Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы. Методы и этапы налогового планирования Что лежит в основе налогового планирования

Планирование как функцию управления необходимо осуществлять на всех этапах предпринимательской деятельности. В частности, налоговое планирование – это одна из важных частей финансового планирования и оно неотделимо от деятельности организации. При налоговом планировании разрабатывается оптимальная структура деятельности с использованием имеющихся возможностей, а также направлений и вероятности изменения законодательства. Существует много методов такого планирования и оптимизации налогов. Рассмотрим используемые методы в процессе деятельности организации.

Основание для осуществления налогового планирования

Такое планирование является действенным инструментом повышения эффективности работы организации и сокращают расходы по налоговым обязательствам при условии соблюдения требований закона.

Налоговое планирование начинается с определения налоговой нагрузки, что отразит необходимость внесения изменений в систему управления. Организации ориентируются на такие показатели налоговой нагрузки:

Налоговое планирование осуществляется посредством снижения нагрузки за счет:

  • налоговых льгот, в соответствии с НК РФ
  • контроля своевременной уплаты налогов
  • внесения изменений в учетную политику

Важно! Для снижения платежей организации задействуют фирмы-однодневки. Это незаконный способ, а уклонение связано с налоговыми рисками. И работа с однодневками не оправдывает возможную выгоду.

Основные виды налогового планирования

Налоговое планирование основано на таких принципах:

  1. законности, т.е. соблюдении требований НК РФ
  2. оперативности, т.е. своевременное реагирование на изменения в налоговом законодательстве
  3. оптимальности – от проведения процедур должен быть эффект
  4. обоснованности – доказанная правомерность и целесообразность действий
  5. комплексности – учитываются все нормативные акты
  6. профессионализма – налоговое планирование должно осуществляться квалифицированными специалистами
  7. конфиденциальности – используемые методы нельзя разглашать.

Выделяются такие виды налогового планирования:

Вид Сущность
Классическое в организации и контроле за погашением обязательств в соответствии с законодательством и предполагает прогнозирование в соответствии с требованиями закона
Оптимизационное в максимизации использования пробелов в законодательстве для организации
Противозаконное в уклонении налогоплательщиков от погашения обязательств за счет применения незаконных инструментов, что противоречит законодательству и может навлечь за собой определенные меры ответственности
Долгосрочное основывается на стратегии развития организации и заключается в минимизации нагрузки организации на несколько лет вперед
Текущее в применении инструментов и методов для снижения налоговой нагрузки на краткосрочный период или через изменение и оптимизацию форм договоров компании и корректировку учетной политики для цели минимизации нагрузки

Элементы системы налогового планирования

  1. Система учета компании, соответствующие и не противоречащем действующему законодательству друг другу
  2. Учетная политика – отражает порядок ведения учета, где указываются такие правила: метод расчета выручки, метод начисления амортизации, учет выбытия активов и др.
  3. Налоговые льготы – применение не всех налоговых льгот по законодательству, что требует проведения анализа возможных последствий при заключении сделок.
  4. Налоговый контроль обеспечивает контроль за сроками погашения обязательств и исключить просрочки за исключением отсрочки, предусмотренной законодательством.
  5. Налоговый календарь – своевременная оплата налоговых обязательств и предоставление отчетности.
  6. Система эффективного управления для цели достижения максимизации прибыли за счет оптимизации и разработки планов по налоговому планированию
  7. Применение льготных спецрежимов предполагает минимизацию за счет регистрации в оффшорных зонах. Все эти схемы необходимо обосновать иначе ФНС может оспорить и привлечь к ответственности.
  8. Имитационные модели предполагают рассмотрение налоговой нагрузки в разных ситуациях и при изменении параметров среды.
  9. Аналитическая деятельность требует информатизацию анализа эффективности методов и инструментов посредством проведения факторного анализа, выявления слабых и сильных сторон для поиска путей максимизации прибыли.

Роль системы налогового планирования

Результат должен обеспечиваться за счет комплексных и согласованных действий.

На налоговое планирование, которое направлено на оптимизацию, не влияет размер налоговой нагрузки для чего используются все возможности легальных средств.

Для процесса организации планирования необходимо создать отдел, который будет заниматься налогами: планированием платежей, работой с аудиторами и др. и его работа регулируется возможностью финансировать его содержание.

Подготовка к планированию начинается с определения бюджета на планирование и расчета окупаемости и рентабельности затрат на планирование.

Основные методы налогового планирования

Ситуационный метод предполагает: на основе учредительных документов и НК РФ формируется перечень налогов, подлежащих уплате, с указанием ставок и льгот и производится их анализ и выбор подходящих схем оптимизации

Метод микробалансов – оценка работы под влиянием различных факторов среды, определяют проводки и формируют баланс, на основании их сравнения выбирается подходящий вариант.

Метод графоаналитики основан на выделении элементов баланса, оказывающих влияние на размеры финансовых результатов, строится график, отражающий зависимость прибыли организации от выбранной переменной и выбирается эффективный вариант.

Матрично-балансовый метод является методом математического анализа множества переменных и реализуется через масштабные исследования и прогноз результатов и нахождении узких мест в балансе.

Статистический балансовый метод – это построение модели на основе усредненных значений из бухгалтерских балансов аналогичных действующих организаций.

Метод определения финансовых потоков основан на предположении выплаты 2 налогов: налогу на прибыль организаций и НДС. Определяется связь между ставками НДС и налога на прибыль с другими показателями.

Пример экономии НДС

Организация заключает договор с посредником на реализацию услуг физическим лицам. Агент находится на УСН. Он приобретает услугу у поставщика и реализует покупателю по более высокой стоимости и получает вознаграждение в виде разницы между ценой покупки и продажи, предполагается, что выгода в является собственностью агента полностью. В этом случае поставщик экономит на платежах в бюджет.

Поставщик передал агенту для продажи услугу стоимостью 7000 руб. и назначил вознаграждение 100 руб. Агент реализовал услугу за 10000 руб.

При условии, что и 100, и 7000 руб. являются вознаграждением, то поставщик выставил бы счет-фактуру на сумму 10000 руб. (3000 + 7000), заплатив НДС, равный 1542 руб. (10000 руб. / 118% * 18%).

По договору 3000 руб. – выгода-собственность агента и поставщик не включает ее в свой оборот. Значит, будет выставлен счет-фактура только на 7000 руб. и НДС составит 1067 руб. (7000 руб. / 118% * 18%). Значит, налоговая оптимизация достигнет 475 руб. (1542 – 1067).

Применение такой схемы не отразится на турагенте и в любом случае агент на УСН, заплатит налог в размере 186 руб.((100 руб. + 3000 руб.) * 6%).

Схемы оптимизации налога на прибыль

Законные методы:

  • формирование резерва позволит равномерно распределять нагрузку
  • применение нелинейного метода начисления амортизации по основным средствам, что нужно отразить в учетной политике

Незаконные методы:

  • использование переноса базы на льготный режим – отдельные средства относятся к косвенным расходам, уменьшат налогооблагаемую базу
  • отсутствие аффилированности – организации не должны быть взаимозависимыми

Существует риск со стороны налоговых органов, которые могут проанализировать деловую переписку, из которой делают выводы.

Директор правового департамента ООО «Аудиторская компания РЕСПЕКТ»

О. Иванова

Ошибка при проведении налогового контроля организации

Работники ФНС имеют достаточно прав при проведении контроля. Они вправе: проверять первичные документы, отчетность, наличие денежных средств, а также могут опечатывать помещения, подавать запросы, изымать документы. Контроль ФНС – основной инструмент налогового законодательства посредством деятельности через контроль соблюдения законодательства, установленном НК РФ. Сотрудники ФНС ведут учет соблюдения законодательства такими методами:

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

    оптимизация налоговых платежей;

    сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

Налоговое планирование: подробности для бухгалтера

  • Необоснованная налоговая выгода

    Каком – нет? Что такое агрессивное налоговое планирование? Как доказывается наличие умысла налогоплательщика... каком – нет? Что такое агрессивное налоговое планирование? Как доказывается наличие умысла налогоплательщика... умышленного. Рекомендуется использовать термин «агрессивное налоговое планирование». Сам термин в письме не... международной налоговой практике под «агрессивным налоговым планированием» понимается использование несовершенства налогового законодательства...

  • Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов

    Уж тем более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли... уж тем более сомнительные методы налогового планирования (налоговой оптимизации). Но означает ли...

  • Пределы налогового планирования. Товарный знак

    Когда уменьшение налогов к уплате признается законным, а когда оптимизация приводит к реальным доначислениям? Как понять где грань, преступая которую добросовестный налогоплательщик становиться нарушителем? Давайте разберемся на примерах из практики использования товарного знака в бизнесе, когда судебные органы признают снижение налоговой нагрузки законной, а когда встают на сторону контролирующих органов. Оценим риски нескольких вариантов использования товарного знака и поговорим о допустимом...

Но что стоит об этом знать российский предприятиям со статусом юридического лица и индивидуальным предпринимателям? Какие основные определения нужно запомнить, какие факторы и нюансы стоит учитывать?

Базовые сведения

Рассмотрим понятие налогового планирования, которое дано в законодательных документах и методической литературе. Определим основные элементы, задачи и иные важные для организации деятельности факторы.

Что это такое?

Под налоговым планированием понимают действия, в результате которых должны уменьшиться налоговые траты, что производятся в виде налогов, сборов, или иных платежей обязательного характера.

Налоговое планирование – составляющее финансового планирования юридического лица.

Его суть в том, что всеми лицами, что обязаны платить налоги, могут быть использованы средства, приемы, способы, с помощью которых сокращаются налоговые обязательства.

Это также планирование финансовой хозяйственной деятельности компании, цель которого – минимизировать налоговые платежи в бюджет государства. Оно может быть адресным. Но также применяется в широком круге предприятий.

Основные элементы

Налоговое планирование основано на законодательных положениях Российской Федерации. Разработка положений и методологических основ осуществляется в компаниях.

Налоговое планирование характеризуется объективностью, диктуется конкуренцией на рынке, стремлением субъектов к уменьшению налоговых затрат, увеличению своих средств для развития деятельности.

Чтобы планирование было оптимальным, стоит учитывать такие нюансы:

  • какое состояние и какие тенденции развития законов на всех уровнях;
  • какая направленность бюджетной и налоговой политики Российской Федерации;
  • какие меры применяются по уменьшению количества лиц, что не платят налоги;
  • в каком состоянии находится правовая культура налоговой службы;
  • являются ли налоговые консультанты профессионалами.

Элементы, с помощью которых можно минимизировать и оптимизировать обложение налогами:

По налоговому и бухучету Организация взаимодействия, которое будет соблюдать нормативные документы, правильное понимание законов, реагирование на коррективы, которые вносятся в законодательство
По учетной политике Выбираются способы, при помощи которых ведется налоговый и бухгалтерский учет. Представлена документом, что утверждается плательщиком налогов
По налоговым льготам и организации сделок Не всегда правильно применяются льготы, что установлены на законодательном уровне. Требуется проведение анализа возможной формы сделки с учетом налогового последствия
По налоговому контролю Составляется налоговый бюджет – основа для контрольного действия руководства компании и финансовых менеджеров. Ошибки снижаются при применении принципа и процедуры технологии внутреннего контролирования налогового расчета
Есть необходимость в налоговом календаре С его помощью проверяют, правильно ли проведены расчеты, выполнены ли сроки уплаты сумм, своевременно ли представлено отчетность
Используется стратегия оптимального управления и план выполнения такой стратегии Выстраивается система управления, принятия решения. Осуществляется разработка модулей среднесрочного и текущего плана
Применение льготных налоговых режимов Создаются оффшорные компании за границей, низконалоговые предприятия в пределах Российской Федерации
Имитационная модель финансового характера Когда появляется возможность определять налоговую нагрузку, доход предприятия
Осуществляется отчетная аналитическая работа налогового менеджмента

Инструментами налогового планирования в компании являются:

  • льгота налогового характера;
  • используемый режим налогообложения;
  • зона льготного налогового обложения в пределах России и за границей;
  • соглашение об избежании двойного обложения налогом с другими государствами.

Принципы

Планирование характеризуется:

Принципы участия зависят от принципа единства. Все структурные единицы должны принять участие в планировании в независимости от участков работы, за которые они несут ответственность.

Планирование затронет каждого сотрудника компании, в противном случае оно будет неэффективным. Есть и принцип научности.

Планирование должно иметь научное обоснование, оно формируется на достоверных сведениях, методах научного плана. Принципы обоснованности предполагают, что сама процедура следуют целям компании на ближайшее будущее.

С какой целью проводится?

Основные цели налогового планирования:

  • оптимизировать налоговые платежи;
  • минимизировать налоговые потери по определенным налогам;
  • повысить объем оборотных средств компании;
  • увеличить возможность развиваться;
  • повысить эффективность деятельности предприятия.

При облегчении налогового бремени возникает возможность увеличить прибыльность финансовой хозяйственной деятельности с целью развить дальнейшее производство.

Осуществляемые задачи и функции

С помощью налогового планирования обеспечиваются качественные и количественные показатели задания по созданию доходной части бюджета.

Региональные задачи:

  • оценить налоговый потенциал территориального округа;
  • спрогнозировать налоговые перечисления, учитывая темпы экономического развития области;
  • утвердить бюджет по налогу;
  • вывести сумму дефицита в бюджете, инфляционные показатели, индекс стоимости;
  • разработать контрольное задание в бюджете каждого уровня;
  • определить, как будут распределяться ставки и .

Опишем и такие задачи и функции налоговой службы Российской Федерации:

  • разрабатывается и совершенствуется методология выполнения работ по проведению анализа и планированию перечислений прибыли, обеспечивается доходная часть бюджета;
  • изучаются, обобщаются, готовятся предложения о распространении опыта деятельности Налоговой инспекции по территориальным округам РФ;
  • одной из задач государственного налогового планирования является
  • разработка методологического и аналитического обеспечения налогового паспорта субъекта РФ, федерального округа и России в общем;
  • разрабатывается методология создания и ведения органами программно-аналитического комплекса, что содержит данные таблиц по перечислению налогов, по налоговой базе, социально-экономического развития

Действующая нормативная база

При проведении налогового планирования стоит опираться на Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).

Расширенное понятие налогового планирования в Российской Федерации

Разберемся в основной информации, которая касается налогового планирования в пределах России.

Какими этапами реализуется? (стадии)

Составляющие налогового планирования:

  • выявление главного риска;
  • проведение анализа проблемы и определение задачи;
  • определение основного инструмента, который может использоваться компанией;
  • создание схем;
  • ведение деятельности согласно схеме.

Факторы, влияющие на результат

Каждое инвестиционное решение характеризуется наличием затрат, получением прибыли и формированием результатов.

При управлении затратами и прибылью хозяйствующие субъекты решают вопросы снижения риска и ищут способы избежать риска признания несостоятельности.

Налоги влияют на управление прибылью, затратами и итоговым результатом, и именно через это осуществляется налоговое планирование.

Оно влияет на иные направленности по финансовому менеджменту. Важный фактор при достижении целей – получение предпринимательского дохода, то есть дохода, что не облагается налогом.

Имеющиеся риски

Риск по минимизации налоговых платежей оценивается в качестве совокупности вероятных убытков плательщика обязательных государственных сборов при налоговых проверках.

К налоговым рискам относят:

  • риск налогового контролирования;
  • риск по усилению налоговой нагрузки;
  • риск того, что компания будет преследоваться в соответствии с уголовным законодательством.

Компании должны планировать риски. В бизнес-плане предприятия должен быть включен раздел «Управление рисками».

Риски могут быть:

Есть разделение на:

  • систематический риск;
  • динамический.

Как выглядит общая схема?

Налоговое планирование осуществляется так:

Формируется налоговое поле Готовится таблица, которая характеризует его. Все налоги должны быть описаны с учетом таких данных:
  • источника платежей;
  • проводки по бухгалтерии;
  • базы, что облагается налогом;
  • сроков перечисления;
  • пропорций уплаты в бюджет определенного уровня;
  • данных предприятий, которым такие перечисления производятся;
  • льгот и особых условий расчета налогов
Выбирается выгодное месторасположение производства, конторы, филиала, дочерней фирмы, руководства Выбираются организационно-правовые формы юрлиц, определяется ее соотношение с налоговой системой
Далее осуществляется текущее налоговое планирование Формируют договорные отношения, планируют вероятные сделки. Разрабатывается система отношений с партнерами. Планируются сделки аренды, подряда, купли-продажи, возмездного предоставления услуг
Подбирают операции между взаимозависимыми лицами Которые должны выполняться компанией
Разрабатывают ситуации Учитывая налоговые и хозяйственные наработки
Выбирают лучший вариант Что будет оформлен в виде проводки
Составляют журнал по типовым хозяйственным операциям Это основа для учета по налогам. Анализируются налоговые ситуации, сопоставляются финансовые показатели с возможными штрафами, потерями
Оценивают получение наибольших финансовых результатов Учитывая налоговые риски. Организуется надежный учет и контроль правильности расчетов

Практическое

Организуют налоговый и бухучет Разрабатывают схемы по минимизации налоговых платежей Контролируют, правильны ли расчеты и своевременно ли перечислены налоги
Правильно толкуются нормы законодательства, учитывая поправки Разрабатывают учетную политику для целей налогообложения Исключаются арифметические ошибки
Определяют, какова связь между бухгалтерским и налоговым учетом Определяют совокупность льгот по налогам Применяются технологии внутреннего контроля налогового расчета
Уделяется внимание правильности оформления первичной документации и регистра налогового учета Уделяют внимание анализу и правильной организации сделки Применяется налоговый календарь, что не позволит просрочить перечисление платежей

Стратегическое

Это наивысший этап налогового планирования в компании. Конечный результат – создание плана, цель которого – достичь стратегические цели фирмы.

Все налоговые стратегии основаны на налоговой идеологии, что представлена системой принципов управления налогами. Этапы:

  1. Определяется период стратегии.
  2. Проводятся мероприятия, во время которых изучаются налоговые факторы и налоговая политика страны.
  3. Определяются стратегические цели.
  4. Определяется цель в конкретной отрасли по периоду.
  5. Определяется налоговая стратегия с учетом того, к какой сфере она принадлежит.
  6. Разрабатываются мероприятия, которые направлены на обеспечение стратегии.
  7. Анализируется, насколько эффективной является разработанная налоговая стратегия.

Тактическое

Все фирмы ведут учет затрат и прибыли. При ведении внутреннего контроля возможно проведение таких процедур:

Под тактическим налоговым планированием понимают составляющие механизмов по финансовому управлению и контролю. Составляют прогнозы налогового обязательства, что будут использованы при подготовке прогноза денежного потока компании.

На основании такого планирования принимаются управленческие решения. Методы:

  1. Использование отсрочки налоговых платежей.
  2. Осуществляют замену отношений.
  3. Разделяют отношения.
  4. Сокращают объекты обложения налогом ( , снижение цены товара).
  5. Осуществление делегирования ответственности налогового плана.
  6. Исходной составляющей является определение , которая способна минимизировать налоговые платежи.
  7. Использование льгот налогового характера.
  8. Замена центра управленческого решения или сбыта товара с формированием самостоятельного юрлица.

Особенности планирования налогового бремени

Налоговое планирование осуществляется с учетом направления деятельности компании. Есть ряд особенностей при планировании налогов для малого предприятия.

Стоит также помнить и о том, как определяется эффективность налогового планирования.

Отношение к прогнозированию

Значение налогового прогнозирования, осуществляемого в России:

  • иногда не в полной мере понятна возможность развития компании в условиях, что являются более благоприятными;
  • фирма может находиться на слабой позиции в сравнении с иными компаниями;
  • не всегда обеспечивается системность развития и т. д.

Прогнозируя налоги, можно сэкономить на налоговых затратах. Так снижается налоговая нагрузка и увеличивается рентабельность юридического лица.

Прогноз налогового планирования необходим, если нужно принять решение по вопросам об открытии нового вида деятельности или при выходе фирмы на международный уровень.

Видео: модель идеального холдинга

Просчитывают самые эффективные варианты, когда можно получить положительный результат. Планирование и прогнозирование – важный фактор, что является сущностью в финансовом управлении денежным потоком компании.

Появляется возможность по оптимизированию налоговых платежей – увеличивается прибыльность, повышается платежеспособность, приобретаются надежные партнеры.

Нюансы в сфере малого бизнеса

Небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели считают, что налоговое планирование осуществляется только большими компаниями.

Но и для малого предприятия такое планирование имеет особое значение, ведь оно обязано заплатить большую долю налогов из полученного дохода.

При правильной организации деятельности фирмы вырабатывается правильная стратегия по вопросам минимизации налогового бремени. Возможно:

  • планирование перспективного плана;
  • планирование текущее.

Основами налогового планирования является:

  • правильность формирования учетной политики, осуществления договорной кампании;
  • правильность и полнота использования всех льгот;
  • оценивание позиции налоговой службы относительно получения отсрочки и рассрочки и т. д.

Налоговое планирование осуществляется малыми предприятиями с учетом:

  • сущности налогов;
  • налогооблагаемого объекта;
  • исчислений базы налога;
  • видов льгот;
  • списка ;
  • порядка и сроков перечисления налогов.

Оценка его эффективности

Эффективность налоговых планов оценивается при помощи разных значений, что делятся на несколько групп.

Индикаторы общего характера:

Нагрузка налогового плана по методам налогового органа Утверждены минимальные показатели
Коэффициенты эффективности обложения налогом Увеличение коэффициента значит увеличение эффективности планирования налогов
Часть перечислений в добавленной стоимости Что производится компанией
Коэффициенты способности платить налоги Уменьшается дебиторская задолженность покупателя прошлого периода, увеличивается дебиторская задолженность покупателя в текущем периоде
Минимальные показатели уровня актива Что обеспечивает способность к оплате налогов компании

Показатели частного плана:

  • коэффициенты по налоговым льготам в системе;
  • коэффициенты эффективности льготы по налогам;
  • часть косвенных платежей в выручке с (характеризуется нагрузка по косвенным платежам);
  • часть косвенных сборов по НДС (насколько эффективно используются налоговые вычеты);
  • часть прямых платежей по НДС (налоговая нагрузка по прямым платежам);
  • часть прямых платежей в выручке по НДС (нагрузка налогового характера);
  • часть прямых платежей в НДС (эффективна ли налоговая система);
  • коэффициенты эффективности по налогам (прямые платежи) – показана сумма дохода, что приходится на рубль уплачиваемого налога;
  • распределение в процентах (переменные и постоянные налоговые издержки компании).

Перечислим постоянные налоговые издержки:

  • иные платежи.

Переменные издержки:

  • страховые взносы в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования РФ ;
  • единого налога компаний, что применяют .

Коэффициенты стоит рассчитывать, используя утвержденные формулы. Коэффициенты эффективности обложения налогом:Желательно сравнивать показатели за несколько периодов. Если значение увеличивается, значит, снижается налоговое бремя компании относительно показателя чистого дохода.

Налогоемкость продажи товара определяет размер налогового платежа, что приходится на 1 ед. товара:
Коэффициенты обложения налогом издержек:
Каждый плательщик налога в нашей стране имеет не только обязательства, но и определенные права. Он использует при уплате налогов доступные средства, которые предоставлены законодательством Российской Федерации.

Применяет приемы и способы, которые способны максимально сократить налоговые обязательства компании. И огромная роль для этого отводится налоговому планированию. Поэтому вы просто обязаны разобраться в данной теме.

Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, ведущие коммерческую деятельность на территории РФ, обязаны делать соответствующие отчисления в пользу государства. Перечень налогов различного типа достаточно обширен. Причем уплату их предприятие осуществляет не только за себя, но также за нанятых работников...

Почти все крупные компании ведут свою деятельность в международном формате. Осуществляется реализация, производство, а также всевозможные иные действия за рубежом. Но при этом следует помнить о существенных различиях, связанных с налоговым законодательством разных стран. Отличается величина налогов, способ формирования...

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются излишне уплаченного налога. Как его оформить, возможно ли вернуть утраченные финансы и каким образом – об этом далее. СодержаниеОсновные сведения Как произвести налоговый возврат денежных средств Какие документы нужны Как правило, многие формируют отчетную...

Все коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и иные предприятия обязаны выплачивать государству налог на прибыль и некоторые другие сборы – в зависимости от типа деятельно. Существенное влияние оказывает выбранная система налогообложения. Важно помнить о необходимости ведения налоговой отчетности. Её...

Процедура сбора и анализа различной информации непосредственно на предприятии позволяет определить достоверность финансового положения конкретного предприятия. Проводится сразу множество мероприятий. Аудиторская проверка включает в себя анализ бухгалтерской, налоговой отчетности, а также иной документации. Проводится...

Для того чтобы рационализировать свои затраты на уплату налогов российские компании прибегают к налоговому планированию – легальному способу уменьшения платежей в казну. Поскольку грань между ним и уклонением от обязательных платежей крайне тонка государство определяет инструменты, методы и порядок осуществления...

В условиях, когда финансовый кризис сменяет экономический, большинство хозяйствующих субъектов терпят материальные потери. Поэтому возникает необходимость в оптимизации финансового положения организаций. СодержаниеЧто нужно знать Порядок планирования налогового бремени организации (ООО) Возникающие вопросы Однако на...

Еще в апреле 2020 года был официально опубликован проект ключевых направлений налоговой политики РФ на 2020 год. В нем шла речь о стабилизации налоговой системы РФ и совершенствования ее функционирования. В качестве одной из ключевых задач было озвучено повышение эффективности налогового планирования на микро- и макроуровне, а...

Статья затронет вопросы, касающиеся политики учета для целей бухгалтерии. Чем примечательна политика учета, какие выполняет функции и каким образом она составляется – далее. В начале финансового года фирма пересматривает политику учета, на положениях которой вела свою деятельности в области бухгалтерии. СодержаниеЧто...

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение , позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Государство и налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад: государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, предпринимаются и попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

Это стремление имеет под собой объективную основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

В истории налогообложения процесс минимизации и оптимизации налоговых платежей приобретал различные формы. Но, несмотря на многообразие форм и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути - законный или противозаконный.

Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством.

Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, противоречат действующим нормам налогового, уголовного и административного права. Такие явления рассматриваются не только как противоправные, антиконституционные, но и как нарушающие интересы сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов выделяют:

1. Недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть государственного бюджета и увеличивает его дефицит.

2. Происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и мешает рыночной конкуренции.

3. Нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.

Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.

Основными факторами, определяющими активность хозяйствующих субъектов по снижению налоговой нагрузки и влияющими на выбор ими законных или противозаконных способов этой деятельности, являются:

1. Степень политической и экономической стабильности в стране.

2. Соотношение фискальной и стимулирующей функций действующей налоговой системы.

3. Общая величина налогового бремени, возложенного государством на налогоплательщика.

4. Уровень налогового законодательства, а именно:

Степень его устойчивости и предсказуемости;

Соответствие нормам всех других отраслей права;

Четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.

5. Мера ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства и тяжесть наказания.

6. Состояние правовой культуры налогоплательщиков.

7. Степень криминогенности обстановки в стране.

8. Наличие открытости и ясности для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.

9. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов).

На современном этапе развития страны создаются новые условия существования и функционирования предприятий, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам оптимизации налоговых платежей, основанных на нормах закона.

Во-первых, укрепляется законодательная база: действуют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормы бухгалтерского учета и отчетности приводятся в соответствие с международными стандартами. Но наиболее существенную роль играет НК РФ, который представляет собой фундамент российского налогового права и свидетельствует о переходе налоговой системы на качественно новый правовой уровень.

Во-вторых, укреплению законности в сфере налогообложения способствует усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам.

В-третьих, происходит процесс укрупнения предприятий путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов.

И наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом России на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, и со стремлением все большего числа предприятий работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.

Создаются предпосылки к переходу от "дикого капитализма" к цивилизованным формам экономической деятельности предприятий, от уклонения от налогов, неуплаты и избежания их - к сознательному, целенаправленному налоговому планированию.

Сущность налогового планирования в общепринятом смысле заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.

Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие "налоговое планирование" от понятий "избежание налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов" и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.

Второй принцип налогового планирования - принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы.

Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.

Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование - не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.

Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

Налоговое планирование, как и планирование вообще в микроэкономике, имеет свои ограничения. К ним относятся:

1. Неопределенность внешней среды, обусловленная продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и пр., процесс реформирования российского налогового права.

2. Величина издержек, затрачиваемых на организацию, внедрение и осуществление системы планирования.

Дополнительные затраты, связанные с проведением исследований, организацией соответствующего подразделения, привлечением высококвалифицированного (а значит, и высокооплачиваемого) дополнительного персонала, ограничиваются правилом исчисления издержек налогового планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект.

3. Масштабы деятельности фирмы.

Преимущества принадлежат крупным фирмам и предпринимательским объединениям, так как они обладают:

Необходимым потенциалом для предвидения своего будущего;

Более высокими финансовыми возможностями;

Высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать подобных специалистов со стороны и т.д.

Кроме того, интегрированные корпоративные группы со сложной структурой и различными направлениями деятельности значительно в большей степени нуждаются во внедрении методов налогового планирования, нежели автономные, средние и мелкие организации.

4. Принципы и условия налогообложения хозяйствующих субъектов определяются и регламентируются государством (специфическое ограничение налогового планирования). Это ограничивает возможности организаций-налогоплательщиков для регулирования уровня своей налоговой нагрузки.

Особенно это касается налогового планирования в группе взаимозависимых лиц, к хозяйственной деятельности которых с точки зрения налогообложения предъявляются дополнительные требования и уделяется повышенное внимание со стороны контрольных органов.

Налоговое планирование - это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству.

Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При этом налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации и является планированием финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает многообразие методов для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Эффективное налоговое планирование включает в себя: - определение основных принципов; - анализ проблем и постановка задач; - определение основных инструментов, которые может использовать организация; - создание схемы; - осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и соответствующих налоговых последствий.

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости", что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе.

Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что "налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах".

В Кодексе также провозглашена "презумпция невиновности" налогоплательщика, сформулированная в ч.6 ст. 108. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими важными правилами: - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; - налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование.

Уклонение от уплаты налогов - это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д.

Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Именно элемент незаконного уменьшении налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.

Понятие "уклонение от уплаты налогов" определено только в одном законе - Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за "уклонение гражданина от уплаты налога" (статья 198) в форме уклонения от подачи декларации о доходах или включения в декларацию заведомо ложных сведений и "уклонение от уплаты налогов с организаций" путем включения в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения (статья 199).

Обход налогов - это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный.

Законный способ. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использовать практически без ограничений.

Незаконный способ. Этот способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Существуют два вида налоговой оптимизации:

1. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности.

2. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Таким образом, налоговое планирование - это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

Предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;

Цены сделок;

Дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

Специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

Льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

Методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

Основной задачей является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.

Загрузка...
Top