Структура деятельности в психологии. Основные понятия структуры деятельности в психологии

Человеческая деятельность имеет социальный характер. Она не только обеспечивает приспособление человека к условиям жизни, но и активизирует ее в соответствии со своими потребностями, возникших и развившихся исторически. Деятельность человека происходит сознательно и целенаправленно. Личность как субъект деятельности взаимодействует с средой, ставит перед собой определенную цель, мотивирует ее, подбирает средства для ее осуществления и т. В процессе деятельности личность обнаруживает физическую и умственную активность, планирует и реализует свои замыслы, достигая поставленной цели.

Деятельность породила человека, выделив ее из природной среды. Человеческая психика, ее сознательный уровень развивается и проявляется в деятельности. Из-за деятельности человек является частью исторически сложившейся культуры, цивилизационного процесса. Социальная среда, его потребности, интересы в нем обусловливают социальную направленность деятельности.

Деятельность человека - это сознательная активность, которая проявляется в системе целесообразных действий, направленных на достижение поставленной цели. Собственно сознательный характер человеческой деятельности проявляется в ее планировании, предусмотренные результатов, регуляции действий, стремлении к ее совершенствованию, подборе лучших и эффективных средств, использования достижений науки и тому подобное.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это внутренняя и внешняя активность человека, которая направлена на личностные изменения, трансформация предметов и явлений в зависимости от потребностей человека, а также создание новых.

Психологическая структура деятельности

Деятельность является целенаправленным процессом взаимодействия человека с окружающим миром. В ней человек реализует свое отношение к миру, людей, предметов, явлений и к самой себе. В деятельности как бы "сливается" человеческая индивидуальность, ее сущность и объективный мир. Действенность механизма такого взаимодействия раскрывается в выявлении функционального ^ назначение каждого структурного элемента деятельности, которые в своей совокупности характеризуют деятельность как систему.

Традиционно выделяют два уровня психологической структуры деятельности: микроструктуру (рис.171) и макроструктуру. Микроструктура деятельности: мотив - цель - способ, средство - результат. "Зачем делать?", "Почему делать?", "Чем и как делать?", "Что удалось сделать?" - Вот психологическая микроструктура деятельности.

В макроструктуре ДЕЯТЕЛЬНОСТИ можно выделить 4 основных блока:

Побудительные-ценностный (мотивы, цели);

Прогнозно-проективный (прогнозирование, выбор, планирование);

Исполнительно-реализующий (способы, средства, результат);

Оценочно-сравнительный (анализ, выявление несогласованности в результатах и процессе их достижения).

Системообразующим фактором деятельности является мотив. При этом, как правило, деятельность полимотивирована, то есть ее побуждает многие мотивы, их иерархия. Ведущие мотивы в основном определяют направленность деятельности. Однако в определенных ситуациях на нее могут влиять мотивы, не имевшие первоначально побудительной силы.

Деятельность является совокупностью действий, каждое из которых имеет свою цель. Итак, цель является системообразующим фактором воздействия.

Действие является единицей анализа деятельности, так как содержит все ее признаки, а следовательно, содержит акт сознания - постановку и удержание цели, направленность поведения.

Деятельность является системным качеством совокупности действий. Анализ деятельности происходит через анализ ее действий.

Действуя, человек чувствует обратное воздействие со стороны предмета деятельности, ситуации, полученных результатов. Они имеют формирующий характер, развивая саму личность.

Эффективное использование современных сложных орудий труда требует овладения хорошими знаниями, навыками и умениями, согласования своих действий с действиями других людей, подчинение общем строя, преодоление значительного эмоционального напряжения, в том числе и негативных эмоций. Все эти свойства развиваются в процессе деятельности. А в то же время формируются такие сложные, социально значимые свойства, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, понимание общественных потребностей и интересов.

Цель - это то, чего хочет достичь человек, для чего она работает, преодолевая трудности и препятствия, чего хочет достичь в своей деятельности. Следовательно, без цели не может быть сознательной деятельности.

Деле человеческой деятельности порождаются общественной жизнью, условиями, в которых он живет, и зависят от ролей, которые выполняет человек, общественных поручений, от ее развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкие и отдаленные. Отдаленная цель реализуется в ряде близких, частных целей, которые шаг за шагом ведут к реализации отдаленной цели, которую выдвигают на дальнюю перспективу.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая побуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с ее органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, то есть направленность личности на определенные объекты с целью узнать их, овладеть ими.

Побуждениями к деятельности являются различные материальные потребности (в пище, одежде, жилье) и социокультурные (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близка (осуществить желаемое ближайшее время), удаленная (осуществление желаемого планируют на длительное время) и далека (осуществить желаемое за десятки лет). Различают мотивы также по уровню осознания. Бывают ярко и четко осознаваемые мотивы: обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и т. Но часто действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предвзятое отношение к определенным фактам жизни, людей и т. Однако независимо от степени осознания мотива деятельности он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются общественными условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности людей существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы побуждают каждого человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, при которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения и тому подобное.

Характеристика действий, операций, целей, управления и контроля деятельности.

Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации.

Иерархия видов деятельности: игра, учеба, труд. Роль деятельности в формировании и развитии личности. Единство деятельности и сознания (С.Л. Рубинштейн).

Определение трудовой деятельности. Функции труда. Психологические признаки труда. Классификация видов труда. Профессия и ее основные характеристики. Основные классификации видов профессий (Е.А. Климов, Сьюпер, Холланд и др.). Трудовой пост, специальность, квалификация, должность. Профессиограмма и психограмма. Мотивация профессиональной деятельности. Виды и структура мотивов труда.Основные признаки удовлетворенности трудом.

Деятельность – есть специфическаячеловеческая активность, регулируемая сознанием, порожденная потребностями и направленная на создание и преобразование внешнего мира, а также человека. Деятельность неразрывно связана с познанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных процессов и волевых процессов. Итак,деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Активност ь – это особенность всех живых организмов, начиная от простейших и заканчивая человеком.

Деятельность – это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, он выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям как личность. Испытывая, в свою очередь, их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем истинные, объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди – как личности.

Цель, на которую направлена деятельность, является, как правило, более или менее отдаленной. Поэтому достижение ее складывается из последовательного решения человеком ряда частных задач, встающих перед ним по мере движения к этой цели.

Каждый такой относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называется действием.Трудовые действия представляют собой пример предметных действий. Так называют действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. С точки зрения качества движения характеризуют точностью, меткостью, ловкостью, координированностью. Кроме предметных движений в деятельности человека существуют коммуникационные движения (мимика и пантомимика, смысловые жесты, речевые движения) и умственные действия.

Само выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Роль сенсорного контроля (контроля с помощью органов чувств) движений (зрение, слух, мышечное чувство). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Каналом этой связи служат органы чувств, а источниками информации – определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играют роль ориентиров действия. Такую форму обратной связи П. К. Анохин назвал обратной афферентацией.Все эти ориентиры определяют движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия.

Операция – это частные акты илиспособы осуществления деятельности. Действия состоят из операций. Деятельность состоит из мотивов, действия, цели.

Мотив – это непосредственноепобуждение к деятельности. Различают органические (исходящие из естественных потребностей), функциональные, материальные, социальные и духовные.

Цель – это идеальноепредставление конечного результата,который определяет характер и способы деятельности человека. Достижение далеких целей предполагает планирование, прогнозирование деятельности и выделяет промежуточные цели, достижение которых приведет к реализации конечной цели.

Внутренняя деятельность , ее компоненты: потребности – мотив – цель - задача.

Внешняя деятельность , ее компоненты: действие (операция, движение).

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона – движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир – определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленное преобразование, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемым.

Интериоризация – этопроцесс перехода внешних действий во внутренний план (ребенок учится считать).Процесс интериоризации объясняется как процесс, в котором внутренний план впервые формируется. Ж. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способностьоперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения. Человек свободно «в уме» перемещается в прошлое и будущее, во времени и в пространстве. Действие человека освобождается от той рабской зависимости от данной ситуации извне, которая определяет все поведение животного. Достоверно доказано, что важныморудием этого перехода служит слово, а средством перехода - речевое действие.

Экстериоризация – этоперенос внутренних действий во внешние, т. е. воплощение их деятельности при каком то материальном продукте.

Т. о., в ходе психического развития на протяжении всей жизни человека совершенствуются оба эти процесса, что ведет к развитию и формированию каждого отдельного индивида.

Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания . Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания.

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т. е. приобретает характер совместной деятельности.Ее результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Поэтому в деятельности всегда находит свое выражение не только отношение человека к вещам, но и его отношение к другим людям. Иными словами, в деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребенка только постепенно, в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

Иерархия деятельности личности : Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них являетсяигра . Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. У малышей, в отличие от животных, игровыедействия совершаются ради самой «деятельности»и оторваны от их реальных биологических целей. В этом заключается коренная специфическая особенность игрового поведения. Его целью является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в активности, а источником – подражание и опыт. Само отношение к игрушке как к изображению «настоящей вещи»

Возникает у ребенка только в связи с включением в игровую деятельность слова. Чем дальше идет этот процесс, тем больше слова освобождаются от непосредственной связи с вещами. К середине третьего года возникают ролевые игры взамен предметным действиям.В такой игре ребенок воспроизводит наблюдаемые им общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей. По существу здесь развивается далее процесс практического овладения значениями слов и окружающих явлений. И Этот процесс уже вовлекает в свой круг социальные значения функций и отношения человека, как они воплощаются в наблюдаемом ребенком поведении.

На следующем этапе – игр по правилам – эти черты поведения получают свое дальнейшее развитие. Цель самой деятельности перемещается на результат (выиграть). Здесь, по существу уже начинается выход из игры. Оставаясь по общественным признакам игрой (деятельность все еще не приносит полезного продукта), по психологической структуре деятельность приближается к труду (целью является не сама деятельность, а результат) и учению (целью является освоение игры).

Таким образом, игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и явлений, закрепленными языковой практикой, и в оперировании этими значениями. Игра развивает сознавание выполняемых действий именно как операций («понарошку»), учит выполнению таких операций на основе саморегулирования (правила), наконец, расширяет самосознание от восприятия себя как субъекта предметных действий к восприятию себя как носителя социальной роли – субъекта человеческих отношений.

Учение. Научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью которого у ребенка формируются человеческие формы поведения и отражения реальности. Наступает время, когда в жизнь ребенка входит определенный вид деятельности. Это деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такаяспецифическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение, называется учением. Оно включает в себя:

    Усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса – знания);

    Освоение приемов и операций, из которых складываются все эти эти виды деятельности (продукт этого процесса – навыки);

    Овладение способамииспользования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса – умения).

Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных(или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность – ведущая, главная д. человека. Трудовая деятельность людей является по своей природеобщественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.Производство любого продукта в обществе является одновременно и производством определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продуктов.

С. Л. Рубинштейн считал, что в деятельности проявляются психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Также он занимался проблемами совместной деятельности. Он указывал, что любая деятельность это всегда д. субъектов, т.е. совместная. В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности выделяют 4 ключевых момента:

    инд. деят. Является составным элементом целостной совместной деятельности;

    в абсолютно изолированном виде инд. д. не существует;

    совместная д. не является простой суммой составляющих ее инд. д.;

    компонентный состав инд. д. включенной в совместную д. сохраняется, но изменяется по содержанию.

Т. о., само практическое общественное трудовое бытие людей порождает для них новые значения вещей и новое отношение к ним. Коллективная деятельность заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях – речи. Она учит направлять свои действия идеальными целями и определять их общественным опытом. Но такое отношение к реальности и составляет, как мы видели, основу сознания. Оно превращает человека в субъекта деятельности по отношению к вещам и личность – по отношению к людям.

Труд – это целесообразная деятельность человека, являющаяся одним из видов сознательной активности человека, направленная на преобразование окружающего мира для удовлетворения определенных потребностей человека, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. В трудовой деятельности чел. Реализует потребность в общении, познании себя, потребность в развитии и самореализации. Исходя из этоготрудовая деятельность – это процесс реализации человеческих ресурсов, которые м. б. психическими, физическими, профессиональными, кот. м.б. разными и меняться в зависимости от возраста, профессиональной подготовки и состояния здоровья.

Функции труда:

    преобразующая;

    познавательная;

    коммуникативная;

    функция создания и потребления различных ценностей.

Психологические признаки труда. То, что влияет на любую человеческую деятельность.

    образ объекта труда (эмоциональный, чувственный, репрезентативный);

    образ субъекта труда (актуальный образ «Я», обобщенный образ «Я» - представление себя во времени, членом общества, принадлежность к своей профессии);

    образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, направленность личности и ее мировоззрение).

Основные классификации видов труда.

    По характеру рабочей нагрузки на человека и по его затраченным усилиям выделяют умственный и физический труд

Умственный труд:

    Управляющий;

    Творческий (стандартный и нестандартный творческий);

    Эвристический;

    Операторский.

Умственный и физический труд делят на однообразный и разнообразный.

    По условиям, в которых осуществляется труд выделяют следующие виды труда:

    Труд в комфортных, благоприятных условиях;

    Труд в необычных условиях, при воздействии неблагоприятных факторов;

    Экстремальные виды труда.

    По форме организации труда:

    Регламентированный труд, где идет четкий распорядок деятельности;

    Нерегламентированный труд (бухгалтер);

    Смешанный труд (медсестра).

    По участию людей в деятельности:

    Коллективный;

    Индивидуальный.

Классификация профессий по Дж. Холланду. Он выделил 6 типов людей:

    реалистический: рабочие, автоводители;

    интеллектуальный: ученые;

    социальный: учитель, врач;

    Стандартный: клерки;

    Предприимчивый: бизнесмен, продавец;

    артистический: художники, актеры.

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

    "человек - живая природа",

    "человек - техника",

    "человек - человек",

    "человек - знаковая система",

    "человек - художественный образ".

Классификация профессий Д. Сьюпера (от лат. classis – разряд + facere – делать и profiteor – объявляю своим делом) - систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию доминирующей психологической функции. Предполагает три переменные для описания конкретной профессии: сфера (сельское хозяйство, горное дело, конструирование, фабричное дело, торговля, финансы, транспорт, офисная работа, управление), профессиональная деятельность (вне дома, социальные профессии, продажа, управление, математические науки, биологические науки, культура, искусство) и образовательный уровень.

Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).

Трудовой пост - ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная в обществе область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо данного для общества: материальная вещь, информация, полезно-обслуживающие действия. Трудовой пост – одна из форм существования профессии. Составляющие трудового поста:

    заданные цели, представления о результате труда;

    заданный предмет (исходный материал, вещь, ситуация);

    система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различны):

    система профессиональных, служебных обязанностей;

    система прав;

    Производительная среда, предметные и социальные условия труда.

Профессиограмма и психограмма.

В целом понятие «профессиография» (описание профессии)включает процессизучения, психологическую характеристику и проектирование профессий. При пофессографии всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими кокого-либо трудового процесса:субъект труда, предмет, задачи, орудия и условия труда.

Одним из основополагающих принципов П. стал принцип дифференцированного подхода к профессиональной деятельности. Сущность этого принципа подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач (например, для профконсультирования и профотбора). Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмму, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма – характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Психограмма – это психологический портрет профессии представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Схема профессиограммы, отражающая следующие основные направления профессиографического исследования:

    общее знакомство с производственным процессом, более детальное его изучение и описание;

    описание конкретных рабочих мест, психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

    психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;

    пооперационный анализ трудовой деятельности;

    фотография рабочего дня, хронометраж;

    изучение индивидуального стиля деятельности;

    анализ ошибочных действий;

    оценка санитарно-гигиенических условий труда;

    динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

Четыре типа профессиографии по Е.М. Ивановой:

    информационное п. – предназначено для профконсультационной работы с людьми стоящими перед необходимостью выбора профессии. При составлении п. следует учесть, что главное их назначение – первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровня образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

    диагностическое п. проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип п является поисковым, главное – установление причин, обуславливающих наличие названных фактов.

    прогностическое п. применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирование профессионального роста и карьеры работников.

    методическое п. позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования в профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования.

В основу образовательно-ориентированного п. положена идея о субъективности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков/

Современный словарь по психологии определяет мотивацию как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность».

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов 4 . В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Мотивы Профессиональной Деятельности - это внутренние побуждения, определяющие направленность активностичеловекав профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание,процесс,результати др.) или нафакторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок,льготыи др.).

Деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами, так как человек включен в систему разнообразных отношений с предметным миром, с обществом, окружающими людьми, самим собой. Соотношение различных мотивов, обусловливающих поведение людей, образует его мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному формированию. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна . Ведущее место в структуре мотивов человека занимает мотивационное ядро.Мотивационное ядро – это группа основных мотивов, определяющих поведение работника

Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, потем благам, которые потребуются человеку для удовлетворения своих потребностей, потой цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим уних является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Практическая сущность понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественна. В первом случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив). Во втором об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем ихему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

Виды мотивов труда.

Мотивы труда делятся на духовные и биологические. Биологические мотивы понятны. Мы упоминали их, говоря о потребностях.

К духовным можно отнести:

    Коллективизм (потребность быть в коллективе). Характерен для японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и у нас в России.

    Личная аффирмация или самоутверждение характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста.

    Мотив самостоятельности. Присущ работникам, готовым жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело.

    Мотив надежности (стабильности) противоположный предыдущему.

    Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг.

    Мотив справедливости проходит через всю историю цивилизации. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации.

    Мотив состязательности. Генетически присущ каждому человеку. Основа организации соревнования на предприятии.

Тип мотивации- это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.

Можно выделить три типа мотивации работников:

    работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;

    работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности;

    работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников.

    "Инструментально" мотивированный работник ориентирован на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям.

    Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей.

    «Патриот». Основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности. (Социалистический тип).

    "Хозяйская мотивация" основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически неограниченны.

    Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Они не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.

Проблема удовлетворенности труда.

К. Замфир предлагает систему, позволяющую оценивать удовлетворенность труда в соответствии с его содержанием.Система включает следующие основные показатели, каждый из которых можно оценить по 5-балльной шкале:

1.Общие условия: транспорт до предприятия; удобный график работы; социальные льготы (столовая, ясли и др.); возможности заработка; возможности продвижения по работе.

2.Физические условия труда: безопасность труда; эстетика места работы; шум, температура, вибрация и т.п.

4.Отношения между людьми в труде: отношения с коллективом; отношения с непосредственными руководителями.

5.Организационные рамки труда: уровень организации на предприятии; состояние общественного мнения; социально-психологический климат.

М. Аргайл выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом:

1. Заработная плата.

2. Отношения с сотрудниками.

3. Отношения с руководством.

5. Другие факторы удовлетворенности:

М. Аргайл выделяет также основные проявления неудовлетворенностью работой: уход, выражение протеста, лояльность; пренебрежение.

5. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, их качеств и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга человека.

С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности, вкус, звук и т. д.) и состояния внутренних органов, и их состояние (мышечное напряжение, боль).

Анализатор – это единая функциональная система, которая включает рецептор, проводящие пути и мозговой центр.

Физиологические механизмы ощущений:

    анализатор и его составные части;

    условно-рефлекторная деятельность анализаторов;

    условно-рефлекторное действие анализаторов;

    системная работа мозга;

Виды ощущений:

    экстерорецептивные ощущения: температурные, обонятельные, зрительные, вкусовые, слуховые, тактильные.

    интерорецептивные: боль, равновесие, ускорение.

    проприорецептивные: мышечнодвигательные ощущения.

Экстерорецептивные ощущения – отражают свойства и явления предметов внешней среды. Например, с помощью зрительных ощущений человек способен различать до!80 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними.

Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. Например, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, как бы являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущение равновесия обеспечивает вертикальное положение человеческого тела (вестибулярный анализатор). Ощущения ускорения – отражают развивающиеся передвижения человека центробежные и центростремительные силы.

Проприорецептивные ощущения отражают движения нашего тела.

Ощущения вибраций – это чувствительность колебания, вызываемая движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

Слуховые ощущения вызываются действием на слуховые рецепторы звуковой волны. Слуховые ощущения делятся на речевые, музыкальные и шумовые. Также они разделяются по высоте звука, по их силе, по тембру.

Зрительные ощущения возникают в результате действия раздражения на световой рецептор глаза. Есть две группы зрительных ощущений: ахроматеческие и хроматические.

Ахроматические – переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета.

Хроматические ощущения отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов.

Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторы полости носа и носоглотки.

Кинестезические ощущения – это ощущения движения и положений отдельных частей тела.

Кожные ощущения (тактильные) – это ощущения прикосновения, температурные и болевые ощущения, возникающие при раздражении рецептора кожи.

Вкусовые ощущения возникают при прикосновении органов чувств с самими предметами.

Орган вкуса – это язык. Различают 4 качества вкусовых раздражителей: сладкий (кончик языка), горький(корень языка), соленый (передняя боковая часть языка), кислый (задняя боковая часть языка).

Органические ощущения . Большое количество рецепторных окончаний находятся на внутренних органах.

Ощущения обеспечивают организму адекватную ориентировку в окружающей среде.

Пять закономерностей ощущений.

    Пороги чувствительности: нижний порог ощущений – это та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать у анализатора нервное возбуждение достаточное для возникновения ощущений. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора (в темноте).

Верхний порог ощущений – это та максимальная величина раздражителя сверх которой это раздражение перестает ощущаться (молодежь слышит больше, чем старшие, зависит от деятельности и от профессии).

Разностный порог ощущений (порог различения) – это та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить или различить.

    Адаптация – это повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате длительного или непрерывного воздействия раздражителей. Позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя. Негативная адаптация либо в виде полного исчезновения ощущения при продолжительном действии раздражителя (ощущение одежды), либо притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя (ощущение боли долгое время приводит к притуплению).

    Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторской системы под влиянием деятельности другой анализаторской системы.

    Контраст ощущений – это явления, сущность которого состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные – уменьшают эту чувствительность.

    Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторской системы, вызванной началом или прекращением действия раздражителя.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов, ситуаций, явлений в целом, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторную поверхность органов чувств.

Ощущения и восприятие – звенья единого процесса чувственного познания. Восприятие включает в себя ощущения и основывается на нем. Если в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах объектов и явлений окружающего мира, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. При этом восприятия не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания. Помимо ощущения в процессе восприятия задействован предыдущий опыт человека в виде представлений и знаний, то есть в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека. Восприятие – это переходный процесс от чувственной ступени познания к логической. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты. Восприятие – это воспринимающая (перцептивная) деятельность субъекта, результатом которой является целостное представление о предмете. Целостное отражение предмета, в свою очередь требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков основных ведущих признаков, с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных.

Полное восприятие новых или незнакомых предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни существенные и тормозятся другие, несущественные признаки. Эти признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражение объекта реального мира во многом определяется тем, на сколько восприятие как процесс активно, то есть, на сколько активно идет отражение этого объекта.

Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (желание). Человек получает знания об окружаемом мире, как через ощущение, так и через восприятие. Без ощущений не возможно восприятие, в отличие от ощущений, восприятие включает особенность опыта человека в виде представлений и знаний.

Физиологоческой основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Под действием комплексов раздражителей различных анализаторов возникает нервное возбуждение двигательных, слуховых, зрительных рецепторов, которое по проводящим путям передается в нейроны детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Возбуждение передается в мозговые корковые центры, что приводит к образованию сложных систем временных нервных связей, определяющих целостность восприятия (И. П. Павлов условные рефлексы). Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из окружающей среды и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ. Процесс восприятия может быть двух видов :

    образуемый в пределах одного анализатора;

    межанализаторные, в пределах разных анализаторов, благодаря существованию ассоциаций, сопровождаемых слуховым образом слова (И. М. Сеченов).

Таким образом, физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность. Внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений, вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.

Основные свойства восприятий:

    Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений.

    Целостность восприятия – воспринимаемый предмет или его целостный образ на основе обобщения, получаемой в виде различных ощущений, информации об отдельных свойствах и качествах предметов. Даже при неполном отражении отдельных свойств, воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

    Структурность восприятия – процесс восприятия не происходит мгновенно. Он развивается во времени, следовательно, мы воспринимаем абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления.

    Константность восприятия – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

    Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов сознательно, то есть мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

    Активность (избирательность) восприятия – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть, не отражаются в нашем сознании.

Основные виды восприятия :

    По основной модальности : зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые восприятия. Обычно, восприятие – это результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия.

    По форме существования материи : восприятие пространства, времени, движения.

Таким образом, человек получает знания об окружающем мире как через ощ., так и через восприятие. Описанные свойства восприятия с рождения человеку не присущи, они постепенно складываются на жизненном опыте, частично являясь следствием работы анализаторов в синтетической деятельности мозга. В. Различается по видам, в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

Индивидуальные различия в восприятии .

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепция. Наши знания, интересы, привычки, установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействуют на нас, влияет на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди разные, следовательно, существуют индивидуальные различия в восприятии. При восприятии какого-либо предмета активируются следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и производиться по-разному различными людьми. Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъектов, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. п.) показывает, что восприятие – активный процесс, которым можно управлять.

Синтетический – Аналитический

Объяснительный – Описательный

Объективный – Субъективный.

Восприятие пространства . Основным условиям ориентировки в окружающей среде является умение воспринимать пространство. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, объемность, положение в пространстве, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспективы. В восприятии трехмерного пространства лежит взаимодействие вестибулярного аппарата и аппарата бинокулярного зрения (конвергенция и дивергенция, явление аккомодации глаз).

Восприятие времени. В основе восприятия времени лежит деятельность корковых отделов мозга, то есть ритмичная смена, возбуждение и торможение, наиболее точная оценка временных промежутков, способствуют слуховые и двигательные ощущения. В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта:

    субъективный, связан с личной оценкой происходящих событий, что в сою очередь зависит от заполненности данного временного периода событиями, а так же их эмоциональной окрашенности.

    объективно условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, то есть интервалов времени.

Если первый аспект отражают наши ощущения времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

Восприятие движения – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Восприятие движения осуществляется зрительными, слуховыми и кинестезическими анализаторами. Существуют два способа восприятия движения:

    фиксирование взора.

    прослеживающее движение глаз.

Таким образом, виды восприятия могут быть выделены в зависимости от объекта, который отражается восприятием.

В настоящее время в психологии существует два основных подхода к пониманию этого вопроса. Первый из них условно обозначается как структурно-морфологическая парадигма психологического анализа деятельности . Согласно данному подходу, основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. Второй подход обозначается как функционально-динамическая парадигма психологического анализа деятельности . Он, являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном («унитарном ») компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов - своих «единиц ». Они взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Выполненные на основе такого подхода исследования доказали, что в основе любой деятельности независимо от ее вида, типа и даже класса лежит устойчивый, постоянный набор такого рода компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием «инвариантная психологическая структура» деятельности. Правда, в различных психологических концепциях они обозначаются несколько различно. Так, Б.Ф. Ломов использует понятие «основные составляющие » деятельности; В.Д. Шадриков - понятие «блок системы деятельности »; А.В. Карпов, рассматривая процессуальный аспект этих компонентов, использует термин «интегральные процессы» регуляции деятельности.

Указанные подходы не антагонистичны, а, скорее, взаимодополняют друг друга, поскольку второй из них является, по существу, развитием и углублением первого (но в то же время и его своеобразным «отрицанием »).

Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, антиципирование (предвосхищение) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в своей статике, т.е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в их динамике, функционировании, они являются основными регулятивными процессами реализации деятельности.

Важнейшим, исходным и базовым компонентом деятельности является мотивация. Она реализует по отношению к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции; динамизирует и организует всю систему деятельности. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотиваторов деятельности могут выступать самые различные психологические образования - потребности, интересы, установки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности, личностные диспозиции и др.

Мотивация всегда представлена в деятельности не абстрактно, а конкретно, т.е. в соотнесении с целями деятельности. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее целями формируется важнейшее психологическое образование деятельности - ее личностный смысл. Существует также понятие вектора «мотив - цель», который уподобляется своеобразному «стержню», вокруг которого организуется вся система деятельности. Под целеобразованием понимается процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель является идеальной формой представления результатов деятельности. Эта идеальная форма будущего результата складывается у человека до начала осуществления деятельности и в дальнейшем оказывает определяющее влияние на все ее содержание. Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности.

Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, поскольку формулировка (или выбор) целей всегда опирается на прогноз будущих событий, антиципируемых изменений объекта и условий деятельности. С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению - антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности. Важной особенностью антиципации и прогнозирования является то, что они имеют уровневое строение. Это означает, что они могут реализовываться на качественно различных уровнях сложности, с использованием совершенно различных психических процессов и механизмов. В настоящее время описано шесть основных уровней антиципации :

  • субсенсорная,
  • сенсомоторная,
  • перцептивная,
  • представленческая,
  • речемыслительная,
  • рефлексивная.

Следующий базовый компонент - принятие решения занимает в структуре деятельности центральное положение. Основная функция принятия решения - снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода «мост» от фазы ориентировки в деятельностных ситуациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий. Процессы принятия решения оказывают наиболее сильное, определяющее влияние как на результативные параметры деятельности, так и на ее процессуальные особенности.

Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определение программы деятельности. Различают три основных вида (уровня сложности) планирования: «работа по ориентирам», «работа по образцам» и планирование с учетом предполагаемых изменений условий, в том числе и вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности. Содержание процесса планирования имеет в своей основе определенную последовательность нескольких основных этапов, составляющих временную структуру планирования :

  1. общая ориентировка в ситуации, определение основных трудностей для достижения стоящих перед субъектом целей;
  2. выработка ряда альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации;
  3. сравнительный анализ этих вариантов, «взвешивание» их преимуществ и недостатков, а также определение «цены», которую потребует реализация каждого из них;
  4. собственно выбор того или иного варианта, максимизирующего вероятность достижения целей деятельности;
  5. конкретизация и детализация этого варианта и разработка «технологии» его осуществления;
  6. реализация плана;
  7. оценка эффективности реализации; внесение в случае необходимости коррекций в него; сопоставление реально достигнутых результатов с исходными целями.

Процессы самоконтроля как еще один обязательный компонент деятельности в психологии принято классифицировать по четырем основным принципам :

  • временному,
  • модальностному,
  • структурному,
  • принципу уровня произвольности.

В соответствии с временным принципом следует различать предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (заключительный) виды самоконтроля. В соответствии с модальностным принципом (понятие модальности обозначает ту или иную разновидность ощущений) различают зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический, а также комбинированный виды самоконтроля. В соответствии со структурным принципом виды самоконтроля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологическом уровне самоконтроля (гомеостазе); о физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности; о психофизиологической регуляции состояний; о психологическом самоконтроле деятельности; о социальном самоконтроле поведения.

Процессы коррекции также весьма специфичны в деятельности. Во-первых, они завершают и как бы «замыкают» собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого ее отдельного этапа. Во-вторых, на основе процессов коррекции происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности.

Под оперативным образом, объекта деятельности понимается идеальное, специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта, складывающееся по ходу ее выполнения и подчиненное ее основным целям, задачам, условиям. Он характеризуется свойствами прагматичности, схематичности, «лаконичности», адекватности конкретным задачам деятельности, а также свойством «функциональной деформации».

Наконец, еще одним обязательным компонентом деятельности является система индивидуальных качеств субъекта, на основе которой оказывается возможным выполнение этой деятельности. Подчеркнем, что любая деятельность реализуется на основе определенной совокупности организованных между собой индивидуальных качеств. Они обозначаются понятием «профессионально-важные качества» - индивидуальные качества, необходимые для реализации деятельности на заданном нормативном уровне и положительно коррелирующие хотя бы с одним из основных результативных параметров деятельности.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Понятия сознания и деятельности - узловые категории пси­хологической науки. Систематическая разработка этого прин­ципа в советской психологии началась в 30-е годы (CЛ.Рубин­штейн, АНЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).CЛ. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Введение этого принципа ставило новые теоретические и методо­логические задачи - необходимо было преодолеть идущую от психологии со­знания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятель­ность - внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность нико­им образом не сводится только к внешнему: она имеет внеш­нюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность од­нозначно. По определению С.Л.Рубинштейна, сама деятельность явля­ется единством внешнего и внутреннего. Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятель­ность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продук­тов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становит­ся основой всех объективных методов психологии.Структура деятельности. Прежде всего различают цели и мотивы деятельности. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближайшими и все более общими и отдаленными. Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом. Действие - составная часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные, внутренние (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Деятельность — одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, и . Рассмотренные выше характеристики психики — психические процессы, свойства и являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, .

Психика и деятельность — взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность — это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

Деятельность как психологическая категория

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в и .

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

  • она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;
  • осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:
  • предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:
  • она сознательна, целенаправленна:
  • в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

  • ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;
  • функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;
  • качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

Категория деятельности в современной психологии

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

Подобным образом преобразованное восприятие объектов проявляется уже у животных, деятельность которых обусловлена свойствами объектов, которые служат для удовлетворения их биологических потребностей.

Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

1. генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности выступает совместная социальная деятельность людей, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации , обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

2. структурно-функциональный - в его основе лежит принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам», разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. В этом плане рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные. Иерархические связи между такими единицами деятельности подвижны и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются как содержание психического отражения, так и его уровень (сознательный или бессознательный), а также вид регуляции деятельности (произвольной или непроизвольной);

3. динамический , на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

Загрузка...
Top