История и этнология. Факты

Бой на Косовом поле является крупным сражением между объединенными войсками Сербии и Боснийского королевства с султаном Мурадом I и его турецкой армией. Произошло это 15 июня 1389 года. Косово поле находится недалеко от современной Приштины. Их отделяет 5 километров. Бой принес большие потери обеим сторонам.

Что предшествовало

Султан Мурад I с войсками, одержав победу при Черномене (1371) и при Савре (1385), продолжил наступать на сербские земли. Османская империя хотела подчинить себе Ближний Восток, Северную Африку и Юго-Восточную Европу. И это им удалось через некоторое время. Но сербы хотели им во что бы то ни стало помешать.

Серьезным недостатком Сербского царства являлось то, что оно распалось на несколько небольших образований, которые постоянно враждовали друг с другом. Вполне естественно, что они были неспособны отразить вражеские атаки. Сербские и албанские князья, образовав коалицию под предводительством князя Лазаря Хребеляновича, всячески противостояли османским войскам.

Косово являлось центральной частью сербских земель. Это был перекресток важных путей, который открывал туркам ряд маршрутов для движения дальше в сербские земли. Здесь и произошло важное сражение.

Мурад I проложил сюда путь через земли своих вассалов в Македонии.

Силы сторон

Османское войско насчитывало примерно 27-40 тыс. человек. К ним относились янычары (2-5 тыс. чел.), всадники личной гвардии султана (2,5 тыс. чел.), сипахи (6 тыс. чел.), азапы и акынджи (20 тыс.) и воины вассальных государств (8 тыс.).

Князь Лазарь Хребелянович возглавлял армию из 12-33 тыс. солдат.

Непосредственно князю подчинялось 12-15 тыс. человек. Вук Бранкович вел за собой 5-10 тыс. чел. Столько же воинов находилось под командованием боснийского вельможи Влатко Вуковича. Помощь сербам оказали рыцари из Венгрии и Польши. Кроме того, им на выручку пришли госпитальеры - рыцари Ордена святого Иоанна. В итоге в сербской армии были отряды из Боснии (отправил Твртко I), валашские, болгарские, хорватские и албанские дружины.

Слабым местом сербской армии являлось отсутствие центрального командования. Кроме того, войско не было сбалансированным по своему составу. Пехота слабо прикрывала тяжелую кавалерию в латах. Последняя составляла основную часть войска.

Сербы не имели такого военного опыта, как которая уже 30 лет одерживала победы в сражениях.

Сражение

Косово поле - место, которое помнит битву 15 июня 1389 года. В этот день армия под предводительством князя Лазаря Хребеляновича противостояла армии, которая значительно превышала по численности. В песнях Сербии указывается, что сражение продолжалось в течение трех дней.

Со стороны I вел турецкие войска, принц Баязид взял командование правым флангом, а принц Якуб - левым. Впереди построения на флангах стояли 100 лучников. Янычары занимали центральные позиции, за которыми среди солдат гвардии находился султан.

Князь Лазарь командовал центром, правый фланг вел Вук Бранкович, а Влатко Вукович - левый. Весь фронт сербской армии занимала тяжелая конница, конные лучники были на флангах.

Чтобы представить ход событий на Косово, карта может наглядно показать расположение войск.

К сожалению, в сербских и турецких источниках данные о сражении настолько противоречивы, что историки не могут воссоздать бой. Известно, что первыми в бой кинулись сербы, невзирая на численное превосходство противника. Кавалерия клином вошла в турецкие позиции. В это же время начался обстрел сербских позиций турецкими лучниками. Сербам удалось прорвать левый фланг османской армии. Последняя понесла тяжелые потери. Но в центре и на правом фланге подобных успехов не было. Через некоторое время сербская армия смогла несколько оттеснить турок в центре. Правый фланг османской армии под командованием принца Баязида быстро перешел в контратаку, оттеснил сербов, нанеся серьезный удар по пехоте. Спустя некоторое время оборона сербской пехоты была прорвана, поэтому та начала отступать.

Легкая турецкая кавалерия в скором времени нанесла удар контратакой. Пехота пошла на закованных в броню сербских всадников. Первым удалось опрокинуть конницу.

Без главнокомандующих...

Вук Бранкович, спасая свои войска, покинул Косово поле. Его действия породили различные трактовки. Одни считают, что Вук спасал своих воинов. Другие убеждены, что он отступал, боясь вовсе потерять свою армию. Но в народе считают, что князь предал Лазаря, своего тестя. Влатко Вукович увел остатки своих отрядов и отрядов Лазаря.

Князя Лазаря взяли в плен и казнили в этот же день.

Сербский воевода смог проникнуть в стан турок, объявив себя перебежчиком. Он смог убить османского султана в самом начале боя. Милош заколол Мурада ножом, но охрана султана не дала ему уйти.

Баязид I теперь возглавлял турецкое войско. Как только он узнал о случившемся, принц отправил гонца к старшему брату Якубу. В послании было сказано, что султан Мурад отдает новые приказы. По прибытии Якуба к Баязиду он был задушен. Теперь принц Баязид является единственным наследником Мурада.

Победителей нет

Битва на Косовом поле 1389 году только формально принесла победу туркам. Но поле боя не досталось никому. Хоть сербы и проиграли невероятно сильному противнику, но при этом они проявили отчаянную отвагу. Это привело к большим потерям у турок. Они больше не могли продолжать боевые действия, поэтому быстро вернулись на Восток, не забыв про Косово поле.

Битва привела к рождению множества легенд. Многие из них связаны с тем, что командующие войсками были убиты еще до завершения боя. Поэтому ни один из них так и не узнал исхода боя. Обстоятельства их гибели быстро обросли легендами.

Например, существует ряд версий о том, как был убит султан Мурад. Одна из них утверждает, что он погиб от руки сербского воина, который притворился мертвым. Но в сербских хрониках можно найти больше информации. Официальная версия такова, что его убил князь Милош Обилич. Есть предание, что он возглавлял Это сообщество ставило своей целью убийство султана.

Последствия битвы в Косово

Сербия смогла сохранить свою независимость, но потери после боя были очень велики. И требовалось много времени, чтобы собрать новую армию. Спустя некоторое время османская армия вернулась и покорила Сербию - в 1459 году. А затем пошла дальше, почти дошла до Вены. Присоединение сербских земель к османской империи остановило политическое и экономическое развитие страны. А культурное развитие сербов окончательно перевернулось.

Принц Баязид, который теперь стал султаном, несомненно, был отличным полководцем. Он больше известен как Баязид Молниеносный. При этом он проводил совсем не так, как его отец. Новый султан прекратил на покоренных территориях насильственную ассимиляцию. Местные власти стали управлять провинциями.

Проигрыш как победа

История Косово показала, что проигрыш в войне и потеря войска может поднять национальный дух и самосознание народа. И даже когда турки 300 лет владели сербскими землями, сербы смогли сохранить национальную самоидентификацию. Более того, им удалось сохранить православие, в то время как их соседи албанцы почти массово приняли ислам.

Некоторые историки полагают, что если бы турки одержали победу, то это ускорило бы покорение Балкан. А смерть султана Мурада и невероятное сопротивление южных славян дали им возможность сохранить свои народности и религию. Европа не подверглась тому, чему могла бы. Косово, Сербия целиком, приняли на себя существенную часть удара.

Важность битвы для сербов

Несмотря на то что сербы понесли поражение, бой в 1389 году был очень важен. Его важность заключается в объединении существующих сербских княжеств. По сути, Косово поле - место, где началась история единого государства Сербии. Многие исследователи утверждают, что эта битва одна из самых неизвестных и непонятных. Часть утверждает, что эту историю создали легенды и домыслы, подтвержденные источниками XIV века.

Сербские историки полагают, что первоначально был ряд вариаций Косовской битвы. Со временем они объединились в одну.

Почему история превратилась в легенду?

Возможно, что миф был создан для того чтобы воздействовать на поколения сербов. В основе легенды лежит библейская история. Князь Лазарь часто сравнивается с Иисусом Христом.

Религиозный мотив также остается в легенде. Длительность боя - 3 дня, поэтому можно провести параллель с Голгофой. А смерть почти всей сербской армии мученическая.

Поэтому практически все народные песни и эпос воспевают воинов как мучеников. А высшей ценностью Сербии стал венец мученичества, т. е. акцент делается на духовном смысле событий, поэтому сербы и ощущают себя победителями. И дает вдохновение в жизни новому поколению.

В своём завоевании Балкан сошлись с войском сербского альянса, в которое кроме сербов входили войска Боснии , Албании и др. Сербскими войсками командовал князь Лазарь , турецкими - султан Мурад I . Количество воинов точно не известно, по одним данным у султана было 30 тыс. человек, а у сербов 15-20, по другим до 300 и 80 тыс. соответственно. Но известно точно, что войска султана превосходили сербов численно в 1,5-3 раза. В начале боя султан был убит. По некоторым данным его убил серб Милош Обилич , который, выдав себя за перебежчика, проник в шатер султана и заколол того ножом. Однако сразу после гибели султана турецкое войско возглавил его сын Баязид . Армия сербов была разбита, Лазарь схвачен и казнен, а дочь Лазаря Оливера отправлена в гарем султана. Сербы были вынуждены платить дань туркам и поставлять войско в оттоманскую армию. После битвы на Косовом Поле Сербия превратилась в вассала Оттоманской империи, а в была включена в её состав.

Вышеизложенное является «официальной» версией произошедших событий. На проверку выходит так, что очень много неясностей еще предстоит прояснить по поводу битвы на Косовом поле. Существует письмо, черновик которого хранится в Архиве Флоренции (Signori. Cartiggio. Missive. Registri. I Cancell. vol. 22. f. 137): писано во Флоренции дня ХХ месяца октября, индикта ХIII, MCCCLXXXIX. Это письмо было написано спустя несколько месяцев после битвы общиной Флоренции, в котором она поздравила короля Боснии Стефана Твртка с великой победой над турками. Выдержка из письма:

"Королю Боснии Стефану Твртке I Пресветлый и Христианнейший из Правителей!

Мы получили весть о преславной победе, которую Вашей Светлости подарила несказанная милость Всемогущего и Вечного Бога, с высот надзирающего за стадом своим, о победе, которой веселятся слова письма Вашего, так же и мы, счастливые в душе, вместе с Вашим Величеством безмерно радуемся. Радуемся, несмотря на то, что мы, во всем преданные Вам, уже давно узнали, и по слухам и по многим донесениям, что Вашему Величеству с небес послано торжество победителя, и нам тоже хорошо известно, что пятнадцатого дня минувшего месяца июня в ужасном кровопролитии повержены высокомерная безоглядность и оголтелая гордыня Амурата, поклонника Мухаммедова, который, насильно стремясь захватить власть над царством Фряжским, задумал стереть с лица земли свет христианский и воспоминание об имени Спасителя нашего (а если б мог, то вычеркнул бы его и из книги живых) и который, дерзко посягнув на границы царства нашего, погиб на земле, что зовется Полем Косовым.

… Блаженно поле такой битвы, ибо и спустя много веков оно будет хранить прах погибших как память победы. Блаженно и Королевство Боснийское, которому выпало биться в таком славном бою и одержать такую великую победу по милости Божией. Блажен и день тот, памяти честной и велегласной блаженному Витту Пресвятому мученику, в который и ниспослано было свыше побороть жестокого душмана. Блаженна троекратно и четверократно блаженна та дюжина рыцарей, что пробилась меж отрядами конницы неприятеля и мечами прорубила себе дорогу сквозь ограждение из верблюдов, цепями скованных, и в безудержном натиске прорвалась к шатру Амуратову. Блажен более всех и тот из них, кто умертвил воеводу такого войска мечом, неустрашимо вонзенным в горло и в пах"

Эта первая битва и сейчас играет значительную роль в сербском фольклоре , Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые православной церковью.

Битва 1448 года

В 1448 году оттоманский султан Мурад II подавлял албанское сопротивление, которым командовал ныне национальный герой Албании Скандербег . На помощь ему привёл свои войска регент Венгерского королевства Янош Хуньяди . В бою на Косовом Поле 17-20 октября года он потерпел сокрушительное поражение от значительно превосходящих турецких сил.

Из словаря Брокгауза и Ефрона

Косово поле - представляет большой параллелограмм, лежащий между Македонией и Боснией; на севере его омывает река Ситница, на юге - Неродимка. На юго-востоке окружено высоким хребтом Любетином, на севере-западе - Рогозном; котлообразные углубления, болота. Прежде Косово Поле поле слыло плодородным, теперь это пустырь, поросший мелким кустарником и лесом; обработаны лишь ближайшие окрестности городов и деревень.

На Косовом Поле не раз сталкивались войска из северо-западных областей Задунайского полуострова с войсками из его юго-восточных областей:

  • 1073 год - сербы победили греков и их союзников болгар;
  • 1170 год - Неманя отстоял свою власть от братьев и греков;
  • 1389 год - пало сербское царство;
  • 1403 год - Стефан Лазаревич разбил султана Мусу ;
  • 1448 год - поражение Гуниада турками;
  • 1689 год - австрийский полководец Пикколомини побежден турками;
  • 1831 год - султан Махмуд разбил боснийцев.

Из всех этих битв наибольшее значение имело поражение сербов турками 15 июня (день святого Витта , по-сербски «видов дан») 1389 года . Встретились войска близ Лаба, впадающего в Ситницу. Во главе турок стоял Мурад, с двумя сыновьями, во главе сербов - князь Лазарь, с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями, Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Силы турок были многочисленнее раза в три, но сербы не отчаивались. Битва началась в 6 часов утра и была очень кровопролитной. Сербские войска уже одолевали, когда один из их отрядов, предводимый Вуком Бранковичем - неизвестно, отчаявшись ли в успехе или изменнически - отступил за реку Ситницу, а за ним побежали боснийцы. Расстроенные полки сербов были разбиты. Погиб Юг Богдан с 9 сыновьями, пал Милош, а князь Лазарь, раненый, взят в плен и казнен; но и сам Мурад нашёл смерть в этой битве, по преданию - от руки Милоша Обилича. Со времени этой битвы сербы стали данниками турок. Ни одно событие старо-сербской истории не оставило такого глубокого следа в народной памяти, как косовская битва. Она записана в летописи, о ней составлены целые рапсодии.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Косово Поле" в других словарях:

    Межгорная котловина в Югославии, на юге Сербии. Высота 500 700 м. Посевы зерновых, сады, виноградники. На Косовом Поле гг. Приштина, Косовска Митровица. 15 июня 1389 на Косовом Поле сербско боснийские войска (15 20 тыс. человек во главе с князем… … Большой Энциклопедический словарь

    Котловина в Южной Сербии, где 15 июня 1389 г. близ города Приштина произошло решающее сражение между объединёнными войсками сербов и боснийцев (15 20 тыс. чел.), которые возглавлял князь Лазарь, и армией турецкого султана Мурада I (27 30 тыс. чел … Исторический словарь

    Косово поле - (Kosovo Polje), межгорная котловина на Ю. Сербии, где сербы 28 июня 1389 г. проиграли решающую битву войскам Османской империи. Сначала сербам сопутствовала удача султан Му рад I был убит еще до начала битвы. Но командование принял его сын Баязид … Всемирная история

    У этого термина существуют и другие значения, см. Косово Поле (значения). Город Косово Поле серб. Косово поље, алб. Fushë Kosovë … Википедия

    Необходимо перенести в эту статью содержимое статей Косово Поле (историческая область), [[обе статьи рассказывают об одной и той же местности, только эта статья о старом времени, а другая статья (в противоположность тому, что говорит… … Википедия

    Межгорная котловина в Югославии, на юге Сербии. Высота 500 700 м. Посевы зерновых, сады, виноградники. На Косовом поле города Приштина, Косовска Митровица. 15 июня 1389 на Косовом поле сербско боснийские войска (15 20 тыс. человек во главе с… … Энциклопедический словарь

    - (Косово Поље) межгорная котловина, ограниченная хребтами Копаоник на С. и Шар Планина на Ю., в Югославии, на Ю. Сербии. Длина 84 км, ширина до 14 км, высота 500 700 м. Поверхность холмистая равнина, сложенная преимущественно древними… … Большая советская энциклопедия

    - (Косово Поље) котловина в Юж. Сербии, где 15 июня 1389 близ г. Приштины произошло решающее сражение между объедин. войсками сербов и боснийцев (15 20 т. ч.), к рые возглавлял кн. Лазарь, и армией тур. султана Мурада I (27 30 т. ч.). В объедин.… … Советская историческая энциклопедия

: 42°42′07″ с. ш. 21°06′15″ в. д.  /  42.70194° с. ш. 21.10417° в. д.  / 42.70194; 21.10417 (G) (Я)

По названию местности получили название город , османский вилает , а затем и географический регион .

Название

В приближённом переводе с сербского языка «Косово» означает «земля чёрных дроздов » (серб. кос переводится как «чёрный дрозд»).

Географическое описание

Располагается на территории географического региона Косово . Согласно конституции Сербии , регион Косово входит в состав Сербии как автономный край Косово и Метохия . Фактически, Косово является частично признанным государством , территория которого Сербией не контролируется.

Котловина, расположенная на высоте 500-700 метров над уровнем моря, ограничена хребтами Копаоник на севере, и Шар-Планина на юге. Её длина составляет 84 км, а ширина доходит до 14 км. Представляет собой холмистую равнину, сложенную преимущественно древними озёрными и речными отложениями. Дренируется системой реки Ситница . .

В котловине расположены города Приштина , Косовска-Митровица , Урошевац .

Исторические сведения

На территории Косова поля сейчас стоит Газиместан - памятный знак.

Напишите отзыв о статье "Косово поле"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Косово поле

– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь. Битва на Косове. Картина Адама Стефановича. 1870 год Wikimedia Commons

И в XIX, и в XX веке, да и, наверное, сейчас, самый главный национальный миф в Сербии — это косовский миф, центральной частью которого является миф о бит-ве на Косовом поле, случившейся в июне 1389 года.

В XIV веке единого сербского народа — в нашем сегодняшнем понимании того, что такое нация, — не существовало. На юго-востоке Европы жило христиан-ское (как православное, так и католическое) население, говорившее на южно-славянских диалектах, и было несколько крупных независимых государствен-ных образований: Болгарское царство, Боснийское королевство, княжество Зета (там, где сейчас находится Черногория) и великолепное Сербское государство.

В середине XIV века правитель Сербского государства Стефан Душан очень сильно расширил его территорию и провозгласил себя царем сербов и греков. У него был практически византийский замах, но после его неожиданной смер-ти начался кризис, а после смерти его сына Уроша царство окончательно рас-палось на соперничающие мелкие княжества и королевства. Все эти княжества лавировали, пытаясь поддерживать более-менее мирные и выгодные им отно-шения с другими крупными игроками: на севере это были венгры, ближе на Адриатике — Венеция и престол папы римского.

Между тем с юго-востока в Европу довольно быстро продвигались османы. В 1352 году они переправились через Дарданеллы и вышли на европейскую землю, а уже в 1389-м дошли до Косова поля — это место находится недалеко от Приштины, то есть примерно в центре Балканского полуострова, если в качестве его северной границы взять Дунай. После распада Сербского царства Косово поле вместе с большой частью Косово принадлежало воеводе Вуку Бранковичу. Но турок там встретили не только его войска, а объединенное войско независимых южнославянских княжеств. Возглавлял его Лазарь Хребе-лянович, один из сербских князей; с ним сражался боснийский король Твртко; были там и другие отряды. Кстати, на стороне османов в этой битве тоже воевали некоторые славянские отряды, которые к тому моменту уже вошли в орбиту Османской империи.

В 1389 году, 28 июня по новому стилю, в День святого Вита, произошла битва на Косовом поле, которая фактически закончилась ничьей: османский султан Мурад I был убит, Лазарь взят в плен и убит, и все стороны понесли страшные человеческие потери. Но у османов еще были войска на востоке, а сла-вяне потеряли свои последние силы. Поэтому в самом конце XIV — начале XV века все еще остававшиеся независимыми княжества потеряли независи-мость — и начались 500 лет османского владычества.

Легенда о Косовом поле

Османы продолжили идти на север, захватили практически весь Балканский полуостров, за исключением узкой полоски земли вдоль Адриатики, дошли до Вены и несколько раз неудачно ее осаждали. Австро-турецкие войны про-должались до конца XVIII века.

Во время войны 1683-1699 годов отряды австрийской армии ненадолго про-дви-нулись далеко на юго-восток, вплоть до Скопье, и местное славянское на-селение их очень поддерживало: потому что они были хоть и католики, но все-таки христиане. Тем не менее австрийской армии пришлось снова отступить назад. Тогда жители территории, которая теперь называется Косово и Метохия, боявшиеся возмездия со стороны османов, получили специальное разрешение императора Леопольда I на то, чтобы уйти вместе с армией. Под предводитель-ством патриарха Арсения Черноевича они переселились в южные области Венг-рии (сегодня этот регион находится на севере Сербии и называет-ся Воево-дина). Это событие называют Великим переселением сербов, посколь-ку оно затронуло огромную массу славянского населения; в 1740 году подня-лась его вторая волна.

Переселенцы основали в Воеводине монастыри, которые стали важными цент-рами знаний и письменности. Там продолжала развиваться традиция эпиче-ских поэм и песен, исполнявшихся гуслярами, которая была характерна вообще для всей балканской народной культуры. Эти песни были очень попу-лярны и в XVIII, и в XIX веке; они существовали во множестве региональных вариан-тов, и, конечно, их знали все жители этих венгерских территорий, куда пересе-лились сербы.

Внутри этой традиции в XVIII веке сформировался так называемый косовский цикл, в основе которого лежала легенда о битве на Косовом поле. Сюжет такой: Лазарю Хребеляновичу перед битвой явился святой Илия и предложил выбрать между победой в битве или вечным спасением сербского народа. Лазарь, как хороший правитель и христианин, конечно, выбрал вечное спасение. Эта леген-да положила начало мифу, который называется мифом о Небесной Сербии, суть которого в том, что сербы — богоизбранный народ (это, естественно, свой-ство далеко не только сербского национального самосознания, почти все евро-пей-ские нации в том или ином виде подчеркивают свою богоизбранность).


Смерть Мурада I. 1870-е годы Mary Evans / DIOMEDIA

Этот миф содержит много интересных деталей. Например, Вук Бранкович, кото-рый изначально выступал на стороне Лазаря, в середине битвы, видя, что победа славянскому войску не светит, перешел на сторону османов, чтобы сохранить своих людей. В сербской мифологической интерпретации он — предатель, который подвел Лазаря к пленению и унизительной смерти. Вуку Бранковичу противопоставляется Милош Обилич, мифологический персонаж, который в конце битвы притворился, что сдается османам, а когда предстал перед султаном Мурадом I, зарезал его, за что, конечно, был растерзан на месте султанской охраной.

Возрождение косовского мифа

В начале XIX века на сербских территориях, которые находились под властью Османской империи, началось антиосманское движение, и в конце концов Сербское княжество получило автономию (формально оставаясь в составе империи). Там начали появляться политические и государственные институты: зародилась какая-то парламентская жизнь с политическими партиями и нача-ли формироваться представления о том, куда сербы идут и чего хотят, в том чи-сле и в территориальном плане — что именно должно входить в Сербское государство.

Вообще, центр сербской интеллектуальной жизни находился на севере, в Нови-Саде и Будапеште. Но эти территории оставались в составе Австро-Венгерской империи, и там сербы жили в довольно мирных условиях: у них было образо-вание на сербском языке, церковная автономия и свой «сабор» — выборный орган церковно-культурной автономии. Кроме того, Австро-Венгрия была слиш-ком мощным государством, чтобы с ним соперничать, — и, соответ-ствен-но, расширение территории за Дунай было малореалистичным.

А вот на юге было Косово, которое все еще оставалось в составе Османской империи. И тут им пригодился этот самый косовский миф — потому что мало того, что Косово — это центр средневекового Сербского государства, где нахо-дятся все сербские монастыри и святыни, но там еще и произошла Косовская битва, где была решена судьба сербского народа на 500 лет вперед и где сербы были отмечены Богом. Конечно, в песнях косовского цикла перечислялись раз-ные князья, участвовавшие в битве, но в первую очередь она воспринима-лась как битва и поражение именно единого сербского народа.

Вук Караджич. Фотография Анастаса Йовановича. 1850-е годы Wikimedia Commons

В середине XIX века сербский лингвист, фольклорист и просветитель, главный деятель национального литературного возрождения, автор реформы сербского языка Вук Караджич среди прочего издал сербские народные песни, и в том числе песни косовского цикла. Это была не первая публикация этих текстов, но благодаря Караджичу возникала их стандартная, как бы официальная версия.

На протяжении всего XIX века — то есть весь период национального становле-ния и строительства государства — вся сербская национальная идеология, неважно, правая или левая, бесконечно использовала в качестве аргумента то, что Сербия — избранная, она долго страдала ради высшей цели, и теперь это дает ей моральное право на то, что было нужно данной политической силе в данный момент.

Наконец, по итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Сербское кня-жество формально получило независимость и в 1882 году провозгласило себя королевством. Пик возрождения косовского мифа пришелся на период балкан-ских войн 1912-1913 годов, когда территория Косово была присоединена к Серб-скому королевству.

Интересно, что миф о битве на Косовом поле возник не только у сербов. Албан-цы, которые тоже участвовали в битве, запомнили ее немного иначе. В XIX веке албанцы боролись за освобождение от Османской империи, и в их интерпрета-ции легендарный Милош Обилич, якобы зарезавший султана, из серба превра-тился в возможного незаконнорожденного сына албанской матери — а значит, в символ многовековой борьбы за восстановление албанской независимости.

Косовская битва в XX веке

Политическая роль косовского мифа сохранялась и в XX веке: каждый раз, когда в Югославии возникали противоречия разных национальных интере-сов — сербов и хорватов, сербов и боснийских мусульман, сербов и албанцев, — сербы всегда в первую очередь использовали косовский аргумент, поскольку это якобы давало им моральное право на главенство.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 года. 1914 год DeAgostini / DIOMEDIA

Это усилилось одним совпадением: 28 июня — то есть в годовщину битвы — произошло несколько исторических событий, три из которых были особенно важными. Во-первых — убийство Франца Фердинанда, австрийского эрцгер-цо-га и наследника австро-венгерского престола. После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Босния перешла под управление Австро-Венгрии, хотя фор-мально оставалась частью Османской империи. В 1908 году Австро-Венгрия, воспользовавшись случившимся в Стамбуле кризисом, аннексировала Боснию, и она стала и де-факто, и де-юре частью Австро-Венгерской империи. Сербское национальное движение между тем видело все основания для того, чтобы при-соединить часть боснийских территорий к Сербскому королевству, и в Бос-нии действовали сербские националистические радикальные группы. 28 июня 1914 года, то есть в самый важный день для сербского национального самосо-знания, Франц Фердинанд поехал в Сараево, столицу Боснии, с официальным визитом. Судя по всему, он выбрал этот день случайно, но сербские нацио-на-листы восприняли это как еще один плевок в лицо. Группа студентов попыта-лась убить Франца Фердинанда, и совершенно случайно у них это получилось.

Кратко о статье: Едва ли найдётся неспециалист, который на вопрос «какие балканские мифы вы знаете?» сходу ответит чем-то более неожиданным, чем легенда о Дракуле. Битву на Косовом поле, сказание о Вуке Огнезмие и «Чёрную руку» припомнит только историк. Но если взять почти любой сербский миф и хорошенько его «потереть», то окажется, что он похож на привычные нам легенды и былины...

Косово поле

И другие балканские мифы


Надо ударить дубинкой по танку. Неважно, что танк потом тебя раздавит. Зато народ будет слагать песни о герое.
Сербская поговорка


Навряд ли найдётся неспециалист, который на вопрос «какие балканские мифы вы знаете?» с ходу ответит чем-то более неожиданным, чем легенда о Дракуле. Битву на Косовом поле, сказание о Вуке Огнезмие и «Чёрную руку» припомнит только историк. Для большинства наших современников балканские мифы - это экзотика. Но если взять почти любой сербский миф и хорошенько его «потереть», то окажется, что он похож на привычные нам «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: те же песни о царе Душане Сильном и его юнаках созвучны былинам киевского цикла о князе Владимире Красно Солнышко и богатырях.

Балканы - край победившего мифа. Рассказывать об одной его ипостаси, как обычно мы делали это в рамках рубрики, здесь бессмысленно: балканские мифы так плотно взаимосвязаны и переплетены меж собою, что выдирать один из другого было бы просто невежеством.

Есть два момента, касающихся балканской мифологии, о которых надо упомянуть до того, как мы начнём свой рассказ.

Во-первых, мифология является едва ли не частью официальной истории балканских стран.

Во-вторых, она с лёгкостью превращает поражение - в победу, а злодея - в национального героя, и наоборот.

Больше такого нет нигде.

О поле, кто тебя усеял...

Битва на Косовом поле - главный сербский миф. Видовдан, 15 июня 1389 года. Самый чёрный и самый великий день сербов. Люди до сих пор верят, что в ночь Видовдана реки превращаются в кровь. Для балканской культуры этот герои ческий эпос имеет такое же значение, как легенды о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и о Беовульфе, вместе взятые, - для культуры английской. Нет, сама-то битва как раз не миф, она произошла на самом деле, предопределив весь ход балканской, а следом - и мировой истории и культуры на шесть веков вперёд.

Тогда, в конце XIV века разрозненные балканские королевства не смогли остановить вторжение турок в Европу. Сербский царь Лазарь принял бой. Сербы стояли насмерть, но силы были неравны. Лазарь был взят в плен. Его зять, один из его военачальников - Вук Бранкович - предал его, уведя своё войско с поля боя. В итоге сербы потерпели жестокое поражение, после чего их ждало почти пятисотлетнее османское иго.

И тут начинается самое интересное. Сербы считают, что... победили в Косовской битве. И причиной тому даже не преждевременно посланная весть о победе их войска, которая внесла впоследствии немало путаницы в историю. Победа была скорее моральной. Сербы вышли на бой с явно превосходящим противником и не ударили в грязь лицом, прикрыв собой Европу, дав ей передышку, которая, как оказалось впоследствии, стала решающей. Поэтому значение этого поражения для последующих поколений превысило значение гипотетической победы.

Главным сербским героем со времен Косова поля стал Милош Обилич. Он сдался туркам в плен, а когда его подвели к Мураду для присяги, вместо того чтобы лобызать его туфлю, выхватил спрятанный кинжал и прирезал султана. Впрочем, на боеспособности турок это не сказалось. Обилича они казнили - как и царя Лазаря, и множество других сербских воинов.

Сербы канонизировали обоих героев - и царя Лазаря, и Милоша Обилича. Надо сказать, у них был на то свой резон. Одержи они победу - ну и была бы у них ещё одна победа, память о которой, как показывает практика, недолговечна. А вот поражение... Как говорится, на ошибках учатся. На этом поражении выросла вся сербская культурная доминанта. Так что в чём-то создатели мифа, пожалуй, были правы.


Косовская битва легендарна и архетипична. Существует несколько вариантов событий того рокового дня 1389 года, но все они уживаются в рамках единой традиции. И что с того, что в более позднее время историки доказали, что Вук Бранкович, чьё имя стало нарицательным обозначением предателя, вовсе не предавал царя Лазаря, а напротив - много сделал для успеха сражения, впоследствии упорно воевал с турками, за что и был убит? Традицию из-за этого менять не стали. Легендарное Косово оказалось сильнее Косова исторического.

Герои Видовдана

Самым популярным изложением легендарных событий на Косовом поле стала написанная в начале XIX века поэма Гаврила Ковачевича «Сражение страшно и грозно между серблима и турцыма на полю Косову, под князом Лазаром, случившесе у 1389-м лету юния 15 дана».

Именно эта поэма начала традицию, согласно которой пир накануне битвы сравнивается ни много ни мало с Тайной вечерей Нового Завета. В начале её царь Лазарь разочаровывается в Милоше Обиличе, публично сообщая об этом всем присутствующим. Себя же Лазарь отождествляет со Спасителем. В полном согласии с евангельским сценарием, он подаёт Милошу чашу с вином, предлагая выпить за него тому, кто «... меня предать замыслил, как Иуда спасителя своего».

Однако в отношении Милоша царь явно допустил промах: тот его не предавал и даже напротив - стремился переломить ход сражения ценой своей жизни. Кто такой Милош Обилич, доподлинно неизвестно: по одной из версий, это влиятельный сербский князь, зять царя Лазаря, накануне битвы поклявшийся убить султана, по другой - простой человек, пастух, чуть ли не случайно проходивший мимо.

Кроме царя Лазаря и Милоша Обилича, в косовском мифе есть и другие действующие лица. Это в первую очередь уже упомянутый Вук Бранкович. Тень несостоявшегося предательства пала на него самого и на всё его семейство. А между тем и сам Вук, и его сын, сербский деспот Георгий Бранкович, и их потомки - самые настоящие герои и мученики: одни всю жизнь воевали с турками, не вылезая из седла, до 80 лет, другие были теми же турками ослеплены и умерщвлены.

Милош Обилич

В 1828 году вышла героическая драма «Милош Обилич» Йована Поповича. Наряду с «историческими», легендарными персонажами, здесь действуют три аветины (вилы, русалки) и их царица. Однако при всех фантастических допущениях основное содержание драмы - проповедь патриотизма. После короткого пролога с участием аветин на лоне природы Милошу Обиличу в облике «тени отца Гамлета» является царь Душан Сильный, к тому моменту давно почивший в бозе, который вопрошает: «Где, Милош, твоя клятва, которой ты уверял, что будешь отечеству верен?» После этих слов царь превращается в кровавую реку, из какового намёка высших сил вытекает, что мира на Балканах не будет ещё очень и очень долго.

Досталось от мифа и женской половине дома Бранковичей. «Проклета Ерина» - Проклятая Ирина, супруга деспота Георгия, родом из византийской династии Кантакузенов, в народных преданиях стала ведьмой, виновной в гибели многих сербов во время строительства крепости Смедерево, и поныне самой большой крепости в Европе. Тела умерших при строительстве, как и положено, замуровывались в стены. На самом деле, скорее всего, ничего превышающего рамки полномочий среднестатистического правителя Ирина не делала. Деспотиссе просто не повезло со временем. Сербское государство переживало худшие времена под османским натиском, и народ сочинял исключительно страшные сказки. Было бы время Ирины спокойным - не исключено, что о ней осталась бы совсем иная память.

Вошли в легенду и дочери царя Лазаря: одна стала супругой Вука Бранковича, другая - Милоша Обилича, а третья - султана Баязида. Так что весь косовский миф отчасти превратился в семейную историю династии Лазаревичей. Другое семейство, также отметившееся на Косовом поле, - Юговичи - тоже стали героями многочисленных преданий. Прославился глава рода Юг Богдан и его девять сыновей, особенно младший - Бошко. На Косовом поле они погибли все, один за другим, а жене Юга Богдана, ещё не знавшей про исход битвы, вороны принесли руку её мужа...

Один из самых известных представителей балканского пантеона - Вук Огнезмий, восходящий, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком, к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке. Обращаем особое внимание: Вук хоть и числится в оборотнях, по совокупности деяний относится к героям! Вук Огнезмий, он же Волх Всеславич, он же Вольга киевского былинного цикла - змеевич, он рождается от Огненного Змея в человеческом облике, но «в рубашке» или с «волчьей шерстью» - приметой чудесного происхождения. Как и положено, Вук может оборачиваться волком и другими животными, птицами и даже насекомыми. Но главное - способность превращения себя и своей дружины в животных Вук использует не для душегубства, а для совершения подвигов. Вот и выходит, что князь-оборотень со змеиными чертами - это не фантазия Брэма Стокера, а древнейший архетип идеального балканского правителя, безжалостного к врагам и использующего для победы силы потустороннего мира.

Родитель нашего Вука - Огненный Змей, хозяин мира мёртвых, змеевидный демон, наделённый антропоморфными чертами. Когда он вступает в связь с женщиной, на свет появляются змеевичи. Но однажды Вук вступает в единоборство с отцом и побеждает его.

Культ воина-оборотня восходит к VI-VII векам, когда славянская общность имела ещё относительно общую культуру. Византийские авторы писали о том, что славяне перекликаются волчьим воем, а, по донесениям турок, воины Дракулы тоже в массовом порядке оборачивались волками, что давало им колоссальное преимущество в ночных стычках с османской армией.

Царица Милица, жена Лазаря - поистине героическая женщина, впоследствии канонизированная. После Косовской битвы и гибели мужа она правила разорённой страной, умудрилась заключить болееменее выгодный мир с турками, сохранивший независимость Сербского государства (хотя отныне она также звалась деспотиссой, правительницей вассального образования), как могла, залечивала раны своего народа и воспитывала сына - будущего деспота Стефана Лазаревича, чьё правление потом назовут Балканским Ренессансом.

Оставили свой след на Косовом поле и юнаки - балканский вариант рыцарей: Иван Косанчич, Милан Топлица, Страхиня Банович и другие, похожие на наших богатырей. Особо интересна легендарная история Страхини. За год до битвы турки похитили у него красавицу-жену. Он, разумеется, поехал отбивать её, но тут выяснилось, что саму жену (кстати, звали её Елена) такое положение дел вполне устраивает и возвращаться домой из объятий турецкого военачальника она не спешит. Во время поединка Страхини с турком неверная жена подкрадывается сзади и нападает на своего мужа! Удивительно, но Страхиня всё-таки берёт верх. Но с женой сладить - это не турка завалить. После победы Страхиня по местным обычаям должен убить или хотя бы ослепить неверную жену, но он вдруг проявляет совсем уж неожиданный для Балкан гуманизм и прощает её.

Разобрать, что в косовском мифе правда, а что - вымысел, непросто. Да и нужно ли?

Проклятие ослеплённых королей

Косовский миф предвосхищают другие старинные сербские предания. Как и всегда на Балканах - кровавые, жестокие, страшные. Но давайте на этот раз начнем издалека.

В старинном сербском монастыре Грачаница, что стоит на территории нынешнего Косово, на стене храма красуется изумительная фреска начала XIV века. На ней женщина в богатых одеяниях и высокой золотой короне, усыпанной жемчугом и драгоценными камнями. Она слепа - глаза у фрески выколоты. Это королева Симонида, дочь византийского басилевса Андроника и супруга сербского короля Милутина. Говорят, увидевшие фреску не могут оторвать от неё взгляд, да и забыть её сложно. Ещё в начале XIX века некий албанец ночью прокрался в храм и ножом выколол королеве глаза. Но даже ослепшая, она сияет красотой. Чего только не делали потом с этой фреской - и кололи, и жгли... А она всё равно стоит, как ни в чём не бывало. Считается, что глазами своей души Симонида охраняет Сербию, как и положено истинной королеве.

Подобно всякому народу, когда-то сербы управлялись не временщиками, как это принято в эпоху победившей демократии, а сакральной, назначенной править свыше династией Неманичей. В те времена принято было приписывать правителям родственные связи с римскими кесарями и другими венценосными кланами. У Неманичей родичей среди кесарей отродясь не было. Да и зачем оно тем, кого править поставил сам Господь? Сакральность земной миссии династии стала подтверждением её прав на сербский престол. Воплощением этого культа стала до сих пор красующаяся на фресках во многих старинных храмах так называемая Лоза Неманичей, их символическое семейное древо. И надо сказать, сами Неманичи такому статусу вполне соответствовали. В каждом поколении их Лоза давала выдающегося правителя-воина или святого, порой - сразу обоих, а иногда - даже в одном лице. Жития святых правителей из этой династии до сих пор являются источником вдохновения не только для писателей и историков, но и для сотен тысяч верующих.

Но высшие силы тоже не дремлют. Ведь если они кому-то что-то дают - то с него же и испрашивают. И отвечали Неманичи за данные свыше преференции по всей строгости своего сурового времени. Это стало своего рода проклятием династии. Власть практически ни разу не передавалась бескровно, резали друг друга ближайшие родственники, брат шёл на брата, отец - на сына, а сын - на отца. Сколько бы Неманичей ни пересекалось на том или ином историческом отрезке, остаться должен был, за редким исключением, только один. Средние века знают немало кровавых семейных разборок на ступенях трона, но Неманичи, «проклятые короли» балканского розлива, в этом виде спорта выбились в признанные лидеры.

Мистика преследовала Неманичей на каждом шагу. Вот захотел королевич Стефан свергнуть с престола отца своего, короля Милутина. Но тот оказался не лыком шит, заточил своего сына в крепость и приказал выколоть глаза раскалённым железным прутом. Той же ночью несчастному королевичу явился святой Николай и сказал: «Не бойся - твои глаза у меня в руках». Ослеплённого Стефана заключили в монастыре Пантократора близ Константинополя, и там начали происходить чудеса. Святой явился Стефану во второй раз, принеся в руках оба его глаза и вставив их на место. Опальный королевич вновь обрел зрение, но никому не говорил об этом, нося на глазах чёрную повязку. И только после смерти своего отца венчанный королевским венцом Стефан обнародовал свою зрячесть, объяснив произошедшее чудом. Что интересно, в эту версию сразу же поверили, а заступничество святого и прозрение ослеплённого короля стало... эпизодом официальной истории.

Граф Дракула vs. господарь Влад

Кровососущая нечисть известна разным народам, но прародина вампиров - это всё-таки Балканы. До XVIII века они безобразили в основном в народных суевериях, но с началом эпохи романтизма стали проникать на страницы литературных произведений, в газетные новости и даже в официальные донесения. Так начал формироваться образ вампира литературного, довольно сильно отличающийся от вампира фольклорного.

В том, что Дракула - это реальное историческое лицо, нет никаких сомнений. Каких только злодеяний не приписали правителю Валахии Владу III Дракулу! И вампирствовал, не покладая клыков, и сажал тысячи человек на колья, наслаждаясь их агонией, и ел человеческое мясо, не говоря уже о питии крови христианских младенцев. Правда, впоследствии оказалось, что Влада оклеветали, как сейчас принято говорить, политические противники. Зато он был едва ли не единственный из тогдашних балканских правителей, кому удалось защитить свою страну от турок. Это и есть главная историческая правда. И цель в данном случае с лихвой оправдала средства. Дракулу очень боялись не только внешние враги, но и внутренние. Он довольно эффективно сражался с превосходящими силами османов и умел их побеждать в, казалось бы, совершенно не подразумевающих побед обстоятельствах. Ясное дело, что туркам это не нравилось, отчего и пошло его прозвище Цепеш - Колосажатель.

У господаря Влада были неприятели не только на Востоке, но и на Западе. Венгерский король Матиаш Корвин, помышлявший о гегемонии в регионе, не прочь был разгребать жар чужими руками. Он использовал Валахию как щит от османов, постоянно манипулируя своим строптивым союзником. Но с господарем Владом такие игры не проходили. Отсюда и его арест, более похожий на похищение («чёрные чехи», наёмное войско венгерского короля, взяло господаря под стражу, когда он приехал на переговоры), и многолетнее заключение в венгерском замке, и долгое судилище (на память приходит почему-то Гаагский трибунал), закончившееся по традиции ничем: доказательств вампиризма и колдовства господаря, а также истребления им тысяч ни в чём не повинных христиан обнаружено не было. Аккурат в этот момент турки перешли в наступление по всем фронтам, так что Дракулу пришлось оправдать, освободить и даже снабжать оружием для борьбы с общим врагом.

Кровавая Эржбета

Надо сказать, что вампирские пристрастия господаря Влада разделяли и другие представители балканской элиты. В 1610 году по указу австрийского императора была казнена графиня Эржбета Батори - кстати, по некоторым данным, Дракула числится среди её предков. Эта дама продлевала свою молодость, купаясь в крови юных девственниц. В её дневниках насчитали упоминания о шестистах жертвах. В наказание за совершенные злодеяния «кровавую графиню» заживо замуровали в её собственной спальне.

В наше время Эржбета заманивает в свои объятия зазевавшихся туристов.

Много было придумано и пересказано на разные лады турецких и венгерских басен, взятых впоследствии на вооружение итальянскими и немецкими авторами. Вот откуда пошла ужасная репутация Влада Дракулы, в действительности же - наиболее последовательного (и добавим - успешного) борца с турками на Балканах. Дракула прославился неистовой отвагой и столь же неистовой кровожадностью, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась патологической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил головы, сжигал, сдирал кожу, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол. Однако в те поры многие европейские правители, не говоря уже об азиатских, делали это, а слухи о тысячах замученных оказались просто-напросто «утками».

Обратите внимание на заколку для галстука: она сделана в виде двуглавого орла. Это всего лишь деталь, но деталь очень важная. Изначально такой орел был геральдическим символом Палеологов и украшал герб Византии. Впоследствии его стали использовать все наследники - от Неманичей с Лазаревичами и господаря Влада до нашего Ивана III (он получил это право после брака с Софией Палеолог). И что же? Получается, что Дракула, носящий символ двуглавого орла, - без пяти минут славянский патриот и монархист. За это и невзлюбили Дракулу на Западе столь сильно.

Понятно, что при своем образе жизни Дракула просто не мог умереть от старости в тёплой постели. Он был убит своими же воинами в результате заговора брата, а по совместительству - наложника султана, Раду Красивого. Тело Дракулы проткнули копьями, а потом отрезали ему голову и послали её в дар султану Мехмету. Султан этот был, безусловно, колоритной личностью. Он содержал сразу два гарема - женский и мужской, а ещё коллекционировал головы своих врагов. Он-то и приказал водрузить голову Дракулы на шест в центре Стамбула. С тех пор и повелось: чтобы убить вампира, его сердце сперва пронзали колом, а потом отрезали голову. Зачем это было сделано - давно позабылось, но традиция блюлась свято.

«Чёрная рука» в подбрюшье Европы

Героя Косовской битвы Милоша Обилича принято изображать в шлеме, увенчанном драконом. И это не просто украшение. По некоторым данным, именно Милош Обилич был основателем пресловутого ордена Дракона, включившего в себя исключительно королей, князей и крупных феодалов христианского вероисповедания. Целью ордена было противостояние мусульманскому завоеванию Европы, в том числе путем физического устранения османских вождей. Отличительный признак рыцарей ордена - изображение дракона на регалиях.

Император Священной Римской империи, венгерский король, а по совместительству - глава ордена Сигизмунд Люксембург произвёл в рыцари ордена в том числе и Влада II, отца Влада Цепеша. Так Дракула получил своё имя и дракона на знамени. И действовал господарь Влад ровно так же, как и Милош. Да и сербский деспот Стефан Лазаревич, сын царя Лазаря, не дрогнувший даже под натиском орд Тамерлана, также был рыцарем того же ордена. Какой простор для любителей теории заговора и последователей Дэна Брауна!

Но история знает и более свежие примеры.

Известная сербская террористическая организация «Чёрная рука» в идейном плане продолжила традицию ордена Дракона. Её возглавлял Драгутин Дмитриевич по кличке «Апис», начальник сербской контрразведки. В организации практиковалась суровая дисциплина, её заседания проходили в чёрной комнате за столом, устланном чёрной скатертью. На символике «Чёрной руки» - череп и скрещённые кости на чёрном фоне. 11 июня 1903 году король Сербии Александр Обренович и королева Драга были заколоты штыками в своем дворце в Белграде. Этот переворот - одно из громких дел «Чёрной руки». Её филиалом была организация «Млада Босна», одним из членов которой был Гаврила Принцип, убивший эрцгерцога Фердинанда в Сараево в 1914-м. Так «Чёрная рука» спровоцировала Первую мировую войну.

Продолжателем её дела стала организация под названием «Белая рука», осуществившая государственный переворот 27 марта 1941 года. Тогда на сербский престол был возведён Петр II, принц из династии Карагеоргиевичей, что фактически поставило Югославию в состояние войны с Германией, откуда оказалось совсем недалеко до активной стадии Второй мировой. Балканы опять сыграли роковую роль в судьбе всего континента.

Страшны балканские мифы. Не вампирами страшны и не оборотнями, а тем, что они совершенно реальны. Если набрать в любом поисковике словосочетания «балканские мифы», «балканская мифология», полученная информация, мягко говоря, удивит. Только две-три ссылки будут касаться собственно фольклора. Основное количество ссылок выведет на мифы совсем иного рода. Заголовки типа «косовский миф», «западный миф о Сребренице», «мифы НАТО о кровожадных сербах» сразу дадут понять, что речь идёт о современности.

Битва мифа с антимифом, начавшаяся на Косовом поле более шестисот лет назад, идёт и по сей день. Неудивительно, что на этой плодородной, щедро удобренной мистицизмом почве произрастают плоды столь тучные, что уже не одно поколение мистиков и фантастов пожинает на Балканах богатый урожай, конца и края которому покамест не видно.

Загрузка...
Top