Акцизами облагаются товары массового потребления по. Акцизы: налогоплательщики и объект налогообложения

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про специфику налога акциз.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие товары и операции с ними облагаются акцизом;
  2. Как рассчитать акциз и где посмотреть ставки по нему;
  3. Какие законодательные изменения по акцизам с 2017 года взбудоражили российский бизнес.

Иностранное слово акциз было занесено в российскую действительность вместе с нововведениями Петра Великого. С тех пор этот налог верно служит делу пополнения госбюджета.

У него общегосударственный ареал – то есть регионы не вправе корректировать ставки, дополнять или сокращать перечень подакцизной продукции. Акциз принадлежит к группе косвенных налогов, то есть запрятан от глаз налогоплательщика в конечную стоимость товара и, в отличие от прямых налогов, собирает свою долю исподволь.

Особенности налога акциз

Акциз – это налог на товары массового потребления, которые являются скорее излишеством, чем необходимостью, и зачастую признаются вредными для здоровья.

Государство никогда не облагает акцизом потребительскую корзину – то есть такой минимальный набор товаров и услуг, которые помогают человеку поддерживать жизненную энергию и обеспечивать себе минимальный комфорт: хлеб, яйца, молоко, постельное белье, школьные товары, газоснабжение…

С другой стороны, любители сигарет, винно-водочной продукции и приверженцы перемещения на своих собственных легковых авто рассматриваются как зажиточные граждане с лишними средствами, они в конечном счете и уплачивают акциз, включенный в стоимость изделия.

Государство в данном случае действует в некоторой степени как Робин Гуд, не трогая бедных с их скромными продуктами для выживания и обирая богатых. С той небольшой разницей, что деньги богатых передаются не бедным, а в казну.

Уплата акцизов – колоссальный источник денежных вливаний в бюджет. Достаточно представить себе, что по некоторой продукции акциз составляет половину ее стоимости, а иногда и две трети от цены. Кроме того, акцизы служат удобным инструментом государственного регулирования спроса на отдельные группы товаров.

Подакцизная продукция и исключения из общего правила

181-я статья Налогового кодекса предлагает исчерпывающий список подакцизных товаров.

Все эти многочисленные наименования можно условно разделить на группы:

В той же 181-й статье перечислена продукция, которую можно «заподозрить» в принадлежности к подакцизным товарам, но в действительности они не облагаются этим налогом:

  • Лекарственные средства;
  • Ветеринарные препараты;
  • Парфюмерно-косметическая жидкость в емкостях до 100 мл.;
  • Отходы от производства спирта;
  • Виноматериалы, сусло.

Кто и при каких операциях платит акцизы

Плательщики акциза представлены такими группами:

  • – как российские, так и иностранные компании;
  • Перевозчики подакцизных товаров через таможенную границу.

Основные операции, при которых вы уплачиваете акциз, в статье 182 НК фигурируют как объекты налогообложения.

При этих наиболее распространенных ситуациях у вас возникает обязанность заплатить акциз:

Операция

Комментарий

Реализация подакцизной продукции компанией-изготовителем

Вам не удастся обойти акциз, даже если вы подарили вашу продукцию или расплатились ей. В глазах закона это также «реализация», то есть операция облагается акцизом.

Пример . Вы продаете изготовленные вами сигареты оптовым покупателям

Передача продукции компанией-изготовителем лицу, предоставившему давальческое сырье

Если ваша компания обладает нужным оборудованием для изготовления подакцизного товара, вы можете взять подряд, то есть выполнить работу по заказу стороннего лица – из его собственных материалов.

Пример . Ваш заказчик привез несколько тонн винограда, вы изготавливаете из них вино за плату по договору и возвращаете готовый продукт вашему нанимателю – при факте передачи появляется обязательство перед государством в уплате акциза

Перемещение подакцизного товара внутри компании для изготовления неподакцизной продукции

Сырье, изготовленное организацией, не покидает ее пределов, а пускается в дальнейшую работу для изготовления конечного продукта. «Внутри компании» – необязательно внутри одного здания. Это могут быть другие филиалы, цеха, отделы, участки, секторы, представительства.

Пример . Вы передали изготовленный вами ликер в кондитерский цех для выпуска конфет с ликерной начинкой. Вы платите акциз при факте перемещения

Использование внутри компании

Пример. Вы передаете часть произведенного вами бензина для заправки автотранспорта вашей компании

Импорт подакцизных товаров

Пример . Вы ввозите моторное масло из другой страны. Вы уплачиваете акциз таможенному органу при декларировании товара

Важно! При перемещении подакцизной продукции внутри компании есть исключения, когда акциз не уплачивается (пп.8 п.1 ст.182 НК). К ним относятся:

  • Передача в дальнейшую переработку прямогонного бензина, с целью производства продукции нефтехимии. Но при условии, что организация имеет свидетельство на совершение операций с прямогонным бензином.
  • Передача в дальнейшую переработку денатурированного этилового спирта для производства продукции, которая не содержит спирт. Организация также должна иметь соответствующее свидетельство, но на совершение операций с денатурированным спиртом.
  • Передача продукции из спирта-сырца ректификованного этилового спирта с целью дальнейшего производства алкогольной или подакцизной продукции, содержащей спирт.
  • Передача этилового спирта для производства парфюмерно-косметической продукции, а также используемой в бытовой химии, содержащей спирт. Эта продукция должна быть упаковала в металлическую тару с аэрозолем.

В том случае, если в производственном цикле продукция проходит несколько стадий переработки и передается не одному структурному подразделению компании, то, с целью налогообложения, каждая такая передача рассматривается отдельно. Акциз в данном случае начисляется лишь при производстве неподакцизного товара из подакцизного сырья. Это правило действует и в том случае, если, в результате переработки, не получен конечный продукт для реализации.

Любое перемещение продукции обязательно нужно сопровождать документально: накладными, лимитно-заборными картами, актами приема-передачи сырья, как в переработку, так и в случае перемещения внутри компании, его структурным подразделениям.

В иных случаях, если производится перемещение подакцизной продукции внутри компании, от одного структурного подразделения в другое, и конечным продуктом, в этом случае, будет подакцизный товар, то эти операции облагаются акцизами, в обязательном порядке.

В отдельных случаях применяется особый порядок, освобождающий от уплаты акциза.

К нему относятся такие типовые операции из статьи 183 НК, как :

  • Вы продаете подакцизный товар за границу, то есть вывозите из страны по таможенной процедуре экспорт;
  • Вы передаете подакцизный товар одного подразделения компании другому подразделению для производства также подакцизного товара. Например, вы произвели этиловый спирт и передали его в другой цех для производства водки. Освобождение от уплаты акциза возможно лишь при ведении раздельного учета операций по производству и реализации подакцизных товаров;
  • Вы ввозите на территорию РФ подакцизный товар, который передадите во владение государству. По логике этого пункта, если вы ввозите легковые автомобили с целью подарить их государству, с вас не имеют права требовать уплату акциза.
  • Передача подакцизных товаров структурному подразделению компании для проверки его качества с соблюдением условий ГОСТа. В этом случае проверка считается обязательной и является частью технологического процесса производства конечной продукции (письмо ФНС №03-3-09-1222 от 28.06.2006г.)
  • Иные операции, отраженные в статье 183 НК.

Как рассчитывается акциз

Для исчисления суммы акциза, которую вам нужно уплатить в казну, применяйте формулу:

Сумма акциза = Налоговая ставка * Налоговая база.

Под налоговой базой в формуле понимают количество товара (литры, штуки, тонны).

На текущую дату для расчета акциза применяют либо твердую налоговую ставку, либо комбинированную. Большинство современных ставок – комбинированные применяют только для расчетов по сигаретам и папиросам.

Для того чтобы узнать, какой размер ставки применяется именно к вашей подакцизной продукции, вам достаточно обратиться к статье 193 НК, где все они подробно прописаны.

Название/характеристика

Единица измерения

Пример

Твердая ставка (специфическая)

Всегда выражена в рублях

Ставка акциза за каждый литр медовухи – 21 рубль. А ставка по сигарам – 171 рубль

Адвалорная ставка

Всегда выражена в процентах

Входит в состав комбинированной. На данный момент для расчета акцизов отдельно не применяется

Комбинированная ставка

Использует твердую + адвалорную ставки, то есть в рублях + процентах

По папиросам и сигаретам: 1718 рубля за каждые 1000 штук +14,5 % от максимальной расчетной стоимости

Пример 1 . ООО «Пузырьки» изготовило и продало 1000 литров игристого вина.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составит:

36 рублей (величина твердой ставки) * 1000 литров (налоговая база) = 36 000 рублей (сумма акциза).

Пример 2 . ООО «Дымок» произвело и реализовало сигареты в количестве 100 миллионов штук (500 тысяч блоков, в каждом блоке – 10 пачек, в каждой пачке по 20 сигарет). Максимальная розничная цена (МРЦ) пачки составляет 50 рублей.

  1. Находим расчетную стоимость:

50 рублей (МРЦ) * 5 миллионов (количество пачек) = 250 миллионов рублей.

  1. Находим сумму акциза по твердой ставке (сумма 1):

1718 рублей (твердая ставка за 1000 штук) * 100 миллионов (количество сигарет в штуках)/1000 штук = 171 800 тысяч рублей.

  1. Находим сумму акциза по адвалорной ставке (сумма 2):

250 миллионов рублей (расчетная стоимость) * 14,5% (действующая адвалорная ставка) = 36 250 тысяч рублей.

  1. Считаем общую сумму акциза к уплате:

171 800 тысяч рублей (сумма 1) + 36 250 тысяч рублей (сумма 2) = 208 050 тысяч рублей.

Сроки уплаты

Налоговый период по акцизам составляет один месяц. Акциз за предыдущий месяц следует оплачивать до 25 числа следующего месяца. Например, согласно механизму исчисления и уплаты, если подакцизная операция была совершена 2 сентября, уплатить акциз нужно до 25 октября.

Производители большинства видов алкогольной продукции обязаны вносить авансовые платежи до 15 числа месяца. Оплата основной части акциза производится по общему правилу.

Помните, что зачастую вы имеете право на налоговый вычет, то есть можете уменьшить сумму налога на величину, уплаченную продавцу. Цель такой процедуры – избавить вас от двойного налогообложения.

Например, вы имеете право на вычет, если приобрели налогооблагаемое сырье, из которого производите подакцизную продукцию. Вы все равно заплатите акциз при реализации, поэтому сумму акциза, «купленного» у продавца – можете вернуть.

«Нервный» вейпинг – платить или не платить акциз

В начале 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, касающиеся устройств для вейпинга – вдыхания и выдыхания пара, произведенного с помощью персонального испарителя или электронной сигареты путем нагревания.

В законе сказано, что теперь с «электронных систем доставки никотина» – ЭСДН – следует уплачивать акциз.

Нововведение породило настоящий шквал обсуждений в интернет-сообществах, потому что, несмотря на кажущуюся точность формулировок, законодатели упустили важные моменты:

  1. В законе сказано про обложение налогом только одноразовых устройств – про многоразовые не сказано ни слова. А ведь именно многоразовые электронные сигареты сейчас особенно популярны.
  2. В законе сказано про обложение налогом жидкостей для таких устройств. Но если устройство одноразовое, не может быть и речи о дозаправке. Это все равно, что пытаться дозарядить батарейки, для которых это не предусмотрено.

Одни блоггеры советуют бизнесменам отстаивать свои права перед налоговыми органами, предварительно распечатав текст закона для проверяющих и делая упор на «многоразовость» своего товара. Другие высказывают опасения, что апеллирование к действующему законодательству не принесет плодов.

К сожалению, последствия таких расхождений уже зафиксированы в реальных случаях. По заявлению компании «Вардекс», одного из крупнейших игроков на рынке электронных сигарет, в начале января 2017 года они импортировали из США груз американских жидкостей, с которого компании пришлось заплатить налог. Несмотря на факт, что жидкость предназначалась для многоразовых устройств, таможня отказалась пропускать товар дальше без уплаты акциза.

Ввиду неоднозначности ситуации по электронным сигаретам и их составляющим, многие форумчане сходятся на том, что законодатели еще возьмутся доработать закон, наспех прописанный в конце 2016 года.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Косвенные налоги
акцизы
налог на прибыль
НДС
таможенные пошлины
налог на недвижимость
подоходный налог

2. Социальные группы людей, более всего нуждающиеся в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции
лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен
участники «теневой» экономики
лица с фиксированными номинальными доходами
предприниматели, производящие потребительские товары

3. Кейнсианская антиинфляционная политика включает …
увеличение государственных расходов
сокращение дефицита госбюджета
повышение учетной ставки
сокращение налоговых ставок

4. Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …
операций на открытом рынке
рефинансирования банков
изменений в налоговой базе
депозитных операций

5. Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …
субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)
российских и иностранных юридических лиц
отдельных экономических районов в пределах одного государства
транснациональных корпораций, действующих на территории РФ

6. Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предполагает …
введение государством налога на производителей экстерналий
уплату нарушителем единовременного штрафа
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими без привлечения государства
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими в суде

7. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы …
А.Смитом
Д.Рикардо
К.Марксом
Дж.Кейнсом

8. Приоритеты отдельных видов экономической политики в условиях плавающего обменного курса
фискальная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса страны
денежная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании внешнего баланса
поддержание устойчивости курса национальной валюты и конкурентоспособности национальной экономики
денежная политика, имеющая сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а фискальная – в поддержании внешнего баланса

9. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то это может привести к …
снижению общей величины резервов коммерческих банков
стимулированию величины вкладов населения на депозитные счета в отделения Центрального банка страны
снижению объема ссуд, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам
увеличению общей суммы резервов коммерческих банков

10. Сумма объема потребления и объема сбережения за текущий период времени равна …
объему дохода
величине инвестиций и затрат на потребительские товары
объему всех выкупленных ценных бумаг и сбережений населения
сумме средств, вложенных в производство и израсходованных в нематериальной сфере

11. Изменение цен в макроэкономической неоклассической модели является … политики.
результатом монетарной
результатом фискальной
только сочетанием монетарной и фискальной
результатом как фискальной, так и монетарной

12. Выходные показатели индикативного плана включают в свой состав …
развитие культурных связей с зарубежными государствами
важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны
рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие
необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов
развитие связей внутри государства

13. Акцизами облагаются товары массового потребления по … ставкам.
прогрессивным
пропорциональным
твердым
регрессионным

14. Причина появления институтов в рыночном хозяйстве — … издержки.
низкие трансакционные
высокие трансакционные
низкие производственные
высокие трансформационные

15. Меры государственного регулирования, которые могут способствовать снижению темпов инфляции в условиях, когда использованы все производственные ресурсы, но высокая инфляция сохраняется:
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и снижение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и сокращение государственных расходов
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение государственных расходов

16. Основная функция антимонопольных органов
регулирование продовольственных цен
снижение издержек производства
контроль за использованием экономических ресурсов
развитие конкурентных отношений

17. Главная целевая установка социально-экономического развития страны
повышение уровня благосостояния правящего класса
рост благосостояния народа
повышение уровня денежных доходов населения
борьба с инфляцией монетаристскими методами

18. Предельная склонность к потреблению – это …
отношение прироста потребления к приросту сбережений
соотношение между приростом объема дохода и величиной потребленных ресурсов
доля прироста объема потребления в единице прироста дохода
соотношение между объемом сбережения и объемом потребления за данный период времени

19. Теория прав собственности рассматривает проблемы …
размывания прав собственности
внешних эффектов
спецификации прав собственности
многообразия форм собственности в современной экономике
возникновения прав собственности

20. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов, эффективность их производства достигает максимума при …
единой ставке налога
дифференцированной ставке налога
ограничении круга потребителей
бесплатности общественных благ

21. Совокупный спрос в пределах национальной экономики – это …
расходы государственного бюджета и инвестиционный спрос
чистый экспорт и спрос хозяйствующих субъектов
спрос всех макроэкономических субъектов экономики
инвестиционный спрос фирм и потребительский спрос населения

22. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на …
имущество
доходы
наследство
транспортные средства

23. Фискальная политика, проводимая государством влияет …
только на предприятия государственного сектора экономики
только на коммерческие фирмы
только на предприятия теневого сектора
на все макроэкономические субъекты

24. В структуру банковской системы России не входит(ят) …
Центральный банк России
Сбербанк Российской федерации
региональные коммерческие банки
фондовые биржи

25. Инвестиции – это …
доход, не израсходованный в данном периоде
вложения во все виды производственных ресурсов
приобретение жилой недвижимости
доход, использованный для приобретения потребительских товаров

26. Государственный долг – это сумма предшествующих …
государственных расходов
бюджетных дефицитов
расходов на оборону
будущих выплат иностранным заемщикам

27. Если государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, а совокупное предложение превышает совокупный спрос, то …
сбережения населения превышают инвестиции
сбережения равны инвестициям
номинальный объем выпуска останется неизменным
реальный ВВП будет возрастать

28. К функциям государства с рыночной системой институтов относятся …
кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика на различных фазах экономического цикла
установление «правил игры» в обществе
установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции
регулирование цен и объемов производства продукции в частном секторе экономики

29. В рамках институционального подхода границы государства определяются …
его захватнической политикой
его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан
политической волей лидеров государства
установлением формальных «правил игры» на определенной территории

30. Зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня процентной ставки иллюстрируют кривая …
Лоренца
Лафатера
Лаффера
Филлипса

31. Сбережения – это …
имущество товаропроизводителей и сбережения населения
фактические кассовые остатки всех субъектов хозяйственной деятельности
часть дохода, вложенная в ценные бумаги
часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени

32. Фискальная функция налогов заключается в …
перераспределении национального дохода
стимулировании различных форм производственной деятельности
собирании средств для государственного бюджета
контроле за движением цен на товары и услуги

33. Потребление – это …
часть дохода субъектов хозяйственной деятельности, израсходованная в текущем периоде на потребительские товары и услуги
часть дохода экономических агентов, предназначенная на приобретение товаров и услуг в будущем периоде
накапливаемый на банковских счетах остаток дохода
приобретение краткосрочных государственных облигаций

34. Признаки, по которым определяется превышение критической точки налогообложения
непропорционально медленный рост поступлений в бюджет или их сокращение при очередном повышении налоговой ставки
уменьшение капитальных вложений, снижение темпов экономического роста и ухудшение материального положения населения
скрытое и явное уклонение от налогов (рост теневой экономики)
широкая дифференциация налогов
разнообразие льгот отраслям и фирмам

35. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу — … налоги.
импортные
антидемпинговые
прямые
косвенные

36. Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что …
страны, полагающиеся только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества
снижается образованность общества
не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными
предельные издержки формирования цены общественных благ выше предельных затрат на их изготовление

37. Государственные расходы увеличивают реальный ВВП когда государственные расходы …
направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату труда чиновников
сопровождаются увеличением предложения денег
не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе экономики
финансируются за счет выпуска государственных займов

38. Автономные инвестиции – это …
капиталовложения, произведенные согласно планам развития предприятия
объем ценных бумаг, приобретенных на вторичном рынке
приобретение хозяйствующими субъектами (фирмами) облигаций по краткосрочным государственным обязательствам
инвестиции в предпринимательский сектор экономики

Основные виды налогов на потребление — это акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины и сборы.
Понятие «акцизы», может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. В Российской Федерации термин «акциз» применяется только к индивидуальным акцизам.
Акцизы могут взиматься не только центральным правительством, но также и региональными властями и органами местного самоуправления. Централизованное взимание акцизов обычно применяется в унитарных государствах. Наделение региональных властей и органов местного самоуправления правом взимать акцизы, устанавливать или изменять их ставки характерно для федеративных и конфедеративных государств.
Плательщиками акцизов обычно выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию. Иногда обязанность по уплате акцизов возлагается также на оптовых покупателей и продавцов подакцизных товаров.
Могут устанавливаться следующие виды ставок акцизов: единые - для однородных товаров (соль, сахар, спирт); дифференцированные - для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, содержанию алкоголя и т.д. (вина, масла, ткани, нефтепродукты); пропорциональные - для товаров одной группы, имеющих разные уровни цен (табачные изделия).
Ставки акцизов подразделяются на твердые (специфические) — устанавливаемые в абсолютной сумме за единицу обложения; адвалорные — устанавливаемые в процентах к ценам реализации товаров или услуг. Наиболее широко распространено применение специфических ставок акцизов. Они обычно устанавливаются на такие однородные товары, как соль, сахар, спички, спирт и спиртосодержащая продукция, нефтепродукты. Адвалорные ставки обычно применяются для обложения ювелирных изделий, автомобилей, изделий из меха и ряда других товаров, относимых к предметам роскоши.
Акцизы используются в тех случаях, когда производство подакцизных товаров осуществляется частными производителями. Однако в ряде стран государство объявляет производство подакцизных товаров государственной монополией. Государственная фискальная монополия представляет собой монополию государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т.п.). Объектами государственной монополии могут быть также внешняя торговля, производство и реализация алкогольных напитков, табачных изделий и т.д.
Государственная фискальная монополия может быть полная, когда государство монополизирует и производство, и реализацию какого-то товара, или частичная, при которой монополизировано только производство или только реализация.
Государственная фискальная монополия устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет, при этом государство получает не налог, а предпринимательский доход. Государственная фискальная монополия возникла из регалии — исключительного права государства (главы государства) на определенный вид деятельности. В современных условиях государственная фискальная монополия имеет место в Италии (табак, соль, спички), Германии (вино), Франции (табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий) и других странах.
Под налогами с оборота понимается группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг), физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В отличие от акцизов, взимаемые с отдельных видов товаров или услуг, налогами с оборота облагаются производство и реализация всех товаров (работ, услуг) за исключением освобождаемых от налогообложения. Налогами облагаются преимущественно товары массового потребления, реализуемые внутри страны, и услуги предприятий сферы обслуживания.
Налог с оборота получил широкое распространение в период первой мировой войны 1914—1918 гг. первоначально в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений по этому виду налогообложения обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения.
Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота товара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 1960-х гг. Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, - взимание налога с оборота один раз - на стадии производства, оптовой или розничной торговли, но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, так как возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но и реализационных расходов; с другой - стимулирует объединение торговых фирм, так как крупные магазины имеют меньше издержек обращения, а следовательно, их облагаемый оборот уменьшается.
Распространение налогов с оборота в развитых странах объясняется не только их фискальным значением, но и возможностью использования для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров.
Обложение оборота предприятий, производящих и реализующих товары (работы, услуги), может осуществляться по единым или индивидуальным ставкам. Налогообложение оборота по индивидуальным ставкам в зависимости от отраслей и даже отдельных видов товаров или услуг по сути мало чем отличается от обложения акцизами.
С начала 1960-х годов во многих странах происходило преобразование налога с оборота в налог на добавленную стоимость (НДС). НДС используется в налоговых системах более 50 государств, в частности во всех странах Европейского союза. Установление НДС — одно из условий членства в Европейском союзе. Впервые этот налог был введен во Франции в 1954 г. Из ведущих промышленно развитых стран единственной страной, не использующей НДС, являются США. Важно отметить также, что НДС, используемый в Канаде, Японии, Новой Зеландии и некоторых других странах, существенно отличается от НДС, применяемого в странах Европейского союза.
В странах — членах Европейского союза НДС применяется с целью унификации национальных систем косвенного обложения (в соответствии с Римским договором) и для создания единой доходной базы бюджета Европейского союза, главным доходным источником которого с 1975 г. первоначально были поступления от НДС в размере 1% суммы налога (с 1986 г. - 1,4%), собранного каждой страной-членом.
Налоговую базу по НДС составляет стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. Добавленная стоимость (прирост стоимости) включает заработную плату с начислениями, амортизацию, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт и др. В цену входит общая сумма НДС, внесенная предпринимателем на всех стадиях продвижения товара к потребителю; таким образом, потребитель — единственный и конечный плательщик (носитель) этого налога. В результате регулярного поступления в бюджет и универсальности НДС стал одним из наиболее эффективных фискальных инструментов. На его долю приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% в Германии, Великобритании.
При обложении НДС обычно используются стандартная (основная) ставка и пониженные ставки. Во многих странах для товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, используется нулевая ставка налога. В отдельных странах применяется параллельное освобождение от НДС и обложение НДС по нулевой ставке. При обложении по нулевой ставке продавец товара имеет право на зачет или возврат уплаченного НДС. Обложение по нулевой ставке применяется к экспортируемым товарам и услугам, а также к услугам в сфере международной торговли. Кроме того, в отдельных странах (Бельгия, Франция, Италия, Испания и др.) используются повышенные ставки НДС, применяющиеся к предметам роскоши и отдельным видам услуг.
Расчет налоговых обязательств по НДС может осуществляться следующими методами: а) прямым аддитивным; б) косвенным аддитивным; в) методом прямого вычитания; г) зачетным методом (косвенное вычитание, или инвойсный метод). Наиболее широко применяется зачетный метод, при котором размер НДС, подлежащий уплате, рассчитывается как разница между НДС, полученным от покупателей, и НДС, уплаченным продавцом. (Данный метод определения налоговых обязательств по НДС стал основным в Российской Федерации.)
Использование НДС в налоговых системах нередко порождает целый ряд проблем. Достижение наибольшей эффективности во взимании НДС возможно только при условии тотального контроля налоговых органов за всеми налогоплательщиками, находящимися в экономической цепочке от добычи сырья до реализации изделий конечному потребителю. Для эффективного взимания индивидуальных акцизов достаточно только наличия жесткого контроля над производителями подакцизных товаров, число которых по сравнению с плательщиками НДС меньше в десятки, а иногда и в сотни раз.
Наибольшие и стабильные поступления НДС в бюджет дают крупные промышленные и торговые предприятия. Как правило, проблемной сферой при применении НДС являются предприятия розничной торговли, особенно в тех случаях, когда розничная торговля ведется индивидуальными предпринимателями. НДС представляет собой налог, по которому практически полностью отсутствуют легальные способы минимизации налоговых выплат. Но если налоговые органы не в состоянии обеспечить одновременный контроль за покупателями и поставщиками товаров (работ, услуг), то могут возникнуть многочисленные возможности по уклонению от уплаты налога, в частности путем составления фиктивных счетов-фактур. Для взимания НДС и контроля над его уплатой необходимые условия — жесткая система периодической отчетности, а также весьма сложные расчеты, что обусловливает необходимость содержания расширенного штата профессиональных бухгалтеров и значительных расходов.
Такие требования могут быть невыполнимыми для индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь, суживает сферу применения НДС. В большинстве стран от уплаты НДС освобождаются промышленные и торговые предприятия с небольшим оборотом, либо для них устанавливаются более длительные налоговые периоды и отдельные особенности по расчету налоговых обязательств и уплате налога. От уплаты НДС обычно освобождаются физические и юридические лица, являющиеся плательщиками промыслового налога.
Налог с продаж представляет собой косвенный налог, объектом обложения которым выступают обороты по реализации товаров и (или) услуг. Налоги с продаж могут подразделяться на общие и специальные. Специальные налоги с продаж, по сути, представляют собой разновидность акцизного налогообложения. В отличие от НДС налог с продаж обычно взимается только в сфере реализации товаров (работ, услуг), а объектом реализации выступает весь совокупный оборот предприятия (физического или юридического лица), осуществляющего розничную торговлю или предоставляющего услуги населению. Наиболее широко данный налог применяется в США, где он устанавливается законодательными органами отдельных штатов. Поступления по налогу с продаж в общих налоговых поступлениях составляют около трети. (Одновременное взимание и НДС, и налога с продаж применяется только в Российской Федерации.)
Таможенные пошлины и сборы взимаются с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Таможенные пошлины подразделяются на вывозные (взимаемые государством при экспорте товаров), ввозные (взимаемые с импортируемых товаров) и транзитные (взимаются при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране). В зависимости от целей таможенные пошлины и сборы подразделяются на фискальные (играющие значительную роль в доходах бюджета), протекционистские (защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров), антидемпинговые (разновидность протекционистских пошлин), преференциальные (льготные пошлины, обычно устанавливаемые в отношении товаров, происходящих из определенных государств в соответствии с условиями договоров). Фискальное значение таможенных пошлин и сборов в развитых странах, как правило, невелико.

1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения................................

1.1 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление................. 5

1. 2 Особенности взимания акцизов в РФ в условиях переходной экономики

2.Практические аспекты акцизного налогообложения................................

2.1 Обзор российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России............................................................................................................ 14

2.2 Виды акцизов и подакцизных товаров...................................................

Заключение.................................................................................................... 25

Библиографический список литературы......................................................

Введение

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички – в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать причины выбора акцизов в качестве налога на потребление.

2. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ.

3. Осуществить обзор российского законодательства.

4. Рассмотреть классификацию акцизов по видам.

В качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения.

1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения

1.1 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление

Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, - безъэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе - от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы - на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.

Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий.

Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы) может отчасти воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут стать дополнительным эффектом от внедрения налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки).

При взимании акцизов используются адвалорная, специфическая и смешанная ставки акцизов.

Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфической ставкой - фиксированная сумма налога на единицу товара. Выбор между специфическим и адвалорным налогообложением может зависеть от того, производятся ли подакцизные товары на территории конкретной страны или нет.

В большинстве стран применяются оба вида ставок и, таким образом, соблюдается баланс между плюсами и минусами обоих методов акцизного налогообложения. Кроме того, следует иметь в виду, что в любом случае подакцизные товары облагаются НДС, который сам по себе является адвалорным налогом.

В сущности, выбор между специфической и адвалорной ставками налогообложения является выбором между налогообложением подакцизного товара на основе потребляемого количества и на основе его стоимости. В соответствии с этим принципом, специфические ставки применяются в мире в основном к товарам, имеющим негативные социальные эффекты (алкогольная и табачная продукция), а адвалорные - к предметам люкса, в этом случае налогообложение в основном служит перераспределительным целям.

Вопрос об определении налогооблагаемой базы акцизов особенно актуален в случае применения адвалорной ставки. В этом случае вхождение прочих налогов в облагаемую базу акцизов может существенно изменить обязательства по акцизам.

Перечень уплачиваемых в бюджет налогов и сборов обычно определяются системой налогообложения или тем или иным спецрежимом, который выбрала конкретная компания. Но существует ряд товаров, относящихся продукции массового потребления и считающихся высокорентабельными, сам факт продажи которых приводит к необходимости уплачивать дополнительный налог. Акцизный сбор – это, в данном случае платеж, связанный с конкретным видом товара.

Акцизный сбор – это прямой или косвенный налог?

Акциз представляет собой надбавку к цене реализуемого товара. Это повышает цену продукции, и в конечном счете оплачивает ее покупатель. Подобная схема означает, что акциз относится к косвенным налогам. Принцип расчетов по нему в чем-то схож с правилами, действующими в отношении НДС.

Подакцизные товары

Формально объектом налогообложения акцизами являются операции с определенной группой товаров, которые, как уже было сказано, являются массовыми. Перечень таких товаров утвержден в статье 181 Налогового кодекса. Это прежде всего этиловый спирт и спиртосодержащая продукция, в частности парфюмерия и косметика в емкостях не более 100 миллилитров, алкоголь и табак, а также бензин, дизель, моторные масла. Подакцизными являются также легковые автомобили, мотоциклы и электронные сигареты.

Соответственно плательщиками акцизов становятся компании и предприниматели, которые совершают операции, облагаемые акцизами, то есть реализуют вышеуказанные подакцизные товары собственного производства (п. 1 ст. 182 НК РФ). Такой налогоплательщик обязан включить акциз в цену товара, исходя из их утвержденных ставок.

Акцизные ставки

Ставки акцизов утверждены в статье 193 Налогового кодекса. Они определяются отдельно по каждому виду товара. Причем такие ставки могут быть различными по своей сути: твердыми, то есть устанавливаемыми, как определенная сумма, применяемая к единице измерения (например, 6800 рублей за 1 тонну дизельного топлива), адвалорная, то есть выраженная в процентах, или же комбинированная.

Впрочем, надо сказать, что хоть определяемый в процентах от стоимости акциз вполне допустим российским законодательством, по факту таких акцизов в Кодексе нет. Большинство подакцизных товаров облагаются по твердым ставкам, и лишь некоторые виды табачной продукции подлежат обложению по комбинированным ставкам.

Расчет акцизов и отчетность

Реализация подакцизных товаров разных категорий прежде всего означает необходимость ведения раздельного учета. Акцизы по разным ставкам должны и определяться отдельно.

Рассчитываться с бюджетом плательщикам данного налога необходимо ежемесячно. Именно такой налоговый период по акцизам установлен статьей 192 Налогового кодекса. Во внимание принимаются те операции по реализации подакцизных товаров, дата по которым пришлась на этот расчетный период.

Налоговая декларация по акцизам также подается по итогам месяца. А вот единой формы этого отчета нет. Все подакцизные товары объединены в три группы, для каждой из которых разработан свой бланк. Так, приказом ФНС России № ММВ-7-3/1 от 12 января 2016 года утверждены две формы декларации: для алкогольной продукции и общий бланк для различного топлива и подакцизных транспортных средств. Продавцы табачной продукции отчитываются по форме согласно приказу Минфина от 14 ноября 2006 года № 146н.

Отдельная декларация по косвенным налогам, а именно по НДС и акцизам, утверждена приказом Минфина от 7 июля 2010 № 69н для случаев импорта товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза.

Срок подачи отчета и уплаты акциза совпадает. В обычных случаях рассчитаться с бюджетом и подать декларацию, когда закончился налоговый период по акцизам нужно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Исключение – плательщики акцизов, совершающие операции с прямогонным бензином или денатурированным этиловым спиртом. Для них конечной датой будет 25 числа третьего месяца по окончании расчетного периода. Для некоторых же специфических ситуаций, описанных в частности в пунктах 30-31 статьи 182 Налогового кодекса, дата подачи отчета и уплата самого акциза утверждена, как 25 число шестого месяца, следующего за отчетным.

Загрузка...
Top