Организационное собрание участников сборов. Коммунарские сборы в школе

Коммунарский сбор «ФЕСТИВАЛЬ НАУК»

Цель: повышение познавательного интереса учащихся к предметам.
Задачи:
- сохранение традиций, популяризация детской организации в школе;
- cовершенствование работы по методике воспитания учащихся на основе коллективной творческой деятельности;
- способствовать развитию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Этапы сбора:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
За две недели до коммунарского сбора приглашаются командиры классов. Им предлагается ромашка, на лепестках которой написаны науки: литература, русский язык, физкультура, математика, география, биология и история. Задание: презентовать свою науку(творческий номер, песня, сценка и т.д)
II. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ
Вед.1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на очередном сборе детской организации «БРИГАНТИНА». Сегодняшний наш праздник посвящен Дню рождения нашей Республики. Ей исполняется 23 года!
Вед2: Внимание!Внимание! Внимание! На вынос флага РФ в честь открытия коммунарского сбора стоять смирно! Флаг внести!(звучит гимн). Вольно!
Вед1: Сегодня мы проводим коммунарский сбор под названием «ФЕСТИВАЛЬ НАУК». А девиз у нас таков: «Знание - сила!!!»
Сегодня вам предстоит проявить свои знания, творчество, фантазию, и конечно же, сплоченность ваших коллективов. А следить за всем происходящим будет наша судейская коллегия(представление состава жюри)
Вед2: В этом учебном году ряды жителей республики Бригантина пополнились пятиклассниками. Поздравляем ребят с этим знаменательным событием и приглашаем для произношения клятвы. Вместе повторяем за мной:
. Мы, молодое поколение, всегда будем верны нашей малой родине и направим все свои знания и умения на её развитие!
. Добровольно принимать участие в общественных делах; быть готовым к коллективным действиям и практическому решению совместных проблем;
. Быть всегда доброжелательным, добрым и честным. Помнить, что добро, сделанное нами, всегда вернется к нам многократно увеличенным;
. Быть надежным товарищем, уважать старших, заботиться о младших, всегда поступать по совести и чести.
Вед2: Начинаем представление городов(название, девиз, речевка).
Вед 1: Неотъемлемой частью коммунарского сбора является Орлятский круг. И сейчас мы вас попросим встать в круг, положить руки на плечи своему соседу и спеть песню «Ты да я да мы с тобой».
После представления команд все направляются в актовый зал.

Все команды традиционно поют гимн республики «Бригантина» - Бригантинцы мы!
Наш девиз:
Будет трудно - держись!
Будет больно - не плачь!
Будет ветер - не гнись!
Глаз в ладони не прячь!
Если грозы - смотри!
Если слёзы - сотри!
Если страшно - держись
Помни, жизнь - это жизнь!

Торжественная часть начинается с исполнения гимна «Бригантинцы мы»

(звучит торжественная музыка и выходят два ведущих)

1 ведущий: Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.

2 ведущий - Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.

1 ведущий - Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

2 ведущий - Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
Наукам - громкое “Ура”!

1 ведущий:
Отчего сегодня в школе
Очень суетливо вдруг?

2 ведущий:
Потому что мы сегодня
Отмечаем Фестиваль Наук!

1 ведущий:
Без наук мы никуда,
Ни туда и ни сюда.

2 ведущий:
Чтобы стать геологом, врачом иль космонавтом
С детских лет науки нужно изучать нам.

1 ведущий:
Законы физики, таблицу умножения,
Литературу, биологию сегодня учим мы.

2 ведущий:
И знаем точно, что науки эти
Нам всем и каждому нужны!

1 и 2 ведущие:
Что ж, науки, встаньте в ряд -
Начинаем наш парад!

Звучит музыка, по очереди выходят науки(плакаты с изображением наук)
1вед: Чтоб нести в народ культуру,
Надо знать литературу.
Книги мудрые читать,
Мир духовный развивать.

2 вед: Знай историю, мой друг,
Она - наука всех наук.
Чтобы будущее знать,
Надо в прошлом побывать.

1 вед: Города, пустыни, страны,
Реки, горы, океаны -
Все узнаешь не спеша,
С географией дружа.

2 вед: Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься
Надо всем, ребята, нам!

1 вед: Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

2 вед: Русский язык нам всем понятен.
Красив, величествен и ясен.
На нём мы мысли выражаем
И говорим, и пишем, и читаем.
В нём есть и птичьи голоса,
Любви и счастья чудеса.
Дремучие леса, бескрайние поля
И краски осени, и свежесть января.
На свете нет другого, такого нам родного.
Ты благороден, ты велик,
Любимый русский наш язык!

1 вед: У людей с природой связан
Каждый шаг и каждый миг.
Биологию знать обязан
Каждый в мире ученик.

2 вед: Уважаемые науки, просим Вас занять свои места(ребята разносят плакаты с науками за столики)

(выбегают и дерутся Неумехи 1 и 2)
1 вед: Кто вы такие?

Неумехи 1 и 2: Мы - ученики волшебной школы. Вот как надо учиться!

Неумеха 1:
Если хочешь чтоб тебя
В школе все зауважали,
Ты учись на «три» и «два»,
На уроке не пиши,
Не решай, а балуйся.
Ты кричи на переменах,
Прыгай, топай, кувыркайся,
Чтоб внизу, как серпантин,
Штукатурка осыпалась.

Неумеха 2:
Подбегай к девчонкам сзади.
Сильно дёргай за косички.
Попадётся вдруг учитель -
Ты толкни его под локоть.
И директора не бойся -
Пусть тебя он сам боится!

Неумеха 1:
На уроке так ты крикни,
Чтоб учитель аж подпрыгнул,
Чтоб очки упали с носа
И колени задрожали.
Вот тогда тебя заметят,
Пропесочат на собранье.
Отругают на линейке.
Настрочат записку маме.

Неумеха 2:
Может, папе на работу позвонят.
Может, даже соберутся педагоги
На свой важный педсовет,
Одному тебе вопросы они будут задавать.
Сразу станешь знаменитым,
Популярным на всю школу!
Вот какой тебе почёт!

2 вед:
Всё внимательно прослушали?
Сделайте всё наоборот!

Неумехи 1 и 2:
Мы - самые умные в этой школе!!!
1 вед:
А сейчас мы это проверим. Ответьте ка нам, умники, вот на такие вопросы:
1) по астрономии - Думаю, вы знакомы со словосочетанием «знаки зодиака». А что же означает в переводе с греческого «зодиак»? («пояс зверей»)
Неумехи 1 и 2: Не знаем.

2) по русскому языку - Закончи пословицу или поговорку.
Одна голова хорошо, а
Неумехи 1 и 2: а наша лучше
3) по математике - Прибор для измерения углов? (транспортир)
Неумехи 1 и 2: глазомер
Утверждение, требующее доказательства (теорема)
Неумехи 1 и 2: вопрос

2 вед: И никакие вы не умники! Вы ребятки - недоучки! (звучит песня Инна Генрих «Волшебник - недоучка»). А сегодня в нашем зале собрались ребята умные, активные, стремящиеся к победе!

1 вед: Уважаемые Бригантинцы! Из ваших отчетов видно, как много проводите вы полезных и интересных дел, участвуете в конкурсах, олимпиадах и добиваетесь хороших результатов. В 1 четверти прошли осенние праздники, к подготовке которых вы и ваши классные руководители отнеслись творчески и ответственно. И сейчас мы хотим наградить вас за ваши старания.
(Награждение учащихся за победу в различных конкурсах и проведение осенних праздников)
1 Ведущий:Ну, вроде, всех наградили, пора начинать 2 этап нашего сбора.
Поскольку наш Фестиваль наук будет проходить в форме соревнования команд, давайте с вами вспомним правила поведения в командной игре:
. Умейте слушать и слышать! Говорить по одному! Не перебивать друг друга!
. Уважение к жюри: с жюри не спорят!
. Нет критике!
. Регламент времени. Решение задания только в отведенное время.
. Умение точно отвечать на вопросы
. Правило поднятой руки. Отвечай только за свою команду. Если ответил за другую команду, ей балл засчитывается, а вашей команде снимается.
. Не говори то, что уже было сказано.

2 ведущий: Наша программа будет состоять из нескольких конкурсов. Для этого приглашена судейская коллегия. Просим любить и жаловать!
1 ведущий: 1 конкурс называется « ПРИВЕТСТВИЕ». Вам нужно в течение 10 минут придумать название команды, эмблему и девиз, соответствующие теме нашего сбора (каждая команда придумывает название, относящееся к своей науке). (Время на подготовку 10 мин. Оценка за конкурс 5 баллов).
Жюри оценят первый конкурс (по очереди называются команды и им выставляются баллы)
2 ведущий: 2 конкурс: Придумать или вспомнить пословицы о своих науках. Если вы не помните пословицы о своей науке, тогда проявите весь свой энтузиазм и придумайте свою пословицу (отведенное время 5 мин. Оценка за конкурс 5 баллов)
1 ведущий: 3 конкурс: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». В инсценированной форме представить свою науку (командиры команд вытягивают лепесток из ромашки с номером очередности). (Оценка за конкурс 5 баллов)

ФИЗМИНУТКА. «Фиксики»

2 ведущий: Следующий конкурс называется «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (каждой команде задается по 10 вопросов, времени на раздумье нет, ответ-вопрос, за каждый правильный ответ - балл. Время на вопросы 1 мин))….Ведущий по очереди задает вопросы командам:
Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать подумав прежде о подвохе, который обязательно скрывается в каждом из этих вопросов.

География:
1. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"?(Австралия)
2. Что занимает ровно половину любого острова?(Ров)
3. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане?(Р)
4. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)
5. Как называется кратчайшая линия на глобусе между двумя точками? (Меридиан)
6. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? (Евразия.)
7. Какая река "при тихой погоде" чудилась Н.В. Гоголю "вылитой из стекла"?(Днепр.)
8. Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?(Лукоморье)
9. Какой континент не имеет рек? (Антарктида)
10. Моря есть - плавать нельзя, дороги есть - ходить нельзя. Что это?(географическая карта)
1 ведущий: История:
1. Статуя, изображающая льва с головой человека (Сфинкс).
2. Знатные люди, царские чиновники (Вельможи).
3. Как называлась старинная русская мера счёта, равная числу 12? (Дюжина.)
4. Сопровождающий ребёнка раб (Педагог).
5. Столица первого русского княжества(Киев)
6. Праздник проводов русской зимы.(Масленица)
7. От какого слова произошло слово «копейка»? (От слова копье.)
8. Какой город назван в честь большой птицы? (Орел)
9. Античный герой, доживший до наших времён в виде каши?(Геркулес)
10. Именно это Робинзон Крузо назвал «ненужным хламом».(библия)
2 ведущий:Физкультура
1. Спортсмен, который ходит сидя. (Шахматист).
2. Как называется шест с лопастью для гребли? (Весло)
3. Какой вид спорта самый многочисленный?(Волейбол).
4. Лучшая тяжесть для любителей утренней зарядки (гантели)
5. "Бородатый" спортивный снаряд. (Козёл)
6. Она является залогом здоровья (чистота).
7. Как называются соревнования велосипедистов и лыжников?(Гонка.)
8. Специалист по поднятию тяжестей (штангист).
9. Какая страна является родиной Олимпийских игр(Греция)
10. Из скольких слов состоит олимпийский девиз?(Быстрее, выше, сильнее)
1 ведущий: Математика
1. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
2. На клене 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Cколько яблок на клене?... (0)
3. Что становится больше, если его поставить вверх ногами. (Число 6).
4. Именно этой фразой греческий математик, “отец геометрии” Евклид заканчивал каждый математический вывод. (что и требовалось доказать)
5. На двух руках десять пальцев. Сколько на десяти?(50)
6. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же кошек в комнате?(В комнате всего четыре кошки)
7. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники?
8. Какой рост у Дюймовочки?(1.5 см)
9. Заглавия каких сказок начинаются с чисел 3, 12?(три поросенка, 12 месяцев)
10. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)

2 ведущий: Литература
1. Сколько лет пролежал на печи известный богатырь Илья Муромец?(33 года)
2. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.(царевна-лягушка)
3. Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?(0)
4. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?(шапка-невидимка)
5. Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара?(князь Гвидон)
6. Её поэты сочиняют, царям, героям посвящают.(ода)
7. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(кащей-бессмертный)
8. Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством?(колобок)
9. Классик русской литературы с фамилией, «объевшейся даров природы»?(Грибоедов)
10. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве(в тридевятом царстве, тридесятом государстве)

1 ведущий: Биология
1. У кого есть почки, но нет желудка и печени?(у дерева)
2. Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?(ягуар)
3. У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?(Четыре)
4. У какого слона нет хобота?(У шахматного)
5. Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?(Сидорова коза).
6. Талия какого насекомого является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин? (оса)
7. Какой злак может расти... на человеке?(ячмень)
8. Сапоги со шпорами, хвост с узорами.(петух)
9. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.(слон)
10. Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу.(сорока)

2 ведущий: Русский язык
1. Что означает выражение: «Ни в зуб ногой» (ничего не знать).
2. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?(волка)
3. Как большой дом превратить в маленький?(с помощью суфикса)
4. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?(стонет)
5. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
6. Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня.)
7. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут.)
8. Что легче - килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково - оба по килограмму.)
9. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
10. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

1 ведущий: Уважаемые судьи, огласите результаты конкурса.

2 ведущий: Переходим к следующему этапу сбора: коллективная работа по классам. (ромашка с буриме). Каждой команде будут даны задания:
1. Продолжить рассказ: «Был сегодня на родительском собрании у сына…». Рассказ должен быть инсценирован, т.е не просто прочитать, нужно обыграть с использованием костюмов.
2. Буриме. Что же такое буриме? Буриме (фр. bouts-rimes — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы. Пример: "тишина - весна" Вмиг пропала тишина:По земле пошла весна!
И вновь вы должны выбрать лепесток(ромашка с буриме).
Буриме для команд:
мел-сел
доска-тоска

Цветы-мечты
учитель-мучитель

Предмет - скелет
указка - подсказка

Мелок-потолок
точка-строчка

Кабинет-интернет
обед-сосед

Журнал-пенал
тряпка-мягко

Дружно-нужно
красиво-игриво

1 ведущий: Пока наши многоуважаемые судьи подводят итоги нашего коммунарского сбора, предлагаю вам посмотреть видеоколлаж о сегодняшнем «Фестивале наук». В течение всего сбора наш фотокорреспондент снимал вас в действии. А что получилось, вы увидите на экране (видеопрезентация)
В конце коммунарского сбора ребятам предлагаются жетоны «Настроения», где: зеленый - было здорово; желтый - здорово, но я устал; красный - не интересно. Эти жетоны ребята приклеивают на корабль(нарисован на ватмане)

Таблица оценивания качественной подготовки к сбору

Название команды

Внешний вид команд (форма, эмблема и т. д.)
Представление команд ПРИВЕТСТВИЕ ПОГОВОРКИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ Командная работа по классам(5 баллов)
ИТОГ
Продолжить рассказ Буриме

11 класс

На коммунарский сбор при себе иметь:
1. Маркеры и фломастеры;
2. Ватман и белая бумага формата А4;
3. Ночницы, ручка, карандаши;
4. Прихватите с собой хорошее настроение и не забудьте, пожалуйста, фантазию.

«ВСЁ - ТВОРЧЕСКИ, ИНАЧЕ ЗАЧЕМ? День складывался так: утром - работа, вечером - творческое дело. Диспут, игра, концерт-«ромашка», «Суд над песней»...

Шёл поиск форм. Творческие дела придумывались и отбирались так, чтобы они не нуждались в многодневной подготовке, чтобы они действительно требовали творчества и чтобы в них приходилось принимать участие всем. А не так, как иногда бывает в лагерях: 10 человек полсмены готовят сбор, разучивают какие-то «тексты», а 200 слушают и смотрят.

Постепенно выработался такой приём. Когда решат провести вечер (или операцию, или трудовой десант), создают совет дела. В совет дела входят добровольцы из каждого отряда. Совет собирает предложения отрядов, обсуждает их, докладывает план общему сбору, руководит работой и потом отчитывается на «огоньке».

Вожатые отрядов и дежурные командиры только помогают совету. А так как творческие дела - каждый день, то и советы дел возникают каждый день. Это очень удобно. Все ребята учатся придумывать, планировать, руководить и разбирать достоинства и недостатки своей работы».

Существовавшее в Советском Союзе коммунарское движение было возрождено в августе 2011 года молодёжью Воронежа и Москвы, тогда же состоялись первые коммунарские сборы. Так началась активная деятельность автономной межрегиональной некоммерческой организации - Движения Коммунаров, основанная на теориях педагогики, созданных великим А. С. Макаренко и И. П. Ивановым. Первые коммунарские сборы имели организационный характер: была принята Декларация ДК и обсуждён Устав.

Возрождение

В 2011 году под Воронежем прошёл первый межрегиональный слёт, в котором участвовала молодёжь, организованная энтузиастами из Москвы и Воронежа. На нем и было принято решение возродить славное коммунарское движение. Целое лето проходили коммунарские сборы и учредительные конференции. В начале августа межрегиональная организация была создана и зарегистрирована. В конце этого же месяца уже были проведены вторые коммунарские сборы, где ряды организации были значительно пополнены.

В следующем году появилось третье отделение - в Ульяновске. Следующий межрегиональный слёт проходил в 2013 году, где было обсуждено членство этой организации в Союзе добровольцев России (Всероссийская общественная организация). Решение было положительным и вступление состоялось. При этом законы коммунарских сборов не поменялись, сохранились все структуры, Устав и действующая Декларация. А главное то, что традиции первого движения коммунаров, которое началось в далёком 1956 году, тоже оказались абсолютно интересны, своевременны и полезны для сегодняшней действительности.

1956

Это была инициатива И.П. Иванова, известного ленинградского педагога. Коммунарское движение родилось из субкультурного объединения пионервожатых, которое называлось Союзом энтузиастов. Это были творчески настроенные молодые люди, ищущие неформальные пути в развитии советской педагогики. Пионервожатые были буквально влюблены в идеи Антона Семёновича Макаренко и всячески их пропагандировали.

В 1958 году была внедрена эта методика и составлена первая программа коммунарских сборов в Школе пионерского актива, которая существовала во Фрунзенском районе Ленинграда. Через год эта Школа стала называться Коммуной, где уже были разработаны атрибутика, законы, принципы деятельности (основа - общественная польза). К распространению этих идей подключилась "Комсомольская правда", с её помощью движением заинтересовались в ЦК ВЛКСМ и стали активно помогать коммунарскому движению.

Сборы

Полвека назад теория и практика воспитания обрела феномен, который оказал огромное воздействие на мировоззрение многих поколений учителей и школьников. Коммунарской методике удалось создать целую систему организационных форм и приёмов в воспитании подростков, которая формировала и развивала в них коллективное начало, укрепляя процесс совместной деятельности взрослых и детей. И сегодня Коммунарские сборы являются идеальной моделью разновозрастного коллектива. Опыт предшественников взят за основу в действии: ученическое самоуправление, выездная школа ученического актива - всё это родилось не сегодня.

Коммунарский сбор - главное событие в году. Он проводится на каникулах несколько дней подряд, однако организаторы работают не только задолго до начала его, но и много месяцев после. Начинается подготовка к сборам обычно за два месяца до каникул. Формируются отряды из 7-11 классов (разновозрастность здесь принципиальна), а также в состав отрядов включаются выпускники школы - студенты и даже совсем взрослые люди, давно окончившие свои вузы, но имеющие возможность и желание работать с детьми.

Роль школы

Состав отрядов утверждает совет школы, где сборы организуются. Естественно, педагоги, работающие здесь, несут всю ответственность за проведение сборов, за жизнь и здоровье участников-коммунаров. Это, можно сказать, "генералитет", имеющий авторитет непререкаемый, несмотря на всё ученическое самоуправление. В рамках сборов проводятся самые разнообразные мероприятия - чаще всего творческие или спортивные, но набирает силу деятельность коммунаров, имеющая социальный характер.

Продуманные мероприятия помогают быстро познакомиться и сплотиться в новом для них коллективе. Это могут быть маленькие спектакли в форме КВН, вечера танца и песни, спортивные игры. С тех пор, когда прошли первые сборы с выездной школой актива, ход этого мероприятия достаточно хорошо выверен, программы продуманы. В них включены и творческие коллективные дела, и психологические тренинги, и деятельность в социальной сфере. Участниками коммунарских сборов обычно бывают дети, представляющие свой совет школы на городском или региональном уровне. Бывают даже родительские отряды, выполняющие задания наравне с детьми, что тоже является хорошей формой, поддерживающей принцип разновозрастности.

Значение

Эта практика имеет высокую социальную значимость, поскольку детям такая форма воспитания просто необходима. Вернувшиеся со сборов буквально зажигают активностью свой класс. Видны их резко возросшие организаторские способности, умение ладить с коллективом, желание участвовать в мероприятиях, которые проводятся на уровне школы, города, региона. "Коммунарские сборы - это маленькая жизнь," - заявляют вернувшиеся и берут в свои руки ученическое самоуправление в школе.

На самом деле впечатлений мало не бывает. Самое ценное - живое общение, совместная деятельность, что повышает не только комуникативные навыки, но и помогает реализовать многие скрытые способности каждого участника. Дети получают свои первые представления о товариществе, коллективизме, коммунарстве. На этом устойчивом фундаменте формируется мировоззрение, всесторонне развиваются способности за счёт активной пропаганды самообразования, реализуются разнообразные программы - культурные, спортивные, социальные.

Структура

Эта общественная организация является межрегиональной, поскольку в её структуре существуют три отделения по регионам: Московское городское, Воронежское и Ульяновское областные отделения МОО ДК. Руководящий орган - Слёт МОО ДК, в региональных отделениях - Коммунарский сбор, для которого составляется специальная программа, где заранее запланированы мероприятия: тренинговые занятия, способствующие сплочению каждого отряда, мастер-классы, которые раскрывают креативное мышление, навыки целеполагания. Разрабатывая социально-значимые проекты, взрослые воспитывают в детях патриотизм, ответственность.

Чтобы оперативно руководить Слётом, выбирается Центральный Совет из трёх человек - из каждого регионального отделения по одному. В советской школе самым главным человеком пионерского возраста был председатель совета дружины. Сейчас в школе есть президент школьного совета. Но суть практически не поменялась. Коммунары разрабатывают различные направления деятельности, тематически объединив дела и действия в комплекс. Такие комплексы называются "операциями". Обычно разработанных направлений несколько, и все они достаточно объёмны. Поэтому лучше подробнее рассмотреть самые удачные из них.

"Чистый берег"

Очень полезной и общественно значимой стала операция "Чистый берег", направленная на проблемы экологической ситуации в поймах водоёмов. Коммунары и представители других присоединившихся организаций постоянно проводят рейды и трудовые десанты, очищая прилегающие к малым рекам, прудам, озёрам территории, устанавливают таблички с агитационными материалами, беседуют с отдыхающими относительно соблюдения чистоты в полюбившихся им местах.

Население данных районов информируется о той экологической ситуации, которая явно неутешительна. Особенно это касается пойм рек, протекающих в городах. Коммунары взаимодействуют с исполнительной властью и местным самоуправлением, привлекают добровольцев для решения санитарных и экологических проблем. Первые рейды прошли в сентябре 2011 года в московском Отрадном, далее - ежегодно и повсеместно.

"Рубеж Славы"

Очень широко представлена в деятельности коммунарского движения направленность военно-патриотическая. Самый яркий пример тому - операция "Рубеж славы". Каждое лето и каждый декабрь отмечаются выездами коммунаров в места боевой славы. Летом проводятся субботники там, где захоронены бойцы Красной Армии, а в декабре - в дни контрнаступления под Москвой - коммунары всегда посещают памятники Советским воинам: едут под Дмитров, в Яхрому под Волоколамск, где остановили фашистов 28 героев-панфиловцев, и во многие другие места.

Другая операция называется "Память". Коммунары едины в борьбе за историческую справедливость, за объективное освещение истории Советского Союза, за сохранение его культурного наследия. "Память" - это пикеты и митинги, обращения во властные структуры страны. Также проводятся трудовые десанты, чтобы участвовать в сохранении памятников истории. Организуется шефство: коммунары следят за памятником Ленину на Лосиноостровской и памятником Кирову на Добролюбова, за могилой Т. И. Гаврилова, командира партизанского отряда в Красной Поляне

Эра милосердия

Огромный комплекс мероприятий проводят коммунары в отношении людей, которые попали в трудную ситуацию. Милосердие, человечность, сострадание воспитываются у школьников с самого раннего возраста. Они собирают вещи, помогая пунктам социальной помощи, пропагандируют среди населения содействие друг другу. Интересна акция, проводимая ежегодно, когда под Новый год коммунары бывают в малообеспеченных семьях. Они приходят в костюмах Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика и других сказочных персонажей, поздравляют детей, дарят им подарки, которые предварительно закупают на собранные пожертвования.

В Ульяновске коммунары шефствуют над приютом, где помогают ухаживать за бездомными животными, - не только материально, но и своим трудом. Кроме того, коммуна не может не поддерживать те или иные требования жителей, которые могут касаться градостроительной политики, а также экологии и многих других животрепещущих проблем. Составляются петиции, проводятся встречи с руководителями местных властных структур. Но здесь более всего участие принимают не школьники, а студенты, хотя старшеклассники тоже живо заинтересованы в социальной справедливости, которую хотят видеть в своей стране.

Школьники

Старшеклассникам-коммунарам уже очень скоро предстоит занять собственную ступень в общественной иерархии, а потому они уже сейчас должны уметь правильно расставить приоритеты, быть добросовестными не только в своём деле, но и в оценках дел, за которые отвечают другие люди. Они должны уже сейчас уметь подчиняться и управлять, планировать и организовывать.

Структура ученического самоуправления как ни одна другая работает для этой цели. Если посмотреть внимательно, можно увидеть в ней точную модель общества. Даже президент школьного совета в ней есть. Именно в рамках такой модели школьники могут освоить самые эффективные и рациональные методы и способы деятельности, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Коллектив

Если работает ученическое самоуправление в школе, значит, коллектив сложился. Самоуправление - вовсе не цель. Это воспитательное средство самой высшей из своих форм. Именно в таких условиях может развиваться каждый член коллектива. Однако далеко не все станут лидерами, что общеизвестно. Восемьдесят процентов людей, как всегда, будут только функционировать.

Коммунарские сборы для школьников оказывают воспитательное воздействие не только на детей, но и на взрослых, находящихся рядом с ними. В сжатые сроки происходит становление коллектива. При этом каждая личность вносит невероятно большой вклад в общее дело. Отсюда и высокие результаты деятельности коммунарского движения.


Предварительный просмотр:

Коммунарский сбор, что он дает современным детям и подросткам?

Смирнова С.В., методист по детскому движению и

ученическому самоуправлению ЦРТДЮ г. Новотроицка

Что же такое коммунарские сборы для меня?

В первую очередь, это та атмосфера, царящая на сборах, где можно быть самим собой и тебя все будут понимать и принимать именно таким. Во-вторых, знания, которые ты получаешь, действительно пригодятся в жизни: это и умение общаться, работать в команде, разрешать конфликты, воспитание в себе лидера-организатора и многое другое. В-третьих, настоящие друзья, дружба с которыми исчисляется десятилетиями. Стиль и тон отношений, разнообразные способы коллективной организации деятельности, законы, символика, ритуалы – всё это влияет на подростка, который оказывается в совершенно новой, дружеской для него обстановке.

Я умышленно упускаю советский период и подробно остановлюсь на коммунарских сборах нашего времени, а точнее, как мы организовываем сборы в нашем городе.

Вот уже 14 лет подряд на осенних, весенних каникулах мы проводим коммунарки на базе образовательных учреждений, а в последнее время на базе Центра дополнительного образования, и летние выездные сборы на базе детского загородного оздоровительного лагеря «Чайка».

Итак, основные составляющие коммунарских сборов.

Игровые упражнения, тренинги.

Всегда наступает такой период времени, когда нам кажется, что современного школьника трудно увлечь чем-то интересным, полезным для общества делом, что ему интересно только пустое времяпрепровождение. Но всегда, во все времена любого человека интересовал только он сам. Поэтому большое внимание уделяется игровым тренингам на знакомство, взаимодействие между членами команды, раскрепощение личности, выявление лидерских качеств. Буквально через час подростки по-другому смотрят на своих новых знакомых, друзей, с которыми пришли, а самое главное, они начинают задумываться о себе, как о личности.

Учебно-развивающие занятия (УРЗ) или учеба актива.

Учебно-развивающие занятия проходят по принципу «равный-равному», и проводят их старшеклассники-штабисты, которые имеют звания «мастер» или «пилот». Также мы приглашаем специалистов по тому или иному направлению.

УРЗ проходят по принципу «карусельки» или «кольцовки», когда каждый отряд за отведенное время должен побывать на каждом тематическом занятии. Обычно оно длится не более 30 минут, затем активисты идут на другое занятие. Какие направления у нас есть: «Культура общения», «Детское движение», «Ученическое самоуправление», «Свой голос», «ЛЭП: любите эти песни», «Я и право», «Социальное проектирование», «Имиджеология», «Играем вместе». На осенних каникулах УРЗ ведется в основном по секторам: лидеры ДОО и УС, вожатые, редколлегия, учком, культмассовый сектор, спортивный, правовой, сектор дисциплины и порядка.

Надо заметить, что умственную и физическую активности детей мы чередуем. Сигналом для перехода на следующее занятие вместо звонка служит музыка, под которую ребята охотно танцуют. В конце коммунарских сборов для закрепления полученных знаний по всем направлениям проводится тестирование.

Общий сбор

Исходя из названия, на общий сбор собираются все участники. И здесь важно заметить, что форма проведения общего сбора всегда разная. Это может быть и лекционное занятие, и деловая игра, ролевая игра, ток-шоу, марафон Джеффа и многое другое. Ребята с интересом принимают участие во всём. Также они получают методические рекомендации по проведению той или иной формы работы, чтобы потом правильно и интересно провести у себя в школе.

Коллективное творческое дело (КТД)

Обычно тема КТД такая же, как называется день коммунарки или сборы в целом. Вот только на подготовку к нему даётся 30 минут. Раньше давалось больше времени, но практика показала, что чем меньше времени имеется на подготовку, тем продуктивнее ребята используют свои силы. Ведущие на отрядах научились отказываться от желания, всё делать самому, и теперь распределяют задания на весь отряд, чтобы никто не остался безучастным.

Система личностного роста участника коммунарских сборов

Также на коммунарских сборах используется система личностного роста. (Когда-то нашла в одной из брошюр «Педагогические технологии»). Ведущие отрядов наблюдают за ребятами и в конце каждого дня выставляются зачеты (з). Участники сборов, получившие все зачеты, награждаются грамотами, призами.

  • Активность (а) – участие в отрядных и общих делах
  • Творчество (т) – проявление и воплощение собственных идей, выдумки, фантазии в жизни отряда и сборов в целом
  • Лидерство (л) – инициатива, организация и руководство коллективом для достижения целей, поставленных на сборах, победа, одержанная в конкурсах, иных видах деятельности.

1 день – 2з – а; 1з – т; 1з – л;

2 день – 1з – а; 2з – т; 1з – л;

3 день – 1з – а; 1з – т; 2з – л.

«Орлятский круг», «свечка»

Это обязательные составляющие любых коммунарских сборов.

«Впечатлялка»

Это листок форматом А4, на котором ребята пишут свои впечатления о прожитом дне. Надо заметить, что мы обращаем их внимание писать не односложные «понравилось», а развернутые выражения, пожелания. На следующий день все «впечатлялки» вывешиваются на всеобщее обозрение.

И в заключение, хотелось бы привести высказывания штабистов-выпускников об их первых впечатлениях о коммунарских сборах (КС). Я надеюсь, что воспоминания тех, кто был на коммунарке, помогут понять, что происходит в душах современных подростков.

Вика Русакова, 18 лет (Санкт-Петербург)

Впервые услышала о сборах в 15 школе. Хотя тогда я не знала, что это коммунарские сборы, просто пришла вожатая и попросила Катю Протасову сходить на это мероприятие и взять с собой кого-то. Этим кем-то оказалась я. Коммунарские сборы лично мне показали, что надо самоутверждаться и развиваться и никто тебя не смеет судить; столько разных людей в одном месте собрались. Казалось бы должен быть какой-то "бум", но нет, все дружные и с пониманием относятся к другим, и поэтому я немного под другим углом взглянула на общество и поняла, что не все люди такие, как в школе или во дворе, есть место, где совершенно особенные, не безразличные ребята собираются вместе

Светлана Кривовичева, 18 лет (Екатеринбург)

Впервые узнала о сборах и, вообще, об организации от подруги, которая являлась штабистом. Она же и привела меня на коммунарские сборы в 2010 году. Когда я туда пришла, не знаю почему, но люди, которые нас встречали, сразу же мне понравились! Создалась очень клевая атмосфера, которая протянулась на протяжении трёх дней. С самого первого дня проводились интересные мероприятия, лекции, игры, дискуссии. Каждый день шла туда с горящими глазами! В первый же день я мечтала попасть в эту чудо-организацию, где позже я и осталась)) Коммунарские сборы подарили мне новые знакомства, новых друзей, новый опыт в общении с незнакомыми людьми, новые формы донесения информации(скажем так), новые игры, которые можно в дальнейшем использовать, много интересной информации для собственного саморазвития. Коммунарские сборы - это люди, которым не всё равно.

Анастасия Грицай, 17 лет (Ярославль)

Старшая вожатая предложила мне сходить на каникулах на коммунарские сборы. И тут-то я поняла, что это судьба! Придя на коммунарку, первое, что я увидела, это были ведущие с кураторами, которые заражали своей лучезарной улыбкой и бешеной энергетикой всех кто туда приходил. И тут начались самые красочные три дня в моей жизни, за последние 2 года. Вся это энергетика, которая там царила, люди, которые там находились. Кураторы и ведущие помогли мне раскрыться. Именно на коммунарке я поняла, что могу делать что-то большее, чем просто сидеть на диване, впялившись в телик. Для меня коммунарка послужила неким толчком в жизни. Именно после нее я пришла в штаб и познакомилась с замечательными людьми, с которыми до сих пор имею честь общаться. Я научилась слышать и слушать людей. Многие лекции, которые нам читали в течение трех дней, помогли мне в работе и в прохождении собеседований в учебные заведения. Коммунарка - это маленький трехдневный мир, который оставит большой след, наиприятнейший след воспоминаний в сердце каждого, кто хоть раз там был!

Александр Любакивский, 20 лет (Москва)

Мои первые коммунарские сборы состоялись в году таки 2006 или 2007, точно не помню. Туда я поехал со своими ребятами от школы пос. Новорудный. Я не имел определённого представления о том, что там будет происходить, но то, что я увидел, изменило мою жизнь. Когда мы переступили порог 9-ой школы в первый день сборов, нас встретили Минулин Дима и Элиза. Я был поражён от того, насколько эти ребята были активны, общительны, как они "светились" и заряжали всех позитивом. Честно говоря, до того момента я не был в подобных коллективах. Мне захотелось стать таким, как они. Когда я вернулся со сборов, я всем с восторгом рассказывал об этих ребятах. Вообще, я мало помню из того, что было на моих первых сборах, но одно знаю точно: если кто-нибудь попросит меня назвать важный, переломный момент в моей жизни, то я сразу вспомню мои первые коммунарские сборы. Именно там я нашёл себя. Берегите эти традиции! Всем счастья, улыбок и позитива!)


Философия коммунарского сбора


«Коммунарский сбор – это территория блаженной анархии, где вроде разрешено всё, но только позитивное, нравственное, радостное.


Коммунарский сбор – это своеобразная фабрика, но не звёзд (это слишком банально), а талантов, фабрика, где разрешён детский труд, фабрика позитива на весь учебный год.

Кто однажды участвовал в нём, не забудет его никогда!» Всеволод Лодыгин, выпускник 2008 г.


«Коммунарский сбор есть лучшая среда для самовыражения и личностного роста»

Ксения Таскаева, выпускница 2006 г.


Коммунарский сбор стал доброй гимназической традицией, главным коллективным творческим делом Гимназии, объединяющим гимназистов и педагогов.

Коммунарское движение – социально-педагогическое общественное явление, возникшее в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Основателем коммунарского движения является педагог-учёный Игорь Петрович Иванов, теоретик коммунарской методики, педагогики общей заботы, педагогики содружества воспитателей и воспитанников. Идея коммунарского движения, а точнее – коммунарской методики появилась как потребность на деле создать организацию самих детей, где взрослые как старшие товарищи вместе с ними организуют свою жизнь в объединении, думают над тем, как это лучше сделать.

Коммунарское движение :


Сформулировало и апробировало на практике идею гражданского, общественного служения, объединив взрослых и детей в организацию, не подавляя инициативы и интересов детей, сохраняя высокие, значимые для человека идеалы;

Формирует духовно-нравственный опыт отношений и организаторских умений в процессе самоактуализации личности;

Выполняет роль своеобразной школы жизни, в которой взрослые помогают подросткам «держать удар», искать и получать ответы на значимые вопросы;

3. Пять «само»: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиняться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства, работа дежурных командиров. Коммуна – это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести. Коммунары говорят: «Живи для улыбки товарища»

Загрузка...
Top