Тракторные права: какую категорию выбрать? Категории тракторных прав: расшифровка Водительское удостоверение на управление трактором.

В тракторных правах множество категорий, но ни одна из них не позволяет управлять сразу всеми видами самоходной техники. Выдачей удостоверений занимает Гостехнадзор, который также регистрирует ТС специального назначения. Тракторные права категории нужно знать тем, кто собирается строить карьеру в строительное или ремонтной сфере, ведь именно там используются катки, экскаваторы , погрузчики. Получить документ невозможно без пакета бумаг: медсправки, квитанции, сертификата из школы о завершении курсов.

Предыдущий образец прав машиниста имел лишь несколько категорий. Сейчас появились все возможные - это A, B, C, D, E и F, а также 4 подкатегории . Открыв одну из них, можно управлять определенными видами техники с разной мощностью мотора. Категория А дает право водить мотовездеходы и автовездеходы, но ездить на них по автомагистралям нельзя. Тракторная категория А, подкатегории и их расшифровка видов тракторов:

  • А1 - это внедорожные мототранспортные средства, например, снегоход, квадроцикл, снегоболотоход;
  • А2 - внедорожные автотранспортные средства, обладающие массой не более 3500 кг и количеством сидячих мест до 9 (вездеходы);
  • А3 - внедорожники с массой от 3500 кг специального назначения (самосвалы для карьеров);
  • А4 - внедорожный автотранспорт, используемый для перевозки пассажиров, сидячих мест от 9, к примеру, вахтовые автобусы.

Надо отметить, что одно открытая подкатегория не позволяет управлять машинами, которые относятся к другой. У остальных категорий нет подвидов. Если машинист будет работать на коммунально-уборочной технике или мини-экскаваторе, то ему необходимо открывать В. К следующей (С) относят колесные самоходные машины, обладающие двигателем с мощностью от 27,5 до 110,3 киловатт. Чем можно управлять с правами тракториста машиниста категории С ? В одители могут работать на обычных тракторах или погрузчик ах .

Категория D - более мощные виды спецтехники , с двигателем от 110,3 киловатт: сильные тракторы, краны пневмоколесные. К категории Е относят самоходную технику на гусеничном ходу (двигатель от 27,5 киловатт): бульдозер или экскаватор. F - сельскохозяйственные ТС: комбайны, зерноуборочные машины.

Квалификационные разряды

В правах есть графа «Особые отметки» где указывается разряд машиниста. Расположена сразу под обозначением категорий в удостоверение тракториста машиниста нового образца . Разряд отражает квалификацию специалиста и наличие у него дополнительных навыков. Как расшифровать разряды:

  • 2 разряд - допустимо управлять тракторами, на которых установлен двигатель мощностью не более 35 л.с.;
  • 3 разряд - это спецмашины с мощностью двигателя от 30 до 60 л.с.;
  • 4 разряд - самоходные машины с двигателем мощностью не более 100 л.с.;
  • 5 разряд - тракторы, обладающие мощностью двигателя от 100 до 200 л.с.;
  • 6 разряд - позволяет работать на транспортных средствах с двигателем мощностью до 380 л.с.;
  • 7 разряд - это тракторы, имеющие двигатель мощностью не более 500 л.с.;
  • 8 разряд - спецмашины с двигателем мощностью свыше 500 л.с.

Удостоверение нового образца

Удостоверение на трактор представляет собой ламинированный документ , содержащий информацию о водителе. На главной стороне указаны персональные данные (ФИО, дата рождения, где человек проживает), кем выдан и до какого времени действует документ. Обязательно присутствует код удостоверение и фотография машиниста. Обратная сторона отведена для категорий и отметок. Заверен документ подписью инспектора Гостехнадзора и печатью.

Как проверить на подлинность

Проверить права тракториста на подлинность с недавних пор можно онлайн. Достаточно на сайте отправить запрос, введя данные документа (код удостоверения, когда выдано и ФИО владельца). Если он получен законным путем, то высветится в базе. Однако услуга работает не во всех регионах, поэтому лучше проверять подлинность в Гостехнадзоре.

Некоторые признаки помогут выявить подделку сразу. Фальшивка может отличаться по цвету (иметь яркий синий или бордовый оттенок), шрифту, видом печати. Если данные напечатаны неровно, смазаны или вовсе написаны от руки, фото наклеено неровно, текст плохо читается, скорее всего, это поддельные права.

Как получить права на трактор

Выдаче удостоверений занимается Гостехнадзор, куда и нужно обратиться, предоставив необходимые документы. Самостоятельная подготовка недопустима, поэтому инспекция требует сертификат, подтверждающий окончание курсов. Есть возрастные ограничение:

  • А1 открыта с 16 лет;
  • А2 и А3 - с 19 лет;
  • А4 - после 22 лет;
  • В, С, E и F - в 17 лет;
  • D – после совершеннолетия.

Получить категорию А удастся только тем, у кого уже есть водительское удостоверение с любой открытой категорией. Еще одно условие - водитель не должен попадать в аварии минимум на протяжении одного года.

Список документов

Для выдачи прав Гостехнадзор требует пакет документов. Подготовить нужно не только сертификат о завершении учебы, но и следующие бумаги:

паспорт гражданина РФ и его копия;

заявление (заполняется в органе или онлайн);

индивидуальная карточка водителя, в которой отмечено успешное прохождение экзаменационных испытаний (выдается вместе с дипломом);

2 фото размером 3 на 4 см, можно цветные или черно-белые;

квитанция об оплате госпошлины.

Какая медицинская справка нужна

Медицинская справка необходима для того, чтобы подтвердить отсутствие заболеваний у будущего машиниста, которые помогут помешать управлению. Она должна быть формы 003-В/у, подходящая для всех видов прав. Единственное - в справке сделают отметки о нужных категориях.

Пройти следует терапевта, офтальмолога, психиатра, нарколога, невролога и отоларинголога, каких-либо лабораторных исследований не требуется. Документ заверяется печатью главного врача и заносится в электронную базу, что подтверждает подлинность медсправки. Если она была выдана незаконно, то удостоверение тракториста признается недействительно.

Теоретический экзамен

Теория в учебном учреждении и Гостехнадзоре сдается по билетам, их количеств зависит от категории. Как правило, билетов 45 по 8-10 вопросов с одним правильным вариантом ответа. Ответить верно нужно минимум на 80%, чтобы получить допуск к практической части экзамена . Все чаще тестирование проводят на компьютерах с помощью специальных программ, где исключена возможность списать. Результат аттестации остается действительным в течение трех месяцев.

Практический экзамен

Практика делится на 2 этапа - выполнение упражнений на полигоне и работа на реальном маршруте. На аттестации обязательно присутствует инспектор Гостехнадзора, фиксирующий результаты в протоколе. У экзаменуемого есть 3 попытки на сдачу практической части. Если ни одна из них не была успешной, кандидат отправляется на повторное обучение.

Сколько стоит получение и замена прав

Обучение в разных городах стоит по-разном: от 10 до 25 тысяч, ведь все зависит от того, какие категории будут открыты. За выдачу или замену удостоверения нужно заплатить государственную пошлину в размере 500 рублей. Если оплачивать через портал госуслуг, будет скидка 30%. Временные права обойдутся в 800 рублей.

Какой техникой Вы пользуетесь?

Выберете до 3 ответов

Сельхоз и спецтехника

Общий балл

Общий балл

Квадроцикл

Общий балл

Снегоход

Синхронизируя собственное законодательство с мировым правом, в России несколько лет назад было введено большое количество категорий в водительское удостоверение. Основные изменения заключались во введении дополнительных подкатегорий, дифференцирующих транспортные средства по-иному.

Появились новые понятия некоторых транспортных средств, которые теперь соответствуют реальности. Также произошли изменения, которые касаются того, как получить права категории тракториста.

Трактора, которые используют в различных сферах промышленности, по ПДД относятся к разновидностям самоходных машин. Новая редакция правил попыталась расширить и уточнить это понятие. Теперь к ним относятся безрельсовый транспорт, оснащенный либо топливным мотором с объемом, превышающим 50 см 3 , либо электромотором от 4 кВт с небольшими исключениями типа военной техники.

В обновленном тексте указывают всю технику, которой можно управлять с тракторными правами. Под такое описание кроме классического трактора попадают различные типы погрузчиков, экскаваторы, снегоходы и подобная спецтехника .

Кто имеет право управлять такими аппаратами

Для того чтобы быть допущенным к управлению такими машинами, необходимо иметь документальное разрешение. Есть два типа документов:

  • действующее на постоянной основе удостоверение тракториста-машиниста;
  • временное удостоверение.

В более ранней редакции присутствовало еще и временное разрешение, но с 28 ноября 2015 года такой пункт был изъят из ПДД. Теперь временное разрешение не выдают, но при этом не забирают права. Их владелец обязан после положительного решения о лишении прав судом сдать в органы гостехнадзора. При этом есть четкое указание, согласно которому запрещается без одного из таких документов управлять трактором, экскаватором либо иной схожей техникой.

Новые подкатегории

Существует шесть категорий и четыре подкатегории, которые разграничивают тракторные категории прав. В категории «А» автотранспорт либо не предназначен для движения по автодорогам, либо конструктивно органичен 50 км/ч. В ней есть еще подкатегории. В пунктах «B», «C», «D», «E» основная разница в мощности до 25,7 кВт в «B» и до более 110,3 кВт в «D». Для сельхозтехники определена категория «F».

В разделе, указывающем особые отметки, при выдаче удостоверения могут обозначать информацию разрешительного или ограничительного характера. Также там допускается вписывание информационных отметок, касающихся, например, вождения в очках, группы крови, каких-либо ограничений по категориям, общем стаже вождения.

Обучение и сдача экзаменов на права тракториста

С ноября 2015 года самостоятельное обучение на все эти категории прав машиниста-тракториста является недопустимым. Водители этих транспортных средств должны пройти обучение и подтвердить знания в Гостехнадзоре.

Обучение ведется согласно утвержденным программам профессионального образования или дополнительного профессионального образования. Ни самостоятельного обучения, ни самостоятельной подготовки для сдачи в ГИБДД по закону нет.

Обычное водительское удостоверение можно в России получить в любом регионе, это же касается и обмена. Для тракторных прав есть ограничения. Их выдают лишь по месту регистрации владельца, а также допускается выдача по месту прохождения учебы. Последнее нововведение вступило в силу с ноября 2015 года.

Если права были изъяты, то их можно получить только после сдачи обязательного теоретического экзамена.

К нему допускают лишь после того, как прошло не менее половины срока лишения удостоверения. Когда изъятие осуществлялось на основании вождения в нетрезвом виде, то перед обучением требуется предоставлять медсправку в Гостехнадзор. Иначе к сдаче экзаменов не допустят.

Оставить заявку Заказать в 1 клик

Оставить заявку

Заказать в 1 клик

На основании Правил допуска к управлению самоходным транспортом и инструкции к выдаче удостоверения тракториста машиниста (Приказ Министерства с/х и продовольствия РФ №796), человек допускается к вождению самоходных машин только при наличии соответствующего допуска.

Водительское удостоверение тракториста машиниста требуется не только водителям тракторов, комбайнов, экскаваторов, но и тем, кто садится за руль снегоходов или квадроциклов. Каждый транспорт предусматривает квалификацию в своей категории.

Удостоверение тракториста машиниста: категории

Категория Транспорт Характеристики транспорта
A1 Мототранспорт (снегоходы, мотосани, квадроциклы) Скорость до 50 км/ч
A2 Вездеходы с шинами низкого давления (УАЗ Трэкол и пр.) Масса менее 3,5 тонн, сидячих мест меньше 8
A3 Автовнедорожники непассажирские на пневмашинах (сгнегоболотоход Кержак и др.) Масса от 3,5 тонн
A4 Автовнедорожники пассажирские (аэродромные автобусы и др.) Свыше 8 пассажирских мест
B Агрегаты на колесном и гусеничном ходу (минитракторы, миниэкскаваторы) Мощность менее 25,7 кВт
C Колесный автотранспорт (погрузчики, тракторы) Мощность от 25,7 до 110,3 кВт
D Колесная техника (пневмокраны) Мощность более 110,4 кВт
E Машины на гусеничном ходу (бульдозеры, экскаватор) Мощность от 27,5 кВт
F Самоходная сельскохозяйственная автотехника (комбайны и пр.)

Как должно выглядеть неподдельное удостоверение тракториста машиниста нового образца

Если у проверяющих органов, руководителя предприятия или самого специалиста по вождению спецтехники возникли сомнения в подлинности документа, нужно направить запрос в региональное подразделение Гостехнадзора. Не стоит полагаться на ресурсы, в том числе в интернете, обещающие произвести подобную проверку. Таких официальных сервисов не существует. Хотите проверить на подлинность водительское удостоверение тракториста машиниста - посылайте запрос самостоятельно, непосредственно в Гостехнадзор. В подлинном документе должна содержаться информация:

  • Дата и место рождения.
  • Место жительства.
  • Срок действия удостоверения.
  • Цветное фото 3 х 4.
  • Отметка «разрешено» в категории.
  • Подпись владельца прав.
  • Город регионального отделения Гостехнадзора.
  • Подпись главного государственного инженера-инспектора Гостехнадзора.
  • Дата выдачи документа.

Образец удостоверения тракториста машиниста нового образца

Начнем с органа, занимающимся приемом экзамена и выдачей удостоверения. Подавляющее из нас большинство знает (даже те, кто не имеет на сегодняшний день водительского удостоверения), что ГИБДД (или ГАИ) отвечает за:

— безопасность дорожного движения;

— снятие и постановку на учет автотранспортных средств;

— замена и выдача водительского удостоверения;

— прием экзаменов на право управления транспортным средством;

ГИБДД входит в структуру Министерства внутренних дел РФ (МВД). Но есть менее знакомое для многих Министерство сельского хозяйства, в структуру которого входит Управление Гостехнадзора, вот оно то и занимается приемом экзаменов и выдачей удостоверения тракториста – машиниста. Более подробно об этом органе смотрите на сайте http://www.chelagro.ru/about/structure/structure.php/1912/

Теперь поймем, что обозначают категории и как выглядят удостоверения:
Образец стандартного водительского удостоверения, размером с обычную пластиковую банковскую карту, куда вписываются все категории, на которые вы сдали экзамен – А, А.1, В, В.1 и т.д.

А вот, незнакомое каждому 20 человеку, удостоверение тракториста – машиниста. Теперь про категории:

«А.1» — внедорожные мототранспортные средства.

К ним относятся квадроциклы (не путать с квадрИциклами) и снегоходы, другими словами экстремальная техника, все чаще используемая любителями активного отдыха.

«А.II» — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.

Может быть, встречали в жизни, на картинках, по телевизору, не важно, внедорожники с колесами нестандартно больших размеров, иначе «шины низкого давления»?! Вероятнее всего ДА. Так вот, эти машины тоже имеют свою собственную категорию. Используют эту технику как любители активного отдыха, выезжая в непроходимые места нашей необъятной Родины для охоты и рыбалки, так и организации, занимающиеся (чаще всего) добычей полезных ископаемых — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограмм (за исключением относящихся к категории «А IV»).

Более известны из категории этих машин знаменитые БелАзы, большегрузные самосвалы, работающие на горных разработках, карьерах. Так же в эту категорию попадают некоторые машины, используемые для заправки самолетов на аэродромах и аэропортах (топливозаправщики).

«А.IV» — внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест.

Здесь вариантов техники, попадающих под данную категорию не так много. Чаще всего это машины, предназначенные для перевозки людей к местам, удаленных от цивилизации и не имеющих дорог, по которым могут передвигаться обычные транспортные средства. Другими словами – это внедорожные «автобусы».

«В» — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт / 35 л.с.

Наконец добрались до самых популярных категорий в удостоверении тракториста – машиниста. Если категории, с которыми мы уже познакомились, встречаются достаточно редко, то с техникой категорий В, С, D, Е, F сталкиваемся гораздо чаще.

Категория В – это гусеничные и колесные (как видно из формулировки) минитрактора, используемые, как правило, для собственного хозяйства. Почему «мини», потому что мощность двигателя слишком мала, для того чтобы устанавливать его на крупные агрегаты – это трактора Т-25, электропогрузчики мощностью двигателя свыше 4 кВт, миниэкскаваторы т.п.

«С» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт / 35 л.с-150 л.с

Самая, что ни на есть, распространенная техника, орудующая на территории любого населенного пункта, будь то мегаполис или небольшой поселок. Всем известные трактора МТЗ-80, 82 (Беларус), Т-40, минипогрузчик МКСМ-800, экскаваторы-погрузчики Terex, JSB, Volvo, Komatsu и др., автогрейдер типа ДЗ-122 – все эти и многие другие машины имеют колесный ход и мощность двигателя не выше 150 л.с. (110,3 кВт), т.е. подходят под категорию «С».

«D» — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт / 150 л.с.

Силовые агрегаты (двигатели) мощностью свыше 150 л.с. (свыше 110,3 кВт) устанавливаются, как правило, на массивную тяжелую технику для работы с большими партиями сыпучих материалов, грунта, очистки и строительства дорог. Фронтальные, телескопические погрузчики, автогрейдеры, дорожные катки, экскаваторы, тракторы.

Получить эту категорию можно при условии уже открытых «С» или «Е» соответствующей профессии в удостоверении тракториста – машиниста, т.к. она является повышением квалификации (разряда). На тракторы типа К-700, Т-150, относящихся к категории D, можно обучиться не имея удостоверения.

«Е» — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт / 35 л.с.

Вся самоходная техника, которая передвигается на гусеницах, относится к категории Е. Это бульдозеры, экскаваторы, тракторы, бурильно-крановые самоходные машины, асфальтоукладчики, самоходные краны и другая техника на гусеничном ходу.

«F» — самоходные сельскохозяйственные машины.

КОМБАЙНЫ. На эти машины обучают специализированные учебные заведения.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Загрузка...
Top