Рупорная акустика и ее обзор. Сабвуфер своими руками: от начального уровня к высокому классу Рупорный сабвуфер


Современная музыка и спецэффекты в кино (например, взрывы в саундтреках фильмов) содержат много низких частот. Хотя широкополосные АС могут иметь достаточно полноценный диапазон частот, их дополняют сабвуферами, которые действительно способны внятно воспроизводить низкие частоты, что особенно актуально для насыщенной басом музыки, например EDM (электронная танцевальная музыка) или регги.

Размещение обычных АС, как правило, сравнительно простой вопрос, но размещение и конфигурация сабов имеет несколько вариантов и может быть более сложной задачей. Давайте начнем с основ.

Сабвуфер — это специализированный кабинет, который воспроизводит крайний, нижний предел частотного диапазона. Модели для студии или домашнего кинотеатра могут работать в диапазоне от 20 до 250 Гц, в звукоусилении сабы, как правило, работают от 30 до 120 Гц, с точкой кроссовера от 80 до 100 Гц. Они могут быть пассивными, питаться от внешних усилителей и процессоров, или активными, со встроенным усилением и процессингом.

В небольших системах сигнал на сабы и на основные АС отправляется с одного, главного выхода консоли, в то время как более крупные сетапы могут получать НЧ-контент только от НЧ-инструментов, таких, как басовый барабан, бас-гитара или даже бас-вокалист. В этом случае сигнал для саба отправляется на усиление через отдельный выход консоли (aux, матрица или моно-шина). Это помогает очистить «мутное» звучание нижнего края диапазона, потому что из НЧ-сигнала устраняются открытые микрофоны на сцене, которые «насасывают» шум со сцены, и которые могут быть не в фазе друг с другом.

Существует несколько различных типов сабвуферов, каждая конструкция представляет собой компромисс между шириной воспроизводимого диапазона, эффективностью, размерами и ценой. Конструкции могут использовать один или несколько динамиков, расположенных в различных конфигурациях, в том числе:

Герметичный корпус.

Динамик(и) установлен(ы) в герметичный корпус. Хотя переходные процессы данная конструкция отрабатывает хорошо, но по сравнению с вентилируемым корпусом эффективность мала, и воспроизведение самых низких частот достаточно проблемно, особенно на высоких уровнях громкости. Одним заметным исключением является специфический дизайн, который использует собственные электронные системы управления процессом обработки для воспроизведения низких частот (до 20 Гц).

Бас-рефлекс/Вентилируемый корпус/Фазоинверторный корпус.

Наиболее распространенный тип дизайна саба в звукоусилении, «бас-рефлекс» имеет динамик(и), установленный(ые) в ящик, который также имеет одно или более вентиляционное отверстие. Вентиляционное отверстие (или порт) имеет определенный размер, и длину, чтобы звук, исходящий сзади динамика при выходе из ящика совпадал по фазе со звуком, идущим спереди. Преимуществ фазоинвертора перед герметичной конструкцией имеется множество, в том числе: расширенный НЧ-отклик, повышенная мощность и увеличенное звуковое давление.

Однако эти преимущества приходят вместе с увеличенной стоимостью, большим размером корпуса и весом, и медленными переходными характеристиками. Также необходимо использование дополнительного обрезного НЧ-фильтра, ниже частоты настройки, для предохранения подвесной системы динамика от повреждений на высоких уровнях.


Бэндпасс.

В данной конструкции один (или более) динамик размещен в резонаторной камере, которая может быть закрытой или вентилируемой, и играет во вторую вентилируемую камеру, расположенную перед выходом из ящика. Проходя через эти настроенные камеры, звук ограничивается в частотном диапазоне, но увеличивается выход в пределах заданных камерами частот, наряду с сокращением верхних гармоник.

Недостатком является то, что размещение второй резонансной камеры перед динамиком увеличивает размеры корпуса.

Нагруженный рупор. Как и предполагает название, динамик находится в закрытой (иногда вентилируемой) камере, выход которой направляется через рупор. Рупор увеличивает выход динамика, а также может улучшить направленность, в зависимости от длины и площади выхода рупора (та часть, которая выходит наружу). Так как низкие частоты требуют большого рупора, дизайнеры, как правило, сгибают, складывают или загибают рупор в корпусе, в результате чего размеры ящика становится более вменяемыми.

Чертеж LAB Sub , сабвуфер дизайна «нагруженный рупор».

Рупорная конструкция предполагает увеличение уровня в сравнении с бас-рефлекс дизайном, но иногда она не очень хорошо воспроизводит самые низкие частоты, потому что для обработки этих длинных волн необходим рупор существенного размера. Однако, они могут быть уложены в группы для дополнительного НЧ-расширения. Большой размер и вес этих корпусов, как правило, ограничивает их применение для больших мероприятий.

Обратно-нагруженный рупор.

Динамик помещается на выходе рупора, одна стороны направлены в рупор, другая – на выход из рупора. Монтаж динамика в данном месте уменьшает необходимую длину хода подвеса динамика, в сравнении с обычно нагруженным рупором, в итоге — меньше искажений и больше выход. Эти преимущества приходят вместе с увеличением стоимости, размера и веса сабов. Тем не менее, результаты могут быть очень хорошие, особенно в проблемных акустических средах.

Кардиоида.

Данная конструкция обеспечивает больший выход из передней части ящика и меньший — сзади. Это обычно достигается путем добавления еще одного динамика в задней части корпуса и изменения их фазового отношения и/или выходного времени прибытия по отношению к переднему динамику, помогая обнулить звуковые волны, идущие назад.

Кардиоидная конструкция фокусирует НЧ-энергию на аудитории, снижая нежелательные отражения и шум на сцене. Эти преимущества сопровождаются большей стоимостью и весом, также требуются дополнительное усиление и процессинг, если сабы — пассивные. Однако результаты могут быть очень хорошими, особенно в проблемных акустических средах.

Гибридные конструкции.

В них применяется сочетание различных подходов внутри одного корпуса. Например, я недавно наткнулся на одну конфигурацию с двумя динамиками, имеющими общую вентилируемую камеру. Один динамик фронтального излучения стоит прямо, а второй — под углом 90 градусов, и излучает во вторую вентилируемую камеру.

Также на рынке имеется кардиоидный пассивный саб с двумя динамиками: 18-дюймовый бас-рефлекс конфигурации и 15-дюймовый в сложенном рупоре.

Очевидно, есть много, чего обсудить, когда дело доходит до сабвуферов, и то, что я представил здесь, предназначено в качестве примера, просто как грунт для полотна, на котором может быть написана любая картина. Хорошее понимание работы и взаимодействия сабов стоит вашего времени, а доставка НЧ-энергии с максимальной отдачей и управляемостью является одним из определяющих факторов успешного опыта в звукоусилении.

Крейг Лирман

Сабвуферы в составе аудиотракта.

Сабвуфер-часть акустической системы, воспроизводящая самые низкие частоты в том числе инфразвук-от 10 до 250 Гц.

Низкие частоты в диапазоне от 0 до 200Гц не локализируются человеком в пространстве, тоесть слух человека с трудом сможет определить откуда идет звук.
Сабвуферы применяются для экономии пространства в комнате за счет уменьшения габаритов многоканальной акустической системы, например вместо пяти громоздких акустических системах объемом по 50 литров каждая(для надлежащего воспроизведения глубоких низких частот)можно применить один сабвуфер объемом от 20 до 50л и небольшие сателлиты объемом в 10-15литров каждая для средне-высокочастотных динамиков. Еще одним очевидным плюсом сабвуфера является возможность подобрать методом экспериментально-переносного прослушивания в комнате и выбрать наиболее подходящий Вашим вкусовым предпочтениям тембр звучания за счет стоячих волн в комнате.
Сабвуфер обычно применяют в составе от двух до девяти канальных акустических системах, рассчитанных на просмотр современного кинематографа с инновационными спецэффектами и прослушивание современной многоканальной музыки (в частности электронной ) — в них важна убедительная передача самых низких частот.
Одна из наиболее важных проблем сабвуферных систем — сложность состыковки амплитудно-частотных из за фазочастотных (временных задержек воспроизведения сателлитов от сабвуфера) характеристик, и как следствие провал или всплеск АЧХ на стыке. Решением этой проблемы служит корректирующая схемы регулировки фазы и частоты среза.


Среди всех сабвуферов можно выделить два основных типа относительно усилителя: активные и пассивные.


Активный сабвуфер имеет в своем составе встроенный усилитель мощности,который снимает всю нагрузку с основного усилителя) и имеет встроенный активный кроссовер, который отфильтровывает ненужные высокие частоты и упрощает согласование сабвуфера с сателлитами. Может усиливать полученный сигнал с линейного входа (с отфильтрованными высокими частотами). Обычно имеет возможности для подстройки в конкретных условиях применения (плавный или ступенчатая регулировка угла фазы, регулировка частоты среза АЧХ и крутизны среза а так же subsonic(фильтр инфранизких частот для разгрузки усилителя мощности и предотвращения излишних колебаний динамика от инфранизких частот и самое главное как по мне, корректоре линквица, позволяющего заметно уменьшить необходимый объем для НЧ динамика и воспроизводить частоты от 10 Гц динамиками от 8" и выше, что недопустимо при применении пассивного сабвуфера).
Пассивный сабвуфер не имеет усилителя мощности, поэтому он подключается к основному усилителю мощности вместе с основными АС (паралельно) , или к специально отведенному отдельному каналу усилителя мощности. Основной недостаток подключения пассивного сабвуфера является создание дополнительной, значительной нагрузкой основного усилителя что неизбежно уменьшает максимальный уровень громкости аудиокомплекса в целом и вносит свои искажения. Для фильтрации ненужных высоких частот применяют пассивные кроссоверы, которые тоже не сулит ничего хорошего для аудиотракта.Частичным выходом из ситуации фильтрации частот служит оформление бадпасс. Из-за отсутствия средств индивидуальной настройки пассивный сабвуфер очень требователен к размещению в помещении и имеет большие габариты в отличие от активного.

По оформлению и коэффициенту полезного действия сабвуферы подразделяют на следующие категории:


Закрытый ящик (closed box) . Вид акустического оформления НЧ динамика работающего на герметично закрытый объем ящика без дополнительных излучателей.


Фазоинвертор (vented box). Вид акустического оформления вуфера с выводами от внутреннего объема АС в виде настроенных на определенную частоту труб, из которых выходит воздух от тыльной стороны динамика тем самым излучая звук от задней части диффузора и увеличивая КПД системы. Для наибольшего КПД но и искажений порт фазоинвертора размещают на фронтальной стороне АС. При размещении его на тыльной стороне получаем обратные качества и необходимое минимальное расстояние расположения от задней стенки комнаты. Крутизна среза низких частот выше, чем у оформления закрытый ящик, что позволяет добиться более низкой частоты воспроизведения.


Пассивный излучатель (passive radiator). Особенность этого оформления является дополнительно установленный диффузор без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковое давление от волны исходящей от мембраны пассивного излучателя суммируется с активным низкочастотного динамика. Проигрывает в качестве и КПД фазоинверсным системам.


Бандпасс (bandpass). В ящик, разделенный внутри дополнительной перегородкой с динамиком на два разные по объёму камеры. КПД конструкции выше, чем у трех вышеуказанных.Название bandpass означает полосовой фильтр, коим служит корпус, который ограничивает АЧХ сабвуфера как снизу так и сверху и в некоторых случаях позволяет отказаться от использования кроссоверов. Существует три вида бандпасса: 4-й категории, 6-й тип-А, 6-й тип-Б.


ЧВ (четвертьволновый резонатор, quarter wave box). Вид акустического оформления с перегородками внутри АС в виде тоннеля с определенней длиной и определенным сечением. QTWP не имеет такого параметра как объем, важны лишь длина и площадь поперечного сечения тоннеля. Четвертьволновый резонатор имеет двухкратное превосходство над фазоинверсным оформлением и втрое большее над закрытым ящиком.


Рупорный сабвуфер (Horn loaded). Рупор очень сложен в настройке но облажает наибольшим КПД среди всех вышеприведенных оформлений. Редко применяется из за больших габаритов, сложности настройки и применяется в основном в професиональной концертной акустике.

Бандпасс четвертого порядка на 2х 75ГДН-3 в изобарическом подключении.

Довольно вызывающий и редко встречающийся в кругах аудиолюбителей вариант изготовления сабвуфера может вызвать много спорных вопросов у читателей, любителей и професионалов. Признаю, кроме интригующих ощущений были и определенные сомнения. Ведь вуфер в оформлении бандпасс призван увеличить КПД низкочастотного регистра, а подключение двух головок в оформлении изобар с точностью до наоборот уменьшает его, давая в качестве преимуществ возможность использовать вдвое меньший объем ящика и увеличивая максимально подводимую мощность вдвое. Измерив параметры Тиля-Смола связки НЧ динамиков и промоделировав результаты в программе идеальным типом оформления стал банд пасс четвертого порядка с одной герметично закрытой камеров и фторой фазоинвертной.




Этот тип Бандпасса считается наиболее приемливым в соотношении качества баса, легкости настройки и небольшого объема. Но ключевым моментом выбора стал подходящий объем в 48л имеющейся в наличии акустической системой Орбита 35АС-016.


Низкочастотные динамики не были в работе довольно долгое время и подвесы уже давно превратились в некую крохкую и липкую субстанцию. Поэтому первым шагом стал замана подвесов:

В ожидании отвердевания клея, необходимо было провести объемные работы по переделке корпуса. Измерив габариты стянутых между собой НЧ динамиками приходим к выводу о невозможности их размещения внутри перпендикулярно. Поэтому была изготовлена диагональная распорка, разделяющая объем корпуса на 2 части.

Но чтобы поместить динамики внутрь и иметь возможность удобно работать с ними (так как родные отверстия для динамиков в последствие будут закрыты)пришлось демонтировать заднюю стенку.

Как оказалось, чтобы поместить динамики даже диагонально в корпусе, необходимо было не только изготавливать новую заднюю стенку, которая монтировалась поверх корпуса добавляя те необходимые пару сантиметров запаса, но и выфрезироватьполости потай для магнитов динамиков чтобы добиться отсутствия контакта магнитов динамика с передней и задней стенкой АС. Закрываем передние заводские отверстия для динамиков в корпусе, изготавливая заглушки необходимой формы и герметизируя отверстия.

Устанавливаем диагональную распорку с низкочастотными головками.

Также монтируем распорку между боковыми стенками для минимизации вибраций корпуса. Монтируем терминал для подключения сабвуфера и приваиваем к нему провод сечением 2,5 кв см из безкислородной меди.

Для достижения подходящего вашим предпочтениям баса экспериментальным путем подбираем тип и количество звукопоглощающего материала в обеих камерах.
Так как оформление банд пасс(в переводе полосовой фильтр) ограничивает воспроизведение средних частот, на практике рекомендуется использование фильтра высоких частот. Однако в изобарическом оформлении присутствует дополнительная фильтрация средних частот в виду изоляции фронтальных сторон диффузора, которые и издавали излишние средние частоты через порты фазоинвертора. Взаимное подключение динамиков по изобарической схеме возможно в двух вариантах.

Однако вариант с параллельным соединением, имеющий больший КПД не дает нам возможности использования с большинствами усилителей, рассчитанными на работу с вуферами от 4 Ом. Мы же выходим на цифру 2 Ома-что приведет к перегреву и выходу из строя усилителя мощности. С последовательным соединением мы получаем импеданс в 8 Ом, позволяющий работать с подавляющим количеством усилителей. При сборке корпуса обязательно герметизируем все щели шпаклевкой или герметиком и заднюю стенку АС прикручиваем к корпусу через уплотнители, так как давление внутри сабвуфера будет очень большим.
После сборки корпуса и подключению к усилителю мощности было масса впечатлений от прослушивания композиций. Действительно низкий и глубокий бас, воспроизводящий 30 Гц по уровню 0дб и 25 Гц по уровню -6 Дб


и не имеющий инородных призвуков в виде гудений, вибраций и сипений воздуха. Однако чтобы раскачать данный агрегат необходим усилитель номинальной мощности от 50 Вт, а рекомендуемая все 100Вт. Поэтому была сделана доработка с возможностью гибкого подключения сабвуфера, исполненная в трех вариантах: 1) Отключение одного динамика и последующая работа его в качестве пассивного излучателя- наименьший КПД сабвуфера- наибольшие требования к мощности усилителя 2) Оригинальный вариант-один канал усилителя работает сразу с двумя динамиками- средний КПД/требования к усилителю. 3) Вывод отдельного терминала подключения для второго динамика – и подключение каждого динамика к своему каналу усилителя(необходимо 2 канала усиления, тоесть стерео усилитель)-наиболее производительный вариает и возможность использования усилителей мощность от 25 Вт на канал, так как каждый канал работает на свой динамик. Каждый из этих вариантов имел свои особенности в звучании поэтому это добавляет возможность в экспериментах согласно Ваших вкусовых предпочтениях и места прослушивания и усилителя мощности.

Данный вариант является отличным бюджетным аналогом современных импортных сабвуферов не уступая по качеству но превосходя по глубине баса в ущерб больших габаритов отлично подходит не только для отработки динамичных сцен фильмов и большего погружения в игровой процесс видеоигр, но и для прослушивания любимых аудиокомпозиций.

Перед началом проектирования и сборки короба необходимо определиться с выбором динамика. Рекомендуем остановить свой выбор на 10-12 дюймовых импортных динамиках, так как они наиболее часто используются в автомобильных сабвуферах и лучше всего подходят. Как подобрать динамик для сабвуфера мы подробно рассказывали в предыдущей статье. Конструкция короба также имеет важное значение: от нее зависит качество и громкость звучания низких частот.

Какими бывают короба для сабвуфера?

Существует несколько типов ящиков для сабвуфера. От конструкции короба напрямую зависит качество звука , которое Вы получите на выходе. Ниже представлены наиболее популярные типы сабвуферов:

Закрытый ящик — наиболее простой в изготовлении и проектировке, его название говорит само за себя. Низкочастотный динамик помещается в герметичный деревянный корпус, который улучшает его акустические характеристики. Изготовить сабвуфер в авто с таким корпусом довольно просто, однако он имеет самый низкий КПД.

Бандпас 4-го порядка — это тип сабвуфера, корпус которого разделен на камеры. Объемы этих камер разные, в одной из них размещен динамик, а во второй — фазоинвертор (воздуховод). Одной из особенностей этого типа сабвуфера является способность конструкции ограничивать частоты, которые воспроизводит диффузор.

Бандпас 6-го порядка отличается от 4-го порядка наличием еще одного фазоинвертора и еще одной камеры. Есть два типа бандпасов 6-го порядка — первый имеет один фазоинвертор, а второй два (один из них общих для обеих камер). Этот тип короба является наиболее сложным в проектировании, но выдает максимальный КПД.

Фазоинвертор — сабвуфер со специальной трубкой в корпусе. Она выводит воздух и обеспечивает дополнительное звучание от задней части динамика. По сложности в изготовлении и качеству звучания этот тип нечто среднее между закрытым ящиком и бандпасом.

Желая получить наиболее качественное звучание, можно остановить свой выбор на бандпасах. Но конструкция этого типа имеет множество деталей, которые надо тщательно спроектировать и просчитать. Все это можно сделать с помощью специальной программы WinlSD, которая не только определит оптимальный размер и объем сабвуфера, но и создаст его 3D модель, а также просчитает размеры всех деталей.

К сожалению, эта программа требует хотя бы минимальный знаний в этой сфере и рядовому автолюбителю навряд ли удастся сделать все верно с первого раза. Тем более, для того, чтобы программа правильно работала, ей необходимы некоторые параметры динамика, которые также известны не всем. Если Вы не планируете принимать участие в соревнованиях по авто-звуку советуем отбросить бандпасы.

Интересуетесь автотюннингом? Подробная инструкция по установке парктроника своими руками специально для вас!

А вы знаете, что такое типтроник? Читайте о плюсах и минусах этой коробки передач.

Фазоинвертор будет наиболее оптимальным решением для самодельного сабвуфера. Этот тип короба хорош тем, что трубка (фазоинвертор) позволяет лучше воспроизводить самые низкие частоты. Фактически это дополнительный источник звука, который содействует звучанию сабвуфера и повышает КПД.

Какие материалы нам потребуются для сборки сабвуфера?

Материал для изготовления короба сабвуфера должен быть прочным, плотным и хорошо изолировать звук. Для этого отлично подойдет многослойная фанера или ДСП . Основные преимущества этих материалов — доступная цена и простота в обработке. Они достаточно прочны и обеспечивают хорошую шумоизоляцию. Мы будем делать сабвуфер из многослойной фанеры толщиной 30 мм.

Чтобы сделать короб для сабвуфера нам понадобится:

  • Саморезы по дереву (примерно 50-55 мм, 100 штук)
  • Шумоизоляционный материал (шумка)
  • Дрель и шуруповерт (или отвертка)
  • Електролобзик
  • Жидкие гвозди
  • Герметик
  • Клей ПВА
  • Карпет, примерно 3 метра
  • Клемник

Чертежи короба для сабвуфера

В данной статье мы будем делать короб под сабвуфер с 12-ти дюймовым динамиком. Рекомендуемый объем ящика для одного 10-12 дюймового динамика — 40-50 литров . Рассчитать короб под сабвуфер не сложно, вот примерная схема с размерами панелей.

Стоит обратить внимание на минимальное расстояние от стенок корпуса до динамика. Оно, как и объем всего ящика, рассчитывается по внутренней поверхности.

Видео-инструкция: как самому сделать чертеж для сабвуфера

Собираем короб для сабвуфера своими руками

Можно приступать к сборке. Мы используем 12-ти дюймовый динамик Lanzar VW-124.


Его диаметр 30 см, и первое что нужно сделать это вырезать отверстие под динамик. Минимальное расстояние от центра диффузора до стенки сабвуфера — 20 см. Мы отмеряли по 23 см (20 см + 3 см ширина фанеры) от края панели и прорезали отверстие електролобзиком. Далее вырезаем отверстие под фазоинверторную щель, в нашем примере она имеет размер 35*5 см.


Вместо щели можно использовать классический воздуховод — трубку. Теперь собираем фазоинверторную щель и крепим ее к передней панели сабвуфера. Проходим по стыкам жидкими гвоздями и закручиваем саморезами.

Важно очень плотно закручивать саморезы, чтобы не оставить пустотелостей. Они будут создавать резонансные колебания, которые испортят звучание сабвуфера.

Далее собираем боковые стенки короба, предварительно смазав их жидкими гвоздями, и плотно закручиваем саморезами.


На задней крышке короба нужно вырезать небольшое отверстие под клемник. Соединяем все части корпуса. Убеждаемся в том, что мы правильно вырезали и скрепили все части.


Вставляем динамик. Смотрим, любуемся.


Переходим к внутренней отделке короба. Первое, что необходимо сделать это проклеить все стыки и щели эпоксидным клеем или герметиком. Далее с помощью клея ПВА приклеиваем на всю внутреннюю поверхность короба шумоизоляционный материал.




Теперь обтягиваем всю внешнюю плоскость короба карпетом, включая щель фазоинвертора. Крепить его можно на эпоксидный клей или с помощью мебельного степлера.


Далее вставляем и плотно прикручиваем динамик. Сабвуфер почти готов, осталось только протянуть провода от динамика к клемнику и подключить усилитель.


Усилитель мы докупали, но его также можно сделать своими руками. Это довольно сложно, так как требует знаний и практики в области радиотехники. Также можно использовать готовые наборы и схемы для радиолюбителей, вроде Мастер-КИТ, и самостоятельно проводить сборку усилителя. Единственное требование к усилителю — его максимальная мощность должны быть меньше, чем максимальная мощность динамика .

Смотрите также видео-отчет о изготовлении самодельного сабвуфера на 2 динамика

Делаем сабвуфер стелс своими руками

Надоело возить в багажнике огромный ящик? Тогда стелс сабвуфер просто создан для вас. Этот уникальный тип корпуса более практичный, чем классический ящик. Он не стоит квадратной коробкой посреди багажника и занимает меньше места. Зачастую стелс устанавливают во внутренней части крыла, иногда в нише вместо запасного колеса. Минимальный объем ящика, который требует 10-12 дюймовый динамик для нормальной работы — 18 литров.

Для изготовления пассивного стелс сабвуфера нам потребуются:

  • низкочастотный динамик;
  • защитная решетка и розетка для подключения к усилителю;
  • провод для подключения динамика к розетке;
  • многослойная фанера или ДСП (толщина 20 мм);
  • небольшой кусок ДВП;
  • эпоксидный клей;
  • кисточка;
  • стеклоткань;
  • монтажный скотч;
  • полиэтиленовая пленка;
  • саморезы по дереву;
  • дрель, лобзик.

Узнайте, какие документы нужны для замены прав при смене фамилии , и нужно ли еще раз сдавать на права.

Недавно купили новый автомобиль? Прочтите советы по обкатке нового авто от опытных автомобилистов.

Здесь /avtotovary/pokupka-avto/byudzhetnye-krossovery.html можно узнать, как правильно пользоваться и ухаживать за автоматической коробкой передач.

После выбора места, где будет установлен стелс, освобождаем багажник и приступаем к изготовлению корпуса. Можно снять обшивку багажника в том месте, где будет установлен сабвуфер, чтобы поместить его еще ближе к крылу. Первым делом стелем на пол багажника полиэтиленовую пленку. Она выполняет сразу две функции: защищает обшивку багажника от эпоксидного клея и позволяет нам сделать крепление, к которому мы прикрутим днище сабвуфера. Далее обклеиваем внутреннюю сторону крыла монтажным скотчем в два слоя.


Нарезаем стеклоткань небольшими кусками, примерно 20х20 см. На малярный скотч накладываем куски стеклоткани и проклеиваем эпоксидным клеем. Накладывать стеклоткань лучше внахлёст, чтобы не было очевидных стыков и швов.


Лепим слои стеклоткани друг на друга, попутно смазывая их эпоксидным клеем, пока толщина листа не достигнет 10 мм (примерно 4-5 слоев).


Материал будет застывать примерно 12 часов. Для ускорения процесса можно использовать лампу. Теперь вырезаем дно сабвуфера и приклеиваем к нашему корпусу. Стык обрабатываем герметиком или проклеиваем эпоксидной смолой.


В этом конкретном случае форму нужно подогнать под петли багажника, чтобы наш самодельный сабвуфер не мешал ему закрываться. После того, как мы отрезали все лишнее, вырезаем из ДСП боковые стенки и верхнюю крышку. Округлую часть изготавливаем из фанеры, мы это делали “на глаз”.

Чтобы фанере было проще придать округлую форму, ее необходимо сначала намочить, придать ей нужную форму, закрепить и дать высохнуть.

Листы ДСП необходимо проклеить эпоксидным клеем или герметиком, а затем скрепить саморезами. Короб из стекловолокна также приклеиваем с помощью эпоксидной смолы, а когда она высохнет — скрепляем саморезами.


Для лучшей герметизации можно проклеить швы еще раз . Мы наложили еще один слой эпоксидного клея и прижали конструкцию песком, чтобы клей лучше взялся.


Далее мы можем замерить переднюю панель и вырезать ее. С помощью лобзика вырезаем круг для динамика. Для того, чтобы надежно прикрепить переднюю панель к корпусу, нужно закрутить ее саморезами со всех сторон. То есть на всей внутренней части панели нужно установить бруски, на расстоянии чуть большем, чем толщина фанеры (в нашем случае мы прикрепили бруски на расстоянии примерно 25 мм от края панели). Благодаря этому мы сможем закрепить переднюю часть сверху, снизу, по бокам, и самое главное — надежно прикрепить ее к округлому элементу.


Вырезаем отверстие в торце для розетки.


В конце было решено добавить еще два слоя стеклоткани и эпоксидного клея на изогнутую часть корпуса для стелс сабвуфера.


Проводим окончательную сборку: устанавливаем розетку и подключаем к ней динамик, но пока не прикручиваем его. Далее есть два варианта — покрасить сабвуфер, либо обтянуть карпетом. Покрасить немного сложнее, так как надо сначала выровнять поверхность. Для этого мы использовали универсальную шпаклевку.


Выравниваем все наждачной бумагой, грунтуем и красим. Сабвуфер готов!



Рупорная акустика

Рупорная акустика всегда была дороже обычной. И не удивительно, что самыми горячими поклонниками такой акустики являются те пользователи, которые когда-то владели традиционными колонками.
Ничего удивительного в этом нет. Искушенный слушатель всегда оценит общую гармонию, целостность восприятия и естественность звучания.
Акустика рупорная самому пользователю нравится в виду своей музыкальности и умения захватывать слушателя.

Что это такое

Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон требуемых частот. Этого бывает достаточно для передачи музыкальных композиций, но совершенно недостаточно для создания ощущения присутствия слушателя.
Как скажет вам любой меломан, есть что-то такое, которое отвечает за передачу не просто музыки, мелодии, но и за передачу эмоций исполнителя. Рупорная акустика как раз отлично с этим делом справляется.
Рупорная акустика устроена не так, как обычная. Динамик(см.) в ней не совсем больших размеров и присоединяется он к рупору, увеличивающему громкость его звучания.
Это можно сравнить с тем случаем, когда человек, чтобы докричаться до собеседника на большом расстоянии, складывает руки рупором.

Примечание. Если вы задумались о приобретении рупорной акустики в свой автомобиль, спешим предупредить: разница между хорошими и плохими рупорными динамиками очень существенная, чем это наблюдается в традиционных вариантах.
Дешевая рупорная акустика, изготовленная недобросовестным производителем, никак не может выступать в роли сравнения. Именно такие дешевые варианты и породили слухи о том, что якобы рупорная акустика хороша, но звук в них окрашивается.

Что касается качественных рупорных динамиков, то стоят они всегда дорого. В них всегда задействованы магниты Alnico и диафрагмы из экзотических металлов.
Собирается рупорная акустика всегда согласно строгим допускам и размерам. Одним словом, такая технология производства не может подразумевать никаких компромиссов и снижения затрат.

Приведем примеры. Двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех моделях рупорной акустики Цезаро, стоит около 1 тысячи евро. В то же время, самый дорогой твиттер на сегодняшний день, это Скан Спик с бериллиевой диафрагмой и стоит он всего-то около 600 долларов.

Рупорная акустика для авто – это всегда уникальные изделия, выпущенные сериями. Имена некоторых золотыми буквами вписаны в историю автозвука.
Например, это японская рупорная акустика Максоник, выпускающаяся с 1932 года. Сегодня Максоник представляет всегда высокотехнологичные изделия.
При создании всегда применяются дорогие технологии с использованием магнитных систем в излучателях.

История

Итак:

  • Интересно будет знать о том, что самые первые в мире громкоговорители были рупорного типа. Они появились еще в 20-е годы прошлого столетия.
    Технология создания была единственной и делать другие акустические системы тогда просто не умели;
  • Лет через десять появляются АС уже похожие на сегодняшние варианты традиционной акустики. Они завоевали сразу же большую популярность, а про рупорную акустику забыли.
    Тогда ошибочно считалось, что идеальным местом для рупорной акустики будет озвучивание больших пространств, а для приятного прослушивания музыки она просто не годится;
  • Проходит еще лет десять и знаменитый американский инженер создает совершенно новую конструкцию рупорной акустики. Именно Пол Клипш (так звали инженера) доказал, что рупорная акустика позволит воспроизводить музыкальные композиции с очень высоким качеством.

Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».

  • Интересно, что меломаны сразу же «раскусили», что «клипши» воспроизводят музыку как-то по-особенному. С этого времени рупорная акустика становится выбором довольно узкого круга ценителей настоящей музыки;
  • Вторая половина прошлого века ознаменована появлением уже совершенно новых носителей. К тому же, появляются новейшие разработки и новые подходы для обработки и усиления звукового сигнала;
  • Наконец, достигнув апогея модернизации и совершенствования, люди стали понимать, что звучанию так и не удалось придать «живости». И тогда взоры многих обратились к рупорной акустике, на которую приблизительно три года назад начинается настоящий бум.

Магическое звучание рупорных систем

Итак:

  • То, что рупорная акустика звучит по-особенному убедиться совсем несложно. И для такого звучания есть все предпосылки. Во-первых, рупорная акустика обладает высокой чувствительностью. Это дает возможность воспроизводить самые тонкие нюансы, передавать эмоции исполнителя;
  • Во-вторых, рупорная акустика выпускает такие звуковые волны, которые более «естественны» по своей природе по сравнению с колебаниями воздуха, выходящими из традиционных динамиков;
  • Рупорная акустика может воспроизводить низкие частоты, но от этого зависят ее размеры. Говоря иначе, чем более низкие частоты приходится воспроизводить, тем большими должны быть размеры рупорного динамика.

Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.

  • И это еще не все. Воспроизводиться будут низкие частоты не просто так, а на самом высоком уровне. Правда, разницу в воспроизведении способны отличить только самые тонкие ценители звука.

Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.

  • Высокие частоты, воспроизводимые рупорными колонками, звучат намного звонче. Не стоит говорить, что качество ВЧ лучше, чем при использовании обычных пищалок.

В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.

Рупорная акустика в авто

Не стоит говорить, что все автомобильные традиционные АС не позволяют добиться высокого качества звучания. Дело не в чем-нибудь, а в тесном салоне.
Вот рупорные дадут шанс значительно возвеличить звук, создать эффект присутствия (как будто сидишь в студии или на концерте). Объяснить все можно просто: рупор увеличивает расстояние, на которое распространяются звуковые волны, одновременно увеличивая плотность звука и придавая характерную мелодичность.
Технические решения размещения такой акустики в автомобиль могут быть разными:

  • Так, самым популярным способом является установка громкоговорителя спереди, фронтально на стенке корпуса, внутри которого образуется основной волновод. Он имеет выходное отверстие наружу;
  • Другой вариант подразумевает рупорную систему, где есть НЧ громкоговоритель. Его помещают в отдельный корпус. Той же участи следуют ВЧ и СЧ динамики, которые тоже помещаются в соответствующий корпус в отдельности друг от друга.

Преимущества и недостатки рупорной акустики

На этом закончим наш обзор рупорных акустических систем. В последнее время их стали все чаще устанавливать в автомобили своими руками, с использованием пошаговых инструкций, полезных видео обзоров, чертежей и фото – материалов.
Цена на хорошую рупорную акустику очень высока, но ярых меломанов это не остановит.

В данной статье рассмотрим подробно как сделать сабвуфер своими руками, если нет профессиональных знаний в области электроакустики и нет желания использовать ранее неизвестные и непонятные схемы, хотя конечно немного измерений все же сделать придется.

Что представляет собой сабвуфер и для каких целей он используется?

Сабвуфер в народе называют просто саб, и если переводить это слово дословно, то звучит достаточно забавно – подгавкиватель. В действительности это самый настоящий басовый динамик, отличающийся низкой частотой, оформленный в специальном ящике с крайне сложным устройством.

На сегодняшний день если посмотреть фото сабвуфера своими руками, то можно заметить, что они используются в огромном количестве самых различных мест, начиная от простых бытовых ситуаций, когда он устанавливается дома и заканчивая тем, что сегодня многие используют сабы в своих машинах.

Если удастся найти хороший чертеж сабвуфера и правильно сделать его, то определенно можно браться практически за любой сложности АС, поскольку именно воспроизведение НЧ является одним из самых сложных моментов в мире электроакустики.

Важно лишь, чтобы схема сабвуфера полностью отвечала вашим представлением об идеальной акустике.

Немного о басах

Воспроизведение различных басов в принципе является достаточно трудным процессом. В целом НЧ-участок абсолютно любого спектра имеющихся волн звука различается в зависимости от своего психофизиологического сильного воздействия на несколько областей.

Для того чтобы не ошибиться в выборе басового, по-настоящему качественного динамика, и впоследствии короб для сабвуфера удалось выполнить достаточно быстро, прежде всего необходимо значить их ключевое значение и соответствующие границы.

Глубина

Для различного рода духовых органов в специально отремонтированных для музыкальных инструментов залах существенное влияние на то, каким будет тембр звука, оказывает подбас. Именно для звуков природы и различных техногенных катаклизмов, вроде неожиданных взрывов характерны достаточно сильные подбасовые составляющие.

Стоит отметить, что большинство людей подбасы или не слышат вообще, или же слышат, но не достаточно хорошо. К примеру, если осуществить отфильтровку принципиально разных по характеру имеющихся звуков ядерного взрыва и сильного урагана, вроде торнадо в тропиках от всего, за исключением подбасов, то со стопроцентной уверенностью можно сказать о том, что вряд ли кому-либо из слушателей удастся понять, что же на самом деле происходит.

Именно по этой причине сабвуфер для дома практически все оптимизируют исключительно на мидбас.

Как выбрать динамик?

При выборе обязательно стоит обратить внимание на то, что полный расчет всего акустического оформления всегда производится только по известным параметрам Тиля-Смолла.

При создании хорошего сабвуфера своими силами важно лишь учесть абсолютную добротность головки именно на ее основной резонансной частоте. Связано это с тем, что по ней осуществляется выбор идеального варианта для будущего акустического оформления.

Автосабвуферы

Если вас интересуют автомобильные сабвуферы, то в таком случае стоит иметь обязательно в виду, что их чаще всего устанавливают либо прямо под сиденьем у водителя, либо в отсек багажника.

При размещении вторым вариантом, автосабвуфер может занять достаточно много полезного места, поэтому к нему прибегают не так часто. Однако и в случае размещения сабвуфера под сиденьем возникают некоторые риски, связанные, например с тем, что его достаточно легко в таком случае повредить ногами.

Стоит обратить ко всему прочему особенное внимание на важный момент, заключающийся в том, что в достаточно тесном салоне машины не обойтись без обязательного эффекта маскировки различных шумов.

Именно по этой причине практически все автомобильные сабвуферы оптимизируются преимущественно на подбас.

В завершение стоит отметить, что сделать самостоятельно усилитель для сабвуфера может в принципе любой человек и это будет достаточно забавным занятием, полезным не только для развития мастерства, но и ума.

Обратите внимание!

Фото сабвуфера своими руками


Обратите внимание!

Загрузка...
Top