Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Таджикистан отдает собственные территории китаю Территория таджикистана переданная китаю

Китай и Таджикистан официально урегулировали территориальный спор. Парламент среднеазиатской республики ратифицировал договор о демаркации и делимитации границы, сообщает «Азия-плюс». Китаю отошел спорный участок около 1 тысячи кв. км в Восточном Памире, на высоте 5 тысяч метров над уровнем моря. Глава МИДа Таджикистана Хамрохон Зафири назвал ратификацию договора «великой победой таджикской дипломатии».

Территориальные споры между Китаем и бывшими территориями Российской империи и СССР уходят корнями в XVII век. Несмотря на заключение Нерчинского договора между Россией и Китаем, согласно которому граница между государствами проходила по реке Амур, на протяжении следующих столетий стороны неоднократно пытались изменить условия этого соглашения. Ослаблением Китайской империи в XIX веке воспользовалась Россия, заключив выгодный для нее Ливадийский договор 1879 года. Но императорский Китай отказался признать его, посол, подписавший его, подвергся на родине гонениям, а Пекин стал готовиться к войне с Россией. Но в итоге Россия пошла на ряд уступок, и стороны заключили между собой в 1881 году Петербургский договор, который тем не менее не совсем четко определял границы между государствами. Целый ряд территорий, вошедших в состав России, а затем СССР, китайцы продолжали считать своими и с распадом единой страны поспешили предъявить на них свои права.
С распадом Советского Союза Китай выдвинул целый ряд территориальных претензий молодым среднеазиатским государствам и России. И добивался от них уступок: Казахстан уступил Китаю 407 кв. км, Киргизия обошлась 12 кв. км. Некоторые эксперты по Китаю указывают на то, что внешнеполитическая концепция Пекина предусматривает, что все земли, когда-либо входившие в состав китайского государства, считаются «утраченными». Поэтому в долгосрочной перспективе Китай может выдвинуть новые требования к своим соседям.

Претензии к Таджикистану со стороны китайских властей были достаточно обширными. Первое соглашение о спорных территориях было заключено в 1999 году, Таджикистан сохранил спорный участок в районе перевала Карзак, но уступил Китаю около 200 кв. км. Сейчас решилась судьба другой спорной территории: из 28 тысяч кв. км, на которые претендовал Китай, к нему отошли 3%, 1 тыс. кв. км в Восточном Памире.
Таджикская оппозиция настаивала на том, что передача территорий Китаю противоречит законам Конституции страны, которая гласит, что территория государства является единой и неделимой.
Глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи напротив, посчитал заключение договора «великой победой таджикской дипломатии». «Спорные территории охватывали около 28,5 тыс. квадратных километров территории нынешнего Таджикистана, что составляет почти 20% территории нашей страны, — напомнил глава внешнеполитического ведомства депутатам. — После подписания протокола из этих спорных территорий Китаю отходит около 3%».

Сразу несколько российских СМИ перепечатали сообщение, появившееся в начале мая в сетевом издании Forum.msk. Со ссылкой на неназванные источники в таджикской оппозиции издание сообщило, что китайские войска захватили восточный Памир в Мургабском районе Таджикистана и взяли под свой контроль единственную автомагистраль в регионе.

Издание сообщило также, что Таджикистан за годы независимости уже передал Китаю 1,5 тысячи квадратных километров спорных территорий, общая площадь которых составляет 28,5 тыс. кв. км. Также утверждается, что в начале года Душанбе в счет погашения внешнего долга перед Пекином готовился передать часть памирского высокогорья, которое считается непригодным для жизни, но богато месторождениями драгоценных камней, редких минералов и даже урана. В Мургабе уже начались поисковые работы, делаются карты и в ближайшее время начнется оценка месторождений, заявило. издание

“Никто точно не знает, каков объем урановых месторождений на Бадахшане, но известно, что уран там есть, - отметил главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. - Кроме того, там немало залежей стратегического сырья, в том числе вольфрама и редкоземельных металлов. Это правда, что для жизни Мургаб, где даже летом лежит снег, малопригоден. Но это важная стратегическая точка - Мургаб лежит на Памирском тракте, таким образом КНР будет контролировать единственную транспортную артерию на Памире. В целом Таджикистан - это пряжка солдатского ремня, которым Россия держит Среднюю Азию, и сдача позиций в Таджикистане - это сдача всего региона, до Оренбурга и Астрахани. Хотя, когда русские погранвойска выходили с таджикско-афганской границы по решению Путина, было уже ясно - Россия уходит с Востока, а на ее место обязательно кто-то придет. Китай сделал заявку, к моменту вывода войск из Афганистана, надо полагать, свой ход сделают США и Великобритания. Интересуются Иран и Пакистан. Напоминает дележку барахла покойника, кому сапоги, кому бушлат…”

Вместе с тем, информация не нашла никакого официального подтверждения ни с таджикской, ни с китайской стороны. Внятных опровержений, впрочем, также не прозвучало.

Чуть позднее ситуацию немного прояснили киргизские журналисты из портала "Вести.kg". Как сособщил им начальник Погранслужбы Киргизии Токон Мамытов, сообщения о вводе китайских войск в Таджикистан - не более чем "утка". "Я только сегодня утром разговаривал по телефону с первым зампредом ГКНБ Республики Таджикистан, главой главного управления Погранвойск Таджикистана Мирзо Шерали, и он сказал, что обстановка у них стабильная. Более того, говорить, что Китай занял Мургабский район, значит, в лучшем случае, не понимать происходящих в ЦА процессов. И Душанбе, и Пекин - члены ШОС, подписавшие в рамках этой организации серию документов о соблюдении территориальной целостности. Естественно, сведения о том, что дружественное государство вдруг ни с того ни с сего чуть ли не оккупировало земли своего соседа – ошибочны", – заявил Мамытов.

Эксперты уже высказали предположения, что сообщение могло быть попыткой оказать давление на Душанбе со стороны Москвы, которая также претендует на влияние в регионе. Однако стоит отметить, что прецеденты “тихой” передачи территорий КНР со стороны стран бывшего СССР уже имели место ранее, так что нельзя полностью исключить подобный вариант развития событий в Таджикистане.

Пока Россия борется за свою сферу влияния к западу от государственной границы, китайцы потихоньку отжимают такой элемент восточной сферы влияния, как Таджикистан - неисчерпаемый источник дворников для городов М. и Л. Интересно, не начнут ли таджики осваивать китайский рынок метлы и совка?

Эмомали Рахмон и Ху Цзиньтао перед заседанием Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в Пекине, 6 июня 2012 года

После распада СССР долгие годы Таджикистан считался самой пророссийской республикой Средней Азии. Но к концу первого десятилетия XXI века новые экономические реалии фактически превратили эту республику в периферию КНР и насос по перекачке денег из России в Китай.

Возвращение Китая в Среднюю Азию

В самом конце XIX века в горах Памира столкнулись интересы четырех государств - трех империй и одного эмирата. Так в результате маневров и мелких столкновений пограничных отрядов России, Британии, Китая и Афганистана случайным образом появилась современная граница Таджикистана.

В конце XVIII столетия, находясь в зените своего могущества, китайская империя Цин вполне серьезно претендовала на все земли Средней Азии. Потом почти до конца XX века Китай пребывал в затяжном кризисе. Какое-либо заметное китайское влияние на среднеазиатские республики отсутствовало вплоть до распада СССР. Таджикистан здесь не был исключением.

Впервые в истории высокопоставленный представитель нового Китая появился на территории еще Таджикской ССР 18 июня 1991 года: Душанбе с ознакомительным визитом посетил чрезвычайный и полномочный посол КНР в СССР Юй Хунлян с супругой. Об этом событии в те дни радостно писала главная газета республики «Коммунист Таджикистана».

Через несколько месяцев, в конце декабря 1991 года Советский Союз исчез. Уже 4 января 1992 года Китай одним из первых признал независимость Таджикистана и установил с ним дипломатические отношения. Китайское посольство в Душанбе открылось 13 марта того же года.

Тогда Таджикистану было не до международных отношений - в республике шла гражданская война, число убитых по самым скромным оценкам исчислялось десятками тысяч. Вновь посольство Таджикистана в Пекине открылось только через пять лет, 7 апреля 1997 года.

Бывший директор совхоза имени Ленина Эмомали Рахмонов, один из победителей в гражданской войне, стал официальным главой Таджикистана в конце 1992 года. В течение последующих десяти лет президент Рахмонов всячески подчеркивал свою пророссийскую ориентацию, но первым его официальным зарубежным визитом в качестве главы государства стала поездка именно в Китай в марте 1993 года (первая встреча с Ельциным состоялась только в августе того же года).

В Пекине главу Таджикистана приняли самые высшие чины КНР и ЦК Компартии Китая. Именно тогда Рахмонов по требованию китайской стороны подписал декларацию, в которой признал, что Таджикистан и Китай «продолжат обсуждение нерешенных пограничных вопросов». Так в завуалированной дипломатичной форме именовались старые территориальные претензии Китая к границам бывшего СССР.

Горные дороги в Таджикистане, 1982 год

Китай не спешил - свои отношения с Таджикистаном он выстраивал осторожно, размеренно, но настойчиво. Для начала Пекину требовались коммуникации, надежно связывающие Таджикистан с Китаем. Граница обеих стран проходит в высокогорном районе Памира, ранее здесь существовали только пастушьи тропы.

В декабре 1996 года страны подписали соглашение об открытии временного торгового прохода «Кульма» на границе Таджикистана и КНР. Одновременно Китай начал масштабное дорожное строительство на своей территории, чтобы в условиях высокогорья открыть современную автомобильную трассу до границы с Таджикистаном. Строительство высокогорных дорог заняло почти восемь лет.

За все 90-е годы Китай ограничился предоставлением кредитов в $10 миллионов и партией гуманитарной помощи на $200 тысяч - для межгосударственных отношений суммы очень скромные, почти символические. При этом китайские кредиты предоставлялись под обязательства Таджикистана закупить китайские же товары.

Прямое участие Китая в экономике Таджикистана в 90-е годы было минимальным и ограничивалось созданием нескольких совместных предприятий по переработке хлопка и реконструкцией Душанбинской табачной фабрики.

В Душанбе, всячески подчеркивая в эти годы свою дружбу с Россией, рассматривали Пекин как важнейшего внешнеполитического партнера. Первым послом Таджикистана в КНР стал последний 1-й секретарь Душанбинского горкома КПСС Джамшед Каримов, в разгар гражданской войны возглавлявший правительство Таджикистана.

До 2000 года президент Таджикистана 12 раз проводил встречи на высшем уровне с главой Компартии Китая Цзян Цзэминем - чаще, чем с главами других государств, включая Россию. Итогом таких встреч стали десятки таджикско-китайских соглашений по всем сферам межгосударственного сотрудничества, а также «исправление» границы Таджикистана в пользу КНР.

В 1999 году Душанбе впервые согласился передать Китаю 200 квадратных километров территории в долине реки Маркансу на стыке границ Китая, Таджикистана и Киргизии. Ровно через год, когда передача была завершена, генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь посетил Душанбе - это был первый визит главы Китая на территорию Таджикистана.

В своем официальном обращении к Рахмонову глава Китая посоветовал «прилагать совместные усилия для повышения отношений между нашими странами на новый качественный уровень в новом веке».

Таджики в китайской одежде

В мае 2002 года президент Рахмонов вновь прибыл в Пекин торжественно отметить десятилетие установления дипломатических отношений между Таджикистаном и КНР. К юбилею стороны подписали еще одно соглашение «О демаркации границы и урегулировании территориальных споров», по которому Таджикистан согласился передать Китаю тысячу квадратных километров в горах Памира.

Урожай хлопка в Таджикистане, 1985 год

Таджикистан по меркам Китая очень небольшая страна - по численности населения в 200 раз меньше. Поэтому масштабы экономической помощи Китая Таджикистану отличаются скромным размером. В обмен на первую уступку территории Цзян Цзэминь в 2000 году принял решение о выделении помощи для Душанбе в размере чуть более $3 миллионов.

В 2004 году между министерствами обороны Таджикистана и КНР подписано соглашение о безвозмездном предоставлении Китаем военной помощи Душанбе на сумму 8 миллионов юаней - то есть немногим более $1 миллиона. Для сравнения, это стоимость одного нового танка Т-90 в том году.

Сотрудничество Таджикистана и КНР в военной сфере развивалось без помпы, но весьма интенсивно. У руководства двух стран совпадали интересы в области борьбы с исламским экстремизмом. Еще с 1994 года Китай стал обучать небольшие группы таджикских офицеров контрпартизанским действиям. А с начала XXI века обе страны проводят регулярные совместные антитеррористические учения в горах на границе с Афганистаном. Такие учения именуются «антинаркотическими».

Помимо очередного исправления границы в пользу Китая, Пекин и Душанбе в 2002 году договорились ускорить завершение строительства автотрассы через перевал Кульма, которая, наконец, должна была связать КНР с Таджикистаном.

Все 1990-е годы Таджикистан почти ничего не покупал в Китае. Во-первых, у небогатой республики и ее населения после гражданской войны не было денег. Во-вторых, несмотря на разрешение приграничной торговли, сказывалось отсутствие современных дорог между странами. В-третьих, экономика самого Китая и граничащего с Таджикистаном Синьцзян-Уйгурского автономного района только набирала обороты.

В те годы из Таджикистана в Китай поставлялось стратегическое сырье - хлопок и главным образом алюминий, производимый на построенном при СССР заводе в Турсунзаде. Торговый баланс Таджикистана с КНР складывался в пользу Душанбе.

В начале XXI века ситуация кардинально поменялась. По статистическим данным в период 1999–2004 годов, экспорт из Таджикистана в КНР увеличился в два раза, а импорт из Китая возрос в 22 раза. По данным таможенного комитета Таджикистана, страна в 2004 году импортировала из КНР только белья на сумму более полутора миллионов долларов. По результатам 2004 года у Таджикистана сложился торговый баланс с отрицательным сальдо более $50 миллионов в пользу КНР - сумма очень внушительная для небольшой таджикской экономики.

Массированная экономическая экспансия Китая в Таджикистан началась именно с 2004 года, когда китайцы завершили строительство дороги в районе перевала Кульма. Современная автотрасса, в некоторых местах проходящая на высоте более 4000 метров над уровнем моря, значительно упростила экономические связи - затраты на транспортировку груза между двумя соседними странами сократились почти в три раза.

С советских времен в Таджикистане сохранялся «Таджикпотребсоюз» - действующее еще по советским лекалам кооперативное торговое предприятие, объединявшее тысячи магазинов и рынков по всей стране. В 2005 году, сразу после открытия автотрассы в КНР, «Таджикпотребсоюз» заключил с Китаем сделку на рекордную для Таджикистана сумму в $1 миллиард.

По договору таджикские кооператоры обязались в ближайшие десять лет закупать у предприятий китайского Синьцзяна одежду, предметы ширпотреба, сельхозпродукты, стройматериалы, механизмы и другие товары. В ответ китайская сторона обязалась построить в Таджикистане новые перерабатывающие предприятия и новую инфраструктуру для магазинов и рынков.

Открытие удобной и относительно дешевой коммуникации с Китаем породило в Таджикистане всплеск «челночной торговли». Количество людей, занятых в таком частном «бизнесе» и зарабатывающих на перепродаже китайских товаров, по примерным оценкам быстро достигло около 70 тысяч человек, то есть почти процент от всего населения Таджикистана.

Алюминиевый завод в Таджикистане, 1996 год

Уже в 2008 году по местной статистике из всей одежды и бытовой техники, проданной на территории Таджикистана, 96% составили товары made in China . С 2002-го по 2009 год товарооборот между Таджикистаном и КНР вырос в 100 раз, прежде всего за счет массового импорта китайской продукции. Даже мука, ранее поставлявшаяся в основном из России и Казахстана, не выдержала конкуренции, и многие районы на востоке Таджикистана перешли на муку из КНР.

«Инвестиции в обмен на природные ресурсы»

К 2005 году Россия в обмен на 201-ю военную базу и комплекс космического слежения «Нурек» реструктурировала, то есть фактически простила Таджикистану значительную часть долгов. Одновременно Международный валютный фонд также списал большую часть таджикской задолженности, образовавшейся за 90-е годы. Таджикистан удачно скинул значительную часть долгового бремени, но, оставаясь бедной страной, был вынужден искать новые источники кредитов - ни Россия, ни международные финансовые структуры давать в долг уже не спешили.

Китай к тому времени не только построил необходимую транспортную инфраструктуру для связи с Таджикистаном, но и убедился в прочности режима безальтернативного президента Рахмонова. Если раньше КНР осторожно ограничивалась очень небольшими, скупыми кредитами, то после 2005 года именно Пекин становится главным источником кредитных денег для Душанбе.

Уже в 2006 году Китай предоставляет таджикскому соседу три первых больших кредита на общую сумму свыше $600 миллионов. К 2012 году долги перед КНР составляют уже 41% внешнего госдолга Таджикистана.

Китай предоставлял свои кредиты формально без каких-либо политических условий. Официальному Душанбе это тем более было приятно после кредитов МВФ, традиционно сопровождавшихся риторикой об углублении демократии. Но при этом значительная часть китайских кредитов выделялась на проекты, фактически служащие стратегическим интересам Китая.

Например, значительная часть кредитных средства пошла на строительство и реконструкцию дорог и иных коммуникаций, связывающих основные города и районы Таджикистана с автомобильной трассой в Китай. Эти дороги, тоннели, мосты и электролинии еще теснее привязывали таджикскую экономику к китайской. Одно из ключевых условий кредитования - строительством должны были заниматься именно китайские компания.

Рост экономической и финансовой зависимости от Китая закономерно обернулся новым исправлением таджикской границы. В январе 2011 года парламент Таджикистана проголосовал за передачу КНР более тысячи квадратных километров в районе Сарыкольского хребта на Восточном Памире. Уже в октябре 2011 года эта территория была передана под юрисдикцию Китая.

В мае 2013 года в СМИ появились противоречивые сообщения, что Китай в одностороннем порядке занял своими войсками некоторые спорные приграничные участки в горах Памира. Появились слухи, что Таджикистан под видом учений направил в этот район армейские части и военную технику. Впрочем, обе страны официально опровергали какие-либо сведения о подобных инцидентах. Кто фактически контролирует эти труднодоступные высокогорные районы - неясно до сих пор. А растущая экономическая зависимость Таджикистана от Китая не позволяет Душанбе публично выступать против Пекина даже в случае реальных осложнений межгосударственных отношений.

Прямые инвестиции Китая в Таджикистан остаются очень скромными, по объемам на порядок уступая китайским кредитам. Инвесторы и кредиторы из КНР тщательно избегают вложений в те производящие и перерабатывающие предприятия Таджикистана, которые являются или могут стать потенциальными конкурентами китайской промышленности.

В основном инвесторов из Китая интересует горнодобывающие отрасли Таджикистана. Единственное в республике предприятие по добыче и аффинажу (очистке) золота «Таджикский золоторудный комбинат» в 2007 году купила крупнейшая в Китае золотодобывающая компания Zijin Mining Group Ltd. Крупнейшее месторождение свинца и цинка в Центральной Азии - таджикский рудник Алтын-Топкан на границе Таджикистана с Узбекистаном - принадлежит Китайской горнорудной компании.

На территории 201-ой военной базы в Таджикистане, 2008 год

Последние несколько лет экономическое взаимодействие Таджикистана с Китаем происходит по схеме недавно прямо озвученной таджикским послом в КНР Рашидом Алимовым - «инвестиции в обмен на природные ресурсы». Характерным примером тут будет строительство китайской корпорацией Tebian Electric Apparatus электростанции в Душанбе в обмен на передачу прав по добыче ископаемых на территории Айнинского района Согдийской области на севере Таджикистана. В этом районе добывают уголь, сурьму и драгметаллы. Здесь сосредоточено 10% мировых запасов сурьмы - химического элемента, без которого не может обойтись современная электротехническая промышленность. Корпорация Tebian Electric Apparatus как раз является одним из основных производителей электроники в Китае.

Денежный насос из России в Китай

В обмен на китайские промышленные товары всего спектра Таджикистан может предоставить исключительно алюминий, хлопок и содержимое своих недр. При этом КНР уже давно занимает прочные позиции, как в хлопкоперерабатывающей, так и в горнорудной промышленности Таджикистана.

Но роль китайского капитала неуклонно растет даже в сферах, которые ранее традиционно контролировались Россией. Так в 2008 году Китай перехватил у «Русала» контракты на строительство в Таджикистане двух заводов по производству фтористого алюминия и криолита - продуктов, без которых не может обойтись современное алюминиевое производство. Это позволит Китаю косвенно влиять на функционирование Таджикского алюминиевого завода, главного экспортного предприятия страны, заметного производителя алюминия в Азии.

В 2013 году экспорт в Китай продукции из Таджикистана составил около $90 миллионов, в то время как импорт из Китая превысил $400 миллионов. Для покрытия торгового дисбаланса Таджикистану, точнее, его населению, приходится искать источники за пределами своей страны.

Сам Китай, мягко говоря, не испытывает дефицита рабочей силы. Окружающие Таджикистан азиатские республики бывшего СССР также по многим причинам не могут предоставить таджикам ни рабочих мест, ни источников доходов. В этих условиях таким источником стала Россия.

Уже в начале XXI века число граждан Таджикистана, легально и нелегально работающих в России, оценивалось от 450 до 650 тысяч человек. С тех пор по статистике Всемирного банка Таджикистан является одним из лидеров среди стран, в которых денежные переводы трудовых мигрантов составляют значительную часть валового внутреннего продукта. В 2008–2010 годах доходы «гастарбайтеров» составляли от 35 до 49% ВВП Таджикистана, каждый год стабильно превышая цифру в $2 миллиарда.

Минимум две трети этой суммы составили переводы таджиков, работающих в России. Здесь граждане Таджикистана уступили только узбекам, гражданам самой населенной среднеазиатской республики бывшего СССР. По данным Центробанка РФ, сумма денежных переводов из России в Таджикистан в 2013 году превысила $4 миллиарда (сумма обратных переводов из Таджикистана в РФ составила около полумиллиарда).

Эта статистика наглядно показывает, что источником покрытия трехсот с лишним миллионов долларов дефицита в торговле Таджикистана с Китаем стала Россия. Таджикские гастарбайтеры зарабатывают деньги, составляющие минимум треть ВВП Таджикистана, а заработанное тратят уже на родине, где 90% промышленных товаров широкого и ежедневного потребления имеют китайское происхождение.

Этот «насос» с успехом работает уже второе десятилетие, гарантируя российским собственникам прибыли от дешевой рабочей силы, таджикским гражданам - возможность поддерживать приемлемый уровень жизни обменом российских зарплат на доступные китайские товары, а растущей промышленности и всей экономике Китая - дополнительный источник внешнего финансирования. Текущая действительность не дает никаких оснований предполагать, что эта экономическая модель будет меняться в ближайшем будущем.

ВСЕ ФОТО

Таджикистан утвердил передачу Китаю части территории страны. Парламент республики в среду ратифицировал протокол о демаркации своей границы с КНР, согласно которому Китаю отходит 1,1 тыс. кв. км спорных территорий, что составляет 0,77% от общей территории Таджикистана. Официальный Душанбе уверяет, что речь идет о "большой победе таджикской дипломатии", так как изначально КНР претендовала на гораздо большую территорию. В свою очередь оппозиция говорит о нарушении конституции, пишет "Коммерсант" .

Депутаты Маджлиси Намояндагон (нижней палаты) парламента Таджикистана почти единогласно приняли решение ратифицировать протокол о передаче Китаю части территории. Против проголосовали только два депутата - члены оппозиционной Партии исламского возрождения республики (ПИВТ).

Территория Таджикистана до недавнего времени составляла 143,1 тысячи квадратных километров. После подписания этого соглашения она будет составлять 142,0 тыс. квадратных километров, то есть республика фактически теряет 0,77% территории.

"После подписания протокола из этих спорных территорий Китаю отходит около 3%, или около тысячи квадратных километров, и я считаю, что подписание данного протокола является великой победой таджикской дипломатии", - заявил депутатам перед голосованием министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи.

Впрочем, сам он к этому документу отношения не имеет, так как речь идет о межправительственном таджикско-китайском протоколе, подписанном еще в мае 2002 года, отмечает издание. Тогда во время визита в Пекин президента Таджикистана Эмомали Рахмона Душанбе согласился передать Китаю 1,1 тыс. кв. км в районе Восточного Памира. Причем изначально КНР претендовала на 28,5 тыс. кв. км таджикской территории. "Это составляет почти 20% территории нашей страны, - напомнил депутатам глава таджикского МИДа. - После подписания протокола из этих спорных территорий Китаю отходит лишь около 3%".

Однако оппозиция считает ратификацию протокола поражением таджикской дипломатии. "Ратификация данного протокола противоречит Конституции, статья 7 которой гласит, что территория нашего государства является единой и неделимой", - заявил журналистам после голосования лидер ПИВТ Мухиддин Кабири.

"После ратификации же данного протокола 1,1 тыс. квадратных километров территории Таджикистана перейдет под юрисдикцию Китая, и это поражение таджикской дипломатии", - считает он.

Однако изменить что-либо он не смог. По словам лидера таджикских коммунистов Шоди Шабдолова, ратификация "положит конец почти 130-летнему территориальному спору с Китаем". "Мы не должны оставить этот спор нашим потомкам", - взывал он и был услышан: документ поддержали 99% депутатов.

Территориальный спор между Таджикистаном и Китаем ведет свою историю с 1880-х годов. Тогда на часть Восточного Памира стал претендовать Китай, однако царская Россия, под протекторатом которой находилось Бухарское ханство, частью которого был нынешний Таджикистан, отказалась удовлетворить эти претензии. Территориальный спор не был улажен и на всем протяжении существования СССР.

"Ратификация этого протокола положит конец почти 130-летнему территориальному спору с Китаем. Мы не должны оставить этот спор нашим потомкам, и я призываю депутатов ратифицировать этот протокол", - призвал депутатов перед голосованием Шоди Шабдолов, лидер таджикских коммунистов, которые обычно поддерживают линию правящей партии - Народно-демократической, возглавляемой президентом Эмомали Рахмоном.

Протяженность таджикско-китайской границы составляет 800 километров. Китай - второй после России торговый партнер и инвестор в экономику республики.

Российские эксперты также считают соглашение скорее плюсом для Таджикистана. "Приобретая" территории, Китай компенсирует территориальные потери Душанбе своими масштабными инвестициями, - заявил эксперт Фонда Карнеги Алексей Малашенко. - Так же было и с Киргизией". Кроме того, некоторые наблюдатели полагают, что неурегулированность вопроса границы с Китаем может быть чревата для его соседей серьезными неприятностями в будущем. Тем более таких небольших государств, как Таджикистан. В конце концов, Россия, урегулировавшая территориальный вопрос с Китаем в 2005 году, также поступилась частью своей земли ради добрососедских отношений с Пекином.

Экономическая экспансия КНР может превратить республику в китайскую колонию

Ратификация в середине января парламентом Таджикистана договора о делимитации границы с Китаем, по которому ему досталось около 1,1 тыс. квадратных километров территории Восточного Памира, вновь привлекло внимание к проблеме китайской экспансии в Центральной Азии. Ее территориальное измерение - далеко не самое главное.

«Пограничные» уступки Китаю после распада СССР сделали все граничащие с ним страны СНГ, включая Россию. Гораздо большую тревогу вызывает экономическая экспансия КНР, способная поставить небольшие в территориальном и демографическом плане государства в критическую зависимость от Китая.

Экономическое проникновение КНР в Таджикистан – явление сравнительно недавнего времени. Вплоть до середины первого десятилетия 2000-х гг. китайское присутствие в республике ощущалось очень слабо, и не в последнюю очередь – из отсутствия связывающих две страны транспортных коммуникаций. И лишь после открытия между Таджикистаном и КНР автомобильной дороги объемы двусторонней торговли начали быстро расти. Другим фактором, повлиявшим на рост экономической активности Китая в республике, стало наличие у него свободных финансовых ресурсов и готовность вкладывать их даже в те сегменты рынка, которые не представляли большого интереса для прочих инвесторов. Никто из мировых и региональных держав не проявлял готовности вкладывать средства в жизненно важную для Таджикистана инфраструктуру, а Китай не только давал кредиты, но и сам привлекал к участию в этих проектах свои компании.

Особенно бурными темпами экономическое сотрудничество двух стран стало расти во время глобального кризиса. Положение крупнейшего торгового партнера Таджикистана – России в эти годы заметно ухудшилось, что не могло не привести к снижению экономической активности. Кроме того, на российско-таджикские отношения не лучшим образом повлияла поддержка Россией в начале 2009 г. позиции Узбекистана по вопросу строительства Рогунской ГЭС. Ухудшение политических отношений негативным образом сказалось на экономике. Сам проект достройки станции был заморожен после того, как «Русал» и руководство Таджикистана не смогли достигнуть договоренности по поводу высоты плотины, а также продажи акций крупнейшего предприятия республики – Таджикского алюминиевого завода («Талко»). В результате инвестиционный проект стоимостью несколько миллиардов долларов был заморожен, а все попытки достроить ГЭС за счет кампании по продаже ее акций населению пока ни к чему не привели.

В этой ситуации таджикские власти стали искать если не замену, то экономический противовес России, единственным претендентом, на роль которого оказался Китай. На российскую «сферу влияния» он не претендовал, но охотно участвовал в тех проектах, которые не представляли для России большого интереса.

Так, в мае 2008 г. в Пекине между «Талко» и Китайской национальной корпорацией тяжелого машиностроения был подписан контракт на строительство в республике заводов по производству фтористого алюминия и криолита, которые в соответствии с первоначальными договоренностями должен был строить «Русал». Согласно контракту на территории Яванского района Таджикистана должны быть построены два завода общей стоимостью около 30 млн. дол., которые должны были обеспечить «Талко» сырьем для производства первичного алюминия, ранее импортируемого компанией из России, Прибалтики и Китая. Среди проектов, реализуемых Китаем в горнорудной области, стоит отметить также освоение золотоносных месторождений в Пенджикентском районе.

Растущий интерес со стороны КНР вызывают проекты в самой перспективной отрасли таджикской экономики – электроэнергетике. Заменить Россию в качестве главного инвестора строительства Рогунской ГЭС Китай пока не стремится. Во многом – из-за нежелания портить отношения с Узбекистаном, через территорию которого проходит трансконтинентальный газопровод «Туркмения-КНР». Однако в более мелких проектах китайские компании уже активно участвуют. В Хатлонской области Таджикистана компания «Синохидро» планирует построить Зеравшанскую ГЭС мощностью в 150 МВт, а также Нурабадскую ГЭС-2 мощностью 350 МВт. В столице республике планируется построить ТЭЦ мощностью 200 МВт, которая будет работать не на импортном газе, а на угле. Реализация этих проектов позволит снизить зависимость Таджикистана от Узбекистана в сфере поставок природного газа. Помимо этого Китай финансирует строительство высоковольтных линий электропередач «Лолазор-Хатлон» и «Юг-Север», которые позволят энергосистеме Таджикистана функционировать независимо от действовавшей вплоть до последнего времени Объединенной энергосистемы Центральной Азии, а в перспективе – начать экспорт электроэнергии в Афганистан и Пакистан.

Китай активно участвует в строительстве автомобильных дорог, с помощью которых Таджикистан стремится повысить свои транспортно-коммуникационные возможности и снизить зависимость от Узбекистана, через который в настоящее время осуществляется большая часть автомобильных перевозок. Ключевым проектом в этой сфере является восстановление международной автотрассы «Душанбе-Кульма», которая соединяет Хатлонскую область с Горным Бадаханом, а далее - с автотрассой Каракорум (КНР). Помимо всего прочего эта автодорога должна способствовать социально-экономическому развитию южной и западной части республики. Из 51,6 млн. дол., составляющих стоимость первой фазы проекта, 49 млн. профинансировано экспортно-импортным банком Китая и 2 млн. – Таджикистаном. Кроме того, Эксим банк КНР выделил большую часть средств на реконструкцию автомобильной дороги «Душанбе-Худжанд-Чанак», ведущей к границе с Узбекистаном. Стоимость работа по этому проекту составила 295,9 млн. дол., из которых 281,1 млн. дол. предоставил Китай, и 14,8 млн. – правительство Таджикистана. Китайская сторона финансирует строительство автодороги Душанбе–Джиргаталь–Ош в направлении Киргизии, а также тоннелей под перевалами Шахристан и Шар-Шар, соединяющего Душанбе с Хатлонской областью. Строительные работы по этим проектам выполняются китайскими компаниями, которые предпочитают использовать китайских рабочих.

Присутствие Китая в других отраслях таджикской экономики менее ощутимо, хотя и довольно значимо для республики. Как во всех странах СНГ, на рынке Таджикистана активно присутствуют китайские производители телекоммуникационного оборудования - ZTE и Huawei Technologies Co. Ltd. Кроме того, в республике работают две сотовых компании, созданных с участием китайской стороны - «М-Теко» и «ТК-Мобайл», единственным учредителем которого выступил ZTE. В отличие от других сотовых операторов, учредителями которых выступают российские и американские компании, «М-Теко» и «ТК-Мобайл» работают в стандарте CDMA, распространенном в Китае и странах Юго-Восточной Азии. По сравнению с принятым в России стандартом GSM он считается более экологичным, но слабая распространенность CDMA-сетей на пространстве СНГ ставить в невыгодное по сравнению с GSM-операторами конкурентное положение.

Наиболее ярко экономическая экспансия КНР в Таджикистане проявилась в сфере торговли. Если в первые годы после распада СССР объемы двусторонней торговли были незначительны, то с середины «нулевых» они стали расти лавинообразно.

По данным министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зарифи, озвученным им во время визита в Китай в апреле 2010 г., в течение первого десятилетия независимости рост объемов двусторонней торговли был не очень значительным: если в 1993 г. она составляла 8,9 млн. то в 2003 г. - 38,8 млн. дол. Однако в течение следующих нескольких лет объем торговли между Китаем и Таджикистаном стал удваиваться едва ли не ежегодно. В 2004 г. он составил 68,8 млн. дол., в 2005 г. - 157,8 млн., в 2006 г. - 323,7 млн. а в 2007 г. - 524 млн. дол. Рекордным стал 2008 г., когда внешнеторговый оборот двух стран преодолел миллиардную отметку и достиг 1 млрд. 679,8 млн. Несмотря на кризис, в следующем 2009 г. масштабы торговли сократились весьма незначительно и составили 1 млрд. 450 млн. дол. Всего же за 16 лет этот показатель увеличился в 116 раз, благодаря чему Китай с 2005 г. прочно вошел в тройку основных внешнеторговых партнеров Таджикистана, по размеру инвестиций в экономику страны занял первое место.

Однако структура двустороннего товарооборота остается крайне несбалансированной. Таджикистан поставляет в Китай почти исключительно алюминий и хлопковолокно, то есть сырье, тогда как в обратном направлении идут товары широкого потребления и продовольствие. При этом объемы китайского импорта в разы превышают экспорт. По данным Института политического анализа и прогноза (г. Бишкек) в 1999-2004 гг. импорт из Китая в Таджикистан вырос в 22,8 раза, тогда как таджикский экспорт в КНР – всего в 2,44 раза. В 2006 г., например, Китай поставил в Таджикистан товаров на 69,2 млн. дол., а Таджикистан – всего на 5,5 млн. дол. Интернет-ресурс «Центральная Евразия» оценивает китайский экспорт в Таджикистан за 2008 г. в 646 млн. дол., а таджикский в КНР – в 109 млн. дол. В итоге на долю ввезенных из Китая товаров пришлось 20% импорта Таджикистана, а поставок таджикской продукции в КНР – всего 7,3% экспорта. В отличие от России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении, богатых углеводородами, Таджикистану просто нечего предложить в обмен на китайский ширпотреб, промышленное оборудование и инвестиции, в связи с чем его торговый баланс постоянно является дефицитным.

Оборотной стороной этих процессов является растущая экономическая зависимость Таджикистана от КНР. Тенденции развития их сотрудничества таковы, что в ближайшее время Китай станет главным экономическим партнером Таджикистана. По данным таджикской статистики за первое полугодие 2010 г., основными внешнеторговыми партнерами республики являлись Россия (402 млн. дол.), Китай (359,4 млн. дол.), Турция (170,5 млн. дол.), Казахстан (117,4 млн. дол.) и Иран (94,1 млн. дол.). Учитывая темпы прироста китайского импорта, для того, чтобы догнать Россию, КНР осталось совсем немного. Возможно, это произойдет уже в этом или следующем году. А смена главного экономического партнера неизбежно повлечет за собой изменения во внешней политике. К тому же Таджикистан в течение последних лет оказался в сильной долговой зависимости от КНР. На конец 2010 г. внешний долг республики достиг 1 миллиард 790,4 млн. дол., 655 млн. из которых пришлось на долю Китая, 378 млн. – Всемирного банка, 325 млн. – Азиатского банка развития и 85 млн. – Исламского банка. В Таджикистане сосредоточено 2/3 всех кредитов, предоставленных КНР странам Центральной Азии. Способствуя развитию таджикской экономики, они вместе с тем увеличивают долговую нагрузку. Не случайно министерство финансов одной из главных своих целей считает недопущение роста внешнего долга в размере более 40% ВВП, что создаст угрозу бюджету.

Возможно, что территориальные уступки, на которые недавно пошел Таджикистан, являются лишь первым случаем, свидетельствующим о его растущей экономической зависимости от КНР. При обсуждении договора о делимитации границы выяснилось, что в республике никто толком не знает, какую именно часть Горного Бадахшана будут передавать Китаю. Считается, что это будет незаселенная людьми территория Мургабского района, расположенная на высоте 5 тыс. метров над уровнем моря. Однако известный таджикский академик Р. Масов предположил, что территория к югу от перевала Уз-Бель, уступленная КНР, богата залежами редкоземельных металлов - урана, золота, никеля, ртути и т.п. По оценкам геологов, расположенные в этом районе территории долины Маркансу или озера Рангкул богаты месторождениями рассыпного золота и драгоценных металлов. Так что уступка определенного участка территории Китаю может быть совсем не случайной. В любом случае часть высокогорья, расположенного в непосредственной близости от границ Индии, Пакистана и Афганистана с его американскими базами может иметь для КНР важное геополитическое и тем более военно-стратегическое значение.

Загрузка...
Top