Звукорежиссура аудиовизуальных искусств. Звукорежиссура аудиовизуальных искусств — специалитет (55.05.02)

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств (далее соответственно - программа специалитета, специальность).

1.2. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - Организация).

1.3. Обучение по программе специалитета в Организации может осуществляться в очной форме.

1.4. Содержание высшего образования по специальности определяется программой специалитета, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. При разработке программы специалитета Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции).

Организация разрабатывает программу специалитета в соответствии с ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).

1.5. При реализации программы специалитета Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - инвалиды и лица с ОВЗ), должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

1.6. Реализация программы специалитета осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.7. Программа специалитета реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Организации.

1.8. Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет;

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год.

1.9. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану.

Объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е. вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении - не более 80 з.е.

1.10. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.8 и 1.9 ФГОС ВО:

срок получения образования по программе специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;

объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год.

1.11. Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере научных исследований);

04 Культура, искусство (в сфере экранных искусств, в сфере исполнительских искусств);

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере создания аудиовизуальных произведений в средствах массовой информации, в том числе на телевидении, радио, в Интернет-издательствах).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

1.12. В рамках освоения программы специалитета выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

художественно-творческий;

творческо-производственный.

1.13. При разработке программы специалитета Организация устанавливает направленность (профиль) программы специалитета, которая конкретизирует содержание программы специалитета в рамках специальности путем ориентации ее на:

область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;

тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.

1.14. Программа специалитета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

2.1. Структура программы специалитета включает следующие блоки:

Блок 1 "Дисциплины (модули)";

Блок 2 "Практика";

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация".

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета и ее блоков в з.е.

Дисциплины (модули)

не менее 234

Практика

не менее 24

Государственная итоговая аттестация

не менее 21

Объем программы специалитета

2.2. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".

2.3. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)";

в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы специалитета, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

2.4. В Блок 2 "Практика" входят учебная и производственная практики (далее вместе - практики).

Типы учебной практики:

ознакомительная практика;

практика по освоению технологии кино-, телепроизводства.

Типы производственной практики:

творческо-производственная практика;

ассистентская практика.

2.6. Организация:

выбирает один или несколько типов учебной и один или несколько типов производственной практик из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;

вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;

устанавливает объемы практик каждого типа.

2.7. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входят:

подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);

выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

2.8. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).

Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы специалитета.

2.9. В рамках программы специалитета выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы специалитета относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, а также профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии).

В обязательную часть программы специалитета включаются, в том числе:

дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;

дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, реализуемые в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, могут включаться в обязательную часть программы специалитета и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 70 процентов общего объема программы специалитета.

2.10. Реализация части (частей) программы специалитета, направленной (направленных) на подготовку к художественно-творческой профессиональной деятельности, и проведение государственной итоговой аттестации не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

2.11. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе специалитета, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.12. При реализации программы специалитета аудиторная контактная работа предусматривает групповую работу обучающихся с педагогическими работниками Организации (в группах численностью от двух человек) и индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками Организации.

3.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета.

3.2. Программа специалитета должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Коммуникация

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

3.3. Программа специалитета должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:

Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Культура личности. Культурно-историческое мышление

ОПК-1. Способен анализировать тенденции и направления развития кинематографии, телевидения, мультимедиа, исполнительских искусств в историческом контексте и в связи с развитием других видов художественной культуры, общим развитием гуманитарных знаний и научно-технического прогресса

Государственная культурная политика

ОПК-2. Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры

Художественный анализ

ОПК-3. Способен анализировать произведения искусства и художественной культуры и их экранной интерпретации в части образности, средств художественной выразительности и способов реализации авторского замысла

Реализация преемственности традиций культуры и искусства

ОПК-4. Способен, используя знание теории, истории и практики звукорежиссуры и экранного искусства в целом, других смежных областей знаний, воплощать творческие замыслы

Профессиональная компетентность. Профессиональное лидерство

ОПК-5. Способен определять оптимальные способы реализации авторского замысла и применять их на практике с использованием технических средств и технологий звукорежиссуры современной индустрии кино, телевидения, мультимедиа, исполнительских искусств; организовывать и направлять работу звуковой бригады на решение творческих и производственных задач по созданию эстетически целостного художественного произведения

3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой специалиста, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее - иные требования, предъявляемые к выпускникам).

3.5. При определении профессиональных компетенций, устанавливаемых программой специалитета, Организация:

включает в программу специалитета все обязательные профессиональные компетенции (при наличии);

включает определяемые самостоятельно одну или несколько профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы специалитета, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам (Организация вправе не включать профессиональные компетенции, определяемые самостоятельно, при наличии обязательных профессиональных компетенций, а также в случае включения в программу специалитета рекомендуемых профессиональных компетенций).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности), размещенном на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).

Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично.

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой специалитета, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.11 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности всех типов, установленных в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО.

3.7. Организация устанавливает в программе специалитета индикаторы достижения компетенций:

универсальных, общепрофессиональных и, при наличии, обязательных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП;

3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе специалитета индикаторами достижения компетенций.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой специалитета.

4.1. Требования к условиям реализации программы специалитета включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы специалитета, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы специалитета по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" и Блоку 3 "Государственная итоговая аттестация" в соответствии с учебным планом.

4.2.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории Организации, так и вне ее. Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации программы специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы специалитета;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

4.2.3. При реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

4.3.1. Помещения должны обеспечивать проведение учебных занятий и отдельных видов практики, предусмотренных программой специалитета, и быть оснащены оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей), в том числе просмотровые залы, съемочные павильоны различной модификации, с учетом направленности (профиля) программы специалитета, для проведения съемок квалификационных творческо-производственных (экранных) работ, монтажные комплексы и помещения для выполнения тонировочных работ (озвучение), комплексы звукозаписи разных типов фонограммы, студию перезаписи, телевизионный учебный комплекс, сценические площадки, а также помещения для хранения кино- и видеофонда, хранения и профилактического обслуживания специализированного оборудования.

Выполнение творческо-производственных (съемочных) и практических работ должно обеспечиваться профессиональным оборудованием: стационарным (проекционным, студийным осветительным на потолочных креплениях, звукозаписывающим и звуковоспроизводящим, монтажным, техническими средствами для создания спецэффектов), переносным (съемочным (камеры, краны, тележки, рельсы, грип), осветительным, звукозаписывающим), а также сценическо-постановочными и декорационно-техническими средствами, специальным транспортом, расходными материалами.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.

4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости), включая специализированные профессиональные компьютерные программы, предназначенные для создания экранных произведений.

4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).

4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4.4.1. Реализация программы специалитета обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях.

4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

4.4.3. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

4.4.4. Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).

4.4.5. Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

К педагогическим работникам и лицам, привлекаемым к образовательной деятельности Организации на иных условиях, с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания (народный артист Российской Федерации, народный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный художник Российской Федерации), лауреаты государственных премий в области искусства и культуры, лауреаты международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, члены творческих союзов Российской Федерации.

4.4.6. Для обслуживания творческо-производственных (съемочных) и практических работ, а также оборудования должен привлекаться технический персонал, квалификация которого должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом затрат на производство экранных произведений, создаваемых обучающимися в рамках освоения программы специалитета по соответствующим направленностям (профилям).

4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования программы специалитета Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе специалитета обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе специалитета в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе специалитета требованиям ФГОС ВО с учетом соответствующей ПООП.

4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Собеседование

Примерные вопросы
1. Почему Вы хотите стать звукорежиссером?
2. Есть ли у Вас музыкальное образование?
3. Что Вы знаете о профессии звукорежиссера?
4. В какой области звукорежиссуры Вы хотели бы работать: в кино, на ТВ, в других аудиовизуальных искусствах?
5. Каких зарубежных композиторов Вы знаете?
6. Каких отечественных композиторов Вы знаете?
7. Какую музыку Вы любите слушать?
8. Каких композиторов, пишущих музыку для фильмов, Вы знаете?
9. Фильмы каких режиссеров смотрите?
10. Знаете ли имена звукорежиссеров отечественного или зарубежного кино?
11. Какие телевизионные или интернет-каналы смотрите?
12. Что вас не устраивает в звуке на телевизионных каналах?
13. Какие музыкальные программы Вам нравятся?
14. Каких выдающихся живописцев и архитекторов Вы знаете?
15. Назовите пять Ваших любимых книг.
16. На какой спектакль Вы в последнее время ходили?
17. Что такое звук как физическое явление?
18. Какие звукозаписывающие аппараты Вы знаете?
19. Чем отличается звук в кино от звука в театральном спектакле?
20. Приходилось ли Вам работать со звуком в школе или дома?
21. Какие перспективы Вы видите в работе звукорежиссера сегодня и завтра?

Проверка слуха
- на слух назвать ноты

Абитуриенты предоставляют
- собственные музыкальные фонограммы, при наличии
- грамоты, дипломы, призы, при наличии

Абитуриенты получают
- домашнее задание (записать фонограмму), которое приносят на творческий конкурс

На творческий конкурс абитуриенты приносят самостоятельно записанную фонограмму
- фрагмент литературного произведения и музыка к нему
- слайд-шоу из фотографий или репродукций картин и музыка к нему
- переозвученный фрагмент неигрового фильма
- переозвученные телевизионные заставки

Требования к фонограмме
- хронометраж 1,5 – 2 минуты
- музыка только инструментальная
- все работы, кроме заставок, должны быть в трехчастной форме и использовать три музыкальных фрагмента, соответствующих содержанию сюжета

Русский язык (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Литература (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение по литературе, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению по литературе
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Также необходимо сдать профессиональный экзамен и пройти собеседование.

Профессия звукорежиссера является одной из ключевых на телевидении, в кино, в шоу-бизнесе. На радио и телевидении звукооператор реализует звуковое оформление анонсов, передач; в театре - оформление постановок, решение технических и художественных задач. Вне зависимости от выбранной сферы деятельности главной задачей специалиста данного направления является создание звукового сопровождения фильма, мультфильма, спектакля, передачи или ток-шоу. Человек устроен таким образом, что 80% информации воспринимается через визуальные каналы, а 20% - через органы обоняния и слуха, но именно эти 20% делают любое изображение по-настоящему живым, запоминающимся, остающимся в памяти человека. Современная аудиотехника позволяет осуществлять объемное озвучивание фильмов, игр, передач, пересекать границы ощущений, окунаясь в мир звуковых эффектов.

Условия поступления

Профессия звукорежиссера предполагает художественное восприятие, музыкальность, воображение, хороший слух и отличную память на звуковые эффекты, профессиональную и музыкальную эрудицию, стремление к постоянному самосовершенствованию, отслеживание последних творческих находок и т. д., а также наличие диплома данного профиля. Для зачисления на обучения абитуриенту необходимо подготовится к сдаче следующих вступительных экзаменов:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • творческий экзамен - написание сочинения на тему просмотренного фильма или спектакля, с целью выявления умения выделять главное, заложенное автором, анализировать дискурс;
  • профессиональный экзамен - анализ технических средств, применяемых в том или ином фильме, выявление понимания абитуриентом основных технических принципов и технического состояния современных систем звукопередачи.

Зачастую в рамках сдачи профессионального испытания требуется пройти тестирование. Многие вузы требуют обязательного прохождения собеседования.

Будущая профессия

Специфика работы будущего звукорежиссера требует профессиональных навыков, того особого музыкального слуха, умения воспринимать и различать звуковые эффекты, вслушиваясь в каждый звук окружающего мира. Профессиональная деятельность специалиста направления не ограничивается механическим созданием звукового оформления торжественного мероприятия, фильма или передачи, в его задачи входит знание и понимание психологии аудитории. Звукорежиссер сродни художнику, посредством звуков рисующего музыкальные образы, дополняющие образы визуальные, приобщая человека к миру прекрасного и уводящие нас от обыденности, повседневности, рутинности. Дипломированный специалист - человек с богатым творческим воображением, совмещающий талант и особый музыкальный слух с высоким уровнем развития технических профессиональных компетенций.

В задачи звукорежиссера входит организация работы огромного штата сотрудников, каждый из которых выступает творческой личностью, что требует высокого уровня сформированности организационных навыков и умений.

Куда поступать

Работа звукорежиссера, его обязанности сильно варьируются в зависимости от выбранной отрасли деятельности, однако, основной задачей остается создание звуковой концепции постановки, фильма, игры, передачи и пр. Технологиям создания звуковых решений, использованию новейших достижений науки и техники при реализации творческой деятельности, формированию профессиональных компетенций на сегодняшний день обучают следующие ведущие отечественные вузы:

  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Институт современного искусства;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино».

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 5 лет.

Изучаемые дисциплины

Профессия звукорежиссера накладывает социальную ответственность человека, что особенно относится к тем, кто осуществляет трудовую деятельность в прямом эфире на телевидении, радио. Деятельность представителя этой творческой профессии связана с ежедневной обработкой огромных массивов информационных данных, уже на этапе обучения студенту приходится изучать ряд специальных дисциплин, включая следующие:

Приобретаемые навыки

В настоящее время звуковое оформление получает все большее влияние при оформлении фильма, передачи, мультфильма, ток-шоу и т. д., а сама профессия звукорежиссера выходит на лидирующие позиции в процессе создания творческих дискурсов. Соответственно, дипломированные специалисты направления должны постоянно актуализировать приобретённые в процессе обучения знания, на высоком профессиональном уровне применять технические новинки, обладать высоким уровнем сформированности технических компетенций . Помимо технической звукорежиссер должен обладать следующими компетенциями:

Перспективы трудоустройства по профессии

Профессия будущего выпускника представляет собой настоящее искусство, и далеко не каждому дано даже при наличии диплома достигнуть выдающихся успехов в данной отрасли. Чаще всего молодые специалисты устраиваются в студиях звукозаписи, в театрах, в кино, в домах культуры, на радио, на телевидении, в концертных залах и т. д.

Минимальная заработная плата стартует от 30 000 руб., максимальная - 90 000 руб. Именитые звукорежиссеры, специалисты, имеющие собственные студии звукозаписи зарабатывают намного больше.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, звуковое оформление художественных произведений постоянно набирает обороты, а появление новейших достижений науки и техники, применяемых в данной сфере, может поставить в тупик даже наиболее профессионального специалиста, не прилагающего усилий для самосовершенствования. Для того чтобы быть в курсе последних достижений, находок в области звукорежиссуры целесообразным представляется продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре, докторантуре . Продолжение обучения позволит продолжить профессиональное совершенствование, получить навыки педагогической деятельности, заявить о себе в научном мире, а также получить диплом международного образца.

Специальность «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»

1 экзамен (заочный) - оценка самостоятельных работ абитуриентов: 1) письменный анализ (рецензия) наиболее интересного, по мнению абитуриента, звукозрительного решения фильма и/или телевизионной передачи. Объем работы – не более 5 страниц.

Особое внимание необходимо уделить звуковому решению фильма и/или телепередачи. Не рекомендуется пользоваться интернет-ресурсами и/или цитировать авторов учебников по звукорежиссуре или кинорежиссуре. Необходимо описать свою точку зрения об увиденном, изложить свое собственное мнение с аргументами и объяснениями звукозрительного ряда. Важно наличие у абитуриента умения «слышать» и «услышать».

К самостоятельной работе прилагается автобиография с указанием фамилии, имени, отчества, образования, места рождения и проживания, достижений, хобби, увлечений.

Цель испытания – выявить перспективных абитуриентов, способных к художественному творчеству и работе в области экранных искусств.

2 экзамен – письменное задание по просмотренному фильму (на выполнение задания отводится 4 часа, объем работы – до 5 страниц).

Выполняя письменное задание по просмотренному фильму, абитуриент должен наиболее полно раскрыть творческий замысел авторов картины, а также дать оценку звукорежиссерской интерпретации кинематографической действительности и критически определить качественные характеристики фонограммы фильма по техническим и художественным параметрам. На выполнение задания отводится 4 часа. Объем работы - до 5 страниц рукописного текста.

3 экзамен – музыкально-эстетическое и техническое тестирование, собеседование. Оценка общей технической грамотности студента.

Музыкально-эстетическое и техническое тестирование. Данное испытание проводится с каждым абитуриентом индивидуально. Абитуриент должен продемонстрировать чувствительность слуха к интонации и к тембру звука (сольфеджио), слуховую память и общую музыкальность. Проводится в устной форме.

Проверяется:

Общая музыкальная грамотность;

Определение на слух всех музыкальных интервалов;

Проверка музыкального слуха;

Проверка чувства ритма;

Общая музыкальная эрудиция;

Степень владения сольфеджио;

Знание музыкальной литературы, композиторов, в т.ч. татарских композиторов.

Собеседование проводится с целью выяснения общего культурного уровня поступающего, его познаний в области кинематографа, литературы и искусства, музыки, знаний специальной литературы по проблемам режиссуры и звука и кинематографе на телевидении. Задаются вопросы на проверку общей эрудиции, коммуникабельности и способности четко и ясно излагать свои мысли.

Также во время собеседования обсуждаются работы, выполненные абитуриентом в рамках заочного и второго экзаменов.

Цель оценки общей технической грамотности абитуриента – выявление уровня естественнонаучного мышления абитуриента, а также общих знаний о технических принципах и техническом состоянии современных систем звукопередачи в кинематографе и на телевидении.

1. Кино. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

2. Воскресенская И.Н. Звуковое решение фильма. – М.: Искусство, 1984.

3. Дворниченко О. Гармония фильма – М.: Искусство, 1981.

4. Клер Р. Размышления о киноискусстве. – М.: Искусство, 1958.

5. Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры. – М.: Госкиноиздат, 1991.

6. Лиса З. Эстетика киномузыки. – М.: Искусство, 1970.

7. Митта А. Кино между адом и раем. – М.: Подкова, 1999.

8. Ниссбет А. Применение микрофонов. – М.: Искусство, 1981.

9. Рождение звукового образа. Сост. Авербах Е. – М.: Искусство, 1978.

10. Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. – М.: Искусство, 1978.

11. Эйзенштейн С., Пудовкин В., Александров Г. Заявка. Будущее звукового фильма. Избр. Произв. В 6-ти тт. Т.2. – М.: Искусство, 1964.

12. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия): Учеб. пособие / Е.В. Васильченко. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 408 с.: ил.

13. Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры: учеб. пособие для студентов вузов / Б.Я. Меерзон. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с. - ("Телевизионный мастер-класс")

1. Звягинцев А. «Возвращение»

2. Иоселиани О. «Жил певчий дрозд»

3. Михалков Н. «Неоконченная пьеса для механического пианино», «12», «Свой среди чужих, чужой среди своих»

4. Прошкин А. «Орда»

5. Чухрай Г. «Баллада о солдате»

6. Калатозов М. «Летят журавли»

7. Герман А. «Проверка на дорогах»

8. Бондарчук С. «Судьба человека»

Описание

Образовательная программа по подготовке звукорежиссеров предусматривает изучение:

  • общих социально-экономических, а также гуманитарных дисциплин,
  • общепрофессиональных наук,
  • специальных предметов,
  • дисциплин, связанных со специализацией,
  • факультативных предметов.
Специалист-звукорежиссер получит знания о теории и истории звукорежиссуры, сможет развить свои способности к художественно-чувственному восприятию окружающего мира, а также образному мышлению. Он отточит свой музыкальный слух, фантазию, чувство ритма, композиции и художественной формы. Научится анализировать литературные и музыкальные произведения с точки зрения звукорежиссера. Усвоит тонкости работы с исполнителями. Овладеет методами составления звукоряда различных постановок. Выпускник будет уметь реализовывать художественный замысел в творческом коллективе. Он получит навыки научно-практической работы в сфере экранных искусств.

Кем работать

Звукорежиссер кино и телевиденья может в сотворчестве с композитором, режиссером-постановщиком и исполнителями создавать звуковой ряд теле-, кино- и видеопроизведения, отвечая при этом за его техническое и художественное качество. Сферой профессиональной деятельности могут выступать видео-, кино- и телестудии, различные телевизионные и кинематографические организации, а также общеобразовательные и специализированные учреждения. Что касается видов деятельности, то, благодаря наличию специальной и фундаментальной подготовки, звукорежиссер имеет право заниматься творческим трудом в любых сферах кинопроизводства, помимо этого – научной и преподавательской работой.

Загрузка...
Top