Почему левша талантлив? Развитие ребенка левши. Среди гениальных людей каждый пятый левша Левша талантливые люди

Многочисленные исследования по­ по­зволяют предположить, что на заре человечества большинство людей лучше владели левой рукой, чем пра­вой, и лишь на поздних этапах эво­люции правая рука опередила в развитии левую. Существует несколько теорий, объясняющих, почему чело­век стал больше пользоваться пра­вой рукой.

Самая популярная из них, припи­сываемая одними Пай-Смизсу, другими Карлейлю, - « теория меча и щита». Согласно ей, древний воин держал щит в левой руке, чтобы за­щитить сердце, а меч - в правой, которая благодаря этому лучше раз­вивалась. Другие ученые говорят о неравномерном распределении тя­жести тела, о разнице в нагрузках на сердечно-сосудистую систему в ле­вой и правой половинах туловища. Но большинство современных уче­ных связывают приоритет в развитии рук с особенностями мозга.

Около ста лет тому назад ученые установили, что полушария головно­го мозга несут неодинаковую нагруз­ку, выполняют разные функции. В ле­вом полушарии находятся центры, управляющие способностью говорить и понимать речь, читать, писать, счи­тать, запоминать. А правое полуша­рие позволяет воспринимать музыку, различать интонации, петь, узнавать голоса близких. Правому полушарию мы обязаны способностью запоми­нать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной про­исходящего. Воспоминания, дорогие сердцу, или неприятные пережива­ния прошлых лет также воспроизво­дятся правым полушарием.

Обобщая, можно сказать, что ле­вое полушарие отвечает за конкрет­ное мышление, а правое - за чувст­венную сферу и абстрактное позна­ние. Ученые, изучающие психологию творческого процесса, считают, что аналитическими способностями мы обязаны левому полушарию, а раз­витой интуицией и эмоционально­стью - правому.

В соответствии с законами выс­шей нервной деятельности, правое полушарие руководит левой полови­ной тела, а левое полушарие - пра­вой половиной. Следовательно, для леворуких людей ведущим является правое полушарие мозга. Но посколь­ку мозг функционирует как единое целое, в тесной взаимосвязи всех своих отделов, говорить можно не о механическом разделении его функ­ций, а лишь о преобладании тех или иных тенденций.

И все-таки есть основания утвер­ждать: люди, владеющие левой ру­кой лучше, чем правой, часто облада­ют иррациональным восприятием ми­ра, тонкой интуицией, способностями к творчеству.

Психиатры Тамара Доброхотова и Наталия Браг исследуя удиви­тельные психические проявления лев­шей, увидели в них много общего со сказочным миром, описанным Льюи­сом Кэрроллом, который и сам, кста­ти, был левшой. Такое впечатление, считают они, что левши смотрят на мир из Зазеркалья и наблюдают те­чение процессов во времени и про­странстве в обратном, по сравнению с правшами, направлении. Вполне возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рож­дения получают неожиданный взгляд на мир, особый ракурс видения. На­пример, на расшифровку дневников, оставленных Леонардо да Винчи, ученым пришлось потратить много лет: они были написаны зеркально - справа налево левой рукой. Эти дневники поражают оригинальностью суждений о пространстве и времени. Немало выдающихся людей были левшами: император Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Наполеон, Жанна д"Арк, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо.

Приоритетное владение левой ру­кой проявляется у ребенка не сразу. В каком возрасте это становится за­метным? Обычно в 2-2,5 года. Окон­чательно предпочтение левой руки определяется к 5-6 годам. Иногда ребенок пользуется обеими руками одинаково.

Как определить, какая рука будет ведущей?

Детям младшего возраста можно предложить следующие простые тес­ты: попросить отвинтить крышку у бу­тылки, развязать узел веревки, под­нять какой-нибудь предмет с пола. При этих действиях ребенок будет ак­тивнее пользоваться ведущей рукой.

Леворукость связана с наследст­венной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка - значит серьезно менять его биологию, перекраивать стойкий стереотип психической дея­тельности.

С этой точки зрения любопытны данные дерматоглифических иссле­дований. Дерматоглифика не имеет ничего общего с хиромантией. Эта наука изучает характер кожного ри­сунка внутренней поверхности ладо­ней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, осо­бенности дерматоглифики можно ис­пользовать при изучении мозга.

Как же следует вести себя роди­телям, узнавшим, что их ребенок - левша? Некоторые психологи счита­ют наиболее разумным развивать обе руки. Не запрещать детям актив­но пользоваться левой рукой, а нена­зойливо предлагать им совершать определенные действия также и пра­вой рукой. Разумеется, ни в коем слу­чае не следует говорить ребенку-лев­ше, что он не такой, как все. Лучше подбадривать и хвалить малыша, когде он что-либо делает двумя руками. С годами, естественно, ребенок мм заметит свои особенности, но к тому времени родители научат его приспосабливаться к проблемам, воз­никающим в связи с тем, что все в окружающем его мире рассчитано на правшей. Обратите внимание: все инструменты, начиная с простейших (например, ножниц), телефон-авто­мат, бытовые приборы, турникеты в метро, рычаги управления автомоби­лем ориентированы на правую руку.

Надо сказать, что при начальном развитии речи леворукие малыши име­ют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впе­чатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь поз­же, к 8-10-летнему возрасту, у боль­шинства детей словесно-логичес­кий центр речи занимает свое закон­ное место в левой височной доле мозга.

Врачи и логопеды знают о фено­мене « зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо « машина» они пи­шут « анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходя­щий характер. Кроме того, при пись­ме леворукие дети допускают харак­терные ошибки - путают схожие по форме буквы: вместо « с» и « е» пи­шут « э» или « з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную « т» и « ш», « п» и « и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обуче­ние левши - дело тонкое, требую­щее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с « о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с « п» - перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные на­глядные пособия, картинки, посколь­ку этим детям свойственна образ­ность мышления и эмоциональность восприятия.

За партой леворукий ребенок дол­жен сидеть обязательно слева, тогда ему не будет мешать рука соседа. Правой рукой левша придерживает тетрадь, а левая свободно распола­гается на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Тетрадь надо наклонять вправо - правый нижний угол страницы дол­жен быть направлен в середину гру­ди. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево, и самый сложный момент в обучении - научить его писать ле­вой рукой слева направо. Школьного учителя с самого первого дня необ­ходимо предупредить о том, что ваш ребенок - левша, это поможет пре­дотвратить трудности в обучении.

Не забывайте все время трениро­вать правую руку ребенка: пусть в иг­ре он перекладывает ею мелкие иг­рушки, застегивает и расстегивает пу­говицы.

Во всех языках мира, как устано­вили лингвисты, слово « левый» час­то употребляется с отрицательной ок­раской. Вспомним русские фразео­логизмы: « встал с левой ноги», « ле­вый заработок», « написано левой ру­кой». За что такая несправедли­вость? - вправе спросить те, кому выпало родиться левшой.

« Леворукие люди, - считает про­фессор Тамара Доброхотова, возгла­вляющая группу психологических ис­следований в Институте нейрохирур­гии имени Бурденко, - испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к “правому миру“. Леворукость оказывается препятст­вием в учебе, овладении ремеслом. Попычки изменить себя. сделать своей основной рукой правую порой приводит к трагедиям. Известен, например, такой случай: переучен­ный летчик-левша погиб, безуспешно пытаясь достать кольцо парашюта левой рукой».

Попробуйте надеть часы на пра­вую руку и завести их - и вы почув­ствуете, как нелегко живется леворукому меньшинству. Считается, что левшей в мире примерно 10%. По мнению некоторых специалистов, эта цифра значительно занижена, по­скольку невозможно учесть тех из них, кого переучили. В некоторых странах уже принимаются меры, что­бы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. В Брази­лии, например, выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, пред­меты быта в зеркальном варианте - например, штопор с обратной резь­бой. А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна по­читаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения - знаменитый Левша, подковавший блоху.

Владислав Печкин

Меню статьи:

Образ Левши в произведении Лескова довольно интересен и необычен. Таких как он людей как он очень мало, а в наше время так и подавно. Плывёт по течению, практически ничего не меняет, судьба складывается трагически, а он всё равно наслаждается жизнью.

Левша – талантливый тульский оружейник

Когда Николай Павлович, русский император, велел усовершенствовать блоху, привезённую из Англии предыдущим императором Александром Павловичем, Левша выполнял самую тяжелую работу.

Он выковал самую маленькую деталь, которую даже человеческим глазом не разглядеть. Из трёх мастеров, проводивших операцию с целью усовершенствования блохи, он был самым усидчивым, находчивым, и талантливым.

Скромный, неприметный и некрасивый

Несмотря на все работы Левши, многие его недооценивали. Обычно это происходило из-за внешности.

Он был неприметен, некрасив лицом, косой, да ещё и левша. Практически никто не догадывался, какой огромный потенциал скрыт в этом на вид самом обычном крестьянине.


Но, как я уже говорил, таких людей, как наш герой не часто встретишь.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию которую написал Н. Лесков.

На его месте многие наверняка потребовали бы денежной компенсации за моральный ущерб, или же личной мастерской, или ещё какого-нибудь вознаграждения за огромную качественную проделанную работу.

Но Левша был не таким. Он спокойно плыл по течению. Никуда не лез. Возможно, даже недооценивал себя. Он не требовал вообще ничего, хотя и жил не так уж и роскошно.

Даже на лапках блохи он не стал расписываться, а просто сделал работу в два раза сложнее, чем остальные мастера, ковавшие блоху вместе с ним. Так никто из увидевших творение совместной деятельности русских и английских мастеров не узнали, что работали над произведением искусства не два мастера, а три. И имя третьего так и осталось неизвестным миру.

Особенный патриотизм Левши

Несмотря на все трудности, которые пережил Левша, он никогда не предавал свою родину. Сколько бы его ни недооценивали, он всегда оставался верным свое любимой стране. Когда он поехал в Англию, можно предположить что ему там очень понравилось. Ему предлагали остаться, обещая все жизненно необходимые и комфортабельные условия.


Он знал, что там его работу оценят по достоинству. Но Левша вспомнил, что ближе, чем родная земля, для него нет практически нечего, и уже всё равно, какие там будут люди. Главное – что дома. Пришлось отказаться. Для некоторых это может оказаться обычным делом, но для Левши это был огромный выбор.

Дорогие читатели! Предлагаем в рассказе Николая Лескова “Старый гений”

Только представьте: родина, где вы никому не нужны, и тут вас приглашают в другую, более прогрессивную страну, где вас оценят по достоинству…

Левша погибает

По приезду в Россию случается ужасное. Наш герой сильно заболевает. Дат так сильно, что приходится ложиться в больницу. Его имя уже забыли. Что он делал, тоже уже забыли. Да кто он вообще такой уже все забыли. Левшу положили в больницу для бедняков. А пока несли на носилках, уронили, и парень разбил голову. Так в больнице он и умер. Никто из тех, кто его видел, никто из тех, кто его окружал, или нёс в носилках не подозревал, что у них на глазах умирает велики мастер-оружейник с которым не может сравниться практически никто. Но он всё равно радуется тому, что у него есть. Вот так трагически и заканчивается жизнь Левши.

Мысли о неприятии и даже открытом издевательстве в России над умными, талантливыми, но принадлежащими к низшим сословиям личностям, были одними из самых главных, волнующих писателя Николая Лескова, тем. В одном из своих писем он однажды отметил, что простой, работящий и при этом безмерно талантливый мужик в нашей стране принимается как должное, то, что будет всегда и то, чего нет смысла опекать.

Лесков категорично не согласен с этой тенденцией, считая, что любой человек вправе иметь нормальные условия жизни и труда, а талантливый человек, работающий в полную силу на благо своей Родины имеет на это право вдвойне. Его сказ «Левша» — это как раз некое доказательство трагичности судьбы русского человека и необходимости резких перемен.

Истинными заступниками славы своей родины являются в сказе мастера из Тулы, сумевшие подковать блоху, которые в состязании талантов с англичанами смогли не только продемонстрировать свой безграничный талант, но и сохранить достоинство и чувство патриотизма.

Левша – один из тульских мастеров, которого было решено взять с собой к государю, а потом и в Европу дабы продемонстрировать работу. Он совершил невозможное, но не зазнается, принимает необходимость встречи с государем как рабочий момент. Он приходит на встречу в своей старой одежде. Он не пытался льстить императору, не старался ему угодить, говорил тихо, спокойно и просто, так как умел. Все вокруг дивились с этой простоты, пытались намекнуть на необходимость быть услужливее. Левша, конечно же, понимал, что перед ним стоит правитель страны, но это никак не повлияло на манеру его общения. Он обращался скромно и уважительно к каждому, будь то государь или его товарищ рабочий. Для Левши все люди равны.

И вправду, манеры, дорогая одежда ничтожны перед истинным талантом: одежда может износиться, манеры могут быть забыты в определенных ситуациях, а талант всегда останется с человеком.

Левша, благодаря своей смекалке и золотым рукам, добравшийся до императора и заграницы, сделался очень несчастным человеком. По сути дела, новое окружение его совсем не понимало. Да и временное повышенное внимание к мужику носит лишь показной характер. Его помыли в бане, переодели и взяли с собой в Лондон. Но он проводит всю дорогу, не съев и куска и поддерживает силы лишь кислянкой Платова. Император публично целует Левшу, но ничего не делает, чтобы сделать его жизнь лучше или хотя бы действительно отблагодарить за совершенное.

В противовес русским, англичане проявляют человеческую заботу о Левше, стремятся создать ему все условия хорошего путешествия. Соотечественники же не видят в мастере человека, который достоин хоть капли уважения; для них он раб, обязанный все это делать. Англичане зовут Левшу к себе, обещая достойную работу и оплату труда. Но несмотря на это, наш мастер грезит лишь Россией, и жаждет поскорее вернуться домой. В свою темную каморку.

Он возвратился в Петербург, в болезненном состоянии, так как всю дорогу пил на спор со шкипером. Однако шкипера по приезду отправляют в больницу, где быстро приводят в чувства, о простой мужик Левша всю ночь перетаскивается с исключительной небрежностью от дверей одной больницы до другой, и, не получив должной помощи, умирает. Человек прославивший свою страну, вместо почета и уважения, получил полное безразличие. Левшу не принимали в больницах, так как у него не было документа и денег.

Но Левша не был душевно сломлен до самой последней минуты своей жизни: его волновало лишь, как успеть передать информацию о том, что англичане не чистят ружья кирпичом, и от этого они служат дольше. Он оказался единственным мудрым человеком с открытой душой, единственным патриотом своей страны среди массы бессердечных людей, потерявших чистоту души в погоне за славой и материальным достатком.

Сказ о Левше, что подковал блоху, стал преданием, а сам Левша - символом безграничного таланта простого русского человека, часто угнетенного и забытого.

Действие рассказа «Левша» происходит в Российской Империи в эпоху правления царей Александра Первого и Николая Павловича. В произведении противопоставляется отношение императоров к Родине и достижениям русского народа. В рассказе автор заметно симпатизирует царю Николаю Павловичу, а также главному герою – тульскому мастеру Левше, взгляды которого сродни императорским. Их объединяет вера в то, что для русского нет ничего невозможного. Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – это возможность понять суть настоящего простого русского человека.

Близость к народу

С главным героем произведения Н.С. Лесков знакомит нас не сразу. В течение нескольких глав создается впечатление, что основным персонажем рассказа является казак Платов. Истинный главный герой появляется как бы невзначай. Пожалуй, автор поступил так намеренно, чтобы подчеркнуть суть характера Левши из рассказа «Левша» – он выходец из народа и сам является его олицетворением, со всей его простотой, наивностью, равнодушием к богатству, великой верой в православие и преданностью Отчизне. С этой же целью автор не дает герою имени. Левша – один из трех тульских мастеров, которым была оказана честь смастерить нечто эдакое, чтобы доказать императору Николаю Павловичу и самоуверенным англичанам, на что способен русский народ.

Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем. Читая, мы не знаем ничего о его возрасте или семье. Перед нами лишь его немногословный портрет: «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Великий талант простого мастера

Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев. Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.

Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера. Народный умелец не хвалился своим достижением и не считал себя героем, а просто добросовестно выполнял поручения государя, а также от всей души старался показать, на что способен русский человек. Когда император Николай понял, в чем заключалась работа мастеров, которую сначала не мог разглядеть даже через свой мелкоскоп, он был удивлен, как они могли ее выполнить без оборудования. На что Левша скромно ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Равнодушие к богатству и комфорту

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы. Одного просил Левша – скорее уехать домой. Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.

Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.

Черты характера Левши

Любовь к Родине и чувство ответственности перед своим государством – основные черты характера Левши. Последней мыслью мастера Левши было желание во что бы то ни стало передать царю, что не нужно чистить ружья кирпичом. Если бы он смог это передать, русское военное дело было бы еще успешнее, но просьба его так и не дошла до государя. Даже умирая, этот простой тульский мастер остался верным своему характеру, главной чертой которого было в первую очередь думать об Отчизне, а не о себе.

В образе Левши Н.С. Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны. Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».

Тест по произведению

Н. С. Лескова считаю первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не с помощью романа, а совокупностью произведений малого жанра - рассказов и повестей. Он писал и о трагической участи талантливых людей из народа, которые из-за невостребованности не смогли принести пользу своей родине и прославить ее. Именно эту проблему затрагивает писатель в сказке «Левша».
У «Левши» Н. С. Лескова удивительная литературная судьба. Появившись в печати, произведение сразу приобрело популярность, а вот критика встретила его неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и «состряпал» из них своего «Левшу».
Между тем «Левша» придуман Лесковым от первого до последнего слова. И все якобы «народные» словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек. Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. Русского мужика называют «молчаливым народом». У Лескова он заговорил.
«Левша» - невеселое повествование, в нем как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью - боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху «без мелкоско- пов», учившиеся «по Псалтырю и Полусоннику». Но... ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует. Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет «без бойла», завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский «секрет», которого не открыли ни цари, ни генералы.
А как встречает его родина? Английского шкипера - теплой постелью, докторской заботой. Левшу - кварталом, потому что нету у него «тугамента». Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, «Левша уже кончался, потому что у него затылок о парапет раскололся». И, умирая, открыл «секрет»: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся! Но не дошел важный «секрет» до государя. А что касается ружей - это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то - резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия. Больно Лескову оттого, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед иностранцами, сказал англичанин: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Ирония и сарказм Лескова горьки. Писатель хочет понять, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется.
И не находит ответа.

Загрузка...
Top