Перечень работ, которые должны выполнять при диагностике ходовой части автомобиля. Техническое обслуживание и текущий ремонт ходовой части Техническое обслуживание ходовой части

Наверное, каждый обладатель автомобиля соображает всю серьезность последствий поломок, возникающих в ходовой части авто. Как эти неисправности воздействую на автомобиль во время движения? Ведь даже на применимой скорости они могут привести к ненужному результату, ну а на большой скорости, что может произойти — даже помыслить жутко. В чем заключается техническое сервис ходовой части автомобиля, скажет эта публикация.

При правильной эксплуатации автомобиля подвеска колес и ее элементы, обычно, не требуют скрупулезной зрительной проверки. Если автомобиль начал издавать необыкновенные звуки либо, к примеру, появилась вибрация, автомобиль стал незначительно приседать на одну сторону, то в таком случае нужно найти причину неисправности и как можно быстрее убрать ее.

Решение заморочек, которые возникают во время подмены рессор, пружин, рычагов либо подшипников колесных ступиц лучше доверить мастеру. Водители из сельской местности привыкли проводить техническое сервис без помощи других, потому что ближний автосервис — далековато, и всякий раз обращаться к автомеханику они не привыкли. Обычно подмена поломанного узла в сборе не вызывает никаких заморочек. Но проникновение внутрь какого-либо сложного устройства, к примеру, амортизатора, с молотком не приведет к хотимому результату, а, напротив, завершится тем, что придется выкинуть этот узел после ремонта не позднее, чем через неделю.

В случае если рессоры неисправны, то во время наезда автомобиля на выпуклость дороги, передняя либо, напротив, задняя часть может некое время качаться в вертикальной плоскости, этим самым, ухудшая маневренность автомобиля и удобство поездки. Непременно, поломанный амортизатор нужно поменять новым. Хотя, закон и не воспрещает ездить с неисправным амортизатором.

Срок эксплуатации подвески колес, также и самих колес, конкретно связан с манерой вождения автомобиля. Любая грубость по отношению к машине будет оказывать влияние на состояние и «живучесть» ходовой части авто.

На пути автомобиля всегда встречаются разные препятствия, к примеру, ямы, рельсы, которые в итоге могут привести к деформации диска колес. Если не выходит распрямить диск, то его необходимо поменять, а то он из-за собственных вибраций может вывести из строя всю подвеску.

Не запамятовывайте о том, что современная шина не создана для ударов о бордюры, «опасается» разлитого бензина либо горючего, также различных острых и маленьких предметов, которые очень нередко встречаются на дорогах. Количество небезопасных железных предметов у обочины дороги огромное количество, потому подумайте, стоит объезжать находящиеся в пробке авто.

При эксплуатации колес нужно держать в голове об их повторяющейся балансировке. Во время движения на малеханькой скорости либо по нехороший дороге это никак не оказывает влияние на автомобиль. Но если есть возможность разогнаться на неплохой дороге, то на несбалансированных колесах у вас это не получится, потому что будет происходить самопроизвольное подергивание управляющего колеса и мощная вибрация всего автомобиля. Не считая значимого износа не отрегулированных шин, также идет активный износ ходовой части, деталей коробки, управляющего управления, также тормозной системы.

Идеальный вариант, как для автомобиля, так и для водителя — чтоб все колеса были с схожими шинами, были отбалансированы и накачены воздухом с схожим давлением. Обычно, давление в шинах не выходит найти «на глаз». В главном старенькые мастера определяют накачку ударом ноги по покрышке. Но это некорректно.

Не поленитесь и возьмите манометр, управление по эксплуатации вашего авто, и проверьте давление верно. Такую проверку рекомендуют проводить один-два раза в неделю. Если в шинах давление различное, то поездка на таких колесах в итоге приведет к увеличенному износу авто покрышек.

Во время технического обслуживания ходовой части автомобиля нужно временами поменять колеса местами, для того, чтоб их износ был равномерным. Такую перестановку нужно делать исключительно в согласовании со схемой, которая предлагается в руководстве к автомобилю. Если произошел прокол колеса, то монтаж-демонтаж идеальнее всего проводить в мастерской.

Другие поломки колес и подвески во время эксплуатации авто появляются из-за небрежности водителя, привычки «лупить» о рельсы и бордюры колесами, также создавать повороты с «визгом покрышек». Все это в совокупы приводит к резвому износу ходовой части авто и к незапланированным затратам.

Диагностика главных дефектов ходовой части авто

  • Шум и стуки в подвеске возникают из-за ослабления болтов крепления, дефектов шарниров, пружины либо амортизатора. Для того чтоб убрать данные поломки, необходимо проверить и подтянуть крепления частей подвески, а поломанные узлы поменять новыми.
  • Увеличенный и неровный износ авто шин появляется из-за износившихся шаровых шарниров авто подвески, нарушенного баланса колес, грубой манеры вождения. Чтоб избавиться от этих поломок, нужно последующее: восстановление углов установки колес, фронтальной части авто, подмена изношенных деталей, провести балансировку колес и поменять манеру езды.
  • Если автомобиль стало уводить в сторону, означает, нарушены углы установки колес фронтальной части авто, в шинах давление неравномерно, деформированы рычаги подвески переда, различная твердость пружин, поломки верхней опоры некой телескопической стойки, стабилизатор поперечной стойкости машины нарушен. Для того чтоб убрать эти нарушения, нужно провести регулировку углов установки фронтальных колес, выровнять давление в шинах, поменять неисправные узлы и детали.
  • Завышенная вибрация автомобиля во время движения может появиться в связи с дисбалансом колес, вздутием на боковине шины (грыжей), деформацией колесных дисков, непринципиальным состоянием подшипников колесных ступиц, износом шаровых опор рычагов подвески. Для решения заморочек нужно выполнить балансировку колес, произвести подмену покоробленных дисков и шин, также подшипников ступиц и шаровых опор.

Урок №51

Тема: «ТО и ТР ходовой части»

В результате перегрузки и неосторожной езды рама ав­томобиля может деформироваться, могут появиться трещи­ны и расшататься заклепки. К основным неисправностям пе­редней и задней осей относятся:

· погнутость передней оси;

· износ шкворней и шкворневых втулок;

· неправильная регулировка или износ подшипников;

· поломка подшипников и разработка посадочных мест;

· срыв резьбы шпилек полуосей.

В результате длительной работы листы рессоры час­тично теряют упругость, изнашиваются пальцы и втулки, ломаются листы рессор. Движение автомобиля с поломан­ной рессорой приводит к перекосу моста и затруднению управления. В амортизаторах изнашиваются сальники, шаровые соединения, клапаны и пружины. В результате работа амортизатора резко ухудшается. При неосторож­ной езде в колесах могут быть погнуты диски. При незатянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под шпильки крепления изнашиваются и диски приходят негодность.

Основные работы по ТО ходовой части

ЕО. Проверить путем осмотра состояние рамы рес­сор, подрессорников, амортизаторов, колес.
ТО-1. Проверить (и если нужно отрегулировать) подшипники ступиц колес; проверить (и если нужно за­крепить) стремянки, пальцы рессор и шкворни поворотных цапф. Проверить состояние передней подвески автомобиля.

ТО-2. Проверить путем осмотра состояние балки переднего моста. Проверить (и если нужно отрегулировать) схождение передних колес. При интенсивном износе шин проверить углы наклона шкворней угол поворота средних колес. Проверить, нет ли перекоса переднего и заднего мостов (визуально) Проверить состояние рамы и буксирного устройства состояние рессор, закрепить хомутики рессор стре­мянки, пальцы рессор. Проверить состояние амор­тизаторов, дисков и ободьев колес. Смазать (по гра­фику смазки) шкворни поворотных цапф и пальцы рессор. Снять ступицы, промыть, проверить состо­яние подшипников и, заменив смазку, отрегулиро­вать подшипники колес.



Регулировка подшипников передних колес осуществля­ется в следующей последовательности: поднимали устанавливают на козлы переднюю ось; снимают колесо от­вертывают колпак; расшплинтовывают и отвертывают гайки; снимают ступицы; умывают и осматривают подшипники (при наличии трещин или значительного износа под­шипники заменяют), наполняют ступицу смазкой и уста­навливают на место; устанавливают шайбу и завертывают гайку до отказа, а затем отвертывают на 1/8 оборота. Коле­со должно вращаться свободно, без заедания и не иметь люфта. После проверки гайку шплинтуют и завертывают колпак.

Регулировка подшипников задних колес осуществляется в той же последовательности за исключением того, что вме­сто колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вы­нуть полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвер­нуть контргайку и вынуть стопорную шайбу.

Схождение колес проверяют при помощи линейки или на стенде. Для проверки схождения колес линейкой авто­мобиль устанавливают на осмотровую канаву так, чтобы положение колес соответствовало движению по прямой. Ли­нейкой замеряют расстояние между шинами или ободьями колес сзади передней оси; линейку размещают ниже оси колес и отмечают мелом точки касания. Затем автомобиль перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, уста­новились на той же высоте спереди оси, и опять произво­дят измерения. Цифра, указывающая разницу между пер­вым и вторым замерами, и характеризует величину схож­дения колес.

Ремонт узлов ходовой части автомобиля

Дефектами балки переднего моста являются ее изгиб и скручивание. Изнашиваются площадки под рессоры; бобыш­ки и отверстия под шкворень, под стопор шкворня и стре­мянки крепления; под центрирующие выступы рессор. При наличии трещин и отколов балку бракуют. На изгиб и скручивание ее проверяют на стенде. Там же балки правят в хо­лодном состоянии. При невозможности устранения изгиба и скручивания балку бракуют.

Площадки под рессоры (как базовые поверхности) вос­станавливают в первую очередь. Изношенные торцы бобы­шек под шкворень фрезеруют на станке, на нем растачивают и отверстия под шкворень. Изношенные отверстия балки растачивают и запрессовывают в них ремонтные втулки с последующим развертыванием до размеров по рабочим чер­тежам.

Поворотные цапфы при наличии обломов и трещин бра­куют. Скрытые трещины выявляют на магнитных дефек­тоскопах. Износ конусных отверстий под рычаги определя­ют конусным калибром и устраняют конусной разверткой. Поврежденные резьбы наплавляют под слоем флюса или вибродуговой наплавкой. Затем нарезают резьбу в соответ­ствии с рабочими чертежами. Шейки под подшипники и кольцо под сальник ступицы восстанавливают хромирова­нием, а при большом износе - железнением с последую­щим шлифованием до рабочего размера.

Сборку переднего моста выполняют в соответствии с общими правилами сборочных работ, обратив особое вни­мание на проведение смазочных и регулировочных работ. Для регулировки углов поворота и схождения колес балку с поворотными цапфами устанавливают на специальный стенд. Предельные углы поворота колес устанавливают при помощи упоров, предусмотренных в рычагах поворотных цапф. Регулировку схождения колес осуществляют вра­щением поперечной рулевой тяги. После регулировки за­тягивают болты крепления головок поперечной рулевой тяги.

Дефектами рам являются: усталостные трещины в зоне крепления кронштейнов; ослабление заклепочных соединений; обрыв заклепок, износ отверстий под заклепки; тре­щины в продольных балках, поперечинах и раскосах; изгиб и скручивание. Рамы без полной их разборки ремонтируют при ослаблении не более одной заклепки в каждом сопря­жении, а также при местных небольших изгибах полок. В остальных случаях ремонт выполняют с полной разборкой рам. Правку палок и поперечин осуществляют в холодном состоянии, устраняя прогиб. Для этого используют пресс, оправки и приспособления. Для контроля применяет про­верочные линейки и шаблоны. При восстановлении дета­лей рамы: заваривают трещины, вырезают поврежденные части и приваривают дополнительные ремонтные детали. Приварку всех дополнительных ремонтных деталей после вырезки поврежденной части выполняют только встык. Сборку продольных балок рамы с поперечными брусьями для получения необходимой точности выполняют в специ­альных кондукторах. Для проверки перекоса контрольны­ми линейками измеряют диагонали между крайними от­верстиями в верхних полках швеллеров. Эти расстояния должны быть равны. Для клепки рам применяют стацио­нарные и переносные установки. Качество поставленных заклепок проверяют остукиванием, осмотром и проверкой размеров головки шаблонами.

При наличии дефектов рессор или уменьшения стре­лы прогиба их разбирают. Детали с обломами и трещина­ми, а также изношенные по толщине листы заменяют новыми. Листы, потерявшие упругость, отжигают, гнут, закаливают в ванне с приспособлением для гибки, отпус­кают и по вогнутой стороне обрабатывают дробью. Износ отверстия во втулке устраняют ее заменой с последующей разверткой до размера по рабочему чертежу. Перед сбор­кой листы промазывают графитовым смазочным матери­алом. Собранные рессоры испытывают на стенде путем измерения стрелы прогиба под нагрузкой и в свободном состоянии.

Амортизаторы могут иметь износы сальников, шарнир­ных соединений, клапанов и пружин. Изношенные детали амортизатора, а также детали с трещинами и задирами за­меняют новыми. Сборку амортизатора проводят в последо­вательности, обратной разборке. Собранный амортизатор проверяют на бесшумность работы и развиваемое сопротив­ление на специальной установке. Во время испытаний не допускают подтекания жидкости.

Гидравлические сопротивления амортизаторов, необходимые для гашения колебаний, обеспечены регулировкой клапанов на заводе. Производить какие-либо дополнительные регулировочные работы не следует.

В процессе эксплуатации нужно периодически проверять исправность амортизаторов. После переезда через неровность дороги колебания автомобиля должны быстро гаситься. Длительное раскачивание автомобиля указывает на неисправность амортизаторов. В этом случае их следует снять, разобрать и отремонтировать

При установке резиновых сальников штока их внутренние поверхности, сопрягаемые со штоком, нужно промазать смазкой ЦИАТИМ-201 для предупреждения скрипа и уменьшения износа.

При разборке и сборке амортизатора нужно пользоваться специальным инструментом. При этой работе необходима особая аккуратность, так как попадание малейших частиц грязи в амортизатор вызывает нарушение его работы.

Обслуживание ходовой части заключается в проверке состояния шин и крепления дисков колес, амортизаторов и рессор, в смазке подшипников, втулок, шарнирных соединений штанг и доливке жидкости в амортизаторы, в регулировке подшипников, схождения передних колес и углов установки шкворней и шарниров толкающих и реактивных штанг.

Проверка

Проверка состояния шин включает внешний осмотр их и замер внутреннего давления шинным манометром. На автомобилях, имеющих систему регулирования давления в шинах, проверяют герметичность всей системы: при давлении в шинах 3,5 кг/см 2 , открытых шинных и запорных кранах и среднем положении рычага центрального крана падение давления в системе за 12-часовую стоянку не должно превышать 1 кг/см 2 . О креплении дисков, рессор и амортизаторов судят по наличию и затяжке гаек.

Смазка

Смазку пальцев рессор, установленных в стальных или в бронзовых втулках, рычагов передней подвески и шарниров штанг задней подвески производят солидолонагнетателем через масленки, ввернутые в пальцы и головки штанг (крышки шарниров), до выхода масла через зазоры.

Для смазки подшипников колес полость ступицы, снятой с цапфы, заполняют смазкой УТВ (1 - 13). При установке головки подвода воздуха необходимо смазать ее и до присоединения воздухопровода продуть магистраль воздухом.

Подшипники шкворней и шарниры равных угловых скоростей смазывают карданной смазкой AM через масленку в верхней крышке до выхода масла через контрольное отверстие в шаровой опоре, закрытое пробкой.

Подшипники сдвоенного шарнира привода передних колес автомобиля МАЗ-502 смазывают через масленки трансмиссионным маслом, а подшипники шкворней - солидолом через масленки на крышках.

Ступицу задней подвески заполняют трансмиссионным маслом до уровня заливного отверстия в крышке.

Рессорные листы смазывают графитной смазкой УСс-А. Для этого освобождают хомутики, раскрывают чехлы (на легковых автомобилях), ослабляют гайки стремянок и разгружают рессоры, вывешивая раму. Смазку вводят в промежутки между листами тонкой стальной пластиной или при помощи устройства для антикоррозийного покрытия, выпускаемого трестом ГАРО.

Рычажные амортизаторы заполняют веретенным маслом АУ через отверстие в корпусе, закрытое пробкой, не снимая их. Чтобы удалить воздух из каналов и полостей, необходимо отъединить стойку и покачивать рычаг амортизатора до появления сопротивления. При подтекании масла через сальник вала кулака последний можно подтянуть гайкой.

Телескопические амортизаторы заполняют маслом после сня-тия и разборки. В каждый амортизатор заливают определенное количество масла.

Регулировка

Подшипники ступиц колес регулируют, затягивая гайки креп-ления подшипников, после снятия фланца, головки подвода воз-духа и вывешивания колеса. Гайку сначала затягивают так, чтобы колесо после толчка рукой сразу остановилось, а затем отпускают на одну - две грани. После регулировки колесо должно вращаться свободно и не иметь осевого люфта.

Схождение передних колес проверяют, замеряя расстояние между ободами колес впереди и сзади оси на ее уровне специальной линейкой ГАРО. Линейку необходимо устанавливать в одни и те же точки обода; поэтому на нем делают метки и при переста-. новке линейки перекатывают автомобиль или вращают вывешенные колеса. Регулируют схождение, вращая наконечники на концах поперечной рулевой тяги после их разъединения с поворотными рычагами.

Натяг конических подшипников шкворней поворотных цапф регулируют прокладками 2 (рис. 99), расположенными между крышками и корпусом.

Для устранения люфта корпуса удаляют прокладки равной толщины из-под верхней 1 и нижней 4 крышек. Правильность регулировки определяют по усилию, необходимому, чтобы повернуть корпус за конец поворотного рычага. При снятых сальниках, вынутом шарнире равной угловой скорости и отъединенной поперечной тяге усилие, замеренное динамометром 3, для автомобилей ГАЗ и ЗИЛ должно составлять 2,25 - 2,75 кг .

Упорный подшипник 12 (рис. 92) поворотной цапфы автомобиля КрАЗ-214 регулируют, ввертывая крышку 11 (верхний шкворень должен быть ниже плоскости разъема корпуса и крышки цапфы на 0,5 мм).

Развал колес и наклон шкворней замеряют специальным угломером. Чтобы отрегулировать наклоны шкворня на автомобиле М-21 "Волга", изменяют наклон стойки 4 (рис. 97), вращая втулки 16 на верхнем пальце 3 (изменяется наклон шкворня назад) и на "ижнем пальце 15 (изменяется наклон шкворня вбок).

После регулировки наклонов шкворней необходимо проверить развал и схождение колес. Шарниры штанг задней подвески автомобиля КрАЗ-214 регулируют пробками 28 (рис. 96): расшплинтовать пробку, завернуть ее до отказа и затем отвернуть так, чтобы можно было вставить шплинт в ближайшее отверстие на головке штанги 7.

Чтобы устранить осевой люфт ступицы задней подвески, завертывают гайку 20 до отказа и затем отвертывают ее на 1 / 6 - 1 / 4 оборота.

Зазоры между рычагом 18 (рис. 94) и клапанами 13 и 16 центрального крана управления при среднем положении рычага 26 должны быть 0,5 мм. Регулируются зазоры вращением винта на конце рычага 18, а также вращением наконечника тяги 25.


К атегория:

Эксплуатация средств механизации



Техническое обслуживание ходовой части

Колесная ходовая часть. Диагностирование ходовой части машин позволяет устанавливать износ сопряженных деталей, деформацию рычагов и тяг, нарушение регулировок рулевого управления, подвески, колес и шин.

Рулевое управление. При общем диагностировании рулевого управления колесных машин руководствуются следующими положениями:
— увеличенный угол свободного поворота рулевого колеса указывает на повышенный износ шарниров рулевых тяг, ослабление крепления картера рулевого механизма и поворотных рычагов к цапфам;
— увеличенный угол свободного поворота рулевого колеса при отсутствии зазора в соединениях рулевых тяг и зафиксированном картере рулевого механизма свидетельствует о сверхнормативном износе подшипников червячной пары механизма рулевого управления;
— стук и увеличенный угол свободного поворота при покачивании вывешанных передних колес машины указывает на износ шкворней и их втулок;
— необходимость приложения сверхнормативных усилий для поворота рулевого колеса свидетельствует о заедании шкворней поворотных цапф или механизма рулевого управления;
— трудно соблюдать прямолинейное движение машины, что указывает на искривление деталей ходовой части и механизма рулевого управления;
— нет усилия в механизме рулевого управления, что говорит о потере натяжения ременной приводной передачи насоса усилителя.

Рулевое управление колесных машин регулируют следующим образом:
— закрепление рулевого колеса на валу рулевой колонки и картера рулевого механизма на раме, подтягивание крепления поворотных рычагов, гидроусилителя к рулевой сошке, продольной тяги к раме машины, рулевой сошки к валу сектора;
— восстановление посадки ведущего рычага привода пневматического усилителя на валу сектора;
— подтягивание шарнирных соединений продольных и поперечных тяг, регулирование подшипников рулевого вала для устранения его осевого зазора;
— регулирование бокового зазора в зацеплении сектора с червяком.



Рулевое управление машин на гусеничном ходовом устройстве состоит из механизмов включения и выключения бортовых фрикционных муфт. В этой связи их диагностируют и регулируют по описанным выше схемам.

Подвеска машины.

Подвеску диагностируют путем замера следующих значений:
— прогибания рессор, чрезмерная величина которого (слышны удары рамы кузова о балки мостов при движении с полной нагрузкой) указывает на потерю упругости листов рессор;
— наклона кузова, что говорит о поломке пружин или коренного листа рессоры;
— наклона кузова на крутых поворотах, значительная величина которого указывает на обрыв стойки стабилизатора поперечной боковой устойчивости.

Продолжительные колебания машины при переезде через препятствие свидетельствуют о неисправных амортизаторах.

Скрип рамы при перемещении машины свидетельствует об ослаблении заклепочных соединений, а скрип в рессорах - об изнашивании пальцев, втулок и пружин рессор.
Подвеску регулируют, устраняя замеченные неисправности и подтягивая гайки стремянок.

Управляемые колеса. Ухудшение наката и ускоренное изнашивание протектора шин управляемых колес указывают на нарушение угла сходимости колес; затрудненное управление свидетельствует об изменении углов установки колес, а биение колес на высокой скорости движения машины - о нарушении их балансировки.

Углы передних колес проверяют и налаживают на стендах. Можно также использовать приборы и специальные линейки.

Схождение колес регулируют, измеряя длину поперечной рулевой тяги, углы поворота колес устанавливают упорными болтами.

Угол наклона шкворня можно в отдельных случаях регулировать, подкладывая стальную прокладку (клин) между площадкой балки переднего моста и рессорой.

Осевой зазор между поворотной цапфой и проушиной неразрезной балки переднего моста регулируют, ставя прокладки.

Осевую качку колес устраняют, регулируя подшипники ступиц передних и задних колес.

У машин с передними ведущими колесами затягивают или отпускают подшипники шкворней поворотного кулака.

Колеса и шины. Колеса диагностируют в основном на их дисбаланс, который подразделяют на статический и динамический. В первом случае центр тяжести колеса не совпадает с его осью, во втором - масса колеса распределена неравномерно rio его ширине и дисбаланс проявляется только при его вращении. Дисбаланс может быть установлен как непосредственно на машине, так и на стендах. При статическом дисбалансе это выявляют путем легкого вращения колеса сначала в одну, а затем в другую сторону до полной остановки с отметкой мелом от низших точек. Наиболее «тяжелое место» колеса оказывается между этими точками. В случае динамического дисбаланса применяют более сложные стенды с электронной аппаратурой.

Шины проверяют, измеряя в них давление воздуха с помощью шинных манометров. Пониженное или повышенное давление приводит к преждевременному изнашиванию шин. Давление доводят до паспортного. Протектор и камеры проверяют визуально, а также с помощью акустических приборов, регистрирующих места выхода воздуха из проколов. Так, например, электронные приборы, находящиеся на расстоянии до 2 м, позволяют обнаруживать отверстия диаметром до 0,05 мм, пропускающие воздух. Проходя с большой скоростью через такие небольшие отверстия, выходящий воздух сталкивается с окружающим воздухом и вызывает звуковые колебания, частота которых находится в пределах 36…40 кГц и не воспринимается ухом человека. Прибор преобразует высокочастотные колебания в низкочастотные и усиливает их. Прибор держат на некотором расстоянии от поверхности шины и обследуют ее поверхность. При утечке воздуха в репродукторе прибора появляется шипящий звук, который усиливается по мере приближения преобразователя к источнику звука. В месте прокола или разрыва шипение достигает максимальной силы, что и позволяет с большой точностью установить его место.

Низкочастотные звуковые волны с колебаниями менее 20 кГц, слышимые человеческим ухом, прибор не улавливает. Такие звуки, возникающие при более крупных проколах и разрывах, обнаруживают на слух.

Металлические предметы, застрявшие в шинах, находят портативными металлоискателями.

Камера в собранной шине должна быть без складок и не защемлена бортами; обод, камеру и покрышки содержат чистыми.

Гусеничная ходовая часть. Диагностирование гусеничной ходовой части складывается из определения зазоров в подшипниках направляющих колес, опорных роликов, проверки герметичности уплотнений, износа и натяжения гусеницы.

Зазор в подшипниках направляющих колес и опорных роликов и осевое перемещение каретки измеряют прибором КИ-4850, а степень герметичности уплотнений устанавливают приспособлением ПГСК -1. Его подсоединяют к каналу для подачи РЖГ в камеру подшипника.

Герметичность уплотнения оценивают по давлению РЖГ , при котором она начинает просачиваться из подшипника.

Износ гусеницы определяют, замеряя длину растянутых десяти звеньев и сравнивая ее с номинальной. Это выполняют непосредственно на машине с помощью прибора, который состоит из левого и правого зажимов. На зажиме закреплены рулетка, стопор, регулятор для точной установки устройства на размер и пружинный захват для крепления зажима в нерабочем положении. Зажим освобождают от захвата и закрепляют на одном из пальцев верхней ветви гусеницы. Нажимая пальцем руки на рычег стопора, отводят вправо зажим с рулеткой и закрепляют на 11-м пальце гусеницы. Рулеткой натягивают ленту и отпускают рычаг стопора. Машину плавно трогают с места задним ходом до момента начала ее передвижения. Верхняя ветвь гусеницы натягивается, и одновременно разматывается лента рулетки. Машину останавливают и стопором фиксируют положение ленты. Начинают отсчет на выходе ленты из зажима, после чего снимают его с пальца гусеницы, нажимают пальцем руки на рычаг стопора и рулеткой сматывают ленту.

Зажим снимают с пальца гусеницы и соединяют с зажимом при помощи пружинного захвата.

Для оценки степени натяжения гусеницы замеряют расстояние между задним поддерживающим роликом и натянутым над ним полотном гусеницы у многоопорных рамных гусеничных ходовых устройств, расстояние между планкой, приложенной к нижней грани поддерживающих роликов, и низшей точкой провисшей ветви полотна гусеницы у безрамных гусеничных ходовых устройств.

Рис. 1. Схема прибора для определения износа гусеницы:
1, 5 - зажимы, 2- регулятор, 3- прижимной захват, 4 - стопор, 6 - рулетка

Полученные значения стрелы провисания сравнивают с паспортными. Недостаточное натяжение гусеницы приводит к рывкам и ее сбросу во время движения, особенно на разворотах. Чрезмерное натяжение повышает потребляемую мощность и скорость изнашивания деталей. Регулируют натяжение гусеницы перемещением натяжного колеса. При работе машин с гусеничным ходовым устройством на мерзлых и каменистых грунтах, а также при значительном износе деталей увеличивают натяжение гусеницы, а при работе в вязких грунтах и по обильному снегу - снижают.

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании ходовой части

При техническом обслуживании ходовой части автомобиля выполняют следующие основные работы.

При ежедневном обслуживании проверяют состояние рамы, рессор, крепление гаек колес, состояние шин, давление в них.

Рис. 2. Проверка регулировки подшипников вала ведущей шестерни

При первом техническом обслуживании, кроме работ, выполняемых при ежедневном обслуживании, проверяют величину люфта подшипников передних колес и при необходимости регулируют их, крепление стремянок, пальцев рессор и хомутиков, амортизаторов и их тяг.

При втором техническом обслуживании выполняют работы, предусмотренные первым техническим обслуживанием, и, кроме того, проверяют, не подтекает ли жидкость из амортизаторов, правильно ли расположены (нет ли перекосов) передний и задний мосты, состояние дисков колес, крепление буксирного крюка, производят отбор шин для ремонта и восстановления (с заменой) и перестановку колес в соответствии со схемой перестановки шин. Проверяют и при необходимости регулируют величину схождения передних колес. В случае повышенного износа шин проверяют величину развала, продольного и поперечного наклона шкворней и углы поворота передних колес, а также шплинтовку и крепление гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных цапф.

Проверка и регулировка подшипников ступиц колес

В процессе эксплуатации автомобиля подшипники ступиц колес постепенно изнашиваются, в результате чего в них увеличиваются зазоры, вызывающие осевой люфт колес.

На управляемость автомобиля, износ шин и подшипников колес, а также расход топлива существенную роль оказывает степень затяжки подшипников. При сильной затяжке они нагреваются, быстро изнашиваются и могут разрушиться. Если подшипники затянуты слабо, то появляется осевой люфт и возникают ударные нагрузки, которые ускоряют их износ и ухудшают управляемость автомобиля.

Проверяют, а также регулируют подшипники при поднятых колесах автомобиля. Задние колеса автомобиля поднимают подъемником, устанавливаемым в осмотровой канаве, или гаражным гидравлическим домкратом. При регулировке подшипников ступиц задних колес автомобилей ГАЗ -51А отвертывают гайки шпилек крепления полуоси, снимают пружинные шайбы, отпускают контргайки болтов-съемников и, равномерно вращая по часовой стрелке болты-съемники, выпрессовывают полуось и вынимают ее.

Осевой люфт обнаруживают покачиванием колеса за шину. Затем отвертывают контргайку, снимают стопорную шайбу и, ослабив регулировочную гайку подшипников на 1/3-1/2 оборота, проверяют, свободно ли вращается колесо. Устраняют причину торможения колеса - задевание накладок тормозных колодок за барабан, заедание сальника и др. Затягивают гайку крепления подшипников ключом с воротком длиной 350-400 мм усилием одной руки так, чтобы колесо вращалось туго. При затягивании гайки колесо поворачивают, чтобы ролики правильно разместились на беговых дорожках колец подшипников.

Затем отпускают регулировочную гайку подшипников на 1/2 оборота, устанавливают стопорную шайбу и, убедившись, что установочный палец вошел в одну из прорезей стопорной шайбы, навертывают и затягивают до отказа контргайку. При правильной регулировке колесо должно свободно вращаться и не иметь осевого люфта. После этого вставляют полуось, ставят пружинные шайбы и затягивают гайки шпилек крепления полуоси.

Проверку и регулировку подшипников ступиц передних колес осуществляют следующим образом. Толкая верхнюю часть колеса за шину, определяют, есть ли осевой люфт, после чего рукой повертывают колесо и проверяют, свободно ли оно вращается. Если обнаруживают осевой люфт или слишком тугую затяжку подшипников - приступают к регулировке.

Для этого снимают колпак ступицы, расшплинтовывают регулировочную гайку (ГАЗ -51А, ГАЗ -53А) или отгибают стопорную шайбу (ЗИЛ -164А, ЗИЛ -130), отвертывают гайку на 1/3-1/2 оборота и проверяют, свободно ли вращается колесо. После этого затягивают регулировочную гайку ключом (длиной 200 мм) усилием одной руки до тугого вращения колеса на подшипниках. При затягивании гайки колесо вращают, чтобы обеспечить правильное размещение роликов в подшипниках.

Проверка и регулировка углов установки передних колес

Нарушение углов установки передних (управляемых) колес в процессе эксплуатации затрудняет управление автомобилем, вызывает повышенный или односторонний износ шин, износ подшипников колес, шкворней и их втулок, а также перерасход топлива, ухудшает устойчивость автомобиля при прямолинейном движении.

При техническом обслуживании автомобиля проверяют установку передних колес.

У автомобилей ГАЗ -51А, ГАЗ -53А, ЗИЛ -164А, ЗИЛ -130 и др. регулируют схождение и углы поворота передних колес. Наклон шкворня назад (продольный), наклон шкворня вбок (поперечный) и угол развала колес у этих и других грузовых автомобилей в процессе эксплуатации не регулируют. Эти углы могут быть восстановлены заменой изношенных шкворней и их втулок или правкой балки передней оси.

У автомобилей с независимой подвеской передних управляемых колес (ГАЗ -21 «Волга», «Москвич» и др.) регулируют схождение, угол развала и углы наклона шкворней, а также углы поворота колес.

Для проверки и регулировки углов установки передних колес автомобиль устанавливают на ровной площадке или же осмотро-вой канаве. Предварительно устраняют повышенные люфты в сочленениях рулевых тяг, втулках шкворней, подшипниках ступиц передних колес, а также проверяют давление воздуха в шинах и в случае надобности доводят его до нормального.

Проверка и регулировка схождения передних колес

Схождение передних колес проверяют специальной линейкой, которая представляет собой телескопическую штангу, состоящую из вставленных одна в другую четырех металлических тонкостенных трубок.

Выдвижные трубки закреплены цилиндрическими штифтами, которые расположены на плоских пружинах и входят в фиксирующие отверстия в трубках. На концах линейки в заглушках укреплены скобы с коническими упорами, прижимаемыми к ободам или шинам колес. Во внешний конец наружной трубки вставлен подвижный шток со спиральной пружиной, постоянно прижимающей его к колесу.

Величина взаимного перемещения штока и трубки определяется по шкале с делениями в миллиметрах. Для удобства отсчета шкала может устанавливаться нулем против указателя при любом положении трубок. Чтобы линейка была установлена в строго горизонтальном положении, на конических упорах подвешены цепочки. При правильном положении линейки концы обеих цепочек касаются поверхности площадки, на которой установлен автомобиль.

Порядок проверки и регулировки схождения колес заключается в следующем. Передние колеса автомобиля устанавливают в положение движения по прямой. Устанавливают линейку между передними колесами так, чтобы наконечники линейки прижимались к ободам колес на высоте оси или к боковинам шин, а концы Цепочек касались пола.

Указатель линейки устанавливают в нулевое положение и стопорят винтом, затем включают первую передачу и, вращая пусковую рукоятку, передвигают автомобиль вперед настолько, чтобы линейка оказалась сзади передней оси, а концы цепочек касались пола. По шкале замеряют величину схождения колес.

При отклонении схождения передних колес от установленных величин производят регулировку, для чего расшплинтовывают и ослабляют гаечным ключом гайки стяжных болтов наконечников поперечной рулевой тяги, после этого поворачивают трубным ключом поперечную рулевую тягу до получения требуемой величины схождения передних колес. Затем снимают линейку, затягивают и зашплинтовывают гайки болтов наконечников поперечной рулевой тяги.

Рис. 3. Прибор для проверки углов установки передних колес автомобиля

Проверка угла развала колес

Угол развала передних колес определяют переносным прибором. В корпусе прибора помещены четыре уровня с воздушными пузырьками и шкалами. Уровень имеет две продольные шкалы. Шкала служит для определения угла развала колес, а шкала - для определения продольного наклона шкворня. Поперечный уровень имеет шкалу поперечного наклона шкворня. На обратной стороне корпуса расположены два уровня, служащие для первоначальной установки прибора.

Прибор имеет кронштейн, состоящий из прижимов, стойки, которая крепится винтом, и зажимного винта.

Для проверки угла развала колес у легковых автомобилей снимают колпаки дисков передних колес. Прибор укрепляют прижимами на гайке крепления диска колеса строго горизонтально установочными уровнями вверх. Затем перекатывают автомобиль на пол-оборота колеса, при этом пузырек уровня шкалы поперечного наклона шкворня должен остановиться против нуля. По шкале определяют величину развала колес.

Проверка технического состояния рамы и осей. Техническое состояние ходовой части может оцениваться по длине и прямолинейности пути выбега (движения автомобиля по инерции) при определенных условиях (состояние трансмиссии н органов управления, покрытие и состояние дороги, нагрузка автомобиля и расположение груза). Длина пути выбега определяется как техническим состоянием агрегатов, так и их взаимным расположением.

Рис. 4. Расположение отпечатков краски на зубьях ведомой шестерни главной передачи

Большое влияние на взаимное расположение агрегатов трансмиссии, переднего и заднего мостов, а также кузова оказывает геометрическая форма рамы. В процессе эксплуатации могут ослабевать соединения элементов рамы, возникать деформации и трещины. Ослабевшие заклепки обнаруживают по дребезжащему звуку при простукивании. Деформации и трещины рамы устанавливают визуально, а также путем замеров расстояния между кронштейнами передних и задних рессор шаблонами на стенде оптическим методом.

Перекос заднего моста вызывает увод ведущих колес при прямолинейном движении. При этом для прямолинейности движения автомобиля передние колеса должны быть повернуты на некоторый угол, что ускоряет изнашивание шин, ухудшает устойчивость и управляемость автомобиля.

В результате изнашивания и ослабления крепления деталей передней оси изменяются схождение и развал колес, углы установки шкворней и появляется люфт в подшипниках ступиц.

Углы установки колес определяют с помощью переносных приборов, механических или оптических стендов.

Для определения схождения колес применяют линейку, необходимую длину которой устанавливают, перемещая удлинитель и закрепляя его фиксатором. Для определения схождения колес линейку устанавливают между ними так, чтобы конусные наконечники упирались в боковины покрышек впереди осей вращения колес, а концы обеих цепочек касались поверхности пола. В этом положении линейка удерживается усилием пружины. Указатель устанавливают на нулевое деление шкалы и фиксируют его винтом. Затем автомобиль прокатывают вперед так, чтобы линейка

Рис. 5. Линейка для проверки схождения колес:
1 - подвижная труба, 2- винт, 3 - шкала, 4 - наружная труба, 5 - промежуточная труба, 6 - фиксатор, 7 - удлинитель, 8 - наконечник, 9 – пружина, 10 - указатель, 11 - цепочка

оказалась сзади оси колес, а концы цепочек по-прежнему касались пола, и по делениям шкалы определяют величину схождения колес.

Для проверки развала колес и углов наклона шкворня (продольного и поперечного) служит специальный прибор. Для измерения угла развала передние колеса приводят в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, и с помощью зажима 3 и винтов 4 устанавливают прибор на ступице нижней стороной вверх так, чтобы пузырьки установочных уровней, расположенных в нижней части прибора, заняли место в центре между рисками. Затем перекатывают автомобиль на полоборота колеса и добиваются установки пузырька уровня со шкалой против нулевого деления. В этом положении по шкале определяют угол развала колес.

Для проверки прибором углов наклона шкворня колеса ставят на поворотные круги, имеющие шкалу в градусах, и, повернув их на 20° вправо, затормаживают. Поворачивая корпус прибора относительно шаровой опоры стойки, устанавливают пузырьки обоих уровней против нулевых делений шкал. Сместив колеса в обратную сторону также на 20 ° и затормозив их, определяют по шкалам значения поперечного и продольного углов наклона шкворня.

Механический стенд для проверки углов установки управляемых колес состоит из платформы с подвижной плитой и колонки с приборами. Автомобиль наезжает одним колесом на платформу, а другим - на постамент, смонтированный на одном уровне с платформой. Под действием боковых сил, вызванных схождением и развалом колес, подвижная плита смещаеся в поперечном направлении. Смещение плиты фиксируется приборами, которые показывают величину схождения и развала колес.

Рис. 6. Прибор для проверки развала колес и углов установки шкворней:
1 - шкала развала колес, 2 и 4 - винты. 3 - зажим, 5 - стойка, 6 - корпус, 7 - шкала поперечного наклона шкворня, 8 - шкала продольного наклона шкворня

Наиболее точные оптические стенды снабжены микроскопом. На колесе автомобиля укрепляют зеркальный отражатель и по величине смещения светового пятна от отражателя на шкале микроскопа определяют углы установки колес.

Осевой люфт в подшипнике ступицы определяют при вывешенном колесе, покачивая колесо в направлении, перпендикулярном плоскости вращения, а также вращая его рукой. Если колесо вращается туго и это не является следствием задевания тормозных колодок за поверхность барабана или если при покачивании колеса выявляется зазор, необходимо отрегулировать затяжку подшипников ступицы.

Проверка технического состояния подвески. Неисправности подвески автомобиля сопровождаются повышенной интенсивностью изнашивания шин, уводом автомобиля от прямолинейного движения, повышенным шумом подвески.

При потере рессорами упругости они прогибаются больше обычного, вследствие чего покрышки трутся о кузов и быстро изнашиваются.

Увод автомобиля от прямолинейного движения может вызываться снижением давления воздуха в шинах, нарушением упругости пружины подвески, отказом амортизатора, деформациями поворотных цапф или рычагов передней подвески.

Повышенный шум подвески может быть вызван неисправностями амортизаторов, ослаблением крепления деталей и изнашиванием сопрягаемых рабочих поверхностей.

Проверка технического состояния колес. Техническое состояние колес проверяют визуально. Основными неисправностями колес являются разработка отверстий в дисках под шпильки крепления из-за плохой затяжки шпилек и гаек, деформация дисков, механические повреждения и коррозия ободьев.

К основным неисправностям шин относятся износ протектора, проколы, расслоение и разрыв каркаса. Изнашивание протектора увеличивается из-за отклонений давления воздуха в шинах, при перегрузке автомобиля, разрегулировке углов установки колес. Неравномерный износ протектора происходит из-за дисбаланса колес, неравномерного их торможения, нарушения углов установки передних колес и неисправностей подвески.

Техническое обслуживание ходовой части. При ЕО выполняют визуальный контроль состояния рамы, рессор, амортизаторов, колес.

При ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют подшипники ступиц колес, проверяют состояние подвески (при необходимости закрепляют стремянки, пальцы рессор и гайки колес) и шин (удаляют посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между сдвоенными шинами). Проверяют давление воздуха в шинах и если необходимо, подкачивают в них воздух. В соответствии с графиком смазывают пальцы рессор и шкворни поворотных цапф.

При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проводят визуальный контроль рамы, буксирного устройства и балки переднего моста, правильность расположения переднего и заднего мостов, проверяют состояние и крепление амортизаторов. При интенсивном изнашивании протектора проверяют и при необходимости регулируют углы установки колес, переставляют колеса в соответствии со схемой. В объем работ ТО-2 входят также демонтаж ступиц, промывка и проверка состояния подшипников, замена смазки и регулирование подшипников колес.

Регулирование механизмов ходовой части включает регулирование схождения, а на легковых автомобилях также и развала передних колес, предельных углов поворота передних колес, осевого зазора между поворотной цапфой и проушиной балки переднего моста, а также подшипников ступиц.

Схождение передних колес при эксплуатации обычно увеличивается, но бывает и «отрицательное» схождение. Для его регулирования ослабляют стяжные болты наконечников поперечной рулевой тяги и трубным ключом вращают тягу: для увеличения схождения - вперед, а для уменьшения - назад. Отрегулировав величину схождения, завертывают до отказа гайки стяжных болтов наконечников тяги.

Развал колес регулируют путем поворота эксцентриковой втулки нижнего конца стойки. Перед регулированием ослабляют, а после него затягивают стяжной болт нижнего конца стойки.

Рис. 7. Схема перестановки шин

Предельные углы поворота передних колес устанавливают с помощью болтов, ввернутых в нижние поворотные рычаги (при зависимой подвеске) или в опору стойки (при независимой подвеске). При достижении предельного угла поворота болты упираются в выступы балки переднего моста и ограничивают поворот колес.

Наклон шкворней и развал колес грузовых автомобилей восстанавливают не регулированием, а путем замены изношенных деталей.

Осевой зазор между поворотной цапфой и проушиной балки переднего моста уменьшают путем установки регулировочной прокладки.

Подшипники ступиц передних колес регулируют при вывешенных колесах. Сняв крышку подшипника и отвернув гайку, затягивают гайку до начала торможения ступицы. Затягивая гайку, необходимо проворачивать колесо, чтобы ролики разместились в подшипниках правильно. Затем отпускают гайку примерно на 1/6 оборота до совпадения штифта с ближайшим отверстием в замочной шайбе. Затянув гайку и отогнув стопорную шайбу на ее грань, проверяют вращение колеса в обоих направлениях. После сильного толчка рукой колесо должно сделать не менее оборотов без заметного люфта.

Для определения и регулирования осевого люфта подшипников заднего моста его вывешивают и отсоединяют полуось от ступицы; регулирование аналогично регулированию подшипников переднего моста - с помощью регулировочной гайки, фиксируемой контргайкой 9 и стопорным кольцом.

К атегория: - Эксплуатация средств механизации

Передние и задние рессоры. Основные дефекты передних и задних рессор: обломы и трещины на листах рессор, износ верхних и нижних опор.

Частые неисправности переднего моста: износ втулок и шкворней поворотных кулаков, шарниров рулевых тяг, сальников и подшипников ступиц передних колёс, отверстия в балке передней оси под шкворень и клин шкворня, неравномерный износ бобышек балки под шкворень по высоте. Неисправности устраняют или непосредственно на автомобиле, или на снятом с автомобиля переднем мосте.

Основным критерием, определяющим целесообразность снятия переднего моста с автомобиля является состояние балки передней оси. Если в балке прогиб в горизонтальной или вертикальной плоскостях, повышенный зазор шкворня в балке передней оси (более 0,20 мм) и износ бобышек балки под шкворень по высоте до размера менее 76,0 мм, то мост необходимо снять и направить в капитальный ремонт. Во всех остальных случаях передний мост подвергается текущему ремонту без снятия его с автомобиля.

Заменять шкворни поворотных кулаков необходимо при радиальном зазоре между шкворнем и его втулками, превышающем 0,6 мм и при зазоре между бобышкой балки передней оси и верхней проушиной поворотного кулака более 0,15 мм. рессора автомобиль ходовой

Проверяют радиальный зазор на вывешенном колесе, покачивая колесо в вертикальной плоскости. Величину радиального зазора определяют с помощью прибора мод. НИИАТ Т-1. для этого устанавливают автомобиль на осмотровой канаве, ставят передние колёса в положение, соответствующее прямолинейному движению, поднимают переднее правое колесо домкратом или подъёмником мод. 434А ГАРО. Закрепляют прибор НИИАТ Т-1 на нижней полке балки передней оси с правой стороны. Подводят ножку индикатора прибора к нижней части опорного тормозного диска колеса. При этом стрелка малой шкалы должна находиться между цифрами 4 и 5; совмещают нулевое деление большой шкалы индикатора с концом большой стрелки. Опускают колесо и по показанию индикатора определяют радиальный зазор. Таким же образом проверяют зазор между шкворнем и втулками с левой стороны балки передней оси.

Так как шкворень и втулки изнашиваются односторонне, возможно уменьшение зазора за счёт поворота шкворня на 90С (до второй лыски под стопорный штифт). Поворот шкворня позволяет увеличить срок службы шкворневого соединения на 40 - 50%. Лишь после этого целесообразно заменять шкворень и втулку.

Чтобы проверить осевой зазор, закладывают щуп между верхней бобышкой поворотного кулака и верхним торцом бобышки и балки. При зазоре более 0,15 мм устанавливают регулировочную прокладку. При увеличении зазора до 1,0 мм необходимо заменить упорный подшипник.

Загрузка...
Top