Простые вещества вокруг нас. Вещества простые и сложные

Окружающий мир материален. Материя бывает двух видов: вещество и поле. Объект химии – вещество (в том числе и влияние на вещество различных полей – звуковых, магнитных, электромагнитных и др.)

Вещество - все, что имеет массу покоя (т.е. характеризуется наличием массы тогда, когда не движется) . Так, хотя масса покоя одного электрона (масса не движущегося электрона) очень мала – около 10 -27 г, но даже один электрон – это вещество.

Вещество бывает в трех агрегатных состояниях – газообразном, жидком и твердом. Есть еще одно состояние вещества – плазма (например, плазма есть в грозовой и шаровой молнии), но в школьном курсе химию плазмы почти не рассматривают.

Вещества могут быть чистыми, очень чистыми (нужными, например, для создания волоконной оптики), могут содержать заметные количества примесей, могут быть смесями.

Все вещества состоят из мельчайших частиц – атомов. Вещества, состоящие из атомов одного вида (из атомов одного элемента), называют простыми (например, древесный уголь, кислород, азот, серебро и др.). Вещества, которые содержат связанные между собой атомы разных элементов, называют сложными.

Если в веществе (например, в воздухе) присутствуют два или большее число простых веществ, и их атомы не связаны между собой, то его называют не сложным, а смесью простых веществ. Число простых веществ сравнительно невелико (около пятисот), а число сложных веществ огромно. К настоящему времени известны десятки миллионов разных сложных веществ.

Химические превращения

Вещества способны вступать между собой во взаимодействие, причем возникают новые вещества. Такие превращения называют химическими . Например, простое вещество уголь взаимодействует (химики говорят – реагирует) с другим простым веществом – кислородом, в результате образуется сложное вещество – углекислый газ, в котором атомы углерода и кислорода связаны между собой. Такие превращения одних веществ в другие называют химическими. Химические превращения – это химические реакции. Так, при нагревании сахара на воздухе сложное сладкое вещество – сахароза (из которого состоит сахар) – превращается в простое вещество – уголь и сложное вещество – воду.

Химия изучает превращения одних веществ в другие. Задача химии – выяснить, с какими именно веществами может при данных условиях взаимодействовать (реагировать) то или иное вещество, что при этом образуется. Кроме того, важно выяснить, при каких именно условиях может протекать то или иное превращение и можно получить нужное вещество.

Физические свойства веществ

Каждое вещество характеризуется совокупностью физических и химических свойств. Физические свойства – это свойства, которые можно охарактеризовать с помощью физических приборов . Например, с помощью термометра можно определить температуру плавления и кипения воды. Физическими методами можно охарактеризовать способность вещества проводить электрический ток, определить плотность вещества, его твердость и т.д. При физических процессах вещества остаются неизменными по составу.

Физические свойства веществ подразделяют на счислимые (те, которые можно охарактеризовать с помощью тех или иных физических приборов числом, например, указанием плотности, температур плавления и кипения, растворимости в воде и др.) и несчислимые (те, которые охарактеризовать числом нельзя или очень трудно – такие, как цвет, запах, вкус и др.).

Химические свойства веществ

Химические свойства вещества – это совокупность сведений о том, с какими другими веществами и при каких условиях вступает в химические взаимодействия данное вещество . Важнейшая задача химии – выявление химических свойств веществ.

В химических превращениях участвуют мельчайшие частицы веществ – атомы. При химических превращениях из одних веществ образуются другие вещества, и исходные вещества исчезают, а вместо них образуются новые вещества (продукты реакции). А атомы при всех химических превращениях сохраняются . Происходит их перегруппировка, при химических превращениях старые связи между атомами разрушаются и возникают новые связи.

Химический элемент

Число различных веществ огромно (и у каждого из них своя совокупность физических и химических свойств). Атомов, отличающихся друг от друга по важнейшим характеристикам, в окружающем нас материальном мире сравнительно невелико – около ста. Каждому виду атомов отвечает свой химический элемент. Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковыми или близкими характеристиками . В природе встречается около 90 различных химических элементов. К настоящему времени физики научились создавать новые, отсутствующие на Земле виды атомов. Такие атомы (и, соответственно, такие химические элементы) называют искусственными (по-английски – man-made elements). Искусственно полученных элементов к настоящему времени синтезировано более двух десятков.

Каждый элемент имеет латинское название и одно- или двух-буквенный символ. В русскоязычной химической литературе нет четких правил произношения символов химических элементов. Одни произносят так: называют элемент по-русски (символы натрия, магния и др.), другие – по латинским буквам (символы углерода, фосфора, серы), третьи – как звучит название элемента по-латыни (железо, серебро, золото, ртуть). Символ элемента водорода Н у нас принято произносить так, как эту букву произносят по-французски.

Сравнение важнейших характеристик химических элементов и простых веществ приведено в таблице ниже. Одному элементу может отвечать несколько простых веществ (явление аллотропии: углерод, кислород и др.), а может – и одно (аргон и др. инертные газы).














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: показать тесную связь химиис нашей повседневной жизнью.

Оборудование: мультимедийный проектор; три вида мыла – хозяйственное, туалетное, жидкое; два вида стирального порошка – для хлопчатобумажных и шерстяных тканей; фенолфталеин; сода; раствор уксусной кислоты; лимонная кислота кристаллическая; мука; вода; пробирки; стаканы химические; шпатель.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Cлайд 2)

Учитель. В начале было слово. И слово было – Бог. За семь дней и ночей создателем был сотворен материальный мир, который состоит из вещества. А вещество – это объект изучения науки ХИМИИ.

(Слайд 3)

– Итак, давайте вместе очаруемся этой божественной наукой, и убедимся в том, что все наше окружение – это химические вещества. И мы с вами, наше тело и даже наши чувства – это тоже химия.
Начнем с самого начала. Вот рождается малыш. (Слайд 4) С первым его криком расправляются легкие, малыш делает первый вдох. И этот процесс сопровождает нас всю жизнь.

Вопросы к аудитории:

– А какой газ нам при этом необходим? (Кислород)

– Как называется вещество переносящее кислород? (Гемоглобин)

– Давайте вместе полюбуемся на эту замечательную молекулу. (Слайд 5) Кислород, присоединившись, к иону железа, расположенного посередине гемоглобина, как в карете проезжает ко всем органам нашего тела. Наши ткани наполняются живительным кислородом, благодаря которому идут процессы окисления.

– А теперь другой момент. Скажите, испытывали ли вы стресс? Конечно! Я полагаю, стресс знаком многим.

Вопрос к аудитории:

– Знаете ли вы, какой гормон вырабатывается при этом? (Адреналин)

– А сегодня вы испытывали волнение?

– Конечно, в школе без волнения не обойтись! И вновь у вас выброс адреналина. (Слайд 6) Мудрая природа создала адреналин для действия. Следовательно, при выбросе адреналина человеку нужно активно двигаться, бегать, прыгать, размахивать руками. Что мы с вами сейчас и сделаем. Встали. Подняли руки, активно потряхиваем руками. Одновременно потопаем ногами.

– Молодцы! Весь накопившейся адреналин выработали.

– Оказывается, стрессоустойчивость зависит от белка, к которому прикрепляется адреналин. Если молекула белка крупная, человек устойчив к стрессу, если мелкая – устойчивость к стрессу мала. Давайте полюбуемся на замечательную структуру белковой молекулы. (Слайд 7) Восхитимся мудрой природой, создавшей такую красоту.

Вопрос к аудитории:

– Что же определяет структуру белка? Где зашифрована наследственная информация? (ДНК)

– Конечно же, в молекуле ДНК. Обратимся к структуре ДНК. (Слайд 8) Посмотрите, какая красавица! Слева представлен вид сверху, справа – двойная спираль, состоящая из двух комплиментарных цепей. Не зря они так названы, одна цепь делает комплимент другой. А полное название ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота. Звучит как песня!

– Давайте проведем мысленный эксперимент – перенесемся к себе домой. Нас дома всегда ждут.

Вопрос к аудитории:

– Кто вас встречает первым у порога? Какие чувства испытываете вы при этом?

– Замечательно! Всех нас ждут дома мамы и папы, бабушки и дедушки, котики и собачки, хомячки и попугайчики. А мы рады встрече с ними. (Слайд 9)

– А теперь представьте – перед вами тарелка с пельменями, заправленная сметаной. Или на столе дымится пирог с румяной корочкой. Дом наполнен изумительным ароматом. Вы подносите ко рту желанный кусок. Что вы испытываете при этом?
Всего этого блаженства вы бы не испытали, если бы не образовался в организме гормон радости – серотонин. Полюбуйтесь на виновника торжества! (Слайд 10) Хорош! Выработаем его здесь и сейчас. Нет, к сожалению, вы не будете сейчас держать в руке увесистый кусок пирога. Вы не погладите любимого питомца. Мы поступим проще – вспомним детство. Каждый из нас, будучи ребенком, улыбался и задорно смеялся около 360 раз в день. Улыбнитесь, найдите на лице бугорки радости рядом со скулами. Кончиками пальцев активно потрите их. Посмотрите на своих соседей слева и справа, подарите им свою улыбку! Вот и выработали серотонин!

– Итак, мы дома. Первым делом посетим домашнюю лабораторию под названием – ванная. (Слайд 11) Моем руки, заодно не теряя время, включаем стиральную машину. Какое мыло выбрать? Какой порошок? Для проведения эксперимента нужны, пять химиков. С ними мы проверим щелочные свойства трех видов мыла – хозяйственного, туалетного, жидкого и двух сортов порошка – для шерсти и для хлопчатобумажных тканей. (В пяти пробирках находятся образцы вышеперечисленных моющих средств. В каждую наливают несколько миллилитров воды, встряхивают. Затем в растворы капают по капле раствора фенолфталеина, наблюдают за интенсивностью малинового окрашивания и делают выводы.)

Выводы. Наиболее яркая окраска в растворе хозяйственного мыла, среда сильнощелочная, следовательно, этим мылом необходимо пользоваться для стирки сильно загрязненных изделий. Раствор туалетного мыла также изменил окраску индикатора – им пользуемся для мытья грязных рук и тела. А вот жидким мылом можно пользоваться часто, так как его раствор не изменил цвета индикатора, среда нейтральная.
Наиболее щелочная среда в растворе стирального порошка для хлопчатобумажных тканей, следовательно, этим видом моющего средства нужно стирать изделия из тканей выдерживающих агрессивную среду. В другом виде порошка раствор фенолфталеина только порозовел, т. е. он годится для стирки изделий из натуральных шелковых и шерстяных тканей.

– Переходим на кухню – главную домашнюю лабораторию. Здесь происходят основные таинства приготовления. Чем оснащена главная лаборатория дома? (Слайд 12)
Знакомьтесь, «Горячее Величество» – плита.

Вопросы к аудитории:

– Для чего нужна плита? Что в ней горит?

– А теперь, пожалуйста, желающий запишет на доске реакцию горения метана, и сравнит ее с записью на экране.

– Сделаем выводы. Метан взаимодействует с кислородом, при этом выделяется углекислый газ и пары воды. Поэтому при зажигании конфорок необходимо открыть форточку. А для чего затеваем реакцию горения? Конечно, нам нужна энергия, выделяющаяся в результате реакции. Поэтому реакция записана в термохимическом виде, в конце уравнения +Q, что означает выделение тепла – реакции экзотермическая.

– На очереди «Морозное Величество» – холодильник.

Вопрос к аудитории:

– Для чего нужен холодильник?

– Вы правы, он необходим для замедления процессов порчи пищи – реакций окисления и разложения. Холодильник олицетворяет сложнейший раздел химии – химическую кинетику. Отнесемся к «Морозному Величеству» с почтением.

– Переходим к «Высочествам» – шкафам. Чего тут только нет – ложки, поварешки, кастрюли, сковородки, крупы, мука, соль, сахар, специи и много еще чего вкусного и интересного. Будем готовить пирог из песочного теста, причем химически грамотно. В кулинарных книгах рекомендуется для приготовления теста добавить соду погашенную уксусом.

Вопрос к аудитории:

– С какой целью в тесто добавляется сода с уксусом?

– Верно, чтобы пирог был пышным. А теперь посмотрите на эту реакцию. (Демонстрация взаимодействия соды с уксусной кислотой) . Наблюдаем «вскипание» за счет выделения углекислого газа. Итак, основная масса углекислого газа улетучилась в атмосферу, для поднятия теста газа осталось немного. Поэтому соду уксусом не гасим, а добавляем в муку соду и сухую кристаллическую лимонную кислоту. Замешиваем тесто, добавляя необходимые ингредиенты.

(Демонстрация. В глубоком стакане смешать соду, кристаллическую лимонную кислоту, муку, добавить воду. Наблюдается медленное поднятие пышного теста. В другом стакане муку смешать с водой, туда же добавить соду погашенную уксусом. В этом случае тесто поднимается намного меньше и быстро оседает.)

– Мы с вами убедились в том, что и пироги нужно готовить химически грамотно. Углекислый газ должен выделяться в процессе выпечки – результат пышный пирог, вот такой как наш! (Слайд 13)

– Думаю, я убедила вас в том, что химия – поэма вещества! (Слайд 14)

Чекалина Олеся

Данная работа адресована тем, кто ещё только начинает знакомиться с интереснейшим миром химии. Работа выполнена в виде компьютерной презентации, её рекомендуется показывать ученикам, которые только приступили к изучению химии или данный предмет уже изучают. Здесь даётся представление о химических веществах, которые окружают нас в быту, в нашей повседневной жизни. Работа расширяет представление о применении различных (синтетических или природных) веществ, повышает значимость науки химии. Презентацию рекомендуется показывать на уроках, на курсах по выбору, кружках и факультативах по химии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вещества вокруг нас. Выполнила Чекалина Олеся Учитель: Кармаза Елена Владимировна Ивангородская средняя школа №1

Мы каждый день имеем дело с различными видами бытовой химии, начиная от обычного мыла и оканчивая красителями для машин, а также десятками видов, сотнями наименований продукции химической промышленности, предназначенных для выполнения всех возможных домашних работ. Химия на кухне; Химия в ванной; Химия в саду и огороде; Химия в косметике и гигиене; Химия в домашней аптечке. Вот некоторые из них:

Химия на кухне Химия на кухне необходима, прежде всего, для здоровья человека т.к. именно на кухне мы проводим половину жизни. На кухне все нужно содержать в чистоте и порядке, потому что в антисанитарных условиях можно получить кожные заболевания и даже привести к отравлению. Для того чтобы кухня не была уязвимым местом для здоровья человека, нужно постоянно наводить на ней порядок: · Кухонный стол нужно протирать перед и после каждого приема пищи; · Протирать поверхность стола лучше всего тряпкой, предварительно смоченной в мыльной воде с добавлением уксусной кислоты (это очень эффективный способ) ; · Для мытья посуды наиболее эффективны жидкие СМП (средства для мытья посуды, такие как AOS, Sorti и т.д.), обладающие высокой мылкостью; · Чистку стеклянных поверхностей осуществляют посредством спрееобразных веществ.

Химия в ванной Химия в ванной тоже подразумевает чистоту т.к. в ванне мы наводим гигиену тела. Для того чтобы отчистить ванную, необходимо использовать хлорсодержащие вещества, очищающие порошки (« Пемо-люкс », «Сода эффект » и т.д.). Для того чтобы навести гигиену тела, человек использует множество химических веществ - это всевозможные шампуни, гели для душа, мыло, кремы для тела, всевозможные лосьоны и т.д.

Химия в саду и огороде Фрукты, ягоды, овощи, злаковые культуры – все это растет в саду и огороде, и для того чтобы урожай был хороший, человек добавляет различные химические вещества для ускорения роста растений, пестициды, гербициды. Все это в разной мере вредит здоровью, прежде всего потребителю этих плодово-ягодных культур. Чтобы избежать вредного воздействия этих веществ, нужно использовать натуральные удобрения животного происхождения. Химия в саду и огороде используется в основном для защиты от вредителей и болезней растений: плодовых культур, ягодных культур, овощей, цветов. Применяют также минеральные удобрения, содержащие азот, калий, фосфор и микроэлементы. Они способствуют повышению урожайности растений. Инсектициды, фунгициды, реппеленты - подразумевают борьбу с вредными насекомыми, садовыми грибками и т. д.

Химия в косметике и гигиене Косметическими средствами по большей части пользуется женская половина человечества. К гигиеническим средствам относят мыло, шампуни, дезодоранты, кремы. К косметической продукции относят помады, пудру, тени для век, тушь для ресниц и бровей, карандаши для подвода глаз, губ, тональный крем и многое другое. В наше время не существует такой косметики, которая бы была не химического происхождения, за исключением кремов и масок приготовленных на основе растений. Чтобы защититься от недоброкачественной косметики, нужно следить за сроками их годности. Ведь вещества, из которых они изготовлены, подвергаются воздействию окружающей среды.

Химия в домашней аптечке "На всякую болесть зелье есть" (Русская пословица) В древности не было аптек: лекарства врачи составляли сами. Сырье для изготовления целебных снадобий они покупали у "копателей корешков растений" и хранили на складе - аптеке. Само слово "аптека" происходит от греческого "склад". В России при царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) при аптеках уже существовала должность " алхимиста " (химика-лаборанта), который готовил лекарства. Многие знаменитые ученые, вошедшие в историю как химики, по своей основной должности были именно аптекарями и фармацевтами. Само собой разумеется, что в каждой семье должна быть домашняя аптечка. И это самое "химическое" место в квартире.

Аптечные старожилы "Чем старее, тем правее. Чем моложе, тем дороже" (Русская поговорка) Есть старинные лекарственные средства, которые не потеряли своего значения до сих пор. Это перманганат калия – « марганцовка » , пероксид (перекись) водорода, иод, нашатырный спирт, поваренная соль, английская соль (сульфат магния), питьевая сода (гидрокарбонат натрия) , квасцы, ляпис (нитрат серебра) "свинцовый сахар" - ацетат свинца, борная кислота, ацетилсалициловая кислота (аспирин) - распространенное жаропонижающее средство.

Лечит природа Природа - неисчерпаемая и до сих пор не изученная до конца людьми кладовая целебных средств. Среди них почетное место занимают: · мед, · прополис, · чайный гриб В их составе –природные химические вещества.

МЁД "Птичка мёда, Божья пчелка, Ты, лесных цветов царица! Принеси пойди ты мёду, Взяв из чашечек цветочных, Из травинок ароматных, Чтоб могла унять я боли, Утолить страданья сына..." (Карельский эпос "Калевала") Пчелиный мёд в мазях помогает образованию глютатиона, вещества, играющего важную роль в окислительно-восстановительных процессах организма и ускоряющего рост и деление клеток. Поэтому под действием мёда раны заживляются быстрее. Особенно сильно действует мазь из равных количеств мёда и облепихового масла.

Прополис Прополис ("пчелиный клей") − смолистое вещество, которым пчелы заделывают щели своего жилища. Он получается в ходе первичного переваривания пчелами цветочной пыльцы и содержит около 59% смол и бальзамов, 10% эфирных масел и 30% воска.

Чайный гриб "Воспрянув из серебряных оков, родится омут сладкий и соленый, неведомым дыханьем населенный и свежей толчеею пузырьков." (Б. Ахмадулина) Незаслуженно забытый чайный гриб помогает создать прямо дома небольшую "фабрику" безалкогольных напитков, выпускающую вкусную и, что важно, полезную продукцию, способную утолить жажду в летнюю жару.

Болезнь XXI века - аллергия

Органические и неорганические вещества;
> распознавать металлы и неметаллы;
> определять металлические и неметаллические элементы по их расположению в периодической системе Д. И. Менделеева; понять, почему все металлы похожи по свойствам.

Атомы в обычных условиях не могут долго существовать поодиночке. Они способны соединяться с такими же или другими атомами, что обуславливает большое разнообразие в мире веществ.

Вещество, образованное одним химическим элементом, называется простым, а вещество, образованное несколькими элементами, - сложным, или химическим соединением.

Простые вещества

Простые вещества делят на металлы и неметаллы. Такую классификацию простых веществ предложил выдающийся французский ученый A.Л. Лавуазье в конце XVIII в. Химические элементы, от которых происходят металлы, называют металлическими, а те, которые образуют неметаллы, -
неметаллическими. В длинном варианте системы Д. И. Менделеева (форзац II) они разграничены ломаной линией. Металлические элементы находятся слева от нее; их значительно больше, чем неметаллических.

Это интересно

Простые вещества 13 элементов - Au, Ag, Cu, Hg, Pb, Fe, Sn, Pt, S, С, Zn, Sb и As были известны еще в древности.

Каждый из вас может, не задумываясь, назвать несколько металлов (рис. 36). Они отличаются от остальных веществ особым «металлическим» блеском. Эти вещества имеют много общих свойств.

Рис. 36. Металлы

Металлы в обычных условиях являются твердыми веществами (только ртуть - жидкость), хорошо проводят электрическии ток и теплоту, имеют в основном высокие температуры плавления (свыше 500 °С).


Рис. 37. Упрощенная модель внутреннего строения металла

Они пластичны; их можно ковать, вытягивать из них проволоку.

Благодаря своим свойствам металлы уверенно вошли в жизнь людей. Об их огромном значении свидетельствуют названия исторических эпох: медный век, бронзовый1 век, железный век.

Сходство металлов обусловлено их внутренним строением.

Строение металлов. Металлы - кристаллические вещества. Кристаллы в металлах намного мельче, чем кристаллы сахара или поваренной соли, и увидеть их невооруженным глазом невозможно.

Молекула - электронейтральная частица, состоящая из двух или большего числа соединенных атомов.

В каждой молекуле атомы соединены между собой достаточно прочно, а молекулы друг с другом в веществе - очень слабо. Поэтому вещества молекулярного строения имеют невысокие температуры плавления и кипения.

Кислород и озон являются молекулярными веществами. Это простые вещества Оксигена. Молекула кислорода содержит два атома Оксигена, а молекула озона - три (рис. 39).

Рис. 39. Модели молекул

He только Оксиген, но и многие другие элементы образуют по два и более простых веществ. Поэтому простых веществ в несколько раз больше, чем химических элементов .

Названия простых веществ.

Большинство простых веществ называют так, как и соответствующие элементы. Если названия разные, то они приведены в периодической системе, причем название простого вещества расположено ниже названия
элемента (рис. 40).

Назовите простые вещества элементов Гидргена, Лития, Магния, Нитрогена.

1 Термин «молекула» происходит от латинского слова moles (масса), уменьшительного суффикса cula и в переводе означает «маленькая масса».

Названия простых веществ записывают внутри предложения с маленькой буквы.


Рис. 40. Клетка периодической системы

Сложные вещества (химические соединения)

Соединение атомов разных химических элементов порождает множество сложных веществ (их в десятки тысяч раз больше, чем простых).

Существуют сложные вещества с молекулярным, атомным и ионным строением. Поэтому их свойства очень разные.

Молекулярные соединения в основном летучи, нередко имеют запах. Температуры их плавления и кипения значительно ниже, чем соединений с атомным или ионным строением.

Молекулярным веществом является вода. Молекула воды состоит из двух атомов Гидрогена и одного атома Оксигена (рис. 41).


Рис. 41. Модель молекулы воды

Молекулярное строение имеют угарный и углекислый газы , сахар, крахмал, спирт, уксусная кислота и др. Количество атомов в молекулах сложных веществ может быть разным - от двух атомов до сотен и даже тысяч.

Некоторые соединения имеют атомное строение.

Одним из них является минерал кварц, главная составляющая песка. В нем содержатся атомы Силиция и Оксигена (рис. 42).


Рис. 42. Модель соединения атомного строения (кварца)

Существуют также ионные соединения. Это - поваренная соль, мел, сода, известь, гипс и многие другие. Кристаллы поваренной соли состоят из положительно заряженных ионов Натрия и отрицательно заряженных ионов Хлора (рис. 43). Каждый такой ион образуется из соответствующего атома (§ 6).


Рис. 43. Модель ионного соединения (поваренной соли)

Это интересно

В молекулах органических соединений, кроме атомов Карбона, содержатся, как правило, атомы Гидрогена, нередко - атомы Оксигена, иногда - некоторых других элементов.

Взаимное притяжение многих противоположно заряженных ионов обуславливает существование ионных соединений.

Ион, образовавшийся из одного атома, называют простым, а ион, который образовался из нескольких атомов, - сложным.

Положительно заряженные простые ионы существуют для металлических элементов, а отрицательно заряженные - для неметаллических элементов.

Названия сложных веществ.

В учебнике до сих пор приводились технические или бытовые названия сложных веществ. Кроме того, вещества имеют и химические названия. Например, химическое название поваренной соли - натрий хлорид, а мела - кальций карбонат. Каждое такое название состоит из двух слов. Первым словом является название одного из элементов, которыми образовано вещество (оно пишется с маленькой буквы), а второе происходит от названия другого элемента.

Органические и неорганические вещества.

Раньше органическими веществами называли те вещества, которые содержатся в живых организмах. Это белки, жиры, сахар, крахмал, витамины , соединения, придающие цвет, запах, вкус овощам и фруктам, и др. Co временем ученые начали получать в лабораториях подобные по составу и свойствам вещества, которых нет в природе. Сейчас органическими веществами называют соединения Карбона (за исключением угарного и углекислого газов, мела, соды, некоторых других).

Большинство органических соединений способны гореть, а при нагревании в отсутствие воздуха обугливаются (уголь почти полностью состоит из атомов Карбона).

К неорганическим веществам принадлежат остальные сложные вещества, а также все простые. Они составляют основу минерального мира, т. е. содержатся в почве, минералах, горных породах, воздухе, природной воде. Кроме того, неорганические вещества есть и в живых организмах.

Материал параграфа обобщен в схеме 6.


Лабораторный опыт № 2

Ознакомление с веществами различных типов

Вам выданы такие вещества (вариант укажет учитель):

вариант I - сахар, кальций карбонат (мел), графит, медь;
вариант II - парафин, алюминий, сера, натрий хлорид (поваренная соль).

Вещества находятся в банках с этикетками.

Внимательно рассмотрите вещества, обратите внимание на их названия. Определите среди них простые (металлы, неметаллы) и сложные вещества, а также органические и неорганические.

Внесите в таблицу название каждого вещества и укажите его тип, записав в соответствующих столбцах знак «+».

Выводы

Вещества бывают простыми и сложными, органическими и неорганическими.

Простые вещества делят на металлы и неметаллы, а химические элементы - на металлические и неметаллические.

Металлы имеют немало общих свойств благодаря сходству их внутреннего строения.

Неметаллы состоят из атомов или молекул и по своим свойствам отличаются от металлов.

Сложные вещества (химические соединения) имеют атомное, молекулярное или ионное строение.

Почти все соединения Карбона принадлежат к органическим веществам, а остальные соединения и простые вещества - к неорганическим веществам.

?
56. Какое вещество называют простым, а какое - сложным? Какие ти­пы простых веществ существуют и как называют соответствующие элементы?

57. По каким физическим свойствам металл можно отличить от неметалла?

58. Дайте определение молекулы. Чем отличается молекула простого вещества от молекулы сложного вещества?
59. Заполните пропуски, вставив в соответствующих падежах слова «Нитроген» или «азот», и объясните свой выбор:
а) ... - газ, которого в воздухе содержится наибольшее количество;
б) молекула... состоит из двух атомов...;
в) соединения... попадают в растения из почвы;
г)... плохо растворяется в воде.

60. Заполните пропуски, вставив слова «элемент», «атом» или «молекула» в соответствующем падеже и числе:
а)... белого фосфора содержит четыре... Фосфора;
б) в воздухе есть... углекислого газа;
в) золото - простое вещество... Аурума.

Реферат: Элективный курс по химии для учащихся 9 классов. Вещества вокруг нас

Элективный курс по химии для учащихся 9 классов.

Вещества вокруг нас.

Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов является необходимым условием создания образовательного пространства основной школы.

В данном пособии представлена программа элективного курса по химии «Вещества вокруг нас», предназначенная для учащихся 9 классов.

В курсе представлены сведения, которые позволяют осознать процессы в окружающем нас мире, информация о необычных свойствах известных веществ, затрагивается проблема экологии, химический практикум.

Курс направлен на расширение и углубление знаний по химии, на развитие общеучебных умений и навыков, расширения кругозора.

Данная программа построена по общей схеме. В пояснительной записке охарактеризованы особенности курса, конкретизированы его цели и задачи. Приведено поурочное планирование. Сформулированы требования к уровню достижений ученика по окончании изучения курса, предложен список рекомендуемой учителю литературы и мультимедийных средств обучения. Приложение содержит пример конспекта проведения урока, практической работы.

Пояснительная записка.

Курс является несистематическим и может изучаться параллельно с традиционным школьным курсом химии (любая программа). Базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта.

Цели курса:

Ориентирование учащихся на продолжение образования в классах естественнонаучного профиля, расширение и углубление знаний по химии, расширение кругозора, формирование экологического мышления.

Задачи курса:

  • Развитие и укрепление интереса к предмету
  • Раскрытие химизма окружающего мира
  • Ознакомление учащихся с действием химических веществ на организм человека
  • Углубление, расширение и систематизация знаний о строении, свойствах, применении веществ
  • Совершенствование умений обращения с химическими приборами, посудой, веществами; решения экспериментальных задач
  • Сформировать представление о профессиях, связанных с химией

Введение (1 час). Ознакомление учащихся с целями и задачами данного курса. Краткий экскурс по программе.

Простые вещества.(3 часа)

Кислород, озон, азот. Получение, применение, круговорот в природе, биологическая роль. Углерод, его аллотропные видоизменения: алмаз, графит, фуллерены. Воздух. Экология воздушного бассейна. Инертные газы.

Вода. (8 часов)

Состав. Строение молекулы воды. Свойства воды. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Роль тяжелой воды. Биологическая роль тяжелой воды.

Аномалии воды: высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода.

Вода в живых организмах. Биологическая роль воды и ее функции в организме человека, животных и растений.

Вода – универсальный растворитель. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества: процентная, молярная, нормальная. Приготовление растворов с заданной концентрацией. Жесткость воды и способы ее устранения.

Оксиды и их роль (7 часов)

Оксид углерода (IV).Получение углекислого газа, его свойства и применение. Физиологическое значение. Явление кашля и зевоты. Вред курения, состав сигареты. Химический состав растений. Фотосинтез. Сущность, продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород.

Оксид углерода (II), способы получения, свойства. Физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе. Оксид кремния (IV). Распространенность в природе, биологическое значение кремния: эпителиальные клетки, эластин. Применение оксида кремния (IV). Оксиды азота.

Основания и их роль (3 часа)

Основания в быту. Гашеная известь, применение. Щелочи: гидроксид натрия, гидроксид калия. Мыла. Водородный показатель среды раствора. Кислотно-щелочной баланс.

Кислоты и их роль (4 часа)

Соляная кислота. Открытие соляной кислоты. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты. Соединения серы: сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение. Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты.

Уксусная кислота. Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции.

Соли и их биологическая роль (5 часов)

Хлорид натрия. Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение, применение. Глауберова соль, открытие, значение в медицине. Карбонат кальция. Нахождение в природе, добыча, применение.

Гидролиз солей. Качественные реакции на соли.

Вещества в домашней аптечке (2 часа)

Активированный уголь. Адсорбция угля.

Йод. История открытия, строение, физические и химические свойства, применение.

Пероксид водорода. Строение, свойства, получение. Противомикробное и обесцвечивающее действие пероксида водорода.

Перманганат калия. Состав, свойства, применение в медицине.

Витамины. Виды, необходимость применения витаминов.

Ртуть. Токсичность паров ртути.

Опасность самолечения.

Требования к результатам обучения.

После изучения элективного курса «Вещества вокруг нас» учащиеся должны:

Знать строение и свойства простых и сложных веществ, которые окружают нас в природе и быту, знать их биологическое значение, основные способы их получения, обработки, использование человеком; знать правила работы и обращения с лабораторным оборудованием;

Уметь производить простейшие измерения (массы, плотности, объема); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять процентную концентрацию растворов кислот, щелочей, солей по табличным значениям плотностей; сравнивать, выделять главное, делать выводы и обобщения; организовывать свой учебный труд, пользоваться дополнительной литературой, использовать в процессе обучения ИКТ; работать с лабораторным оборудованием; составлять уравнения химических реакций и производить расчеты по ним (количества вещества, массы, объема); использовать полученные знания в повседневной жизни и в практической деятельности.

Планирование уроков элективного курса «Вещества вокруг нас».

Тема урока

Изучаемые вопросы

1. Введение

2. Простые вещества. Кислород, озон, азот.

Получение, применение, круговорот в природе, биологическая роль.

3. Углерод.

Аллотропные видоизменения углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.

4. Воздух.

Состав воздуха. Инертные газы, история открытия, применение. Источники загрязнения воздушного бассейна, способы очистки.

5-6. Вода. Состав воды.

Состав молекулы воды, строение, свойства. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Биологическая роль тяжелой воды.

7. Аномалии воды.

Высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода.

8. Вода в живых организмах.

Биологическая роль воды и ее функции в организме животных, человека и растений.

9-10. Вода как растворитель.

Водные растворы. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества. Процентная концентрация растворов. Молярная концентрация растворов. Нормальная концентрация.

11. Практическая работа. Приготовление растворов заданной концентрации.

12. Жесткость воды и способы ее устранения.

Практическая работа. Способы устранения жесткости воды.

13. Оксиды и их роль. Оксид углерода (IV).

Получение, свойства и применение углекислого газа.

14. Вред курения.

Состав сигареты. Явление кашля и зевоты. Физиологическое значение углекислого газа.

15. Фотосинтез.

Химический состав растений. Сущность процесса фотосинтеза. Продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород.

16. Практическая работа. Получение и свойства углекислого газа.

17. Оксид углерода (II).

Способы получения, свойства, физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе.

18. Оксид кремния (IV).

Распространенность в природе, свойства, применение. Биологическое значение кремния, эпителиальные клетки, эластин.

19. Оксиды азота.

Закись азота, окись азота, азотистый ангидрид, двуокись азота, азотный ангидрид. История открытия, состав, применение.

20. Основания и их роль. Основания в быту.

Гашеная известь, получение, применение. Щелочи: гидроксид калия, гидроксид натрия. Мыла.

21. Водородный показатель среды раствора.

рН среды раствора. Кислотно-щелочной баланс.

22. Практическая работа. Определение рН некоторых бытовых растворов.

23. Кислоты и их роль. Соляная кислота.

Многообразие кислот. Соляная кислота, открытие. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты.

24. Соединения серы.

Сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение.

25. Лабораторная работа.

Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты.

26. Уксусная кислота.

Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение уксусной кислоты в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции.

27. Соли и их биологическая роль. Хлорид натрия. Карбонат натрия.

Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение и применение.

28. Глауберова соль. Карбонат кальция.

Нахождение в природе, добыча, применение.

29. Практическая работа. Качественные реакции на соли.

30-31. Гидролиз солей.

Соли, подвергающиеся гидролизу. Гидролиз по катиону, по аниону. Уравнения гидролиза.

32-33. Вещества в домашней аптечке.

Активированный уголь. Адсорбция угля. Йод, история открытия, свойства, применение. Пероксид водорода, строение, свойства, применение. Противомикробное и обесцвечивающее действие перекиси водорода. Перманганат калия, состав, применение в медицине. Витамины, их виды, необходимость применения витаминов. Ртуть, токсичность паров ртути. Опасность самолечения.

34. Конкурс творческих работ. (Презентации учеников)

Литература
  1. Ахметов Н.С. Химия 10-11-М.: Просвещение 1998.
  2. Гольдфельд М.Г. Химия и общество-М.: Мир 1995.
  3. Гроссе Э. Химия для любознательных-Л.: Химия 1987.
  4. Кнуньянц И.Л. Химический энциклопедический словарь-М.: Советская энциклопедия 1983.
  5. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии (в двух частях)-М.: Просвещение 1993.
  6. Трифонов Д.Н. Как были открыты химические элементы-М.: Просвещение 1980.
  7. Учебное электронное издание. Химия для школьников. Базовый курс 8-9 класс-МарГТУ 2002
  8. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия-М.: Просвещение 1992.
  9. Химия: Методика преподавания №2,4-М.: Школьная пресса 2005.
  10. Ходаков Ю.В. Неорганическая химия. Методическая библиотека школы.-М.: Просвещение 1982.
  11. Электронное издание: 1С: Репетитор. Химия-М.: Фирма «1С» 1997.

Приложение. Урок 22. Пример практической работы.

Определение рН некоторых бытовых растворов.

Цель работы : Закрепить понятие о водородном показателе растворов. Установить рН предложенных растворов.

Даны реактивы: дистиллированная вода, лимонный сок, раствор питьевой соды, раствор мыла Dove, раствор хозяйственного мыла, раствор СМС, раствор шампуня Pantene, известковая вода, универсальная индикаторная бумага. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Ход работы :

Опыт 1. Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от рН растворов.

Несколько капель каждого из растворов поместите в чашку для микрореакций. Добавьте в каждый раствор по одной капле лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина.

Результаты наблюдений о характере среды оформите в виде таблицы:

Для определения рН воспользуйтесь следующими данными:

Опыт 2 . Определение рН раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Для приближенного определения рН раствора используйте универсальную индикаторную бумагу, пропитанную смесью нескольких индикаторов с различными областями перехода. На прилагаемой к ней цветной шкале указано, при каких значениях рН индикаторная бумага окрашивается в тот или иной цвет.

Стеклянной палочкой перенесите 2-3 капли исследуемого раствора на универсальную индикаторную бумагу. Сравните окраску еще сырого пятна с цветной шкалой. Сделайте вывод о приближенном значении рН раствора.

Загрузка...
Top