Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: правила постановки

Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания

2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи личностного развития :

Способствовать формированию правильной устной речи учащихся,;

Создавать условия для развития адекватной самооценки;

Развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного его закрепления.

Вид урока : урок практических работ.

Выбор методов и приемов : диалогический метод.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

Напомните, какие сложные предложения называются бессоюзными?

В каких случаях между частями БСП ставится запятая?

В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите примеры.

Запишем два предложения и проанализируем их с точки зрения постановки знаков препинания.

В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки. (М.Лермонтов )

(части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений)

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

(точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке)

3.Объяснение нового материала.

Мобилизирующий этап. (Лингвистическая разминка).

На экране представлены предложения с двоеточием.

Слайд № 2

1. Пётр Александрович Плетнёв - поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3. Печален я: со мною друга нет.

Задания:

Определите структуру предложений;

Объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

Можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

Определение темы урока

Слайд № 3 (Вопрос)

Сформулируйте тему урока.

Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.

Тема нашего урока: «Двоеточие в БСП», наша цель - рассмотреть условия постановки двоеточия в БСП, совершенствовать пунктуационные умения. (Слайд 4, 5)

Как вы считаете, какова функция двоеточия в письменной речи?

Для двоеточия характерна разъяснительно-пояснительная функция - двоеточие предупреждает о пояснении.

Давайте посмотрим, как эта функция проявляется в БСП.

Двоеточие в бессоюзном предложении. (Слайды 7-10)

1. Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникает вопрос почему? вы без труда поставите двоеточие на нужное место.

А) Светильники надо беречь (почему?): порыв ветра может погасить их…

Б) Печален я (почему?) : со мною друга нет…

Если превратить эти предложения с союзом, то, естественно, возникает союз потому что, а перед ним встанет запятая. Смысл и того и другого предложения будет один и тот же, а знаки разные.

2. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? А какая именно?, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой части.

Вон, видишь ли через реку тот мост?

…Он с виду хоть и прост,

А свойство чудное имеет (а какое именно?):

Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет.

3. , отвечая на вопросы падежей.

Я должен помнить (что? О чем?) : печаль пройдет

И снова радость придет.

Иногда в первой части опускаются слова увидел или услышал и только подразумеваются. Тогда и вопрос видоизменяется.

Я прислушался (и что услышал) : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки скрипки.

4.Между частями БСП ставятся вопросы: а как именно? А каким образом?

Вертит очками так и сяк (а как именно):

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет.

Заполнить таблицу «Двоеточие в БСП» (слайд 11)

Потому что

Вторая часть раскрывает содержание первой

Что? О чем?

А как именно

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем речь идет в первой части

А какой именно?

4. Закрепление изученного материала.

а) Расставьте правильно знаки.(слайд 12)

Это задание на расстановку знаков мы проведем под девизом: «Каждой пословице - свой знак»

(учащиеся вписывают в соответствующие граф таблицы номера предложений)

Запятая

Двоеточие

1.Где кто родился там и пригодился.

2. Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4.Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5.Куда конь с копытом туда рак с клешней.

б) Анализ предложений .(слайд13,14)

Определите значения частей БСП, где поставлено двоеточие.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.(Дополнение)

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

5. Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

6.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался (Пояснение)

Динамическая пауза.

Упражнение «Ритмы свободы»

Хлопни в ладоши три раза.

Сядь на стул.

Топни правой ногой.

Топни левой ногой.

Поднимись.

Помаши руками.

Глубоко вдохни, задержи дыхание.

Сделай полный выдох.

Медленно, как сдувшийся шарик, опустись на стул.

Медленно поднимись.

Повернись три раза вокруг себя.

Громко скажи: «Я свободен».

в) Контроль полученных знаний .(слайд 16, 16,18)

1.Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница -зима.

(А.Пушкин.ССП, тире)

2. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

(А.Пушкин.БСП,двоеточие)

3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине, точно дым из труб.

(Л.Толстой.БСП, двоеточие)

4. Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы.

(М.Лермонтов. ССП, тире)

5. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

(И.Крылов.БСП, двоеточие)

5. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

(М.Лермонтов, БСП, двоеточие)

7.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

(М.Горький БСП, двоеточие)

Работа по учебнику. (слайд19)

Игра «Найди нужное предложение»

По данным характеристикам найдите предложения и, используя начальные буквы слов, с которых начинаются указанные в задании части предложений, составьте слово.

(учащиеся делятся на 5 групп (по числу заданий), задания распечатываются и раздаются каждой группе.)

1. Работа с упражнением 223.

Ответ: Предложение 3: «В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его; после дождя высоко в небе плыли и таяли дымчатые облака с золтисто-алыми краями» Буква «В».

2.Работа с упражнением 228(2 часть ).

Ответ. Предложение 4.: «Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно». Буква «Е».

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в сотставе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

Ответ. Предложение 2: «Вокруг обычным спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь пневматических ломов». Буква «Р».

4.Работа с упражнением 224.

Ответ. Предложение 5: «На запад пятиглавый Бешту синеет как «последняя туча рассеянной бури», на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона, на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы, все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» . Буква «Н».

Ответ. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Буква «О».

Проверка проводится следующим образом: представитель от группы вписывает найденную букву. Если получается слово «Верно», то задание выполнено правильно.

Итог урока.(слайд 20)

Рефлексия.

Назовите условия постановки двоеточия в БСП.

Критерии отметки

Количество баллов

2.За устный ответ-2 балла

3.За работу в группе- 2 балла

Задание на дом : ознакомиться с материалом учебника, выполнить упражнение 227

Заполнить таблицу «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении »

Каковы отношения между частями

Какие слова можно вставить между частями

Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

Потому что

Вторая часть раскрывает содержание первой

Вторая часть поясняет содержание первой

А именно, то есть

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части

А какой именно

Расставьте правильно знаки «Каждой пословице - свой знак»

1. Где кто родился там и пригодился.

2. 2.Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. 3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4. Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5. Куда конь с копытом туда и рак с клешней.

6. Не везде сила где умение а где и терпение.

Двоеточие

Самостоятельная работа

1. Свойство зеркальце имело говорить оно умело

2. Стал Жилин вглядываться маячит что-то в долине точно дым из труб.

3. А потому обычай мой с волками иначе не делать мировой как снявши шкуру с них долй.

4. Мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал.

5. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека.

Игра «Найди нужное предложение».

1. Работа с упражнением 223.

Найдите бессоюзное предложение, состоящее из двух частей, между которыми по правилам пунктуации употребляется точка с запятой. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

2. Работа с упражнением 228(2 часть ).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, соединенных бессоюзной связью. Первый блок представляет собой сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (условного и местоименно-определительного), связанных по типу параллельного подчинения; второй блок - также сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (образа действия и следствия), связанных по типу параллельного подчинения. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

3.Работа с упражнением 228 (1 часть ).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в составе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

4.Работа с упражнением 224.

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, связанных причинными отношениями;первый блок состоит из трех простых предложений, связанных сочинительной связью; второй блок состоит из 5 простых предложений, также связанных сочинительной связью. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

5. Работа с упражнением 223 (1)

Найдите бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух частей, одно из которых по структуре представляет безличное предложение. Выпишите начальную букву первого слова из второго предложения.

Оценочный лист

Фамилия, имя учащегося____________________________________________________

Критерии отметки

Количество баллов

1. За домашнюю работу - 2 балла

2.За устный ответ-2 балла

3.За работу в группе- 2 балла

4. Анализ предложений -2 балла

5. Самостоятельная работа -2 балла

6. Заполнение таблицы примерами-3 балла

7. Работа по учебнику. Игра «Найди нужное предложение»- 4 балла

8. Задание «Каждой пословице - свой знак» - 3 балла

9. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

9.1. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Постановка двоеточиянеобходима тогда, когда между частями устанавливаются пояснительные , причинные или изъяснительные отношения.

Рассмотрим примеры.

Если в первой части предложения имеются указательные местоимения так , таков , такой , одно , вот что и под., конкретное содержание которых раскрывается во второй части, необходимо поставить двоеточие. Например:

Понимаешь, бывает так: сил нет у человека (Д. Рубина. Терновник);

Осень успела все: пролила все дожди, обтрясла от листвы все осины, смела мусор в Чусовую, которая унесла его неведомо куда (А. Иванов. Золото бунта).

В этих предложениях есть отчетливый структурный признак, который однозначно указывает на необходимость постановки двоеточия, – это указательные или определительные местоимения, которые выражают отношения пояснения. Однако пояснительные отношения могут возникать и при любых других словах в составе первой части. Чаще всего это слова с отвлеченным значением, требующие разъяснения. Как, например, в следующем предложении:

Странное было ощущение : будто он стал прозрачным призраком, никто его не видит. А расколдоваться очень просто : только имя назвать надо (А. Иванов. Золото бунта).

Двоеточие ставится также, если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Между частями можно вставить причинные союзы потому что , так как , поскольку , например:

Весь день Осташа и Никешка просидели на крыше амбара: отдирали прогнившие тесины, бросали вниз, под просветы подгоняли свежие (А. Иванов. Золото бунта). Почему Осташа и Никешка просидели на крыше амбара? – Потому что они ее чинили.

И еще один случай, когда в бессоюзном сложном предложении требуется постановка двоеточия: если оно является эквивалентом изъяснительного сложноподчиненного предложения. В первой части таких предложений имеются слова со значением чувства, мысли, восприятия видеть , слышать , чувствовать , знать , понимать и под., после которых можно вставить союз что :

Я слышал, тебя купец Сысолятин в сплавщики нанял, а вона что выяснилось: поджигатель ты и душегуб (А. Иванов. Золото бунта) > Выяснилось, что ты поджигатель и душегуб.

В первой части могут стоять глаголы типа выглянуть , оглянуться , прислушаться , например:

Присмотрелся: навстречу шел отец.

Хотя глагола со значением восприятия здесь нет, но он легко восстанавливается:

Присмотрелся и увидел, что навстречу шел отец.

С изъяснительными сложноподчиненными предложениями соотносятся также предложения, вторая часть которых содержит прямой вопрос, например:

Осташа подумал: говорить или нет? (А. Иванов. Золото бунта).

Таким образом, возможность преобразования бессоюзного предложения в изъяснительное или предложение со значением причины или пояснения свидетельствует о том, что необходимо поставить двоеточие.

В зависимости от характера смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) ставится тире, двоеточие или запятая. Если части бессоюзного сложного предложения значительно распространены или осложнены, то между ними может стоять точка с запятой. Постановка тире связана с отношениями противопоставления, следствия, сравнения, изъяснения, быстрой смены событий или присоединения. Двоеточие отражает отношения пояснения, причины. В остальных случаях ставится запятая.

Задания

1. Выберите только те знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

Дефис, запятая, точка с запятой, тире, скобки, двоеточие, кавычки.

  • 2. Распределите условия в зависимости от постановки знака препинания - тире или двоеточия.
  • 1. В частях БСП выражается быстрая смена событий.
  • 2. Вторая часть БСП указывает на основание или причину того, о чем говорится в первой.
  • 3. Первая часть БСП указывает на время или условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
  • 4. Вторая часть БСП противопоставлена первой.
  • 5. В первой части БСП имеются глаголы видеть, слышать, чувствовать, предупреждающие о том, что далее последует изложение какого-либо факта или описания.
  • 6. В первой части БСП находятся указательные слова (так, такой, таков), содержание которых раскрывается во второй части.
  • 3. Восстановите правила. Приведите примеры.
  • 1. Если части бессоюзного сложного предложения относятся друг к другу как действие и его результат, то между частями ставится...
  • 2. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, если...
  • 3. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если...
  • 4. Установите смысловые отношения между частями сложного предложения и определите, какой знак следует поставить на месте пропуска.
  • 1. Хочешь узнать больше _ возьми серьезную книгу.
  • 2. Большинство людей верят в справедливость _ справедливость, как правило, означает для них корысть.
  • 3. Сергей стал лидером _ друзья его тоже стали другими, хотя ничего в нём не изменилось.
  • 4. Успешные люди гордятся своими победами _ неудачники обсуждают промахи других.

A. Во второй части предложения - пояснение или причина; двоеточие.

Б. Во второй части предложения - противопоставление; тире.

B. Во второй части предложения - вывод или следствие; тире.

Г. В первой части предложения - условие; тире.

5. Прочитайте китайские пословицы. Соотнесите их с предложенными вариантами смысловых отношений, которые возникают между частями бессоюзного сложного предложения. В соответствии с выбором варианта поставьте знаки препинания.

Варианты смысловых отношений: а) противопоставление; б) причина;

  • в) следствие; г) условие; д) аналогия.
  • 1. Гнилое дерево не годится на столбы подлый человек не годится в правители.
  • 2. Умный человек может смело исправить свои ошибки глупец свои недостатки не смеет даже признать.
  • 3. Предки сажают деревья потомки наслаждаются прохладой.
  • 6. Укажите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. В соответствии с ними поставьте знаки препинания.
  • 1. Умный человек говорит своими делами глупый болтает языком.
  • 2. На засохшем дереве нет листьев в пустых словах нет проку.
  • 3. Исток чист в устье вода чистая.
  • 4. Бездельник умирает от холода обжора от голода.
  • 5. Не проси у людей помощи они будут приветливы с тобой.
  • 6. Правды не опровергнешь ложь боится правды.
  • 7. Прочитайте бессоюзные сложные предложения, в которых ставится двоеточие. Восстановите правило по примеру.

Татьяна начинает свое письмо, как полагается: она обращается к Онегину на «вы», объясняет мотивы своего поступка. Татьяна совсем не знает Онегина: она видела его один только раз, да еще слышала неодобрительные разговоры «расчетливых соседей» (Н. Долинина. Прочитаем «Онегина» вместе).

  • 8. Прочитайте бессоюзные сложные предложения. Составьте схемы, объясняющие постановку знаков препинания.
  • 1. Хандра хуже холеры: одна убивает только тело, другая убивает душу (А. С. Пушкин. Из письма Дельвигу). 2. Пушкин грустно и насмешливо смотрит на стариков Лариных: они ведь добрые, в сущности, люди, а как тускло и мелко живут! (Н. Долинина. Прочитаем «Онегина» вместе). 3. Но ведь и судьба Татьяны, с нашей точки зрения, ужасна: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей маменьки, выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска Скотининых (Н. Долинина. Прочитаем «Онегина» вместе).
  • 9. Расставьте пропущенные знаки препинания. Распределите предложения в зависимости от того, какой знак ставится на месте пропуска, по трем группам: 1) запятая; 2) тире; 3) двоеточие.
  • 1. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее_а будущее как

бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим (Д. С. Лихачёв).

  • 2. Любишь кататься_люби и саночки возить (пословица). 3. Война превращает в диких зверей людей, рожденных_чтобы быть братьями (Ф. Вольтер).
  • 4. Слово - выражение мысли_и оно может служить соединению и разделению людей... (Л. Н. Толстой) 5. Человек_который думает только о себе и ищет

во всем своей выгоды, не может быть счастлив (Сенека). 6. Умно говорить

однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы (И. С. Со-

колов-Микитов). 8. Дивишься драгоценности нашего языка_что ни звук, то

и подарок... (И. В. Гоголь) 9. Для нас он (Гоголь) был больше, чем просто писатель_он раскрыл нам нас самих (И. С. Тургенев). 10. И колючей веткой ель

в окно стучала_как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев). 11. Бывают

осенние ночи, оглохшие и немые_когда безветрие стоит над черным лесистым краем (К. Г. Паустовский). 12. Колосья тихо бьют вас по лицу_васильки

цепляются за ноги_перепела кричат кругом_лошадь бежит ленивой рысью

  • (И. С. Тургенев).
  • 10. Прочитайте тексты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
  • 1. Лето синеют небеса я сижу во дворе на ступеньке железной лестницы. Я читаю книга лежит на коленях во дворе пусто все на дачах воскресный день. Вчера я порезал указательный палец стеклом. Порез был глубокий меня водили в аптеку заливали рану коллодием.

В аптеке было прохладно, темно и вместе с тем именно в аптеке больше всего сказывалось что сейчас лето, как больше всего ощущается лето в спальне утром когда открытие ставней начато и не завершено (Ю. Олеша. Я смотрю в прошлое).

2. Мяч каждую минуту летел в ворота. Он ударялся об их штанги они стонали с них сыпалась известь... Володя схватывал мяч в таком полете, когда это казалось математически невозможным. Вся публика, вся живая покатость трибун становилась как будто отвеснее, - каждый зритель приподнимался, выталкиваемый страшным нетерпеливым желанием увидеть наконец самое интересное - вбитие гола. Судья вбрасывал на ходу свисток в губы, готовый засвистеть вбитие... Володя не схватывал мяч он срывал его с линии полета и, как нарушивший физику, подвергался ошеломительному действию возмущенных сил. Он взлетал вместе с мячом, завертевшись, точь-в-точь навинчиваясь на него он обхватывал мяч всем телом коленями животом и подбородком набрасывая свой вес на скорость мяча (Ю. Олеша. Зависть).

ЗАДАНИЕ А 24

Фор мул ировк а зада ния: как объясни т ь постановку двоеточия или тире в данно м пре дл ож е нии ?

Как объяснить по ста новку двоеточия в данном п р е дл ожении ?

Иск у сс т вове д ы отме чаю т з начите л ьный вкла д Н.А. Римско г о-Кор са ков а в инстр уме н т овк у м у зыка л ьны х п роизве д ений: композитор расшири л и обо г ати л сист е м у л а д ово - гар м онически х ср ед с тв, е го орк е стровка соче т ае т красочность, б л ес к с яснос т ью , про з рачно ст ью , прос т о т о й.

1) Обобщающее сл ово стоит пе р е д одно р одными членами пре д л о жения.

2) Первая час ть бессо ю з ного сложного п р е дл ож е ния у ка з ывае т на условие т о г о , о чём г оворится ВО в т орой час т и .

3 ) Втора я час т ь б есс ою з ного с л ожного пре дл ожения указывает на сле д ствие т ого , о ч ё м
говори т ся В пе рв ой части .

4) Вто р а я час т ь бессоюз н ого сло жно го п р едл о жен ия по я сняет, р аск р ы в ает соде р жание
первой части.

Прави л ьны й о т в ет: 4

Ч т о т р е б уется о т у че нико в : в ыбрать п р авильное объяснение постановки двоеточия или
тире в
д анном предло жени и .

Ч т о с л е дует з н ать уч еника м дл я правильного выполнения з а д ания :

Ког д а в бессо юз н о м сложном пр едложе н ии ста в итс я двоеточие или тире ;

- какими синонимичными сложнопо д ч и ненными конст р укциями можно заменить бессою з ны е сл ожные пр едложе ни я с д вое т очием и л и т ир е;

Как по д ста н о вка по дчини т е л ь ных с ою з ов мож ет помочь выяв л ению смысловы х о т ношений меж д у час т ями с л ожного бессоюзного п ре д ложения ;

Как отличать б ес союзные сложные п р едложения с д вое т очием от простых п р едложений ,
в ко т орых двоеточи е отдел я е т обобщаю щ е е сло в о о т о д но ро дных членов п р едложения .

Прави л а пос тано вк и Д ВО Е ТОЧИЯ в бессою з ном сложном пре дл ожении

Дво ет о ч и е с т авитс я

Пр и м е р ы

1. Если вто р ое пр едложе ни е ука з ы в ает н а причин у

т ого , о чем говори тся в пе рвом (между част я м и такого

б е ссоюзного сл о ж ного пре д ложе н и я можно

вставить союз Т АК КА К, ПОТОМУ ЧТО и п р е врати т ь его в сложнопо д чинен н ое п р е д ложени е с

придаточным причин ы).

Л ю бите книгу : она п о м о жет в ам раз 0-

браться в сложных жиз н енных ситуациях. (= Люби т е кни г у, по т о му чт о

она поможет вам разобрат ь ся в сложных жизненных си т уа ц иях . )

2. Ес л и второ е пр едложение п оясня ет, раскрыва ет

со д ерж а н и е перво го (межд у час т ями бессою з но г о

с л ожн о го пре д лож е н ия м ожно вставить сою з

А И МЕ ННО Ч Т О ).

Большин с тво сходилось на о д ном:

ст ары е законы нику да н е г о д я т ся . (=

Бол ь шинс т во с х одилось на о д ном , а

и м енно : с т а р ые з аконы нику д а не год я тся . )

3 . Если в то р ое пре дложе ние д опо л няет см ы сл пе р вого (между частям и бесс оюзного с л ожного п р е дл ожения можно вс тавит ь союз ЧТО и п р е вр ат и ть

его в сложно п одчиненное пр е дложение с п ри даточным изъ я снительным) .

В д р уг чу в ст в у ю : кто-то де р гает меня

з а р укав . (= В друг чу в ствую , ч т о кто -

то д е р гает мен я за р укав . )

4 . Если в пе рво м про сто м предл ож е н и и о пус каю тс я

слова И УВИД Е Л , ЧТО ; И У СЛЫШАЛ, ЧТО; И

ПОЧУВСТВОВ А Л , ЧТО .

Се р е ж а огл ян улс я : к н е м у бежал

с о с е д с к и й мальчонка. (= Се р ежа огля ну лс я и уви д е л , ч т о к нему бежал соседс кий мал ь ч он ка.)

Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит
двоеточие.

Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъем
уровня рек, туман.

(В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно
простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово
стоит перед однородными членами.)

Запомните: двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает со держание или причину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Правила постановки ТИ Р Е в бе сс оюзном сложном предложении

Тире с та вится

Примеры

1.Если первое простое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия).

Будет за в тра хорошая по г ода - по йд ем в лес . (= Если бу де т за втра х орош а я пого д а , пойдем в л ес . )

2.Если первое простое предложение.указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным времени).

Лес рубят- щепки летят (= Когда лес рубят, щепки летят.)

3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

Жара все усиливалась – становилось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тяжело
дышать.)

У д арил сильный : гром - з а д рожа л и
все окна . (= Ударил сильный гром,
поэт
о му за д рожали все окна . )

4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО).

Ш е стна д цат ь л ет с л ужу - та ко г о со
мной еще н е было . (= Шестна д ца ть л е т
сижу, н о такого со мной еще не было.) Смелые побеждают - трус л ивые. погибают . (= Смелые побеж д аю т , а т русливые по г ибают.)

5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить
союзы СЛОВНО, ТО НО, БУДТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

Молвит слово - соловей поет. (= Мол-
вит слово, будто соловей поет.)

Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену событий.

Он нажал на тормоз – скорость не уменьшилась

Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО).

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце -
дурной знак.

Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

Алгоритм выполнения задания:

1) выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или сложным бессоюзным:

· если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что
обобщающее слово стоит перед однородными членами;

· если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нем можно
объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов;
2) подставьте в бессоюзное сложное предложение подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

1. Союз IIOTOMY ЧТО, ТАК КАК свидетельствует о том, что вторая часть
бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в
первой части(поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

2. Союз А ИМЕННО ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного
сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части (поэтому в
бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

3. Союз КОГДА свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части

4. Союз ТАК ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на результат, следствие того, о чем говорится в первой части
(поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире);

5. Союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части (поэтому в
бессоюзном сложном предложении ставится тире);

6. Союз А свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения
противопоставлена по содержанию первой (поэтому в бессоюзном сложном
предложении ставится тире).

Загрузка...
Top