Игры во дворе. Наши старые добрые детские игры во дворе Детская подвижная игра «Бабушка, распутай нитки!»

1:502 1:511

Современные дети не знают, что такое лапта, вышибалы и городки. Любимым нами дворовым играм, они предпочитают приложения и гаджеты. Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры - пусть их детство станет счастливее и интереснее!

1:949 1:958

САЛКИ/ДОГОНЯЛКИ

1:1001


2:1507

2:8 2:17

Салки - они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. У этой игры почти в каждом регионе бывшего Союза было свое название. При этом, игра простецкая.

2:315 2:324

Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

2:546 2:555

Правила

Считалкой выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я - салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка - «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

2:960 2:969

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

2:1280 2:1289

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

2:1721

2:8

Вариации салок:

Салки с «домиком» - то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.

2:431 2:440

«Выше ноги» - чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.

2:845 2:854

«Чай-чай, выручай!» - в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.

2:1303 2:1312

Сифа - в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

2:1669

2:8

ПЕКАРЬ

2:34


3:540 3:549

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие.

3:785

Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

3:1048 3:1057

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик - сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров)

3:1526 3:8

Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии:

3:162
  • 1 линия - пешка (солдат);
  • 2 линия - дама;
  • 3 линия - короли;
  • 4 линия - тузы и т.д.
3:337

От начала площадки до последней линии - зона званий, от последней линии до конца площадки - зона пекаря (банкира, царя, попа и т.д.).

3:588

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда - на кирпич).

3:779 3:788

Правила

Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи . Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой.

3:1175

Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех - тот «Пекарь». «Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки - у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» - игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий».

3:1793

3:8

«Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача - не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам.

3:451 3:460

Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

3:688 3:697

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании . Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

3:1113 3:1122

РЕЗИНОЧКА

3:1160

4:1664

Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок, как резиночка. Прыгали в нее весь день напролет. Для игры нужна та самая резиночка, длиной не меньше 4 метров. Ее нужно завязать в круг, два человека встают в него, ноги поставив на ширине плеч. Остальные прыгают через две натянутые резинки. Как прыгать? Наверняка мама знает и помнит, как это делать.

4:673 4:682

Вот, самые простые элементы:

4:738

1) начинаем прыгать на двух ногах, запрыгиваем в середину и выпрыгиваем.
2) Ноги ставим по обе стороны одной резинки, одним прыжком перепрыгиваем так, чтобы вторая резинка оказалась в такой же позиции, выпрыгиваем.
3) Запрыгиваем в середину двумя ногами, затем выпрыгиваем двумя ногами из резинок, снова с середину, выпрыгиваем.

4:1354 4:1363

Правила

Правила росты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

4:1828

4:8

Уровни:

  • резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  • резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  • резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  • резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  • резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).
4:546

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

4:766

Переход хода: когда прыгающий ошибается, сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если играют парами, то если один сбился, его может выручить партнер. Но если и он сбился, то пары меняются местами.

4:1250 4:1259

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами). Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

4:1556 4:8

ПРЯТКИ

4:40

5:544

Пока водящий у стены, дерева, двери или забора (место для застукивания) с закрытыми глазами считает до 50, все прячутся. Как только досчитал, произносит: «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать. Кто не спрятался — я не виноват!»

5:973 5:982

Во время поиска, если водящий замечает кого-то, бежит обратно к месту застукивания, стучит и громко кричит: «Туки-туки (имя) застукан».

5:1243 5:1252

Водящий должен всех застукать, а те, кто спрятался, — вовремя заметить, что его нашли, и попытаться добежать к месту первым и простучать: «Туки-туки сам за себя».

5:1565

5:8

Тот, кто успевает раньше водящего, считается незастуканным и ждет, пока найдут остальных. Кого застукалили первым — становится водящим в следующей игре.

5:301 5:310

Кодовые фразы:

5:341

«Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» - кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).

5:648

«Пила-пила, лети как стрела» - кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

5:880 5:889

СЛОНИКИ

5:917

6:1427 6:1436

В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

6:1674

6:8

Правила

Игроки делятся на две команды - слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

6:420 6:429

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников.

6:523

Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

6:652

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

6:1018

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.

6:1113 6:1122

ЦЕПИ-ЦЕПИ

6:1153

7:1657

Игроки делятся на две команды, взявшись за руки, становятся шеренгами друг напротив друга . Расстояние — около 10-15 метров.
Одна команда кричит другой хором: «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!» Команда напротив спрашивает: «Кто из нас?»
Первая команда называют имя игрока из команды противников.

7:583

Выбранный пытается с разбегу разорвать живую цепь. Если удается разорвать цепь, игрок возвращается в свою команду и забирает с собой одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет — игрок становился в команду как раз между «звеньями», которые пытался разорвать.

7:1109 7:1118

ЛЯГУШКА

7:1146

8:1650 8:8

Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть . Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

8:413 8:422

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) - ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть.

8:918

Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, - и так по кругу.

8:1057

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л - я - г - у - ш - к - а) .

8:1256

Собрал все эти буквы? Ты - лягушка!

8:1326

Количество игроков: не ограничено.

8:1392 8:1401

КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ

8:1448

9:1952

Для игры нужна большая компания (не меньше 6 человек).

9:102

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

9:433 9:442

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются.

9:584

Неизменно одно - играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют).

9:927 9:936

Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные - ложные).

9:1114 9:1123

Задача разбойников: захватить штаб казаков.

9:1208

Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

9:1363 9:1372

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки , чтобы у казаков были подсказки, где их искать.
Рисовать стрелочки можно на асфальте, на стенах дома, на бордюрах, на деревьях, на скамейках и куда еще руки дотянутся. Чем быстрей бежишь и рисуешь — тем больше шансов спрятаться так, чтобы не нашли.

9:1978

9:8

Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.).

9:297 9:306

Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

9:751 9:760 9:769 9:778

КЛАССИКИ

9:808

10:1312 10:1321

Схему «простых» классиков рисуем мелом на асфальте. Биту (когда-то это была баночка из-под вазелина, крема для обуви или камушек) бросаем по порядку на каждый квадратик, начиная с единицы, все дальше и дальше.

10:1716

Где одна клеточка, то прыгаем по ней на одной ноге, где две, то двумя ногами. На 9 — 10 разворачиваемся на 180 градусов на месте. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свою биту.

10:352

Переход хода — если не попал битой в нужный квадрат или прыгнул на линию квадратов.

10:515

Выигрывает тот , кто первый пройдет всю десятку.

10:606

Если бита попала в «котел», то сгорает один «класс», надо бросать на один квадрат меньше.

10:798 10:807

ВЫШИБАЛЫ

10:837

11:1341 11:1350

Для этой игры нужна большая площадка, мяч и как можно больше человек.

11:1488

Вышибалы — два человека, которых выбирают считалкой или добровольно, встают с двух сторон площадки. Вышибаемые становятся в центре. Перебрасывая мяч, вышибалы должны попасть в вышибаемых игроков, а они должны пытаться увернуться. В кого попали мячом, выбывает из игры. Но его могут «спасти» друзья, если поймают мяч. Когда на площадке остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет.

11:2269 11:8

ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА

11:53

12:557 12:566

Все игроки становятся в круг, перебрасывают друг другу или отбивают мяч .

12:705

Если кто-то мяч не отбил, садится на корточки в центр круга .

12:817

Все, кто сидит в кругу, стараются поймать мяч, но при этом нельзя вставать в полный рост.

12:981

Если мяч поймали, то все «картошины» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.
Если дети помладше, то мяч можно не отбивать, а ловить и быстро-быстро перекидывать следующему игроку.

12:1374 12:1383

ХАЛИ-ХАЛО

12:1414

13:1918

13:8

Дети становятся в круг, в центе водящий с мячом в руках подбрасывает мяч и называет имя игрока — «Хали-хало... Паша». Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, а все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только игрок поймал мяч, кричит: «Хали-Хало стоп!» Все замирают на месте.
Игрок с мячом выбирает любого другого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Затем называет, сколько и каких шагов ему понадобится для того, чтобы достать выбранного игрока.

Шаги:
— гигантские — шаг на весь размах ноги;
— человеческие — обычные шаги;
— лилипутские — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой;
— муравьиные — на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим);
— зонтики — кружок вокруг себя на одной ноге;
— утиные — шаги вприсядку;
— лягушка прыжок;
— верблюжьи — нужно шагать туда, куда доплюнул.

Интересно, когда игрок называет сразу несколько видов шагов шажков, чтоб было веселее. Например, до Славы 3 гигантских, 1 зонтик, 7 лилипутских и 2 верблюда. Игрок с мячом выполняет все, что загадал, и должен бросить мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

13:2443

13:8

СВЕТОФОР

13:38

14:542 14:551

Для этой игры нужно надеть на себя как можно больше разноцветных одежек . На площадке мелом рисуется дорога, и игроки выстраиваются все на одной линии.

14:832

Игрок-Светофор становится спиной ко всем игрокам посередине дороги и загадывает любой цвет. Если на игроке есть названный цвет, Светофор берет его за руку и переводит через дорогу. Если же цвета нет на одежде, заколках, обуви, то нужно быстро перебежать на другую сторону дороги, чтобы Светофор не успел поймать нарушителя. Тот, до кого он дотрагивался, сам становится Светофором.

14:1534

У советских детей не было смартфонов, ноутбуков, планшетов, интернета, игровых консолей и прочих современных благ. Родившимся после 2000-ых годов может показаться, что в советское детство — это скука скучная. Но это далеко не так. Да, у поколения СССР не было всего вышеперечисленного, но было нечто большее — настоящее «аналоговое» детство с кучей игр, которые объединяли детей со всего двора и делали их по-настоящему счастливыми!

Давайте вспомним самые распространенные и лучшие игры советских детей…

Резиночки

Аксессуаром данной игры для девочек является бельевая резинка. В игре участвуют 3 или 4 человека. Каждая из участниц совершает прыжки, через натянутую резинку на различной высоте. Первый уровень начинается с щиколоток и заканчивается на уровне шеи.

Классики

Игра «Классики» происходит на асфальте. Для этого необходимы небольшой камень и мелки. Мелком расчерчивают клеточки с цифрами в определённом порядке. Главное правило в этой игре - кинуть камень в клеточку, после чего на одной или двух ногах необходимо допрыгать до неё и таким же способом вернуться.

Вожатый, вожатый, подай пионера!

Тише едешь, дальше будешь - стоп!

На черте финиша водящий поворачивается спиной к участникам и проговаривает: «Тише едешь, дальше будешь - стоп!». Пока водящий говорит, участникам необходимо подбежать ближе к финишу. Как только водящий прекращает говорить, участники должны застыть на месте. В этой игре победа достанется тому, кто первым добежит до финиша и прикоснётся до водящего.

Море волнуется раз…

Ведущий отвернувшись от участников проговаривает считалку:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Морская фигура замри!

Во время считалки участники начинают совершать движения, изображая руками всевозможные фигуры. В то время, когда водящий заканчивает говорить, игрокам нужно застыть в какой-либо позе. После чего ведущий дотронувшись до одного из участников, должен угадать изображаемую фигуру игрока.

Казаки-разбойники

Участники разбиваются на две команды: «казаки» и «разбойники». Действие игры может происходить в подъезде, во дворе, на улице. «Разбойники» загадывая кодовое слово убегают, рисуя при этом на асфальте стрелки своего движения. Цель «казаков» найти по этим стрелкам «разбойников» и узнать их секретное слово.

Вышибалы

В данной игре два участника должны встать с двух сторон площадки, оставшиеся участники должны находиться в центре. Главная цель «вышибал», перебрасывая мяч друг другу, попасть в одного из участников, находящихся в центре. Когда в команде с основными игроками останется один человек, он должен уклониться от мяча такое количество раз, сколько ему лет.

Я знаю 5 имен

Один участник игры берёт в руки мяч, говоря при этом: «Я знаю одно имя мальчика», после чего кидает мяч об землю, и проговаривает имя. Варианты могут быть разными: «Я знаю один город», «Я знаю одно имя девочки» и т. д. Использовав все варианты, игрок проговаривает те же самые речёвки, только на счёт два. Если, участник отбивая мяч своевременно не назвал имя и не ударил по мячу, то ход игры передаётся другому игроку. Победу одержит тот, который сможет добраться до десяти.

Съедобное-несъедобное

Все участвующие в игре садятся в ряд. Водящий подкидывает мяч любому игроку, произнося при этом какой-либо предмет. Участник должен словить мяч, если предмет окажется «съедобным», если нет, то должен отбить его. Цель ведущего запутать игрока. Чем быстрее он будет кидать мяч, тем увлекательнее будет игра.

Ножички

Участники чертят на земле круг. После чего, каждый один за другим бросает ножичек на территорию соперника, отвоёвывая при этом у него максимально больше земли. Ножик можно бросать в песок, землю, а также в деревянные скамьи. Если ножек при броске не встрял в землю, а упал, другой игрок кидает ножик.

Колечко-колечко

Участники этой игры садятся в ряд и соединяют свои ладони лодочкой. У водящего игры в кулаке должен находится мелкий предмет: пуговица, монета, колечко. Цель водящего обойдя каждого игрока, незаметно вложить ему «колечко», произнося при этом «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Тот участник у которого оказался предмет поднимается и старается убежать. Задача всех других игроков поймать убегающего.

Вы поедете на бал?

Водящий игры читает речёвку:

«Да и нет не говорите,
Черный и белый не берите,
Вы поедете на бал?».

Его цель сбить с толку участников. Задача участника отвечать на вопросы не применяя слова «чёрный», «белый», «да», «нет».

Я садовником родился

Все участники должны подобрать себе имя - название какого либо цветка и после этого сказать его остальным игрокам и водящему. Водящий проговаривает считалку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» и говорит «имя» одного из участников. Игрок чьё имя огласили должен отозваться. Если же участник не откликнулся садовник назначает ему задание (спеть, станцевать и т.д)

Слон

В эту игру играли дети и подростки в каждом дворе СССР. Её правила достаточно просты. Игроки условно разбиваются на две команды: «слонов» и «всадников». Участники первой команды встают друг за другом, согнувшись пополам и обхватив друг друга. Получается своеобразный плотный строй, который именовался «слоном». Участники второй команды выстраиваются в неподалеку от «слона». Каждый из «всадников» разбегается, опирается на последнего «слона» и пролетает дальше, стараясь «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники». Задача «слона» в том, чтобы не упасть под тяжестью «всадников». Задача «всадников» в том, чтобы не упасть со «слона».

Летом было проще, выходили во двор сразу после завтрака и проводили там весь день с короткими перерывами на обед и ужин. Играли мы много. Да и нас было много. Почему-то наш двор любили дети ближайших домов, так что их родители находили своих отпрысков именно в нашем дворе. Причем мы никогда не делали различий между «нашими» и «не нашими» детьми, наоборот, когда во дворе появлялся кто-то из детей приезжих, обступали его, расспрашивали об играх его города, звали в свою команду.

Никто из жильцов нашего дома никогда не жаловался, что мы мешаем ему отдыхать, когда всем нашим детским двором играли в мяч, кидая его в стенку дома, а мы могли это делать не один час. Когда нам надоедала эта игра, мы меняли ее на «вышибалы», «классики», «прятки», «бояре», «казаки-разбойники», «штандер-стоп» (почему-то он у нас именно так назывался, может, он немецкого слова ständer - «колонна»), «светофор», «числа», «колечко», «на златом крыльце сидели», всего я даже и не вспомню. Игр было так много, что они не успевали надоесть. В перерывах между играми старшие девочки учили нас вышиванию, плетению макраме, вязанию, да, первые навыки я получила именно тогда, в 7-8 лет.

Сейчас, наблюдая за нынешними детьми, вижу, как мало и однообразно они играют. В основном, группами по два-три человека, а уж если с десяток наберется - так это уже большая редкость. И с грустью вспоминаю посиделки и игры моего времени… В такие моменты очень хочется попросить современных родителей рассказать их детям об играх своего детства, научить этим играм детей. Думаю, что дети будут им за это благодарны! И, может быть, наконец-то станут хоть чуточку дружнее… А я попробую рассказать про игры нашего двора. Может быть, кто-то поделится воспоминаниями о своих играх?

Перестрелка

Ровную площадку делят мелом на четыре части: две пошире, две поуже. Широкие полосы - это «города». Здесь размешаются игроки. Узкие полосы являются местом для «плена».

Играющие делятся на две команды. Каждая команда размещается в своем городе. Один из играющих выходит на середину площадки и подбрасывает мяч. Игроки стараются, не покидая своих «городов», завладеть мячом, и между командами начинается «перестрелка». Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из «города» и взять в «плен».
Игрок, задетый мячом, становится «пленником» и переходит на полосу, помещающуюся за «городом» другой команды. «Пленных» можно освобождать, для этого надо бросить любому из них мяч так, чтобы тот мог поймать его с лёта. Если «пленник» поймает мяч, то он возвращается в свой «город». Оттуда он может кинуть мяч в противника или прийти на выручку другому «пленнику», перебросив ему мяч.

Выигрывает команда, сумевшая взять в «плен» всех игроков другой команды.

Передай мяч

По считалке выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в круг. Расстояние от одного играющего до другого должно быть не более одного шага. Водящий находится за кругом.

Играющие берут большой мяч и передают его друг другу. Водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча рукой. Если это ему удалось, он становится в круг, а водит тот, у кого в руках был запятнан мяч.

Резиночка

Играют в эту игру и девочки, и мальчики. В резиночку можно играть втроем, а можно и двое на двое; в этом случае, если играющий совершит ошибку при прыжке, его может выручить партнер. Можно играть даже одному, натянув резиночку на что-нибудь, например, на два стула.
Для игры вам понадобится обыкновенная бельевая резинка длиной приблизительно два метра. Концы ее надо связать.

Двое играющих, стоя «ноги врозь», растягивают резинку на высоте щиколоток, третий прыгает. В игре используются разные фигуры, все их нужно повторить. Допустивший ошибку меняется местом с тем, кто держит резинку.

Классики

В классики могут играть и один человек, и большая команда. Для игры потребуются мел и бита. В качестве биты можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов или, за неимением ее, простой камешек.

На асфальте мелом расчерчивается прямоугольник и делится на восемь равных частей. Каждый квадрат прямоугольника называется классом.
Играющие решают, кто начинает игру первым, кто вторым и т. д. Для этого можно использовать считалку.

Первый играющий бросает биту в первый класс, встает на одну ногу, перепрыгивает через черту в класс. Затем ударом ноги выбивает биту в следующий класс. Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Если играющий прошел через все классы, его ждет экзамен. Он кладет камешек на носок ноги и идет на каблуке через все классы. Нужно пройти осторожно, чтобы не уронить камешек и не наступить на черту. После экзамена участник заканчивает игру.

Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.

С помощью считалки выбирается водящий. Водящий отворачивается к стенке и громко считает до нужной цифры, а в конце счета громко добавляет: «Я иду искать! Кто не спрятался - я не виноват!» После этого водящий ищет игроков.

Когда он кого-то нашел, то его задача быстрее этого игрока «застукать» - т. е. водящий подбегает к месту, где он считал, стучит ладошкой по этому месту и приговаривает: «Стуки-стуки, Вася!» Если водящий обознался с именем игрока, то весь кон начинается заново - сопровождается это криками игроков: «Обознатушки-перепрятушки!»

Игроки должны «застукаться» за себя, до того как их «застукает» водящий - подбежать к месту, где считал водящий, постучать и проговорить: «Стуки-стуки за себя».

«Застуканные» игроки могут давать подсказки другим игрокам, когда стоит бежать застукиваться, а когда стоит сидеть: «Топор-топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор!» - значит не высовываться, или «Пила-пила - лети, как стрела!» - значит нужно быстрее бежать «застукиваться».

Казаки-разбойники

Играющим предварительно надо обговорить границы, в которых можно перемещаться и прятаться - двор, квартал, микрорайон. Затем играющие разбиваются на команды, одна из которых - «казаки», а другая - «разбойники».

«Разбойники» разбегаются прятаться, а «казаки» выбирают место для «темницы», куда будут отводить пойманных «разбойников». «Темницей» может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом. «Казаки» будут охранять «темницу», поэтому она должна быть не слишком большой, но и не тесной. Если игра происходит на сравнительно большом пространстве, «разбойники» должны помечать свой путь мелом на асфальте метками-стрелками.

«Казаки» выходят на поиск и ловят «разбойников». Задача: найти, догнать, «запятнать» и отвести в темницу, держа «разбойника» за руку или рукав. Пойманный «разбойник» не должен вырываться. Но если «казак» случайно разжал руку, «разбойник» может убежать. «Разбойники» могут выручать своих товарищей по дороге в «темницу» - неожиданно подбежать и «осалить» «казака», - тогда «казак» должен отпустить пленного, и оба «разбойника» убегают. «Казак», в свою очередь, может первым запятнать «разбойника», пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.
Кроме того, «разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Но для этого им надо, миновав сторожа, «запятнать» самого пленного в «темнице». Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в «темнице».

Колечко

Играющие садятся рядом друг с дружкой в один ряд (идеальное место: во дворе на лавочке).
Каждый игрок складывает свои руки в форме лодочки - ладошки складываются вместе, а сверху, в районе больших пальцев, остается пространство. Большие пальцы прикрывают образовавшуюся полость от взгляда других игроков.

Ведущий в своих тоже сложенных «лодочкой» ладошках прячет колечко, монетку или камушек. Подходя к каждому игроку, он делает вид, что именно ему в руки вкладывает колечко, медленно проводя своей «лодочкой» между руками игрока. Ведущий обходит всех игроков, отходит в сторону и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен выскочить из ряда игроков. Остальные должны успеть схватить этого игрока и не дать ему выпрыгнуть. Если ему удалось выскочить, то он становится водящим. Иначе им остается прежний водящий.

Уголки

Помните «Сказку об умном мышонке» Маршака? Там хорек предлагал мышонку поиграть в «Уголки». Для игры необходимо пять человек. Размечаем квадратную площадку. Четыре игрока занимают каждый свой угол, а один водит. По его команде игроки меняются местами, перебегая из угла в угол. Водящий должен успеть занять освободившееся место. Тот игрок, который остался без угла, становится водящим.

Штандер-стоп

Водящий берет в руки мяч. Игроки собираются вокруг водящего. Водящий подбрасывает мяч вверх и выкрикивает имя одного из играющих.
Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер-стоп!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.

Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.
Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.

Правила игры разрешают замершим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.

Картошка

Все игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу. Тот, кто роняет мяч, садится на корточки в центр.

Игроки, сидящие в центре «картошки», стараются поймать мяч. Если хотя бы один игрок внутри круга ловит мяч, все сидящие возвращаются к игре, а тот, кто упустил мяч, занимает их место в центре, и игра продолжается.

Светофор

На земле обозначают две линии метрах в пяти друг от друга, ведущий (светофор) становится между этими линиями, а все играющие должны встать за одной из них. Ведущий, отвернувшись от игроков, называет какой-нибудь цвет, и все игроки, у кого есть такой цвет в одежде, переходят за другую линию. Те, у кого нет одежды такого цвета, должны пробежать мимо «светофора», а он в свою очередь должен осалить кого-нибудь из «нарушителей». Осаленный становится ведущим.

Числа

В этой игре ведущих двое, они совещаются между собой и загадывают какое-то число в конкретном числовом промежутке, например, от 0 до 10, скажем, 5. Затем выходят к остальным игрокам и у каждого по порядку спрашивают версию этого числа. Игрок называет, например, 3, а ведущие говорят: «Больше». И переходят к следующему участнику. Тот называет, к примеру, 7, а ведущие говорят: «Меньше».

В конце концов кто-то угадывает это число. Тогда его спрашивают: «Что угодно?» Выигравший называет то, что ему хочется, например, нарядное платье или машину. Ведущие выслушивают и идут совещаться, придумывают два варианта выбранного, например, две машины - одна из них, скажем, грузовая, другая - легковая, или два платья, одно, допустим, из крапивы, а другое - из одуванчиков, тут уж на что хватит фантазии у ведущих. Приходят и говорят: «Что угодно для души, все подарки хороши», и называют свои варианты. Победитель выбирает из двух вариантов какой-нибудь один.

Вышибалы

Для игры требуется как минимум три человека. Из них двое вышибающие (вышибалы) и один водящий. Вышибалы встают с двух сторон площадки, а водящий между ними. Суть игры: попасть по водящему с помощью мяча (вышибить его).

Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Тот, кто вышиб водящего, встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.

Водящий может ловить мяч до того, как тот ударится о землю. Пойманный мяч называют свечкой. Пойманная свечка используется как дополнительная жизнь (необходимо попасть в водящего еще раз, чтобы снять свечку).

Испорченный телефон

Ведущий очень тихо говорит слово или фразу одному игроку на ухо, а тот точно так же передает услышанное другому игроку, и так по цепочке. Последний игрок говорит вслух то, что у него получилось, а ведущий свой вариант.

Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат!

Лягушка

Играющие становятся друг за дружкой перед стенкой. Первый играющий кидает мяч руками об стену. Когда тот летит обратно - надо перепрыгнуть через него и при этом ничем не задеть летящий мяч. Следующий игрок ловит мяч после того, как первый игрок перепрыгнет. Если мяч не был задет, то первый игрок становится в конец очереди. Если мяч был задет, то этому игроку присваивается одна из букв из слова ЛЯГУШКА. Сначала «Л», потом «Я» если «Л» уже была присвоена. И так до тех пор, пока полностью не наберется слово ЛЯГУШКА. После присваивания очередной буквы игрок также становится в конец очереди.

Когда игрок полностью набирает слово ЛЯГУШКА, то он становится у стены и мешает другим попасть по стене. Если он успешно помешал кому-то, то с него снимается одна буква из слова ЛЯГУШКА с конца. Когда у игрока снимаются все буквы, он возвращается обратно в очередь.

Море волнуется

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников, а они начинают двигаться: махать руками, танцевать или просто кривляться. Водящий громко говорит: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура, на месте замри!» В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались.

Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый пошевелится, тот становится на место ведущего. При этом запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки и т. д).

Ведущий же не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Не обязательно каждый раз повторять «морская фигура на месте замри», можно вместо морской называть что угодно, например, «лесная», «садовая», хоть «транспортная».

Несмеяна

Выбирается один участник - принцесса Несмеяна. Цель других участников - рассмешить принцессу, не прикасаясь к ней при этом. Рассмешивший принцессу участник сам становится Несмеяной. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый участник не побывает на месте принцессы или просто пока не надоест.

Путаница

Выбирается ведущий и отворачивается от остальных игроков. Остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. После этого стараются запутаться как можно сильнее, не разрывая рук. Когда игроки достаточно запутались, они сообщают об этом ведущему. Ведущий пытается распутать запутанных игроков. Первый распутанный игрок будет ведущим в следующем кону.

Игра тем интереснее, чем больше человек в нее играет!

Прыгалки

Двое игроков держат за концы связанные прыгалки и равномерно крутят их. Игроки поочередно прыгают через них, не задевая. Кто заденет, меняется местами с одним из крутящих.

Салочки-догонялочки

В этой игре участвуют как мальчики, так и девочки вне зависимости от возраста: от самых маленьких (уже умеющих бегать) детей, до самых больших (еще умеющих бегать) людей! Водящий должен догнать любого другого игрока и осалить его.
Игрок, которого осалили, становится водящим и должен догнать следующего игрока.

Я знаю пять названий

Два игрока кидают друг другу мяч со словами: «я», «знаю», «пять», «имен», «мальчиков» (девочек, названий городов, животных, цветов и т. д.). Игрок, у которого в это время оказался мяч, начинает говорить подходящие имена: «Слава», а второй игрок начинает считать: «раз»; «Петя» - «два»; «Миша» - «три»; «Гена» - «четыре»; «Ваня» - «пять». И игра начинается сначала.

Сыщик, ищи вора

В шапку складываются бумажки с ролями: сыщик, вор, король, судья, палач и т. п.
Игроки наугад вынимают бумажки, и только «сыщик» предъявляет то, что ему досталось. Теперь он должен найти «вора» среди игроков, если угадывает - судья назначает наказание «вору», если нет, то «сыщику», «палач» обязан проследить за исполнением приговора.

Hа златом крыльце сидели...

Водящий крутится на месте и вращает вокруг себя у земли прыгалками, приговаривая (на каждый оборот по слову): «Hа златом крыльце сидели царь, царица, вор, мокрица, повар, портной, кто ты будешь такой?» Игроки вокруг должны прыгать через прыгалку, кто не успеет, тот водит и до следующей ошибки именуется словом, на котором он запутался в прыгалке. Слова можно добавлять свои, но только в рифму.

Фантики

Фантики - игра простая, для нее нужен только стол, широкая скамейка или подоконник и фантики (обертки от конфет, сложенные квадратиком). Играют, стоя у стола. Первый игрок кладет на правую ладошку фантик и бьет ею по крышке стола так, чтобы фантик подскакивал и летел вперед, падая на стол. Следующий игрок делает то же самое, стремясь накрыть хотя бы чуть-чуть фантик соперника своим. В этом случае он забирает себе оба фантика и продолжает играть. Если он промахивается, его фантик остается на столе и ход переходит к другому игроку.

Кто больше фантиков возьмет себе, тот и выиграл.

Съедобное-несъедобное

Выбирается ведущий, остальные участники садятся на скамеечку. Ведущий по очереди бросает каждому игроку мячик и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет съедобный - мячик нужно поймать, если нет - отбить. Кто ошибся, становится на место ведущего.

Что это?

Ведущий задумывает какой-нибудь предмет, пишет его название на бумажке, а затем пытается изобразить его без слов, мимикой и жестами, остальные участники пытаются догадаться, о чем идет речь. Кто первым догадался - становится новым ведущим.

Жмурки

Одному из участников завязывают глаза платком, остальные разбегаются (недалеко) и хлопают в ладоши, чтобы ловящему было легче ориентироваться. Его задача - поймать одного из убегающих, затем они меняются местами.

Пятнашки

Очень активная подвижная игра - принцип тот же, что и у жмурок, только догоняющему (его называют Пятнашкой) не завязывают глаза. Он должен поймать одного из участников… После этого сам убегает, а новый Пятнашка догоняет.

Секретики

В земле выкапывается небольшая ямка, на дно кладется фантик (лучше блестящий), на него укладывается что-то наподобие гербария или маленькая картинка, и всё это покрывается кусочком стекла, затем засыпается землей. Потом тайно показывается друзьям.

Участников должно быть двое. Они садятся друг напротив друга. Первый игрок дает свои руки ладонями вверх, второй держит руки ладонями вниз. Второй игрок быстрым движением пытается хлопнуть сверху по ладоням своего соперника. Если ему это удалось, то игроки меняются ролями.

Бирюльки

Бирюльки - старинная народная игра, от которой так сложно оторваться! Для этой игры раньше подбирали соломинки определенной величины. А теперь можно сделать бирюльки из проволоки - их хватит надолго.

В бирюльки можно играть вдвоем. Первый игрок зажимает свободно в кулак все бирюльки, слегка растрясая их. Затем быстро разжимает кулак, и бирюльки падают, образуя беспорядочную кучку. У игрока, который начинает игру, есть преимущество: если около кучки окажется несколько отдельно лежащих бирюлек, он их сразу забирает себе. После этого он начинает крючком осторожно вынимать бирюльки из кучки и складывать около себя (каждая бирюлька приносит от 5 до 50 очков). Но вынимать бирюльки надо так, чтобы в кучке ничего не сдвинулось или не пошевельнулось. В противном случае право хода получает второй игрок.

Выигрывает тот игрок, у кого очков больше.

Дорогие мои воспитатели! Вот и наступает долгожданное лето! А это значит - площадка и подвижные игры! Я предлагаю Вам вспомнить наши старые любимые игры и научить им ребят. Уверена, будет здорово, весело! Оставим фей Винкс и всевозможных роботов, пусть поскучают... А мы скучать не будем!

Скачать:


Предварительный просмотр:


"Резиночки"
Цель: развивать вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учить тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Ход игры:
Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.


"Классики"

Цель: развивать ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр.
Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

"Бояре"

Цель: развивать умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».
Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

"Тише едешь, дальше будешь - стоп"

Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

"Колдунчики"

Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.
Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.


"Море волнуется раз"
Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность.
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

"Казаки-разбойники"
Цель: развивать базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и стойкость.
Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников».


"12 палочек"

Цель: развивать умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.


"Вышибалы"
Цель: развивать умение уворачиваться, ловкость, координацию движений
«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

"Я знаю 5 имен"
Цель: развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.

"Съедобное-несъедобное"
Цель: развивать чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Колечко-колечко
Цель: развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Вы поедете на бал?
Цель: развивать воображение, подбирать синонимы и задавать вопросы, умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Водящий произносит считалку:

Вам барыня прислала кусочек одеяла

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черно с белым не носить.

Вы поедете на бал?
После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

"Я садовником родился"
Цель: развивать память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

"Горячая картошка"
Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимание.

Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Для игроков помладше - то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро (!!! - картошка же горячая, обожжемся!!!) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".

Участники – не менее 4 человек.

Считалкой выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша"; «Штандер-Вася», еще вариация - "Хали-хало Паша"). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп! (Хали-Хало стоп!)
Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

Шаги:

Гигантские - шаг на весь размах ноги

Человеческие - обычные шаги

Лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой

Муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)

Зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге

Утиные - шаги вприсядку

Лягушка - прыжок

Верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул

Лучше назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.


В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.Oглядываем опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

"Резиночки"

Как играть.

Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

"Классики"

Как играть.

Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

"Бояре"

Как играть.

Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Как играть.

Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

"Колдунчики"

Как играть.

Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

"Море волнуется раз"

Как играть.

Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

"Казаки-разбойники"

Как играть.

Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

"12 палочек"

Как играть.

Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

"Вышибалы"

Как играть.

«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

"Я знаю 5 имен"

Как играть.

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу.

Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

"Съедобное-несъедобное"

Как играть.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

"Ножички"

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

"Колечко-колечко"

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

"Вы поедете на бал?"

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

"Я садовником родился"

Как играть.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде.

Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки. Конечно, компьютерные игры не могут заменить подвижные детские игры на свежем воздухе. Хотя их тоже можно разделить на полезные и не очень. Например, игра майнкрафт онлайн гораздо больше принесёт пользы ребёнку, чем какие-нибудь бессмысленные стрелялки.

"Кис-мяу"

Как играть.

Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет.

Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.


Загрузка...
Top