История комиксов. Виды комиксов Кто сделал комиксы

Не одно поколение подростков выросло на графических новеллах о Супермене, Бэтмене, Халке, Железном человеке. Комиксы были и остаются предметом культа, хотя объяснить, почему супергерои так волнуют умы молодых и взрослых, задача не из легких.

История комиксов, как ни удивительно это звучит, имеет очень древние корни, которые восходят еще к тем временам, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Именно тогда появились первые образцы наскальной живописи, в которых, наряду со сценами из реальной жизни, появились первые супергерои, воплотившиеся в образы древних богов.

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США

Хронология развития такого жанра, как комиксы является весьма длинной и продолжительной, изобилующей многочисленными датами, поэтому, перечисляя основные вехи развития комиксов, мы ограничимся путешествием по XIX и XX столетиям, так как именно в этот период произошел качественный скачок в развитии жанра и появились известные нам герои.

История комиксов уходит корнями в первобытные времена


Говоря о комиксах, следует начать с личности Родольфа Тепфера, франкоязычного швейцарского художника, который стал ключевой фигурой в истории развития современного комикса. В начале XIX столетия он стал последовательно иллюстрировать истории, помещая текст под изображениями. Эти его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.




Рисунки Родольфа Тепфера

В 1843 году сатирические рисунки, которые регулярно появлялись в газетах и журналах, получили свое название — мультфильмы.


Ключевой фигурой в истории развития комиксов стал Родольф Тепфер


Изобретение фотогравюры в 1873 году сделало газеты относительно недорогими и позволило выпускать их с большим количеством иллюстраций. Такое изменение в технологии и послужило толчком для развития комиксов и их массового производства. Особое развитие искусство комиксов получило в Америке. В 1893 году в газете «The New York World» Джозеф Пулитцер издал свой первый полностраничный цветной комикс, и в этом же самом году другие газеты начали печатать цветные комиксы.




«The Yellow Kid» («Желтый малыш»), 1898 год

Как инструмент популярной культуры, предполагающий использование как художественных, так и литературных навыков, комикс успешно отражал социальные проблемы своего времени. К началу XX века регулярные полосы появлялись в газетах главных городов США.

1920-е и 1930-е годы были периодом активного развития индустрии комиксов по всему миру: в 1929 году выходят комиксы, главным героем которых становится матрос Попай. Особенностью этого персонажа стало увеличение силы после съеденного шпината. 1 июня 1938 года свет увидели комиксы, главным героем которых стал Супермен, а в 1939 году на страницах комиксов появились Бэтмен и первый Человек-факел.




«Wonderworld Comics», 1939 год

Во второй половине XX века комикс — популярный предмет коллекционирования


В течение второй половины XX столетия комикс стал очень популярным предметом коллекционирования, и американские комиксы 1970-х годов стали основой для создания коллекций комиксов.


Обложка комикса «Plastic Man», 1943 год

В этот период появляются герои комиксов:
1961 год — выходит первый номер «Фантастической четверки» — комиксы о команде супергероев, обладающих различными сверхъестественными способностями;
1962 год — время появления на свет Человека-паука и Халка;
1963 год — свет увидели комиксы о Железном человеке, Докторе Стрэндже и Людях Икс;
1966 год — появление Черной пантеры;
1970 год — выходит серия комиксов о Конане-варваре;
1977 год — появление комиксов «Звездные войны»;
1984 год — «рождение» Черепашек-ниндзя.


Родоначальником жанра комикса в России является лубок


Несмотря на то, что комиксы считаются типичными представителями «западной» культуры, они имеют довольно продолжительную историю и в нашей стране. К первым отечественным комиксам, с небольшой натяжкой, можно отнести лубочные книжки, получившие распространение еще в начале XVII столетия.

Такая книжка представляла собой небольшой свиток, на котором изображались картинки, описывающие самое актуальное на данный момент событие общественно-политической жизни. Именно поэтому название таких книжек звучало как «потешные листки».


«Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Лубок 1868 года

Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили.

В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.


В СССР комикс широкого распространения не получил


В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша».


«История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский

Распространение комиксографии привело к тому, что в 1930-х власти ее официально запретили, назвав комиксы «буржуазно-американским способом оболванивания молодежи». Единственным источником появления новых рассказов-иллюстраций долгое время продолжал оставаться детский журнал «Мурзилка». Только в 1956 году ЦК ВЛКСМ начал издавать новый журнал «Веселые картинки», который активно стал использовать жанр комиксов в качестве основного контента.

В дальнейшем в СССР и России появились ставшие известными на весь мир комиксы об Октябрине, серия комиксов «Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком» и сборник комиксов «Кот».

Поэт и график из Германии Вильгельм Буш

Во многочисленных источниках указываются разные авторы первых комиксов, разные страны, где возникли первые комиксы, и разные столетия. Источника автора я не нашла. Поступайте со статьей как считаете нужным, вся редакторская работа с ней проделана. Сегодня довольно распространено ошибочное мнение о том, что комиксы пришли к нам из Америки. Бесспорно, американцы придумали слово «комикс», но сам жанр «веселых картинок» впервые появился на страницах европейских газет, где уже в середине 19 века можно было посмеяться над небольшими рисованными историями «для взрослых», имеющими политический или социальный окрас.

Одним из них можно считать английского живописца и графика Уильяма Хогарта, жившего еще в XVIII веке. Именно он впервые изобразил прозу в рисунке. Здесь стоит вспомнить его серию "Карьера проститутки", а также "Карьера мота". Но, пожалуй, самым популярным прародителем современного комикса является поэт и график из Германии Вильгельм Буш. Он всегда сопровождал свои стихотворения серией рисунков, которые отражали сюжетную линию его повествования.

Карикатурист, живописец и офортист Томас Роулендсон

Если говорить о газетном комиксе, то нельзя не вспомнить английского карикатуриста, живописца и офортиста Томаса Роулендсона, жившего в период с 1756г. по 1827г. Он написал знаменитую историю о приключениях доктора Синтаксиса, которая публиковалась в газете более 10 лет, начиная с 1812 года.

Однако самый существенный вклад в становление жанра внес швейцарец, известный график и новеллист Рудольф Тепфером. В свое время он работал преподавателем в пансионе и, чтобы ученики лучше усваивали материал, придумывал веселые истории в виде картинок с текстом. Его рисунки шли по принципу автографии - слева направо и текст, как и картинка, был обязательно написан от руки. В 1846 году он даже издал сборник своих рисунков под названием "Рассказы в гравюрах".

Переход к фантастике

Сегодня нам может показаться странным то, что первые комиксы совсем не затрагивали типичные для своих современных потомков сюжеты - приключения или фантастику. Первым, кто нарушил этот негласный закон, стал знаменитый мультипликатор из Канады Уинзор Мак-Кей. В течение целых двадцати лет, начиная с 1905 года, печатное издание "New York Herald" публиковало на своих страницах знаменитую историю в картинках под названием "Малыш Немо в стране Снов". А немного позже, в 1910 году, и в Европе появляется первый комикс фантастического характера. Им стал "Квадратино" от итальянского художника Антонио Рубино.

Фантастика же, в истинном понимании этого слова, впрочем, как и приключения, пришли в графическую литературу попозже - в 1920-1930-х годах и довольно быстро стали самым популярным направлением комикс-культуры.

Оказывается, самые первые комиксы писались на религиозные мотивы. Что они из себя представляли? Это обычные серии картинок, но их участниками были не супергерои, а святые. Такие комиксы впервые появились еще в XVI веке в Испании и дали толчок к развитию современных. Кстати, в то время они назывались не комиксами, а «аллилуйи» и были адресованы малограмотному населению для их духовного просвещения.

А вот уже комиксы максимально приближенные к современным всегда были исключительно юмористическими. Это вполне логично, так как само название происходит от английского слова comic, что в переводе означает смешной. Также существует интересный термин филактер – это словесный пузырь, в котором размещаются реплики героев.

Комиксы – это целое искусство, поэтому они также отличаются в названиях в зависимости от размера. Вот, например, самые короткие (на одну страницу), именуются стрипами, а длинные – графическими романами. Также комиксы имеют свою особую терминологию, о которой можно подробно узнать на сайте disima.ru .

Возможно, не все знали, что термин «желтая пресса» также стал нам известным из-за комиксов. Так, в 1895 году в New York World были опубликованы комиксы Ричарда Аутколта. Основным персонажем его историй был мальчик запоминающейся в желтой рубашке. Эти комиксы пользовались популярностью. Они освещали тогдашние политические происшествия. Но примерно через год Аутколта начал работать в другом журнале, но главного персонажа своих комиксов не поменял и им остался мальчик в той же желтой рубашке. В скором времени и первое и второе издания называли «желтыми газетами», а потом это прозвище перешло ко всем сомнительным средствам массовой информации.

Интересные маркетинговый ход осуществили когда-то музыканты из популярной группы KISS. Что они сделали? Они заказали комикс о себе, а для более быстрой продажи смешали свою кровь с красной краской в типографии. После этого фанаты очень быстро раскупали комиксы, а популярность группы стала еще значительней.

Самыми любимыми для читателей, а соответственно и самыми быстро раскупаемыми, остаются супергеройские комиксы. Первым супергероем, который появляется в комиксах, является персонаж под именем Тень. Он может скрываться от глаз в тени, изменять свою внешность и, конечно, успешно борется со всеми антигероями. Комиксы про него начали выпускать в 1931 году, и только через 7 лет (1938 год) появился всем ныне известный Супергерой.

Комиксы погружают человека в мир фантазии и мечты, что помогает расслабиться и обрести равновесие в быстроменяющемся мире. А супергерои дают своим почитателям яркий пример для подражания.

Ключевые слова: Самое интересное о комиксах,Когда появились первые комиксы,факты,терминология,комиксист,Виды комиксов,Термины

Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта . Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.

Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша . Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа », мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц », повествующая о двух сорванцах.

«Медвежонок и тигр » - так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году . Не менее популярной стала история «Yellow Kid » про маленького мальчика из Китая , который в поисках приключений прибыл в Америку ..

Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс . Именно он придумал «пузырьки », рамочки, в которых размещают речь персонажей.

Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics» . Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук» .

А теперь немного безумных цифр:

Первый номер комикса про Супермена был приобретен в этом году за 1 миллион долларов , в далеком 1938 году его можно было приобрести за 10 центов .

За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «».

Первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов , в 1963 году его стоимость была 12 центов .

Окунаясь в мир рисованных историй, порой удивляешься как много сюжетов и стилей существует в наши дни. В начале своего пути все эти рисованные истории ты объединяешь простым словом «Комикс», затем получив близкий опыт общения с творчеством сети, для тебя начинают вырисовываться отличия одних историй от других.

На дворе 21 век, интернет есть почти в каждом доме и людское творчество начинает набирать обороты за счет легкого доступа и возможности быстро найти единомышленников.

Блог «сайт» посвящен именно «веб» или как их еще иногда называют «онлайн» комиксам. Однако в чем их отличие от других рисованных историй? Эта статья будет небольшим гидом по видам комиксов, а еще ты сможешь прочитать про форматы веб-комиксов .

К каждому типу комиксов я привожу несколько ссылок на произведения, которые лично меня очень сильно вдохновили. Много ссылок на Ozone, хотя всегда можно скачать и с трекеров, но удовольствие от чтения, тех же «Хранителей», в печатном издании, не сравнится с прожиганием взглядом монитора:)

Комиксы

Что такое комикс? Думаю данный пациент, для пользователя интернета, меньше всех нуждается в представлении. Как я уже сказал для начинающего читателя, любая картинка которая рассказывает историю — комикс.

Если разбирать морфологию слова, то рисованные истории изначально преследовали развлекательную цель (от слова comic – смешной ) и первым был комикс американского происхождения «Медвежата и тигр», вышедший в журнале «The San Francisco Examiner» в 1892 году. Иллюстрации пользовались большим успехом и идею тут же подхватили остальные издательства. Вот с тех пор комикс и ведет свою официальную историю.

Традиционные комиксы

Для себя я выделяю такой подвид как традиционные или американизированные комиксы. Это те глянцевые журналы и книжки про супергероев к которым все давно уже привыкли.

В основе своей идеи стоит борьба со злом, главный герой с супер способностями, ну или просто какой-нибудь «гений», а также все новые и новые злодеи, пытающиеся ограбить/уничтожить/поработить человечество.

Такие комиксы обычно очень популярные, красочные, глянцевые, имеют… как бы это сказать… около реалистичную анатомию, а не комическую. В остальных видах графический историй (за исключением фотокомиксов ), персонажи могут быть бесконечно деформированы в сторону увеличения или уменьшения своих характеристик, черт их лиц, размеры тела, рук, ног могут быть бесконечно вариативными. В то время как рассматриваемый вид комиксов стремиться к правильным пропорциям и схожести с реальным миром.

Большое количество данных журналов выпускается из расчета получения прибыли с самих комиксов и продаваемого стафа и иногда на пике популярности героя может появиться весьма посредственный продукт, который встретиться фанатами в штыки.

Графические романы

Еще один подвид комиксов, очень схожий с традиционными, но предназначен для более серьезной (взрослой ) аудитории. Графические роман существует на стыке уникального стиля графики и качественного сюжета. Почему я так говорю? Потому что иначе нет прибыли.

Ярким представителем графических романов можно назвать произведения «Хранители» Алана Мурра, и, пожалуй, «Город Грехов» Фрэнка Миллера.

Если вы читали эти романы, то знаете, что в них поднимаются отнюдь не детские темы, а насилие и жестокость становятся ключевыми персонажами истории, ведущими свою собственную игру в голове каждого человека.

Я ратую за то, чтобы историй вроде «Хранителей» было больше, гораздо больше… не всю же жизнь смеяться.

Веб-комиксы

Собственно, предмет данного блога. Я так много хочу рассказать о веб-комиксов, что не знаю с чего начать. Кстати ты можешь прочитать про «8 причин зачем тебе рисовать свой веб-комикс ».

Кхм, как видно из названия «веб-комикс» данный вид комиксов ориентирован на распространение за счет глобальной паутины и их можно охарактеризовать как от фанатов для фанатов.

Все началось с авторских историй про вселенные любимых игр/фильмов/книги и прочих произведений, чуть позже, начали появляться самостоятельные истории, открывающие до этого неизведанные миры и, как финал, стали образовываться огромные сообщества вокруг нового формата и понеслась…

  • Автор комикса выступает одновременно и сценаристом, и художником, и маркетологом, и кем только не выступает, вплоть до программиста;
  • Истории обычно публикуются самими авторами на своем сайте, либо на какой-то площадке посвященной веб-комиксам;
  • Основа большинства веб-комикса это идея (удачная или нет это разговор отдельный ), а цель понравиться как можно большему количеству читателей (вместо продать как можно больше копий, для традиционных комиксов );
  • Ну и конечно произвольный формат подачи, ведь сеть она на то и сеть чтобы давать свободу для творчества;
  • Так же веб-комиксы могут делиться как на цветные, так и на черно-белые.

На западе индустрия развлечения достаточно неплохо развита в этом отношении и даже веб-комиксисты могут зарабатывать на своем творчестве в сети, в России же большинством авторов являются люди молодые и выпускающие свои историй как хобби.

Манга и манхуя

Так, тех кто уже знает, чем отличаются данные виды комиксов от всего остального, просьба не гневаться на меня за то, что я объединил их в одну категорию, да еще и манхву сюда не включил.

Итак, манга это рисованные истории от японцев, а манхуя от китайцев. В них много различий по стилю и содержанию (из-за разного менталитета двух стран ), но во многом они все же похожи.

В отличии от предыдущих видов читаются справа налево, являются почти всегда черно-белыми, а цветные страницы воспринимаются как манна небесная. Тут стоит сделать замечание, что манга и манхуя рисуются в основном на бумаге и очень редко на компьютере, затем сканируется и тиражируется, отсюда за цветные страницы комиксистам платят в два раза больше.

В Японии о манге знают все от мало до велика и это является целой статьей в бюджете государства. В Китае дела скромнее, но государство так же пропагандирует свои ценности через рисованные истории, качество которых порой оставляет желать лучшего.

В основе манги лежать может все что угодно, как проработанный сюжет, так и стиль мангаки, от закрученных сюжетных поворотов, до бессмысленной драки из главы в главу, к счастью, последнее редкость. Восточные комиксы имеют огромное деление на виды и подвиды, от детских историй, до 21+.

В среде фанатов не принято называть мангу или манхую комиксом, дабы не приписывать недостатки последних к достоинству первых.

Манхва

Манхва — это как манга или манхуя, но уже корейского происхождения. Я выделил ее в отдельный пункт по ряду причин: во-первых, манхва читается слева направо, во-вторых, в своей стране манхва не имеет такой поддержки как манга с манхуей, и в-третьих, большинство манхвы обретается в глобальной сети.

Не смотря на отсутствие поддержки, комиксисты и читатели стараются изо всех сил, чтобы сделать свои работы на уровне соседей с востока. Я знаком с небольшим количеством корейских комиксов, но те что знаю, оставили неизгладимое впечатление у меня (причем сугубо положительное ): The Breaker, Sun Ken rock и др.

Фотокомиксы/фотоновеллы

Если бы я руководствовался своими интересами, то не стал бы включать сюда данный вид графического искусства, но огромная популярность в таких странах как Испания, Франция и Латинская Америка сделала фотоновеллы достаточно прибыльным делом. Сюжеты для фотокомиксов часто берут из популярных анекдотов, придумывают похождения игрушек или популярных персонажей.

В рунете же огромной популярностью пользуются мемы и коллажи скриншотов из популярных фильмов с необычными, в основном забавными, подписями. По этой причине пользователи не знакомые с перечисленными мною видами рисованных историй ставят фотокомиксы в один ряд с веб-комиксами.

Одним из подвидов фотокомиксов являются фотожабы – разновидность монтажа, известного определенной группе людей изображения, и придание ему комичного виды, зачастую кардинально отличающегося от оригинала. Это если научным языком, но... кто из нас не знает что такое фотожаба? Вот и понятно все с нами:D

В своих поисках «видов комиксов» я наткнулся еще на пару очень интересных видов рисованных историй.

Лубки


Вид графики, отличающийся простотой стиля и развернутым повествованием происходящего. Я бы не обратил на него особого внимания если бы в Википедии не говорилось, что «Лубок» – это древний русский комикс. Это меня конечно позабавило.

Советую нажать на изображение и попробовать прочитать что там написано, при небольших усилиях это вполне возможно.

Zombie Strip

Комиксы, авторы которых ушли из жизни, а историю продолжают либо родственники, либо фанаты, либо специально нанятые издательством люди. Зомбо-комиксы часто отругиваются фанатами, причем не без причины. Как правило качеств таких комиксов заметно падает по сравнению с уровнем оригинала.

Происходит это вследствие нескольких причин: первое – автор оригинала был банально лучше, у последователя нет той «искры» в работе, будь то стиль или сюжет; второе – издательство хочет банально заработать на славе почившего создателя комикса, что на мой взгляд является вообще крайне отвратительно.

Вот и все виды, и подвиды комиксов, которые я выделяю на данный момент. Постепенно границы между ними размываются, как к примеру фотокомиксов, и веб-комиксов, и возможно в ближайшие годы нас ждет появление новых вариаций подачи истории. Но как бы там не было главное, чтобы комиксы продолжали приносить нам удовольствие, а читатели в таком случае примут любой формат.

Загрузка...
Top