Карфаген - история древнего государства кратко. Карфаген

Древний Карфаген - это крупное государство финикийского происхождения, столица которого находится в одноименном городе. Его название переводится как «новый город». Основание Карфагена относят к концу 9 века до н.э. В те года финикийцы путешествовали по всему Средиземному морю, создавая торговые колонии, которые позже формировались в полноценные города.

Согласно преданию, Карфаген был основан в 814 году до н.э. царицей Дидоной. В древних записях говорится, что она была вынуждена бежать из города Тир, так как ее брат Пигмалион убил ее супруга Сихея, стремясь захватить его богатство. Поскольку город был основан народом, развившим активную торговлю по всему Средиземноморью, то и сами карфагеняне отличались деловой хваткой. Основание Карфагена сопряжено с различными мифами. К примеру, в одном рассказе говорится, что Дидоне разрешили занять столько земли, сколько сможет покрыть бычьи шкуры. Однако она разрешала шкуру на тонкие полоски, и смогла занять достаточно земли, чтобы построить дворец, получивший название Бирса - «шкура». Сегодня на месте, где находится Карфаген, а точнее, его руины, создан своего рода музей под открытым небом, в котором сделано все, чтобы элементы современной жизни были скрытыми, и не портили общего впечатления. Руины Карфагена находятся на северо-восточном побережье современного государства Тунис.



Когда Финикия ослабла, Карфаген захватил большое количество других финикийских колоний, и уже в 3 веке до н.э. был наиболее обширным и могущественным государством в Средиземноморье. В его состав входила Северная Африка (кроме Египта), Сицилия, Сардиния и Корсика. Государство Карфаген, впрочем, не выдержало конкуренции с Римской империей. В ходе трех Пунических войн его могущество пошатнулось, и было развеяно. В 146 году история Карфагена, как самостоятельного государства, была прекращена. Его территория в Северной Африке была превращена в провинцию. Хотя город был уничтожен, Юлий Цезарь внес предложение о создании колонии на его месте, которое было принято к вниманию уже после его смерти. В 420-430 годы н.э. Западная Римская империя потеряла контроль над колонией. Кроме того, сюда перебрались германские племена вандалов, основавшие здесь собственное королевство. Древний Карфаген еще имел некоторое значение после захвата его Византийской Империей, однако вскоре он был захвачен арабами, после чего город был заброшен.



История Карфагена стала известна современным историкам благодаря записям древнегреческих и римских историков. Вместе с этим удалось узнать о том, как было устроено общество карфагенян. Наибольшую власть в городе имела богатая аристократия. Совет старейшин из 10-30 человек руководил всеми делами в государстве. Присутствовало также народное собрание, однако его созывали редко. В 5 веке до н.э. род Магонов пытался достичь абсолютной власти, однако этого удалось избежать, создав совет судей. Этот совет должен был судить каждое должностное лицо в государстве по его деятельности на своем посту после прекращения обязанностей, однако позже именно совет судей стал главным государственным органом в Карфагене.

Исполнительная власть принадлежала двум суффетом. Получить эту должность можно было только благодаря прямой покупке голосов. Есть вероятность, что существовали и другие чиновники, однако сведения о них не были обнаружены. Так называемый совет ста четырех (именно столько людей входило в совет судей) не был выборным органом. Каждого участника совета назначали так называемые пентархии - особенные комиссии, члены которых относились к тем или иным аристократическим родам. Форма правления в Карфагене во многом напоминала римскую - военачальники не были царями, их назначали по рекомендации Совета старейшин. Срок назначения оставался неопределенным, карфагенские военачальники достаточно часто наследовали свой пост. Полномочия военачальников были достаточно широкими, однако их восстаний в истории зафиксировано не было. Государство Карфаген не было демократическим, однако демократическая оппозиция присутствовала. Усилиться она смогла только во время пунических войн, которые привели к гибели Карфагена.

Вкратце о религии Карфагена


Падение, взятие, гибель, разрушение Карфагена

Посещение развалин Карфаген - одна из самых главных экскурсий в Тунисе. Собственно, на территории этой страны Карфаген – единственная древнейшая достопримечательность. Правда, на сегодняшний день для туристов доступны только развалины терм, которые одновременно служили публичным домом для воинов. Тем не менее, посетить руины, сделать фотографии и приобщиться к древнейшей культуре все же стоит. А если попадется хороший русскоговорящий гид, он расскажет интереснейшую историю и легенды Карфагена живо, с юмором и с обязательной долей гордости за свою страну.

Карфаген – древнее финикийское государство, существовавшее в 814-146 г.г. до н.э. Оно было основано на 70 лет раньше, чем Рим! Столицей государства являлся город Карфаген. С финикийского языка это название переводится как «новый город». Однако его жители разговаривали на пуническом языке. Карфаген считался самым могущественным государством на территории Западного Средиземноморья на протяжении нескольких столетий. Но достоверной информации о нем очень мало, поскольку вся она получена от враждебных Карфагену народов. Письменных источников нет, есть только предания о карфагенских полководцах и мореплавателях: Ганнибале и Гамилькаре. И, конечно же – об основательнице государства царице Элиссе (Дидоне).

Элисса

В древности на территории нынешнего Ливана был расположен финикийский город-государство Тир. После смерти царя трон достался совершеннолетней принцессе Элиссе и ее брату, малолетнему принцу Пигмалиону. Но по факту государством правил муж Элиссы Сихей. Повзрослевший Пигмалион приказал убить правителя, а его сестра, опасаясь участи мужа, бежала из Тира.

Корабли принцессы подплыли к берегам Северной Африки, и Элисса задумала обосноваться здесь. Она предложила ливийскому царю драгоценный камень в обмен на подходящий участок земли. Приняв камень, хитрый царь разрешил принцессе занять землю, по площади равную шкуре быка. Но Элисса его перехитрила. Она велела разрезать шкуру на шнуры, растянула их и огородила огромную территорию.

Царь изумился ее находчивости, к тому же принцесса ему очень понравилась, поэтому он распорядился отдать ей во владение огороженный участок. На этом месте построили цитадель под названием Бирса (шкура), а затем на холме и прилегающем к нему морском берегу возник город Карфаген с выходами к морю на юге и севере. Такое расположение города позволило ему стать лидером морской торговли, поскольку все суда, пересекающие Средиземное море, шли между Сицилией и тунисским побережьем.

Кстати, жители города, как и основательница, славились деловой хваткой. Они построили верфи, искусственный порт, две части которого соединили узким каналом, благодаря чему город стал крупнейшим торговым центром своего времени. Карфаген стал монополистом в сфере ввоза металлов. В черте города вырыли две искусственных гавани. Одна предназначалась для коммерческой торговли, другая – для военного флота. В нее вмещалось 220 военных кораблей!

На перешейке, разделявшем гавани, соорудили огромную башню и окружили ее массивной стеной протяженностью 37 км. Высота городских стен на некоторых участках достигала 12 м. Крепостные стены надежно защищали город со стороны моря, а монополия на торговлю поддерживалась с помощью наемного войска и мощного флота.

Кроме этого, карфагеняне сажали оливковые рощи, выращивали пшеницу, ловили рыбу, разводили сады, разбивали виноградники, строили дома, занимались наукой, изобретали различные механизмы, писали книги. Знаменитое стекло и великолепные пурпурные ткани были известны далеко за пределами Карфагена! И кстати, именно финикийцы изобрели 22 буквы, впоследствии ставшие основой латинского и греческого письма.

Карфаген был разделен на четыре идентичные жилые области. Цитадель Бирса стояла в центре. В городе были другие башни, культовые места, муниципалитет, рынки, театр и огромное кладбище.

А судьба Элиссы сложилась трагически. Ливийский царь во что бы то ни стало хотел заполучить ее в жены, в противном случае грозился уничтожить Карфаген. Принцесса вынуждена была согласиться, но при условии, что царь ни при каких обстоятельствах не будет покушаться на ее город. После свадебной церемонии гордая царица, не пожелавшая быть женой нелюбимого мужчины, сбросилась с крепостной стены. А Карфаген остался… Он считался одним из самых больших городов древности!

Религия

От финикийских предков карфагеняне унаследовали ханаанскую религию. Главным божеством являлся Ваал Хаммом. Считалось, что жители Карфагена ежегодно приносили жертвы в храме Мелькарта в Тире. Согласно легендам, карфагеняне резали рабов на алтарях и даже приносили в жертву детей – первенцев знатных семей, считалось, что так можно было умилостивить богов, но это известно лишь по свидетельствам врагов государства, а верить им на 100 % вряд ли можно. К тому же римляне всегда выставляли своих врагов дикарями.

Некоторые историки утверждают, что детей, родившихся в Карфагене мертвыми, хоронили не в некрополе, а на отдельном кладбище, которое археологи обозначили как место жертвоприношений, поскольку там же были найдены останки жертвенных животных. Также не нашла документального подтверждения легенда о том, что карфагеняне в каждой семье приносили в жертву первого рожденного мальчика.

Возможно, не последнюю роль в нагнетании ситуации сыграли христианские священники, которые весьма негативно относятся к язычеству, поэтому потчуют прихожан страшными легендами о жертвоприношениях. Однако не подлежит сомнению тот факт, что в жертву богам приносили военнопленных. Но делали это не карфагеняне, а финикийцы на стенах Тира при осаде города греко-македонскими войсками в IV веке но н.э. От такой жестокости стынет в жилах кровь, но это – история.

Расцвет Карфагена

После смерти Элиссы монархия в Карфагене была упразднена, и он стал олигархической республикой. Карфагеняне породнились с местными жителями и стали называться не финикийцами, а пунийцами. Власть принадлежала аристократии. Высшим органом был совет старейшин, сначала состоящий из 10, а позднее – из 30 человек. Формально значительную роль играло народное собрание, но по факту к нему обращались редко.

Затем, чтобы противостоять желанию некоторых родов получить полную власть, в Карфагене создали совет судей, состоящий из 104 человек. Его задача – вершить суд над власть имущими по истечении их полномочий. Но со временем совет судей сам стал сосредоточением власти. Исполнительной и высшей судебной властью считались два суффета, голоса в которых ежегодно открыто покупались. Совет 104 назначался пентархиями – специальными комиссиями, состоящими из людей, принадлежащих к знатным родам. Главнокомандующего избирал совет старейшин на неопределенный срок и наделял его широчайшими полномочиями. Чиновники выполняли свои обязанности бесплатно.

Народы, населявшие Карфаген, имели неодинаковые социальные права. На самой нижней ступени находились ливийцы. Они платили наиболее высокие налоги и набирались в армию. Сицилийские жители сикулы были ограничены «сидонским правом». В то же время они могли свободно торговать. Полными гражданскими правами пользовались выходцы из присоединенных к Карфагену финикийских городов. Народы, не принадлежащие к финикийцам, также были ограничены «сидонским правом».

Армия

В армии Карфагена главным образом служили наемники. В основе пехоты были африканские, галльские, греческие и испанские наемники. Знатные карфагеняне служили в тяжеловооруженной коннице, которая называлась «священным отрядом». В античности искусными всадниками считались нумедийцы. Они, а таке иберийцы, составляли основу наемной кавалерии. Легкую пехоту образовывали иберийцы, цитратии и балеарские пращники, тяжелую – скутатии. Также высоко ценилась испанская тяжелая кавалерия.

Племена кельтиберов использовали в бою длинные двухлезвийные мечи. Важную роль играли слоны, их насчитывалось около 300 голов. Технически армия была оснащена баллистами, катапультами и другими орудиями. К концу существования Карфагена главнокомандующий избирался войском, что говорит о монархических тенденциях.

Ко времени пунических войн усилилась демократическая оппозиция, но она не успела сыграть решающую роль в переустройстве Карфагена. Несмотря на коррупционность системы, страна имела колоссальные государственные доходы, которые позволяли ей успешно развиваться. К тому же, несмотря на то, что в Карфагене фактически правила олигархия, решения принимались плебсом – народом.

Карфагенские купцы постоянно завоевывали новые рынки сбыта. В 480 году до н.э. мореплаватель Гимилькон дошел до британского Корнуолла, богатого оловом. Спустя 30 лет выходец из известной карфагенской семьи Ганнон возглавил большую экспедицию. На 60 кораблях плыли 30 000 мужчин и женщин. Они высаживались в разных частях побережья и основывали новые колонии. Считается, что Ганнон мог достичь Гвинейского залива и берегов Камеруна.

После того, как финикийское влияние на западе Средиземного моря ослабло, Карфаген переподчинил себе бывшие финикийские колонии, подчинил Южную Испанию, Корсику, Сицилию, Сардинию, Северную Африку и к III веку до н.э. стал крупнейшим государством Западного Средиземноморья. Карфагенские боевые галеры и торговые парусники ходили по Атлантическому океану, достигая берегов Ирландии, Англии и Камеруна.

Карфаген считался вторым по богатству государством, после Персии, и первым по военной мощи. К тому времени влияние Греции, которая была постоянным врагом Карфагена, значительно уменьшилось. Зато сильной державой становился Рим.

Ведя рассказ о Карфагене, нельзя не упомянуть Ганнибала. Он был сыном Гамилькара Барка. Воспитанный в духе ненависти к Риму, став военачальника, Ганнибал сам стал искать повода для войны.

В 218 году до н.э. Ганнибалом был захвачен испанский город Сагунт – союзник Рима. Карфагенский главнокомандующий повел армию на территорию Италии в обход через Альпы. Он одержал победы при Требии, Тицине иТразименском озере. А 216 году до н.э. Ганнибал сокрушил римлян при Каннах, в результате к Карфагену присоединилась значительная часть Италии, в том числе второй по значению город – Капуи.

Падение Карфагена

После серии Пунических войн против Римской империи Карфаген потерял свои завоевания и в 146 году до н.э. был разрушен и стал провинцией Африки. Марк Порций Катон в римском сенате неоднократно повторял ставшую знаменитой фразу «Карфаген должен быть разрушен!», и он добился своего. Город был взят приступом римскими войсками под предводительством Эмилиана Спициона, который, глядя на гибель могущественной державы, плакал. Избежавшие гибели 55 000 карфагенян были проданы в рабство. После смерти Юлия Цезаря здесь была основана колония.

Согласно легенде, плодородные земли Карфаген были засыпаны солью, и на них долго ничего не могло расти. С тех пор рассыпать соль в Тунисе до сих пор считается очень плохой приметой. Также победители забрали в Карфагене все золото и драгоценности, а город сожгли. В результате пожара погибла знаменитая карфагенская библиотека и исчезли все хроники о пунических войнах.

Город, ранее властвовавший над половиной античного мира, превратился в руины. Вместо дворца адмирала карфагенского флота остались обломки колонн и блоков желтого камня. От фундамента храма богов и акрополя остались груды камней.

В 420-430-х г.г начались сепаратистские мятежи, произошел захват земель германским племенем вандалов, и Западная Римская империя утратила контроль над провинцией. Карфаген стал столицей государства вандалов.

Затем, после того как Северную Африку завоевал император Византии Юстиниан, Карфаген превратился в столицу Карфагенского экзархата, но после завоевания арабами окончательно потерял свое значение.

Историческая оплошность заключается в том, что, поскольку римляне и карфагеняне не заключали мирный договор вследствие разрушения Карфагена, третья Пуническая война с юридической точки зрения продолжалась 2131 год. Только 2 февраля 1985 года мэры Рима и возродившегося Карфагена подписали договор о мире и взаимном сотрудничестве.

Основание древнего Карфагена

В первом томе нашего труда мы ознакомились с разными направлениями деятельности финикиян; мы видели, что они владычествовали на Средиземном море раньше, нежели развилась греческая торговля; что предприимчивые купцы Тира и Сидона основали поселения на всех берегах и островах этого моря, ловили пурпурные раковины, разрабатывали рудники в местностях богатых металлами, вели чрезвычайно выгодную меновую торговлю с полудикими туземными племенами; что богатства Испании и Африки были привозимы на «фарсисских кораблях» в великолепные торговые города Финикии, что тиране под покровительством Мелькарта, «царя» их «города», основывали фактории и города в удобных для торговли местах Средиземного прибрежья. Мы видели также, что по внутренним раздорам (I, 505 и след.) часть богатых граждан покинула Тир и основала на мысе африканского берега против Сицилии Карфаген, «Новый город»; что благодаря плодородию окрестностей, выгодному для торговли положению, предприимчивости, образованности и деловой опытности своих жителей, этот город скоро достиг большого могущества, стал гораздо богаче и сильнее Тира.

Расширение владычества Карфагена в Африке

В первое время главною заботою карфагенян было упрочить свою власть над окрестными областями. Сначала они были принуждены давать дань или подарки царям соседних земледельческих и пастушеских племен, чтобы хищные туземцы воздерживались от нападений на них. Но скоро они, отчасти умственным превосходством и ловкой политикой, отчасти силой оружия и основанием колоний в землях этих племен, успели подчинить их себе. Карфагеняне привязывали к себе нумидийских царей почестями, подарками, другими средствами, между прочим тем, что выдавали за них девушек из своих знатных фамилий.

Основывая свои торговые колонии, карфагеняне достигали тех же выгод. как римляне основанием военных колоний: они избавляли столицу от беспокойных бедняков, давали этим беднякам благосостояние, распространяли свой язык. свои религиозные и гражданские учреждения, свою национальность и тем упрочивали свое владычество над обширными областями. Переселенцы из Финикии усиливали ханаанский элемент в северной Африке, так что ливофиникияне, народ, произошедший от смешения колонистов с туземцами, стал преобладающим не только в приморских областях Зевгитаны и Бизакии, но и на большое расстояние от моря. Финикийские язык и цивилизация проникли далеко в глубину Ливии; при дворах царей кочевых племен говорили и писали по‑финикийски.

Ливофиникияне, жившие по всей стране в селениях и мелких неукрепленных городах, были очень полезны гражданам торговых городов приморья. Получая большой доход от земледелия, они платили Карфагену значительную поземельную подать, снабжали торговые города съестными припасами, разными другими товарами; удерживали от набегов пастушеские нумидийские племена, кочевавшие на изобильных пастбищах по склонам Атласа, приучали их к земледелию, оседлому образу жизни; составляли основную массу карфагенских войск и главный элемент поселенцев при основании колоний за морем; были носильщиками и работниками на карфагенской пристани, матросами и воинами на карфагенских кораблях.

Наемные войска карфагенян набирались большею частью из ливофиникийских поселян, людей крепких, привычных выносить труды и лишения. Конницу финикиянам доставляли нумидийские племена, кочевавшие по окраинам пустыни. Карфагенские граждане составляли священный отряд, окружавший военачальников. Ливофиникийская пехота с нумидийской конницей и с небольшим числом карфагенян образовала храброе войско, хорошо сражавшееся под начальством карфагенских полководцев и в Африке, и на море, и в чужих землях. Но алчные торговцы Карфагена притесняли земледельческое и пастушеское население Африки, навлекали на себя его ненависть, которая часто проявлялась опасными восстаниями, сопровождавшимися свирепою отместкой.

Руины древнего Карфагена на холме Бирса

Достигнув большого могущества, Карфаген легко приобрел владычество над теми финикийскими колониями, который были основаны раньше его: Гиппон, Гадрумет, Большая Лептида, малая Лептида, Фапс и другие города того прибрежья (I, 524) были вынуждены признать над собою власть Карфагена и платить ему дань; некоторые из них подчинились добровольно, другие были покорены силой; только Утика сохранила некоторую самостоятельность. Подвластные Карфагену финикийские города Африки давали ему войско и платили подати, размер которых вообще был значителен; взамен того граждане их могли приобретать земельную собственность в карфагенских владениях; браки их с карфагенскими семействами были полноправными, и сами они пользовались покровительством карфагенских законов.

Мореходство древнего Карфагена

Покоряя соседние области, карфагеняне предпринимали далекие плавания, вели торговые дела в широком размере. До нас дошел греческий перевод отчета об экспедиции Ганнона, смелого карфагенского моряка, который написал на финикийском языке рассказ о своих открытиях и отдал его на сохранение в храм Баала. Он с 60 кораблями и большим числом переселенцев пустился за Геркулесовы столбы, плыл вдоль западного берега Африки, обогнул «Южный Мыс» и основал за ним пять поселений, самое южное из которых находилось на острове Керне (I, 524). Карфагеняне вели там выгодную торговлю, выменивая у гладковолосых чернокожих того прибрежья слоновую кость, леопардовые и львиные шкуры за наряды и красивую посуду.

Говорят, что карфагенянам был известен остров Мадейра, что они думали переселиться туда в том случае, если враги одолеют их на родине. Около того же времени, как совершил свое плавание Ганнон, другая торговая экспедиция карфагенян, следуя примеру тирян, пошла вдоль западного берега Ирландии (I, 527). Через посредство пастушеских племен карфагеняне вели деятельную торговлю с центральной Африкой. В нынешнем Феццане сходились караванные пути из египетских Фив, южных пустынь и Карфагена; там карфагеняне выменивали золотой песок, драгоценные камни и чернокожих невольников на финики, пальмовое вино и соль.

Филены

После долгой борьбы с киренскими греками карфагеняне условились о том, где должна быть граница между их владениями; она была проведена через пустыню и определена очень выгодно для карфагенян, благодаря самопожертвованию Филенов, согласившихся умереть для пользы родины.

Условие состояло в том, что одновременно выйдут из Кирены и Карфагена послы навстречу друг другу, и что где они сойдутся, там и будет граница. Карфагенскими послами были два брата Филены. Они шли очень поспешно и прошли гораздо дальше, чем предполагали киренцы. Киренские послы, рассердившись и опасаясь подвергнуться наказанию на родине, стали обвинять их в обмане и наконец предложив им на выбор или быть заживо похороненными на том месте, о котором они утверждали, что тут должна быть граница, или дозволить отодвинуть ее дальше от Кирены; киренские послы вызывались сами быть похороненными на том месте, где хотели назначить границу. Филены пожертвовали жизнью для родины и были похоронены на том месте, до которого дошли. Оно и сделалось границею. Карфагеняне поставили на их, могилах «жертвенники Филенов» и соорудили памятники в честь их.

Колонии древнего Карфагена

Карфагенские владения не ограничивались африканскими землями. Когда ниневийские и вавилонские цари стали нападать на Финикию и могущество её упало, а потом персы покорили ее и принудили финикийских моряков заниматься вместо торговли службою на военных кораблях (I, 509, 534 след.), Карфаген, считая себя наследником Тира, гражданами которого был основан, присвоил себе владычество над финикийскими колониями за морем. Мы видели (I, 517 и след., 521 след.), что владычество Тира в Испании простиралось очень далеко, что граждане его добывали там драгоценные металлы, вывозили оттуда шерсть, рыбу, ловили у испанских берегов пурпурные раковины, что фарсисские корабли, нагруженные серебром, составляли гордость Тира, дивили народы, соседние с Финикией; все испанские владения Тира, имевшие своим центром богатый Гадес, подчинились Карфагену или добровольно, или по принуждению; подчинились и финикийские колонии на Балеарских и Питиузских островах. Богатство этих факторий и сокровища испанских рудников пошли теперь в Карфаген; колонии Тира в южной Испании стали, подобно африканским, платить дань, давать войско Карфагену. Покорились ему и финикийские колонии на: италийских островах. Между 550 и 450 годами начальники карфагенских флотов и войск Магон, его сыновья (Газдрубал, Гамилькар) и внуки покорили Карфагену все колонии и фактории Тира в Сардинии, Корсике, Сицилии, на Мальте и многие туземные племена этих островов. Старинная финикийская колония, на острове Сардинии, Каралис (Кальяри), была увеличена новыми поселенцами; ливийские колонисты стали возделывать плодородные прибрежные части острова, туземцы ушли в горы центральной части от рабства. С Корсики карфагеняне вывозили мед и воск; на Эльбе (Эталии), богатой железною рудой, стали добывать железо.

Когда фокеяне, бежавшие от персов, хотели поселиться на Корсике , карфагеняне, соединившись с этрусками, прогнали их (II, 387). Карфагеняне всеми силами старались не допускать своих опасных соперников, греков, селиться на прибрежьях западной части Средиземного моря и по возможности стеснять те их колонии, которые уже были основаны там. Для этого они заключили с Римом и Лациумом торговый договор, о котором мы уже упоминали; их эскадры ходили от испанских островов нападать на Массалию; одновременно с нашествием Ксеркса на Грецию, Гамилькар приплыл с громадным войском в Сицилию; эта экспедиция кончилась, как мы знаем, поражением его при Гимере (II, 513 след.). Карфагеняне имели под своею властью старые финикийские колонии в Сицилии: Мотию, Солунт и Панорм, основали там Лилибей; этот прекрасный остров, богатый хлебом, вином и оливковым маслом, имеющий такое выгодное для торговли положение, они считали чрезвычайно важным для своей торговой и колонизационной деятельности. В следующем отделе мы увидим, как упорно боролись они полтора столетия с греками за владычество над Сицилией; но прочным образом они владели только западною частью её до реки Галика; остальные прибрежные области удержали за собою греки, а в горах центральной части продолжали пасти свои стада туземцы: элимы, сиканы, сикелы, и служили наемниками то в карфагенских, то в греческих войсках. На соседних с Сицилиею, Липарских, Эгатских, других мелких островах и на Мальте, были у карфагенян пристани и склады товаров.

Карфагенское могущество

Таким образом, из тирской фактории Карфаген сделался столицею обширного государства, городом таким богатым, что едва ли прежде бывали другие торговые города равные ему могуществом. От Тингиса до большой Сирты все города и племена северной Африки повиновались ему: одни платили дань, другие давали войско, или возделывали нивы карфагенских граждан. Владея множеством городов, пристаней и укреплений по всем берегам и островам западной части Средиземного моря, карфагеняне считали ее своей собственностью и оставляли там мало простора этрусской и греческой торговле. Умея пользоваться продуктами тех стран, приобретая из них громадные богатства, они пользовались и силами туземцев для своих войн. Почти все западные племена служили под карфагенскими знаменами. Подле отрядов карфагенских граждан, блиставших богатым вооружением, ходила в битвы ливийская пехота с длинными копьями. Нумидийские всадники, одетые в шкуры, скакали на маленьких горячих лошадях и бились дротиками; испанские и галльские наемники в пестрых национальных костюмах, легко вооруженные лигурийцы и кампанцы помогали им; страшные балеарские пращники бросали своими ремнями свинцовые пули с такою силой, что это походило на действие ружейных выстрелов.

Процветание Карфагенской области

Доходы Карфагена были громадны. Малая Лептида платила ему ежегодно 365 талантов (более 500.000 рублей); из этого можно видеть, что сумма дани, со всех областей государства, достигала колоссальной цифры; кроме того, большие доходы доставляли рудники, таможенные пошлины, поземельный налог с поселян. Государственные доходы были так велики, что карфагенским гражданам не было надобности платить никаких налогов. Они пользовались цветущим состоянием. Кроме доходов от обширной торговли, от фабрик, они получали денежную плату, или часть продукта с поместий своих, лежавших в чрезвычайно плодородной стране, занимали выгодные должности сборщиков податей и правителей в подвластных Карфагену городах и округах. Описания Карфагена и его окрестностей у Полибия, Диодора и других древних писателей показывают, что богатство карфагенян было очень велико. В этих описаниях говорится, что карфагенская область была покрыта садами и плантациями, потому что везде в ней были проведены каналы, дававшие достаточное орошение. Непрерывными рядами тянулись загородные дома, свидетельствовавшие своим великолепием о богатстве владельцев. Жилища карфагенян были наполнены всяческими вещами, нужными для удобства и наслаждения. Пользуясь продолжительным миром, карфагеняне собрали огромные запасы их. Повсюду в карфагенской области было множество виноградников, оливковых рощ, фруктовых садов. По прекрасным лугам паслись стада рогатого скота, овец и коз; на низменных местностях находились огромные конские заводы. На нивах роскошно рос хлеб; особенно было много пшеницы и ячменя. Бесчисленные города и местечки благодатной карфагенской области были окружены виноградниками, гранатовыми, смоковничными, всякими другими фруктовыми садами. Повсюду было видно благосостояние, потому что знатные карфагеняне любили жить в своих поместьях и соперничали между собою заботами об их благоустройстве. Земледелие находилось у карфагенян в цветущем состоянии; они имели агрономические сочинения такие хорошие, что римляне впоследствии перевели эти книги на свой язык, и римское правительство рекомендовало их итальянским сельским хозяевам. Как общий вид страны свидетельствовал о богатстве карфагенян, так обширность и красота столицы, громадность её укреплений, великолепие общественных зданий, показывали могущество государства, мудрость и щедрость его правительства.

Географическое положение Карфагена

Карфаген стоял на мысе, соединявшемся с материком только узким перешейком; это местоположение было очень выгодно для морской торговли ж с тем вместе удобно для обороны. Берег был крутой, потопу с моря город был обведен только одной стеной, но с материковой стороны он был защищен тройным рядом стен имевших по 30 локтей в вышину и укрепленных башнями. Между стенами находились жилища для воинов, склады съестных припасов, конюшни для конницы, сараи для боевых слонов. Гавань со стороны открытого моря была назначена для торговых кораблей, а другая, называвшаяся Котоном, по имени острова, находившегося в ней, служила для военных кораблей. На острове были арсеналы. Близ военной гавани находилась площадь народных собраний. С площади широкая, застроенная высокими домами, главная улица города вела в цитадель, называвшуюся Бирсой: из Бирсы подъем в 60 ступеней вел на вершину холма, на котором стоял богатый, знаменитый храм Эскулапа (Эсмуна).

Государственное устройство древнего Карфагена

Теперь мы должны рассказать о государственном устройстве Карфагена, насколько оно известно нам по скудным отрывочным известиям.

Аристотель говорит, что в государственном устройстве Карфагена были соединены аристократические и демократические элементы, но аристократические преобладали; он находит очень хорошим то, что государством управляли у карфагенян знатные роды, по народ не был совершенно устранен от участия в управлении. Из этого мы видим, что Карфаген сохранил в общих чертах те учреждения, какие существовали в Тире и принадлежали всем финикийским городам (I, 511 и след.). Знатные роды сохраняли в своих руках всю правительственную власть, но были обязаны своим влиятельным положением не одной своей знатности, а также и богатству, личные заслуги их членов тоже имели большое значение. Правительственный совет, который греки называют герусией, а римляне – сенатом, состоял из аристократов; число его членов было 300; ему принадлежала наибольшая власть над государственными делами; комитетом его был другой совет, состоявший или из 10 или из 30 членов. В совете председательствовали два сановника, называвшееся суфетами (судьями); древние писатели сравнивают их то с спартанскими царями, то с римскими консулами; потому некоторые ученые думают, что их сан был пожизненный, а другие, что они были избираемы на год. Второе мнение надобно считать вероятнейшим: годичные выборы более соответствуют характеру аристократической республики, чем пожизненность сана. Текущими делами вероятно заведовал совет десяти (или тридцати) сенаторов при участии суфетов; римские писатели называют членов этого совета principes; важные дела были конечно решаемы общим собранием сената. Те вопросы, решение которых превышало власть сената, или по которым суфеты и сенат не могли согласиться между собою, были отдаваемы на решение народного собрания, которому, кажется, принадлежала и власть утверждать или отвергать выборы сановников и военачальников, делаемые сенатом. Но вообще говоря, народное собрание имело мало влияния. Председатели сената, суфеты. председательствовали и в суде. Были ли суфеты главнокомандующими по самому своему сану, или получали власть главнокомандующих только по особому назначению, мы не знаем; могли ли оба они отправляться в поход, или один из них должен был оставаться в городе для заведования административными и судебными делами, мы также не знаем. Военная власть главнокомандующего была неограниченная; но при заключении договоров он должен был подчиняться мнению комитета сенаторов, сопровождавшего войско. Для охранения государства от властолюбия полководцев аристократия с давнего времени учредила «Совет Ста», бывший хранителем существующего порядка, имевший право подвергать своему суду военачальников и наказывать всякие злоумышления.

В аристократических государствах всегда бывает несколько фамилий, пользующихся очень большим влиянием на государственные дела по своему громадному богатству. Если какая‑нибудь из этих фамилий приобретает особенную славу своими заслугами, имеет великих полководцев, передающих свою военную опытность детям, то она получает такое преобладание в государстве, что в ней легко могут возникать мысли о подчинении родины своему владычеству. В первой половине VI века военачальник Мальхус (Мальх), наказанный изгнанием за неудачу в войне на острове Сардинии, пошел с войском в Карфаген и распял на кресте десять сенаторов, враждебных ему. Сенат успел одолеть этого честолюбца, но можно было опасаться других таких попыток. Опасность стала особенно велика с той поры, как приобрела громадное влияние фамилия Магона, основателя могущества карфагенян на море, первого полководца, сделавшего большие завоевания за пределами Африки; его дарования были наследственными в трех поколениях его потомства. Для охранения государства от честолюбия военачальников сенат выбрал из своей среды совет Ста, которому было поручено подвергать рассмотрению действия военачальников по их возвращении с войны и удерживать их в повиновении законам. Таково было происхождение грозной коллегии, называвшейся советом Ста. Она была учреждена, как мы видим, для охранения республиканская порядка, но впоследствии стала политической инквизицией, перед деспотическою властью которой должно было преклоняться все. Аристотель сравнивает совет Ста с спартанскими эфорами . Этот совет не довольствовался тем, чтобы обуздывать злоумышления военачальников и других честолюбцев, он присвоил себе право наблюдать за образом жизни граждан. Военачальников, потерпевших неудачу, он наказывал с такой беспощадной жестокостью, что многие сами лишали себя жизни, предпочитая это его свирепому суду. Притом совет Ста и поступал очень пристрастно. «В Карфагене». говорит Ливий (XXXIII, 46) «Комитет судей» (т. е. совет Ста), избираемых на всю жизнь, действует самовластно. Имущество, честь, жизнь каждого находятся в их руках. Кто имеет своим врагом одного из них, – имеет врагами всех их, а когда судьи враждебны человеку, то не будет недостатка в обвинителях». Члены совета Ста присвоили своему сану пожизненность и упрочили свою силу тек, что сами избирали товарищем себе на вакантные места. Ганнибал при содействии демократической партии, проникнутой патриотизмом и стремившейся преобразовать государство, отнял пожизненность сана у членов совета Ста и ввел ежегодные выборы членов его; эта реформа была важным шагом к замене олигархического правления демократическим.

Религия древнего Карфагена

Как в государственном устройстве карфагеняне сохранили у себя порядок, какой существовал в Тире, так и в религии они держались финикийских верований и обрядов, хотя заимствовали у других народов некоторые божества и формы культа, родственные с привычными им. Финикийские божества природы, бывшие олицетворениями сил её, навсегда остались господствующими божествами карфагенян. Тирский Мелькарт сохранил и у карфагенян значение верховного племенного бога, как видим между прочим уже из того, что они постоянно отправляли посольства и дары в его тирский храм. В представлены о нем олицетворялись странствования народа, занимавшегося морской торговлей; он был в символическом союзе с Астартой‑Дидоной, покровительницей Карфагена; служение ему было связью, соединявшею все финикийские поселения; потому он имел высокое значение для карфагенян, и культ его был самым важным у них. Мы уже видели (I, 538 и след.), что они сохраняли во всем его ужасе страшное служение богу солнца и огня Молоху, жертвоприношения которому получили такое трагическое развитие. В национальном характере финикиян глубоко коренились контрасты сладострастия и печали, изнеженной преданности наслаждениям и способности к чрезвычайным усилиям, готовности на самоистязание, мужественной энергии и вялого отчаяния, высокомерия и раболепства, любви к изысканным удовольствиям и грубой свирепости; эти контрасты выражались в служении Астарте и Молоху; потому карфагеняне любили его до такой степени, что сладострастные обряды и человеческие жертвоприношения Молоху оставались у них в полной силе, когда в самом Тире этот разврат и это бесчеловечие уже были уничтожены влиянием персов и греков и развитием гуманности.

«Сурово и мрачно было религиозное мировоззрение карфагенян», говорит Бёттихер: «с тоскою на душе, но с принужденною улыбкой в угождение божеству мать приносила свое любимое дитя в жертву страшному идолу; таков был и весь характер жизни народа. Как религия карфагенян была жестокою и раболепною, так и сами они были угрюмы, рабски послушны правительству, жестоки с подданными и чужеземцами, надменны в гневе, робки в страхе. Гнусные жертвоприношения Молоху заглушали в них все человеческие чувства; потому неудивительно, что они с холодной жестокостью беспощадно мучили и убивали побежденных неприятелей, не щадили в своем фанатизме ни храмов, ни гробниц неприятельской земли». На острове Сардинии тоже были приносимы с принужденным смехом в жертву богу военнопленные и старики (от этого смеха некоторые производят выражение сардонический смех). Лучше было бы для карфагенян не верить ни в каких богов, чем верить в таких, говорит Плутарх, в негодовании на эти религиозные ужасы.

Богослужебные обряды у карфагенян были так же неразрывно соединены со всеми делами политической и военной жизни, как у римлян. Военачальники приносили жертвы перед сражением и во время самого сражения; при войске находились истолкователи воли богов, которой надобно было повиноваться; трофеи побед были приносимы к храмы; при основании новой колонии прежде всего сооружали храм божества, которое будет покровителем её; при заключении договоров призывались в свидетели высшие божества, и в особенности божества огня, земли, воздуха, воды, лугов и рек; в честь людей, оказавших великие услуги отечеству воздвигались жертвенники и храмы; так например, Гамилькар, принесший себя в битве при Гимере в жертву богу огня, братья Филены, Алет, открывши серебряную руду в Новом Карфагене, чтились, как герои, и были поставлены храмы в жертвенники им. Как в Тире, так и в Карфагене верховный жрец был после главных правителей государства первым сановником.

Характер карфагенян

Обозревая учреждения и нравы карфагенян, мы видим, что они довели до крайнего развития черты общего характера семитического племени и в особенности финикийской отрасли его. У всех семитов резко проявляется эгоизм: он выказывается и в их склонности к приобретению прибыли торговлей и промышленностью и в их раздробленности на мелкие замкнутые государства, роды и семейства. Он благоприятствовал развитию энергии и мешал возникновению восточного деспотизма, при котором личность поглощается всеобщий, порабощением; но он направлял мысли исключительно на заботы о реальной жизни, отклонял от всяких идеальных и гуманных стремлений, часто заставлял жертвовать благом общества для выгод партии, или для личных интересов. У карфагенян было много качеств, достойных высокого уважения; отважная предприимчивость привела их к великим открытиям, нашла торговые пути в далекие неведомые страны; их практический ум усовершенствовал изобретения, сделанные в Финикии, содействовал тем развитию человеческой культуры; их патриотизм был так силен, что они охотно приносили все в жертву блага родины; их войска были устроены прекрасно; их флоты владычествовали на западных морях; их корабли превосходили все другие величиною и быстротой; их государственная жизнь была благоустроеннее и прочнее, чем в большей части других республик древнего мира; города и селения их были богаты. Но с этими почтенными качествами соединялись у них большие недостатки и пороки. Завистливо они старались всяческими средствами, и силой, и хитростью, устранить другие народы от участия в их торговле и, злоупотребляя своею силою на море, нередко занимались пиратством; они были до безжалостности суровы к своим подданным, не давали им извлекать никакой выгоды из побед, одержанных при их содействии, не заботились привязывать их к себе хорошими, справедливыми отношениями; они были свирепы к своим рабам, бесчисленное множество которых работало на их кораблях, в их рудниках, в их торговых и промышленных занятиях; они были суровы и неблагодарны относительно своих наемных войск. Государственная жизнь их страдала аристократическим деспотизмом, соединением нескольких должностей в одних руках, продажностью сановников, пренебрежением к общему благу из-за выгод партии. Богатство и врожденная склонность к чувственным наслаждениям произвели у них такую роскошь и безнравственность, что все народы древнего мира порицали их разврат; развиваемый их религиозными обрядами, он доходил у них до гнусностей. Одаренные сильным умом, они употребляли свои способности не столько на разработку науки, на литературную и художественную деятельность, сколько на придумывание хитростей, на приобретение себе выгод обманом. Они так эгоистически пользовались во вред другим врожденною всем семитическим народам проницательностью и гибкостью ума, что выражение «пуническая», т. е. карфагенская «добросовестность» вошло в поговорку, для обозначения бессовестного коварства.

Литература и наука древнего Карфагена

К идеальным целям они не стремились, не ценили высших умственных деятельностей; не создали культуры, как греки, не создали законного государственного порядка, как римляне, не создали астрономии, как вавилоняне и египтяне; даже в технических искусствах они, кажется, не только не превзошли тирян, но и не сравнялись с ними. Быть может, их литература не была так ничтожна, как это кажется при погибели всех её произведений; быть может, они имели хорошие книги, уничтоженные страшными военными бурями, опустошившими карфагенскую страну; но самый тот факт, что погибла вся карфагенская литература, доказывает, что она не имела большого внутреннего достоинства; иначе не исчезла бы вся она почти без следа в такие времена, которые далеко не были лишены умственных интересов, сохранилось бы от неё больше, чем отчет об экспедиции Ганнона в греческом переводе, трактат Магона о сельском хозяйстве и неопределенные известия о том, что римляне отдали своим союзникам, туземным царям, карфагенские книги исторического содержания и некоторые другие литературные произведения. Область поэзии была чужда карфагенянам, философия была для них неведомою тайной; искусство у них служило только роскоши и блеску. Заботясь исключительно о реальной жизни, они не знали высших стремлений, не знали душевного спокойствия и счастья, какое доставляет любовь к идеальным благам, не знали вечно юного царства фантазии, не разрушаемого никакими ударами судьбы.

Карфаген — финикийское, или пуническое, государство со столицей в одноименном городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного Туниса. Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тир. Согласно преданию, Карфаген основала царица Элисса (Дидона), которая бежала из Тира после того, как ее брат Пигмалион, царь Тира, убил ее мужа Сихея, чтобы завладеть его богатством. На протяжении всей истории Карфагена жители города славились деловой хваткой.

Расположение
Карфаген был основан на мысе с входами к морю на севере и юге. Расположение города сделало его лидером морской торговли Средиземноморья. Все суда, пересекающие море, неизбежно проходили между Сицилией и побережьем Туниса. Протяженность массивных городских стен составляла 37 километров, а высота в некоторых местах достигала 12 метров. Большинство стен было расположено на берегу, что делало город неприступным со стороны моря. Город имел огромное кладбище, культовые места, рынки, муниципалитет, башни, и театр. Он был разделен на четыре одинаковых жилых области. Примерно в середине города стояла высокая цитадель, которая называлась Бирса. Это был один из самых больших городов в эллинистические времена.

История
Карфаген был основан выходцами из финикийского города Тира в конце IX века до н. э. Согласно легенде, город основала вдова финикийского царя по имени Дидона. Она пообещала местному племени заплатить драгоценный камень за кусок земли, ограниченный шкурой быка, но при условии, что выбор места останется за ней. После того, как сделка была заключена, колонисты выбрали удобное место для города, окольцевав его узкими ремнями, сделанными из одной бычьей шкуры. По сообщениям Геродота, Юстина и Овидия, вскоре после основания города отношения между Карфагеном и местным населением испортились. Вождь племени макситан Гиарб под угрозой войны потребовал руку царицы Дидоны, но та предпочла браку смерть. Война, тем не менее, началась и была не в пользу карфагенян. По Овидию, Гиарб даже захватил город и удерживал его в течение нескольких лет. Судя по предметам, найденным во время археологических раскопок, в начале своей истории торговые связи соединяли Карфаген с метрополией, а также Кипром и Египтом. В VIII веке до н. э. положение в Средиземноморье сильно изменилось. Финикия была захвачена Ассирией, и многочисленные колонии стали независимыми. Ассирийское владычество вызвало массовый отток населения из древних финикийских городов в колонии. Вероятно, население Карфагена пополнилось беженцами до такой степени, что Карфаген смог сам образовывать колонии. Первой карфагенской колонией в западном Средиземноморье стал Эбесс на Питиусских островах. На рубеже VII и VI вв. до н. э. началась греческая колонизация. С целью противостояния продвижению греков финикийские колонии начали объединяться в государства. На Сицилии — Панорм, Солуент, Мотия в 580 году до н. э. успешно противостояли грекам. В Испании союз городов, возглавляемый Гадесом, боролся с Тартессом. Но основой единого финикийского государства на западе стал союз Карфагена и Утики. Выгодное географическое положение позволило Карфагену стать крупнейшим городом западного Средиземноморья (население достигало 700000 человек), объединить вокруг себя остальные финикийские колонии в Северной Африке и Испании и вести обширные завоевания и колонизацию.
Карфаген до начала Пунических войн
В VI веке греки основали колонию Массалия и заключили союз с Тартессом. Первоначально пунийцы терпели поражения, но Магон I провел реформу армии, был заключен союз с этрусками и в 537 году до н. э. в битве у Алалии греки были разбиты. Вскоре был уничтожен Тартесс и присоединены все финикийские города Испании. Основным источником благосостояния была торговля — карфагенские купцы торговали в Египте, Италии, Испании, в Черном и Красном морях — и сельское хозяйство, базирующееся на широком использовании рабского труда. Существовала регламентация торговли — Карфаген стремился монополизировать товарооборот; с этой целью все подданные были обязаны торговать только при посредничестве карфагенских купцов. Во время греко-персидских войн Карфаген был в союзе с Персией, совместно с этрусками была проведена попытка полного захвата Сицилии. Но после поражения в битве при Гимере (480 год до н. э.) от коалиции греческих городов-государств борьба была приостановлена на несколько десятилетий. Основным противником пунийцев были Сиракузы, война продолжалась с промежутками почти сто лет (394—306 годы до н. э.) и закончилась почти полным завоеванием Сицилии пунийцами.
В III веке до н. э. интересы Карфагена вошли в конфликт с усилившейся Римской республикой. Отношения стали ухудшаться. Впервые это проявилось на заключительном этапе войны Рима с Тарентом. Наконец в 264 году до н. э. началась Первая пуническая война. Она велась главным образом в Сицилии и на море. Римляне захватили Сицилию, но тут сказалось почти полное отсутствие у Рима флота. Лишь к 260 году до н. э. римляне создали флот и, использовав абордажную тактику, одержали морскую победу у мыса Милы. В 256 году до н. э. римляне перенесли боевые действия в Африку, разбив флот, а затем и сухопутную армию карфагенян. Но консул Аттилий Регул не использовал полученное преимущество, и через год пунийская армия под командованием спартанского наемника Ксантиппа нанесла римлянам полное поражение. Лишь в 251 году до н. э. в битве у Панормы (Сицилия) римляне одержали большую победу, захватив 120 слонов. Через два года карфагеняне одержали большую морскую победу и наступило затишье.
Гамилькар Барка
В 247 году до н. э. главнокомандующим Карфагена стал Гамилькар Барка, благодаря его выдающимся способностям успех в Сицилии стал склоняться в сторону пунийцев, но в 241 году до н. э. Рим, собравшись с силами, смог выставить новый флот и армию. Карфаген уже не мог им противостоять и после поражения был вынужден заключить мир, уступив Сицилию Риму, и заплатить контрибуцию в 3200 талантов в течение 10 лет. После поражения Гамилькар подал в отставку, власть перешла к его политическим противникам, которых возглавлял Ганнон.
Явная неспособность аристократического правительства к эффективному управлению привела к усилению демократической оппозиции, возглавляемой Гамилькаром. Народное собрание наделило его полномочиями главнокомандующего. В 236 году до н. э., покорив все африканское побережье, он перенес боевые действия в Испанию. 9 лет воевал он там, пока не пал в битве. После его смерти главнокомандующим армия выбрала его зятя Гасдрубала. За 16 лет большая часть Испании была завоевана и прочно привязана к метрополии. Серебряные рудники доставляли очень большие доходы, в боях была создана сильная армия. В целом Карфаген стал намного сильнее, чем он был даже до потери Сицилии.
Ганнибал Барка
После смерти Гасдрубала армия выбрала Ганнибала — сына Гамилькара — главнокомандующим. Всех своих детей — Магона, Гасдрубала и Ганнибала — Гамилькар воспитывал в духе ненависти к Риму, поэтому, получив контроль над армией, Ганнибал начал искать повод для войны. В 218 году до н. э. он захватил Сагунт — испанский город и союзник Рима — война началась. Неожиданно для врага Ганнибал провёл свою армию в обход через Альпы на территорию Италии. Там он одержал ряд побед — при Тицине, Требии и Тразименском озере. В Риме назначили диктатора, но в 216 году до н. э. у города Канны Ганнибал нанес римлянам сокрушительное поражение, следствием которого был переход на сторону Карфагена значительной части Италии, и второго по значению города — Капуи. С гибелью брата Ганнибала — Гасдрубала, который вел ему значительные подкрепления, — положение Карфагена очень сильно осложнилось.
Походы Ганнибала
Вскоре Рим перенес боевые действия в Африку. Заключив союз с царем нумидийцев Массиниссой, Сципион нанес пунийцам ряд поражений. Ганнибала вызвали на родину. В 202 году до н. э. в битве у Замы, командуя плохо обученным войском, он потерпел поражение, и карфагеняне решили заключить мир. По его условиям они были вынуждены отдать Риму Испанию и все острова, содержать только 10 боевых кораблей и выплатить 10 000 талантов контрибуции. Кроме того, они не имели права воевать с кем-либо без разрешения Рима. После окончания войны враждебно настроенные по отношению Ганнибалу Ганнон, Гисгон и Гасдрубал Гэд — главы аристократических партий попытались добиться осуждения Ганнибала, но, поддержанный населением, он сумел удержать власть. В 196 году до н. э. Рим победил в войне Македонию, которая была союзницей Карфагена.
Падение Карфагена
Даже проиграв две войны, Карфаген сумел быстро оправиться и вскоре вновь стал одним из богатейших городов. В Риме уже давно торговля стала существенной отраслью экономики, конкуренция Карфагена мешала ее развитию. Большое беспокойство вызывало также его быстрое восстановление. Царь нумидийцев Массинисса постоянно нападал на карфагенские владения; поняв, что Рим всегда поддерживает противников Карфагена, он перешел к прямым захватам. Все жалобы карфагенян игнорировались и решались в пользу Нумидии. Наконец пунийцы были вынуждены дать ему прямой военный отпор. Рим незамедлительно предъявил претензии в связи с началом боевых действий без разрешения. К Карфагену прибыла римская армия. Испуганные карфагеняне просили мира, консул Луций Цензорин потребовал отдать все оружие, затем потребовал, чтобы Карфаген был разрушен и чтобы новый город был основан вдали от моря. Попросив месяц на обдумывание, пунийцы приготовились к войне. Так началась III пуническая война. Город был укреплен, поэтому захватить его удалось только через 3 года трудной осады и тяжелых боевых действий. Карфаген был полностью разрушен, из 500 000 населения 50 000 были взяты в плен и стали рабами. Литература Карфагена была уничтожена, за исключением трактата о сельском хозяйстве, написанного Магоном. На территории Карфагена была создана римская провинция, управлявшаяся наместником из Утики.


Легендарное богатство Карфагена

Построенный на основании, которое заложили еще предки-финикийцы, Карфаген создал свою торговую сеть и развил ее до небывалых размеров. Свою монополию на торговлю Карфаген поддерживал посредством мощного флота и наемного войска. Карфагенские купцы постоянно искали новые рынки. Приблизительно в 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в британском Корнуолле, богатом оловом. А через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной карфагенской семьи, возглавил экспедицию из 60 кораблей, на которых было 30000 мужчин и женщин. Людей высаживали в разных частях побережья, чтобы они основывали новые колонии. Предприимчивость и деловая хватка помогли Карфагену стать, по общему признанию, богатейшим городом древнего мира. «В начале III века до н. э. благодаря технологиям, флоту и торговле... город выдвинулся на передовые позиции »,— говорится в книге «Карфаген». Греческий историк Аппиан писал о карфагенянах: «Могущество их в военном отношении стало равным эллинскому, по богатству же находилось на втором месте после персидского ».

Области и города
Земледельческие районы в материковой Африке - область обитания собственно карфагенян - приблизительно соответствуют территории современного Туниса, хотя под власть города попадали и другие земли. Здесь были и настоящие финикийские колонии - Утика, Лептис, Гадрумет и др. Сведения об отношениях Карфагена с этими городами и некоторыми финикийскими поселениями в Африке или где-либо еще скудны. Города тунисского побережья проявили независимость в своей политике лишь в 149 до н.э., когда стало очевидно, что Рим намерен уничтожить Карфаген. Некоторые из них покорились Риму. В целом Карфаген сумел избрать политическую линию, к которой присоединились остальные финикийские города как в Африке, так и по другую сторону Средиземного моря. Карфагенская держава была обширна. В Африке ее самый восточный город находился более чем в 300 км к востоку от Эи. Между ним и Атлантическим океаном обнаружены руины ряда древних финикийских и карфагенских городов. Около 500 до н.э. или немногим позже мореплаватель Ганнон возглавил экспедицию, основавшую несколько колоний на атлантическом побережье Африки. Он рискнул проникнуть далеко на юг и оставил описание горилл, тамтамов и прочих редко упоминаемых древними авторами африканских достопримечательностей. Колонии и фактории по большей части располагались на расстоянии примерно одного дня плавания друг от друга. Обычно они находились на островах вблизи берега, на мысах, в устьях рек или тех местах материковой части страны, откуда было легко добраться до моря. В состав державы входили Мальта и два соседних с ней острова. Карфаген веками вел борьбу с сицилийскими греками, под его властью находились Лилибей и другие надежно укрепленные порты на западе Сицилии, а также, в различные периоды, и другие области на территории острова. Постепенно Карфаген установил контроль и над плодородными районами Сардинии, между тем как жители горных районов острова оставались непокоренными. Иноземным купцам доступ на остров был запрещен. В начале 5 в. до н.э. карфагеняне начали осваивать Корсику. Карфагенские колонии и торговые поселения существовали и на южном побережье Испании, тогда как на восточном берегу закрепились греки. Со времени прибытия сюда в 237 до н.э. Гамилькара Барки и до похода Ганнибала в Италию были достигнуты большие успехи в подчинении внутренних областей Испании.


Система правления

Карфагену принадлежали плодородные земли в глубине материка, он имел выгодное географическое положение, которое благоприятствовало торговле, а кроме того позволяло контролировать воды между Африкой и Сицилией, не позволяя чужим кораблям заплывать дальше на запад.
По сравнению со многими знаменитыми городами древности, пунический Карфаген не столь богат находками, поскольку в 146 до н.э. римляне методично разрушили город, а в римском Карфагене, основанном на том же месте в 44 до н.э., велось интенсивное строительство. Карфаген был обнесен мощными стенами протяженностью ок. 30 км. Численность населения в нем неизвестна. Очень сильно была укреплена цитадель. В городе имелись базарная площадь, здание совета, суд и храмы. В квартале, называвшемся Мегара, было множество огородов, фруктовых садов и извилистых каналов. Корабли входили в торговую гавань через узкий проход. Для погрузки и разгрузки на берег можно было вытащить одновременно до 220 судов. За торговой гаванью располагались военная гавань и арсенал. По своему государственному устройству Карфаген был олигархией. Несмотря на то, что на родине, в Финикии, власть принадлежала царям. Древние авторы, по большей части восхищавшиеся устройством Карфагена, сравнивали его с государственным строем Спарты и Рима. Власть здесь принадлежала сенату, который ведал финансами, внешней политикой, объявлением войны и мира, а также осуществлял общее ведение войны. Исполнительная власть была возложена на двух выборных магистратов-суффетов. Очевидно, это были сенаторы, и обязанности их были исключительно гражданскими, не предполагавшими контроль за войском. Вместе с командующими армией они избирались народным собранием. Такие же должности учреждались в городах, находившихся под властью Карфагена. Хотя многие аристократы владели огромными сельскохозяйственными угодьями, обладание землей не являлось единственным основанием для достижения высокого социального положения. Вполне почтенным занятием считалась торговля, и к полученному таким способом богатству относились с уважением.

Религия Карфагена
Карфагеняне, как и другие средиземноморские народы, представляли вселенную разделенной на три мира, расположенных один над другим. Возможно, это тот же мировой змей, которого угаритяне называли Латану, а древние евреи - Левиафаном. Земля мыслилась лежащей между двумя океанами. Солнце, встающее из восточного океана, обойдя землю, погружалось в западный океан, считавшийся морем мрака и обиталищем мертвых. Души умерших могли попадать туда на кораблях или верхом на дельфинах. Небо было местом пребывания карфагенских богов.Так как карфагеняне были переселенцами из финикийского города Тира, они почитали богов Ханаана, но далеко не всех. Да и ханаанские боги на новой почве изменяли свой облик, вбирая черты местных богов.

Первое место среди карфагенских божеств занимала богиня-дева Таннит, известная с V в. до н. э. по религиозной формуле пунических надписей как "Таннит перед Баалом". По значимости она соответствовала великим богиням Угарита - Ашере, Астарте и Анат, но не совпадала с ними по функциям и во многом превосходила их, что видно хотя бы по ее полному имени. Символами Таннит были полумесяц, голубь и треугольник с поперечиной - как бы схематическое изображение женского тела. Один из главных богов карфагенян - Баал-Хаммон, оказавшийся в тени Таннит, - сохранил некоторые черты своего предшественника Балу: Баал тоже был покровителем земледелия, "хлебоносцем", и изображался с колосьями в левой руке. Отождествленный с греческим Кроносом, этрусским Сатре и римским Сатурном, Баал-Хаммон принадлежал к старшему поколению богов; именно ему приносили многочисленные человеческие жертвы. Не менее почитаемым богом в Карфагене был Решеф, известный уже ханаанеям во II тыс до н. э., но не входивший тогда в число главных богов. Само имя Решеф означает "пламя", "искра", а атрибутом бога был лук, что давало грекам основание отождествлять его с Аполлоном, хотя на самом деле он был скорее всего богом грозы и небесного света, как греческий Зевс, этрусский Тин и римский Юпитер. Наряду с богами карфагеняне почитали героев. Известны алтари братьев Филенов, прославившихся подвигами в борьбе с местным населением или с эллинами. Богам и героям поклонялись как под открытым небом, близ посвященных им алтарей, так и в храмах, находившихся в ведении жрецов. Разрешалось совмещение жреческих и светских должностей. Жречество каждого храма составляло коллегию, во главе которой стоял главный жрец, принадлежавший к высшим слоям аристократии. Основная масса храмового персонала состояла из рядовых жрецов и жриц, должности которых тоже считались почетными. Среди служителей были также гадатели, музыканты, священные брадобреи, писцы и рабы, занимавшие более высокое положение, чем рабы частные и государственные. Особое значение в культе придавалось жертвоприношениям, сопровождавшимся обычно театрализованными представлениями. В жертву приносили часть урожая, животных и людей. Человеческие жертвоприношения известны многим древним религиям, но если у эллинов, этрусков, римлян они не носили постоянного характера, то в Карфагене человеческие жертвы приносились ежегодно - без них не обходился ни один крупный религиозный праздник. Наиболее распространены были жертвоприношения новорожденных детей. Карфагеняне брали в качестве заложников самых высокопоставленных граждан, карфагенские боги требовали себе в жертву прежде всего детей знати. И уберечь от этой участи своего ребенка был не в силах никто из выдающихся политиков и военачальников. Со временем жажда крови у карфагенских богов возрастала: детей приносили им в жертву все чаще и на все новых территориях, входивших в состав Карфагенской державы.

Торговая политика
Карфагеняне преуспевали в торговле. Карфаген вполне можно назвать торговым государством, так как в своей политике он руководствовался коммерческими соображениями. Многие его колонии и торговые поселения несомненно основывались в целях расширения торговли. Известно о некоторых предпринятых карфагенскими правителями экспедициях, причиной которых также явилось стремление к более широким торговым связям. В договоре, заключенном Карфагеном в 508 до н.э. с Римской республикой, только что возникшей после изгнания из Рима этрусских царей, предусматривалось, что римским кораблям нельзя заплывать в западную часть моря, но они могут пользоваться гаванью Карфагена. В случае вынужденной высадки где-либо еще на пунической территории они просили официальной защиты у властей и после починки судна и пополнения запасов продовольствия немедленно отплывали. Карфаген соглашался признать границы Рима и уважать его народ, а также его союзников. Карфагеняне заключали соглашения и в случае необходимости шли на уступки. Прибегали они и к силе, чтобы не допускать соперников в воды западного Средиземноморья, которые рассматривали как свою вотчину, за исключением побережья Галлии и примыкающих к ней берегов Испании и Италии. Они вели также борьбу с пиратством. Карфаген, не проявлял должного внимания к чеканке монеты. Судя по всему, собственной монеты здесь не было вплоть до 4 в. до н.э., когда были выпущены серебряные монеты, которые, если считать сохранившиеся экземпляры типичными, значительно различались по весу и качеству. Возможно, карфагеняне предпочитали пользоваться надежной серебряной монетой Афин и других государств, а большинство сделок совершали путем прямого товарообмена.


Сельское хозяйство

Карфагеняне были искусными земледельцами. Из зерновых культур важнейшими были пшеница и ячмень. На продажу производилось среднего качество вино. Фрагменты же керамической тары, найденные при археологических раскопках в Карфагене, свидетельствуют, что вина более высокого качества карфагеняне ввозили из Греции или с острова Родос. Карфагеняне славились своим пристрастием к вину, были приняты специальные законы против пьянства. В Северной Африке производилось в большом количестве оливковое масло, хотя и невысокого качества. Здесь произрастали инжир, гранат, миндаль, финиковая пальма, а у древних авторов имеются упоминания о таких овощах, как капуста, горох и артишоки. В Карфагене разводили лошадей, мулов, коров, овец и коз. Нумидийцы, жившие западнее, на территории современного Алжира, предпочитали породистых лошадей и славились как наездники. Большая часть африканских владений Карфагена была поделена между зажиточными карфагенянами, в крупных имениях которых хозяйство велось на научной основе. После падения Карфагена римский сенат, желая привлечь состоятельных людей к восстановлению производства на некоторых его землях, распорядился перевести это руководство на латинский язык. В качестве арендаторов, или издольщиков, работали местные жители - берберы, а иногда группы рабов под руководством надсмотрщиков.

Ремесло
Карфагенские ремесленники специализировались на производстве дешевых изделий, по большей части воспроизводивших египетские, финикийские и греческие образцы и предназначавшихся для сбыта в западном Средиземноморье, где Карфаген захватил все рынки. Производство предметов роскоши - например, яркой пурпурной краски, широко известной под названием “тирский пурпур”, - известно в более поздний период, когда Северной Африкой владели римляне, но можно считать, что оно существовало и до падения Карфагена. В Марокко и на острове Джерба, в наилучших местах для добывания мурекса, были основаны постоянные поселения. В соответствии с восточными традициями государство являлось рабовладельцем, применявшим рабский труд в арсеналах, на судоверфях или в строительстве.
Некоторые пунические мастера были очень искусны, особенно в плотницком деле и работах по металлу. Карфагенский плотник мог использовать для работы кедровую древесину, свойства которой знали с давних времен мастера Древней Финикии, работавшие с ливанским кедром. Вследствие постоянной потребности в кораблях как плотники, так и работники по металлу неизменно отличались высоким уровнем мастерства. Самым крупным из ремесленных производств было изготовление керамических изделий. Обнаружены остатки мастерских и гончарных печей, заполненных изделиями, которые предназначались для обжига. Каждое пуническое поселение в Африке производило керамические изделия, которые находят повсеместно в областях, входивших в сферу Карфагена, - на Мальте, Сицилии, Сардинии и в Испании.

КАРФАГЕН (финикийский Картхадашт, буквально - Новый город; отсюда греческий Каρ - χηδών, латинский Carthago, Картаго, ныне Картаджанна), древний город-государство в Северной Африке (в 18 км к северо-востоку от современного города Тунис), в 7-4 века до нашей эры подчинивший значительную часть побережья Северной Африки, юга Испании и ряд островов Средиземного моря. Основан финикийцами из города Тир в последней четверти 9 века до нашей эры. Согласно мифологической традиции, основательницей Карфагена была Дидона (Элисса), ставшая царицей нового города. После её гибели монархия была ликвидирована.

Благодаря удобному географическому положению Карфаген с начала 7 века превратился в крупный ремесленный город и центр посреднической торговли, поддерживал тесные связи со странами Восточного Средиземноморья, бассейна Эгейского моря, городами Италии и Тартессом. В 6 веке полководец Малх, одержав победу над местным африканским населением, освободил Карфаген от уплаты дани. С Малхом связано и подчинение других финикийских городов Африки. В 60-50-х годах 6 века Малх руководил военными действиями на острове Сицилия, результатом чего стало подчинение Карфагену финикийских городов этого острова. Поход карфагенян на остров Сардиния (545-535) закончился неудачей. В наказание Малх был приговорён к изгнанию вместе со всем своим войском. В ответ полководец самовольно вернулся в Карфаген и попытался произвести государственный переворот, который не удался, и Малх был казнён. После этих событий первенствующее положение в государстве занял Магон. Магониды удерживали власть в течение трёх поколений. Их важными партнёрами в центре Средиземноморья были этруски, и в союзе с этрусским городом Цере они вытеснили греков с острова Корсика. Произошло перераспределение сфер влияния в этом регионе, и Сардиния окончательно попала под влияние Карфагена. В Испании карфагеняне разрушили Тартесс и подчинили себе остатки Тартессийской державы. Они пытались захватить и Сицилию, но в 480 потерпели поражение, сохранив за собой её западную часть. Возникла могущественная Карфагенская держава.

Античные авторы пишут о карфагенском многоотраслевом земледелии. Сформировалась сложная социально-политическая система Карфагена. Возникло противопоставление карфагенских граждан остальному населению державы. Община граждан состояла из двух групп - «могущественных», то есть аристократии, и «малых», как называли более низкие слои граждан. По отношению к рабам и другим категориям подчинённого населения граждане выступали как сплочённая ассоциация. Материальной основой гражданской общины являлась общинная собственность, выступавшая в двух видах: как собственность всей общины (например, арсеналы, верфи и т.п.) и как собственность отдельных граждан. Собственность граждан была преимущественно мелкой и средней. Крупные собственники владели несколькими сравнительно небольшими имениями.

Приблизительно к середине 5 века до нашей эры была свергнута власть Магонидов. Карфаген стал аристократической республикой. Высшая власть официально принадлежала народу, но практически она находилась в руках 2 советов (первого - более многочисленного и второго - состоявшего из 100 или 104 членов; возможно, последний был своего рода постоянным органом при первом). Важную роль в управлении играли пентархии (комиссии из пяти членов), которые не избирались, а сами кооптировали своих членов, сохранявших влияние и после срока пребывания в комиссиях. Высшей исполнительной властью были два суффета, избираемые на год (их можно было переизбирать неоднократно). Основной военной силой была наёмная армия, но и сами граждане Карфагена привлекались к военной службе (например, флот комплектовался из граждан). На высшие посты в государстве избирались граждане с учётом имущественного ценза, что резко сокращало число лиц, реально допущенных к власти.

Ядром Карфагенской державы был Карфаген с территорией, непосредственно ему подчинённой, и выведенные им колонии. Карфагену подчинялись и колонии, ранее выведенные Тиром, хотя некоторые из них официально считались равноправными с Карфагеном. Финикийские колонии (Утика, Гиппон, Лептис-Магна, Лептис-Минор и др.), входившие в состав Карфагенской державы, имели близкую к Карфагену социальную и политическую структуру и, видимо, пользовались внутренней автономией. Они должны были выплачивать карфагенским властям налог-пошлину со своей торговли. Следующей категорией подчинённых Карфагену территорий были «подданные». По большей части в их внутреннюю жизнь Карфаген не вмешивался, сохраняя их социально-политическую структуру и ограничиваясь взятием заложников. Но иногда карфагеняне устанавливали «прямое» управление через своих представителей, насильственно привлекая жителей этих территорий к военной службе и облагая тяжёлыми налогами. Усиливался произвол карфагенских чиновников. Другая категория - «союзники». Они были лишены внешнеполитической инициативы и должны были поставлять контингенты в карфагенскую армию. На них накладывалась подать (хотя, вероятно, меньшая, чем налог на подданных), их верность также обеспечивалась взятием заложников. Попытки «союзников» уклониться от выполнения своих обязанностей воспринимались как мятеж. Существование такой структуры Карфагенской державы было выгодным не только правящей верхушке, но и широким слоям граждан Карфагена. В колонии и другие подчинённые города и территории выезжали многие граждане и как поселенцы, и как чиновники, что давало им возможность резко улучшить своё материальное положение. Из морского и торгового преобладания извлекали выгоды широкие слои карфагенских ремесленников и особенно торговцев.

Карфагенская держава возникла в результате ожесточённой борьбы карфагенян как с местным населением (ливийцами, нумидийцами и др.), так и со своими соперниками - греками (особенно в Сицилии). Войны с сицилийскими греками шли с переменным успехом. Граница между карфагенской и греческой частями острова передвигалась то в одну, то в другую сторону, но в целом разделение Сицилии на две части оставалось неизменным.

В 264 году до нашей эры началась первая война с главным соперником Карфагена в Западном Средиземноморье - Римом (смотри Пунические войны; поскольку римляне называли карфагенян пунами, войны получили название пунических). В результате 1-й Пунической войны (264-241) Карфаген потерял Сицилию. Это привело к социальному и политическому кризису, восстанию наёмников, к которым примкнули рабы, ливийцы и нумидийцы. Восстание распространилось на Сардинию и Испанию. Лишь огромными усилиями, применяя хитроумную дипломатию и невероятную жестокость, вставший во главе армии Гамилькар Барка сумел разгромить врагов. Сардинию Карфаген вынужден был уступить Риму. Произошёл раскол в среде правящей олигархии. Баркиды (члены семьи Гамилькара Барки) и их сторонники выступали за подготовку новой войны с Римом, за восстановление доминирующего положения Карфагена в Западном Средиземноморье. Их интересы совпадали с интересами широких слоёв граждан, тоже заинтересованных в реванше. На этой основе возник союз между Баркидами и демократической «партией» (во главе с Гасдрубалом).

Гамилькар и его преемники восстановили и расширили карфагенские владения в Испании. Возглавивший армию сын Гамилькара Ганнибал напал на город Сагунт, находившийся в союзе с Римом. Это нападение было явной провокацией, рассчитанной на ответ со стороны Рима. Началась 2-я Пуническая война (218-201), которая, несмотря на блестящий переход Ганнибала через Пиренеи и Альпы и победы в ряде сражений в Италии, включая Канны (216), завершилась разгромом карфагенской армии. По условиям договора карфагеняне должны были выплатить огромную контрибуцию, выдать весь военный флот, отказаться от всех внеафриканских владений, а в самой Африке признать независимость Нумидии. Карфаген фактически превратился в протекторат Рима.

Карфагенские владения были сведены к сравнительно небольшой городской округе. У властей пропала возможность поддерживать благополучие граждан за счёт подчинённых народов и территорий, что привело к новому социальному и политическому кризису. В 195 избранный суффетом Ганнибал провёл политическую реформу, которая ограничила власть олигархии и открыла путь к власти, с одной стороны, широким слоям гражданского населения, а с другой - демагогам, которые могли воспользоваться движением этих слоёв.

Дальнейшее развитие Карфагена было прервано 3-й Пунической войной (149-146). В 146 после трёхлетней осады римские солдаты ворвались в город. На его улицах развернулись ожесточённые бои. Последний оплот защитников - храм Эшмуна - подожгли сами осаждённые, предпочтя смерть рабству. Большая часть карфагенян погибла, 500 тысяч оставшихся в живых были превращены в рабов. Карфаген был разрушен до основания, и это место было вспахано и засеяно солью в знак вечного проклятия. Часть карфагенской территории передана нумидийцам, другая - превращена в римскую провинцию Африка.

При Юлии Цезаре (44 до нашей эры) и Августе (29 до нашей эры) на месте древнего Карфагена была основана римская колония Colonia Iulia Carthago, превратившаяся в крупный средиземноморский город и порт (особенно интенсивно строительство велось при римских императорах Адриане, Антонине Пие и Септимии Севере). В 439 году нашей эры разрушен вандалами, в 533-698 находился в составе Византии. В 698 завоёван арабами.

Лит.: Gsell S. Histoire ancienne de l’Afrique du Nord. Р., 1913-1928. Vol. 1-8; Acquaro Е. Cartagine: un impero sul Mediterraneo. Roma, 1978; Harden D. The Phoenicians. Harmondsworth, 1980; Кораблев И. Ш. Ганнибал. М., 1981; Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1986; Blázquez J. М., Alvar J., Wagпer С. G. Fenicios у cartagineses en el Mediterraneo. Madrid, 1999; Huss W. Die Karthager. 3. Aufl. Мünch., 2004; Шифман И. Ш. Карфаген. СПб., 2006.

Ю. Б. Циркин.

Искусство . Письменные источники, а также археологические раскопки, начатые в 19 веке, позволяют в общих чертах восстановить расположение пунического города Карфаген. Он был окружён рвом и двумя мощными стенами с башнями. Состоял из трёх частей: расположенного на холмах «Верхнего города» (цитадели Бирса с храмом бога Эшмуна) - политического и религиозного центра; «Нижнего города», расположенного вблизи гаваней; сельского предместья Мегара. Сохранились руины целого квартала, остатки 2 гаваней и, возможно, набережной. Раскопки некрополей вскрыли ряд погребений 7-2 века до нашей эры, многие из которых имели богатый инвентарь - художественные предметы из бронзы, ювелирные изделия, глиняные светильники, сосуды, статуэтки, маски. Встречаются импортные предметы - египетские амулеты, коринфские вазы и др. Интерес представляют саркофаги со скульптурным изображением человека, созданные под сильным влиянием египетского и греческого искусства; ряд предметов свидетельствует также о связях с древней Италией, главным образом с Этрурией. К памятникам местного искусства относятся многочисленные стелы из известняка, реже из мрамора, посвящённые финикийским богам Танит и Ваалу-Амону. В круг произведений пунического искусства входят также памятники других городов Карфагенской державы - Дугги, Утики и др.

Искусство Карфагена римского периода во многом близко искусству других североафриканских центров: Волюбилиса и Тингиса (ныне Танжер) в современном Марокко, Цезареи (ныне Шершель) в современном Алжире и др. Для архитектуры 2-3 века нашей эры характерно стремление к роскоши и грандиозности. В городе была создана прямоугольная сеть улиц; на холме Бирса построен Капитолий, который окружали мощные подпорные стены с террасами, соединёнными лестницами и украшенными статуями; на месте храма бога Эшнума был возведён храм Эскулапа. В самом городе построены театр и одеон, на окраине - цирк (около 60 тысяч зрителей) и амфитеатр, который, по свидетельству арабских писателей, имел 5 ярусов с аркадами, украшенными скульптурными изображениями животных, кораблей и др. В 131-161 были построены термы, включавшие огромный центральный зал, залы для отдыха на нижнем этаже и банные помещения на верхнем. Внутри термы были украшены мозаиками, мраморными облицовками и статуями. В архитектуре частных домов заметно стремление приспособить эллинистически-римский перистильный дом к африканскому климату. Дома обычно имели бассейны и небольшие святилища, часто украшались фресками и мозаиками. Получила распространение декоративная и надгробная скульптура.

Лит.: Audollent А. Carthage romaine. Р., 1901; Lézine А. Carthage. Utique: Etudes d’architecture et d’urbanisme. Р., 1968; Cintas Р. Manuel d’archéologie punique. Р., 1970-1976. Vol. 1-2; Benichou-Safar Н. Les tombes puniques de Carthage. Р., 1982; Lancel S. Carthage. Р., 1992.

Загрузка...
Top