Сергей Есенин - биография и творчество поэта. Когда день рождения Сергея Есенина? Сергей есенин Столица городов русских: начало новой жизни

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время ("Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя - родина, я - большевик!" Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем".

Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал", - заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство", - писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение "Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.


В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа - его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека - Есенина с русскими крестьянами.


Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...


“Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу

Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.


С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится “певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы”. Все у Есенина многоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. С глубоким сочувством Есенин пишет о животных - “братьях наших меньших”. В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении “Песнь о собаке” прозвучали такие слова: . “...и, когда произнес последние строки:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег -
на его глазах тоже сверкнули слезы”.


После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком”.
Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она - любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:
Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли...
Мы радугу тебе - дугой,
Полярный круг - на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.


В автобиографии Есенин пишет: “В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”. Он принял революцию с неописуемым восторгом:
Да здравствует революция
На земле и на небесах!


В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле “Москва кабацкая”. Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушьи пенья, песий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы.


Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет “страну родную в край из края”, тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.


Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация.
Незабываем есенинский “красногривый жеребенок”:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?


У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности “тоску бесконечных равнин”, но теперь, однако, его уже не радует “тележная песня колес”:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.


Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.


Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?

С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.
О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней - смысл всей его жизни:
Я люблю родину,
Я очень люблю родину!..
Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.


Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.


Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”... Любой собеседник находил в Есенинечто-то свое, привычное и любимое, - ив этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта...” - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

Сочинение

Я человек не новый, что скрывать,

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать «стальную рать»,

Скольжу и падаю другою.

«Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, писал: «Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита».

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами отобразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это отражено в поэзии Сергея Есенина. «Моя лирика, — не без гордости говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных, —

Писал поэт. Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина — это жизнь.

Дед Есенина, «яркая личность, широкая натура», по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и частушек. Сам Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам. Мать Есенина знала множество песен, которые Есенин вспоминал не раз. Есенин знал песни, как редко кто их знал, он любил их — грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки — на этом воспитывался Сергей Есенин. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров.

С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Блок написал своему другу С. Городецкому письмо с просьбой помочь молодому таланту. В своем дневнике Блок писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения». Позже стихи Сергея Есенина начали печатать столичные журналы:

Мечтатель сельский — я в столице

Стал первокласснейший поэт.

Один из рецензентов сказал о ранних стихах поэта: «Усталый, пресыщенный горожанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радостным веет от его поэзии».

Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Стихотворение «Русь» — замечательное и знаменитое произведение, это художественное кредо поэта. По настроению «Русь» чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!

Время творчества Есенина — время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном». Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирике, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости — все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.

Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек». Это последнее поэтическое произведение Есенина. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет:

Вот так страна!

Какого ж я рожна,

Орал, что я с народом дружен.

Моя поэзия здесь больше не нужна,

И сам я здесь ни капельки не нужен.

С горы идет крестьянский комсомол,

Наяривая под гармошку рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева-Кумача, но молодежь не знала Ходасевича, талантливого от Бога, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности, лучших поэтов вычеркивали из литературы. Но они живы, их стихи читают, любят, им верят. Есенин «кровью чувств» писал свои стихи. Растрачивая себя, он рано сгорел сам, его поэзия — это его судьба. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором…

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам…

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» он пишет трагические строки:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Это не минутная слабость поэта, это ясное понимание, что жизнь его подходит к концу. Недавно в нашей прессе промелькнуло сообщение о том, что Есенин не покончил жизнь самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы русского народа. Вопрос спорный, но строки «В этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей» говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью.

Мне бы хотелось закончить свое сочинение строками из его стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…». Его слова — это дань Родине, потомкам:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

В 1912 году окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу по специальности "учитель школы грамоты".

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина в 1912-1914 годах. В этот период поэт примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.

В 1913-1915 годах Есенин был вольнослушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. В Москве он сблизился с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка — объединения писателей-самоучек из народа.

Стихи Сергей Есенин писал с детства, в основном в подражание Алексею Кольцову, Ивану Никитину, Спиридону Дрожжину. К 1912 году он уже написал поэму "Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе", а также подготовил книгу стихов "Больные думы". В 1913 году поэт работал над поэмой "Тоска" и драматической поэмой "Пророк", тексты которых неизвестны.

В январе 1914 года в московском детском журнале "Мирок" под псевдонимом "Аристон" состоялась первая публикация поэта — стихотворение "Береза". В феврале в этом же журнале были напечатаны стихотворения "Воробышки" ("Поет зима — аукает…") и "Пороша", позже — "Село", "Пасхальный благовест".

Весной 1915 года Есенин приехал в Петроград (Санкт-Петербург), где познакомился с поэтами Александром Блоком, Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым, сблизился с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру, имели большой успех.

В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина "Радуница", восторженно принятый критикой, обнаружившей в нем свежую струю, юную непосредственность и природный вкус автора.

С марта 1916 года по март 1917 года Есенин проходил военную службу — первоначально в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, а затем с апреля служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. После Февральской революции самовольно оставил армию.

Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм — "Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", — проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни.

В 1919-1921 годах входил в группу имажинистов, заявлявших, что цель творчества состоит в создании образа.

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появились мотивы "развороченного бурей быта", пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской, что отразилось в сборниках "Исповедь хулигана" (1921) и "Москва кабацкая" (1924).

Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 года с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.

С 1922 по 1923 год они совершили путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, но по возвращении в Россию Айседора и Есенин почти сразу же расстались.

В 1920-е годы были созданы наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших русских поэтов — стихотворения

"Отговорила роща золотая…", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу…", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др. Тема Родины, занимавшая одно из главных мест его творчества, в этот период приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздвоился: "Русь Советская" — "Русь уходящая". В сборниках "Русь Советская" и "Страна Советская" (оба —1925) Есенин ощущал себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна". Эмоциональной доминантой лирики стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Последние два года жизни поэта прошли в разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград (Санкт-Петербург), семь раз — в Константиново.

В конце ноября 1925 года поэт попал в психоневрологическую клинику. Одним из последних произведений Есенина стала поэма "Черный человек", в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин выехал в Ленинград.

24 декабря 1925 года он остановился в гостинице "Англетер", где 27 декабря написал свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…".

В ночь на 28 декабря 1925 года, по официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Поэт был обнаружен утром 28 декабря. Его тело висело в петле на водопроводной трубе под самым потолком, на высоте почти трех метров.

Никакого серьезного расследования не проводилось, власти города от участкового милиционера.

Специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила версии о других обстоятельствах смерти поэта, помимо официальной.

Сергей Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Поэт был несколько раз женат. В 1917 году он обвенчался с Зинаидой Райх (1897-1939), секретарем-машинисткой газеты "Дело народа". От этого брака родились дочь Татьяна (1918-1992) и сын Константин (1920-1986). В 1922 году Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. В 1925 году супругой поэта стала Софья Толстая (1900-1957), внучка писателя Льва Толстого. У поэта был сын Юрий (1914-1938) от гражданского брака с Анной Изрядновой. В 1924 году у Есенина родился сын Александр от поэтессы и переводчицы Надежды Вольпин — математик и деятель диссидентского движения, который в 1972 году переехал в США.

2 октября 1965 года , к 70-летию со дня рождения поэта, в селе Константиново в доме его родителей был открыт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина — один из крупнейших музейных комплексов России.

3 октября 1995 года в Москве в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где в 1911-1918 годах был прописан Сергей Есенин, был создан Московский государственный музей С.А. Есенина.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Загрузка...
Top