Какие слова ударные а какие безударные. Гласные и согласные буквы и звуки

Повторение

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду?...
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО.

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.


Рис. 3 ()

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цве ты, со сна, мя чи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos - правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава - слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят - найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.

У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть - какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки - сова или сава ? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на со вы , Теперь под ударением О, значит, напишем сова . Далее действуем так же.

Рис. 11. Журавль ()

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь ()

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.
).

  • Tutrus.com ().
    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
    2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха - какая шапка? (м.ховая - Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая - А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная - Е) .
    3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва - слово - О, зв.зда - звезды - Е, ш.ры - шар - А, б.льной - боль - О, ц.почка - цепь - Е.)
    4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

    >>Русский язык: Ударение. Ударные и безударные гласные звуки

    Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

    Ударение

    Начало урока

    48. Расскажите, кто изображен на рисунках.

    Произнесите первое слово, назовите все гласные звуки. Послушайте, с одинаковой ли силой они произносятся. Какой гласный звук нужно произнести с большей силой, чтобы слово звучало правильно?

    Такую же работу проделайте со словами - названиями других птиц, изображённых на рисунках .

    В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук.
    Остальные гласные звуки в слове безударные.

    49. Рассмотрите рисунки.


    Назовите сначала все изображённые фрукты, потом овощи. В каждом слове-названии выделяйте голосом ударный гласный звук.

    Запишите сначала слова - названия фруктов, потом овощей. Поставьте знак ударения.

    Горох, лимоны, огурцы, абрикосы, редис, яблоки

    50. Запишите названия дней недели по порядку. Поставьте знак ударения.

    Понедельник, ... .

    Среда, суббота, четверг, воскресенье, пятница, вторник

    51. Назовите изображённые предметы.

    Выделите все звуки в этих словах.

    Одинаковые ли они? Назовите ударный гласный звук в каждом произнесённом слове. От чего зависит смысл этих слов?

    60. Прочитайте стихотворение.


    Спать пора! Уснул бычок,
    Лёг в коробку на бочок.
    Сонный мишка лёг в кровать,
    Только слон не хочет спать.
    (А. Барто)

    В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?
    Спишите ту часть стихотворения, в которой говорится мишку и слона.

    В односложных словах знак ударения не ставится.

    61*. Составьте предложения из данных слов.

    в, сестрёнку, брат, школу, ведёт
    Лёша, оленёнку, молока, маленькому, дал
    вечером, сараю, к, опять, пришёл, ёжик
    сами, класс, всегда, мы, наш, убираем

    Запишите предложения.

    Объясните, над какими словами не надо ставить знак ударения.

    Начало урока

    62. Прочитайте предложения так, чтобы получился рассказ.

    Хозяин передал его в зоопарк.
    Ночью он просыпался и поднимал весёлую возню.
    Он принёс лисёнка домой.
    К осени лисёнок стал большим.
    Это был шустрый и беспокойный зверёк.
    Охотник нашёл в лесу маленького лисёнка.
    Как можно озаглавить получившийся рассказ?
    Запишите заглавие.
    Письменно ответьте на вопросы:
    Кого нашёл охотник в лесу? Куда он принёс лисёнка?
    Какой это был зверёк? Как он вёл себя ночью?

    При записи ответов поставьте, где надо, знак ударения.

    63. Выпишите сначала односложные, потом двусложные, а затем трёхсложные слова. Где надо, поставьте знак ударения.

    страна заводы мост ёлочка рыбаки
    брат лужайка Катя журавли труба

    Объясните, когда не нужно ставить знак ударения.

    мебель дежурные ребята ребёнок
    ученик школьник классы карандаши
    воробей ворона медведь заяц

    Выпишите слова в таком порядке: с ударным гласным звуком в первом слоге, во втором, в третьем, в четвёртом . Назовите невыписанные слова.

    Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Русский язык, 2 класс
    Отослано читателями из интернет-сайтов

    Школьная программа онлайн, скачать материалы по русскому языку за 2 класс , конспект по русскому языку , учебники и книги бесплатно

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

    Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи.

    С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных звуков в результате колеба-ния напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и при-дают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, или его качество, зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолон-чели и контрабаса; домры, балалайки и гитары), то и тембр гласных звуков определяется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.

    Язык — самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.

    Степень поднятия языка к нёбу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]), среднее положение — гласные среднего подъема ([э], [о]) а нижнее — гласные нижнего подъема ([а]). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема — открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные [и], [э], [а], мы можем по-чувствовать движение языка по вертикали.

    Тело языка может также смещаться горизонтально: придвигаться ближе к зубам или отодвигаться назад, к корню языка, формируя глас-ные переднего ряда ([и], [э]), среднего ([а]) и заднего ([у], [о]). Если мы произнесем последовательно гласные [и], [ы], [у], мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.

    При произнесении гласных [э], [о], [а] язык движется по вертикали: [э] и [о] — гласные среднего подъема, а [а] — гласный нижнего подъема; однако при этом еще наблюдается движение языка вперед (при про-изнесении гласного переднего ряда — [э]), назад (при произнесении гласного заднего ряда — [о]) или язык занимает среднее положение ([а] — гласный среднего ряда).

    В образовании гласных также могут участвовать губы. При про-изнесении огубленных гласных ([у], [о]) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.

    При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее про-износим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки — ртораскрыватели.

    Функциональное отличие гласных от согласных состоит в в том, что они по-разному ведут себя при образовании слога. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а со-гласный в составе слога обычно сопутствует гласному.

    Гласный ударный звук — гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный звук более долгий и интенсивный, произносит-ся с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способ-ствуют тому, что индивидуальная окраска звука (его тембр) становится более определенной, четкой. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в ко-тором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например, сом—сам, лес—лис. Материал с сайта

    Гласный безударный (редуцированный) звук — гласный звук, произно-симый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безу-дарном положении гласные звуки характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные звуки, которые произносятся с ре-дукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без уда-рения является слабой, так как в этом положении гласные, произно-симые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: Я сама [сама] поймала сома [сама] или Я в лесу [лису] увидел лису [лису].

    В русском языке 6 основных гласных звуков :
    A О Э У Ы И

    Они обозначаются на письме 10 буквами:
    A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

    Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
    Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
    Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

    Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].

    Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

    Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

    Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
    после [ж], [ш], [ц];
    в некоторых иноязычных словах;
    в некоторых сложносокращённых словах.

    Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

    В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

    Не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);

    Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];

    Классификация гласных звуков

    Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

    В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

    По месту образования

    Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

    Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

    Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

    Гласные заднего ряда [у] [о]

    По степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

    Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

    Гласные среднего подъёма [э] [о]

    Гласные нижнего подъёма [а]

    Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

    По участию или неучастию губ

    Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
    лавиализованные [y] [o]
    нелавиализованные (все остальные)

    Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

    Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных. Они различаются по длительности: ударные гласные почти всегда длительнее безударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое.безударный гласный занимает в слове по отношению к ударному слогу, (ближе или дальше).

    Так же к вашему вниманию упражнения

    Класс: 1

    Презентация к уроку
















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Класс 1

    Программа УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс.

    Целевые установки урока:

    • Наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова;
    • Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова
    • Создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове;
    • Содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
    • Воспитывать коммуникативную культуру.

    Образовательные технологии: технология сотрудничества

    Форма урока: урок-диалог

    Оборудование урока: СD Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, электронная презентация, магнитная доска, картинки для работы «Словарные слова», полоски для парной и разноуровневой работы, карточки для рефлексии, музыка для работы, муз. физкультминутка.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

    • развитие мотивов учебной деятельности;
    • формирование умения оценивать свою работу;
    • формирование уважительного отношения к иному мнению;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

    • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
    • развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, обобщение, классификация.
    • развитие умения грамотно выстраивать речевые высказывания, ориентироваться в учебнике, анализировать;
    • формирование умения слушать и слышать собеседника, объяснять и доказывать свое мнение.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

    • формирование умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударной гласной;
    • развитие умений сопоставлять звуковые схемы слов с буквенным написанием;
    • Совершенствование умений распознавать проверочные и проверяемые слова.

    Ход урока

    1) Оргмомент.

    Встаньте ровно и покажем, как хорошо мы научились работать.

    Вопросы (ответы хором) Презентация. Слайд 2

    1. Вы готовы секреты русского письма открывать?
    2. Ум и смекалку не забыли взять?
    3. Постараетесь всё понять?
    4. А грамотно будете писать?

    Ну, желаю вам удачи! За работу! Садитесь.

    2) Актуализация старых знаний.

    (Два человека выходят к доске выполнять задание:

    • 1 задание: Записать транскрипцию к данным словам: пенал, магазин, сорока, стакан, берёза.
    • 2 задание: Составить звуковую схему к пословице: Без труда и отдых не сладок.

    I. Словарный диктант «Отгадай загадку»

    А) – Возьмём тетрадки, запишем число 22 апреля. Проверим, как мы умеем писать словарные слова. А помогут нам провести словарный диктант наши ребята.

    Презентация Слайды 3-8

    Учитель читает загадку, ученик отгадывает.

    То я в клетку,
    То в линейку.
    Написать по ним
    Сумей-ка!
    Можешь и нарисовать…
    Что такое я?
    (тетрадь)

    Он и чертит, и рисует,
    А сегодня вечерком
    Он раскрасит мне альбом
    (карандаш)

    Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
    (корова)

    Если б не было его,
    Не сказал бы ничего.
    (язык)

    Летом вырастает, осенью опадает.
    (листок)

    б) Проверка (ребята – отгадывают загадку, записывают отгадку с комментированием, учитель прикрепляет это слово на доске.). Объясняют написание слов (Орфографическое чтение, постановка ударения, орфограммы).

    П. Самоопределение к деятельности

    Спасибо, ребята. Обратите внимание на орфограммы в словах. Кто из вас увидел лишнее слово? (листок). Почему? (все слова написаны с непроверяемой гласной, а в этом слове гласная проверяемая ). – Как вы узнали, какую гласную надо писать в этом слове?

    (Подобрали проверочное слово – лист ). А почему именно это слово? (Это слово с тем же значением и на безударную гласную падает ударение, гласная И произносится четко, значит в слове листок тоже надо писать И )

    Как думаете, чему будем учиться на уроке?

    (Будем учиться находить ударные и безударные гласные звуки; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; учиться проверять безударный гласный звук и писать нужную гласную)

    Презентация Слайд 9

    Тема: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами .

    Рассмотрите еще раз внимательно эти слова и назовите гласные, в написании которых мы сомневаемся, когда на них не падает ударение. (а.о.е,и,я)

    Презентация Слайд 10

    2. Чистописание

    Давайте пропишем эти гласные.

    Ш. Проверка пройденного материала

    А теперь проверим наших ребят.

    Ученик 1 ) Правильно ли записана у него транскрипция к данным словам?

    Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? (Не всегда произношение совпадает с написанием).

    А как нам быть? Как узнать, какую гласную писать?

    Какой вывод делаем? (Слова бывают с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Слова с непроверяемыми гласными необходимо запоминать в написании. А к словам с проверяемыми гласными подбирать такие слова, в которых гласная должна быть под ударением).

    Презентация Слайд 11

    Гласные и согласные
    Бывают такие опасные:
    Звук очень ясно слышится,
    А буква другая пишется.

    2. Словарная работа

    Какой полезный напиток для здоровья дает нам корова? (молоко)

    Какое это слово – проверяемое или нет? (Нет, его написание необходимо запомнить)

    Слайд со словарным словом.

    Задание 1. Написание и запоминание слова.

    Задание 2.

    2) Проверка у доски Ученика 2: Как вы понимаете эту пословицу? Проверьте звуковую схему.

    Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)

    Твердость (у,э,о,а,ы)

    Настоящий ученик должен уметь грамотно писать, а также уметь работать дружно и слаженно.

    Ш. Работа по теме урока

    Давайте подведем итог нашей работы с проверяемыми и непроверяемыми словами.

    Слайд с Самоваровым

    Прослушивание с диска (объяснение материала)

    Давайте послушаем , что нам расскажет профессор Самоваров (слушаем запись, с остановками)

    Интервал 1 Объяснение о звуках

    Что важного сказал профессор? (… надо быть внимательным, безударный звук надо проверять)

    Интервал 2 Объяснение л –са л-са

    Оказывается, чтобы правильно написать слова, вам надо их изменить!

    Как надо изменить слово? (чтобы на безударную гласную падало ударение)

    Что для этого будем делать со словами? (будем изменять их так, чтобы безударный гласный становился ударным)

    Интервал 3 Конкретизация. Упражнение с диска:

    Вопрос Самоварова - остановить запись

    сл-ны – слон (запишем на листке, разбираем вместе)

    Вкл. запись: - Проверим, что скажет Самоваров.

    Молодцы, справились с заданием, похлопаем друг другу.

    1V.Физкультминутка. (Включается музыка)

    Выходят ребята с карточками, на которых написаны буквы: А, О, И, Е, Я

    У одних ребят на партах лежат карточки с проверочным словом. А у других ребят лежат на партах слова с пропущенной гласной. Учитель называет слово, выходит ученик с этим словом, к нему должен подойти ученик с той гласной, которая пропущена в этом слове, а затем выходит ребенок с карточкой, на которой написано проверочное слово.

    (Гл…за – глаз, гн…здо – гнёзда, х…лмы – холм, р…ды – ряд, бл…ны – блин)

    2. Презентация Слайд 12

    Безударный хитрый гласный,
    Слышим мы его прекрасно.
    А в письме какая буква?
    Здесь поможет нам наука:
    Гласный встал под ударенье,
    Чтоб развеять все сомненья.

    3. Работа на листиках (Включается музыка) (А Самоваров посмотрит, как мы выполняем задание) (приложение 1)

    Карточка 1 (Работа в парах)

    Задание: Укажи слова, в которых написание выделенных букв не надо проверять.

    Све ча, вра чи, гро зный, ли стик, ро са, мя ч, со сна.

    Карточка 2. Самостоятельная индивидуальная работа (красные полосочки).

    Задание: Вставьте в словах пропущенную букву А или О:

    Шк…фы, г…ра, гр…за, гр…чи, в…лна, стр…на.

    Карточка 3. Самостоятельная индивидуальная работа (зеленые полосочки).

    Задание: Найди проверочное слово для слова с пропущенной гласной и подчеркни его, вставь пропущенную гласную:

    Зв…риный – (зверинец, звери)
    Сн…говик – (снег, снеговой, снегурочка)
    В…дяной – (вода, водный, водичка)
    Л…сок – (лесной, лесник, лес, лесистый)

    Проверка по диску

    Самооценка:

    • «зеленая карточка» - все правильно
    • «желтая карточка» - были ошибки
    • «красная карточка» - не согласен

    4. Музыкальная физкульминутка

    5. Самостоятельная работа по учебнику: 1 в – Упр. 145, с. 78

    Самостоятельная работа по творческим тетрадям: 2 в – Упр. 1, с 39

    V. Рефлексия.

    Презентация Слайд на доске 13:

    А) - Итак, продолжите фразу.

    • Сегодня я узнал…
    • Я заполнил…
    • Я понял…
    • Мне понравилось…
    • Меня удивило…
    • Мне захотелось…

    Б) А теперь покажите нужный значок-карточку (на экране слайд)

    V1. Итог урока. Презентация Слайд 14

    Презентация Слайд 15: В рабочих тетрадях можете выполнить на стр. 39-42 на закрепление пройденного материала:

    а) У кого были красные полосочки – Упр. 3

    Б) У кого были зеленые полосочки – Упр. 2

    В) Кто работал в парах - Упр. 7

    Презентация слайд 16.

    Литература.

    Гаврикова Л. В.Урок по русскому языку по теме "Ударные и безударные гласные в слове" с использованием ИКТ (2-й класс). – URL:

    Загрузка...
    Top