Оратор и его аудитория. Искусство публичных выступлений Логика речи и техника дискуссии


§ 77. Прежде чем начать речь, оратор должен сделать небольшую паузу (5-10 секунд), чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Вот как объясняет необходимость этого действия герой романа А. Крона «Бессонница» профессор Юдин, который вышел произнести речь на международном симпозиуме: "Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, и прежде чем начать слушать, любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма."

Затем обводим аудиторию спокойным, доброжелательным взглядом, как бы приглашая к разговору, приветливо улыбаемся и… Начинаем говорить? Нет! Второе и несомненно важнейшее дело оратора во время непосредственного общения - сопоставить аудиторию, сидящую в зале (конкретную), с той, которая предполагалась во время подготовки выступления (реальной). А что делать, если мы поняли, что перед нами совсем "не та" аудитория, на которую было рассчитано выступление, и даже при безукоризненной подготовке мысли путаются и горло пересохло? Можно, конечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания от общения и повести его уже в новом направлении. Но и для этих действий нужно многое в себе преодолеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъявления и реализации. Таким образом, учитывать аудиторию на этапе Произнесения означает в случае ее несовпадения с предполагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели (систему аргументов, композицию, языковые средства, тональность) и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах.

Наиболее важным элементом взаимодействия оратора и аудитории является зрительный контакт. Для оратора взгляд в аудиторию важен прежде всего потому, что это - единственная возможность установить обратную связь со слушателями. "Под обратной связью, - пишет Л.А. Петровская, - можно понимать информацию, исходящую от объекта воздействия, воспринимаемую носителем воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия." Если же оратор смотрит в окно, на потолок или просто в пространство, то лишает себя возможности иметь обратную связь. Ведь глаза, лица слушателей - это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция. Поэтому не совсем правы те, кто рекомендует выбрать доброе лицо в пятнадцатом ряду и рассказать все именно ему. Посмотрим, как решает эту проблему уже упоминавшийся герой А. Крона профессор Юдин: "Я оглядел зал. По опыту лектора я знал, что надо отыскать в первых рядах несколько внимательных и симпатичных лиц и время от времени посматривать на них. Я сразу нашел глазами своих восточноевропейских коллег, милый Блажевич смотрел на меня дружески и поощрительно. Но я тут же понял, что на этот раз мне следует поискать более точный контрольный прибор. Передо мной была типичная парижская аудитория, отзывчивая и капризная, с незапамятных времен избалованная красноречием всех оттенков. Эта аудитория не простит мне ни скуки, ни неловкости, ее надо сразу брать за рога. Поэтому надо смотреть не на Блажевича, а на коллегу Дени, наблюдающего за мной с веселым любопытством. Его ноздри слегка раздуты, полуоткрытый рот готов и засмеяться, и деликатно зевнуть. Или на ту кислолицую лимонноволосую даму в золотых очках с квадратными стеклами и тянущимся из уха тонким проводочком слухового аппарата, по виду англичанку или скандинавку. Она глуховата и французский язык для нее неродной - достаточно, чтобы перестать слушать, если начало ее не заинтересует." В реальной практике наиболее удачным оказывается вариант, когда оратор равномерно переводит взгляд с одного лица на другое, стараясь установить зрительный контакт с каждым из них, охватывает своим вниманием всю аудиторию.

Ораторское мастерство

Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей , оказания на них желаемого воздействия. путем убеждения и внушения. Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий ответной словесной реакции.

Оратор всегда стремится преодолеть пассивность восприятия адресата и втянуть его в активную мыслительную деятельность. В идеале ораторская речь - двусторонний процесс (диалог на уровне мышления ).

Особенности ораторской речи:

    наличие «обратной связи» . Оратор должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать собственную речь, то есть устанавливать контакт со слушателем;

    устная форма общения . Публичная речь реализуется в устной форме литературного языка. Для оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям. Ученые доказали, что при восприятии письменной речи усваивается только 50% полученной информации, а при восприятии устной - 90%;

    сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением . Ораторская речь тщательно готовится. Подготовленная речь - это, по сути, книжная речь. Тем не менее, выступая с трибуны, оратор должен не просто механически прочитать текст, а именно произнести его. Тогда, в процессе импровизации, и появляются элементы разговорной речи. Чем опытнее оратор, тем искуснее переходит он от книжно-письменной формы речи к живой;

    использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических).

Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare говорить’ . В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.

Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя.

В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов . Для представителей первого типа основное средство ораторского искусства - логика рассуждений , представители второго типа воздействуют на слушателей эмоционально.

Речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной . Это неразрывное единство. Оратор должен вызывать у слушателей добрые чувства и намерения, быть высоконравственным человеком, эрудированным, хорошо разбираться в общественно-политической ситуации, литературе, искусстве. При этом бывают исключения. Так, например, Гитлер был выдающимся оратором, обладавшим магическим даром привлекать внимание аудитории, но при этом совершенно безнравственным.

Оратор должен обладать определенными навыками и умениями : при подготовке своих выступлений правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратору в любом случае следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени, уместно использовать технические средства и наглядные пособия.

Основная задача оратора - установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.

Аудиторией в античные времена называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую в театр.

Психологи выделили три группы мотивов , которые побуждают людей слушать лекции ораторов: интеллектуально-познавательные мотивы; мотивы морального плана (обязаны присутствовать ); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор ).

Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.

Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, то есть заниматься систематическим риторическим самообразованием.

Ему следует создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).

Оратору необходимо также овладеть техникой речи , которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на
сознание, воображение, волю слушающих.

Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи , чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.

Подготовка оратора к выступлению предполагает серьезные предварительные размышления над его композицией.

Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить рему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента.

Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана. Существует несколько видов планов выступления : предварительный; рабочий (после того как изучена необходимая литература, собран фактический материал); основной.

Важную роль в восприятии речи играет ее композиция. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом: принцип последовательности - каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; принцип усиления - значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления; принцип экономии - поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.

Публичная речь обязательно должна иметь вступление - своеобразную прелюдию, цель которой состоит в том, чтобы привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки , крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении можно использовать цитату.

Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, потому что аудитории требуется несколько минут, чтобы привыкнуть, приспособиться к внешности выступающего, тембру его голоса, манере поведения. Именно по этой причине опытные ораторы тратят первые несколько минут на то, чтобы поблагодарить председателя, объявившего их выступление. Однако в начале выступления не следует приносить извинений за то, что не готовы, за то, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово.

Чтобы найти оригинальное начало речи, надо много работать.

Существуют различные методы преподнесения материала: ин дуктивный метод - от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях; дедуктивный метод - от общего к частному. Оратор сначала выдвигает какое-либо положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (данный метод применяется в выступлениях пропагандистского характера); метод аналогии - сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю; концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (в его речи присутствует центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной); ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим , без возвращения к предыдущему; исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности.

Известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения.

Заключение является важной композиционной частью выступления (Конец - делу венец) . В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Убедительное и яркое заключение всегда запоминается слушателям. Недопустим обрыв речи по причине нарушения регламента. Плохо, если оратор заканчивает речь в стиле самоуничижения. Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Последние слова оратора призваны мобилизовать слушателей, воодушевить или призвать к активной деятельности. В Древнем Риме была фраза, которой оратор заканчивал свое выступление: Dixi ! (‘Я все сказал’).

В целом, можно сказать, что композиция устного публичного выступления подобна композиции музыкального произведения, которое подчинено законам гармонии. Не случайно многие ораторы сравнивали публичную речь с музыкальным произведением. Анатолий Федорович Кони (1844-1927) - юрист, член Государственного Совета, выдающийся оратор, советовал лекторам: «Кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что она закончилась».

Оформление публичного выступления

Римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (жил ок. 35-96 гг.) , теоретик ораторского искусства (главный его труд - «Об образовании оратора»), утверждал, что лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи.

Некоторые пытаются заучивать речь (это оправдано, если речь пишется для митинга), другие - выступают с опорой на текст . В этом случае важно выделить, пронумеровать, подчеркнуть наиболее значимые моменты текста.

Мечта многих ораторов - импровизация . Это вершина мастерства публичных выступлений. Прекрасным импровизатором был Анатолий Васильевич Луначарский (1874-1933) , писатель и общественный деятель, нарком просвещения, полпред СССР в Испании с 1933 года. Однажды на вопрос , как ему удалось так легко выступить, он ответил: «Я готовился к этому всю жизнь». Таким образом, следует усвоить, что удачный экспромт - это награда за многолетний труд.

Искусство словесной импровизации достигается большой практикой. Многие ораторы специально запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление звучало более естественно и непринужденно. Тот, кто говорит очень уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории. Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замешательство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах. Вот почему слишком самоуверенное и бойкое начало речи часто вызывает враждебность аудитории.

Для установления контакта с аудиторией необходимо интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. На контакт с аудиторией влияют актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора и его репутация. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция на шутки, замечания ).

Существует определенная коммуникативная техника публичных выступлений. К основным приемам управления аудиторией относятся: прямое требование внимания; обращение с неожиданным вопросом; юмор, каламбур; прием сопереживания, соучастия; апелляция к речи и личности предыдущего оратора; ссылки на авторитетные источники; примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения; удачное обращение к аудитории; голосовые приемы (понижение и повышение тона, ускорение и замедление темпа), а также выдержанная пауза.

очень важно установить контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца;

нельзя говорить без воодушевления, то есть равнодушно. Эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать;

не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать также о тропах, фигурах, цитировании, игре слов и т.д.

Основные виды речей : информационные; убеждающие; воодушевляющие; призывающие к действию; развлекательные; речи по специальному поводу (приветствие, траур).

Оратор должен следовать определенным правилам поведения перед аудиторией. Этические нормы ораторского искусства включают в себя: вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); обязательность (пунктуальность, аккуратность); скромность (сдержанность, нехвастливость); достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).

Вопросы для самоконтроля

    Какие особенности устной публичной речи Вы можете назвать?

    Кто такой оратор?

    Какими навыками и умениями должен обладать оратор?

    Почему каждому оратору необходимо заниматься систематическим риторическим самообразованием?

    Что подразумевается под владением техникой речи?

    Какие принципы логико-композиционного построения ораторской речи Вы знаете?

    Какой вклад в развитие отечественной риторики внес основатель Московского университета М.В. Ломоносов?

    Почему А.Ф. Кони сравнивал публичное выступление с музыкальным произведением?

    Каким этическим нормам должен следовать оратор?

    Какие приемы управления аудиторией Вам известны?

    Прочитайте слова А.С. Пушкина: «Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?». Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?

Обязательная литература

Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. - М., 2007.

Сперанский М.М. Правила красноречия. - М., 1844.

Дополнительная литература

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - СПб, 1999.

Романенко А.Б. Советская словесная культура. Образ ритора. - Саратов, 2009.

От поведения оратора в аудитории очень часто зависит установление взаимодействия между оратором и аудиторией. При этом особое внимание следует обратить на ряд аспектов:

1) Восприятие оратора аудиторией (первое впечатление).

Для оратора чрезвычайно важна проблема первого впечатле­ния. Это важно для каждого человека, но для оратора - вдвойне и даже втройне. Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Почему? Встреча оратора со слушателями, как правило, непродолжительна, и он не имеет достаточно возможно­стей для того, чтобы изменить впечатление о себе в свою пользу, если сразу не смог завоевать симпатии аудитории. Именно из-за этого общение может пойти в нежелательном для оратора направлении или не состо­яться вовсе.

Есть известная поговорка По одежке встречают, по уму прово­жают. Эта поговорка верна только применительно к продолжи­тельному общению, а встреча с аудиторией таковой не является. Надо помнить, что лектора, оратора чаще всего и провожают «по одежке», оценивая его преимущественно по внешним при­знакам.

П. Сопер приводит в своей книге такую историю: Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гос­тиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объя­вила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внима­тельно окинула его взглядом и сказала: «Ну, что ж... Все-таки я пойду ».

Конечно, внутренние свойства оратора важ­нее, но все-таки они проявляются во вторую очередь, а в первую - оратора встречают «по одежке», и еще до того, как он начнет говорить, его уже «одобряют или порицают». Первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надеж­но хранится. Установлено, что на протяжении лекции из­менения в оценке лектора составляют 4-6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» та­кие изменения составляют не более одного процента. Поэтому одно из важнейших дел оратора - про­думать свой внешний вид, от которого тоже в немалой сте­пени зависит, как сложится общение. Авторы книг по ри­торике предлагают выступать в деловом костюме. Здесь опять важно напомнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, равно как и рекомендации о строго­сти в одежде, встречающиеся во всех учебниках по ораторскому искусству, не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на опреде­ленный вид публичных выступлений: лекцию, политиче­скую и общественную речь. И в этой ситуации, действите­льно, все высказанные замечания совершенно справедли­вы.


Что же необходимо иметь в виду оратору для того, чтобы аудитория воспринимала его правильно?

Во-первых , первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается.

В дальнейшем его приходится корректировать, опровергать, менять, а это всегда предполагает большие усилия. Вспомним: необычные, сенсационные сообщения, первые новости всегда воспринимаются человеком легко и с большим доверием, а по­следующим опровержениям, разъяснениям мы доверяем с боль­шим трудом. Именно поэтому газеты стремятся первыми сооб­щить новость, сенсацию: кто первый сообщает, тот формирует мнение, кто сообщает вторым или опровергает, вынужден уже изменять мнение, что всегда труднее.

Во-вторых , первое впечатление обычно далеко от истины.

Экспериментально установлено, что большинство черт, кото­рые приписываются человеку при первом впечатлении, не могут быть выведены из его внешности или наблюдаемого поведения. Так, 58% приписываемых при первом впечатлении черт (целеустремленность, умственные способности, моральные ценности и др.) нельзя вывести визуальным путем; в эксперименте испы­туемые выделяли даже такие признаки, как «любит сидеть в кафе», «наедине плачет » и др., а еще 27% выделяемых черт пред­ставляют чисто оценочные суждения (хороший, плохой, прият­ный, неприятный...). Таким образом, 85% качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но тем не менее они приписываются человеку. Именно это и обусловливает большой процент ошибочно припи­сываемых черт.

Психолог Л.А. Бодалев проводил такой эксперимент: один и тот же преподаватель по-разному входил в разные аудитории, и его соответственно по-разному оценивали. Так вот, при определе­нии его отношения к людям ошиблись 75% опрошенных, воле­вых качеств педагога - 42% и его эмоциональных качеств - 28%. Таким образом, наиболее точно определяются эмоциональные ка­чества человека.

Первое впечатление во многом зависит от возраста, жизнен­ного и профессионального опыта слушателей, их настроения, т.е. оно очень субъективно.

В-третьих , первое впечатление очень устойчиво.

Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют всего 4-6%, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более 1%.

В-четвертых , оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора.

Оратор в принципе оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик (ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и др), так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик (внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества). Для аудито­рии, воспринимающей оратора, его индивидуальные характерис­тики оказываются в три раза более важными и «заметными», чем его ролевые характеристики. На 20% запоминаются внешние при­знаки оратора, на 34%- его коммуникативные особенности и на 44% - его внутренние качества. Таким образом, на 98% запоми­нается индивидуальность и лишь на 2% - ролевые признаки.

В -пятых , основой первого впечатления является зрительный образ.

Проводили такой эксперимент: одной группе испытуемых да­вали послушать сначала речь, а затем показывали фотографию оратора, другой - сначала фотографию, потом речь. И в том и в другом случае просили дать характеристику оратора. После предъяв­ления фотографии характеристика оратора менялась в значитель­но большей степени, нежели тогда, когда сначала оценивалась фотография, а потом добавлялась речь. Таким образом, зритель­ный образ при восприятии оратора значительно важнее, чем для формирования впечатления о нем речью. При первом впечатле­нии роль зрительного образа невозможно переоценить.

П. Сопер полагал, что «хорошая речь на добрую четверть вос­принимается чисто зрительным путем ». Около 50% информации в процессе публичного выступления передается невербально. Все это свидетельствует о большом значении зрительно воспринима­емых элементов речи.

2) Оценка аудиторией портре­та оратора.

Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи. От того, в какой степени доверяет, симпатизирует оратору аудитория, в огромной мере зависит эф­фективность воздействия. Там, где авторитетному, уважа­емому человеку бывает достаточно сказать несколько простых фраз, человеку, не известному аудитории, для достижения такого же результата потребуется произнести сложную, точно рассчитанную речь. Плутарх, сравнивая двух ораторов - Демосфена и Фокиона, - говорит, что Демосфен считал своего соперника весьма опасным кон­курентом. «Не совсем ясно, правда, чего собственно опа­сался Демосфен: то ли силы красноречия этого мужа, то ли его образа жизни и безупречной репутации, понимая, что одно слово, один кивок человека, который пользуется доверием, весит больше, чем великое множество про­странных периодов ». Именно поэтому одним из важней­ших компонентов подготовки речи является оценка ора­тором своих отношений с предполагаемой аудиторией.

Причем чем объективней и самокритичней окажется та­кая оценка, тем лучше.

Логика всегда отрицала правомерность оценки лично­сти говорящего и признавала только оценку его доводов. Именно поэтому категорическому запрету подвергались доводы ad hominem. Однако интерес к личности говоря­щего, к его мировоззрению, нравственным характеристи­кам и общественной деятельности невозможно убить ни­какими запретами. Ведь если представить себе, что по ка­кому-то частному вопросу в выступлениях А.Д. Сахарова и В.В. Жириновского оказался один и тот же довод, то не будет удивительным, если окажется, что слушатель оцени­вал его в этих речах совершенно по-разному, сообразуясь со своим общим отношением к этим общественным деяте­лям. И ведь не случайно так популярна серия «ЖЗЛ» и все прочие издания, посвященные жизнеописанию выдаю­щихся ученых, писателей, политических деятелей! Оче­видно, знакомство с их жизнью, личностными качества­ми помогает нам лучше понять и оценить их идеи.

О влиянии личности оратора на восприятие его речи много пишут и в наши дни: «Оратор предсказуем. Аудитория, познакомившись с ним, уже знает, чего можно от него ожидать. Образ оратора - гарантия устойчивости суждений и реакций на речь. Этой стабильности хочет аудитория. Поэтому оратор ради единства своего образа должен не изменять своим взглядам даже под страхом смерти...». Это правильно, если отношение аудитории к оратору вызвано его речами и поступками. Однако бывает, что отношение обусловлено социальным, профессиональным или иным статусом говорящего. В не­которых случаях такой статус работает в пользу говоряще­го (например: профессор из Москвы выступает перед сту­дентами провинциального вуза). В других случаях статус оратора работает против него (на­пример: женщина-лектор перед мужской аудиторией в Средней Азии, чеченец в русской аудитории).

Таким образом, осмысление образа оратора важно как при анализе чужой речи, так и при подготовке своей. Ха­рактеристика оратора в целом проводится по той же схеме, что и анализ аудитории, исключая, разумеется, количест­венную оценку. Не является актуальным и пункт, оценива­ющий отношения аудитории и оратора: если аудитория может себе позволить принимать или не принимать орато­ра, то выступающий (раз он решил выступать) должен на­строиться исключительно на доброжелательное, позитив­ное отношение к слушателям. Следовательно; здесь имеем две составляющие: объективный портрет и статус.

К объективной характеристике автора речи относится указание на его пол, возраст, профессию, квалификацию, взгляды и т.п. - все то, что может помочь слушателям по­нять замысел его речи. Так, анализируя речи А.И. Ильина «О России», отмечаем, что он философ (это отражается на способе его рассуждений), богослов (это отражается на его мироощущении), десять лет в эмиграции (и, следователь­но, не имеет достоверного представления о положении дел в России) и т.д.

Статус - это указание на специфику взаимодействия оратора с конкретной аудиторией, социальный портрет ора­тора. Эта черта поэтому обязательно соотносится с субъек­тивной характеристикой аудитории. Так, если мы говорим об ораторе «начальник», то об аудитории должно быть сказано «подчиненные» (тогда возможны жанры при­каза, требования и т.п.), поскольку оратор не может быть на­чальником вообще, а лишь начальником в определенном коллективе; если мы говорим об ораторе «их преподаватель», то об аудитории должно быть сказано «его студенты» (тогда возможны жанры лекции, консультации и т.п.).

Черты своего социального портрета должны быть оце­нены каждым потенциальным оратором при подготовке к выступлению, поскольку здесь важно не выйти за рамки этого портрета и говорить так, как ожидает от человека с данным социальным статусом его аудитория. Так, препо­даватель, даже в неофициальном общении со своими сту­дентами, не может позволить себе речевых вольностей, до­пустимых в разговоре с посторонними людьми; с другой стороны, речь крестьянина, даже в официальном собра­нии, не должна быть нагружена абстрактными рассужде­ниями и книжной лексикой. Кроме этого, конечно, воз­можны и индивидуальные особенности речевого имиджа говорящего.

3) Ораторская индивидуальность.

Очень важно иметь в виду следующее положение. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает opaтоp, от личности самого оратора.

Все, что оратор говорит, напрямую связывается слушателями с его личностью. (Ср.: школьника спрашивают: «Какой твой люби­мый предмет?» Он отвечает: «Физика! У нас такой учитель!» - «А что тебе не нравится?» - «Черчение. У нас такая учительница...». Ученик неразрывно связывает предмет с его «интерпретатором ».) То же самое делает и любая аудитория: запоминают оратора, а уже только потом - то, что он сказал: «Вот у нас выступал Н., так он сказал, что...». Сведения накрепко привязаны к личности оратора. Понравился оратор - понравится и то, что он проповедует.

В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других.

Слушатели хотят знать, в чем отличительные черты очередно­го оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Вместе с тем любая аудитория видит и запоминает личность ора­тора упрощенно, подводя_ее под некоторые стереотипные схемы,
представления, роли: безнадежный теоретик, чистый практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ или чиновник, умница, весельчак и балагур и т.д. Необходимо заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным и вы были восприняты именно так,
как и хотите_себя подать.

Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, ее нужно культивировать, де­монстрировать. И здесь не надо стараться «работать под кого-либо», а необходимо всячески культивировать собственную ин­дивидуальность. Как говорил В. Маяковский: «Я поэт, этим и интересен ».

В. Гримм критиковал В. Гете за то, что тот употребляет в своей речи диалектные слова, показывающие, откуда он родом. На это В. Гете говорил: «От своего отказываться нельзя. По реву медведя должно быть слышно, из какой он берлоги ».

Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите ». Оратор должен за­ботиться о своем имидже, как это делают политики, журналисты, актеры. Следует также отметить, что индивидуальность ора­тора повышает внушаемость аудитории.

Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями.

Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии необычайно красноречив, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

И.И. Мечников отличался кристаллической ясностью и об­разностью изложения, свободой поведения, умением держать внимание в аудитории.

Д.И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слу­шатели очень любили его метод «словесных экскурсий» - отступ­ления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски ме­нял высоту голоса во время выступления.

К.А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора.

Оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недоволь­ным (помещением, задержкой начала работы, числом собравших­ся, опаздывающими и т.д.), избыточно возбужденным, аффекти­рованным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбужденного оратора),

Оратор не должен демонстрировать беспомощность, нереши­тельность,

Оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудито­рией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас; Потерпите, я скоро закончу и т.д.),

Не следует оратору рассматривать потолок зала, как будто что-то не в порядке с люстрой (следует дружески окинуть взглядом слушателей и наблюдать их реакцию. По мимике и позам можно прочитать: со­мнение, участие, согласие, неодобрение (наморщенный лоб, движения головы!),

Нельзя долго пить воду во время выступления. (Иной оратор все десять минут глотает воду, как это делают во время лечения минеральными водами. Стакан с водой используют только в крайнем случае. Это ошибка считать, что глоток воды одолеет хрипоту),

Нельзя делать доклад в комнате для курения. Оратор не должен много курить,

- нарушение логичес­кой последовательности в изложении материала,

Перегрузка текста теоретическими рассуждениями,

Отсутствие доказательности основных положений,

Обилие затронутых вопросов и проблем,

Шаблонное, трафаретное построение речи.

4) Особенности оптимальной манеры выступления.

Оптимальная манера выступления предполагает:

- энергичность изложения .

Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны , - советовал Д. Карнеги. - Энер­гия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вок­руг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы ». «Ничем не умеряйте вашу энергию », - советовал он. О. Эрнст отмечал, что «на протяжении всего выступления оратор должен ощущать «усиленное целевое напряжение », которое и со­здает необходимый оратору динамический настрой;

- физическую бодрость, подвижность.

Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физи­ческой форме, и это ощущение передается самой аудитории;

- уверенный внешний вид.

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием «Имейте уверенный внеш­ний вид - он действует на слушателей положительно», - призы­вал ораторов П. Сопер. Уверенный вид при выступлении принять не так трудно - прежде всего, необходимо выше держать подборо­док и говорить как бы немного вверх (оптимальную высоту подъе­ма подбородка можно выбрать, руководствуясь таким правилом «Смотрите на пересечение задней стены аудитории с потолком», этого будет вполне достаточно для демонстрации уверенности), стойте прямо, не наклоняясь, смотрите в глаза слушателям. Д. Кар­неги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и на­чинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы про­сить вас отложить срок уплаты »;

- дружеский, интимный тон .

Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нуж­но пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.

Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой». Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески под­черкивать общность ваших интересов, проблем, трудностей и ин­тересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, не­обходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репли­ками, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «после­вкусие»;

- интенсивность речи.

Интенсивность речи свидетельствует о напряженном мышлении. Важно, чтобы сохранялась видимость легкой речи. (Но иногда не повредит, если слушатель станет сви­детелем поиска оратором лучшей формулировки. Это даже вносит момент напряжения, не обязательно связанный со смущением.);

- концентрация внимания.

«Докучливые мысли - как навязчивые комары», - так однажды сказал Буш.

Удастся ли избавиться от вредных дополнительных мыс­лей - это вопрос концентрации на главном. Некоторых ораторов поток дополнительных мыслей уносит далеко: в любом пункте своего доклада они ненароком перескакива­ют с пятого на десятое. Речь распадается на отдельные нити; беспомощный слушатель оказывается в лабиринте неоформленных мыслей;

- импровизация .

В речи важна импровизация. Иногда в середине речи как будто с глаз внезапно спадает пелена; появляется внезапная мысль, обретается осознанное пред­ставление, и оратор формулирует его в порядке импровизации.

Совсем нередко и в обычной речевой практике в сере­дине речи вдруг на ум приходит неожиданное решение проблемы. Дамашке пишет: «Отдельные трудности, которые мучают при подготовке и кажутся не поддающимися пол­ному преодолению, часто молниеносно проясняются и ре­шаются сами собой во время доклада. Слово, которое произносят, оказывает то же самое действие не только «вовне», но и «внутри ». Если во время речи открываются ворота новых знаний и появляются вереницы новых мыс­лей, то для оратора это самое счастливое событие ».

Можно вновь и вновь вставлять мысли, которые не предусмотрены в конспекте, но которые нужно держать в запасево время речи; однако импровизации нельзя буй­но разрастаться в докладе. У некоторых импровизирующих ораторов мысли появляются только так, но в речи отсут­ствует связность. Все идет вперемешку, без разбора. Один насмешник сказал: «Господин X говорит сегодня на тему: «Что мне придет на ум».

Требованиями к речи оратора являются:

- безукоризненное знание грамматики русского языка.

- знание литературы об ораторском искусстве, о культуре речи.

- владение орфоэпическими нормами (четкое про­изношение каждого звука, каждого слова, каждой фра­зы, правильная постановка ударения, безукоризнен­ное произношение звуков и проч.).

- умелое использование языковых изобразитель­ных средств.

- речь оратора должна быть эко­номной и краткой.

5) Расположение оратора в аудитории.

Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед слушателями, а не посередине их.

Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слу­шателями:

Демонстрирует уважение к аудитории,

Создает постоянное напряжение для себя,

Лучше чувствует время,

Энергичнее говорит.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как мож­но меньше. Искусственно возвышаясь над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что проти­воречит правилу интимности общения, которое очень эффек­тивно в публичном речевом воздействии. «Стойте рядом со свои­ми слушателями», - рекомендует Д. Карнеги. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с эстрады, считает П. Сопер.

6)Движение оратора по аудитории.

Важным средством повышения эффективности речевого воз­действия оратора на аудиторию, установления с ней взаимодействия является его движение по ауди­тории.

Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Необходимо приближаться к слушателям .

Ораторское мастерство – один из наиболее ценных навыков, который помогает красиво и грамотно донести свою позицию широкому кругу слушателей. Немногие имеют врожденную способность к таким выступлениям. Те же, кто освоил секреты ораторского мастерства, имеют все шансы стать интересной личностью и достичь ошеломляющего успеха практически в любой сфере, будь то бизнес, политика, искусство и т.п. В этой статье мы раскроем секреты ораторского мастерства.

Настоящий оратор должен обладать рядом качеств, которые делают его асом публичных выступлений.

Во-первых, ему необходимо быть эрудированным и начитанным , для того чтобы в нужный момент подбирать правильные слова для оформления своих мыслей.

Во-вторых, речь оратора должна быть грамотной и четкой , понятной целевой аудитории слушателей.

В-третьих, профессионал должен подчинять волнение своей воле и сохранять хладнокровное спокойствие в процессе презентации.

Общие критерии, которым должен соответствовать искусный оратор

В первую очередь нужно иметь четкое произношение и хорошо поставленный голос , поскольку они являются залогом красивой и внятной речи. Достичь этого можно правильно выговариваемыми согласными и чистыми гласными звуками. Для того чтобы ваша речь доставляла вам и вашим слушателям удовольствие, практикуйте упражнения для развития голоса.

Кроме того, чтобы во время вашего спича случайно не проскользнуло жаргонное выражение, следует исключить многие низкопробные сленговые слова из своего лексикона.

Обращайте внимание на то, чтобы ваш голос был плавным , поскольку он формирует благосклонность слушателей. Темп и громкость стоит выбирать исходя из места и количества слушателей. Громкая и медленная речь идеально подходит для больших аудиторий. Также следите за интонацией.

Для того чтобы вас слушали, нужно отлично разбираться в докладываемой теме и говорить о ней в разрезе тех вопросов, которые интересуют ваших зрителей. Если строить свое выступление как диалог с публикой, вам будут обеспечены заинтересованные лица, устремленные на вас из зала.

Во время презентации всегда говорите только о главном , опуская лишние ненужные факты второстепенного порядка.

Помните, что хороший оратор должен поддерживать нейтралитет в отношении различных спорных вопросов. Будьте дипломатом, а не агрессором - иногда лучше промолчать.

Если вдруг, выступая перед публикой, вы были включены в дискуссию, то вам необходимо быть максимально объективным . Ведя публичный диалог вы можете столкнуться с мнением, противоречащим вашему. Не пытайтесь спорить, а просто примите право человека на собственную позицию. Цель любой дискуссии должна заключаться в примирении нескольких сторон.

Помните, что во время диалога себя нужно вести корректно и уравновешено . Не давайте воли эмоциям. Искусство ораторской речи заключается в гармонии спокойствия и уверенности.

Старайтесь говорить по делу , поскольку увиливание от конкретных высказываний и основной темы будет раздражать как оппонентов, так и наблюдателей. Наоборот, четкие и ясные мысли помогут убедить человека поверить вам и тому, что вы говорите.

Начинайте говорить только после того, как убедитесь, что ваш коллега закончил свою мысль. Умение слушать собеседника – очень ценное качество.

Искусство ораторского мастерства предполагает наличие у выступающего некоторых личностных качеств

К ним относятся: спокойствие и внутренняя собранность, склонность к саморазвитию, хорошая память и воображение . Кроме того, не будет лишней и проницательность. Также не забывайте о красноречии , поскольку умение формировать свои мысли в привлекательной форме – большой дар. Уверенность – важная составляющая хорошего оратора, ведь это качество заражает публику, и она начинает подсознательно доверять каждому слову выступающего. Коммуникабельность поможет вам найти «ключ» к любому слушателю или собеседнику, поэтому всячески старайтесь развить этот навык.

Следите за своим телом. Плавные движения сыграют вам на руку. Хорошая осанка выставит вас в лучшем свете. Не нужно сутулиться, или наоборот, раскидываться на кресле. Помните, что все взгляды устремлены на вас, поэтому будьте собраны.

Когда вы говорите, всегда смотрите на того, к кому обращаетесь . Ораторская речь должна исключать всякую небрежность. Старайтесь, чтобы выражение вашего лица совпадало с тем, что вы говорите, иначе вас смогут уличить в неискренности.

Основы ораторского искусства заключаются в том, что во время спича вы продвигаете одну основную идею, и все ваши заявления и реплики должны быть направлены именно на нее или подводить к ней. Постарайтесь убирать из сознания все не относящиеся к основной цели мысли. Если вы упорядочите информацию, которую хотите донести, у себя в голове, то ваше выступление будет максимально логичным и последовательным. Постоянно старайтесь держать перед глазами то, о чем хотите сказать. Помните, чем больший интерес вы проявляете к предмету дискуссии, тем ваша речь будет качественней.

Следует также обратить внимание на то, что конструктивная критика – это неотъемлемый атрибут любого диалога с оппонентом или публикой. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и уверенно продвигайте свою идею. Критиковать же оппонентов лучше аккуратно и снисходительно. Так вы покажете свой позитивный настрой, и не будете выглядеть врагом в глазах собеседника.

Основные аспекты работы с аудиторией

Во-первых, нужно принимать во внимание, что слушатели делятся по многим признакам: пол, возраст, образование и т.п. Поэтому следует учитывать, с кем и о чем вы собираетесь говорить , иначе можете натолкнуться на равнодушие или, еще хуже, агрессию.

Во-вторых, ораторское мастерство подразумевает умение завоевать внимание публики, поэтому перед спичем постарайтесь максимально подумать над тем, что будет интересно услышать вашим зрителям .

В-третьих, выступающий должен отлично понимать, что хочет от него аудитория, и дать ей это . Понятие потребностей каждого отдельного слушателя сделает выступление увлекательным.

В-четвертых, искусство ораторского мастерства основывается на позитивном отношении к людям , даже если цель выступления заключается в критике.

Помните, что положительно настроенный человек вызовет такие же чувства в аудитории, а это значит, что оратор во время выступления сможет без проблем достичь поставленных целей.

Наиболее типичные ошибки, которые совершают многие мастера слова

Очень часто, выступая перед аудиторией, люди строят слишком сложные предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может сбить самого выступающего, а, во-вторых, путает слушателей. Так что лучше избегать подобного формата построения речи.

Кроме того, нередко начинающие ораторы делают ошибку, употребляя безличные предложения. Такой формат общения с аудиторией может вызвать недоверие, поэтому больше употребляйте определенно-личных местоимений.

Не следуют проявлять нерешительность. Делайте больше утверждений и держитесь самодостаточно.

Оценивайте аудиторию правильно, и не используйте сленговые выражения, которые могут не понять ваши слушатели. Продумывайте каждое предложение, каждый тезис, каждую шутку и т.п.

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также», «помимо всего прочего» и т.п.

Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы.

Ну и напоследок, никогда не уводите взгляд от аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

Поэтами рождаются, ораторами становятся.
Цицерон.

Убедить большое число слушателей значительно труднее, чем одного собеседника. Это связано, во-первых, с психологическими различиями между людьми. Так, аргумент, убедительный для одного слушателя, может быть неубедительным для другого. По мнению одного, выступающий – приятный собеседник, ему импонируют его внешний вид, манеры, другого, напротив, всё это раздражает. Во-вторых, трудность убеждения аудитории связана с отсутствием обратной связи: в процессе публичного выступления оратор не получает ответа на свои слова, не видно лиц большинства присутствующих. Кроме того, могут иметь место такие нежелательные явления, как «захлопывания», выкрики, возмущённый шум.

Итак, быть убедительным оратором непросто. Стоит ли вообще стремиться к овладению искусством публичной речи? Начнём с того, что в некоторых профессиях, например, в деятельности руководителя, политика, без этого нельзя достичь успеха. Невозможно сделать карьеру, не умея ясно и чётко выражать свои мысли. Политический деятель Римской империи Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на высшую ступень почёта: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора».

Справедливы ли слова Цицерона в наше время? Да, примером тому является стремительное возвышение многих политиков, которым они обязаны в первую очередь умением хорошо выступать перед большой аудиторией. Возможно, их ораторский талант является врождённым? Это не так. Вы, безусловно, слышали о знаменитом древнегреческом ораторе Демосфене. Его выступления вначале не имели успеха. У Демосфена был неясный шепелявый выговор. Для того, чтобы сделать дикцию чёткой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Демосфен упражнялся в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъёма на крутую гору. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и сам Демосфен не отрицал того, что его речи не были экспромтами – он их продумывал и разучивал. Стоит согласиться с Цицероном, который считает дар оратора не врождённым, а приобретённым в процессе целенаправленных упражнений.

Чтобы выступление было убедительным, необходимо, чтобы оно отвечало двум условиям:
- уровень профессионализма убеждающего должен быть достаточно высок;
- оратору следует хорошо подготовиться к выступлению.

Как долго нужно готовиться? Чем меньшее количество времени отводится на выступление, тем больше времени следует уделять подготовке. Каждая минута выступления требует в среднем 20-25 минут подготовки. Известный государственный деятель заметил: «Если я должен говорить 10 минут, то на подготовку мне требуется неделя; если в моём распоряжении 1 час, то мне нужно два дня; если же время моего выступления не ограничено, я готов начать хоть сейчас».
Оратор должен знать о предмете своей речи в 2-3 раза больше слушателей. По этой причине подготовка к выступлению требует большего времени у новичков, чем у опытных ораторов.

Возникает вопрос: а где взять время? Прислушайтесь к совету Линкольна: «Не пытайтесь сесть и приготовить речь за 30 минут. Нельзя испечь речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте её в свободное время, вынашивайте её, не забывайте о ней ни днём, ни ночью. Обсуждайте её с друзьями. Делайте её предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда вы принимаете ванну или едете по делам».

В процессе подготовки речи обратите внимание на следующие существенные моменты.

1. Определение целей речи. Чем конкретнее сформулирована цель, тем больше определённости в последующих шагах.

2. Анализ аудитории и ситуации. На содержание выступления и манеру изложения материала оказывают влияние такие особенности аудитории, как возраст, уровень образования, заинтересованность, уровень интеллекта. Например, для людей молодого возраста больше подходит быстрый темп речи, для старшего поколения – размеренный. Чем выше уровень интеллекта, заинтересованность присутствующих, тем выше требования к логическому изложению. Чем ниже заинтересованность аудитории, тем большее значение имеют интересные факты.
3. Отбор и ограничение предмета речи. На данном этапе важно придерживаться правила: «Не растекаться мыслию по древу». Какова тема вашего выступления? О чём конкретно вы хотите сказать?

4. Сбор материала. Здесь подойдёт правило: «С миру по нитке». Вряд ли вы сможете найти источник, в котором «будёт всё». Нужно быть готовым к кропотливой работе с литературой.

5. Создание плана речи. Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении всего длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, то он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером, основой выступления. Самые интересные, захватывающие выступления – это, прежде всего, результат продуманного плана речи. Планировать можно также возможные вопросы и ответы на них.

6. Подбор слов для речи. Возникает вопрос: писать ли текст для речи? Да, но не для того, чтобы затем прочесть его с листа. На бумаге легче выстроить более убедительную логическую цепочку, выбросить лишнее, увидеть недостающее. Слабые стороны рельефнее всего видны на следующий день.

Каким образом научиться лаконично выражать свои мысли? Перечитайте текст вашего выступления, заранее представив, что вы идёте на приём к нетерпеливому руководителю, который не любит, когда ему что-то долго объясняют. Выбросите слова, без которых можно обойтись. Теперь посмотрите, нельзя ли сказать то же, используя не два предложения, а одно. Так вы создадите более убедительный и более краткий текст.

Альтернативой полному тексту речи является подготовка тезисов. Здесь требуется фиксирование ключевых слов. Их использование нередко сокращает, а главное, улучшает изложение. Можно привести мнение известного судебного оратора П.С. Пороховщикова: «Чем меньше отдельных тезисов, тем лучше. Чтобы построить куб, нужны только три линии, а куб – фигура, совершенная по форме и по содержанию. Чем больше положений, тем легче слушатели могут забыть некоторые из них. Но каждое из них должно быть подтверждено множеством доказательств».

Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать её. Слушатели плохо воспринимают чтение с листа, так как отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией, игнорируется эмоциональная сторона восприятия. Лауреат Нобелевской премии физик В. Брег отмечает: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал – это всё равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он идти пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Однако без записей не обойтись, если требуется тщательный подбор слов (примером является научный доклад). В этом случае требуется попрактиковаться в чтении, чтобы добиться живости и разнообразия изложения.

Заучивать речь приходится, если нужно быть точным в формулировках, а читать не позволяет ситуация (примером может служить приветствие на торжественном мероприятии, на банкете с деловыми партнёрами, при якобы импровизированном выступлении). В этом случае необходимо зафиксировать в памяти ключевые моменты (этому помогает разметка текста маркерами) и стержневую идею. Стержневая идея задаёт определённую тональность выступлению: мажорную, юмористическую, шутливую, сердитую, мрачную, торжественную, предостерегающую или просительную. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией (подразумевается: «Если вы не сделаете этого, то пожалеете»).

Структура и содержание публичной речи

Речь обычно включает три основные части:

1.Вступление (10-15%).
2. Основная часть (60-65 %).
3. Заключение (20-30 %).

Во вступлении обычно подчёркивается актуальность темы, её значимость для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Главная психологическая задача вступления – настроить слушателей на восприятие выступления. От того насколько удачно выступающий начнёт говорить, удастся ли ему заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех публичной речи. О важности хорошего начала речи писал Гораций: «Тот, кто хорошо начал, может считать своё дело выполненным наполовину».

Начать можно с яркой цитаты, необычного предложения; ссылки на известное большинству слушателей литературное произведение, кино- или телепремьеру, с рассказа из собственной жизни, риторического вопроса, занимательного эпизода. Интересен приём парадоксального цитирования.

Например, я предложу вашему вниманию цитаты, а вы определите, к какому времени они относятся:

«Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков»
«Наш мир достиг критической стадии. Дети уже больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже недалёк».
«Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Итак, к какому времени относятся, по вашему мнению, эти высказывания?

Первая цитата – высказывание Сократа (470-399 г. до н.э.), вторая – слова египетского жреца (2000 лет до н.э.), третья – надпись на вавилонском горшке, 3000 лет до н.э. Итак, мы видим, что проблема отцов и детей, столь актуальная в наше время, является вечной.
В начале выступления не следует извиняться («Извините, что не успел подготовиться», «Я не оратор»); использовать шутки, анекдоты, не связанные с темой выступления. Вступление должно быть кратким (одно или два предложения).

В основной части всё должно «вращаться» вокруг стержневой идеи; необходимо рассмотреть её различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению.

Возможны следующие методы изложения материала:
- индуктивный (изложение материала от частного к общему; оратор начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам);
- дедуктивный (изложение материала от общего к частному; выступающий в начале речи выдвигает какие-либо положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах);
- аналогии (сопоставления различных явлений, событий, фактов; обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям);
- концентрический (расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором);
- ступенчатый (последовательное изложение одного вопроса за другим; рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже не возвращается к ней);
- исторический (изложение материала в хронологической последовательности; описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени).

Следует тщательно продумать сочетание логических и психологических доводов, воздействующих на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к их чувствам.
Основная схема убеждения выглядит следующим образом: привлечь внимание (использованием специальных средств, необычностью изложения)  возбудить интерес (показав слушателям путь к удовлетворению их потребностей)  возникновение желания (при условии, что цель достижима)  действие (при наличии подсказки, как реализовать желание).

Заключение – самый стратегически важный элемент, который помнится дольше всего, способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. Здесь имеет смысл повторить стержневую идею и вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению. Другие варианты концовки: вызов, вывод, цитата, призыв к действию, краткое резюме высказанных положений. Можно сделать комплимент слушателям, вызвать смех, создать кульминацию.

А.Ф. Кони писал: «Конец речи – разрешение своей речи… конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно, что дальше говорить нечего». Конец речи должен «закруглить её», то есть связать с началом.

Самопрезентация в процессе публичного выступления

Почему образованный человек зачастую изменяется не в лучшую сторону, как только начинает выступать перед аудиторией: становится невыразительным, теряет нить суждений, беспорядочно жестикулирует? Причины в следующем. Во-первых, изменяется роль: позиция оратора предполагает ответственность за выступление, в любом случае нельзя прервать беседу; во-вторых, отсутствует обратная связь; в-третьих, повышается тревожность. В этой ситуации не многие способны задуматься о том, как их воспринимает аудитория.

Между тем, оратор может и должен активно влиять на собственное восприятие. Лорд Морли заметил: «В речи имеют значение три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит. Из этих трёх вещей наименьшее значение имеет третья».

Способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнёра называется самопрезентацией (самоподачей). Самоподача заключается в умении направить восприятие партнёра по определённому пути. Для этого необходимо привлечь внимание к тем или иным особенностям своего внешнего облика или поведения. Иными словами, самоподача состоит в управлении вниманием партнёров по общению. Когда мы говорим о публичном выступлении, важны три вида самопрезентации: привлекательности, превосходства и отношения к аудитории.

Самоподача привлекательности основывается в основном на манере одеваться. При этом, не сама по себе одежда делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена на приведение её в соответствие с нашими внешними данными. Иными словами, важно, чтобы одежда вам «шла», пусть даже она не будет супермодной. Вычурность, неумеренное использование косметики – всё это снижает статус оратора, отвлекает от выступления. Умеренность, сдержанность в одежде, напротив, свидетельствует об эстетическом вкусе, высокой культуре.

Превосходство оратора по отношению к аудитории, его высокий статус демонстрируется также через одежду – её стоимость, силуэт (приближенный к вытянутому прямоугольнику: костюм у мужчин, деловой костюм с длинной юбкой или брюками у женщин) и цвет (чёрный, белый, серый, синий).

Ещё одним объективным признаком превосходства является независимая и уверенная манера поведения. Чем выше профессионализм и социальный статус человека, тем более он сдержан в мимике и жестах. Самый лучший и самый совершенный жест – тот, который не замечают слушатели, увлечённые содержанием речи оратора. В мимике и жестах недопустимы крайности. Скованность, отсутствие жестов или преобладание жестов ниже уровня пояса свидетельствуют о неуверенности в себе, не позволяют установить контакт с аудиторией. Однако и чрезмерная «мимическая виртуозность» вызывает у слушателей чувство иронии или весёлый смех (вспомните весьма экспрессивную жестикуляцию ведущего передачи «Угадай мелодию» В. Пельша)
Не следует расхаживать по аудитории, цепляться за трибуну, шаркать ногами или топтаться возле неё. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределён на две ступни, тело слегка наклонено вперед, чтобы обеспечивать свободное дыхание и хорошее звучание голоса.

Самоподача отношения к аудитории начинается с первых минут появления оратора. Для установления контакта со слушателями перед началом выступления необходима психологическая пауза (15-20 с). Затем обязательно приветствие. Если аудитория вам знакома, нужно сказать о благоприятных впечатлениях от предыдущей встречи, поблагодарить за проявленный интерес. В дальнейшем выражайте одобрение, говорите комплименты, улыбайтесь.

Близость расположения оратора к аудитории способствует возникновению психологической близости между ними. Люди любят, когда к ним обращаются лично, как к партнёрам. С этой целью необходимо выбрать в аудитории несколько человек (групп) и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. При этом у каждого слушателя создаётся впечатление, что вы обращаетесь лично к нему.

Слушателей отталкивает как неуверенность оратора («Вряд ли я сообщу что-то интересное по этой проблеме…»), так и чрезмерная правота («Я убеждён в этом на 100 %»). Не нужно увлекаться демонстрацией своего превосходства над аудиторией, иначе последняя будет стремиться повысить свою значимость, находя недостатки у лектора. Лучше сказать: «Вы, конечно, знаете…», чем «Вы, конечно, не знаете…». Предпочтителен доверительный тон, без морализаторства и назиданий.

Логика речи и техника дискуссии

Действенность публичного выступления во многом зависит от его логичности и доказательности. Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем больше у них уверенности в достоверности услышанной информации. Известно, кто логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Поэтому для оратора очень важно продумать логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

Схема доказательства состоит из трёх элементов.

1. Тезис – это исходное положение, истинность которого стремится доказать оратор. Если истинность тезиса сомнительна для оратора, то вряд ли он будет убедительным для других. Тезис должен быть ясным и чётким, не содержать в себе противоречия.

2. Аргумент – логический довод, истинность которого доказана практикой. Это необходимая часть доказательства. Правило Гомера утверждает следующий порядок аргументации: сильные аргументы, затем средние и в заключение один самый сильный. Слабые аргументы использовать не следует.

Какие аргументы относят к сильным, какие – к слабым? Сильные аргументы не вызывают критику, их невозможно опровергнуть. Это точно установленные факты и суждения, вытекающие из них; законы, уставы, руководящие документы; экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов; цитаты из публичных заявлений и книг авторитетных людей; показания очевидцев событий; профессионально обработанная статистическая информация. Слабые аргументы вызывают сомнения. Таковы умозаключения, основанные на отдельных фактах; уловки и суждения, основанные на алогизмах (например, «Вода? Я пил её однажды. Она не утоляет жажды»); ссылки на малоизвестных авторов; доводы личного характера; доводы на основе догадок, предположений, ощущений; выводы из неполных статистических данных.

3. Доказательство по способу рассуждения может быть прямым и косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе доказательства истины необходимо обосновать ложность противоречащего положения («от противного»).

В процессе публичного выступления логическая аргументация может быть развёрнута в трёх вариантах: индуктивно, дедуктивно и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно. При индуктивном характере доказательств оратор опирается на отдельные факты и заранее отобранные примеры, которые должны быть понятны слушателям и подводить их к нужным для выступающего выводам. При дедуктивном характере доказательства необходимо, чтобы исходное теоретическое положение, закон или принцип были общепризнанны или настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у аудитории. Переход рассуждений от общего положения к частному должен сопровождаться наиболее яркими и запоминающимися примерами. При индуктивно-дедуктивном доказательстве следует одновременно учитывать приведённые выше рекомендации.

Доклад может плавно перейти в дискуссию, поэтому нужно быть готовым реагировать на возражения и отвечать на вопросы.

Если вам возражают:
- пропустите реплику «мимо ушей»,
- задайте встречный вопрос;
- отложите реакцию: «Благодарю Вас за возражение, я вернусь к этому позже»;
- нейтрализуйте выкрики из зала: «Я предполагал, что услышу такое возражение, но думаю, другим слушателям всё же интереснее послушать мой доклад дальше»;
- придерживайтесь тактики «да …но»;
- используйте тактику прерывания: длительная пауза, затем спросите, можно ли продолжать.

Если вы отвечаете на вопросы:
- не торопитесь с ответом, убедитесь, что вы правильно поняли вопрос;
- имейте под рукой справочный материал;
- не показывайте своего раздражения, если вопрос задают вторично;
- не давайте непродуманных, необоснованных и сомнительных ответов.
Иногда слушатели задают «невинные» вопросы, целью которых является ввести выступающего в замешательство и сделать заявление, которое может ему повредить. Можно реагировать на них таким образом: «Извините, но я не уполномочен делать подобных заявлений», «На этот вопрос я ответить сейчас не могу, отвечу в следующий раз».

Приёмы удержания внимания и поддержания интереса

В процессе выступления внимание аудитории подвержено колебаниям его устойчивости. Причины снижения внимания таковы:
1) разрыв между скоростью мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту), вследствие чего в процессе слушания появляются посторонние, отвлекающие мысли;
2) ограниченность объёма внимания человека;
3) внешние условия, естественное утомление, качество самого выступления.

Избежать снижения внимания позволяют следующие рекомендации. Выступление должно быть содержательным, доступным, содержать наглядность, побуждать творческие возможности слушателей, быть композиционно и логически организованным (выводы не даются в готовом виде, слушателей к ним подводят); соответствовать теме, времени, месту, аудитории. Факты и идеи должны излагаться в противопоставлении, в сопоставлении всех «за» и «против». Необходимо акцентировать внимание на основных моментах путём повторения, но каждый раз в новой оригинальной форме: «Сначала расскажите публике, что вы собираетесь сказать ей, затем рассказывайте, а потом расскажите, что вы уже рассказали».

К приёмам удержания внимания относят:
- навязывание ритма (быстрее и громче, вдруг – тише и медленнее);
- использование различных видов аргументации, порядок аргументирования;
- вопросы к слушателям;
- использование эффекта «умолчания» (не раскрывать все «карты» сразу).

Поддержанию интереса к выступлению способствуют:
- прямое обращение к аудитории, диалог к ней;
- использование новой, неожиданной информации;
- провокация (несогласие с первоначальной информацией, чтобы подготовить слушателя к конструктивным выводам);
- прогнозирование («стимулирование аппетита»: рисуете мрачную картину будущего, затем показываете, как этого избежать);
- использование юмора, контраста, парадокса;
- создание эффекта присутствия («представьте себе…»);
- негромкая речь.

Итак, публичная речь должна быть скрытой формой диалога, предварительно спланированной и организованной, но окончательно откорректированной и оформленной в начале выступления, проблемной, развёрнутой менее, чем письменная, но более, чем устная; построенной по законам устной речи, простой по конструкции фраз, доходчивой, образной и эмоциональной. Учитывая всё это, стать Демосфеном не сложно… при наличии желания.

Загрузка...
Top