Пергамский алтарь описание. Пергамский алтарь – удивительная история

Тема патриотизма, защиты родной страны или города от захватчиков встречается в произведениях мирового искусства с завидным постоянством. Не является исключением и знаменитый Пергамский алтарь, или Алтарь Зевса, построенный гражданами города Пергам в первой половине II в. до н.э. в честь их победы над галатами (галлами).

Пергамский алтарь - ода мужеству и доблести

Древний город Пергам, ныне находящийся на территории Турции, был столицей Пергамского царства и одним из центров эллинистической культуры. Считается, что именно здесь был изобретен пергамент - основной материал, из которого в Средние века делали книги. От названия города, как вы наверняка заметили, произошло и само слово «пергамент». Пергам стал бы ценной добычей для галатов, объединенного союза кельтских племен, вторгшихся в Малую Азию. Но он ею не стал. Пергамцы под руководством своего царя Аттала Первого победили захватчиков, хоть последние и обладали численным преимуществом. В честь победы горожане воздвигли мраморный алтарь главному олимпийскому богу Зевсу.

город Пергам. Источник: Wikimedia.org

Для тех времен алтарь был чем-то неслыханным, да и в наши дни он тоже весьма впечатляет. Дело в том, что это не просто стол для жертвоприношений, а полноценное архитектурное сооружение. Высокая лестница вела к вытянутым буквой П крытым галереям с ионическими колоннами. Внутри галерей находился алтарный дворик с жертвенником, на крыше стояли статуи, а на стенах дворика помещался малый фриз (горизонтальная декоративная композиция) со сценами мифа о Телефе, сыне Геракла и легендарном основателе Пергама.

Только представьте: сам алтарь достигал 9 м в высоту, а большой фриз, расположенный по периметру цоколя, - 120 м в длину.

Рельефы большого фриза, над которыми трудилась целая группа скульпторов, среди которых Дионисиад, Орест, Менекрат и другие, изображают гигантомахию, то есть битву богов и титанов, и именно они составляют главное украшение алтаря.

Напряженная схватка схлестнувшихся в битве богов и титанов является метафорическим изображением сражения пергамцев с галатами. Конечно, пергамцы ассоциировали себя с одержавшими победу богами-олимпийцами, а кельтские племена - с восставшими против них титанами, сыновьями Земли, у которых было туловище человека и извивающиеся змеи вместо ног. Это, если угодно, борьба культуры и варварства, светлых и темных сил.

Схема алтаря. Источник: wikimedia.org

Композиция символов в убранстве алтаря

Рельефы Пергамского алтаря представляют собой единое целое: перед нами переплетение изгибающихся напряженных тел, между которыми нет больших просветов. Наши глаза блуждают, зачарованные этими перетекающими одно в другое движениями, не в силах остановиться на какой-либо конкретной фигуре - персонажей множество, и неясно, есть ли главенствующий. В Пергамском алтаре всё двигается, дышит и соединяется.

Рассмотрим один из наиболее известных фрагментов. На нем - четыре фигуры: Афина, Гея, Ника и гигант Алкионей. В центре композиции - Афина. Схватив гиганта за волосы, она вершит расправу. Алкионей как будто разрывается между крепко держащей его Афиной, Геей, к которой он тянет руку, и змеем, верным спутником Афины, прочно обвившим тело крылатого гиганта. Алкионей и Гея не могут дотронуться друг до друга - мать не в силах помочь своему сыну, на что намекает парящая Ника, богиня Победы. Эмоциональный и физический драматизм подчеркивается немыслимым изгибом тела гиганта: от крыльев до левой ноги оно образует полукруг. Мышцы его неестественно напряжены, голова в отчаянии запрокинута назад, даже локоны волос извиваются, подобно змеям. Глаза Алкионея подняты к небу, рот приоткрыт как бы для предсмертного вздоха.

Wolfgang Sauber / wikimedia.org

Странствия Пергамского алтаря между Германией и СССР

Кстати, любопытный факт - после того как во Вторую мировую войну советские войска заняли Берлин, они вывезли с собой множество произведений искусства, в том числе и хранящийся там в специально выстроенном для него музее Пергамский алтарь. Он нуждался в реставрации, которая и была великолепно произведена нашими специалистами. Целых тринадцать лет он хранился в Эрмитаже, и лишь в 1958 г. Хрущев по собственному желанию вернул алтарь в Германию.

А перед этим по договоренности с немецкой стороной с произведения был сделан гипсовый слепок, которым мы и сегодня можем полюбоваться в стенах Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в Петербурге.

С тех пор как слепок появился в академии, фрагменты алтаря рисовали бесчисленное количество раз, ведь это входит в программу обучения будущих художников.

Как мы знаем, дома и стены помогают. Пергамцы сумели отстоять свой город, несмотря на огромный численный перевес противников. Сколько раз в истории случалось подобное? Не так уж много, но все же примеров достаточно. Тот, кто защищает свой дом и очаг, имеет превосходство над соперником, как бы силен ни был последний. Думается, что именно эти идеи явились вдохновением, позволившим создать великолепный, полный динамики и драматического пафоса памятник, который не перестает восхищать нас даже спустя две тысячи лет.

Jan Mehlich / wikimedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эстетическая выразительность ансамбля пергамского акрополя строилась на смене архитектурных впечатлений. Уже издали мощно вздымающиеся ярусы архитектурных сооружений, сияние мрамора, блеск позолоты, многочисленные бронзовые скульптуры, игра света и тени создавали яркую впечатляющую картину. Перед зрителем, вступавшим в пределы акрополя, в рассчитанной последовательности развертывались монументальные постройки, обнесенные колоннадами площади, статуи, скульптурные группы, рельефные композиции.

В правление царя Аттала I, одержавшего победу над галатами, площадь у святилища Афины была украшена статуями и группами, прославлявшими эту победу. Самым крупным мастером, работавшим при дворе Аттала во второй половине 3 в. до н. э., был скульптор Эпигон, к оригиналам которого восходят римские копии с отдельных статуй и групп из рассматриваемого комплекса.

2. Эллинистическая архитектура Чрезвычайно характерным произведением эллинистической архитектуры была приенская агора Большая прямоугольная площадь (размером примерно 76x46 м) была с трех сторон окружена непрерывным дорическим портиком С четвертой стороны агора замыкалась двухнефной «священной стоей» Стоя - длинная открытая галерея, колоннада, служившая местом прогулок Сочетание таких галерей, обрамлявших площадь по двум-трем, а изредка и по четырем сторонам, превращало их в характерные для эллинизма перистили Наружная колоннада стои была дорического, внутренняя - ионического ордера

3. Эллинистическая архитектура Более торжественным зданием с развитым внутренним пространством был булевтерий (место заседаний буле - городского совета) в крупном эллинистическом центре - Милете Построенный около 170 г. до н.э., булевтерий представлял собой опыт переработки элементов открытого античного театра Как и в театре, места (числом около 1500), постепенно возвышаясь, располагались по полукругу

4. Булевтерий в Милете Реконструкция Торжественным зданием с развитым внутренним пространством был булевтерий (место заседаний буле - городского совета) в крупном эллинистическом центре - Милете Булевтерий построен около 170 г. до н.э.

5. Пергамский акрополь Наиболее полное представление об ансамбле монументальных сооружений Эллинистического столичного центра дают постройки Пергама Пергамский акрополь - блестящий пример использования естественных природных условий для создания комплекса монументальных архитектурных сооружений Эстетическая выразительность ансамбля пергамского акрополя строилась на смене архитектурных впечатлений Уже издали мощно вздымающиеся ярусы архитектурных сооружений, сияние мрамора, блеск позолоты, многочисленные бронзовые скульптуры, игра света и тени создавали яркую впечатляющую картину

6. План пергамского акрополя

7. Пергамский акрополь Город был расположен у подножья крутого холма На вершине холма и по его склону, спускающемуся к югу, по гигантской лестнице веерообразно раскинутых террас расположился акрополь Самая высокая точка акрополя поднималась на 270 м над уровнем города На вершине холма находились арсенал и казармы - это была цитадель города Несколько ниже арсенала располагались дворцы пергамских царей Ниже, на широкой террасе было воздвигнуто пышное святилище Афины и примыкавшее к нему здание знаменитой Пергамской библиотеки, второй по значению после Александрийской

8. Пергамский акрополь Площадь у святилища Афины была окружена с трех сторон двухъярусными мраморными портиками стройных, изящных пропорций Колонны нижнего яруса были дорического ордера, верхнего яруса - ионического Балюстрада между колоннами верхнего яруса была украшена рельефами с изображениями трофеев Затем следовала терраса с алтарем Зевса Еще ниже, у самого города, была распланирована агора На западном склоне находился театр на 14 тыс. мест

1.Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. до н.

2.Борьба Афины с гигантом. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. до н. э.

9. Пергамский алтарь Зевса – великий памятник эллинизма Пергамская школа тяготела к патетике и драматизму, продолжая традиции Скопаса Широко использовали мифологические сюжеты Грандиозный мраморный фриз запечатлел трагические сцены войны Пергама с галлами Отличительная черта античного искусства – синтез – характерна Пергамскому алтарю

10. Пергамский алтарь Зевса Алтарь Зевса, сооруженный при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами, - один из главных памятников пергамского акрополя На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь С одной стороны цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера

11. Пергамский алтарь Зевса Портик был украшен статуями Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза В борьбе участвуют не только главные, олимпийские божества, но и многочисленные божества воды и земли и небесные светила Им противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом



Необычайно крупные для античного рельефа масштабы изображения (длина фриза-около 130 м, высота-2,30 м), выполненные в горельефной технике, почти отделенные от фона, переплетающиеся в смертельной схватке, мощные фигуры богов и гигантов, пафос борьбы, триумф и воодушевление победителей, муки побежденных - все призвано для воплощения драматической битвы. В пергамском фризе нашла наиболее полное отражение одна из существенных сторон эллинистического искусства - особая грандиозность образов, их сверхчеловеческая сила, преувеличенность эмоций, бурная динамика. Искусство эллинизма не знает более яркого воплощения темы титанической борьбы, чем изображениесхватки Зевса с тремя гигантами . Столь же драматичен эпизод битвы с участием Афины . Схватив за волосы прекрасного крылатого гиганта Алкионея, богиня повергает его на землю; змея Афины впивается в его грудь. Тело гиганта напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, широко раскрытые, глубоко посаженные глаза полны страдания.

скульптура.эпоха эллинизма создала произведения, которые, в нашем представлении, синтезируют высшие достижения античной пластики, являются ее недо-сягаемыми образцами -- Афродита Мелосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Эти прослав-ленные скульптуры были созданы в эллинистическую эпоху. Их авторы, о которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле класси-ческой традиции, развивая ее поисти-не творчески.Среди скульпторов данной эпохи можно отметить имена следующих: Аполлоний, Тавриск («Фарнезский бык»), Атенодор, Полидор, Агесандр («Афродита Мелосская», «Лаокоон»).

1.Афродита Мелосская, 2.Ника Самофракийская 3.Агесандр, Афинодор, Полидор. "Лаокоон"Около 25 г. до н. э. Рим

Среди отдельных жанров скульптуры наибольшее развитие в эллинистическом искусстве получила монументальная пластика, бывшая необходимым элементом архитектурных ансамблей и ярко воплотившая важнейшие черты эпохи. Кроме колоссальных статуй для монументальной скульптуры эллинизма характерны многофигурные группы и огромные рельефные композиции (оба эти вида скульптуры наиболее широко были применены в ансамбле пергамского акрополя). Наряду с мифологической тематикой в эллинистической монументальной пластике встречается и историческая тематика (например, эпизоды битвы пергамцев с галлами в групповых композициях того же пергамского акрополя).

В эллинистическом искусстве произошло как бы расщепление целостного образа человека: с одной стороны, воплощаются в преувеличенно монументализированных формах его героические качества; с другой стороны, своеобразную противоположность им составляют образы лирически интимного или буднично-повседневного характера.

From http://files.vau-max.de/images/2009/07/dbaf1d968b500364ab1ee7e6c1f11da6.jpg


Щусев А.В. Проект временного мавзолея на могиле Владимира Ильича Ленина. // Строительная промышленность. М., 1924. N4, с. 235.

Мавзолей, хотя и деревянный, временного характера, но, предназначенный для могилы Ленина на Красной площади,- потребовал для своей композиции напряженного внимания, как со стороны типа, так и со стороны формы сооружения небольшого размера, стоящего на большой площади пред могучей исторической Кремлевской стеной.
Если начать мыслить исторически, то примеры монументальных сооружений памятников и алтарей у больших стен и башен городских или крепостных сооружений существовали еще в древнейшие времена античного мира. Начнем хотя бы со знаменитого, находящегося ныне в Берлинском музее, Бергамского [Пергамского] алтаря Зевсу с барельефами битвы богов с титанами. Этот алтарь по раскопкам Шлимана найден у стены троянского замка. Он низок и плосок, но, как изящный контраст, приковывает внимание и, не конкурируя со стеной, не пропадает и сам .
From http://www.digital-images.net/Images/Rome/Pyramid_ofCestius_6832M.jpg

Другой пример - пирамида Цестия в Риме у porta St. Раоlо - несмотря на миниатюрный масштаб в отношении стен, выделяется четкостью своей пирамидальной формы. Тоже мы видим и на знаменитой римской via Аррiа, где целые группы мелких памятников были увязаны с гигантскими массивами стен.


From http://www.veneziatiamo.eu/pictures/LoggettadelSansovino_SANMARCO_02.jpg

Из примеров Ренессанса мы видим Logett"у Sansovino в Венеции у колокольни св. Марка,- маленькое изящное сооружение, стоящее у подножия величественной колокольни и также играющее контрастом. Но это прошлое,- настоящее обязывает к новому, но прошлое нас все-таки учит...
Дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию - это была задача настоящего мавзолея. Общая форма была принята, как форма усеченной пирамиды, верх которой, в виде гробовой крышки, приподнят на небольших деревянных стойках черного цвета. Этот мотив дает завершение объему всего сооружения, аллегорически выражая идею увенчания в виде колоннады.
Такой верх покоится на ступенчатом сооружении, переходящем в куб, охватывающий склеп, к которому опускаются по лестницам, что и выражается формами пристроек и куда ведет средняя дверь.
Фасад охвачен двумя трибунами - это могила народного трибуна. Спокойная простая надпись „Ленин" указывает, кто здесь погребен. Пропорции и деления частей проекта разбиты по фигуре так называемого египетского треугольника с отношениями сторон 3X4Х5.
Обшивка досками взята вертикальная, уступчатая; скрепление специальными массивными гвоздями. Крыши медные, покрытие ступеней крьш - также. Окраска - легкий серый тон олифы для предохранения от порчи дерева; тяги, двери и колонны черного дуба.
Вокруг памятника несколько газонов, завязывающих его с общим кладбищем.
Срок окончания постройки 15-го апреля с.г.


Астафьева-Длугач М.И. Рассказы об архитектуре Москвы. М., 1997. с. 58-59

{с. 58}
[Из рассказа акад. А.В. Щусева студентам Московского архитектурного института в 1946 г. РГАЛИ, ф. 2466, оп. 1, д. 10, л. 2 - 12об.]

From http://arx.novosibdom.ru/story/sov_arx/sovarch_051_01.jpg

Была поставлена такая задача, что неизвестно - мавзолей должен быть временным или постоянным... Когда Ленин скончался, и его тело лежало еще в Доме Союзов, Политбюро собралось тут же в кабинете, и около 12 часов ночи за мной приехала машина, чтобы я немедленно ехал на заседание. Я приехал и тоже сел за круглый стол. Сидящие здесь, некоторые меня знали, некоторые не знали. И вот, говорят, что нужно сделать мавзолей, чтобы к телу Ленина можно было подойти и выйти другим входом. Может быть, это будет мавзолей постоянный, а может быть, мы тело потом сожжем . Мне сказали, что проект нужно сделать в одну ночь... Мне сказали: мы вам дадим инструмент, поезжайте и работайте. Я пригласил к себе покойного Л.А. Веснина. Была зима, земля была мерзлая, попробовали произвести взрывные работы. И вот я начал проектировать. Даю такой зал, где стоит гроб. Вы обходите его и выходите в другую дверь. Для венков нужно было сделать арки. Я все сделал. Настала весна. Меня опять вызвали и сказали, что много народу ходит смотреть на Ленина, и мы хотим сделать постоянный мавзолей...
Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженного. Мне говорят, что я должен дать мавзолей выше Василия {с. 59} Блаженного. Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так . Некоторые говорили, что это не годится, а кое-кто соглашался со мной. Маяковский тогда обрушился на меня и говорил, что нужно поставить что-то вроде фабрики Моссельпрома. Я обиделся, жаловался правительству, что мне мешают работать и просил, чтобы перестали писать обо мне в газетах. Сделал я деревянное сооружение. Объявили конкурс. Представили проекты. Я их не видел. Прошло пять лет, и мне говорят, что мой мавзолей стал известен всему миру. И предлагают сделать его в граните, и что этот мавзолей должен быть трибуной, где стоят вожди и встречают демонстрации...
Такова идея моего мышления. Жизнь эту идею оправдала. И она дает как бы правильный образ, может быть, кто-нибудь мог предложить и другую идею, но я так решил, что это образ простой, массивный и живой.


From http://www.alyoshin.ru/Photo/afanasyev/afanasyev_shchusev_79.jpg
From http://imgv2-1.scribdassets.com/img/word_document/36153255/255x300/d176d6b571/1341961861

На самом деле, Вурмбранд достаточно плодовитый автор. В его книге Marx, Prophet of Darkness: Communism"s Hidden Forces Revealed (1-е изд. 1983 г., 2-е, дополн. 1986 г.), с. 96-97:


Svenska Dagbladet (Stockholm) for 27 January 1948, reveals that:
1) The Soviet Army after the conquest of Berlin, carried off the Pergamos altar from Germany to Moscow. This tremendous structure measures 127 feet long by 120 feet wide by 40 feet high. (...)
2) The architect Stjusev, who built Lenin"s mausoleum, used this altar of Satan as a model for the mausoleum in 1924.
В немецком переводе этой же книги Das andere Gesicht des Karl Marx (7-е изд., 1987. с. 107; 1-е изд. 1975 г.) указано также:
Stjusew erhielt damals die otwendigen Informationen von Frederik Poulsen, einer autoritat in archaologischen Kreisen.
Тем не менее, в библиографии Вурмбранд дает ссылку на Svenska Dagbladet не от 27-го, а от 17 января 1948, название статьи (в английском переводе) An Unforgettable Night, (в немецком переводе) Eine unvergeßliche Nacht – т.е. по-русски Незабываемая ночь.

Как бы там ни было, Щусев совершенно однозначно указал прототип первого деревянного мавзолея Ленина – Пергамский алтарь.
В этой связи возникают несколько вопросов:
– какую реконструкцию Пергамского алтаря он видел, и где; на мой взгляд, первый деревянный мавзолей Щусева и его эскизы не вполне походит на современную реконструкцию Пергамского алтаря;
– почему Щусев упомянул датского археолога Фредерика Поульсена (Frederik Poulsen) – тот, хотя и упоминал в своей книге Der Orient und die fruhgriechische Kunst о Пергамском алтаре, но сам был специалистом по этрусскому искусству;
– почему Щусев пишет о Пергамском алтаре как найденном Шлиманом у стен Трои. На самом деле, раскопки в Пергаме производил археолог Карл Хуман .
Также, было бы замечательно, если бы кто-то из читателей нашел возможность сделать фото реконструкции Вавилонской башни, предложенной Теодором Домбартом в его книге Zikkurrat und Pyramide .

Но он еще далек от истины, и только профессору Кольдевею, на основании тщательного анализа таблицы Анубелшуну и собственных раскопок в Вавилоне, обнаруживших сохранившиеся остатки основания башни и начало грандиозных лестниц, удалось дать полную и точную картину устройства Вавилонской башни, циккурата Этеменанки [см. перспективный вид Вавилонской башни, нарисованный проф. Кольдевеем, фиг. 65 на с. 61].

labas смог раздобыть книгу Георгия Марченко «Карл Маркс» (на русском языке, изд. около 1976 согласно библиотечной отметке), в которой на с. 77-78 упоминается интервью Щусева (познания Марченко в истории оставляют желать лучшего, но здесь я без комментариев процитирую его):

{с. 77} (...)
И еще несколько последних слов. Самое важное я оставил на конец.
Иисус обратил к Пергамской церкви (Пергам - город в Малой Азии) весьма загадочные слова: «Знаю твои дела и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр., 2, 13). По-видимому, Пергам был сердцем сатанинского культа в те давние времена. В наше время Бедекер - самый известный путеводитель для туристов - в книжке, посвященной Берлину, упоминает, что с 1944 года в одном из берлинских музеев находится Пергамский алтарь. Его раскопали немецкие археологи. Он был перемещен в центр нацистской Германии во время сатанинского царства Гитлера.
Но на этом история престола сатаны не кончается. Шведская газета «Свенска Дагбладет» 27 января 1948 года сообщила следующее:
1. Советская Армия, после взятия Берлина, переместила первоначальный престол сатаны в Москву. (Странно, что долгое время Пергамский алтарь не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву? Я упоминал уже выше, что некоторые высшие чины советской иерархии практикуют сатанинские ритуалы. Возможно, они хотели {с. 78} сохранить Пергамский алтарь для своего личного использования? Здесь много невыясненного. Даже фрагменты археологического памятника столь драгоценного обычно не исчезают бесследно, ибо составляют гордость музея, который хранит их).
2. Архитектор Щусев, построивший мавзолей Ленина, взял за основу этого надгробного памятника - Пергамский алтарь. Известно, что Щусев получил тогда всю необходимую информацию от Фредерика Поульсена - признанного авторитета в археологии.

За всю историю накопились тысячи тайн, которые окружали и поныне это делают большинство греческих островов и материковую часть Греции. Одни из них раскрыты, а другие так и манят историков и археологов, простых обывателей, которым интересно ворошить прошлое.

Все началось много веков тому назад, когда кельтские племена вторглись из Европы в малую Азию. Очередной жертвой стало небольшое богатое государство Пергам. Много дней и ночей пергамская армия держала оборону. Это у них получилось, войска под руководством Аттала I наголову разгромили галатов.

В честь великой победы жители города Пергама возвели алтарь Зевса, по обе стороны от которого были рельефы с изображением богов и гигантов, между которыми случилась битва. Это изображение стало символом мужества и великой веры в победу. Алтарь стал символом торжества справедливости, борьбы добра и зла, великого разума и грубой силы, напоминание потомкам о том, как их предки боролись с галатами за независимость их страны.

В центре алтаря возвышалась фигура Зевса. В ней было все — величие и сила, воинственная страсть и почти животная сила в борьбе с гигантами. Возле Зевса стоит Афина, рядом сражается бог солнца Гелиос и его верный друг и помощник Геракл.

Шло время, в начале I века до н. э. Пергам завоевали римляне и вывезли из этой страны много скульптур, но город продолжал развиваться до тех пор, пока не пал под натиском арабов. После разрушение продолжали византийские захватчики, потом турки, которые превратили город в руины.

В древности вокруг Пергамского алтаря распространялась дурная слава, а в XIV веке после Четвёртого Крестового похода Пергамский алтарь по преданиям был объектом поклонения языческих сект и на нем совершались жертвоприношения.

Новая информация об алтаре появилась в 1864 году, когда во время строительства дороги немецкий инженер Карл Хуманн на восточной окраине города нашел две крепостные стены и от рабочих узнал о проклятиях богов, настигающих всех, кто пытается нарушить покой духов.

Одни считали, что в горе живут дьяволы и охраняют древние камни. Другие твердили, что языческие дьяволы по ночам выходят наружу и содрогаются в пляске. Третьи считали гору волшебной, а по преданию в ней прятались боги древней языческой страны. Полученная информация давала понять, что здесь когда-то был древний город, о котором все забыли, и пришло время о нем вспомнить.

Оказалось, что холм скрывает древний Пергам и знаменитый алтарь. Восстановительные работы позволили открыть миру фризы и колонны алтаря Зевса.

    Компьютер в Древней Греции

    Компьютеры вошли в жизнь человека сравнительно недавно, однако у современных ученых есть все основания утверждать, что первый прототип современного компьютера появился еще в Древней Греции. Если сравнить его достаточно подробно с современным ПК, то сходств мы почти не найдем, однако его смело можно назвать прародителем калькулятора, ведь отсутствие программного ввода – это главное, что делает не похожим его на современные цифровые устройства.

    Об этом городе древнейшей цивилизации греков известно больше по преданиям Гомера. Он упоминает об этом полисе в своей «Иллиаде». Впрочем, и археологические раскопки подтверждают существование некогда могущественного города-государства на территории Греции. Однако, некоторые источники опровергают эти утверждения. Официально известно, что Троя (Илион) была небольшим поселением на территории Малой Азии. Она раскинулась на побережье Эгейского моря, на полуострове Троада. От нее было рукой подать до пролива Дарданеллы. Ныне это турецкая провинция Чанаккале.

    Острова Греции, какой же выбрать?

    В Греции насчитывается более 2 тыс. островов. Живописные скалы, экзотические гроты - дают широкие возможности для отдыха и туризма. Путешествуя по Криту, нельзя не заглянуть на пляж Элафониси, с розовым песком. Именно, здесь сливаются воды трех морей: Эгейского, Ливийского и Ионического. Теплая вода в первом, холодная - во втором, а в третьем… Приезжайте - узнаете. Говорят, что в Греции есть все! Почти 300 солнечных дней в году, 4 моря, множество островов. Да, в Греции есть всё, что нужно туристу.

    Некрасивые звёзды. Георгия Василиаду.

    Поездка в Грецию - как ее сделать максимально безопасной.

    Греция считается одной из самых безопасных европейских стран. Она имеет заслуженную репутацию «самой честной» страны Европейского союза, а уровень преступности в Греции очень низкий. Очень редки серьезные преступления, в особенности грабежи и воровство. Обычное дело, которому никто не удивляется, это ситуации почти 100 %-ного возврата забытой в общественном месте вещи. Например, вы забыли бумажник или кошелек в кафе, а через сутки вернулись, а он лежит на том же самом месте или же у хозяина в кафе в отдельном подписанном пакетике.

Алтарь Зевса в Пергаме - одно из самых замечательных творений эллинистического периода.

Грандиозный мраморный алтарь, посвященный Зевсу и Афине, был построен в царствование Евмена II в знак благодарности богам за оказанную помощь пергамцам в тяжких битвах с галатами, соседними малоазийскими племенами.

Это сооружение находилось на особой террасе южного склона горы акрополя, ниже святилища Афины. Верхний ярус был обнесен стройной колоннадой, внутри которой находился алтарный дворик, а в нем - алтарь для жертвоприношений. Здание алтаря размерами 36 Ч 34 м покоилось на четырехступенчатом основании и достигало около 9 м высоты. Рельефный фриз высотою в 2,30 м и длиною в 120 м покрывал высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы.Сюжетом для изображений на фризе послужила традиционная тема греческого классического искусства - сражение богов с гигантами (гигантомахия). Небольшой мраморный фриз на внутренних стенах алтарного дворика был посвящен жизни и деяниям Телефа - легендарного основателя Пергама. Пергамские властители почитали его как своего родоначальника.

Алтарь в целом представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы. Фигуры богов и гигантов представлены во всю высоту фриза, в полтора раза превышающую человеческий рост.

Легенда рассказывает, как гиганты, сыновья богини земли Геи, решились однажды напасть на Олимп и свергнуть власть богов.

Расположение богов на фризе должно было подчиняться определенному генеалогическому принципу, поэтому следующей фигурой за Зевсом в иерархии богов помещалась Афина, его дочь. Надпись на карнизе сообщает нам ее имя

Большой фриз Пергамского алтаря поражает не только грандиозным масштабом и колоссальным количеством действующих лиц, но и совершенно особенным композиционным приемом. Предельно плотное заполнение поверхности фриза горельефными изображениями, почти не оставляющими свободного фона, является примечательностью скульптурной композиции Пергамского алтаря.

Вопрос № 33 Храмы Древнего Рима
Количество храмов в республиканский период говорит о том, что римляне были глубоко религиозным народом. В каждой части города можно было увидеть несколько крупных храмовых построек. Причем храмов в то время было значительно больше, чем светских зданий. Скорее всего, вслед за этрусками римляне воспринимали свой город как священное место. Храмы Древнего Рима были разнородными по происхождению и представленным в них культам. Римский пантеон имеет много аналогов среди греческих богов и богинь, но есть у него и собственные божества. Религиозность римлян выражалась в том, что каждое жизненное событие было связано с определенным богом или духом. Среди богов главных было три: Юпитер (аналог Зевса), Марс (бог войны, Арес) и Квирин (бог царской власти). Эта триада отразилась в принципе трехчленности распределения гражданских функций Рима - религиозно-жреческой, военной и хозяйственной.

Наиболее древним типом римского храма является тот, который описан Витрувием под названием Тосканского. Ордер этого храма происходит от дорийского и переносит нас в эпоху, когда антаблементом служил только архитрав, увенчанный выступающей кровлей.
Что касается плана, то он отличается всеми особенностями расположения греческого архаического храма. Пронаос имеет двойной ряд колонн, причем сходство еще усугубляется тем, что украшения из терракоты играют здесь такую же роль, как и в примитивном дорийском стиле. Целла обычно разделена на несколько частей. К этому типу принадлежит храм Юпитера Капитолийского , описание которого нам оставил Дионисий Галикарнасский.

Остальные римские храмы являются только немного видоизмененными греческими храмами. В консульскую эпоху для украшения храмов допускались три ордера: дорийский, как например в храме Благочестия , ионийский - в храме Фортуны Вирилис и коринфский, который употреблялся греками, по-видимому, только внутри храмов и который становится в Риме в эпоху империи почти обязательным ордером для фасадов. Приводить примеры коринфских храмов значило бы перечислить все сооружения этого рода, построенные от времен Тиберия до эпохи Диоклетиана. Римские здания отличаются от современных им греческих, во-первых, глубиной портика перед целлой, во-вторых - вертикальным основанием с широким перроном спереди. Греки окружали площадку своих храмов рядом ступеней; вертикальное основание является у них исключением; в римской архитектуре оно становится правилом. Пример римского храма в Галлии: мы видим тут и глубину портика, и высокий цоколь колоннады. Греки придавали иногда своим храмам круглую форму; эта форма становится частой у римлян. Она встречается не только в Тиволи, но и в других храмах Рима: например в храме Весты и еще одном храме, открытом на развалинах форума; ее же мы находим и в Пуццолах. Самый большой храм Рима - Пантеон - имеет круглую целлу, покрытую куполом более 43 м диаметром.Ротонда Пантеона долго считалась созданием Агриппы. Открытия Шедан позволяют теперь датировать каждую отдельную его часть: круглая целла - не древнее эпохи Антонинов, а Пантеон во времена Агриппы представлял собой десятиколонное здание. Число колонн портика было сокращено до восьми, когда его переделали во фронтон ротонды, перед которой он стоит и до сих пор.Независимо от данных, полученных при исследовании фундамента сооружения, об этом изменении свидетельствует одна существенная подробность: отлогий карниз, задуманный для фронтона с менее покатым уклоном, был переделан, модильоны, имевшие отвесную боковую поверхность, получили легкий наклон. Приведенная подробность достаточно подтверждает, даже за неимением других доказательств, факт изменения плана.

Круглая целла в Тиволи была сводчатой и освещалась окнами, что является почти единственным примером такого рода конструкции. Храм Венеры и Ромы представляет собой один из немногих храмов с удлиненной целлой, в котором применен свод.

Вопрос № 34 Общественные сооружения Древнего Рима
Крупными общественными сооружениями в республиканском Риме были базилики - большие просторные здания, в которых оглашались постановления, заседали суды, заключались всевозможные сделки. Внутреннее пространство базилики представляло собой большой прямоугольный зал, разделенный рядами колонн на несколько продольных помещений, преимущественно на три или четыре. Незначительные руины сохранились только от базилики, построенной на Форуме в 179 г. до н. э. Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором (впоследствии ее реставрировали другие представители рода Эмилиев).

С середины 70-х гг. I в. до н. э. Рим стал застраиваться богатыми и нарядными зданиями; к середине I в. до н. э. в нем насчитывалось уже более сотни дворцов.
Довольно поздно в Риме стали строить постоянные театры. Объясняется это тем, что римляне долгое время оставались людьми с невысоким интеллектом, хотя они почти все были грамотными. Даже во второй половине I в. до н. э., в период расцвета римской литературы, еще крепко держалось сознание, что интеллект присущ другим народам в большей степени, чем римлянам.
Во II в. до н. э. в Риме начали строить театр из камня, но работу прекратили, ибо ретрограды решили, что дело это ненужное и даже вредное.
Первый каменный театр в Риме появился только в середине I в. до н. э., когда культурный уровень его жителей значительно поднялся, а аристократы-консерваторы утратили былую мощь. Театр был построен на Марсовом поле на средства знаменитого полководца и крупного государственного деятеля Гнея Помпея и назывался его именем.
В отличие от греческого театра, где места. для зрителей располагались на естественном склоне холма, театр Помпея целиком помещался на искусственных субструкциях; он вмещал 17000 зрителей. Этот театр не сохранился, известно только место, где он находился (недалеко от храмов на Ларго Арджентина).
Помимо вышеперечисленных сооружений в республиканском Риме имелись погребальные.постройки: мавзолеи и колумбарии.
Вопрос 35. Древнеримские фрески Древнего Рима.

Фреска (от итал. fresco - свежий). Живопись по сырой штукатурке. Очень долговечна. Краска впитывается в штукатурку, а известь, содержащаяся в штукатурке при высыхании образует прозрачную кальциевую пленку. Как бы каменеет – отсюда долговечность. . В Древнем Риме мозаика и фреска были распространены исключительно широко, в том числе - в оформлении частных жилищ.
Некоторые из настенных росписей сохранились, как ни странно, благодаря одной из самых страшных и крупных катастроф, случившейся в Римской империи. Во время сильного извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум и Стабии были полностью засыпаны пеплом. Под метровыми слоями лавы, вулканических пород и пепла сохранились не только дома, но и настенные росписи на виллах состоятельных людей.
Росписи в основном в технике фрески, но иногда писали и восковыми красками.

Четыре стиля древнеримской росписи.
се они имеют общее название – помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии.

Итак, мы имеем 4 помпейских стиля (системы – так называют стили в Европе):

Инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)

Архитектурный (или перспективный) (с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.)

Орнаментальный или стиль канделябров (с 15 года н.э.)

Декоративный или иллюзорный (развивался почти параллельно со стилем канделябров).

Первый помпейский стиль - Инкрустационный (эпоха Римской республики)

Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука.

Вот пример реконструкции Фрески из Дома Sallustio

Загрузка...
Top