Тема: Товарищество и предательство в современном прочтении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» В чем заключается особая роль товарищества и братства в повести. Сочинение на тему: Трагедия Тараса Бульбы в повести Тарас Бульба, Гоголь В чем заключается величи

Описание каждого персонажа Николая Васильевича Гоголя дышит любовью. Яркие, запоминающиеся образы его произведений входят в мировую литературу и остаются в ней навсегда. Одним из них стал главный герой повести «Тарас Бульба» - старый, умудренный опытом и закаленный в сражениях казак.

Каков же этот персонаж? Если говорить о внешности, то Тарас крупный, даже грузный мужчина, рост его не высок.

Бульба – не простой казак, он имеет чин полковника, а верой и правдой ему служит вороной конь Черт, который под стать хозяину, с легкостью выдерживает свою тяжелую ношу.

Что касается внутренних качеств, то человек этот упрямый, на войне или же в мирное время он всегда отстаивает правду и справедливость. Уже в первых строках знаменитого произведения мы узнаем о том, что Тарас Бульба не терпит тех, кто перенимает обычаи поляков. Казак на протяжении всей жизни был ярым защитником христианства, всегда вступался за слабых и бедных, которые терпели притеснения от арендаторов.

Тараса Бульбу уважали в Запорожской Сечи, к его мнению прислушивались. Он имел все качества вождя, правда, не всегда мог деликатно разрешить сложную ситуацию. А зачастую проявлял признаки нетерпимости и даже свирепости.

Раскрытию образа казака способствуют перипетии сюжета. Еще в первой главе при встрече с сыновьями, вернувшимися из семинарии, Тарас устраивает шуточный кулачный поединок, целью которого является проверка – осмелится ли старший сын драться с отцом. Результат порадовал Бульбу: молодой парень защищает себя, невзирая на то, кто является его противником.

Тарас стремится воспитать сыновей настоящими воинами, сильными и мужественными. Он опасается, что материнская забота их разнежит, поэтому практически сразу увозит из родного дома в Запорожскую Сечь. Конечно, главное желание – это похвалиться выросшими и возмужавшими отпрысками. Но и не менее важное намерение – закалить их характер в сражениях. Мелкие бытовые тяготы похода этот опытный казак вообще не воспринимает, ему принадлежат ставшие крылатыми слова: «Терпи казак, атаманом будешь!»

Говорить об отношениях с женой не приходится, так как Тарас редко бывает дома и абсолютно не прислушивается к словам своей второй половинки, к ее мнению, чувствам и переживаниям. Для того времени подобные отношения не выходили за рамки нормы.

Тарас Бульба – мстительный человек. Он собирает войско, чтобы отомстить за казнь старшего сына Остапа. Одержимый жаждой отмщения, выжигает дотла все, что встречается на его пути.

И, наверное, одним из основных моментов в создании образа казака Тараса Бульбы является его неприятие предательства младшего сына . Он убивает изменника своими же собственными руками, не сумев примириться с тем, что тот переступил через все, что было так дорого отцу, что прививал он своим сыновьям с детства. Идеалы и принципы, которых придерживался Тарас Бульба, оказались важнее и значимее жизни собственного ребенка.

И хотя в конце повести произошли большие изменения, и утеряно все, ради чего боролся Тарас, он до конца остается верен себе и своей родине.


Характер Тараса выдержан от начала и до конца. Чтобы так зримо и резко «вылепить» этот образ, Гоголь должен был заглянуть в тайное тайных мышления и переживаний Тараса, знать его дела. Ведь жизнь человека есть деяние. Из речи Бовдюга все узнают о том глубоком уважении и полном доверии, которые питают казаки к Тарасу, ибо нет из них, по словам Бовдюга, «никого, равного ему в доблести». Второй эпизод - речь Тараса, обращенная к оставшимся под Дубно казакам (гл. V),- раскрывает человеческую и воинскую мудрость Тараса. Учитель читает речь Тараса полностью. Чтению предшествует вступительное слово. В нем выясняются условия, при которых она была произнесена. Итак, часть казаков ушла в погоню за татарами, разграбившими Сечь и взявшими в плен оставшихся там товарищей, а «первый долг и первая честь коза-ка… соблюсти товарищество», ни при каких условиях не покидать своих соотечественников в беде. Оставшиеся под Дубно понимали, что с уходящими в погоню они расстаются и, быть может, навсегда. Поэтому «смутны стали козацкие ряды и… уныние, неприличное храброму, стало обнимать козацкие головы». Тарас знал и понимал великую силу вовремя произнесенного слова и, выбрав момент, сказал кратко, ио так, что его слово дошло до сердца каждого. После прочтения речи вслух учитель обратит внимание на простоту и ясность слов Тараса, на их суровость и мужественность. В чем же смысл этой речи, что в ней главное? Это призыв к казакам постоять за родную землю («за веру»- значит, за родные обычаи, нравы, уклад и т.д.), за такую близкую и такую родную для всех Сечь. В словах Тараса звучит гордость за Сечь и пожелание, чтобы выходили из нее «с каждым родом молодцы один одного лучше, один одного краше». Недаром он этой речью вызвал живую реакцию слушателей: «За Сичь!» - отдался густо в передних рядах.- «За Сичь!»- сказали тихо старые, моргнувши седым усом; и встрепенувшись, как молодые соколы, повторили молодые: «За Сичь!». Таково вдохновенное и вдохновляющее слово Тараса. Для выяснения стилистического своеобразия этой речи предварительно можно посмотреть иллюстрацию к этому эпизоду художника Е. А. Кибрика. Художник изобразил Тараса с высоко поднятой рукой, выражение его лица сурово. Жест оратора дает право думать, что своим обращением Тарас хочет поднять боевой дух казаков, призвать их к подвигам и одновременно как бы грозит кому-то. Но ведь у Гоголя сказано, что Тарас говорит речь не для этого. Он знает, что казаки крепки духом. Ему «просто самому хотелось высказать все, что было на сердце». Значит, скорее всего это слово - раздумье. Тарас как бы всматривается в себя, в тот запас впечатлений и наблюдений, что отложился в кем в результате большого жизненного опыта и подтверждал мысль о святости товарищества по духу. Он убежден, что на товариществе стоит русская земля, а сила товарищества - в единстве мыслей, убеждений, в единстве чувств, во взаимной поддержке и выручке, в готовности все отдать за благо и счастье своих соотечественников. Таким образом, анализируя речь Тараса о товариществе, мы ставили целью глубокое ее осмысление учащимися, стремились вызвать у них, определенные эмоциональные переживания. Важно, чтобы шестиклассники поняли, чем вызвана эта речь, ради чего произнесена, какую роль она играет в раскрытии образа Тараса. Хотя в речи Тараса есть острая политическая злободневность (когда Тарас с гневом говорит о подлых порядках, что завелись на родной земле), и читатель вправе отнести это к современной Гоголю крепостнической России, мы сомневаемся в целесообразности беседы в таком плане. Опыт показал, что такая беседа оставляет ребят равнодушными. К тому же повесть изучается вне историко-литературного процесса и творческого развития самого писателя. Эта речь Тараса, как и X глава в целом, раскроет новую сторону образа Тараса: высокое искусство полководца. Тарас думает о чисто военных задачах, да и не может не думать о них, так как от их правильного решения зависит жизнь и смерть людей. Тарас, опытный военачальник, умеет распределить силы, наметить тактику предстоящего сражения. Все, конечно, найдут в хрестоматии то место, где говорится: «Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепостей,-род битвы, в котором бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками кольев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу». Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса? Имеется в виду троекратное обращение Тараса во время сражения к казакам: «А что, паны…- есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Перед читателем развертывается картина разгорающейся битвы. Враг несет большие потери, но гибнут и казаки, и вопрос Тараса - это и своего рода выражение чувства гордости за боевых товарищей, и поддержка их духа, и призыв быть стойкими, с новыми силами ударить по врагам. Недаром после каждого обращения говорится: «и наперли сильно казаки…», «и рванулись снова казаки…» и т.д. И только когда битва достигает предельного напряжения, когда силы обеих сторон были на подходе, и битву мог выиграть лишь тот, у кого есть еще резервы, Тарас подает знак отряду, находящемуся в засаде, вступить в бой. Почему Тарас обращается к казакам трижды? Где мы ранее встречались с таким же приемом? Не слишком ли суров Тарас к жене, к Андрию? Надо показать им, какое огромное место в его сердце занимала любовь к истинному его сыну - Остапу. С этой целью выясняем: Как воспринимает Тарас плен и смерть Остапа? Все говорят, что Тарас глубоко страдает, потеряв сына. Если раньше Тарас был жизнелюбив, шумен и весел, то теперь радость ушла из его жизни. «Напрасно старались занять и развеять Тараса… Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть…» Тарас - живое воплощение глубочайшей отцовской скорби: «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным, и, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: «Остап мой, Остап мой!» Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою». Ключевой эпизод, которым завершается работа над образом Тараса,- сцена его казни. В ней виден весь Тарас. Здесь непоколебимая стойкость, презрение к смерти, чувство товарищества, беззаветная любовь к Родине, ненависть к врагам, вера в торжество справедливого дела. Иными словами, здесь идея патриотизма, служения Родине, идея подвига, святости товарищества, идея бессмертия и красоты человека выражена с огромной силой.

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!

>Сочинения по произведению Тарас Бульба

Трагедия Тараса Бульбы

Повесть «Тарас Бульба» относится к разряду исторических и повествует события из жизни запорожских казаков. Центральным героем повести является старый казацкий полковник, атаман, удалой воин Тарас Бульба . Он был одним из лучших казаков в Сечи верой и правдой защищавший свой народ и православную веру. Всю жизнь он провел в битвах и не представлял жизни без них. Долг перед отечеством для этого героя был на первом месте. По отношению к товарищам он также проявлял верность и преданность, любил их больше жизни. Важное место в сердце Тараса Бульбы занимали его сыновья: Остап и Андрий . Он мечтал вырастить их такими же преданными и смелыми воинами.

Оба сына герой учились в столице. Как только они вернулись домой, он решил отправить их в Запорожскую Сечь для прохождения службы. Так как сам очень скучал по такой вольной жизни и запорожским товарищам, Тарас решил ехать с ними. Оказавшись в Запорожье, он с радостью познакомил сыновей со своими товарищами и от души гордился ими. Ведь и Остап, и Андрий были здоровыми и статными воинами. Они быстро заняли первые места в боях и доказали, что достойны зваться сыновьями Тараса Бульбы. Сражения в основном велись против польских захватчиков, которые пытались занять города Украины.

В одном из таких боев главный герой потерял младшего сына. Андрий был влюблен в молодую полячку. Узнав, что она и ее семья в беде, бросился помогать ей. Впоследствии оказалось, что этим поступком он предал отца, брата, товарищей и родину. Его возлюбленная заменила ему отчизну, она стала его основным долгом. Андрий не смог оставить ее и даже подался в отряд поляков. Такого позора Тарас Бульба не смог снести и убил собственного сына.

Вскоре он потерял и старшего сына. Остапа пленили поляки и отвезли на казнь в Варшаву. Тарас всеми силами пытался высвободить сына и до последнего надеялся как-то помочь, но не смог. Несмотря на такое тяжкое горе, он до конца гордился сыном. Ведь Остап умер героем, защищая свою родину. Судьба Тараса Бульбы трагична. Он потерял обоих сыновей: одного – как героя, второго – как предателя. Последнее, на мой взгляд, более трагично. Главный герой так и не смог смириться с тем, что его сын был предателем. Сам он также погиб от рук поляков в конце повести, но перед смертью успел спасти своих товарищей.

В образе Тараса Бульбы - главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя - воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». Его «нежба» - чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.

Это был один из числа коренных, старых полковников - мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, - пишет Гоголь, - и преклонные лета, и

Опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам...» Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести».

Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».

Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь», и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!», как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков», он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре!» И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам», и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» - среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу!» И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа».

Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. «Даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Он один не согласился на мир с поляками, «гулял по всей Польше со своим полком...». Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти. Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. «Мало не тридцать человек» навалилось на Тараса, и в конце концов «сила одолела силу». «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак», принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о муках, которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу.

Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости.

«Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, - говорит автор, - ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы...» Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других - к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа.

Загрузка...
Top