Что представляет собой процедура сотрудничества? Сотрудничество ― это комплекс взаимовыгодных отношений Иерархия в партнерстве.

Лейтмотивом принятого в 1986 г. Единого европейского акта была введенная им новая для того времени законодательная процедура - процедура сотрудничества. Данная процедура более сложная, чем процедура консультаций, и роль Европейского парламента при принятии решений в процедуре сотрудничества значительно выше. Определенное сходство процедура сотрудничества имеет с процедурой совместного принятия решений, однако процедура сотрудничества значительно проще нее. Справедливо будет отметить, что "процедура совместного принятия решений является логическим продолжением процедуры сотрудничества". Так же как и процедура совместного принятия решений, процедура сотрудничества описывается в специальной статье - ст. 252 Договора о ЕС.

Процедура сотрудничества начинается, что совершенно естественно, с правотворческой инициативы Комиссии. Проект решения направляется в Европейский парламент и в Совет. Далее Европейский парламент дает заключение по проекту решения (так называемое первое чтение) и направляет его Совету. В случае получения положительного заключения парламента Совет утверждает решение. При негативном заключении Европейского Парламента Совет на основе изложенных в заключении замечаний вырабатывает общую позицию (одобряя ее квалифицированным большинством) по проекту решения и направляет ее Европейскому парламенту.

Европейский парламент рассматривает общую позицию (так называемое второе чтение), и по результатам рассмотрения далее процедура может развиваться следующим образом.

Если Европейский парламент дает положительное заключение по общей позиции или не рассматривает ее в течение трех месяцев, то Совет безусловно утверждает решение квалифицированным большинством голосов.

Если Европейский парламент дает отрицательное заключение по общей позиции, на основе абсолютного большинства голосов отклоняет ее (отлагательное вето), то Совет единогласно может утвердить решение, игнорируя отрицательное заключение Европейского парламента по общей позиции.

Если Европейский парламент абсолютным большинством голосов вносит поправки к общей позиции, то данные поправки направляются Комиссии. Комиссия в течение месяца рассматривает данные поправки и направляет предложения по ним в Совет. Совет либо квалифицированным большинством утверждает решение с поправками Европейского парламента и с учетом предложения Комиссии, либо единогласно, отклоняя поправки с предложениями, утверждает решение в редакции общей позиции. На каждую стадию процедуры дается не более трех месяцев (за исключением специального срока для рассмотрения Комиссией поправок Европейского парламента по общей позиции - один месяц). По общему согласию Совета и Европейского парламента имеется возможность продления срока максимально еще на один месяц.

Некогда процедура сотрудничества была одой из наиболее распространенных при принятии решений. Маастрихтский, а затем Амстердамский договоры свели применение данной процедуры к минимуму. Сегодня она используется только при принятии некоторых решений по экономическому и валютному союзу (ст. 99, 102, 103, 106 Договора о ЕС). Снижение значимости процедуры сотрудничества не позволяет включить ее в число основных законодательных процедур Европейского Союза. После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. эта процедура должна полностью исчезнуть.

Ольга Перькова
Роль педагогического сотрудничества в обучении литературе. Понятие о педагогическом сотрудничестве

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие о

В наш бурный век много спорят о педагогическом сотрудничестве . О том, что данная категория реально свидетельствуют получившие всероссийскую известность труды таких педагогов-новаторов , как В. Ф. Шатанова и Е. И. Ильина, С. Н. Лысенкова и Ш. А. Амоношвили, И. П. Волкова и М. П. Щетинина, которые разными неповторяющими друг друга путями, на различных методических основах приходили к утверждению идей . По их мнениям, – требовательное веление времени, необходимое условие качественного развития и совершенствования системы народного образования в России.

В последнее время в исследованиях, посвященных педагогической деятельности , всё настойчивей звучит мотив изучения её как своеобразного сотворческого процесса, который подчиняется общим закономерностям творчества, имеет глубоко своеобразные профессиональные характеристики. Этот подход представлен в работе Кан-Калика В. А. «Педагогическая деятельность как творческий процесс» (Грозный, 1976) .

Принято рассматривать с точки зрения нестандартного решения учителем множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах его деятельности. Ведь от того, КАК, НАСКОЛЬКО эффективна педагогическая задача , зависит итог учительских усилий. А эффективной она может быть в том случае, если процесс педагогического сотрудничества учителя и ученика приобщает последнего к истокам национальной культуры, а не только базируется на передаче знаний, умений и навыков.

Что же представляет собой педагогическое сотрудничество ?

Основы профессионально-педагогического сотрудничества – это раздел педагогики , изучающий особенности взаимодействия учителя и воспитанников со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Такое определение педагогическому сотрудничеству даёт И . П. Андриади в своём труде «Основы педагогического мастерства » .

Основной круг вопросов обусловлен прежде всего сочетание слов «профессионально-педагогическое сотрудничество » , каждое из которых несёт определённую смысловую нагрузку. Термин «профессиональный» означает направление на профессиональную деятельность, т. е. на выполнение тем или иным человеком определённой работы, связанной с его профессией.

Слово «педагогическое » свидетельствует о том, что эта деятельность находится в сфере педагогики , т. е. связана с обучением и воспитанием детей .

А что означает слово «сотрудничество » ?

Сотрудничество – одна из распространённых категорий, получившая описание в философской, социологической, психологической литературе , которую каждая наука рассматривает с различных позиций, вкладывая в понятие «сотрудничество » особый смысл.

Так, известный еврейский философ Мартин Бубер (1875 – 1965, в творчестве которого соединились опыт религиозной жизни и современное философское учение, указывает на то, что непосредственное отношение включает в себя сотрудничество – сущностный акт , устанавливающийся непосредственно между лицами.

В процессе сотрудничества чудесным образом вновь и вновь возрождается исключительность, т. е. оно исцеляет, воспитывает, возвышает личность. процесс сотрудничества есть равенство всех сторон, от наименьшего до величайшего.

По словам М. Бубера, «… личность проявляется, вступая в сотрудничество с другими личностями, а цель отношений есть их собственная сущность, т. е. проникновение ТЫ – другого человека. Ибо через соприкосновения каждого ТЫ нас касается дуновение вечной жизни и передаётся всё самое ценное, созданное многовековым поколением людей». Тот, кто состоит в сотрудничестве , - участвует в действительности, а значит в бытии. Всякая действительность есть действие, в котором каждый принимает участие, но не может присвоить. Там, где нет участия, нет действительности. Участие тем полнее, чем непосредственнее соприкосновение.

Личность создаёт себя как участвующую в бытии, сознаёт своё соучастие как событие.

Мир отношений, по мнению великого философа строится на сферах, одна из которых – жизнь с людьми, где отношение оформлено в речи.

Спрашивается : как обстоит сотрудничество в отношениях Я – ТЫ между людьми? Всегда ли оно состоит в полной обоюдности?

Раскрывая данные вопросы, Мартин Бубер указывает на то, что для наилучшего раскрытия в действительности возможностей, присущих ученику, учителю необходимо относиться к нему, как к этой определённой личности в ёё потенциальности и актуальности. Точнее, он должен знать его как простую сумму свойств, стремлений и торможений; учителю необходимо понимать его как некую целостность и утверждать ученика в этой целостности. Это сотрудничество учителя и ученика будет цельным и осмысленным, учителю необходимо всякий раз переживать эту ситуацию во всех её моментах, исходя не только из своей точки зрения, но и мнения учащегося. Однако, учитель может это лишь тогда, когда он всякий раз встречает своего воспитанника как партнёра.

Т. е. всякое отношение Я – ТЫ внутри такой ситуации, соотнесённости, которая специфируется как целенаправленное сотрудничество , взаимодействие одного человека с другим, существует только в силу общей взаимности.

Таким образом, в философии М. Бубера человек занимает центральное место в «антропологии языка» . Только в сочетании с другими «Я» , опосредованном языком, рождаются все глубокие и благородные чувства, а также всякая духовная общность, возвышающая и углубляющая связь между двумя индивидуалами и дающая возможность приобщения к истокам национальной культуры.

В настоящее время в педагогической науке проблема педагогического сотрудничества является весьма актуальной. Так, Б. Ф. Леонов рассматривает «сотрудничество » как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которой осуществляется обоюдный обмен мнениями, интересами, идеями, установками. В процессе такого общения каждый индивид овладевает «фондом духовного богатства» , созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта. Вместе с тем через сотрудничество он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется сотрудничество в жизни индивида . Современные педагогические технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии, педагогики . Концепция Протогора : «Человек есть мера всех вещей» - положена в основу педагогики сотрудничества , которая является одной из всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов , в обобщённом опыте которых соединились лучшие традиции российской школы (Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежных (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Бери) психолого-педагогической практики и науки .

Как целостная технология педагогическое сотрудничество на данный момент не воплотили в конкретной одели, но её идеи вышли почти во все современные педагогические технологии , составили основу «концепции среднего образования РФ» . Поэтому педагогическое сотрудничество надо рассматривать как особого типа «проникающую технологию» , являющуюся воплощением нового педагогического мышления , источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные технологии как основная часть. В «Школьных технологиях» Селевко даёт следующие классификационные характеристики педагогического сотрудничества .

По уровню применения : общепедагогическая

По философской основе : гуманистическая

По основному фактору развития : комплексная : био, - социогенная

По концепции усвоения : ассоциативно-рефлективная

По подходу к ребёнку : гуманно-личностная, субъект-субъектная

По преобладающему методу : проблемно-поисковая, творческая, игровая

Сотрудничество практикуется как идея современной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно , но важнейшее место в ней занимает отношение «учитель-ученик» . В концепции сотрудничества не только учитель выступает в качестве субъекта, но и учащийся, который также занимает активную позицию. Поэтому двум субъектам педагогического процесса необходимо действовать совместно, быть сотоварищами, партнёрами; ни одни из них не должен стоять под другим.

Гуманно-личностный подход предполагает целостное развитие всех качеств личности. Это обращает школу к ребёнку, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способности и возможности.

Цель школы – возбудить эти внутренние силы, использовать их для полного развития личности. Такой подход формирует новый взгляд : каждый ребёнок открыто выражает своё мнение, овладевает способностями; приоритетными являются эстетические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть и др.)

Суть данного подхода в том, что учитель идёт не от предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, от возможностей человека, которые необходимо совершенствовать, обогащать. Для формирования положительной Я – концепции необходимо видеть в каждом человеке индивидуальность, верить в него, одобрять, поддерживать, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость, исключить прямое принуждение.

Педагогическое сотрудничество отражает важнейшие тенденции, по которым развивается воспитанник в современной школе :

Постановка личности школьника в центр воспитательной системы;

Развитие творческости, индивидуальности;

Возрождение русских национальных и культурных традиций;

Сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

Постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогического сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания , но и во многом определяют содержание образования. Сухомлинский В. А. видел в воздействии на чувства ребёнка главный путь к сотрудничеству в школьном процессе . Влияя на эмоции, умело управляя ими, учитель может избрать ведущее средство сотрудничества – СЛОВО . И не только на уроках литературы , но и вне их стараться эстетически воздействовать на чувства ребёнка, развивать у него любознательность, радость познания.

Размышляя о педагогическом сотрудничестве в системе образования, многие российские дидакты, методисты, исследователи выдвигали собственные формулы данного средства обучения . Так, например, педагогическое сотрудничество должно совершаться на уровне современных культурных достижений; учитель не просто является примером, а воссоздаёт культурный вариант взаимодействия ребёнка с миром.

Сотрудничество – это субъект-субъектные отношения, и, по мнению М. С. Когана, являются таковыми до тех пор, пока субъект сохраняет свою субъективность во взаимодействии с другим субъектом.

Исходя из сказанного о педагогическом сотрудничестве , доктор педагогических наук , зав. кафедрой мордовского педагогического института Саранцев Г. И. считает, что преподавание литературы может быть выражено системой дидактических приёмов учителя, учение – познавательными действиями учащихся, предметное содержание заключено в познавательных задачах. Созданный в этих условиях объект – это и есть структурная единица уроков литературы .

Для решения познавательных задач могут использоваться систематизация и обобщение материала по литературе , усвоение литературного понятия , формирование умений и т. д. Способы взаимодействия дидактических приёмов являются формами учебного процесса, поэтому также называются организационными формами. Всё это обусловило разработку путей гуманизации российских школ, обозначило тенденцию к самореализации, самоактуализации, самоопределению личности. По выражению Г. Рокетова «исходным началом всех соображений об устройстве школы должен служить живой объект – воспитатель : школа существует для ребёнка, а не для других школ».

Придание обучению проблемного эвристического характера (ребёнок как «существо спрашивающее» );

Возможность самому учащемуся создавать и изменять образовательную программу в соответствии со своими активными проблемами, потребностями;

Стимулирование познавательного интереса учащегося к предмету, вызывающему у него наибольшее впечатление, как проявление «свободного выбора его любознательности» .

В качестве конкретных методических приёмов предлагалась :

работа в малых группах;

организация «живых бесед» ;

дискуссии;

кружки, секции;

проблемные вопросы, экскурсии.

В соответствии с этим наметились общие подходы к методам и их реализация в сотрудничестве .

Предусматривалось использование :

Исследование метода;

Создание в классе особой нравственно-интеллектуальной атмосферы, стимулирующей духовное развитие школьника;

Проблематизация материала;

Связь материала с жизнью;

Совместный поиск решения учебных задач педагогом и детьми .

Особо важны приёмы театрализации и драматизации, игры, создание условий для совместного исследовательского поиска.

Особый интерес для педагогики сотрудничества представляет система Е. Н. Ильина : преподавание литературы как предмета , формирующего человека. Ильин Евгенией Николаевич – учитель литературы школы 84-й г . Санкт-Петербурга. Он создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса, помогающего каждому учащемуся состояться Человеком. Целью системы является нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение ; преподавание в школах литературы как искусства .

В обучении предмету формула развития выглядит так : от опыта личности к анализу художественного произведения. Способ введения учащихся в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему» универсален и может использоваться всеми учителями для создания проблемной ситуации на уроках. Ответ на поставленные проблемы реализуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы по Ильину это :

Человекоформирующий процесс, урок общения, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

Совместная деятельность педагога и ребят на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы , содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся.

Вопрос-проблему Ильин предлагает ставить так, чтобы :

a) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращён не к самим учащимся, а именно к ребятам класса или конкретным детям;

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебной и дополнительной литературы , ознакомление с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

В каждом случае преследуется цель : помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Отсюда следует, что педагогическое сотрудничество должно совершаться на уровне современных культурных достижений.

Учитель не просто является примером, воссоздаёт культурный вариант взаимодействия ребёнка с миром. Не удивительно, что при таком тесном сотрудничестве происходит приобщение детей к истокам национальной культуры, её ценностям. Поэтому основная задача педагогического сотрудничества заключается в том , чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, чтобы они обменивались информацией и опытом и стремились понимать друг друга.

Идею педагогического сотрудничества на уроках литературы Ш . А. Амоношвили выразил в следующем : сделать ребёнка (учителя, родителей) добросовестным и заинтересованным соратником, единомышленником в своём же воспитании, образовании, обучении , сделать его равноправным участником педагогического процесса , заботливым и ответственным за этот процесс.

Таким образом, принцип педагогического сотрудничества на уроках литературы предусматривает установление атмосферы взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности педагога и обучаемых . Это новые деловые контакты, совместная постановка задач, совместный анализ процесса их решения и достигнутых результатов.

А. М. Новиков подчёркивает особую роль руководителей учебных заведений в создании «непринуждённой, творческой, демократической атмосферы» . Демократизация стала одним из качественных понятий нового времени . Это область многих проблем, встающих перед современным обществом. Это опорное понятие и для школы , которое охватывает все стороны учебного заведения, т. к. оно включает не только нормализацию отношений между государством и школой, но и между педагогом и учащимся .

Демократизация профессионального образования и теснейшим образом связанная с ней педагогика сотрудничества – это огромный поток проблем. Но решать их нужно безотлагательно – ведь демократизация общества по глубокой своей сути начинается, прежде всего, с демократизации школьной жизни.

1.2. Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста

Современные педагогические технологии выстраиваются на основе личностной ориентации педагогического процесса . Они представляют воплощение не только педагогики , но и гуманистической философии и психологии.

Педагогическое сотрудничество не родилось на пустом месте. А. В. Запорожец, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хачатуридзе… Вот далеко не полный перечень имён психологов, которые возглавляют психолого-педагогические эксперименты и обосновывают разные направления.

Ведущие психологи России видят главную задачу современной школы в том, чтобы на рубеже детства и отрочества учащиеся думали о любви как о нравственной доблести и красоте, увидели в жизни любовь как безграничную верность, преданность человека человеку. Там, где «отсутствует мысль, рождается нравственное опустошение, распущенность» , что довольно часто наблюдаем в современном обществе.

Что же сейчас значимо для подрастающего поколения, что является ценным в силу их возраста? Рассмотрим данные вопросы, опираясь на знания психолого-педагогических особенностей учащихся младшего подросткового возраста (5-7 классы) .

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15) . В этот период подросток проходит великий путь в своём развитии; через внутренние конфликты с самим собой и другими; через великие срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

В отрочестве подросток отчуждается от семьи, внешне это выражается в негативизме – в стремлении противостоять любые суждениям, предложениям. В то же время это показатель поиска собственной уникальной сущности, собственного «Я» , которое постепенно стремится к «Мы» . Но на этот раз «Мы» («Мы» - группа», У. Г. Саммер) составляют сверстники.

Отрочество – это тот период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками, что даёт возможность смотреть на себя по-новому.

Данный возраст при всей психологической сложности привлекает направленностью на созидание : нацеленность на поиск новых, продуктивных форм общения.

Отроки переосмысливают продукт интеллектуального труда и стараются его утвердить как продукт собственного мышления.

Большое значение в это время для ребёнка имеет социальная ситуация, когда наступает пора оценок близких. В поисках индивидуальности ребёнок начинает учитывать разные чувства и поступки, учиться заново строить отношения со своей семьёй.

Меняется внутренняя позиция не только к семье, но и к школе. Если в младших классах ребёнок был поглощён самоё учебной деятельностью, то теперь особый интерес проявляет во взаимоотношениях со сверстниками в процессе учения.

В стенах школы создаются условия для развития личности. Очень важно, кто из взрослых станет положительным примером, будет влиять на вкусы, убеждения ребёнка-подростка.

Как правило, формирование определённых черт характера тяжело как для самих подростков, так и для окружения; им трудно идти по жизни, находить общий язык с другими людьми.

Для некоторых школьников именно в этом возрасте судьба как бы предопределена : вырисовывается жизненный путь, внутреннее отношение к себе и другим.

Безусловно, конкретное время во многом определяет ориентации сензетивного к нему отрочества. Однако сегодняшнее время несёт пласты культуры предшествующих поколений, в то же время вбирая новое, создаваемое человечеством. Всё это формирует фон социальной ситуации, влияющей на развитие личности.

А какое же значение имеет учебная деятельность и ориентация на труд?

Безусловно, учёба в школе занимает особое место для подростка. Во многом интерес к предмету связан с качеством его преподавания. Большое значение имеет передача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить, что активирует, усиливает мотивацию учения.

В том возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем. Знания являются той ценностью, которая обеспечивает расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Подросток ищет художественные и научные знания : ездит в художественные и научные музеи, ходит на лекции, в театры. В связи с этим содержание устных высказываний, всё большее место в них занимает описание, растёт число слов, словосочетаний, фраз оценочного характера. Повествования делаются более целенаправленными, последовательными и чёткими в композиционном отношении; возрастает объём устных высказываний, их синтаксический строй становится более разнообразным и развёрнутым.

Заметно развивается экспрессивная функция, выражаемая не только описанием, но и интонацией.

Однако, в отрочестве можно наблюдать, как отличает А. Я. Гальперин, некую прерывистость, разорванность звучания устной речи, которая возникает у подростка из-за недостаточного развития способности прогнозирования : часто последующая мысль теряется или он затрудняется её выразить. Предложения в устной речи зачастую наплывают друг на друга, в речи присутствует масса обрывков несформулированных предложений : пропускаются синтаксические паузы, но много пауз психологических и физиологических.

По словам Занкова Л. В., «из-за обострённой рефлексии на собеседника подросток во время построения речи часто эмоционально напрягается»; ребёнку легче мыслить, чем оформить свою речь. Всё больше значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать смысловые связи в изучаемом материале.

Что же касается ориентации на труд, то она во многом определяется возможностью самоутвердиться, что связано с тенденцией возраста найти своё место в жизни. Поэтому здесь важно увидеть склонности подростка и поддержать их. Подростки, имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований государственной школы, получают возможность реализовать себя в прикладном мастерстве, спектаклях. Это даёт личности в 12-13 лет возможность почувствовать свою значимость в обществе. Д. И. Фельдтейн показал, что подростки стремятся утвердить и реализовать себя в общественно полезной деятельности.

Таким образом, идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентаций, своего идеала, друга, профессии должна стать основополагающей целью творчества. Подростки, поняв глубинный смысл выбора, утверждающий собственное «Я» , обретают готовность взять на себя ответственность за свой выбор.

Определённые особенности имеют и тенденции общения подростка 11-13 лет. В творчестве отношения с родителями, учителями и другими взрослыми складываются под влиянием возникающего чувства взрослости. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых . В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Поэтому большое значение имеет в это время единое требование как в семье, так и в школе.

Общения во многом обуславливаются изменчивостью настроения, поведения в определённой степени характеризуются детскими реакциями, например, имитация чьего-либо поведения. Недостаток внимания, заботы и руководства болезненно воспринимаются подростком, а чрезмерная опека мешает юному созданию быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой.

В своей же среде дети 11-13 лет учатся рефлексии на себя и сверстника, в юношеских объединениях формируются собственные кодексы чести. Здесь высоко ценятся верность, честность, караются предательство, нарушение данного слова, эгоизм и т. д.

Группа создаёт чувство «Мы» , которое поддерживает и укрепляет внутренние позиции подростка. То есть диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Очень важно иметь рядом с собой человека, который сможет тебя понять , поможет словом и делом, будет для подрастающего поколения образцовым положительным примером. Таковы тенденции в общении подростка. Рассмотрим, как они влияют на умственное развитие детей.

В подростковом возрасте развитие речи идёт, с одной стороны, за счёт расширения богатства словаря, с другой – за счёт усвоения множества знаний, которые способен закодировать словарь родного языка.

В этом возрасте ребёнка интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют устную и письменную речь. «Как правильно написать?» , «Как лучше сказать?» - такие вопросы он постоянно задаёт себе.

В юношестве легко улавливаются неправильные и нестандартные формы речи у родителей, учителей; подросток находит нарушения несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. В этом случае подросток испытывает чувство юмора.

Стремящийся к развитию своей речи, он будет обращаться к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова, его правильное произнесение, выяснить для себя те вопросы стилистики, относительно которых существуют ясные указания.

Язык М. В. Ломоносова, Г. М. Державина, В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого становится не только исторической, но и духовной ценностью, обращающей звучание давно минувших дней, значения и мысли, которые создают глубинные связи настоящего с прошлым.

Стремление к прочувствованию языка в его историческом времени, соединение с родной историей, с классикой литературы развивает у подростка рефлективные способности на движения культурных и исторических процессов.

В речевой культуре необходимо умение не снижать своего верхнего уровня. Именно для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Особое место должен занимать учитель, который обязан быть образцом языковой культуры.

Как пишет Н. Ф. Талызина, «практика иногда очень легко разрешает вопросы о том, что допустимо и что нетерпимо в языке, особенно в школе, где первым и последним критическим судьёй является учитель…».

Именно обучение в школе оказывается тем фактором, который качественно изменяет направление познавательного развития. Школа сама по себе создаёт условия употребления языка, когда обсуждаемая ситуация только представляется.

Философ Мартин Бубер подчёркивает роль школы в формировании независимых ситуаций способов мышления. При этом уделяется особое внимание письменной речи, которая вводит ученика в особую реальность.

Таким образом, осваивая систему знаков, существующую в человеческой речевой культуре, подросток проходит длинный путь в развитии своего самосознания, постигает ценности культуры в процессе сотрудничества с окружающими людьми, созданные великим русским народом.

Но в дном возрасте активно развивается не только речевая деятельность, но и происходит совершенствование высших психических функций.

В отрочестве осваиваются графические схемы – представление о том, как предмет должен быть изображён; появляется стремление посещать художественные выставки. Рассматривая полотна великих мастеров, подросток начинает понимать необходимость изменить сложившуюся систему восприятия, стремится видеть предметы во всём их многообразии.

Приоритетное место занимает музыка. В ранних исследованиях Б. Г. Ананьева экспериментально установил, что музыка выступает в качестве регулятора поведения : «Являясь знаками аффективных состояний, музыкальные произведения организуют поведение…». Музыкальный ритм производит в организме физиологические изменения, которые подобны волнению или аффекту. Именно юношество наиболее сензетивно к воздействию музыки. Внимая ритму ребёнок погружается в развитие у себя музыкальных способностей : стремится совершенствовать мелодический слух, ладовое чувство, развивать гармонический слух, от чего испытывает глубокое духовное чувство.

В этот период у ребёнка и начинает вырабатываться формальное мышление. Подросток может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, действовать в логике рассуждения, хотя нормальное мышление по-прежнему срабатывает активно : происходят изменения отношений между действительным и возможным.

Таковы особенности, которые «помогают подростку приспособиться к обществу, построить свои идеалы» (Бубер М.) . Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что отрочество – это возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков.

Максимализм и лабильность позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков : от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости.

Подростки озабочены собственной духовной, интеллектуальной, волевой сферой. Сравнения со сверстниками дают повод для рефлексии, направленной не только на самосовершенствование, но и на переживания по поводу своего несовершенства. И такая особенность самосознания и самооценки непосредственно отражается в поведении. Работа с подростками показывает высокую их сензетивность к общению и сотрудничеству системе прав и обязанностей.

Подросток уже способен понять и принять значение выбора как элемента современной культуры, когда он сам свободен и ответственно делает выбор.

Сегодня среди российских подростков существует многообразие типов :

Законопослушный, ориентированный на нормативность и самоограничение;

Отчуждённый, ориентирующийся на интеллектуальную и социальную независимость;

Агрессивно отчуждённый, ориентирующий себя через нарушения нормативности и т. д.

Тенденции, определяющие формирование типов социальных ориентаций подростков, следует выявлять и изучать в соответствии с каждым поворотом социальной ситуации, изменяющей общественное умонастроение.

Во все времена люди трудились над созданием механизмов сотрудничества и развязывания конфликтов. Эти методы используются во многих сферах жизни человека и общества для достижения целей определенного лица или группы людей. Зачастую именно совместная деятельность организаций, государств, предприятий приносит эффективный результат в той или иной сфере.

Что такое сотрудничество?

Сотрудничество - это деятельность нескольких сторон, благодаря которой все участники получают определенную выгоду. Сегодня известны различные формы экономического, политического, военного, экологического взаимодействия. В наше время особо актуальны вопросы сотрудничества, связанные с финансовой поддержкой, использованием природных ресурсов, военно-политическими объединениями, охраной окружающей среды, освоения космоса, развития бизнеса, коммуникационных сетей.

О сути сотрудничества

На самом деле сотрудничество — это процесс, в котором взаимодействующие стороны без применения насилия ищут способы удовлетворения общих интересов. Обстоятельства, в которых одна из сторон может достичь своих целей только в том случае, если того же может добиться и другой участник соглашения, можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством. Другими словами, цели партнеров должны быть связаны между собой.

Суть сотрудничества состоит в достижении общих целей партнеров, ожидании конкретной выгоды от исполнения договоренностей, обоюдном получении пользы. Эти три момента являются фундаментальными для любого договора о совместной деятельности.

О международном сотрудничестве

Существует неточное понимание выражения «международное сотрудничество». Иногда под этим термином подразумевается отсутствие конфликта или же избавление от его крайних форм.

Сотрудничество ― это показатель взаимозависимости государств и организаций. Развитие международных отношений соорудило политические, экономические, природоохранные, культурные и религиозные системы взаимодействия. Например, в последнее время обостряются нерешенные вопросы, связанные с глобальными проблемами человечества. В этой сфере крайне объективно расширение международной деятельности, способствующей решению мировых проблем.

К элементам развития деловых отношений относят дипломатические средства, координацию усилий по обеспечению безопасности, планы по урегулированию военных конфликтов.

Почему международные связи интенсивно развиваются?

Существует целый ряд причин, заставляющих усовершенствовать формирование взаимовыгодных отношений. Вот некоторые из них:

  • Неравномерное развитие экономики в некоторых странах. Каждое государство формирует свою структуру сельского хозяйства, развитие определенных видов промышленности, инфраструктуры, образования. Если определенное государство известно тем, что качественно производит какую-то конкретную продукцию, то эта специализация будет стимулировать развитие внешней торговли.
  • Неравенство в финансовых, сырьевых и людских ресурсах. Около 25 миллионов человек каждый год мигрируют в другую страну с целью найти работу. Некоторые страны Азии и Африки обладают огромными трудовыми ресурсами, тогда как в Америке и Европе не хватает рабочих рук. Добыча полезных ископаемых и наличие других видов сырьевых ресурсов способствуют развитию взаимовыгодных связей между странами, которые заключают соглашение о сотрудничестве. К примеру, некоторые государства кредитуют и инвестируют в различные организации других стран.
  • Неравенство в сфере научно-технического прогресса. Если страны обмениваются научными сотрудниками, проводят совместные исследования, разрабатывают новые технологии и заключают контракты в этой области, это тоже послужит на пользу обеим сторонам.
  • Специфика политических отношений. Этот фактор сильно влияет на объемы торговых оборотов. Дружественная внешняя политика увеличивает внешнеторговые обороты, а воинственная способствует разрыву экономических связей.

Соглашение о сотрудничестве подразумевает активные действия государств-партнеров для взаимной координации в сфере экономики и политики, не приносящие вреда или отрицательных последствий тому или иному участнику соглашения.

Выводы

Поиск и развитие международных связей способствуют открытию доступа тому или иному государству-партнеру к мировому хозяйству, увеличивают экономический потенциал, обеспечивают ресурсные потребности нации. Итак, что же сегодня подразумевается под сотрудничеством?

Сотрудничество ― это комплекс отношений, развивающихся на основе взаимообмена. В условиях современной реальности международные отношения выглядят как процесс установления диалога, сопоставления интересов, достижения консенсуса, механизмов приспособления в случаях несовпадения ценностей и в конфликтных ситуациях между регионами, странами и организациями.

Лейтмотивом принятого в 1986 г. Единого европейского акта была введенная им новая для того времени законодательная про­цедура,- процедура сотрудничества. Данная процедура более слож­ная, чем процедура консультаций, и роль Европейского парламента

" В рамках третьей опоры, при использовании процедуры «Комиссия - Со­вет», законодательная инициатива принадлежит не только Комиссии, но и любо­му государству-члену.


при принятии решений в процедуре сотрудничества рчачительно выше. Определенное сходство процедура сотрудничества имеет с процедурой совместного принятия решений, однако процедура со­трудничества значительно проще нее. Справедливо будет отметить, что «процедура совместного принятия решений является логическим продолжением процедуры сотрудничества». Так же как и процедура совместного принятия решений, процедура сотрудничества описы­вается в специальной статье - ст. 252 Договора о ЕС.

Процедура сотрудничества начинается, что совершенно естест­венно, с правотворческой инициативы Комиссии. Проект решения направляется в Европейский парламент и в Совет. Далее Европей­ский парламент дает заключение по проекту решения (так называе­мое первое чтение) и направляет его Совету. В случае получения по­ложительного заключения парламента Совет утверждает решение. При негативном заключении Европейского Парламента Совет на ос­нове изложенных в заключении замечаний вырабатывает общую по­зицию (одобряя ее квалифицированным большинством) по проекту решения и направляет ее Европейскому парламенту.

Европейский парламент рассматривает общую позицию (так на­зываемое второе чтение), и по результатам рассмотрения далее про­цедура может развиваться следующим образом.

Если Европейский парламент дает положительное заключение по общей позиции или не рассматривает ее в течение трех месяцев, то Совет безусловно утверждает решение квалифицированным боль­шинством голосов.

Если Европейский парламент дает отрицательное заключение по общей позиции, на основе абсолютного большинства голосов откло­няет ее (отлагательное вето), то Совет единогласно может утвердить решение, игнорируя отрицательное заключение Европейского пар­ламента по общей позиции.

Если Европейский парламент абсолютным большинством голо­сов вносит поправки к общей позиции, то данные поправки направ­ляются Комиссии. Комиссия в течение месяца рассматривает дан­ные поправки и направляет предложения по ним в Совет. Совет либо квалифицированным большинством утверждает решение с поправ­ками Европейского парламента и с учетом предложения Комиссии, либо единогласно, отклоняя поправки с предложениями, утверждает решение в редакции общей позиции. На каждую стадию процедуры дается не более трех месяцев (за исключением специального срока для рассмотрения Комиссией поправок Европейского парламента по общей позиции - один месяц). По общему согласию Совета и Евро­пейского парламента имеется возможность продления срока макси­мально еще на один месяц.

9. 11097. Кашкич 129


Некогда процедура сотрудничества была одой из наиболее рас­пространенных при принятии решений. Маастрихтский, а затем Ам­стердамский договоры свели применение данной процедуры к мини­муму. Сегодня она используется только при принятии некоторых ре­шений по экономическому и валютному союзу (ст. 99, 102, 103, 106 Договора о ЕС). Снижение значимости процедуры сотрудничества не позволяет включить ее в число основных законодательных про­цедур Европейского Союза. Нельзя исключить также того, что в бли­жайшем будущем процедура сотрудничества вообще будет вытеснена из Договора о ЕС, хотя Ниццкий договор 2001 г. ее сохранил.

73. Как осуществляется процедура совместного принятия реше­ний?

В отличие от процедуры консультации, процедура совместного принятия решений относительно новая и наиболее сложная из всех процедур Союза. Она была введена Маастрихтским договором 1992 г. Специально описанию процедуры совместного принятия решений посвящена ст. 251 Договора о ЕС. Отличительной чертой процедуры также является влиятельная роль в ней Европейского парламента, выступающего вместе с Советом в качестве «созаконодателя» в про­цессе принятия решений. Данная процедура сегодня наиболее широ­ко распространена (например, применение ее предусматривают ст. 47, 95, 141, 156 Договора о ЕС). Она применяется при принятии многих решений Сообщества и является одной из основных законо­дательных процедур.

Процедура инициируется Комиссией, которая вносит проект ре­шения в Совет и Европейский парламент. Европейский парламент рассматривает проект (так называемое первое чтение), и в зависимо­сти от результатов рассмотрения процедура развивается следующим образом. Если Европейский парламент одобряет проект решения или вовсе не рассматривает его, то решение квалифицированным большинством утверждается Советом. Если Европейский парламент вносит поправки в проект решения (либо другим образом выражает свое несогласие с проектом решения), то Совет может согласиться с поправками Европейского парламента и утвердить квалифицирован­ным большинством решение или, действуя также на основе квали­фицированного большинства, выработать общую позицию по проек­ту решения. Данная общая позиция по проекту решения направляет­ся Европейскому парламенту на рассмотрение (так называемое второе чтение).

Рассмотрев общую позицию. Европейский парламент может, во-первых, одобрить общую позицию (или не рассматривать ее) и ут­вердить решение, во-вторых, абсолютным большинством голосов от­клонить общую позицию и проект решения в целом (абсолютное вето). Наконец, в-третьих. Европейский парламент абсолютным 130


большинством голосов может внести поправки к общей позиции по проекту и направить их на рассмотрение в Совет и Комиссию. По получении всех материалов из Комиссии Совет либо квалифициро­ванным большинством одобряет поправки Европейского парламента к общей позиции с учетом мнения Комиссии (а если мнение Комис­сии было отрицательным, то Совет действует единогласно) и утвер­ждает решение, либо не одобряет поправки к общей позиции, и тогда Председатель Совета и Председатель Европейского парламента со­зывают Согласительный комитет.

Согласительный комитет создается из числа членов Совета (или их представителей) и такого же числа представителей Европейского парламента при участии в заседаниях комитета представителей Ко­миссии. Целью Согласительного комитета является доработка про­екта решения, приведение его текста в такое состояние, которое мог­ло бы удовлетворять интересы каждой из сторон. Если в течение ус­тановленного срока Согласительный комитет не одобрит доработанный проект решения (или даже не сможет доработать текст), то проект решения считается отклоненным. Если Согласи­тельный комитет квалифицированным большинством представите­лей Совета и простым большинством представителей Европейского парламента одобряет доработанный проект, то он направляется на одновременное голосование в Совет и Европейский парламент (так называемое третье чтение). Для утверждения решения необходимо абсолютное большинство голосов депутатов Европейского парла­мента и квалифицированное большинство членов Совета. Если дора­ботанный проект решения не набирает необходимого числа голосов хотя бы в одном из институтов, проект считается отклоненным.

Для прохождения каждой стадии процедуры Договором о ЕС предоставляется три месяца, за исключением созыва Согласительно­го комитета и периода его работы (на эти действия дается по шесть недель).

Процедура совместного принятия решения является результатом компромисса между демократизацией законодательного процесса в Европейском Союзе путем усиления позиций Европейского парла­мента и сохранением традиционной роли Совета как основного за­конодательного органа. Чрезвычайная запутанность данной про­цедуры - результат такого компромисса.

74. В каком порядке осуществляется процедура санкционирова­ния?

Процедура санкционирования распространена незначительно (ст. 105, 161, 190 Договора о ЕС), ее характерной чертой является ключевая роль Европейского парламента в процессе принятия реше­ний.


Процедура санкционирования протекает аналогично процедуре консультаций, но, в отличие от последней, Совет запрашивает не мнение Европейского парламента по проекту решения, а согласие, санкцию на утверждение решения. В случае отрицательного ответа Европейского парламента решение отклоняется.

Описанный выше порядок олицетворяет так называемую пози­тивную процедуру санкционирования. Договору о ЕС известна также негативная процедура санкционирования (ст. 195), в которой Совет и Европейский парламент как бы меняются местами - Европейский парламент запрашивает одобрение и полномочен утверждать реше­ние, а Совет дает санкцию на утверждение решения.

Вместе с процедурой совместного принятия решений, процедура санкционирования является процедурой, в которой роль Европей­ского парламента наиболее высока.

Введение

Тема реферата «Экономическая сущность понятий «сотрудничество» и «партнерство»» по дисциплине «Основы экономики».

Сотрудничество и партнерство, конечно, не только экономические категории. Никто не запретит человеку употреблять эти слова и в понятных ему внеэкономических значениях. И все же они прежде всего касаются экономических отношений и наиболее активно используются в экономической науке. Более того, многие экономисты-теоретики рассматривают сотрудничество как основное экономическое отношение коммунистической формации; партнерство же в производстве прибавочной стоимости может, на мой взгляд, выступать как основное экономическое отношение капитализма.

Экономическая сущность понятий «сотрудничество» и «партнерство»

В данном вопросе некоторые моменты зависят от языка употребления этих понятий. На Западе партнерство трактуется преимущественно как правовое отношение. В русском языке отсутствует отдельное понятие, отвечающее украинскому "співпраця".

В работе наша точка зрения излагается с позиций украинского языка и политической экономии Украины.

В официальных материалах и документах сложилась достаточно непростая ситуация с употреблением рассматриваемых понятий.

Необходима трактовка этих категорий специалистами, а не журналистами, как это происходит в настоящее время.

Подобные экономические категории перекочевывают из теоретических экономических изданий в журнальные и газетные публикации, и наоборот а в результате -- широко применяются и используются государственными органами власти в их официальных документах.

Следует отметить, что у названных категорий еще нет надлежащего теоретического обоснования, по крайней мере, в современной научной литературе.

Экономическая наука сегодняшнего дня, в отличие от классической, уделяет недостаточно внимания качественным характеристикам категорий.

Рассмотрим подробнее эти понятия.

1. Сотрудничество

Здесь стоит еще раз подчеркнуть: речь идет о явлении, противоположном эксплуатации, об исключительно добровольном сотрудничестве, о сотрудничестве без какого-либо расчета на какую-то экономическую или другую конкретную личную выгоду. Конечно, ни одно новое экономическое явление не может рассматриваться как объективное, неизбежное, необходимое, если оно не несет определенный экономический эффект. При сотрудничестве же обязательно должен быть определенный общий экономический эффект, единый для всех его участников.

2. Партнерство

В реальной жизни партнерство -- полная противоположность сотрудничеству.

Это -- продуманное корыстное взаимодействие партнеров, возникающее как явление лишь тогда, когда есть уверенность в получении определенной экономической выгоды -- сегодняшней или будущей, и выгода должна быть обязательной для каждого из его участников.

Партнерство существует, как правило, до тех пор, пока есть уверенность в такой выгоде. Как только экономическая выгода участников исчезает, партнерство распадается.

Сотрудничество и партнерство -- достаточно распространенные и эффективные общественные процессы. При других равных условиях благодаря концентрации и централизации экономики они способствуют (прежде всего своим содержанием) развитию общественных производительных сил. Крупные предприятия, как известно, имеют бесспорные преимущества над малыми и средними. У них самые низкие, при других равных условиях, удельные затраты на производство продукции, более развитая рыночная инфраструктура, более высокая конкурентоспособность и др.

Когда же речь идет о сотрудничестве и партнерстве, нет оснований отрицать создание при этом оптимальных по размеру форм бизнеса -- бизнеса высокой эффективности. Сотрудничество и партнерство несут большую способность объединений к инновациям, к их внедрению в практику, к НТП.

Сотрудничество предполагает постоянную творческую деятельность всех участников процесса, достижение наивысшего результата каждым работником, при этом все они должны постоянно ориентироваться на предмет производства.

Партнерство, повышая уровень обобществления экономики, не разрешает противоречие между общественным характером производства и частной формой собственности, поэтому развивается циклично. С ним связаны хитрости, конкуренция, которая не всегда конструктивна, а из-за устранения со временем конкурента общество несет прямые потери.

В сотрудничестве -- ведущая роль общества (общественного взаимодействия) в развитии человека. В партнерстве -- наоборот: ведущая роль партнера в развитии общества.

Сотрудничество и партнерство схожи в том, что предполагают взаимодействие определенного количества лиц.

Именно из-за этой похожести происходят необоснованное употребление данных понятий и неверная трактовка соответствующих явлений экономики, особенно когда речь идет об эксплуататорских отношениях.

Между тем эти понятия отражают не просто разные, а противоположные социально-экономические явления.

Сотрудничество нельзя представить иначе, чем сугубо общественный процесс. Сотрудничают непосредственные участники хозяйственных процессов -- исполнители хозяйственных работ.

Партнеры же, как правило, не непосредственные работники, а собственники средств производства. Если сотрудничество представляет собой общественную деятельность, то партнерство обязательно предполагает социально-экономическую обособленность участников. Если сотрудничают только участники единого экономического процесса, объединенного единой общественной формой собственности, то партнерами могут быть субъекты индивидуальной, частной и кооперативной форм собственности.

Чаще всего партнерами являются частные собственники.

При сотрудничестве в хозяйственном процессе непосредственное участие принимают несколько работников, образующих хозяйственный коллектив. Так, и большой коллектив также может создавать сотрудничество трудовых коллективов; трудовые коллективы сотрудничают в пределах отрасли, региона, страны, стран.

Сотрудничество характеризует коллективизм. Это -- добровольное, заинтересованное в наибольшем общем количестве и качестве произведенного результата взаимодействие трудовых коллективов.

При сотрудничестве все его участники работают на общий результат так, как если трудятся непосредственно на себя.

Как наиболее эффективное товарищеское взаимодействие экономических субъектов сотрудничество всегда предполагает взаимопомощь. Проявляется она (при необходимости) и как взаимовыручка (например, при выполнении женщиной "мужской" работы, когда она способна выполнить простую работу даже качественнее).

Причины взаимопомощи могут быть разными. Она нужна, если необходимо приложить больше усилий (проще и быстрее сделать работу вдвоем, чем одному) или в случае неравномерного распределения работ в коллективе при неравных физических данных, умениях и навыках работников. Взаимопомощь -- одна из самых существенных характеристик сотрудничества.

Сотрудничество обязательно включает состязательность.

Состязательность - естественная характеристика способности человека к труду. Она отражает естественное желание выполнять работу быстрее и качественнее. Пока труд не стал первой потребностью здорового организма, до тех пор он может быть для человека тяжелым, монотонным, осуществляемым силой воли.

При современном уровне развития производительных сил и способностей человека труд становится физически все легче, интереснее, чаще увлекает своим содержанием, приносит определенное удовольствие.

Состязательность -- социально-экономическая и естественная характеристика целесообразных действий живых организмов. Ее можно заметить и в природе при параллельных хозяйственных процессах. Например, на ипподроме кони бегут не только благодаря действиям наездников, но и из-за инстинктивного поведения животных. Преимущественное количество людей также хотят быть первыми.

Партнерство порождает как суррогат коллективности, под которым понимают не настоящую коллективность, а вынужденную, так и суррогат взаимопомощи, которая реализуется до того момента, пока существует прямая выгода от партнерских взаимоотношений.

При отсутствии выгоды разрушаются сформированные партнерством коллективность, взаимопомощь и планомерность, из-за чего они объективно не присущи партнерству.

Стоит также упомянуть о естественном свойстве коллективного труда -- желании каждого быть впереди. Речь идет о разном желании -- о большем при работе на себя и на общество и заметно меньшем при работе на частного собственника, на эксплуататора.

Сотрудничество основывается на общей неделимой собственности участников экономического процесса на средства производства и обмена, обеспечивающей их планомерную организацию. Это могут быть общенародная и коллективная формы в зависимости от уровня развития коллективности. Речь идет лишь о неделимых формах общественной собственности. Традиционно считалось, что сотрудничество может базироваться и на кооперативной форме собственности.

Более глубокий и принципиальный анализ показывает, что кооперативная форма собственности, которая не может не предполагать деление собственности участников кооператива, не способна быть экономической основой сотрудничества.

Формируя экономическую обособленность субъектов экономики, она выступает в качестве экономической основы партнерства.

Сотрудничество может быть только согласованным. Согласование может достигаться только в результате планирования сотрудничества.

Процессу сотрудничества свойственен закон планомерного развития. Обмен между субъектами сотрудничества также носит планомерный характер (и не только в основе, но и в поверхностных формах). Бесспорное доказательство высшей целесообразности планомерной организации обменов между коллективами при сотрудничестве предоставляют их четкая организация в СССР, которая обеспечила 11 - процентный прирост чистого общественного продукта страны в 1922-1987 гг., с одной стороны, и кризисный характер развития реформированных партнерских экономик (спад ВВП Украины в 2009 г. составлял 15,1%, его послекризисный рост в 2010 г. -- только 4,2 %) -- с другой.

Сотрудничество как явление преодолевает отчуждение членов общества от собственности, труда, общества. Оно предполагает непосредственное участие членов экономического процесса в организации и управлении процессом, поэтому оно всегда самоуправляющееся явление.

Последнее не изолирует общество и государство от участия в обеспечении сотрудничества в обществе. Отрицая командование общественным процессом, сотрудничество в обществе, регионе, отрасли, на предприятии должно организовываться управленческим органом. Принципиальное значение имеет полное согласие участников процесса с решениями управленческого органа.

Партнерство, основанное на частной собственности, сопровождает отчуждение членов общества от собственности, труда, государства, общества, даже если оно социально ориентировано (поскольку и социально ориентированное общество при партнерстве предполагает эксплуатацию производителей жизненных благ и торговых служащих).

Партнеры, не культивирующие эксплуатацию, преодолевают на предприятиях отчуждение работников от собственности, труда и общества. Они могут развивать внутри предприятий элементы сотрудничества.

Как уже отмечалось, партнерство основано на социальной и экономически обособленной собственности его участников. Поскольку оно предполагает исключительно эквивалентный обмен трудом и его продуктами и труд остается неоднородным в социально-экономическом отношении, партнерству свойственна эквивалентная товарно-денежная форма связей.

Партнерство не исключает конкуренцию его участников.

Различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Под первой понимают конкуренцию между предприятиями отрасли. Партнеры конкурируют между собой с целью поддержания конкурентного тонуса, получения нового опыта, чтобы противостоять конкуренции извне. Эта конкуренция, как известно, ведет к формированию рыночной (общественной) стоимости и рыночной цены товара. Конкуренция между партнерами из разных отраслей экономики предполагает получение самой высокой прибыли. Поскольку к этому стремятся все партнеры, нормы прибыли выравниваются, создаются средняя прибыль и цена производства, что исследовано и доказано К. Марксом и никем не опровергнуто.

Сотрудничество и партнерство -- взаимодействия субъектов экономики. Они взаимодействуют на разных уровнях -- отдельных субъектов, групп субъектов (предприятий, отраслей, регионов), народов внутри страны, народов разных стран и континентов. Количество участников определяется объемом необходимых совместных работ.

Сотрудничество - форма общественной деятельности, которая выше партнерства. Его характеризует общая цель, цель определенной совокупности участников хозяйственного процесса, ее социальный характер; это не обычная экономическая выгода, не цель отдельного человека.

И то, и другое предполагают выполнение разных работ и разных форм деятельности.

Например, для ремонта квартиры нужно осуществить определенные подготовительные, штукатурные, шпаклевочные, покрасочные и другие работы. При этом задействованы разнорабочие, штукатуры, шпаклевщики, плиточники, маляры или одни и те же работники, готовые к выполнению названных и других ремонтных работ. Это происходит также в сферах предоставления услуг и обмена. На этом сходство и различия сотрудничества и партнерства как социально-экономических процессов заканчиваются.

Слабое партнерство в Украине -- дань нашему менталитету, точнее, нашей тенденции к самостоятельности. К тому же, украинской нации присуща тенденция к натурализации экономических связей. Но развитие производительных сил неумолимо. Оно ведет к повышению уровня обобществления экономики, к общественной коллективной и общенародной формам собственности, к сотрудничеству, которое объективно приходит на место партнерства.

Промежуточным процессом на этом пути выступает экономическая, а в дальнейшем -- и другая (политическая, духовная) интеграция стран. Таков объективный ход исторического процесса, и его не сдержать, не остановить.

Общество сотрудничества -- общество наивысших условий функционирования и развития общественного строя. Это общество научной организации производства материальных благ и предоставления услуг, оптимизированного обмена трудом и его продуктами, оптимизированных распределения жизненных благ и их личного потребления, оптимизированных микро- и макроэкономических процессов.

Выше речь шла о сотрудничестве и партнерстве в развитых формах. Общество, выходящее из капитализма, не способно сразу ввести такую форму сотрудничества.

Как пишет К. Маркс, здесь мы имеем дело не с обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с обществом, которое только что вышло из капитализма и сохраняет во всех отношениях родимые пятна последнего. Самое существенное из них, конечно, предприимчивость, которую СССР не культивировал, но которая принесла успех Китаю. Таким образом, вероятно, социализму на начальной стадии свойственно сочетание сотрудничества и партнерства. Это же подсказывает присущее ему разделение труда.

Очевидно, прав был К. Маркс, который трактовал социализм как общество со специфическими товарными отношениями, когда оно будет обеспечивать эквивалентный обмен трудом и его продуктами, но не в среднем, что дает капиталистический рынок, а "в каждом отдельном случае". Именно такую форму обмена развивал, в основном, СССР, обходя, правда, предпринимательство (оно не культивировалось, но и не запрещалось).

Начальной стадии социализма свойственны только две формы собственности -- общегосударственная и кооперативная, а далее кооперативная отомрет, как и партнерство. Поэтому коммунистическое общество стоит трактовать как общество сотрудничества людей труда.

Партнерство -- важное экономическое отношение капитализма, поэтому, бесспорно, что в производстве прибавочной стоимости оно достойно играть роль основного экономического отношения капитализма.

Выводы

В работе рассмотрено понятие "сотрудничество" и "партнерство " с точки зрения их содержания (как экономических категорий) и влияния на структуру экономических отношений соответствующего им общественного строя.

Источники

1. Демьяненко С. К вопросу современной экономической терминологии. "Экономика Украины" № 8, 2011, с. 93.

3. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 22 июня 2011 г. "О назначении... Правительственным уполномоченным по вопросам сотрудничества с международными финансовыми организациями"

4. Макконнелл К. Р., Брю С.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика. 11-е изд. К., Хагар-Демос, 1993, с. 777, 782

7. Маркс К., Енгельс Ф. Соч., т. 19, с. 18.

Загрузка...
Top