Шестой крестовый поход (1228–1229). Что, если бы Шестой Крестовый поход не состоялся? 6 крестовый поход участники

Крестовые походы Нестеров Вадим

Шестой крестовый поход (1228–1229)

Шестой крестовый поход

Он проходил под руководством германского императора и сицилийского короля Фридриха II Гогенштауфена. Фридрих был одним из образованнейших государей своего времени: владел греческим, латинским, французским, итальянским, немецким и арабским языками, интересовался естественными науками и медициной. Всю жизнь он собирал книги на разных языках и оставил после себя очень большую библиотеку.

Приняв крест еще в 1215 г., Фридрих в 1227 г. вышел в море в направлении Святой земли, но был вынужден вернуться из-за начавшейся в войсках эпидемии, и тогда папа отлучил его от церкви. В 1228 г. король все же добрался до Палестины, где действовал путем не военных столкновений, а дипломатии, причем добился значительных успехов с помощью переговоров. В обмен на обещание военной помощи аль-Камилю он, по Яффскому соглашению, заключенному 11 февраля 1229 г., получил Иерусалим.

Людовик IX во главе крестоносцев. Источник: Гийом де Сен-Патю, «Житие Людовика Святого»

Соглашение учитывало взаимные интересы: мечети Омара и аль-Акса оставались у мусульман, а храм Гроба Господня возвращался христианам. Исполнив обет – вступив в Иерусалим, Фридрих отплыл на родину. Однако уже при наследниках аль-Камиля соглашение было нарушено, и в 1244 г. Иерусалим вновь попал под власть мусульман.

Попытки возвращения христианам святых мест продолжал французский король Людовик IX Святой, организовавший Седьмой (1248–1254) и Восьмой (1270) крестовый походы.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Германский Крестовый поход и Поход дворян В мае 1096 года германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, устроила вместе с крестьянами-крестоносцами массовую резню

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

«Царь пагубы» Шестой крестовый поход 1228–1229 В этом походе не случилось сколько-нибудь значительных сражений. Однако по своим итогам шестой стал одним из самых успешных европейских крестовых воинских вылазок на Восток. А интересен он более всего витиевато закрученной

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

II. Третий крестовый поход Ричард I Львиное Сердце (Из «Хроники Амбруаза») ...Французский король собрался в путь, и я могу сказать, что при отъезде он получил больше проклятий, чем благословений... А Ричард, который не забывал Бога, собрал войско... нагрузил метательные

автора Успенский Федор Иванович

7. Шестой Крестовый Поход Заключенный между Фридрихом II и египетским султаном мир на десять с лишком лет обеспечивал спокойствие на Востоке. Хотя папа признал со своей стороны акт договора, но не переставал питать надежду на возбуждение нового крестового похода и

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Мечи обнажив, рыскают франки по городу, Они никого не щадят, даже тех, кто молит пощады… Хроника Фульхерия Шартрского. Римский папа поручил всем монахам и священникам проповедовать крестовый поход для освобождения Гроба Господня в Иерусалиме. Епископы

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

16. Третий крестовый поход В 1187 г. египетский султан Саладин (12) отнял у христиан Иерусалим и положил конец существованию Иерусалимского королевства. Следствием этого был третий крестовый поход в Святую Землю, в котором участвовали германский император Фридрих

автора

2. 1-й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД Столкновения между римскими папами и императорами продолжались на протяжении десятилетий, поэтому крестоносное движение, организованное по инициативе папы, первоначально не нашло большого отклика в германских землях. Император и вельможи его

Из книги История военно-монашеских орденов Европы автора Акунов Вольфганг Викторович

8. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ИМПЕРАТОРА ФРИДРИХА II ГОГЕНШТАУФЕНА (1228–1229 гг.) Наряду с Фридрихом I Барбароссой его внучатый племянник Фридрих II (1212–1250 гг.), основатель Неаполитанского университета (1224 г.), был самым известным римско-германским императором из дома Гогенштауфенов

Из книги История Крестовых походов автора

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход Историки традиционно отсчитывают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска летом 1096 г. Впрочем, в состав этого войска входило также немалое количество простонародья, священники,

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Глава 9 Шестой крестовый поход (1227–1229 гг.)

Из книги Священная Римская империя: эпоха становления автора Бульст-Тиле Мария Луиза

Глава 43 КОНСТАНЦСКИЙ МИР И ШЕСТОЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД После падения Генриха Льва император находился на вершине своего могущества. Авторитет, которым императорская власть Штауфенов в то время пользовалась далеко за пределами Германии, ярко продемонстрировало придворное

Из книги Крестовые походы. Том 2 автора Грановский Александр Владимирович

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД А в это время на юге набирала силу Турецкая держава. Была подчинена Македония и Болгария. В 1394 году турецкий султан задумал нападение и на самую столицу Византии. Первым шагом к этому была блокада Константинополя. В течение семи лет турки блокировали

Из книги Клан Гамбино. Новое поколение мафии автора Винокур Борис

Крестовый поход До того как Рудольф Джулиани прибыл в Нью-Йорк, он много лет работал в Вашингтоне, занимая высокие должности в департаменте юстиции США. Карьера выпускника юридического факультета Нью-Йоркского университета шла успешно, продвигая его по карьерной

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Крестовый поход Императора Фридриха II Гогенштауфена (1228-1229 гг.) Наряду с Фридрихом I Барбароссой, Фридрих II (1212-1250 гг.) был самым известным римско-германским Императором из дома Гогенштауфенов, память о котором, расцвеченная многочисленными легендами, сохранилась

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XXI Шестой крестовый поход и битва при Ла-Форби Предводителем Шестого крестового похода, начавшегося в 1228 году, был Фридрих II. Это был интересный, неординарный человек: он бегло говорил на шести языках, включая арабский. Мусульмане любили и уважали его по следующим

(1217-1221) окончился неудачно для христиан. Иерусалим остался в руках мусульман, что дало повод папе римскому призвать рыцарей Западной Европы к новой военной компании в Святую Землю. Но в этот раз церкви не нужно было искать лидера среди европейских монархов и вельмож, так как таковым изначально считался император Священной Римской империи Фридрих II (1194-1250).

Император Фридрих II и египетский султан Аль-Камиль договариваются о передаче Иерусалима христианам

Он принимал активное участие в Пятом крестовом походе, отправляя крестоносцев из Германии в Палестину и Египет. Однако сам не сопровождал армию, укрепляя свои позиции в Германии и Италии. В 1220 году римский папа Гонорий III возложил на голову Фридриха императорскую корону, и тот стал полновластным властителем самого могущественного государства в Европе. После этого император поклялся понтифику, что возглавит Шестой крестовый поход (1228-1229).

Клятву подкрепила женитьба на Иоланде Иерусалимской – дочери номинального правителя Иерусалимского королевства Иоанна Бриеннского. Свадьба состоялась в 1225 году, и у Фридриха II появилась кровная заинтересованность в расширении и укреплении земель Латинского востока.

Теперь откладывать на неопределённый срок военную компанию в Святую Землю не было никого смысла, и в 1227 году император со своими крестоносцами отплыл из Италии в Акру, которая в то время считалась столицей Иерусалимского королевства. Однако там вспыхнула эпидемия чумы, и германское войско поспешно отбыло обратно в Италию.

В том же году в марте месяце умер римский папа Гонорий III. Его заменил Григорий IX (1227-1241). Этот человек относился к Фридриху II крайне отрицательно. Можно сказать, что он был врагом императора, так как тот стремился подчинить себе земли Италии, находящиеся под абсолютным контролем католической церкви. Поэтому новый понтифик искал любой повод, чтобы досадить правителю Священной Римской империи.

Он заявил, что Фридрих II нарушил свой крестовый обет, уехав из Акры. То, что там бесчинствовала чума, не могло служить оправданием по мнению папы. После такого заявления Григорий IX отлучил императора от церкви и тем самым освободил его подданных от всех клятв и обязательств перед правителем. Фридрих II пытался наладить отношения с папой, но тот оставался непреклонным, надеясь своим решением ослабить власть императора.

Римский папа Григорий IX, отлучивший Фридриха II от церкви

Надо сказать, что Фридрих II был чрезвычайно умным и прекрасно образованным человеком. Он свободно говорил на 6 языках, в том числе и на арабском. Радел о благополучии своего государства и пользовался огромным уважением у всех слоёв германского населения. Поэтому его авторитет не был сильно подорван после отлучения.

Не сумев договориться с понтификом, император в 1228 году вновь отправился в Шестой крестовый поход, но при этом он уже не пользовался поддержкой церкви. Путь германцев лежал по морю через Кипр. На этом острове лидер очередной военной экспансии в Святую Землю попытался решить свои династические притязания на престол Кипрского королевства. Это было государство крестоносцев, созданное английским королём Ричардом Львиное Сердце во время Третьего крестового похода .

В нём сидел регентом Жан I Ибелин. Германский император заявил, что его правление нелегитимно, и остров должен отойти под полный контроль Священной Римской империи. Но данная инициатива не встретила понимания у местной знати. В результате все перессорились, а главное заключалось в том, что Кипр перестал считать себя союзником германского императора.

После Кипра Фридрих II отправился в Акру, где политическая ситуация оказалась сложной и неоднозначной. Служители церкви отнеслись к прибывшему лидеру Шестого крестового похода крайне негативно. А вот рыцари разделились. Одни поддерживали императора, а другие выражали симпатию слугам божьим. Таким образом, у Фридриха в подчинении оказались только прибывшие с ним крестоносцы и рыцари тевтонского ордена. С такими силами вести действия против мусульман не представлялось никакой возможности.

Что оставалось делать императору, попавшему в немилость к папе римскому? Он ознакомился с политической ситуацией в мусульманском мире и понял, что султан Египта Аль-Камиль увяз в подавлении мятежей в Сирии и тоже не обладает достаточными военными силами, чтобы успешно противостоять крестоносцам. А отсюда следовало, что при грамотном подходе можно решить вопрос о возврате Иерусалима христианам без кровопролитных сражений.

Германский император устроил демонстративный показ якобы имеющейся у него огромной армии. Он разбил своё войско на отряды и провёл их на юг вблизи морского побережья. Для Аль-Камиля этого оказалось достаточным. Султан уверовал в мощь крестоносцев и согласился вести переговоры. Они оказались чрезвычайно плодотворными для воинов Христа. Мусульмане отдали Иерусалим христианам, а помимо этого передали им такие крепости как Вифлеем, Сидон, Назарет и Яффа.

Фридрих II с крестоносцами и мусульманами в Иерусалиме

Договор об этом и перемирие на 10 лет были заключены 18 февраля 1229 года. Уже 17 марта того же года Фридрих II торжественно въехал в Иерусалим и на следующий день провозгласил себя королём Иерусалимского королевства. Однако на коронации отсутствовал патриарх Латинского востока, а поэтому данная церемония не имела никой юридической силы. Новоиспечённого короля не утвердили ни папа, ни знатные феодалы Святой Земли. Он мог быть только регентом при своём сыне Конраде, рождённом от брака с Иоландой Иерусалимской.

В Иерусалиме германский император пробыл до середины мая 1229 года и отбыл на родину, где возникли политические проблемы местного характера. На этом Шестой крестовый поход закончился. В том же году папа отменил отлучение Фридриха II, руководствуясь интересами церкви. А в возродившемся королевстве начались распри и борьба за власть. Но самое главное свершилось: Иерусалим вернулся к христианам и находился под их полным контролем в 1229-1239 годах и в 1241-1244 годах. То же самое можно сказать и о других районах Святой Земли.

В заключении следует заметить, что крестовый поход под руководством Фридриха II показал всему миру, что важнейшие государственные вопросы можно решать путём переговоров, а не на полях сражений. Самого же императора прозвали «крестоносцем без креста», а его поход стали называть «походом без похода». Ведь воины Христа не сражались с мусульманами, но одержали полную победу над ними, чего нельзя сказать о других военных компаниях в Святую Землю .

Шестой крестовый поход (1228 - 1229 гг.) - поход в Святую землю войска крестоносцев под предводительством императора Священной Римской империи Фридриха II.
Возврат Дамьетты мусульманам в результате Пятого крестового похода был тяжелым ударом для папы Гонория III и всего мира.
Между тем громадное движение, которому дал волю папа Иннокентий III, еще не совсем затихло. Самый могущественный из всех, кто принял крест в 1215 году, император Фридрих II еще не исполнил своего обета. Все ждали, что он в скором времени двинется на Восток, и что поэтому в мирном договоре между Алькамилом и крестоносцами принято было условие, что мир может быть нарушен только каким-либо коронованным западным королем, который прибудет на Восток.
Молодой Фридрих II Штауфен принял крест в июле 1215 года по своему собственному желанию. Он был тогда побужден к этому, вероятно, религиозными и политическими соображениями. Незадолго перед тем он присоединил к своему сицилийскому государству немецкую королевскую корону с правом на римскую империю, и с этим он унаследовал все честолюбивые планы своего рода. Его душа была полна «благодарности за Божию милость» и его властительская гордость стремилась идти по пути Фридриха I и Генриха VI как в Европе, так и в Азии.

Поэтому он принес крестоносный обет частью из благочестия, частью, несомненно, из честолюбия, и, если религиозное настроение недолго держалось в его сердце, зато его стремление к распространению императорского могущества на государства Востока оставалось всегда одинаково сильно. 6
В 1220 г. его сын Генрих был избран немецким королем, а сам он был коронован императором.
Папа и кардиналы, которые со времени могущественного Иннокентия более чем когда-либо считали себя настоящими властителями мира, увидели, что такой соперник угрожает им и теснит их, и поэтому с радостью пользовались каждым случаем, чтобы приготовить могущественному государю какое-нибудь унижение.

Потеря Дамьетты прежде всего была виной кардинала Пелагия, следовательно как бы виной самой церкви. Церковь же старалась сделать ответственным за это поражение императора Фридриха II, так как он замедлил вовремя начать поход, и это утверждение, которое, как оно ни было неосновательно, нелегко было опровергнуть...
Теперь же, ради отмщения мусульманам и успеха следующего крестового похода , папа Гонорий даже был готов обратиться за помощью к императору Фридриху II, с которым у него были непростые отношения.
После смерти первой жены Фридрих II в 1225 г. женился на Изабелле, наследнице иерусалимского престола, тем самым выдвинув свои притязания на иерусалимскую корону. Фридрих обязался перед папой в течение двух лет платить жалованье двум тысячам рыцарей и снарядить корабли для переброски в Святую землю еще двух тысяч крестоносцев .
Кроме того, император обещал приготовить 150 кораблей для перевозки крестоносцев в Святую Землю и выдать королю иерусалимскому, патриарху и магистру немецкого ордена 100 тысяч унций золота на войну с неверными...
В марте 1227 г. умирает папа Гонорий, его приемником стал Григорий IX, который уже раньше был по большей части, душою папской политики.
Это был старик за 80 лет, но, несмотря на преклонный возраст, он был исполнен пламенной энергии, кроме того, был родственником Иннокентия III и подобно ему старался всеми силами об утверждении христианской теократии.
В правление этого церковного государя должна была, при первом поводе, быстро разгореться давно грозившая открытая война между папством и императорской властью. 6
В августе 1227 г. в Бриндизи собралось большое войско рыцарей креста для похода на Иерусалим, но разразилась повальная эпидемия малярии.
Крестоносцы стали умирать тысячами, многие от страха возвращались назад.
Однако в начале сентября император отправил в Сирию сильный флот с частью крестоносного войска в 40 тысяч человек под предводительством герцога Генриха Лимбурского и через несколько дней сам последовал за отрядом. Но болезнь не пощадила и самого Фридриха, и его спутника ландграфа Людвига Тюрингенского. Вследствие этого Фридрих должен был вновь высадиться на берег при Отранто и по совету врачей отложил поход до выздоровления. Тогда папа Григорий IX - обвинил императора в вероломстве и отлучил его от церкви.
В окружном послании, извещая весь христианский мир об отлучении императора, папа изложил свой взгляд на вину Фридриха. Этот документ пропитан такой страстностью, что в нем императору приписаны такие поступки, которых никто не мог поставить ему в вину.

В нем говорилось, что Фридрих умышленно довел крестоносцев до голода и заразы под Бриндизи, чтобы не допустить крестового похода , что сама болезнь его – притворство, что он изменник веры Христовой.
Фридрих отнесся к вызову папы с достоинством и сознанием своей правоты. Не прибегая к резкости, он опроверг все обвинения папы и заявил, что поход будет исполнен в следующем году. 4
С этого момента между папой Григорием IX и императором Фридрихом II началась открытая война. Противники стоили друг друга: оба непомерно властолюбивые, неукротимые во мщении, всегда готовые взяться за оружие, равно опасные в словесных спорах и на поле брани. Война обещала быть долгой, жестокой и повергла в отчаяние весь христианский мир...
Григорий торжественно проклял Фридриха в соборе Святого Петра; Фридрих перетянул на свою сторону римское дворянство, которое изгнало папу из Вечного города. Григорий освободил всех подданных от присяги императору; Фридрих изгнал из Неаполитанского королевства тамплиеров и госпитальеров, грабил храмы и отправил войско для опустошения владений папы.
Сарацины, утвердившиеся в Сицилии, призванные под знамена христианского государя, сражались против главы христианской церкви – вся Европа, потрясенная подобным зрелищем, забыла о Крестовом походе ... 7
Лишь на следующий год император смог последовать за своим войском, но теперь уже это вызвало возражения папы, поскольку руководство походом ускользало из его рук. Всему миру он заявил, что государь, отлученный от Церкви, не может возглавлять , ибо он является не более как атаманом шайки разбойников. Фридрих не счел нужным препираться с посланцами папы и отбыл со своим небольшим войском на двадцати галерах, оставив своему наместнику в Сицилии право воевать или мириться с папой.
Положение дел на Востоке было таково, что Фридриху нельзя было ожидать помощи от местных христиан, которым мстительный Григорий IX переслал акт отлучения Фридриха от церкви вместе с запрещением повиноваться его приказаниям, поэтому, вступив на землю Палестины, Фридрих II сразу начал переговоры с султаном Мелик-Камелем.
Он отправил к султану посольство с подарками и предлагал ему сдать христианам Иерусалим без войны. Султан ответил со своей стороны посольством и уверениями в дружбе, хотя уклонился от разрешения вопроса об Иерусалиме. Блестящая образованность Фридриха, его интерес к научным достижениям арабов и знание арабского языка льстили мусульманам.
Начались переговоры, проходившие в сложной обстановке: мусульмане подозревали своего султана, христиане – своего императора. Вскоре взаимные подозрения усилились настолько, что Мелик-Камель скорее бы обрел пощаду у христиан, чем у мусульман. Обнаружилось и прямое предательство: однажды, когда император отправился купаться в водах Иордана, тамплиеры уведомили об этом Мелик-Камеля, посоветовав, как лучше захватить неосторожного монарха; султан Каирский переслал письмо это Фридриху...
С большим трудом победив упорство патриарха Иерусалимского и магистров рыцарских орденов, которые ссылались на акт отлучения Фридриха от церкви, Фридрих стал издавать приказы «во имя Бога и христианства» и тем побудил присоединиться к нему колеблющихся.
Первая цель Фридриха была укрепить Яффу и сделать в ней укрепленный лагерь для действий против Иерусалима. Занимаясь приготовлениями к походу в Иерусалим, Фридрих продолжал обмениваться посольствами с султаном и достиг того, что в феврале 1229 г. был заключено десятилетнее перемирие, на время которого мусульмане уступали христианам город Иерусалим с правом владеть им как своей собственностью, за исключением той части, где находится мечеть Омара; в эту последнюю остается свободный доступ для мусульман.
Кроме Иерусалима султан уступал христианам Вифлеем, Назарет, Торон и весь путь от Иерусалима к Яффе и Акре. Взамен Фридрих давал обещание защищать султана от всех его врагов, хотя бы то были и христиане, и не допускать, чтобы князья Антиохии, Триполи и других сирийских городов нападали на султана. 4
Единомышленники папы Григория IX, патриарх иерусалимский Герольд, иоанниты и тамплиеры с крайним раздражением отнеслись к этому акту. Ведь император вел с мусульманами переговоры, вместо того, чтобы с ними драться; он не только дружелюбно принял послов Мелик-Камеля, но, искусно пользуясь своими богатыми познаниями, вольнодумно диспутировал с ними о метафизических проблемах и дерзко высказал в смелых, шутливых и насмешливых речах свой религиозный индифферентизм.
Кроме того, хотя мир возвращал христианству священные места, но большая часть Иерусалимского государства все-таки оставалась в руках язычников, а оборонительный союз с Мелик-Камелем обязывал императора давать подкрепление против своих собственных единоверцев.
В храме Гроба Господня 18 марта 1229 г. Фридрих, отлученный от церкви, сам возложил на себя иерусалимскую корону.
Но Фридрих не мог долго оставаться в Иерусалиме, который оглашался проклятиями в его адрес, и вернулся в Птолемаиду (Палестина), где, впрочем, также нашел непокорных подданных, поскольку патриарх и духовенство наложили на город интердикт на все время пребывания в нем императора; уже не раздавалось ни звона колоколов, ни церковного песнопения, печальное безмолвие царило повсюду.
По необходимости Фридрих вступил в мирные переговоры с жителями Птолемаиды, но они не дали положительных результатов и лишь ожесточили императора: он повелел запереть городские ворота, запретил подвоз хлеба, изгнал тамплиеров и выпорол нескольких непокорных монахов-доминиканцев. Естественно, что и в Птолемаиде Фридрих чувствовал себя неуютно...
В связи с получением из Италии известия, что папа освободил итальянцев от присяги императору и ввел войска в Сицилийское королевство, он вынужден был оставить Палестину и 1 мая отплыл из Аккона назад, в Южную Италию.
Высадившись в Бриндизи, он скоро возвратил к повиновению отложившиеся от него города и затем нанес несколько поражений папским отрядам. Несмотря на новые отлучения и на призыв бороться против врага веры и церкви, папа не получил подкреплений, и голос его не возбуждал ревности в Европе. Ему пришлось подчиниться...
23 июня 1230 г. был заключен мир в Сан-Джермано, по которому Григорий IX освобождал Фридриха от церковного отлучения и признавал его заслуги в деле крестового похода . Со своей стороны император отказался от своих завоеваний в римской области и предоставил духовенству сицилийского королевства свободу выборов на епископские кафедры. 4
Император Фридрих II сумел достичь немногого, а главное - ему не удалось решить проблему с Кипром. Он намеревался включить Кипр в свое Сицилийское королевство - этот остров был важным опорным пунктом по пути на Ближний Восток, но кипрские бароны выступили против его планов.
Впрочем, Фридрих был более озабочен тем, чтобы снова быть принятым в лоно церкви, а потому воплотить в жизнь все свои честолюбивые замыслы ему так и не удалось. 2
Фридрих достиг цели на Святой земле не войной, а дипломатией: ему удалось заключить договор с мусульманами, но завоевания Фридриха II оказались временным успехом.
После отъезда Фридриха из Палестины сейчас же обнаружилось, что созданный им на Востоке порядок не мог считаться обеспеченным. Прежде всего, христиане не могли спокойно владеть Иерусалимом, со всех сторон окруженным мусульманами, которые нередко нападали на европейских пилигримов, врывались в Иерусалим и ставили в большое затруднение христиан. Требовалась помощь извне, чтобы удержать Святые места.


Затем среди сирийских христиан начались новые раздоры, которые частью имели своим основанием ряд мероприятий, по необходимости поспешных, какими Фридрих желал утвердить свою власть на Востоке. Так, в качестве иерусалимского короля император должен был оберегать интересы своего наследника Конрада, рожденного от Изабеллы, а между тем к иерусалимскому наследству предъявила притязания Алиса, мать Кипрского короля Генриха и внучка прежнего иерусалимского короля Амальриха.
Более серьезным соперником Фридриха выступил Иоанн Ибелин, владетель Бейрута, который имел сильных приверженцев среди местного дворянства и духовенства и явился в их глазах освободителем Востока от тирании Фридриха.
Назначенные Фридрихом в Кипре и Иерусалимском королевстве наместники подверглись гонениям и притеснениям; против них призван был Иоанн Ибелин, который лишил их власти и начал вводить на Востоке новую систему управления.
В 1231 г. Фридрих собирался послать в Иерусалим военный отряд для восстановления своих прав, но это вызвало сопротивление в среде баронов и духовенства как в Иерусалиме, так и на Кипре. Правда, благодаря миру с папой, император имел на своей стороне авторитет церковной власти, и достиг того, что церковь Гроба Господня была открыта для богослужения, иерусалимское духовенство подчинилось его распоряжениям, а Конрад был признан наследником иерусалимского престола, но в общем состояние дел на Востоке было далеко не утешительное и не соответствовало тем громадным жертвам, которые понесены были европейским миром.
Чтобы удержать Иерусалим в руках христиан, требовались еще новые жертвы... 4
В течение ближайших 15 лет Иерусалимское королевство было полно войн и грабежей. Наконец, в 1244 году армия туркменских всадников, призванных султаном Эюбом из Хорезма, взяла Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы.
Растущая разобщенность христиан в Святой земле позволяла возрожденному Египетскому султанату уничтожать один оплот франков за другим...

Источники информации:
1. «Крестовые походы » (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Вазоль М. «Крестоносцы »
3. сайт Википедия
4. Успенский Ф. «История крестовых походов »
5. Мишо Ж. «История крестовых походов »
6. Куглер Б. «История

ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Ни то, что четвертый крестовый поход закончился не там, где ожидалось, ни ересь на юге Франции не заставило папу Иннокентия III отказаться от идеи возвращения Святой Земли.

Но после того, как в 1187 г. к ногам султана Саладина пал Иерусалим, все меньше становилось переселенцев на Восток и все меньше охотников совершить туда паломничество с мечом в руках и крестом на плаще. Иногда, завидев сборщика податей на крестовый поход, благородные рыцари кидали монетку не ему, а первому попавшемуся нищему, да еще и приговаривали: «Возьми во имя Магомета, который сильнее Христа!» Приморские города, несмотря на все запреты, продавали мусульманам оружие и даже поставляли на восточные рынки рабов-христиан (в большинстве славян). Коммерция - дело тонкое.

Все же заморский поход удалось организовать. В 1213 г. папа Иннокентий повсюду разослал своих проповедников, поручив им вручать крест каждому, кто того пожелает - даже уголовным преступникам. Ежемесячно устраивались торжественные процессии и молебны о даровании победы. В пользу грядущего успеха говорил важный мистический аргумент: апокалиптическое число зверя - 666, а к этому времени прошло как раз столько лет от начала деятельности пророка Мухаммеда.

Папа на три года запретил все войны и даже рыцарские турниры. Лица духовного звания должны были вносить на нужды похода двадцатую часть своих доходов. Вызвались идти три государя: Иоанн Английский, Андрей Венгерский и германский император Фридрих II (он же король Сицилии). Но Иннокентий и англичанин не дожили до начала похода. Поэтому в 1217 г. отправились в путь только немцы и венгры во главе с королем Андреем (император принял личное участие только в шестом походе, девять лет спустя).

Первый акт, как всегда, затягивался. Передовые отряды, прибывшие морем в Акру, целый год занимались бесплодными стычками с турками и ссорами с местными христианами. За более серьезные дела принялись, только когда прибыло 300 кораблей из северной Германии и Нидерландов.

Начать решили с завоевания Египта - на этом особенно настаивали государи и вельможи сирийских христианских государств. Задача была трудной. Египетский султан Аладил создал сильное войско из купленных у кавказских горцев молодых рабов. Они прошли усиленную военную подготовку и, будучи чужаками, стали самыми преданными его воинами. Так появились знаменитые мамелюки (со временем они сами захватили власть и несколько веков правили Египтом).

Крестоносцы осадили большой торговый город Дамиетту в дельте Нила. Султан был согласен на большие уступки: возвратить «древо Истинного Креста» и Иерусалимское королевство. Но папский легат Пелагий, родом из Испании, фактически взявший верховное командование армией в свои руки, ответил отказом. И вскоре крестоносцы взяли город. Добычи оказалось на 400 тысяч золотых.

В Европе, после бесконечной череды неудач, эту весть встретили с великой радостью. Папа назвал Пелагия «вторым Иисусом Навином» (библейский завоеватель «Земли Обетованной» - Палестины).

Мусульмане были в смятении. Султан Аладил приказал разломать стены Иерусалима, как если бы город был уже утрачен. Жители стали покидать город.

Но крестоносцы, нацелившись на завоевание всего Египта, опять затянули время. Противник пришел в себя, султан усилил армию и даже успел выстроить новую крепость неподалеку от лагеря крестоносцев. Но все же, не будучи до конца уверен в своих силах, опять обратился с предложением: Иерусалимское королевство в обмен на Дамиетту. И опять отказ Пелагия - тем более, что из Европы прибыло новое пополнение.

Войско двинулось вдоль Нила. И тут случилось то, что случается каждый год, благодаря чему и возник семь тысяч лет назад Египет и что спасло его на этот раз. Великая река разлилась, и крестоносцы оказались на болотистом острове среди бескрайних водных просторов. Мамелюки сразу же перерезали пути к отступлению, и это было еще счастьем для недавних победителей во главе с их новым Иисусом Навином, что султан отпустил их подобру-поздорову всего лишь на условии сдачи Дамиетты (1221 г.).

В 1227 г. в поход на Святую Землю собрался германский император Фридрих II - это был Шестой крестовый поход. Проходил он в обстановке, можно сказать, скандальной.

Новому папе Григорию IX казалось, что сборы идут ни шатко, ни валко. Чем дальше, тем больше росло его раздражение. Из его уст прозвучало обвинение, что и Дамиетту шесть лет назад сдали исключительно из-за нерадения, а может быть, даже из-за намеренного саботажа императора. И когда тот, наконец, двинулся в путь, но из-за обострившейся болезни сделал остановку в южноитальянском Отранто - терпение папы лопнуло. Он наложил на императора отлучение.

Фридрих с достоинством оправдывался. Его недуг явно не был притворным, в войске тоже распространились болезни - остановка была необходима. Григорий ничего не хотел слушать.

Тогда Фридрих тоже вспылил - захватил папское владение Анконскую марку (в центральной Италии) и стал поддерживать врагов папы в Риме. Ответный удар: папа подтверждает свое отлучение, а вдобавок накладывает интердикт (запрет на богослужение и церковные обряды) во всех тех местностях, где будет находиться император.

Но Фридрих, поправившись, стал действовать, не обращая на папские репрессии никакого внимания. Высадившись в Акре (1228 г.), - хоть и не с очень большими силами, - он выказал намерение пойти войной на египетского султана. Но каирский повелитель решил не искушать судьбу в новом столкновении с крестоносцами: было заключено перемирие на 10 лет, и Иерусалимское королевство вместе со святым городом вновь перешло к христианам. За это Фридрих обещался быть союзником султана против всех его врагов - не только восточных, но и западных.

Однако насколько же разлад на верхнем уровне оказался сильнее религиозного чувства. В католическом мире не было никаких торжеств. Более того, папа наложил интердикт и на Иерусалимское королевство, и когда освободитель Гроба Господня венчался как иерусалимский император - нельзя было даже совершить богослужение.

Рим всячески подстрекал сирийских христиан на противодействие Фридриху. И небезуспешно - его сторонники были изгнаны из Акры. Потом до императора дошли вести, что осложнились дела в Германии, и он вынужден был срочно отбыть на родину. Воспользовавшись этим, его недруги в нарушение перемирия стали нападать на египетские владения. Султан призвал на подмогу хорезмийских туркменов, и эта свежая боевая сила двинулась на Иерусалим. Город, лишившийся во время предыдущего крестового похода своих укреплений, был легко взят - на этот раз безвозвратно (1244 г.). Немногочисленное войско сирийских христианских государств, двинувшееся на мусульман, было наголову разбито при Газе.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ПРИЧИНЫ И ПРЕДЫСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов Согласно традиционному определению, под Крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Близнюк С.В. Крестоносцы позднего средневековья. М., 1999.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000.Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. М., 2001.Alpandery Р, Dupront A. La chretiente et Г idee des croisades. P., 1995.Balard M.

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Крестовые походы В те времена среди христиан Западной Европы распространялось чувство тревоги и страха, связанное с ожиданием конца света, а также с изменениями, вызванными демографическим ростом и политической и религиозной борьбой. Такие настроения заставили

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА LIX Греческая империя спасена. - Крестовые походы второй и третий; число участвовавших в них крестоносцев; поход в Палестину и исход этого предприятия. - Св. Бернард. - Царствование Саладина в Египте и в Сирии. - Он завоевывает Иерусалим. - Морские крестовые походы. -

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Поддерживаемый религиозным воодушевлением воинственного народа, ислам в первом столетии после смерти своего пророка с неимоверной быстротой распространился по лицу земли. Победоносно проник он в Персию и Туран, завладел Индией, отнял у византийцев

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Крестовые походы. В конце XI века папская дипломатия сумела использовать в своих интересах начавшееся на Западе широкое движение на Восток - крестовые походы. Крестовые походы направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

1. Крестовые походы В конце XI столетия, когда рыцарство уже было твердо установившимся учреждением, в Европе произошло событие, отразившееся на многие годы в истории как в этой части света, так и в Азии.Мы уже говорили о тесной связи религии с рыцарством и о ее большом

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Пятый и Шестой крестовые походы. «Мирное» завоевание Иерусалима В 1215 г. в Риме был собран пышный церковный (Латеранский) собор, принявший решение о новом крестовом походе в Святую Землю. Крестоносный обет приняли три государя - Андраш II Венгерский, король Англии Иоанн

автора Безыменский Лев

Дни пятый и шестой: протокол Пятый день начался изложением планов ВВС Англии, о которых сообщение сделал маршал Бернет. Его доклад был весьма оптимистичным. Так, Бернет говорил:«Наши авиационные базы в Англии защищены лучшими средствами в мире, которые непрерывно

Из книги OCOБAЯ ПАПКА «БАРБАРОССА» автора Безыменский Лев

Дни пятый и шестой: реконструкция Мы объединяем заседания 16 и 17 августа, ибо их течение весьма сходно. Теперь, когда мы знаем колоссальное напряжение тех дней, трудно даже заниматься комментированием тех (в известной мере второстепенных) вопросов, которые обсуждали Дракс,

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Из книги Последний час рыцарей автора Шионо Нанами

Крестовые походы В середине IX века, когда Иерусалим все еще находился во власти мусульман, богатый купец по имени Мауро построил здание, которое могло бы служить одновременно госпиталем и странноприимным домом для паломников, пришедших с Запада на Святую землю. Купец был

Из книги Кто такие папы римские автора Шейнман Михаил Маркович

Крестовые походы В феврале 1930 г. римский папа Пий XI обратился к духовенству и верующим с призывом к «крестовому походу» против СССР. Этот призыв послужил началом широкой антисоветской кампании во многих странах, которая, по расчету организаторов этой кампании, должна

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Темные, как дремучий лес. Никогда не узнают о них правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет, они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Приемов было

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Крестовые походы В конце XI века, после того как прочно установился институт рыцарства, в Европе началось поразительное движение, определившее историю этой части света и Азии примерно на протяжении 250 лет.Как уже упоминалось, религия вскоре стала тесно связанной с

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Люди никогда не узнают о них всю правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет. Они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Вот один из ее приемов.Церковь

К рестоносцы Пятого похода заключили в 1221 г. с египетским султаном аль-Камилем (имя: Насир ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад, титул: Султан аль-Малик аль-Камиль I) мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамьетту и вообще Египет.

Между тем на Иоланте, дочери Марии Иерусалимской и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать крестовый поход.

Фридрих в августе 1227 г. действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто.

Папа Григорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета.

Началась крайне вредная для интересов борьба между императором и папой. В июне 1228 г. Фридрих наконец отплыл в Сирию, но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират.

В Святой земле Фридрих восстановил укрепления и в феврале 1229 г. заключил договор с Аль-Камилем: султан уступил ему , и некоторые другие места, за что император обязался помогать Аль-Камилю против его врагов.

Chris 73 , Public Domain

В марте 1229 г. Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Аль-Камиля, умершего в 1238 г.

Осенью 1239 г. в прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, герцог Пьер Бретонский, Амальрих Монфортский и другие.

И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного властителя.

Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при . После этого многие крестоносцы покинули Святую землю.

Прибывшему в Святую землю в 1240 г. графу Ричарду Корнваллийскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с айюбидским султаном аль-Маликас-Салих II) правителем Египета.

Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому.

Новый союз христиан с мусульманскими врагами Айюбидов привел к тому, что те призвал к себе на помощь турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 г. незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев.

После нового поражения христиан и их союзников Айюбиды взяли Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам.

На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые походы, и заявляли, что помощью Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю.

Впрочем, проповедь крестового похода в продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу.

Загрузка...
Top