Изменения в нк с 19 августа. Летние поправки в налоговом кодексе рф

В результате станет ясно, как определять даты начала и окончания налогового периода для целей налогообложения в случаях:

  • создания, ликвидации, реорганизации юридического лица, если налоговый период по соответствующему налогу установлен как квартал, месяц. Эти изменения смотрите в таблице ниже;
  • регистрации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
  • исполнения экономическим субъектом обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Обратите внимание

Прежние и новые правила определения налогового периода для налогоплательщиков с 19.08.2017 не касаются расчетного периода по страховым взносам – утратил силу пункт 7 статьи 55 Налогового кодекса РФ. Расчетный период по страховым взносам будет определяться по новым правилам, установленным для налоговых агентов по НДФЛ.

Новый порядок определения налогового периода для организаций

Суть изменений Стало Было
Норма НК РФ Содержание нормы Норма НК РФ Содержание нормы
Прописано, как при создании юридического лица определить начало и окончание налогового периода, установленного как квартал * Пункт 3.1 статьи 55 Если организация создана не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца квартала, в котором она создана.
Если организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для нее будет период со дня создания до конца квартала, следующего за кварталом, в котором она создана
Пункт 4 статьи 55 … в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал … при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика
Прописано, как при создании юридического лица определить начало и окончание налогового периода, установленного как месяц Пункт 3.3 статьи 55 … первым налоговым периодом является период времени со дня создания организации до конца календарного месяца, в котором она создана
Прописано, как при ликвидации или реорганизации юридического лица определить начало и окончание налогового периода, установленного как квартал * Пункт 3.2 статьи 55 … последним налоговым периодом является период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации ликвидации или реорганизации.
Если организация создана и ликвидирована, реорганизована в одном квартале, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации или реорганизации.
Если организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и ликвидирована, реорганизована до конца квартала, следующего за кварталом, в котором она создана, то налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации или реорганизации
Прописано, как при ликвидации или реорганизации юридического лица определить начало и окончание налогового периода, установленного как месяц Пункт 3.4 статьи 55 … последним налоговым периодом является период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня ликвидации или реорганизации.
Если организация создана и ликвидирована или реорганизована в одном календарном месяце, то налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации или реорганизации

* Это правило не применяется в отношении налогового периода по ЕНВД (п. 4 ст. 55 НК РФ).

Налоговый период для предпринимателя

Правила по налоговому периоду для индивидуальных предпринимателей аналогичны правилам, установленным для организаций. С одной оговоркой – они не действуют при определении налогового периода по ПСН (п. 4 ст. 55 НК РФ).

Регистрация предпринимателя

Если предприниматель зарегистрирован в этом качестве не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для него является период со дня регистрации в качестве предпринимателя до конца этого квартала. В противном случае первым налоговым периодом считается период со дня регистрации предпринимателя до конца квартала, следующего за кварталом регистрации (п. 3.1 ст. 55 НК РФ).

2. Налоговый период – месяц.

Первым налоговым периодом для предпринимателя будет период времени со дня его регистрации в качестве предпринимателя до конца календарного месяца регистрации (п. 3.3 ст. 55 НК РФ).

3. Налоговый период – год.

Если предприниматель зарегистрирован в период с 1 января по 30 ноября, то первым налоговым периодом для него является период со дня регистрации до 31 декабря этого календарного года.

Если же предприниматель зарегистрирован в период времени с 1 декабря по 31 декабря, то первым налоговым периодом для него будет период со дня регистрации в качестве предпринимателя по 31 декабря календарного года, следующего за годом регистрации (п. 2 ст. 55 НК РФ).

Прекращение деятельности предпринимателя

1. Налоговый период – квартал.

Последним налоговым периодом для предпринимателя считается период с начала квартала до дня утраты силы его регистрации в качестве предпринимателя – в том же квартале.

Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном квартале, то налоговым периодом для него является период со дня регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации.

Если же предприниматель зарегистрирован менее чем за 10 дней до конца квартала и снят с регистрации до конца квартала, следующего за кварталом регистрации, то налоговым периодом будет период со дня регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации (п. п. 3.1, 3.2 ст. 55 НК РФ).

2. Налоговый период – месяц.

Последним налоговым периодом для предпринимателя является период с начала календарного месяца до дня утраты силы его регистрации в качестве предпринимателя – в том же месяце.

Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном месяце, то налоговый период считается со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы его регистрации в этом качестве (п. п. 3.3, 3.4 ст. 55 НК РФ).

3. Налоговый период – год.

Последним налоговым периодом является период с 1 января календарного года до дня утраты силы регистрации предпринимателя – в том же году.

Если предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в одном календарном году, то налоговым периодом будет период со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы этой регистрации.

Если же предприниматель зарегистрирован в период с 1 декабря по 31 декабря, а снят с регистрации до конца следующего календарного года, то налоговым периодом считается период со дня его регистрации в качестве предпринимателя до дня утраты силы его регистрации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Налоговый период для налогового агента

Для организаций и предпринимателей

Налоговый период по НДФЛ и расчетный период по страховым взносам установлены как календарный год (ст. 216, п. 1 ст. 423 НК РФ). Поэтому при создании (регистрации) организации или предпринимателя – налогового агента первым налоговым периодом по НДФЛ (расчетным периодом по страховым взносам) считается период со дня создания (регистрации) до конца того же календарного года.

При ликвидации, реорганизации (прекращении деятельности предпринимателем) последним налоговым (расчетным) периодом будет период с начала календарного года до дня ликвидации, реорганизации (утраты силы регистрации в качестве предпринимателя).

  • организация создана и ликвидирована, реорганизована в том же календарном году;
  • предприниматель зарегистрирован и снят с регистрации в том же календарном году, то налоговым (расчетным) периодом считается период со дня создания организации (регистрации предпринимателя) до дня ликвидации, реорганизации (утраты силы регистрации предпринимателя).

Для “самозанятых” лиц

“Самозанятые” лица – это лица, не выплачивающие вознаграждений иным физическим лицам: адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой (подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ). Для них теперь установлен порядок определения расчетного периода – для целей уплаты страховых взносов “за себя”.

При постановке “самозанятого” лица на учет в налоговой инспекции первым расчетным периодом считается период со дня постановки на учет до конца того же календарного года.

При снятии “самозанятого” лица с учета в налоговой инспекции последним расчетным периодом является период с начала календарного года до дня снятия его с учета в инспекции.

Если “самозанятое” лицо зарегистрировано и снято с регистрации в том же календарном году, то расчетным периодом будет период со дня постановки на учет в инспекции до дня снятия с учета.

Вопрос

Появилась новая статья 54.1 в Налоговом Кодексе РФ. На что она влияет? Какова причина ее включения в НК? К чему приведет ее появление для налогоплательщиков?

Ответ

С 19 августа 2017 года Налоговый кодекс РФ дополняется статьей 54.1. Основной целью нововведения является разграничение понятий обоснованной и необоснованной налоговой выгоды, т.к. в последнее время участились претензии контролирующих органов, связанные с недобросовестностью налогоплательщиков. В данной статье законодатель устанавливает перечень ситуаций, когда налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (или налог) признавая расходы или принимая НДС к вычету, а также выделяет несколько критериев недобросовестности, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий.

Налоговым кодексом РФ будет установлена обязанность налоговых органов доказывать обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Обоснование

С 19 августа 2017 года Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ (далее Закон 163-ФЗ) Налоговый кодекс РФ дополняется статьей 54.1. Основной целью нововведения является разграничение понятий обоснованной и необоснованной налоговой выгоды, т.к. в последнее время участились претензии контролирующих органов, связанные с недобросовестностью налогоплательщиков. Несмотря на то, что в данной статье термин «необоснованная налоговая выгода» не употребляется, она является логическим продолжением известного Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление N 53).

В данной статье законодатель устанавливает перечень ситуаций, когда налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (или налог) признавая расходы или принимая НДС к вычету. Согласно п. 2 ст. 54.1 НК РФ для этого необходимо одновременное выполнение двух условий:

Уменьшение налога (зачет, возврат) не является основной целью сделки;

Обязательство по сделке (операции) исполнено контрагентом по договору или лицом, которому оно передано в силу закона или договора.

Применять данное положение можно только в отношении реальных хозяйственных операций (п. 1 ст. 54.1 НК РФ). В этой части фактически ничего не меняется, т.к. новая норма повторяет ряд положений п. п. 3 , Постановления N 53.

В помощь налогоплательщикам статья выделяет несколько критериев недобросовестности, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):

Подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;

Нарушение контрагентом налогового законодательства;

Наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Скорее всего такие критерии были закреплены специально, чтобы снизить количество формальных претензий к налогоплательщикам. Основное, на что следует теперь обращать внимание - это контрагент первого уровня (или лицо, которому переданы его обязанности). После вступления в силу нововведений обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности контрагентов второго и последующего звеньев не должны учитываться в качестве самостоятельных оснований для предъявления претензий со стороны налоговых органов. Тем самым можно ожидать меньше споров по претензиям, основанным на недобросовестности «дальних» контрагентов.

Кроме того, Налоговым кодексом (ст. 82 НК РФ в редакции Закона N 163-ФЗ) установлена обязанность налоговых органов доказывать обстоятельства, предусмотренные пп. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ, но какие именно инструменты могут использоваться для доказывания, не определено. Разъяснения по этому вопросу можно найти в Методических рекомендациях территориальным налоговым и следственных органам по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@).

Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (действует с 19 августа 2017 года).

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28; 2008, № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; 2013, № 9, ст. 872; № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 44, ст. 5645; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6660; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920; № 18, ст. 2486; № 27, ст. 4173, 4176, 4177; № 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 54 1 следующего содержания:

"Статья 54 1 . Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.";

2) статью 82 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V 1 , V 2 настоящего Кодекса.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Положения пункта 5 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

В результате изменений, в НК РФ добавлены положения о необоснованной налоговой выгоде, определяющие ситуации, когда налогоплательщик не вправе получить налоговый вычет и или расходы принять к учету для целей налогообложения, даже при налиции "формально корректных" первичных документов.

Проявление необоснованной налоговой выгоды в 2017 году и ранее может выражаться

  • в недобросовестной конкуренции в налоговой сфере;
  • сотрудничестве с однодневками, офшорами;
  • размывании налоговой базы;
  • необоснованном использовании налоговых послаблений, льгот и т. п.
  • Согласно упомянутому постановлению Пленума Высшего арбитражного суда России от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», необоснованная налоговая выгода возникает при уменьшении налоговой обязанности путём всевозможных действий, состав которых не является исчерпывающим.

О получении необоснованной налоговой выгоды в 2017 году можно вести речь, в случаях если:

  1. Документально не обосновано право на ее получение.
  2. Налоговики доказали, что сведения в представленных документах:
    • неполны;
    • не соответствуют действительности;
    • содержат противоречия.

То есть действует общепринятый принцип: налоговая выгода обоснована пока не доказано обратное. По сути, в новых нормах речь идёт о борьбе с агрессивными способами оптимизации налогового бремени, которые приводят к:

  • неисполнению либо не целиком исполнению обязанностей по уплате налогов;
  • получению права на возмещение налога – возврат/зачет.

Что нового

Понятие "необоснованная налоговая выгода" с 2017 года регулируется положениями статьи 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». В частности:

  1. Прямо запрещено уменьшение налоговой базы и/или налога к уплате путем искажения информации:
    • о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов);
    • об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и/или бухгалтерском учете, налоговой отчетности.
  2. При отсутствии фактов, перечисленных выше, по имевшим место сделкам/операциям плательщик может уменьшить налоговую базу и/или сумму налога согласно положениям соответствующей главы НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
    • 1) главной целью сделки/операции не выступает неуплата/неполная уплата и/или зачет/возврат налога;
    • 2) обязательство по сделке исполнено стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и/или лицом, которому оно передано в силу договора или закона.
  3. 3 В силу сказанного выше не могут рассматриваться как отдельные основания и как неправомерные уменьшение плательщиком налоговой базы и/или размера налога к уплате:
    • подписание «первички» неизвестным или неполномочным лицом;
    • нарушение контрагентом налогового законодательства;
    • наличие у плательщика возможности получить тот же экономический результата при совершении иных не запрещен ных законом сделок, операций.
Требования статьи 54.1 НК РФ распространяются на:
  • сборы;
  • взносы во внебюджетные фонды;
  • плательщиков сборов;
  • плательщиков страховых взносов;
  • налоговых агентов.

Слова «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода», «должная осмотрительность», «добросовестность» настолько плотно вошли в жизнь обычного российского предпринимателя, что, пожалуй, он не хуже любого налогового инспектора объяснит их смысл. А по итогам посещения очередного налогового семинара, вместо планирования новой производственной линии, начнет рисовать у себя в воображении увесистое обоснование (с цифрами, графиками, убедительными показаниями) необходимости привлечения нового контрагента.

Почти ни один акт налоговой проверки, ни одно решение суда не обходится без упоминания о той самой необоснованной налоговой выгоде, которая повлекла ущерб для бюджета. А введено это понятие было уже более 10 лет назад - Постановлением Высшего Арбитражного Суда №53 от 12.10.2006 года. Высший Арбитражный Суд с тех пор канул в лету, слившись с Верховным Судом, а выработанная им концепция - жива.

Но, то ли несолидно ссылаться на судебное постановление (ведь у нас не Англия с ее прецедентным правом), то ли устарели размытые понятия о добросовестности, было решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года выверенные поправки в кодекс были подписаны Президентом. Родилась новая статья 54.1. Новые правила начнут применяться к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года.

Это значит, что все операции за период 2014 - 2016 и последующих годов могут быть оценены с учетом новых критериев.

Сразу скажем, революции не произошло. В закон в лаконичной, лишенной эмоциональной окраски форме внесены положения, отражающие смысл привычного уже поиска «деловой цели», доказывания обоснованности налоговой выгоды, чтобы исключить оценочный подход к суждениям о поведении налогоплательщика. Предположим, что суды постепенно перейдут от цитирования Постановления № 53, к ссылкам на закон. Как это отразится на статистике рассмотрения налоговых споров - покажет время.

Итак, во-первых, вместо презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпции достоверности сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности, закон констатирует:

«Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/или бухгалтерском учете.

В кодексе не используется столь привычное понятие «налоговая выгода». Однако, говоря о недопустимости искажения сведений для уменьшения налоговой базы и/или суммы налога, законодатель и имеет в виду то, что раньше считалось необоснованной налоговой выгодой.

Во-вторых, если все сведения в отчетности учтены верно, следующим тестом для налогоплательщика будет проверка соблюдения одновременно двух условий (п.2 ст.54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки;
  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.).
И снова что-то до боли знакомое, не так ли?

Первое условие - не что иное как «деловая цель» сделки, которая не должна быть связана исключительно с уменьшением налоговых обязательств.

Иногда приходится слышать такой ответ на вопрос о целесообразности создания двух сбытовых компаний, применяющих УСН: «Если все обороты будут в одной компании, она не сможет из-за оборотов применять УСН, и бизнес станет невыгодным». Запомните: это пример чистосердечного признания для налогового органа - иной цели, нежели соблюдение условий применения специального налогового режима, у предпринимателя нет.

Если же речь идет о территориально обособленных отделах продаж, различных целевых категориях клиентов, разных управленческих командах да еще и соревнующихся между собой в результативности, то эффект от применения пониженной ставки налога становится уже не первостепенным.

Второе условие говорит, что сделка должна быть исполнена именно тем лицом, которое указано в документах. Или иным, к которому обязательство исполнить сделку перешло по закону или договору. То есть не неким, неустановленным третьим лицом.

Условие крайне важное, так как может переломить сложившуюся в интересах налогоплательщика тенденцию «установления действительного размера налоговой выгоды», когда речь идет о налоге на прибыль. Напомним, еще в 2012 году Высший Арбитражный Суд постановил:

Реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль...

Постановление Президиума ВАС РФ № А71-13079/2010-А17 от 03.07.2012

Это привело к тому, что налоговый орган перестал оспаривать учет налогоплательщиком затрат, когда не мог доказать завышение себестоимости. Например, дом построен - значит кирпичи были; пищевая продукция выпущена и проверить ее состав возможно только после проведения дорогостоящей экспертизы - затраты на мясо, муку, прочие ингредиенты принимаются и т.п. Подчеркнем, что речь шла только о налоге на прибыль, однако хотя бы в этой части налогоплательщик мог быть спокоен.

После вступления в силу изменений, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль. Только практика применения новых положений покажет, сможет ли налогоплательщик по-прежнему ссылаться, что сырье (материалы, комплектующие) действительно было и действительно использовано при производстве, строительстве или оказании услуг, несмотря на недоказанность взаимоотношений с конкретным поставщиком. Соблюдение перечисленных выше принципов позволит налогоплательщику выйти победителем из налогового спора.

Чтобы это было сделать проще, чем кажется, в законе предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п.4 ст.54.1 НК РФ):

  1. подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом.
    Аналогичный подход был отражен и в письме ФНС России от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9-547, в котором упоминалось о назревшей проблеме осуществления налоговыми органами формального сбора доказательств для целей подтверждения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Очень часто налоговые органы не оспаривают реальность осуществления операций с контрагентами, а просто ограничиваются доводами о недостоверности первичных документов, основываясь на допросах руководителей контрагентов, заявлявших о непричастности к деятельности компаний, и почерковедческих экспертиз. В связи с этим ФНС России заявила, что факт отрицания допрашиваемыми лицами подписания документов от имени контрагентов или наличия у них полномочий руководителя не является безусловным и достаточным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
  2. нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства. Если документы составлены поставщиком идеально, товар поставлен (услуги оказаны), причем сомнений в их необходимости для реальной экономической деятельности не было, но внезапно оказалось, что контрагент перестал уплачивать налоги, проверяемый налогоплательщик не может нести за это ответственность. Несомненно, закрепление этого правила в законе будет на пользу налогоплательщикам;
  3. возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). Также давно устоявшееся правило о том, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а задним числом указывать, что сделка оказалась невыгодной, бесполезной да и другие поставщики были на рынке, налоговый инспектор не вправе.
Выяснение вопроса о том, насколько правильно рядовой налогоплательщик определил налоговую базу в соответствии с изложенными правилами, будет осуществляться в ходе обычных выездных и камеральных налоговых проверок. Иными словами, налоговый орган, как и прежде, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается он, а налогоплательщику будет предоставлен шанс опровергнуть доводы. Ни о каком одностороннем вменении нарушения или о создании отдельной проверочной процедуры речь не идет.

Таким образом, законотворцы проделали многоступенчатую работу, в которой искали разные варианты закрепления в кодексе того, что сложилось на практике. Начинали с попыток найти универсальное определение «злоупотреблению правом», а пришли к предельно лаконичным формулировкам, лишенным простора для оценки и субъективизма.

Однако и завоевания добросовестных налогоплательщиков не были оставлены без внимания. При наличии деловой цели, подтвержденной целесообразности заключенных сделок и их реальном исполнении, доначисления налогов будут несостоятельными.

Теперь в Налоговом кодексе РФ легализован давно применяемый в судебной практике по налоговым спорам принцип права на вычеты (расходы) по реальным хозяйственным операциям.

С 19 августа 2017 года вступает в законную силу (начинает действовать) новая статья 54.1 Налогового кодекса. Очевидно эти дополнения кодекса стали причиной появления небезизвестного письма ФНС, которое публика восприняла, как «запрет» инспекциям снимать вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль при налоговых проверках. (По нашему мнению, как раз все наоборот.)

Новая статья кодекса совершенно конкретно ограничивает усмотрение налоговиков при оценке обоснованности получения налоговой выгоды в случаях «дефектной» первички — подписание неполномочным или неизвестным лицом, убирает из рук налоговиков возможность оценки целесообразности хозяйственных операций, конкретизирует распределение бремени доказывания, что бесспорно следует приветствовать.

Вместе с тем, налогоплательщикам не стоит заблуждаться относительно значительного улучшения их положения: часть 1 новой статьи кодекса содержит термин «искажение» в отношении бух учета и отчетности и налогового учета и отчетности, что он означает, кодекс не раскрывает.

Очевидно, налоговое администрирование модернизируется, как методологически, так и технологически, а это значит снятие вычетов и расходов во время налоговых проверок теперь должно быть оформлено гораздо более мотивированно. Во всяком случае именно так ФНС разъяснило инспекциям их функции и полномочия.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28; 2008, N 48, ст. 5500, 5519; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6450; 2010, N 31, ст. 4198; N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6420; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; N 49, ст. 7014; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; 2013, N 9, ст. 872; N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4081; N 44, ст. 5645; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 45, ст. 6157, 6158; N 48, ст. 6660; 2015, N 1, ст. 15; N 10, ст. 1393; N 18, ст. 2616; N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; N 18, ст. 2486; N 27, ст. 4173, 4176, 4177; N 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 54.1 следующего содержания:

«Статья 54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.»;

Загрузка...
Top