Составляющие здоровья здоровье духовное и физическое их взаимосвязь. Взаимосвязь физического и духовного развития личности

  • ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
  • ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ
  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

В данной статье рассматривается взаимосвязь физического и духовного развития личности. Представлены рекомендации по правильному дыханию, рассмотрены различные системы дыхания как физическое развитие личности, а так же духовные составляющие здорового образа жизни.

  • Использование «невидимой» гимнастики в трудовой деятельности экономиста
  • Формирование культуры здорового образа жизни студенческой молодежи
  • Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек

Так бывает, что человек много работает, но никак не может приблизиться к своей цели. А чтобы ее достичь, надо измениться самому, изменить свое окружение, свою жизнь - это закон природы. Изменившись сам, изменится и все вокруг . А для этого есть два направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • физическое развитие личности;
  • духовное развитие личности.

Выражение «в здоровом теле - здоровый дух» далеко не новое. Но правильно ли мы понимаем и знаем, что оно означает? Взаимосвязь духовного и физического развития личности является основой гармоничного существования человека, поэтому нужно заботиться как о физическом теле, так и о духовном .

В чем заключается физическое развитие личности?

Основной ресурс человека, база для всех его достижений - это здоровье. Если его нет, то человеку и не нужно будет ничего.

А для того, чтобы у человека было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

  • дыхательными системами;
  • физическими упражнениями;
  • закаливанием организма;
  • есть здоровую и полезную пищу, больше пить чистую воду;
  • отдыхать и нормально спать.

В данной статье рассмотрим дыхательную систему. Как правильно дышать? Вот рекомендации по правильному дыханию:

  • дышать надо животом, при необходимости - задействовать и грудную клетку;
  • заниматься бегом - он очень хорош для дыхания;
  • при выполнении дыхательных упражнений надо создавать сопротивление потоку воздуха на выдохе губами и языком.

Рассмотрим техники дыхания.

Система дыхания №1 применяется для очищения организма. Так человек омолаживает его. Если все делать правильно, то человек сразу же почувствует прилив энергии после того, как сделает это упражнение первый раз. Оно выполняется сидя .

Вдыхаем носом на 5 счетов, легкие наполняются воздухом, начиная от живота, затем средняя, и верхняя часть, по максимуму, до предела. Задерживаем дыхание на 20 счетов. Выдыхаем ртом на 10 счетов, сначала верхняя часть, затем средняя и нижняя, воздух выходит через сжатые губы, они создают напряжение, которое надо преодолевать, выдыхаем до предела.

Система дыхания №2 применяется для увеличения силы и мощности тела. Дает мощный и быстрый эффект, предназначенный для мгновенной мобилизации организма и включения его резервов, для преодоления стрессов, психического напряжения, для подавления боли. Если регулярно использовать эту систему №2, то мобилизуется сила воли, концентрируется внимание. Выполняется стоя.

Вдыхаем носом 0,5-1 секунду, можно с поднятием рук, по максимуму. Выдыхаем ртом 5 секунд, с большим напряжением мышц всего тела и легких, с хрипением или шипением, можно при этом опускать напряженные руки вниз, выдыхаете весь воздух до предела .

За раз выполняем 10 циклов. Делаем 3 раза, минимум 1 раз в день.

Система дыхания №3 включает мощные резервы организма, увеличивает количество кровяных телец в крови.

Сделаем несколько глубоких вдохов-выдохов. На последнем выдохе задержим дыхание, пока не потемнеет в глазах, и пока организм не заставит вдохнуть. Как правило, это происходит на 5-й секунде после «больше не могу». Делаем минимум 2 раза в день.

Даже если использовать только одну из этих техник дыхания, можно получить в свое распоряжение мощный источник энергии. А все три техники сразу увеличат энергетический уровень, силу, волю многократно. Через месяц человек себя не узнает, он будет летать, а не ходить, и любое дело будет ему по плечу .

Духовное развитие личности - без него человек не может быть счастливым. Духовное развитие - это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни.

Духовные составляющие здорового образа жизни включают в себя:

  • способность совершать добрые дела - участвовать в акциях милосердия, оказывать помощь престарелым, ветеранам, уход за больными;
  • способность совершать самоотверженные поступки - это дружба, товарищество, участие в соревнованиях и конкурсах в составе команды;
  • способность проводить анализ своей деятельности за день, месяц, год;
  • способность признавать свои ошибки и недостатки и меняться в лучшую сторону;
  • наличие твердого жизненного идеала, идеи и веры, следование им;
  • чтение художественной литературы, общение с ветеранами туда и войны;
  • периодические самоограничения, посты, развитие силы воли и т.п.

Как достичь духовного здоровья?

Покаяние. Любовь. Следование божественным законам. Прощение и забывание обид. Умеренность во всем. Молчание. Молитва. Медитация. Творчество, хобби. Наслаждаться жизнью. Духовно здоровые люди умеют наслаждаться каждой минутой, радоваться всему (солнцу, улыбке ребенка, весенней капели, первому снегу). Видеть красоту во всем - великое искусство .

Таким образом, все эти пункты духовного и физического развития личности оказывают влияние на уровень счастья, позволяют высвобождать большое количество положительной энергии. Здоровое тело - первый этап для обретения счастливой жизни .

Взаимосвязь духовного и физического развития личности включает в себя также регулярное выполнение полюбившихся упражнений или видов активной деятельности. Например, ходить на плавание, танцы; гулять в ближайшем лесу для насыщения клеток организма максимальным количеством кислорода; заниматься фитнесом или спортивной ходьбой. При выборе занятия желательно следовать велению души, выбирать только то, что с вами гармонирует. К тому же, регулярная физическая нагрузка прибавляет уверенности, повышается самооценка. Натренированное тело лучше справляется со стрессовыми ситуациями .

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что известная пословица «в здоровом теле - здоровый дух» будет справедлива, если мы её прочтём в обратной последовательности: «здоровый дух - здоровое тело». Тесная взаимосвязь духовного и физического развития является настолько очевидной, что отрывать одно от другого - это значит совершать ошибку. Следовательно, «Здоровье нации», «Здоровье» с большой буквы - это и здоровье тела, и здоровье духа .

Становится очевидным, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающей средой. От нравственного здоровья человека, от нравственного здоровья общества зависит здоровье государства в целом .

Список литературы

  1. Ананьев Г.Б. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2012. 338 с.
  2. Мышкова Т.Д. Основы гармоничного существования человека // Молодой ученый. 2017. №11. С. 43-45.
  3. Василькова С.А. Упражнения для дыхания: гимнастика. Техника дыхания // Физкультура и спорт. 2016. №7. С.22-24.
  4. Губайдуллина Ф.Д. Дыхательная гимнастика: несколько методик // Стадион здоровья. 2017. №5. С.35-37.
  5. Ермилова Е.Б. Техника дыхания: как правильно дышать, и какую дыхательную гимнастику выбрать // Здоровье для всех. 2018. №1. С.12-14.
  6. Зонтикова С.Т. Духовное развитие человека // Духовно-нравственное воспитание. 2017. №3. С.41-42.
  7. Матросова П.Г. Взаимосвязь духовного и физического развития // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2017. №12. С.45-46.
  8. Нигматуллина Р. Р. Активные виды деятельности // ФиС. 2016. №12. С.34-35.
  9. Тухватуллин Д.Л. «Здоровье» с большой буквы // Вестник здоровья. 2017. №9. С.21-22.
  10. Хисматуллина Р.Б. Гармония внутреннего мира человека и его отношений с окружающей средой // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. 2017. № 4. С.22-24.

    Меры по предотвращению взрывов и пожаров…………………………..2

    ЧС военного времени которые могут возникнуть на территории

России…………………………………………………………………………..4

    Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека………………………………………………9

    Первая помощь пострадавшему при извлечении из под обломков здания и автомобиля……………………………………………………...13

    Список используемой литературы………………………………………19

  1. Меры по предотвращению взрывов и пожаров.

Взрыв - физический или/и химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме за короткий промежуток времени, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду и высокоскоростному расширению газов. При химическом взрыве, кроме газов, могут образовываться и твёрдые высокодисперсные частицы, взвесь которых называют продуктами взрыва.

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Меры по предотвращению взрывов направлены на исключение их инициирования за счет огня, искры, нагрева, удара, превышения нормального давления в емкости, и т. д.

Во всех взрывоопасных производствах обеспечивается исключение искрообразования, запрещается проводить огнеопасные работы, пользоваться электронагревательными приборами, работникам воспрещается иметь спички и зажигалки. Все оборудование заземляется. Работа на электрооборудовании проводятся при отключенной сети. В помещениях с помощью газоанализаторов проводят контроль воздушной среды с целью выявления взрывоопасных концентраций газо-воздушных смесей. Работы проводятся при включенной вентиляции.

На транспорте профилактика взрывов проводится в соответствии с “Правилами перевозки разрывных взрывов”, определяющих порядок загрузки и транспортировки взрывчатых веществ.

Соблюдение мер пожарной безопасности и умение действовать во время пожара способствует снижению пожарной опасности, спасению людей и имущества. Персонал предприятий и организаций для предотвращения пожаров и взрывов действует в соответствии с установленными на них правилами пожарной безопасности, нормами ТБ и ОТ, технологическими инструкциями. При предотвращении пожаров и взрывов в быту, спасении людей и имущества следует соблюдать ряд запретов и несложных правил. В целях предупреждения пожаров необходимо избегать хранения в доме значительного количества воспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ (бензин, керосин, тех. масла, ацетон, сжиженные газы и прочее). Имеющиеся в доме небольшие количества этих веществ надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать их встряске, ударам, разливу. Соблюдать осторожность при использовании предметов бытовой химии. Не разогревать мастики, лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне. Не стирать в бензине. Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать подвалы и чердаки. Не рекомендуется устанавливать электронагревательные приборы вблизи горючих предметов. Содержать в исправном состоянии выключатели, вилки, розетки сети электроснабжения, нагревательные и др. приборы. Запрещается проводить ремонт электросети, тем более там, где нет автоматических выключателей (рубильников), оставлять без присмотра электронагревательные приборы и телевизоры. Соблюдать осторожность при курении. Нельзя сушить белье над горящей газовой плитой или печью.

Особое внимание следует обратить на возможность возникновения пожара из-за детских шалостей. Не разрешать детям игру со спичками, включать газ, и электроприборы, оставлять детей без присмотра.

В целях создания благоприятных условий для тушения пожара запрещается: загромождать подъездные пути к зданиям, подходы к пожарным гидрантам, заставлять тяжелыми предметами балконные люки. При пожаре надо опасаться: высокой температуры, задымленности и загазованности помещений, обрушений конструкций, взрывов технологического оборудования, падения подгоревших деревьев, провалов в грунт (горение торфянников).

При возникновении пожара и в ходе его необходимо соблюдать спокойствие и быстро оценивать обстановку для принятия правильного решения.

Не впадать в панику и удержать от нее окружающих.Опасно входить в зону задымления если видимость менее 10 м.

Духовное развитие непосредственно связано с развитием сознания и интеллекта, физическое развитие – восстановление общих функций организма и его нормальной работы. Тело и разум взаимосвязаны между собой, и связь эта является как физической, так и духовной. Нервно-мышечная связь осуществляется в процессе различных химических функциях обмена и появления различных двигательных способностей человека. Соответственно, существует определенная взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования.

Связь духовного и физического самосовершенствования

Духовное самосовершенствование заключается в таких аспектах:
  1. Профессиональное развитие;
  2. Развитие интеллекта;
  3. Моральное и этическое развитие;
  4. Развитие разума.
Физическое самосовершенствование заключается в воспитании своего тела и создании идеальной фигуры, устранения всех недостатков, воспитания выносливости и пр.

Другими словами, в духовном самосовершенствовании основную роль играет развитие разума, в физическом – развитие тела. По сути, именно мозговая активность является неоспоримой основой физической активности. Система здорового образа жизни включает в себя воспитание духовной и физической сущности. Соответственно, формируется неразрывное взаимодействие физического и духовного самосовершенствования. Основой такого самосовершенствования считается проработанный план действий.

Если вы стремитесь получить перспективы идеального самосовершенствования, то вам непременно следует разработать план действий, чтобы воспитание было направлено не только на развитие разума, но еще и на развитие физического здоровья.

Особенности физического и духовного самосовершенствования

Сам по себе процесс самосовершенствования является достаточно сложным. Ведь изначально вам следует правильно настроить себя, рассмотреть все свои сильные и слабые стороны, правильно установить процесс собственного воспитания. В достижении поставленных целей нужно использовать различные методики развития. Вы можете использовать уже отработанные методики с модификацией под собственные желания и под индивидуальные возможности.

Духовное саморазвитие непременно основывается на необходимости использования и переработки различной информации. А информацию нужно будет подбирать с учетом вашего направления по саморазвитию. Что же касается физического самосовершенствования, то в данном случае очень важно правильно расставить приоритеты, создать для себя оптимальную систему тренировок, а также составить себе правильное меню питания, чтобы в дальнейшем, получать желаемый результат в течение кратчайшего количества времени. При правильном воздействии на сознание, физическое самосовершенствование не будет сложным и напряжным, что же касается духовного саморазвития, то в данном случае, нужна мотивация, а также нужен стимул, чтобы вы стремились к новым и новым свершениям.


Процесс духовного самосовершенствования и саморегуляции основывается на правильном подборе методик, которые будут вам понятными и будут реализовываться вами с удовольствием. Но,...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Москвин Н. Г.

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в ᴦ.Набережные Челны

Набережные Челны, Россия

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально обусловленной разновидности деятельности общества, определяется преимущественно непосредственной и опосредованной потребностью труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлением общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания. Результаты физического воспитания выражаются в показателях здоровья, физической силы, выносливости, в активной двигательной деятельности, развитии двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма. Достижение этих результатов обеспечивается методами, средствами, формами, условиями, факторами физического воспитания. Достигаемые результаты и всœе то, что обеспечивает данный процесс, представляют значительную общекультурную ценность и являются неотъемлемым пластом современной культуры.

В.К. Бальсевич в связи с этим пишет: ʼʼВ первую очередь, понятие ʼʼфизическая культураʼʼ может иметь смысл одного из феноменов культуры жизнедеятельности не только отдельной личности, но и различных человеческих сообществ и общества в целом. Во-вторых, исходя из общего смысла понятия ʼʼкультураʼʼ, данный феномен предполагает сознательное преобразование, ʼʼвзращиваниеʼʼ человеческой телœесности и ментальности, разумного и грамотного отношения к этому процессу, как личности, так и общества. В-третьих, он оказывается ответственным и за духовное развитие общества и личности, как один из важнейших стимулов формирования культуры их отношения с природой и к природе, в т.ч. и к природе в человеке. Последнее, к нашему всœеобщему сожалению, продолжает оставаться неосознанным и непонятым подавляющим большинством людей, их сообществ и управляющих ими структурʼʼ.

С учетом характера ценностей принято различать материальную и духовную культуру. К первой относят совокупность материальных благ, средства их производства, ко второй – совокупность всœех знаний, всœе формы мышления и вся сфера мировоззрения. Эти элементы культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в базе его деятельности в других областях жизни. С другой стороны, результаты его мыслительной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства.

В связи с этим, дискуссионной является проблема возможности отнесения физической культуры либо к материальной, либо к духовной культуре, либо к обособленному виду культуры, где органически сочетаются и материальные и духовные стороны этого феномена. М.С. Каган считает физическую культуру областью материальной культуры, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности в подлинном культивировании дарованных человеку природой анатомо-физиологических качеств.

Л.П. Матвеев подчеркивает, что связь физической культуры с материальной проявляется в процессе двигательной активности, которая составляет её главное содержание. ʼʼФизкультурная деятельность в данном отношении есть наше ʼʼсамопроизводствоʼʼ.

Другая часть учёных относит физическую культуру к духовной культуре, мотивируя это тем, что человек не механизм, а, прежде всœего, духовность. Приоритет духовности, по мнению И.М. Быховской, проявляется в том, что физическая культура - ϶ᴛᴏ не область непосредственной ʼʼработы с теломʼʼ, хотя именно телœесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всœего ʼʼработа с духом человека, его внутренним, а не внешним миромʼʼ.

Как отмечает В.М. Выдрин, физическая культура органично связана с духовной культурой, поскольку развивает образное мышление, в её сфере идёт процесс творчества, формирования представления и восприятия прекрасного, созданного средствами и формами проявления физической культуры. Ей так же свойственны процессы прогнозирования результатов двигательной деятельности, что является одним из аспектов духовной культуры. Он подчеркивает, что физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всœех природных сущностных сил и морального духа человека. Другими словами, в физической культуре воплощается единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена и имеет своими результатами ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой выступает как процесс и результат обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. По этой причине сведение физической культуры только к чисто духовной деятельности или только к физическому, телœесному развитию обедняет содержание данного понятия, создает неверное представление о его сущности. Она не должна быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного человека не является главной ее характеристикой как социального явления. По этой же причинœе она не должна быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание.

В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим, чаще ставится вопрос не о ʼʼфизическомʼʼ, а о ʼʼфизкультурномʼʼ воспитании человека. В случае если в слове ʼʼфизическоеʼʼ традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в терминœе ʼʼфизкультурноеʼʼ присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телœесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

Особенность феномена физической культуры в отличие от других её сфер состоит, прежде всœего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека.

Л.И. Лубышева считает, что в цивилизованном обществе на передний план выдвигается ʼʼфизическая культура личностиʼʼ. Автор говорит, что физическая культура личности - ϶ᴛᴏ забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, ʼʼфизкультурная ментальностьʼʼ человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.

Физическая культура, в прямом соответствии с гуманистической парадигмой образования, определяется В.К. Бальсевичем как деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телœесного, психологического, интеллектуального и нравственного плана, и достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей.

В Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО записано: ʼʼВ учебных программах крайне важно отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культуройʼʼ.

В другом важном международном документе – Европейском манифесте ʼʼМолодые люди и спортʼʼ, принятом на 8-ой конференции европейских ми­нистров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, определœена нацелœенность занятий спортом на: 1) развитие психических, физических и социальных качеств; 2) обучение эстетическим ценностям, справедливости, дисциплинированности; 3) воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе, к группам меньшинства; 4) обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; 5) воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности; 6) пропаганду здорового образа жизни.

Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта͵ возможности этой сферы в формировании морально-волевых качеств молодежи и гармонично развитой личности на протяжении многих лет недооцениваются в России. Тем не менее, в рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что особого внимания заслуживает воспитание в детско-юношеских спортивных школах, где юные спортсмены отдают много сил и времени тренировкам и соревнованиям.

Особенно сложны и специфичны связи физической культуры, спорта с нравственным развитием личности, формированием ее личностных установок. Практически весь процесс занятия спортом, вся его организация оказывают прямое или опосредованное влияние на развитие нравственных качеств личности, причем, это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Занятия спортом требуют значительного времени, большого напряжения сил и продолжительных тренировок. Это воспитывает такие качества личности, как целœеустремленность, настойчивость, коллективизм. При этом усиленные спортивные занятия могут иметь и негативные последствия: вести к ограниченности интересов, деформации жизненных ценностей. Участие в соревнованиях способствует формированию воли, решительности, умению владеть собой. Но оно может привести в отдельных случаях и к развитию индивидуализма, стремлению добиться победы любой ценой. Сама возможность проявления положительных или отрицательных воздействий спорта на процесс формирования духовного мира личности в решающей степени зависит от эффективности воспитательной работы.

В современных условиях, когда всœе населœение России и, в том числе, молодежь и дети переживают ситуацию переоценки ценностей во всœех сферах общественной жизни, спорт является одним из немногих институтов, призванных решать задачу формирования духовной жизни общества посредством формирования ценностных ориентаций.

Одной из очень давних попыток практического решения проблемы физического и духовного развития личности в их диалектическом единстве являются восточные боевые искусства, которые представляют из себяудивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Идея восточных боевых искусств привлекательна для тех, кто не ограничивается спортом и кому дороги высокие идеалы мастеров. Искреннее служение идее дает шанс на сохранение некоего оазиса духовности, который зелœенеет благодаря не иссякающим родникам культурной традиции Востока. За этим весь восточный менталитет и специфический подход к мастерству. Главной заботой является совершенствование и освобождение духа, сознания, что сочетается с необычайной целœеустремленностью и долготерпением. В их базе – изучение природной закономерности и пробуждение собственных природных сил через упорную и длительную тренировку. В обретении полного мастерства духа над телœесно-технической стороной является на Востоке аксиомой. В противном случае гармония тела, техники и духа оставалась бы непостижимым идеалом, а каратэ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нас интересует, утратило бы свою ценность, как боевое искусство. Боевые искусства, в т.ч. и каратэ, нужны человечеству, как способ целостного общественного воспитания отдельной личности, его интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

В этой связи, распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции Р.В. Крючков рассматривает не только как вид спортивного совершенствования личности, но и как вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций спортсменов. Основным механизмом, позволяющим целœенаправленно формировать ценностные ориентации и мотивационные тенденции спортсменов, он называет механизм социокультурной идентификации, реализуемый через программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры общества, решая социально значимые задачи формирования личности. Она воплощает единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена на ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой, выступает как процесс обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. Специфическими результатами присвоения личностью ценностей современной физической культуры являются физическое и нравственное совершенствование личности, обеспечивающее ее готовность к жизни в обществе в различных сферах деятельности и общения на социально приемлемом уровне.

При решении проблемы соотношения физического и духовного аспектов физической культуры в настоящее время всœе большую значимость приобретает философско-культурологический подход.

Одним из эффективных средств реализации этого подхода являются восточные боевые искусства, в которых представлен гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. В современных условиях, когда Россия переживает кризис общественного сознания, изменяются ценностные ориентации и установки, приводящие к распущенности нравов, к росту криминогенности общества, росту преступности и насилия, в том числе, и в подростковой среде, восточные боевые искусства могут и должны использоваться в качестве эффективного средства формирования духовности.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ" 2017, 2018.

1 010руб.

Описание

Исследование личностного здоровья профессионала является одним их главных современных направлений фундаментальной психологической проблемы – проблемы личности и её реализации в профессиональной деятельности, которая имеет междисциплинарный характер, поскольку разрабатывается в целом ряде дисциплин и направлений, а её предмет – личностное здоровье – пронизывает практически все стороны и аспекты личности, играет устанавливающую роль в её качественной организации.
В особой степени значимость этой проблемы проявляется при ее разработке в контексте профессиональной деятельности, исполняющейся в качественно трансформирующихся условиях современных общественных реалий и тех новых требований, которые они предъявляют к процессу формирования и развития личности профессионала. Поэтому разработка обоб...

Введение

Физическая культура и спорт являются собой как неотразрывная часть общей культуры общества, которая исторически сложилась как самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни, где «интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное». Развитие теории и практики физического воспитания в России исполнялось по некоторым направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки.
Значимым компонентом улучшения профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту является интеграция культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс вузов и школ – объединение и применениеразнообразных форм влияния на человека, формированиенаиболее благоприятных усло вий для раскрытия его духовных и физических возможностей, развития интеллектуальных способностей.
Притягивание искусства в физкультурно-спортивное образование, как представляют научные обоснования и практическая проверка, благополучно разрешает большинство педагогических задач. Практическое применение средств и форм искусства их возможности весьма широки. Все средства художественной выразительности (музыка, театр, хореография, изоискусство) могут благополучноприменяться в разнообразных частях урока физической культуры в учебных аудиториях и во внеурочное время в постановке массовых художественно-спортивных мероприятий и культурно-досуговых программ.
Целью курсовой работы выявить взаимосвязи,существующие между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Задачи курсовой работы:
- анализ возрастной физиологии и психофизилогии;
- анализ связи возрастной физиологии и психофизиологии с другими науками;
- изучение биологических ритмов, их показателей и классификации.
Гипотеза курсовой работы:эстетическое развитие человека в культурном плане способствует его развитию во всех аспектах,в том числе и в физическом.
Актуальность темы курсовой работы заключается во взаимосвязи и согласованности культуры, искусства и спорта,которые являются огромнейшими областями общественной практики, где исполняется социокультурная деятельность, физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация.

Фрагмент работы для ознакомления

е. индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем самоопределения и самореализации школьников останется не более чем лозунгом. Для преодоления интеллектуального перекоса в развитии учащихся предлагают создать в школе целостное образовательное пространство, в котором базовое и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие компоненты. М.Н.Берулава (1996) предлагает внедрение в систему образования интегральной модели обучения, направленной на создание таких форм, содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечат эффективное раскрытие индивидуальности ребенка - его познавательных процессов, личностных качеств, создания таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия.У ребенка, по мере его развития, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Р.В.Овчарова (1996) указывает на необходимость развития произвольности, в том числе и в двигательной сфере, что выражается в умении произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; умении различать и сравнивать мышечные ощущения; умении определять соответствующий характер ощущений (напряжение - расслабление, тяжесть - легкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила - слабость, резкость - плавность, темп, ритм); умении менять характер движений на основе контроля своих ощущений.Так как физкультурное воспитание - это, прежде всего, педагогический процесс формирования физкультурной личности, Б.И.Столяров основные показатели физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека видит: в заботе человека о поддержании нормы и совершенствовании физического состояния, различных его параметров; в многообразии используемых для этой цели средств, умении эффективно применять их; в уровне знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; в степени ориентации на заботу о своем физическом состоянии; в готовности оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании. Для этого, считает автор, необходимо наличие соответствующих знаний, умений и навыков.В.Н.Шаулин, ориентируясь на образовательную направленность, конечную цель физического воспитания видит в подготовке ученика к самостоятельным занятиям физической культурой, для чего, как он считает, необходимо самостоятельно ставить перед собой задачу, ведущую к достижению поставленной цели; выбирать необходимые для решения этой задачи средства и способы действий, выполнять эти действия, контролировать их правильность и уметь в случае необходимости корректировать их.С.Д.Неверкович и С.П.Киршев предоставляют ученикам возможность самостоятельно исследовать двигательное действие, находить его существенный механизм, а на его основе - семейство родственных двигательных действий. В соответствии с концепцией развивающего обучения теоретические познания явлений действительности возможны лишь в случае выполнения субъектом особых познавательных действий (моделирование, анализ, планирование, рефлексия, конструирование). Помимо формирования теоретического мышления и теоретических знаний осуществляется направленность на развитие физических качеств при отсутствии нормативов и традиционного обучения технике выполнения двигательных действий. По мнению авторов, ведущее звено физкультурного образования - это психолого-педагогическая теория обучения двигательным действиям.В школьных программах, как правило, за коротким изложением теоретического материала сразу следует практический этап. В.Ф.Шаталов считает это неправильным, так как: «Только усвоив теорию, можно приступать к практике». Принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый Л.В.Занковым и В.В.Давыдовым, должен стать фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение вперед всех учеников.А.Е.Митин, С.О.Филиппова, Е.А.Митин (2009) считают, что распространенное применение педагогами по физической культуре командно-авторитарной технологии в практике управления учебными коллективами негативно влияет и на взаимоотношения между субъектами физкультурно-образовательного процесса, и на их развитие, что противоречит требованиям современной гуманистически ориентированной парадигмы физкультурного образования.Авторы говорят о необходимости изменений в подходах к функционированию «физической культуры» как части социокультурного пространства общества, обновлению механизма построения взаимоотношений педагога и занимающегося физическими упражнениями на основе учета их мотивационных потребностей и интересов.Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. На практическом уровне специалисты предлагают использовать отдельные методические подходы к организации учебного процесса, которые, по их мнению, будут способствовать гармоничному развитию учащихся. Все они, как правило, сводятся к формированию высокого уровня интеллекта школьников, к активизации познавательной деятельности в процессе занятий физической культурой, развитию отдельных личностных свойств, проявляемых в физкультурно-спортивной деятельности. Теоретические знания служат основой овладения сознательными и прочными навыками.Вместе с тем, мы предполагаем, что гармонизации развития школьников в учебном процессе по физической культуре будет способствовать оптимальное соотношение средств интеллектуального, двигательного и оздоровительного характера, что в конечном итоге будет оказывать влияние на процесс укрепления здоровья учащихся.2. Связь возрастной физиологии и психофизиологии с другими наукамиВозрастная физиология представляет собой один из разделов гораздо более обширной области знаний – биологии развития.Биологическое происхождение человека наложило отпечаток на особенности его онтогенеза, который на ранних этапах обладает кое-каким сходством с онтогенезом высших приматов. Вместе с тем специфика человека как социального существа вызвала и определенные изменения онтогенеза, самое основное из которых – удлинение периода детства, которое связано с надобностью усвоения социальной программы при обучении. Наряду с этим для онтогенеза человека характерны в том числе удлинение внутриутробного развития, более позднее половое созревание, четкое выделение периодов ростового скачка и перехода от зрелости к пожилому возрасту, увеличение общей продолжительности жизни.В динамике роста, развития и созревания человека есть немало специфических, особенных черт и в этой плоскости возрастная физиология тесно связана с антропологией, в задачи которой включается всестороннее изучение биологической сути человека.Невозможно познать функции организма, его органов, тканей и клеток, не зная их строения. Поэтому связь возрастной физиологии с анатомией, гистологией и цитологией очевидна.Развитие ребенка проистекает под воздействием двух факторов – эндогенного (генетического) и экзогенного (фактора среды). Причем на различных этапах возрастного развития набор, сила влияния и результат влияния этих факторов могут быть весьма разнообразны. Вот почему физиология развития тесно связана с экологической физиологией, которая изучает влияние на живой организм различных факторов внешнего мира и методы приспособления организма к влиянию этих факторов.Для изучения жизнедеятельности любого организма нужно понимание истории его видового развития – филогенеза (от греческого philo – род, племя; genesis – происхождение) – исторического развития организмов. Поэтому в возрастной физиологии применяют данные эволюционного учения, прослеживают главные этапы развития тех или иных органов. Это связывает ее с эволюционной физиологией. Знание возрастных закономерностей развития чрезвычайно существенно для педагогики и психологии.Известно, что обучение и воспитание на различных возрастных этапах должно строиться в соответствии с морфофункциональными особенностями развития организма ребенка и носить избирательный, специфический для каждого возраста характер.Возрастная физиология является теоретической основой педагогики ипсихологии – без знания физиологических закономерностей роста и развитиячеловека не может быть эффективным процесс обучения.Психофизиология дополняет неврологию, психологию, педагогику, психиатрию, и лингвистику. Она является тем нужным звеном, которое дало возможность рассмотреть психику человека в соответствии с ее мозговой организацией – целиком, включая те сложные формы поведения, которые до этого оставались нераскрытыми.Зная самые чувствительные к педагогическим действиям этапы онтогенеза, можно направленно воздействовать на развитие значительных психофизиологических и физиологических функций, таких как восприятие, внимание, мышление, память, психоэмоциональный статус, адаптивные и резервные возможности организма, двигательная активность, физическая и умственная работоспособность и др.Зная возрастные особенности организма ребенка, можно оптимальным образом развивать его умственные и физические способности, разработать научно обоснованные гигиенические и валеологические требования к учебно-воспитательной и оздоровительной работе, организовать соответствующие возрасту и индивидуально-конституциональным особенностям режим дня питания, двигательной активности.Другими словами, оптимальными и эффективными педагогические влияния могут быть только тогда, когда они будут отвечать возрастным особенностям и возможностям организма ребенка и подростка. В процессе онтогенеза повышается активное отношение ребенка к внешним факторам, возрастает роль высших отделов ЦНС в обеспечении адаптивных реакций на внешнесредовые факторы. Особенную роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные модификации адаптивных механизмов, которые связаны с созреванием разнообразных отделов мозга, в том числе и центральных регуляторных структур, которые обуславливают деятельность всех физиологических систем, формирование психических процессов и поведение ребенка.Такой подход сближает физиологические и психологические позиции в проблеме возрастной периодизации и создает базу для выработки единой периодизации развития ребенка. Л.С. Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития. Важно иметь в виду, что особенности психического, так же как и особенности физиологического развития, обуславливаются как внутренними факторами (морфофункциональными), так и внешними условиями, которые влияют на индивидуальное развитие ребенка.Физиологическими и психологическими изысканиями показано, что чувствительность к внешним влияниям носит избирательный характер на различных этапах онтогенеза. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах максимальной чувствительности к влиянию факторов среды. Выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма содействует созданию благоприятных адекватных этому периоду условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка, поскольку высокая чувствительность установленных функциональных систем должна быть, с одной стороны, применена для эффективного целенаправленного воздействия, которое способствует их прогрессивному развитию, и, с другой стороны, неадекватность внешнесредовых факторов может привести к нарушению развития организма.Особенности взаимодействия организма и среды отражены в том числе в понятии критические периоды развития. Принято считать, что критическим является только ранний постнатальный период, который характеризуется интенсивным морфофункциональным созреванием, когда из-за отсутствия средовых воздействий функция может не сформироваться. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в последующим не формируется. То же относится к речевой функции (известный пример детей – волков).Вместе с тем все последующее индивидуальное развитие организма – процесс нелинейный. Оно сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфо-функционального созревания и периоды «революционных», переломных скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (биологическими) факторами развития, так и с внешними (социальными) факторами. В отличие от сенситивных периодов, которые характеризуются повышенно чувствительностью некоторых функций, эти периоды отличаются значительными качественными преобразованиями, одновременно случающимися в разнообразных физиологических системах и мозговых структурах, которые определяют формирование психических процессов. Морфофункциональные перестройки главных физиологических систем на данных этапах развития обусловливают напряжение гомеостатических механизмов, повышение энерготрат, высокую чувствительность к совокупности факторов внешней среды, что дает возможность отнести эти периоды к категории критических. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь особо пагубные последствия.Рассматривая вопросы возрастной периодизации, нужно иметь в виду, что границы этапов развития весьма условны. Они зависят от этнических, климатических, социальных и прочих факторов. Кроме того, «актуальный» физиологический возраст часто не совпадает с календарным (паспортным) в связи с разницами темпов созревания организма и условий его развития. Отсюда следует, что при изучении функциональных и адаптивных возможностей детей разного возраста нужно обращать внимание на оценку индивидуальных вариантов развития. Только сочетание возрастного и индивидуального подхода к изучению особенностей функционирования ребенка может обеспечить разработку адекватных гигиенических и педагогических мер, которые способствуют нормальному здоровью и прогрессивному развитию организма и личности ребенка.3. Биологические ритмы, их показатели и классификацияБиологические ритмы можно описать как статистически достоверные изменения разнообразных показателей физиологических процессов волнообразной формы. Главными параметрами биоритмов (рис. 1) являются: период – время между двумя одинаковыми точками в волнообразно которые изменяются в процессе; акрофаза max – точка времени в периоде, когда отмечается наибольшее значение анализируемого параметра; акрофаза min – точка времени в периоде, где находится наименьшее значение анализируемого показателя; мезор – уровень среднего значения показателей анализируемого процесса; амплитуда – степень отклонения показателя в обе стороны от средней .С понятием «ритм» связано представление о гармонии и организованности процессов в природе (с греческого «ритмос» – соразмерность, стройность). Рис. 1. Схематичное изображение ритма с периодом в 24 ч (акрофаза max приходится на 12 ч)Временная организация биологической системы организуется совокупностью всех ее ритмических процессов, которые взаимодействуют и согласовываются во времени между собой и с переменяющимися условиями среды. Отдельный биоритм нужно рассматривать как элемент временнóй организации, который вместе и в установленных взаимоотношениях с другими такими элементами формирует временнýю организацию системы гомеостаза .Структурность организации свойственна любой биологической системе, которая при этом может быть охарактеризована в большинстве аспектах. Все ее элементы размещаются строго упорядоченно в пространстве, что дает возможность говорить о ее строении, и обладают собственной функциональной активностью, устремленной на обеспечение деятельности системы в целом. Благодаря внутрисистемным регулирующим обратным связям последовательность включения, интенсификации и уменьшения функциональной активности элементов сложной живой системы строго согласована, причем наступает у различных элементов не одновременно, но в четкой последовательности, т. е. структурно организована и во времени. Поскольку всякое проявление функциональной активности неизбежно сопровождается морфологическими модификациями на субъективном, клеточном и тканевом уровнях, понятие временной структуры организма универсально . Обнаружение нарушений перцепции времени у человека имеет диагностическое и прогностическое значение. Нужно знать, что течение времени в биологических системах «преломляется» через закономерности их временной организации .Сегодня у человека исследованы многие сотни физиологических процессов, ритмически трансформирующихся во времени. Фактически каждый свойственный организму биологический процесс не располагается в стационарном состоянии, а колеблется с той или иной частотой, что подчеркивает надобность согласованного взаимодействия многочисленных биоритмов между собой для оптимального состояния функций организма.Временная структура ритмов очень сложна и мало изучена. Известно, например, что одной и той же функции свойственны колебания разнообразной частоты. Но, каким образом связаны между собой эти разнообразные колебания, какую роль каждое из них играет – эти и множество других вопросов, которые относятся к ритмической организации функций, остаются мало освоенными. Итак, живому организму характерны одновременно все имеющиеся ритмы, его функции могут модифицироваться в разнообразных ритмах, различных диапазонах периодов, но «сцепление» между ними создает стройную систему. Последняя взаимодействует с факторами внешней среды как в норме, так и при патологии. Представление о временнóй организации живых систем вносит установленную упорядоченность в совокупность и взаимоотношения их биоритмов. Развитие этого представления дает возможность получить качественно новые данные о закономерностях ритмической деятельности организма, и именно они должны служить базой для решения различных вопросов хронобиологии.Классификация биоритмов. В основу всех классификаций биоритмов положена продолжительность периода (T или t), время между одинаковыми состояниями соседних циклов.

Список литературы

1. Агуджанян Н.Е. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.Е. Агуджанян, И.И. Шоботура. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 208 с.
2. АлекринскийА.С. По закону ритма / А.С. Алекринский, Е.И. Степанова. – М.: Наука, 2015. – 172 с.
3. БоевскийМ.М. Временная адаптация человека и некоторые вопросы математической биоритмологии / М.М. Боевский, Т.Д. Семенова, М.К. Чернышев // Циркадные ритмы человека и животных. М: Аксаково, 2015. С. 206–208.
4. БойерМ.Г. Сдвиги в содержании мелатонина плазмы и изменения циркадианной локомоции при разрушении дорзального гиппокампа у интактных и стрессированных крыс / М.Г. Бойер, К.И. Эльбикьян, Э.Б. Арошанян// Журн. высш. нерв.деятельности им. Павлова. 2011. Т. 51, № 5. С. 631–635.
5. БерюковичВ.А. К вопросу о суточном ритме частоты дыхания у детей и подростков / В.А. Берюкович // Гигиена и санитария. 2012. № 5. С. 40–43.
6. Бородин А.И. Основные принципы хронотерапии / А.И. Бородин, В.А. Трифакин, В.В. Шарлыгина, Т.И. Новоселова. – Новороссийск: Изд-во АН МПИ, 2012. – 42 с.
7. БеннингТ. Ритмы физиологических процессов (физиологические часы) / Т. Беннинг. – М.: ИЛ, 2011. – 162 с.
8. Васильев Т. О воздействии тренировок, проводимых днем и ночью на повышение мышечной работоспособности военнослужащих в ночные часы / Т. Васильев, Д. Вилоухов // Тр. КВИФКиС. 2009. Вып. 23. С. 16–19.
9. ВильтищевЕ.Ю. О функциональном состоянии коры надпочечников при ревматизме в активной фазе / Е.Ю. Вильтищев, Н.Ф. Сахаров, О.К. Батвиньев и др. // Вопр. охраны материнства и детства. 2009. № 3. С. 21–25.
10. Горизонтов Т.Д. Гомеостаз / Т.Д. Горизонтов. – М.: Медицина, 2011.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Загрузка...
Top