние экономики конкретного региона (Субъекта РФ): экономическая политика региона, размер и динамика ВРП, развитие инфраструктуры, развитие региональной политики в области привлечения инвестиций, безработицы, средние доходы на душу населения, уровень емкости и платежеспособности внутреннего рынка и др.

Микроэкономические факторы представляют собой условия, которые, реализуясь в субъектах хозяйствования региона, в совокупности оказывают влияние на процесс формирования инвестиционной привлекательности конкретного Субъекта РФ:

Показатели, характеризующие финансовое положение, уровень развития менеджмента, производственную и маркетинговую политику;

Показатели, характеризующие текущее финансовое состояние и перспективы развития крупнейших предприятий, доходность активов и капитала предприятий и т.п.

Следует отметить, что в конце 2014 года в России реализовался экономический кризис, который имеет ряд негативных последствий. В условиях ориентации отечественной экономики на сырьевую модель развития в 2015 году произошло значительное снижение мировых цен на энергоресурсы, что приводит к усилению экономического кризиса.

Согласно мнению некоторых экономистов, в России в течение нескольких лет будет наблюдаться сильный экономический спад, что связано как с реализацией Западом санкций в отношении России, так и с международным финансовым и экономическим кризисом.

Также следует отметить, что в настоящее время Российской Федерацией проводятся военные операции в Сирии, что ведет к дополнительному расходованию государственных средств.

V. По признаку возникновения.

Согласно данному классификационному признаку факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность региона, можно подразделить на международные и национальные.

К международным факторам следует отнести: ужесточение квот и пошлин, изменение условий торговли, изменение мировых цен на продукцию предприятий региона, выход на целевые рынки региональных предприятий новых поставщиков.

Также, к международным факторам следует отнести санкции западного сообщества в отношении России, среди которых наибольшее влияние на состояние отечественной экономики оказывают такие как:

Введение запрета на осуществление инвестирования в энергетические, телекоммуникационные, инфраструктурные, транспортные сектора, в добычу нефти, газа и минералов, а также запрет на сделки по приобретению более 250 наименований товаров, среди которых углеводороды и полезные ископаемые минералы;

Прекращение финансирования проектов в Российской Федерации Европейским инвестиционным банком, а также запрет европейским финансовым структурам осуществлять выдачу кредитов и приобретать доли в проектах, затронутых санкциями;

Запрет на организацию долгового финансирования трех топливно-энергетических компаний РФ со стороны ЕС («Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть»), а также введение ограничений на предоставление займов и инвестиционных услуг для ряда российских банков («Сбербанк России», ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк»);

Приостановление инвестиционного и военного сотрудничества с Россией со стороны США, а также запрет американским компаниям поставлять товары и технологии крупнейшим российским нефтегазовым компаниям по видам деятельности.

Помимо санкций, к наиболее значимым международным факторам следует отнести вступление России в ВТО.

Помимо международных факторов, следует различать национальные факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность региона: уровень инфляции; государственная инвестиционная, кредитно-денежная, а также таможенная политики и др.

VI. По длительности действия следует различать следующие факторы:

1) неизменяемые: географическое положение и обеспеченность природными ресурсами;

2) медленно изменяемые: состояние окружающей среды, наличие квалифицированных кадров, демографические показатели;

3) быстро изменяемые: законодательство, состояние рыночных показателей, информационное поле.

VII. По сфере формирования: институциональные, экономические, политические, финансовые, социальные, инновационные, экологические и др.

Данные факторы подробно рассмотрены в классификационном признаке «по ключевым элементам инвестиционной привлекательности региона».

Помимо рассмотренных выше, факторы, оказывающие влияние на формирование инвестиционной привлекательности региона, могут быть классифицированы по другим признакам: по степени влияния (существенные и несущественные), по объекту вложений (факторы реального инвестирования и факторы финансового инвестирования), по степени управляемости (управляемые или регулируемые; неуправляемые или нерегулируемые), по признаку воздействия (благоприятные, неблагоприятные).

Таким образом, представленная классификация факторов позволяет наиболее полно подойти к вопросу формирования инвестиционной привлекательности региона. В практическом плане уточненная классификация факторов может послужить основой для разработки эффективной инвестиционной политики конкретного региона и выбора соответствующих инструментов финансирования.

Загрузка...
Top