Что такое критические периоды эмбриогенеза. Периоды эмбриогенеза

Первый критический период. Предшествует имплантации (прикрепление зародыша к стенке матки) или совпадает с ней. Это так называемая стадия предимплантационного развития (начинается с момента оплодотворения и продолжается до момента прикрепления зародыша к стенке матки, то есть имплантации - 7-8 дней после оплодотворения). Процесс имплантации может нарушаться:

  • § при аномалиях строения матки (инфантилизме, двурогой или седловидной матке, наличии перегородки в полости матки);
  • § при травмах эндометрия, т.е. внутреннего слоя матки в результате искусственных абортов и воспалительных заболеваний (хронического эндометрита);
  • § при наличии миомы матки;
  • § при рубце на матке после кесарева сечения и других операций.

Еще одна причина прерывания беременности на самых ранних сроках - хромосомные и генетические аномалии развития зародыша. Происходит своего рода естественный отбор будущего потомства.

Кроме того, имплантации могут воспрепятствовать любые сбои в деятельности материнского организма, стрессы, переживания, тяжелая физическая нагрузка. Однако зародыш, на данной стадии, относительно устойчив к действию повреждающих факторов. Однако в конце предимплантационного периода наблюдается кратковременный период подъема чувствительности зародыша к повреждающим агентам.

Повреждающее действие реализуется, обычно, по принципу «все или ничего», то есть зародыш либо погибает, либо, в силу своей повышенной устойчивости и способности к восстановлению, продолжает нормально развиваться. Морфологические нарушения, возникающие на этом сроке, называют «бластопатиями». К ним относят анэмбрионию, формирующуюся вследствие ранней гибели и резорбции эмбриобласта, аплазию желточного мешка и др. Некоторые исследователи к бластопатиям относят эктопическую беременность и нарушения глубины имплантации развивающегося зародыша.

Большая часть зародышей, поврежденных в период бластогенеза, а также те, которые образовались из дефектных половых клеток, несущих мутации, в этот период элиминируется путем спонтанных абортов. По данным научной литературы частота прерывания беременности на этом сроке составляет около 40% от всех состоявшихся беременностей. Чаще всего, женщина даже не успевает узнать о ее наступлении и расценивает эпизод как задержку менструального цикла.

Второй критический период. После завершения имплантации в развитии эмбриона начинается второй критический период - период образования зачатков органов и систем эмбриона, который у человека заканчивается к третьему месяцу внутриутробной жизни. Этот срок является наиболее чувствительным для развития эмбриона (3-7 недель), а также период образования плаценты (9-12 недель). Основная причина прерывания беременности в эти сроки - гормональные нарушения.

Основные гормональные расстройства, приводящие к выкидышам:

  • § нарушение функции яичников;
  • § усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов;
  • § нарушение функции щитовидной железы.

При невынашивании беременности обычно речь идет о стертых формах эндокринных нарушений, не имеющих отчетливых симптомов. Вне беременности эти расстройства, как правило, никак себя не проявляют, но при беременности приводят к нарушению механизмов, обеспечивающих ее сохранение.

Нарушения функции яичников могут быть врожденными или следствием абортов, воспалительных процессов или нарушения функции других эндокринных желез - гипофиза, надпочечников, щитовидной железы. Чаще всего наблюдается недостаток прогестерона - гормона яичников, необходимого для поддержания беременности на ее ранних сроках.

Снижение уровня прогестерона приводит к угрозе прерывания беременности. В некоторых случаях может быть исходно снижен как уровень прогестерона, так и других яичниковых гормонов, в особенности эстрогенов. Последние, в частности, влияют на рост и развитие матки. При недостатке эстрогенов отмечается недоразвитие матки и ее слизистой оболочки - эндометрия. После оплодотворения плодное яйцо внедряется в эндометрий. Если он развит недостаточно, то процесс внедрения зародыша в стенку матки может нарушаться, что приводит к выкидышу.

Усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов может быть следствием повышенного образования мужских половых гормонов (андрогенов) как в яичниках, так и в надпочечниках. В любом случае повышение уровня андрогенов приводит к снижению уровня эстрогенов и часто вызывает выкидыш или приводит к неразвивающейся («замершей») беременности в ранние сроки.

В период образования органов, в результате патогенного действия повреждающих факторов на эмбрион, в первую очередь, поражаются те органы и системы, которые находились в это время в процессе закладки и повышенного обмена веществ. Поэтому для поражения эмбриона в этот период характерным является возникновение уродств (тератогенный эффект). У эмбриона человека наиболее чувствительными к неблагоприятным факторам являются центральная нервная система, органы зрения, железы внутренней секреции и половые железы, поэтому аномалии этих органов встречаются чаще других.

Под воздействием повреждающих факторов во время образования плаценты происходят патологические изменения, в основе которых лежит возникновение плацентарной недостаточности, выражением которой является врожденная гипотрофия плода (дефицит массы тела ребенка).

Третий критический период. После завершения процессов формирования органов и плаценты начинается плодовый период (с 12 недели до момента рождения). Эмбриотоксического и тератогенного эффектов, столь выраженных и типичных для предыдущих стадий, в этот период не наблюдается. Вредные факторы, влияющие на плод во время фетального периода, провоцируют развитие фетопатий, для которых морфологические пороки не характерны. Исключение составляют лишь аномалии развития половых органов у плодов женского пола, так как половые органы начинают формироваться в относительно поздний период (12 -14 неделя эмбрионального развития). Это может произойти, например, при приеме гормональных препаратов:

  • · Эстрогены и гестогеносодержащие препараты - наиболее уязвимые для срока беременности от 8 до 17 недель. Результатом их применения может быть развитие опухолей гениталий, анатомических и функциональных их дефектов, а также возможно нарушение полового развития у плода мужского пола - псевдогермофродизм.
  • · Прогестероносодержащие пероральные контрацептивы - их воздействие возрастает от начала беременности до 4-х месяцев. Результатом их применения может быть нарушение формирования половых органов у плода и псевдогермафродизма девочек, а также возможны аномалии конечностей, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

В 18-22 недели беременности происходят важнейшие процессы, связанные с формированием активности головного мозга плода, кроветворной системы, выработки важнейших гормонов, рефлекторных реакций. Следовательно, этот период является третьим критическим периодом в его развитии.

Во второй половине беременности происходит становление и созревание важнейших органов и структур (нервной, кроветворной, сердечно-сосудистой). В этот период также происходит снижение чувствительности плода к повреждающим агентам.

Повреждающие факторы могут реализовать свое действие, проникая через плаценту или изменяя ее нормальную проницаемость. Плацента - это уникальный фильтр, который обладает ограниченной проницаемостью, защищая организм плода от множества веществ и токсичных продуктов, попадающих в организм матери. Однако плацента проницаема для большинства лекарственных веществ, применяемых в акушерской практике:

  • § закись азота,
  • § наркотические анальгетики,
  • § витамины,
  • § большинство гормонов,
  • § сердечных препаратов,
  • § антибиотиков,
  • § противовоспалительных препаратов и др.

Лекарственные вещества, принятые беременной женщиной, проникая в организм плода, проходят через плаценту. Количество вещества, поступившего в организм плода, зависит от состояния плаценты, ее кровотока, физико-химических особенностей лекарственного агента (например, его молекулярной массы), а также от осложнений, которые могут возникнуть во время беременности (инфицирование, гестоз, употребление алкоголя, резус-конфликт и др.). При возникновении осложнений беременности барьерная функция плаценты нарушается, и через нее начинают проникать даже те вещества, которые в нормальных физиологических условиях через нее не проходят.

Для этого периода характерно так же, формирование так называемых «вторичных» пороков развития -- то есть искажения развития нормально сформированных органов вследствие воспалительных процессов (например, токсоплазмоз, вирусные инфекции) или нарушений созревания, приводящих к формированию дисплазий или гипоплазий органов и тканей.

В ходе эмбриогенеза есть периоды высокой чувствительности и скорости развития. Советский эмбриолог П.Г.Светлов (1960г.) сформулировал теорию критических периодов развития. Суть теории следующая: каждый этап развития зародыша начинается относительно короткой и качественно новой перестройкой, сопровождающейся высокой скоростью пролиферации и дифференцировки клеток. В каждый из этих периодов эмбрион чувствителен к повреждающим воздействиям: радиации, лекарственным средствам, наркотикам, алкоголю, голоданию, гипоксии, токсическим веществам, вирусам. Воздействия этих факторов в критические периоды развития вызывают различные аномалии и пороки развития, иногда несовместимые с жизнью.

Выделяют 9 критических периодов развития:

· Развитие половых клеток;

· Период оплодотворения;

· Период имплантации (7-8 сутки);

· Закладка осевых зачатков органов и формирование плаценты (3-8 недели);

· Стадия усиленного роста головного мозга (15-20 недели);

· Формирование основных функциональных систем и полового аппарата (20-24 недели);

· Собственно процесс рождения;

· Период новорожденности (до 1 года);

· Период полового созревания.

К наиболее частым факторам, нарушающим нормальный эмбриогенез, принадлежит:

1. Перезревание женской половой клетки, нарушение обмена веществ у матери, гипоксия, содержание в крови матери токсических веществ (например, лекарственных веществ, никотина, алкоголя и др.), инфекция, особенно вирусная.

2. Для развития теплокровных животных и человека большое значение имеет температура тела. Длительное прогревание организма матери приводит к аномалиям развития плода.

3. Рентгеновское облучение опасно в связи с возможными мутациями, так как клетки эмбриональных зачатков особенно чувствительны к радиации.

Гибель эмбрионов в различные периоды онтогенеза неравномерна. Если считать, что на 1000 беременностей погибает 300 плодов, то величина внутриутробной смертности представляется следующими показателями: в 1-й месяц погибает 112 эмбрионов, во 2-ой – 72, в 3-й – 43, а затем показатели снижаются до единичных.

Патологические процессы, протекающие в организме матери в течение первых 7 суток после оплодотворения, могут привести к эктопической (внематочной) беременности. 98-99% случаев зародыш прикрепляется в маточной трубе. Яичниковая, шеечная и абдоминальная формы беременности встречаются редко. Летальность при эктопической беременности составляет около 7% всех смертей беременных женщин. Наличие эктопической беременности в анамнезе является частой причиной вторичного бесплодия. Действие разнохарактерных патологических факторов в раннем эмбриогенезе человека может вызвать предлежание плаценты. При продолжающемся влиянии неблагоприятных факторов в патологическое развитие вовлекаются многие органы зародыша, в первую очередь – ЦНС, сердце и др. Только с 63-го дня беременности опасность развития аномалий эмбриогенеза начинает уменьшаться.


Следующим после оплодотворения наиболее чувствительным периодом к действию тератогенов является период с 3-й по 8-ю неделю. Высокие дозы алкоголя в период гаструляции приводят к недоразвитию переднего мозга плода. Если к 27 суткам не замыкается задний нейропор возникает спинномозговая грыжа, порой с неблагоприятным исходом. При несмыкании переднего нейропора исход всегда летален. Нужно знать, что именно в раннем эмбриогенезе человека закладывается большая часть аномалий и уродств.

В соответствии с периодизацией эмбрионального развития различают пороки, обусловленные гаметопатиями, аномалии развития бластулы (бластулопатии), эмбриопатии – нарушения органогенеза, пороки развития плаценты.

Гаметопатии - нарушения физиологического развития мужских и женских половых клеток. Это изменения генетического аппарата клеток (мутации генов), нарушения численности хромосом, изменения структуры хромосом – хромосомные аберрации. Примером пороков, связанных с мутациями генов, являются энзимопатии, или болезни обмена веществ. Так, при фенилкетонурии нарушается развитие клеток центральной нервной системы, почек и других органов. Дети с таким пороком умственно отсталы, страдают патологией почек.

Примером пороков, обусловленных хромосомными аберрациями гамет, является синдром Дауна (трисомия по 21 паре аутосом). У таких детей имеются нарушения органогенеза сердца, кишечника. Для синдрома Клайнфельтера (когда в геноме зародыша имеются три половые хромосомы – XXY) характерны нарушения развития половых желез.

Бластулопатии – уродства, возникающие в результате нарушения процесса дробления зародыша. Это выражается в развитии двух или нескольких аномальных близнецов из одной зиготы. Близнецы рождаются сросшимися, сращения бывают в области груди – торакопаги, головы – краниопаги, таза – ишиопаги.

Эмбриопатии (врожденные пороки развития) - нарушения развития органов и систем плода, такие как дисплазии и стигмы дисэмбриогенеза – малые аномалии развития (например, искривление мизинца, короткие ногтевые фаланги, обезьянья борозда ладони и др.).

Существуют различные классификации врождённых пороков человека. Согласно одной из них, различают:

1. Аномалии развития двоен, троен (например сиамские близнецы).

2. Аномалии развития нервной трубки и осевого скелета (анэнцефалия, цефалоцеле).

3. Аномалии головного конца тела (заячья губа, волчья пасть, нёбные и другие расщелины).

4. Аномалии заднего конца тела – отсутствие одной или обеих нижних конечностей, сращение конечностей (сиреномиелия).

5. Крупные дефекты вентральной стенки тела (экстрофия мочевого пузыря).

6. Аномалии, ограниченные отдельными органами или их частями

Среди них различают: аплазии – отсутствие части тела, органа или участка органа; гипоплазии – недоразвитие органа; гиперплазия, гипертрофия – избыточные размеры органа; гетеротопия, эктопия – развития органа в топографически не свойственных норме местах.

7. Генерализованные аномалии развития скелета.

8. Патологические отклонения в развитии рудиментов и предковых признаков, топографические смещения развивающихся органов, эмбриональные опухоли, тератомы. Примером может служить псевдогермафродитизм, когда у лиц генетически мужского пола внутренние и наружные половые органы феминизированы. Гипоспадия – продольная щель вдоль всей нижней поверхности полового члена – относится к слабой степени мужского гермафродитизма. Гамартомы – опухолевидные аномалии развития – представляют собой ненормальную смесь местных тканей с тканями, не характерными для данной области тела (гемангиома – сплетение кровеносных сосудов). Тератомы – от обычных опухолей отличаются тем, что построены из различных тканей и органов, например нервной ткани, желез, волос, зубов и др.

Рассматривая пороки развития плаценты, следует отметить, что внезародышевые органы более устойчивы к действию неблагоприятных факторов среды, чем сам зародыш. Наиболее известным патологическим состоянием плаценты является пузырный занос, при котором ворсинки хориона сильно разрастаются в тканях слизистой оболочки матки, приобретая злокачественные свойства. К аномалиям развития плаценты относятся также формирование ее в нижних отделах матки, изменения размеров и массы плаценты. Эти аномалии могут приводить к преждевременной отслойке плаценты, возникновению маточных кровотечений, осложнениям при родах.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №7»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №7»)

Проект

По дисциплине «Биология»

«Тератогенное воздействие инфекций в эмбриогенезе»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Работу выполнила

Аникина Ксения Сергеевна

1курс, группа З-12С

Руководитель

Пономарева Татьяна Вячеславовна


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Эмбриогенез……………………………………………..4

1.1 Постэмбриональное развитие…………………………………..

1.2 Критические периоды развития эмбриогенеза человека……..

ГЛАВА 2 Тератогенез

2.1 Примеры инфекционных заболеваний

2.2 Влияние краснухи на эмбриогенез

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

По статистике 15-20% от общего числа беременностей составляют самопроизвольные аборты, 3-5% новорожденных имеют пороки развития и у 15% детей пороки удается выявить лишь в возрасте 5-10 лет.

Заболевания, перенесенные матерью, сильно отражаются на дальнейшем развитии плода. Вследствие, чаще всего развиваются патологии, которые не всегда удается устранить хирургическим и операционным вмешательством. Ужасные последствия могут быть при инфекционных и не инфекционных факторах, которые в конечном итоге пагубно влияют на развитие.

Большое влияние на развитие зародыша так же оказывает среда, в которой формируется будущий организм. Разнообразные химические вещества (никотин, алкоголь, ядохимикаты и др.), а также физические факторы (ионизирующие излучения, температура, свет и др.) могут нарушать нормальный ход эмбриогенеза и приводить к формированию различных уродств или гибели зародыша.

Не редко беременные женщины сталкиваются в быту и повседневной жизни с инфекциями и факторами, которые влияют на плод. Огородиться от них или тем более избавиться от всех сразу в наше время практически не реально. Единственная возможность огородиться от возможных инфекций – это тщательно следить, как за своим здоровьем, так и здоровьем будущего ребенка.

Даже самые банальные лекарства при головной или любой другой боли, могут очень негативно отразиться на плоде, если заранее не ознакомиться с противопоказаниями, указанными на аннотации к данному препарату.

В данной проектной работе главной задачей стоит рассмотреть влияние инфекционных тератогенных заболеваний на развитие плода и их последствия.

Какие болезни опасны во время беременности? Какие последствия бывают после болезней?


Глава 1

Эмбриогенез

Эмбриогенез – это физический процесс, в ходе которого происходит образование и развитие эмбриона; начальная стадия онтогенеза живых существ.

Эмбриология (древнегреч. эмбриональное (внутриутробное)) развитие человека длится 266 – 288 дней. В течение этого времени из одной исходной клетки образуется более 200 миллионов клеток, а размеры эмбриона увеличиваются от микроскопического до полуметрового. По сравнению с эмбрионом плод имеет более узнаваемые внешние признаки и более полный набор развивающихся органов. Весь процесс эмбриогенеза включает скоординированные пространственные и временные изменения экспрессии генов, роста клеток и клеточной дифференцировки.

Эмбриональный период, или эмбриогенез, начинается с момента оплодотворения и включает процессы дробления, гаструляции, гисто – и органогенеза. Заканчивается эмбриональный период рождением или выходом образовавшегося организма из яйцевых или зародышевых оболочек.

Основные стадии эмбриогенеза:

1. Оплодотворение – процесс соединения двух гамет, в результате которого образуется оплодотворенное яйцо, или зигота, - начальная стадия развития нового организма.

2. Дробление – процесс частых последовательных митотических делений зиготы, в результате которых образуется первая стадия многоклеточного зародыша – бластула (греч. Blastos – росток, зародыш). В процессе деления объем зародыша не изменяется, а размеры составляющих его клеток с каждым делением становятся все мельче.

3. Гаструляция – процесс образования двух- или трехслойного зародыша, основу которого составляют перемещения эмбриональных клеток. Образующийся в процессе гаструляции слои клеток называют гаструлой (греч. Gaster – желудок)

4. Гистогенез, органогенез, системогенез – в ходе дифференцировки зародышевых листков образуются зачатки тканей, формирующие органы и системы организма человека.

В начальном периоде имеется зигота – 1 клетка зародыша, в ней определяются отдельные участки цитоплазмы, происходит синтез ДНК, белков. Постепенно происходит нарушение соотношения ядра и цитоплазмы, в результате происходит дробление.

Дробление выполняет функции:

1. Образуется достаточное количество клеток, необходимых для формирования тканей и органов

2. Определяется план зародыша – спинно – брюшная ось

3. Нормализуются ядерно – цитоплазматические отношения

Созревание яйцеклетки и ее оплодотворение происходит в маточных трубках. Яйцеклетка человека не может самостоятельно передвигаться. Она имеет диаметр до 130 мкм, окружена прозрачной блестящей оболочкой и слоем фолликулярных клеток. В яйцеклетке большое количество РНК, хорошо развита эндоплазматическая сеть.

Оплодотворение у человека внутреннее, моноспермное. Оно происходит в ампулярной части маточной трубы. Яйцеклетка окружается многочисленными спермиями, которые биением своих жгутиков заставляют вращаться яйцеклетку. Происходит капацитация – активация спермиев под влиянием слизистого секрета железистых клеток яйцевода и акросомальная реакция выделение гиалуронидазы и трипсина из акросомы спермия. Они расщепляют блестящую оболочку и контакты между фолликулярными клетками, и спермий проникает в яйцеклетку. Сближаются ядра – пронуклеусы яйцеклетки и спермия, образуется синкарион. Далее пронуклеусы сливаются, и формируется зигота – новый одноклеточный организм, в который объединены материнская и отцовская наследственность. Пол ребенка определяется комбинацией половых хромосом в зиготе и зависит от половых хромосом отца. Аномальный кариотип приводит к патологии развития.

В результате многочисленных теоретических и клинических исследований было установлено, что изменения состояния матери во время беременности сильно влияют на развития плода. По сравнению с эмбрионом плод имеет более узнаваемые внешние признаки и более полный набор развивающихся органов. Весь процесс эмбриогенеза включает скоординированные пространственные и временные изменения экспрессии генов, роста клеток и клеточной дифференцировки.

Согласно мнению большинства ученых, система мать – плод является совокупностью двух самостоятельных организмов, объединенных общей целью обеспечения правильного физиологического развития плода. Основным звеном, связывающим плод с матерью, является плацента. Плацента – это орган, имеющий как материнское, так и плодовое происхождение, но не имеет значения самостоятельной системы. И мать, и плод на определенной стадии развития могут существовать независимо от плаценты, однако плацента не может существовать вне системы мать – плод.

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональный период начинается с момента выхода организма из яйцевых оболочек, а при внутриутробном развитии зародыша – с момента рождения.

Постэмбриональный период, в зависимости от способности к размножению, подразделяют на дорепродуктивный (ювенильный), репродуктивный (состояние зрелости) и пострепродуктивный периоды.

Ювенильный период охватывает время существования человека от рождения до наступления половой зрелости. В этот период продолжаются рост и развитие организма в условиях прямого воздействия окружающей среды.

Репродуктивный период характеризуется функционированием организма как устойчивой системы, способной поддерживать постоянство своего внутреннего состава в изменяющихся условиях внешней среды. Полного развития достигают вторичные половые признаки: различия в размерах и пропорциях тела и т.п. В репродуктивном периоде осуществляется важнейшая функция организма – размножение.

Пострепродуктивный период наступает после окончания репродуктивного периода и завершается старением и смертью организма. Старение неизбежно приводит к прекращению жизнедеятельности организма – его смерти.

Развитие человеческого эмбриона делится на три периода:

1. Начальный - 1-я неделя развития;

2. Зародышевый – 2 – 11-я неделя развития;

3. Плодный (фетальный (от лат. Fetus – плод)) – с 12-й недели развития до рождения ребенка.

Плодный период развития человека начинается с 12-й недели и характеризуется значительными изменениями в органах и системах плода, а так же в его внезародышевых органах и в организме матери.

В эмбриональном периоде происходит гаструляция, бластуляция, нейруляция. В плодный период создается плод под защитой плодных оболочек.

Критические периоды развития эмбриогенеза

Изучение эмбрионального развития человека привело к формированию представления о критических периодах развития. Этим термином обозначаются периоды, когда зародыш наиболее чувствителен к повреждающему воздействию разнообразных факторов. Критические, потому что в эти периоды возникновение какой – либо патологии очень высока.

Бластогенез. Первый критический период.

На первых двух неделях, в периоде бластогенеза, патологические факторы влияют на плод или приводя к гибели, или дальнейшему развитию зародыша.

Морфологические нарушения, возникающие на этом сроке, называются бластопатиями. Поврежденный или сформированный плод подвергается элиминации путем спонтанного аборта.

Эмбриональный, второй критический период.

Во втором критическом периоде, который продолжается до 70 дня после момента зачатия, происходит формирование внутренних органов зародыша. В это время возникновение неблагоприятных факторов вызывает возникновение пороков.

Фетальный, третий критический период.

Третий критический период наступает с 12 недели после момента зачатия, вплоть до рождения ребенка. В данный период происходит образование внутренних органов, тканей, а так же быстрый рост плода. Пороки, образованные в данном периоде, возникают лишь в тех органах, формирование которых еще не завершено, например ткани головного мозга, зубов, языка, гениталий.

У новорожденных и детей раннего возраста полость рта имеет небольшие размеры. Она располагается относительно ближе к глазнице.

Нарушение эмбриогенеза ротовой полости приводит к возникновению следующих пороков развития:

1. Расщелины верхней губы. Расщелины могут быть срединные и боковые: односторонние, двусторонние.

2. Расщелины твердого нёба. Расщелины могут быть несквозные и сквозные, т.е. проникающие в преддверии рта.

3. Расщелины лица. Расщелины могут быть поперечные (макростомия) – дефект распространяется от угла рта на область щеки, срединные – дефект распространяется вертикально по срединной линии или нижней губы, косые (колобома) – дефект идет через верхнюю губу, щеку к глазу.

4. Атрезия рта

5. Дермоидные кисты рта

На первом месте среди специальных аппаратов в полости рта стоят зубы. Зубы расположены в ячейках альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти.

Пороки развития зубов встречаются редко. К ним относится неправильное расположение зубов в челюсти:

1. Зубы находятся на твердом нёбе

2. Нахождение зубов на губной поверхности десны

Язык принимает участие в акте жевания, артикуляции речи и является органом вкуса. У новорожденных он относительно короткий и широкий.

Пороки развития языка крайне редки. К ним относятся:

1. Увеличение или недоразвитие части языка

2. Отсутствие языка

3. Частично или полностью незаращенный эмбриональный щитовидно – язычной проток. Проявляется в виде срединной кисты, или свища шеи.

Наиболее уязвимым плод считается в первом и втором периоде, когда он только начинает развиваться в утробе матери.

Английский врач Стоккард / Stоскard , на основе своих экспериментов на животных, предложил различать критические периоды в развитии животных и человека.

«Индивидуальное развитие, по воззрениям Стоккарда , представляет собой ряд последовательных этапов, различающихся скоростями развития органов или их систем.

Наибольшая скорость развития наблюдается в критические, узловые, периоды эмбриогенеза, такие, как имплантация, образование плаценты или нервной системы, формирование конечностей и др.

На ранних стадиях эмбриогенеза критические периоды относятся к развитию всего организма, позднее они выявляются в развитии отдельных органов - тех, которые в данный момент претерпевают наиболее активные формообразовательные процессы. Внешние факторы, к которым организм (или отдельный орган) весьма чувствителен в определённые периоды, могут существенным образом влиять на его развитие, Причём различные факторы, действующие в одном и том же периоде, могут вызывать сходные отклонения. И, наоборот, один и тот же фактор, действующий на различных этапах, вызывает различные изменения.

Иначе говоря, тип аномалии в значительной степени зависит от стадии развития, во время которой на организм оказал действие тератогенный агент (то есть, приводящий к нарушениям развития – Прим. И.Л. Викентьева).

Стоккард также высказал предположение, что начальным этапом патогенного эффекта любого тератогена является задержка развития соответствующего эмбрионального зачатка. Очень важной для последующего развития экспериментальной тератологии стала его мысль о том, что любая аномалия зародыша может быть получена искусственно при действии химических веществ на эмбрион: разработка этой идеи позволила моделировать уродства человека в экспериментах на животных. Теория Стоккарда в последующие годы, конечно, дополнялась и уточнялась, но основные её положения сохранили свою значимость и поныне. Однако следует отметить, что не все исследователи признают объяснение критических периодов в том виде, как их сформулировал автор теории. […]

Согласно современным представлениям, внешние факторы-тератогены, действующие в периоды раннего эмбрионального развития, приводят либо к гибели зародыша, либо к аномалиям его строения.

Антенатальная (то есть до рождения) гибель у человека, вызванная нарушениями внутриутробной жизни, достигает 70 процентов. То есть из каждых десяти зачатий семь заканчиваются смертью зародыша. К счастью (если здесь вообще уместно это слово), большинство зародышей гибнет в первые дни своего существования; в качестве основной причины этого называют патологию первых делений дробления зиготы и нарушения имплантации.

Аномалии развития, уродства, возникают главным образом в период органогенеза, то есть тогда, когда согласно теории критических периодов, закладки органов наиболее активно развиваются: когда они возникают из группы малоспециализированных клеток, устанавливаются их форма, соотношения частей. Органогенез, как уже говорилось, заканчивается в основных чертах примерно к началу третьего месяца беременности; это обстоятельство позволило одну из статей, посвящённых тератологии (дисциплина, изучающая пороки развития у растений, животных и человека – Прим. И.Л. Викентьева) и опубликованную в научном журнале, назвать «Эмбриогенез: два хороших месяца для хорошей жизни».

Формулировка, может быть, излишне категоричная и односторонняя, но, безусловно, первые два месяца являются важнейшими в развитии эмбриона человека. Здесь нельзя не отметить и то, что первые две - две с половиной недели развития, которые играют, пожалуй, главную роль в судьбе зародыша, обычно ещё не воспринимаются женщиной как беременность, поэтому в этот период для неё особенно велика опасность подвергнуться нежелательному воздействию - безвредному для взрослого и поэтому не принимаемому всерьёз, но пагубному для зародыша.

Односторонность представлений о «двух хороших месяцах» заключается в том, что и последующие месяцы чрезвычайно важны для нормального развития плода. Не подлежит сомнению, что тератогенные воздействия в плодном периоде приводят к различным функциональным отклонениям, в том числе к нарушениям психики и поведенческих реакций, к нарушениям обмена веществ и другим отклонениям, не носящим выраженный анатомический характер. Об этом не следует забывать. В последние годы даже появилась новая ветвь науки об уродствах - тератология поведения.

Более того, крайне важным является и период, предшествующий «двум хорошим месяцам»: от того, в каких условиях созревают половые клетки, будет зависеть очень многое. Формирующиеся гаметы легко подвергаются патологическим воздействиям. Более подробно мы это рассмотрим в связи с действием одного из самых опасных тератогенов - алкоголя».

Балахонов А.В., Ошибки развития, Л., «Издательство Ленинградского университета», 1990 г., с. 21-23.

Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, осуществ­ляется на основе наследственной программы, получаемой через вступившие в оплодотворение половые клетки родителей. В ходе реализации наследственной информации в процессе онтогенеза у организма формируются видовые и индивидуальные морфологические, физиологические и биохимические свойства, иными словами - фенотип. Ведущая роль в формировании фенотипа принадлежит наслед­ственной информации, заключенной в генотипе организма. При этом простые признаки развиваются как результат определенного типа взаимодействия соответствующих аллельных генов.

Наряду с этим результат реализации наследственной программы, заключенной в генотипе особи, в значительной мере зависит от условий, в которых осуществляется этот процесс. Факторы внешней по отношению к генотипу среды могут способствовать или препят­ствовать фенотипическому проявлению генетической информации, усиливать или ослаблять степень такого проявления

Совокупность внутриорганизменных факторов, влияющих на реализацию наследственной про­граммы, обозначают как среду 1-го порядка. Особенно большое влияние на функцию генотипа факторы этой среды оказывают в период активных формообразовательных процессов, прежде всего в эмбриогенезе. С другой стороны, выделяют понятие окружающей среды, или среды 2-го порядка, как совокупности внешних по отношению к организму факторов.

Критические периоды: зигота, имплантация, роды.

Периоды наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов получили название критических, а повреждающие факторы - те­ратогенных.

Причиной нарушения развития зачатка является большая чувствительность его в данный момент к действию патогенного фактора, чем у других органов.

П.Г. Светлов установил два критических периода в развитии плацентарных млекопитающих. Первый из них совпадает с процес­сом имплантации зародыша, второй - с формированием плаценты. Имплантация приходится на первую фазу гаструляции, у человека - на конец 1-й -начало 2-й недели. Второй критический период продолжается с 3-й по 6-ю неделю. По другим источникам, он включает в себя также 7-ю и 8-ю недели. В это время идут процессы нейруляции и начальные этапы органогенеза.

Действие тератогенных факторов во время эмбрионального (с 3 до 8 нед) периода может привести к врожденным уродствам. Чем раньше возникает повреждение, тем грубее бывают пороки.

Факторы, оказывающее поврежденное воздействие, не всегда представляют собой чужеродные для организма вещества или действия. Это могут быть и закономерные действия среды, обеспе­чивающие обычное нормальное развитие но в других концентрациях с другой силой, в другое время (кислород, питание, температуру, соседние клетки, гормоны, индукторы, давление, растяжение, электрический ток и проникающее излучение).

Загрузка...
Top