Как соотносится публичное государственное и социальное управление. Социальное и государственное управление


Социальное управление – управленческий процесс, объектом которого является общество, его отдельная подсистема (экономическая, политическая, социокультурная), социальный институт или социальная группа. Предметом изучения СУ является теория и методология взаимодействия различных сторон управленческой деятельности, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодей¬ствия и взаимовлияния. При этом предметом является изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных организациях, социальных институтах и общества в целом.
Среди задач такого изучения можно выделить следующие:
1) Рассмотрение реальных фактов управленческой деятельности, в которых проявляются особенности взаимодействия людей, вовлеченных в управленческие процессы;
2) Выделение наиболее важных и типичных и на этой основе выявление тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально – экономических, политических, социальнокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом;
3) Объяснение причин появления тех или иных управленческих новаций, новых практических способов их реализации в управленческих процессах;
4) Прогноз совершенствования управленческой деятельности в будущем;
5) Формулировка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объяснятся некоторыми, только ему присущими свойствами. Определяющее влияние па характер целенаправленных, ор¬ганизующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управлении, оказывает его субъект - государст¬во.
Государство потому и является государством, тем самым, отличаясь от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе (по отношению к людям) государст¬венная власть. Власть представляет собой взаимосвязь, в про¬цессе которой люди в силу разных причин (материальных, социальных, интеллектуальных, информационных.) доброволь¬но (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также- целевых, нормативных, установлений и в соответствии с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи и само государственное управление общественными делами отличается присущими только ему свойствами Государственное воздействие, регулирование - это прежде всего воздействие властнее, политическое, которое имеет в осно¬ве правовую обусловленность (легитимность), а в реализации -силу государственного аппарата, обладающего средствами при¬нуждения.

Социальные проблемы: их свойства, постановка, решение.
В основе любого управленческого воздействия лежит социальная проблема, на решения которой оно направлено. Социальная проблема – это противоречие, возникшее объективно или как результат субъективного вмешательства в социальную систему. Основное свойство социальных проблем – это то, что они безотносительны к особенностям отдельных индивидов, они касаются социальных групп и личностей по степени вовлеченности в эти группы. При работе с социальными проблемами ключевым этапом является этап их постановки. Некорректность на данном этапе приведет к неэффективным действиям в дальнейшем. Следует отметить следующие методы постановки социальных проблем: Метод функциональных соответствий. В этом методе оценка проводиться по критерию эффективности прошлого управленческого поведения. Метод причинной редукции, предусматривающий последовательное сведение проблемы к одной или нескольким исходным, устранение которых приведет к решению проблемы. Методы расширения управляемых и учитываемых переменных. Данные методы подразумевают корректировку модели проблемной ситуации. Метод позиционного анализа, подразумевает выяснение интересов людей, которые в различных формах содержаться в их позициях. Экспериментальный метод. При помощи социального эксперимента возможно уточнить, насколько четко мы представляем себе проблему, насколько простроенная модель и принимаемые решения адекватны ситуации.
Разрешимость проблемы – способность субъекта управления управлять проблемной ситуацией. Для решения проблемы необходимо выполнение требований ряда критериев. Основные критерии разрешимости проблемы следующие: Информационный – наличие необходимой информации и достаточной информации для разрешимости проблемы. Детерминационный – оценка причин, блокирующих достижение цели. Ресурсный – выражает оценку необходимых и достаточных ресурсов для решения проблемы. Инструментальный – оценивает степень разрешимости проблемы в зависимости от наличия необходимых и достаточных способов решения проблемы. Мотивационный – связан с наличием мотивов, побуждаемых участников к достижению цели. Экономический – выражает оценку допустимых затрат при решении проблемы.

Общественное мнение, сложившееся в последнее время вокруг государства и его институтов, весьма противоречиво. Однако остается неизменным его отношение к системе государственного управления как некоему феномену, возникающему и живущему по воле политической элиты или каких-либо общественных групп. К сожалению, при этом часто упускается из виду то, что государственные институты развиваются по собственной логике, в рамках объективных законов, и в силу этого могут и должны быть предметом научного анализа, и в первую очередь с позиций теории государственного управления. На Западе ее еще называют административной наукой. У нас эта сравнительно новая отрасль управленческого знания больше известна как система государственного управления.

Управление – функция системы, направленная на ее выживание посредством координации, организации и регулирования как составляющих ее элементов между собой, так и самой системы с внешней средой. В более частном варианте управление можно рассматривать как процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления для организации, координации и упорядочения элементов в управляемой системе. Управляющее воздействие – воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений. Главная цель управления – обеспечение выживания и развития объекта управления.

Основные типы управления.

1. Классификация управления на основе выделения приоритетных средств управления:

Командно-административное управление;

Экономическое управление;



Технократическое управление (привлечение техники и технологий).

2. По критерию понимания роли рынка:

Планово-директивное;

Маркетинговое;

Программно-целевое.

3. По степени формализации в управлении:

Регламентированное, не гибкое;

Нормативное;

Социально – регулируемое управление;

Распорядительное управление.

4. По критерию учета личностного фактора управления:

Автократическое управление;

Коллегиальное управление;

Корпоративное управление;

Либеральное управление.

5. По приоритетам в организации управления:

Функционально-производственное управление;

Управление по результатам;

Стратегическое управление;

Программно-целевое управление.

6. По степени научности:

Эмпирическое управление;

Прагматическое управление;

Научно-концептуальное управление.

Государственное управление – управление обществом с помощью государственных институтов, норм, государственной власти и аппарата.

Основные аспекты системного подхода к анализу управления:

1. Исторический;

2. Культурно-исторические модели менеджмента;

3. По сферам жизнедеятельности общества;

4. Внутрифирменное управление; менеджмент предприятия;

5. Менеджмент на уровне отдельных структурных подразделений предприятия.

6. Отдельные виды и направления менеджмента.

7. Саморегуляция объектов управления и саморегуляция субъектов в управлении.

Основные законы управления:

1. Закон информированности и упорядоченности.

2. Закон пропорциональности и композиции.

3. Закон непрерывного развития.

4. Закон самосохранения.

5. Закон единства, целого и частей.

Принципы управления:

1. Принцип эффективности;

2. Принцип диапазона управления;

3. Скалярный принцип;

4. Принцип делегирования;

5. Принцип паритета полномочий и ответственности;

6. Принцип единоначалия;

7. Принцип Питера (проталкивание руководителя до уровня некомпетентности);

8. Принцип разделения контроля;

9. Принцип обратной связи;

Основные тенденции развития управления в современном обществе являются:

1. Возрастание роли и места управления в обществе. Эта тенденция обусловлена двумя основными факторами: во-первых, усложнением современного общества, что выражается как в бесконечном распылении субъектов и объектов социального управления, так и в росте неопределенности и изменчивости управленческих связей и отношений. Однако необходимость координации и организации общественных процессов и отношений по-прежнему остается актуальной, стало быть, объективно роль управления растет. Во-вторых, возрастает цена управленческой ошибки, способная поставить человечество на грань полного уничтожения. Следовательно, управлять на основе метода проб и ошибок, «на авось» слишком рискованно, нужно профессиональное отношение к управлению.

2. Гуманизация социального управления, где человек становится не просто инструментом или объектом управления, но и его высшей целью. Данная тенденция обусловлена в первую очередь научно-техническим прогрессом, потребовавшим от человека развития его творческих качеств. Последнее невозможно без уважения к личности работника, без вложений в его развитие, культуру.

3. Интернационализация социального управления. Эта тенденция также вытекает из объективных процессов глобализации общества. Однако при этом необходимо помнить, что укрепление международных связей в данной сфере не отрицает национальной самобытности управленческих отношений в различных странах.

Социальное управление - функция общества (социальных систем), направленная на обеспечение своего выживания посредством координации социальных элементов данной системы как между собой, так и с внешней социальной средой. Принято считать, что социальное управление – процесс выработки и осуществления управляющих воздействий социальным субъектом управления (т. е. человеком) для организации, координации и упорядочения социальных элементов в управляемой системе. Это целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на самих себя и окружающий социальный мир, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные организации, партии, фирмы, предприятия и т.д.).

Существуют различные виды управления в обществе: военное, экономическое, социальное, политическое, государственное и другие.

Государственное управление выделяется из управления вообще на основе характера и объема охватываемых управлением общественных явлений и на основе специфики субъекта управления. Государственное управление – это деятельность государственных органов для сохранения и развития общества на основе координации всех элементов социума между собой.

В государственном управлении можно выделить четыре ключевых элемента: Субъект государственного управления – государство в лице своих органов управления, объектгосударственного управления – общественная жизнедеятельность людей, общая цельгосударственного управления - упорядочение, сохранение и развитие общества, основной методгосударственного управления – координация всех элементов социальной системы между собой и с внешней средой.

Государственно-управленческая деятельность – это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

Органы государственного управления – субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность: правительство, министерства, госкомитеты, администрации и т.д.

Так, на долю органов государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли правоохранительную функцию.

Правовое обеспечение государственного управления представляет собой систему законов и подзаконных актов (от Конституции до должностной инструкции государственного служащего), учреждающих государственные органы, наделяющих их полномочиями, регламентирующих их деятельность.

Особенности государственного управления (в определенных случаях они выступают как закономерности его функционирования):

1. Монополия на легитимное принуждение, означающее наличие властной силы государственного управления, которая обусловлена правом, легитимна, и реализуется через силу государственного аппарата, обладающего также и средствами принуждения.

2. Государственное управление носит публичный характер, т.е. распространяется на всех людей, на все общество. Но не в том смысле, что вмешивается во все поступки людей, а в том, что устанавливает основные типовые правила поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение своей властной силой.

3. Государственное управление является системным. Без этого свойства, обусловленного особенностями самого государства, госуправление не будет иметь необходимой координации, согласованности, целенаправленности и, следовательно, рациональности и эффективности.

4. Объектно-субъектный характер государственного управления. Система государственного управления основывается на объективных законах общественного развития – и в этом смысле объективна, независима от воли и сознания человека. Но реализуется эта система через людей, их деятельность, мотивы, цели – и потому субъектна и субъективна. Как правило, эффективное государственное управление совпадает с логикой, законами исторического развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЛАН

Введение

2 Государственное управление и его соотношение с социальным управлением

Заключение

Библиографический список

Введение

Современному обществу приходится постоянно совершенствовать управление. Без этого оно как высокоорганизованная система не может обойтись. Управление как социальный инструмент должно обеспечивать устойчивость и одновременно динамизм сфер государственной и общественной жизни, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, научно-технические и иные процессы.

Все это требует изменений концепций и практики управления в целом и особенно уточнению задач и принципов государственного и социального управления. Насколько обоснованы цели и задачи управления, эффективно ли действуют государственные органы, какова степень участия граждан, как влияет управление на деятельность организаций - эти вопросы никогда не теряют актуальность. Наш прошлый и современный опыт дают разные ответы.

Начало XX века сопровождалось появлением новых концепций управления в обществе, когда оно отождествлялось с государственным централизованным управлением. С распадом СССР и переходом к быстрому формированию рыночных отношений по существу резко ослаб весь механизм государственного управления. С конца 90-х годов пришлось воссоздавать новую практику государственного управления и укреплять иерархические связи его звеньев. Административная реформа, начало которой было положено Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 924 и Концепцией реформы, одобренной Правительством РФ 25 октября 2005 г., означает новый этап развития государственного управления.

Данная тема всегда привлекала внимание исследователей, среди них можно отметить Г.В.Атаманчука, В.И.Чиркина, О.М. Рой, и других.

Цель данного исследования - Рассмотреть соотношение социального и государственного управления и их виды.

1. Понятие и виды социального управления

Социальное управление, как один из видов управления, в полной мере отвечает признакам и особенностям понятия управления как научной категории. Однако как явление, свойственное исключительно социальным системам, где в роли субъектов и объектов выступают люди (их объединения), характеризуется собственными присущими только ему особенностями.

Социальное управление -- это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности, повышения уровня развития всей социальной системы.

В юридической литературе высказано соображение о том, что социальное управление, как и исполнительная власть, -- это продукт разделения: и мерном случае -- труда, во втором -- государственной власти. К. Маркс считал, что государство «должно рассматриваться как деятельность». На основе этого утверждения К. Маркса некоторыми учеными делается вывод об отсутствии сущностных различий между «разделением труда» и «разделением властей».

Какой же смысл вкладывается в понятие «управление»? Термин «управление» происходит от латинского слова «администрация» и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо Юридический словарь. - Т. 2. - М., 1956. - С. 556.. Практическое употребление данного термина чрезвычайно многообразно, им охватываются различного рода явления.

В справочной литературе говорится, что управление есть деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения посредством органов государственной власти. Иногда управление трактуется исключительно как вид учреждения.

Понятие «администрация» как деятельность по управлению также определяется неоднозначно: это либо распорядительные органы, должностные лица, административный персонал, либо руководители учреждений, предприятий, организаций, либо органы исполнительной власти, управления Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1979. - С. 22., либо деятельность государства по управлению, совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления8. Разнобой в определениях значительный. И еще одно из определений «управления» -- это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Справедливо указание на то, что процессы управления наблюдаются в живых организмах, в автоматах, создаваемых руками человека, в общественной жизни. Обобщив сказанное, можно сделать следующие выводы:

1) управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных);

2) управление прежде всего служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов с общими для всех элементов задачами;

3) управление -- внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправление). Упорядочение системы -- основное назначение и свойство управления;

4) управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу.

Перечисленные черты, характеризующие общее понятие управления, приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальные образования, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты). Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Социальное управление есть по существу управление в обществе, которое представляет собой управляемую динамическую систему. В содержательном плане оно есть воздействие на общество, имеющее целью упорядочение общественных связей между составляющими его элементами, а также его членами. Потребность в таком постоянном упорядочении есть одна из объективных закономерностей существования и развития общества.

Следует отметить, что социальное управление -- явление историческое, поскольку потребность организовывать совместную деятельность людей для обеспечения их жизнедеятельности и удовлетворения их потребностей и интересов, для поддержания общественного порядка и внутренней безопасности возникала во все времена.

Управление социальными системами -- более сложный вид управления, чем управление иными системами (механическими, техническими, биологическими), обусловленный огромным потоком многообразной информации, проходящей по различным информационным каналам.

Главным назначением социального управления является воздействие на общность людей с целью упорядочения общества, его организованности, совершенствования и развития, достижения стоящих перед ним задач. При этом обеспечивается согласованность отдельных действий участников совместной деятельности и выполняются общие управленческие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (например, планирование, координация, контроль и др.).

Объектом воздействия социального управления является подвластный субъект управления (отдельный человек или коллективное образование), поведение (действия) которого изменяется под действием указаний управляющего субъекта. Субъектом социального управления выступают отдельные руководители или коллективные органы, осуществляющие управление государстве иными или негосударственными организациями, их структурными подразделениями, общественными объединениями, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. .

Социальное управление достигает своей цели в рамках управленческих отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются между субъектом, обладающим определенными властными полномочиями, и объектом, обязанным подчиняться указаниям этого субъекта.

Власть -- необходимое свойство в управленческих отношениях, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих, наделенных таким властным ресурсом.

Социальное управление реализуется в практической деятельности субъектов управления. К таковым относятся определенные группы людей, как правило, организационно объединенные в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных органов), или отдельные, уполномоченные на это лица.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

1) социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной их деятельности, условие ее нормального (функционирования;

2) социальное управление как общественно необходимая функции своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие ни участников совместной деятельности. Это связано с тем, что управление направлено на установление и поддержание определенного порядка, организованности во взаимосвязях людей;

3) социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение людей, их действия, поступки участников совместной деятельности1. Это категории сознательно-волевого характера, и которых опосредуется руководство поведением людей;

4) социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями;

5) социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей -- участников управленческих отношений. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления обществом и право. М., 1986. С. 33-34.

Следовательно, социальное управление как атрибут общественной жизни представляет собой такую общественно значимую деятельность, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей, их коллективов в интересах эффективного решения стоящих перед ними задач. Природа управления заключена в общественном или совместном труде и вытекает из «самой природы общественного процесса труда, из необходимости организации трудового взаимодействия работников»3.

Управление, возникшее на базе разделения труда, направлено на объединение людей, выполняющих отдельные операции, в совместно работающий коллектив учреждения, предприятия, органа. Особенность природы управления составляет и то, что оно порождается фактором объективным -- необходимостью выполнения этой функции и совместного процесса труда.

Видами социального управления являются: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление и общественное самоуправление.

2 Государственное управление и его соотношение с социальным управлением

Управление имеет место и в деятельности различного рода негосударственных формирований (например, общественных объединений). Там складываются отношения, являющиеся по своей природе управленческими. Однако в них превалируют воля и интересы членов данного негосударственного объединения, не получившие свое выражение в юридических нормах. Управление в них связано с внутренними делами, служит интересам самоорганизации (организации) собственных дел.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся у нас, давая тем самым конституционное и законодательное основания для выделения данного вида государственной деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 г. и Конституция Республики Беларусь 1994 г. отказались от этого термина, закрепив вместо него иной -- исполнительная власть.

Под государственным управлением принято понимать специфический вид государственной деятельности, осуществляемой в различных сферах общественных отношений: в экономической, социально-культурной и в сфере административно-политического строительства. Именно с государственным управлением и связано формирование такой отрасли права в правовой системе Российской Федерации, как административное право.

Государственное управление, в зависимости от того какие субъекты его осуществляют и какими способами, понимается в широком или в узком смысле слова Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. -- М.: Юристъ, 2002. -- С. 26.

Под понятием "государственное управление" до 80-х гг. подразумевалась деятельность исполнительно-распорядительного характера. По мнению профессора Ю.М. Козлова, такая характеристика, во-первых, определяла основное направление этой деятельности - исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, и, во-вторых, указывала на средство достижения данной цели - распорядительство, т.е. использование необходимых юридически-властных полномочий. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 1999.- С.24.

В таком понимании государственное управление рассматривалось как прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых в качестве исполнительных и распорядительных органов государственной власти или же органов государственного управления.

Так, в Конституции СССР 1977 г. Кабинет Министров СССР определялся как исполнительно-распорядительный орган Союза ССР (ст. 128). В полномочия Верховного Совета СССР как постоянно действовавшего законодательного и контрольного органа входило образование и упразднение министерств и других центральных органов государственного управления. Президент СССР возглавлял систему органов государственного управления и обеспечивал их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР (п. 4 ст. 127.3). Кабинет Министров СССР был правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР (ст. 131).

Данный термин употреблялся не только в Конституции, но и в иных актах, развивающих ее положения. В подтверждение этого можно привести Указ Президента от 28 ноября 1991 г. N 242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР", а также Указ Президента от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе", в котором говорится об обязанности Совета Министров - Правительства Российской Федерации обеспечивать бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления. Таким образом, в этот период органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства.

В процессе государственного управления в той или иной мере участвуют органы законодательной и исполнительной власти, органы судебной власти и прокуратуры, органы местного самоуправления и другие органы. Государственное управление в широком понимании -- это и есть деятельность вышеуказанных органов (субъектов государственного управления) по реализации возложенных на них задач и функций в сфере управления.

Государственное управление в узком смысле -- вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Органы, осуществляющие эту власть, называются органами исполнительной власти. К ним относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, советы министров, государственные комитеты и т. д.). Российский Б.В. Административное право: Учебно-ме-тод. и практ. пособие. -- М.: Право и закон, 2001. -- С. 11

Нетрудно заметить, что терминология, применяемая в отношении понятия государственного управления в узком смысле, несколько иная, чем в определении данного понятия в широком смысле. Это связано с тем, что Конституция РФ 1993 г., провозгласившая принцип «разделения властей», термин «органы государственного управления» заменила термином «исполнительная власть», а полномочия по реализации исполнительной власти возложила на Правительство РФ (ст. 110). При этом Конституция РФ предусмотрела участие в этом процессе и других органов исполнительной власти, которые во главе с Правительством РФ представляют единую систему исполнительной власти (ст. 11,71, 112). В эту систему, помимо Правительства РФ, включаются федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) и органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, комитеты, управления и т.д.).

Итак, не все государственные органы, участвующие в управленческом процессе, можно отнести к органам исполнительной власти. Это законодательные, судебные органы, органы прокуратуры и др., которые по своему назначению имеют иные задачи. Однако и те, и другие органы осуществляют государственно-управленческую деятельность, но в разных объемах и разными методами.

Если для органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры и других органов государственно-управленческая деятельность является не основной и в значительной степени связана с обеспечением необходимых условий для эффективной работы их органов, то для органов исполнительной власти эта деятельность -- главная функция, основное направление их деятельности. Основные характеристики государственного управления сводятся к следующему:

а) это конкретный вид государственной деятельности, выполняемый субъектами управления в соответствии с их компетенцией;

б) указанная деятельность носит исполнительно-распорядительный характер (проведение в жизнь законов и иных подзаконных актов, принятие решений, контроль за их исполнением);

в) осуществляется различными субъектами управления, однако управленческая функция -- прерогатива специальных органов -- органов исполнительной власти;

г) деятельность является подзаконной, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной деятельности;

д) характеризуется наличием основных вертикальных (субординационных) связей и не основных -- горизонтальных связей;

е) реализация властных полномочий субъектов управления осуществляется, как правило, во внесудебном, административном порядке.

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление «сверху-вниз», в связи с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.

Таким образом, государственное управление -- это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Государственному управлению как виду управления социального присуще упорядочивающее воздействие на определенный объект. Тем не менее, говоря о государственном управлении, нельзя забывать и его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством?

Профессор Ю.М. Козлов видит суть данной проблемы в следующем: управление различными сторонами государственной общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства, так как в этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 1999.- С.24.

При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований - это и есть процесс исполнения. В определенной мере его осуществляет и сам законодатель, однако он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, поэтому возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое управление в исполнительно-распорядительном варианте.

Таким образом, исполнение - это (в рассматриваемом аспекте) и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы.

социальный государственный управление

Заключение

Подведем итоги исследования. Социальное управление -- это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности, повышения уровня развития всей социальной системы.

Разновидность социального управления -- государственное управление, имеющее своим главным назначением упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, на их сознательно-волевое поведение, на организацию общественных связей. Государственное управление -- это один из видов деятельности государства.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система.

Проведя анализ содержания социального и государственного управления, были сделаны выводы. В широком смысле оно производно от задач государства, которые выражают его деятельность в разных сферах. Каждая из них включает в себя комплекс подфункций, выполняемых разными ветвями власти, органами и организациями. У каждого участника - своя "доля" выполнения общих функций. Поэтому в более узком смысле государственное управление выполняет такие задачи, как легализующие, распорядительные, нормирующие, контрольные и др.

Это позволяет использовать в различных отраслях и ситуациях гибкие методы воздействия на социально-экономические процессы, на деятельность органов и организаций, на поведение людей. От правильного выбора регуляторов и меры их соотношения зависит уровень развития экономики и социальной сферы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Указ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" N 314 // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023

3. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 1999.- С.24.

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Юридическая литература. - 2002.

5. Атаманчук Г.В. Управление: всегда есть варианты. - М.: РАГС, 1999.

6. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

7. Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. - № 10.

8. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении.-М.:МНИИПУ,1998.-176с.

9. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления обществом и право. М., 1986. С. 33-34.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1979. - С. 22.

11. Осадчая Н.В., Гончар Н.В. Правовая природа терминов "государственное управление" и "исполнительная власть" и их судьба в российском законодательстве // Законодательство и экономика. - 2004. - № 5.

12. Россинский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004 г. N 7.

13. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1, М., 2002

14. Тихомиров Ю.А. Государственное управление: модели и реальность // Право и экономика. - № 4, апрель 2006.

15. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 93.

16. Юридический словарь. - Т. 2. - М., 1956. - С. 556.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и принципы государственного управления, заключающегося в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни. Управление государственной безопасностью в РФ.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2011

    Общее понятие управления. Социальное управление и его виды. Государственное управление, его субъекты и виды. Исполнительная власть: механизм осуществления, соотношение с государственным управлением. Исполнительная власть в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Сущность, цели и задачи социальным управлением региона. Особенности социального развития в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социальным развитием Республики Марий Эл.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2009

    Понятие, признаки, структура, механизм и методы осуществления государственной власти и её соотношение с государством. Государственное управление как система и процесс во взаимодействии с окружающей социальной средой. Выработка управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2016

    Понятие, сущность и принципы государственного управления. Характеристика процесса формирования и факторы, влияющие на государственное управление в России. Пути повышения его эффективности. Соотношение государственного управления и исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Понятие и функции государственного управления, особенности реализации данного процесса в современной России. Административно-правовой статус органов исполнительной власти, принципы организации и деятельности, соотношение с государственным управлением.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания. Государство - главный субъект социального управления. Корпоративный метод социального управления. Поиск пути общественного развития - главная задача социального управления.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2006

    Категория "управление" как социальное явление. Сущность и цели государственного управления, пути повышения его эффективности. Исполнительная власть в Российской Федерации, ее понятие, признаки и функции. Соотношение госуправления и исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2011

    Характерные черты любого управленческого процесса. Понятие и виды управления. Социальное управление: понятие, признаки и функции. Сущность и основные черты государственного управления. Исполнительная власть – одна из ветвей единой государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2011

    Изучение истории развития управления, возникшего в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к разделению управленческой и исполнительной деятельности. Характеристика государства, как главного субъекта социального управления.

Юридические факты-основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. По порождаемым последствиям существуют правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. Юридические факты делятся на события и действия. Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия – правомерные и неправомерные. Правомерные – соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки). События (стихийные бедствия, смерть, достижение определенного возраста – 16 лет).

Управление – совокупность действий совершаемых для достижения определённых целей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств.

Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Государственное управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Таким образом, сущность государственного управления заключается в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.

Два подхода к государственному управлению.

1.Деятельность всех государственных органов.

2.Деятельность органов исполнительной власти.

Основные характерные признаки государственного управления

1.Исполнительно-распорядительный характер.

Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством достижения этой цели- использование необходимых юридически-властных полномочий.

2.Организационная и практическая направленность.

3.Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.

Другие признаки государственного управления.

1.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики.



2.Определённая целевая и функциональная специфика

3.Наличие определённых ресурсов.

4.Непосредственная ответственность за исполнение законов.

5.Использование определённых форм и методов.

Атаманчук Г.В. под государственным управлением понимает практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо и является функцией организованных систем любой природы и сложности. По своей сути оно связано с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, и обеспечения необходимого режима ее организации и функционирования.

Управляющий субъект, во-первых, всегда получает информацию о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы, а также информацию извне (вне системы).

Во-вторых, он эту информацию интерпретирует, исходя из задач, стоящих перед системой, оценивает, анализирует и на основе этого, принимает управленческое решение, т. е. решение о характере воздействия на объект управления. И наконец, в-третьих, передает информацию, связанную с принятым решением, управляемому объекту, осуществляя на него необходимое управленческое воздействие. Необходимость поступления информации от объекта управления к субъекту управления, ее оценки и анализа для принятия субъектом управленческого решения свидетельствует о том, что управление не сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является во многом процессом их взаимодействия.

Таким образом, под управлением следует понимать такое воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение стоящих перед системой, задач, обеспечения ее организации и функционирования.

В управлении социальными системами значительную роль играют субъективные факторы волевого, эмоционального, иного психологического характера, сложившиеся отношения между людьми, традиции, устои, привычки, морально-этические нормы и т.д. Однако управление такими системами любой величины и иерархии обусловливается общими закономерностями, свойственными процессу управления, едиными подходами к принятию и реализации управленческих решений на основе получения, преобразования и передачи информации.

Государственному управлению как особому виду социального управления в наибольшей степени присущи разветвленные сети информационных потоков, проходящих от субъектов к объектам управления (по каналам прямой связи), и от объектов к субъектам управления (по каналам обратной связи). Неучет субъектом социального управления, и особенно субъектом государственного управления, хотя бы части информации, которая поступает или должна поступать к нему, ее недооценка и недостаточный анализ приводят к выработке неоптимальных управленческих решений, в результате чего процесс управления становится неэффективным.

В соответствии с положениями кибернетики в зависимости от структуры системы управления существуют различные варианты прямой и обратной связи между ее элементами. Причем в больших системах, к которым относится и государство, отдельным автономным подсистемам (блокам, ветвям) управления присущи разные информационные каналы. Эффективное управление большой системой достигается лишь при учете и анализе дифференцированной информации, проходящей по всем (или, по крайней мере, большинству) из этих каналов, и ее последующей интеграции.

Этим и обусловливается с точки зрения кибернетики целесообразность осуществления государственного управления за счет использования нескольких, независимых друг от друга подсистем как одного и того же, так и разных уровней иерархии с надлежащей координацией их функционирования.

На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры как законодательная и исполнительная власть разных уровней, суды, банковская система, прокуратура и др. Опыт свидетельствует также, что эффективно управлять государством невозможно без включения в процесс управления органов местного самоуправления, которые в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации формально не входят в систему органов государственной власти. Все перечисленные органы - субъекты государственного управления в широком смысле этого слова. Каждому из них присущи самостоятельные, нередко свойственные только ему, специфические методы осуществления управленческой деятельности.

Такой подход к государственному управлению принципиально отличается от концепции, существовавшей до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации. Ранее государственное управление понималось в узком смысле этого слова, как деятельность, присущая лишь исполнительному аппарату органов государственной власти. Только исполнительные органы (правительства, министерства, ведомства, исполнительные комитеты советов), которые образовывались и контролировались органами государственной власти (советами депутатов трудящихся всех уровней), признавались органами государственного управления.


17. Сущность и содержание государственного управления. Принципы и функции государственного управления.

Общие функции управления:

Информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

Прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем; моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

Планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

Организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

Координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

Распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

Регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

Контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

Учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий. Признаки государственного управления :

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно внепланово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.

Различают следующие цели управления :

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований. Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные. Общие (социально-правовые) принципы:

демократизм – народ выступает единственным источником власти, он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти,контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени. Организационные принципы:

отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Предмет, метод и система административного права Управление, социальное управление, государственное управление. Соотношение государственного управления и исполнительной власти. Управление - это целенаправленное воздействие на ка кой-либо процесс для приведения его в соответствие с опреде ленными закономерностями. Социальное управление - управление социальными про цессами, протекающими в человеческих общностях. Государственное управление - это форма реализации пре рогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе государственного управления. Государственное управление - это конкретный вид деятельности по осуществле нию единой государственной власти. По своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. Понятие государственного управления является более объемным, нежели понятие исполнительной власти, поскольку государственное управление в широком смысле представляет собой общую функциональную характеристику государствен ной власти, включая все три ее ветви. Понятие исполнительной власти можно считать в определенном смысле производным от понятия государственного управления. Она призвана опреде лить объем и характер государственной власти в процессе госу дарственно-управленческой деятельности. В то же время госу дарственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятель ности по государственному управлению, выражая его функцио нальную (исполнительную) направленность. 1 / 13

2 Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в связи и по по воду практической реализации исполнительной власти (в бо лее широком понимании - в процессе осуществления госу дарственно-управленческой деятельности). Предмет науки административного права - система административно-правовых норм, регулирующих обществен ные отношения в сфере государственного управления (в бо лее узком понимании - система административно-правовых норм, регулирующих исполнительную власть). Принципы административного права. Приоритет личности и ее интересов: в процессе реализа ции исполнительной власти становятся реальными и гаран тированными права и свободы человека и гражданина, обес печивается их защита. Разделение властей: каждый орган государственной вла сти должен заниматься своим делом в рамках определенной законом или указом Президента РФ компетенции в области правотворчества. Федерализм: административное и административно-про цессуальное право отнесены к совместному ведению Федера ции и ее субъектов. Гласность: административные нормативные акты, затра гивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. 2 / 13

3 Ответственность: наступление административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований административно-правовых норм. Законность: исполнительные органы при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать действующее законодательство. Системность: административное право представляет собой определенную систему правовых норм, регулирующих общест венные отношения в сфере государственного управления, или, другими словами, регулирующих исполнительную власть. Регламентация последовательности применения админист ративно-правовых норм: устан овление определенного порядка реализации (в первую очередь применения) административ но-правовых норм. Функции административного права. Правоисполнительная: административное право есть юри дическая форма реализации исполнительной власти. Правотворческая: наделение субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. Организационная: обеспечение нормами административ ного права организационного характера управленческой дея тельности. Координационная: обеспечение разумного и эффективно го взаимодействия всех элементов регулируемой администра тивным правом сферы государственного управления. 3 / 13

4 Правоохранительная: обеспечение соблюдения установлен ного в сфере государственного управления правового режима. Теоретическая: способствование развитию юридической науки, общей теории социального управления. Прикладная: разработка рекомендаций по совершенство ванию правового регулирования деятельности государствен ной администрации. Воспитательная: способствование развитию необходи мых принципов поведения у граждан, служащих. Систематизация административно-правового законо дательства - упорядочение административных нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практи ке. Существуют следующие виды систематизации администра тивно-правовых норм: учет, инкорпорация, консолидация, кодификация. Административное право относится к числу самых несис тематизированных, в том числе некодифицированных отраслей российского права, что во многом объясняется ее многопро-фильностью. В настоящее время кодифицирована только та ее часть, которая касается административной ответственности, но и это только частичная кодификация. 4 / 13

5 Тесты Задания закрытой формы 1. Принципами административного права являются: а) методология администрирования; б) системность; в) регламентация последовательности применения ад министративно-правовых норм; г) научность; д) комплексность. 2. Предметом науки административного права является: а) общественные отношения, возникающие в сфере го сударственного управления; б) общественные отношения, возникающие при фор мировании и функционировании государственной админи страции; 5 / 13

6 в) система административно-правовых норм, регули рующих общественные отношения в сфере государственного управления; г) система административно-правовых норм, регули рующих исполнительную власть. 3. Государственное управление является разновидностью управления: а) биологического; б) технократического; в) социального; г) технического. 4. Целенаправленное воздействие на процесс для приве дения его в соответствие с определенными закономерностями - это: а) общее управление; б) социальное управление; в) государственное управление; 6 / 13

7 г) биологическое управление. 5. Вид государственной деятельности, в процессе кото рой реализуется исполнительная государственная власть: а) правосудие; б) государственное управление; в) законотворчество; г) правореализация. 6. В процессе исполнительно-распорядительной деятель ности органов государственного управления складываются от ношения между: а) гражданами; б) предприятиями; в) органами государственного управления и гражданами; г) общественными объединениями. 7 / 13

8 7. Соотношение государственного управления и испол нительной власти выражается в следующем: а) понятие государственного управления шире понятия исполнительной власти; б) понятие исполнительной власти шире понятия госу дарственного управления; в) исполнительная власть реализуется в рамках госу дарственного управления; г) это одно и то же. 8. Административное право РФ относится к числу от раслей: а) некодифицированных; б) частично кодифицированных; в) кодифицированных; г) консолидированных. 9. Систематизация административно-правового законо дательства - это: а) организация издания собрания законодательства; 8 / 13

9 б) создание свода административных нормативно-пра вовых актов; в) принятие системы законов в рамках отрасли админи стративного права; г) упорядочение административных нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике. Задания открытой формы Дополните утверждение функция административного права способствует развитию юридической науки, общей теории социального управления функция административного права предполагает раз работку рекомендаций по совершенствованию правового регу лирования деятельности государственной администрации функция административного права способствует развитию необходимых принципов поведения у граждан, служащих. 9 / 13

10 Задания на установление соответствия 13. Соответствие функций административного права их содержанию: 1. Правоисполнительная А. Обеспечение разумного и эффективного взаи модействия всех элементов регулируемой ад 2. Правотворче ская Б. Обеспечение соблюдения установленного в сфере государственного управления правового 3. Организаци онная В. Административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти 4. Координаци онная Г. Обеспечение нормами административного пра ва организационного характера управленческо 5. Правоохра нительная 10 / 13

11 Д. Наделение субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормо т 14. Соответствие принципов административного права их содержанию: 1. Приоритет лично сти и ее интересов А. Административные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применя 2. Разделение властей Б. Наступление административной или дис циплинарной ответственности за наруше ние требов 3. Федерализм В. В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантиро ванными 4. Гласность 11 / 13

12 Г. Исполнительные органы при применении административно-правовых норм обязаны строго со 5. Ответственность Д. Административное и административно-процессуальное право отнесены к совмест ному веде 6. Законность Е. Каждый орган государственной власти должен заниматься своим делом в рамках определен Задания на установление правильного порядка 15. Последовательность понятий в порядке сокращения объема их содержания: а) (...) система права; б) (...) система правового регулирования; в) (...) правовая система. 12 / 13

13 16. Последовательность понятий в порядке сокращения объема их содержания: а) (...) норма административного права; б) (...) административное право как отрасль права; в) (...) субинститут административного права; г) (...) подотрасль административного права; д) (...) институт административного права. 17. Последовательность систематизации в порядке воз растания степени переработки изданных правовых норм: а) (...) консолидация; б) (...) инкорпорация; в) (...) учет; г) (...) кодификация. 13 / 13


Административно-правовые отношения - это урегули рованные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполни тельной власти. Особенности административно-правовых

Международный консорциум «Электронный университет» Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Евразийский открытый институт Душакова Л.А. Чепурнова Н.М. Административное

1. Государственное управление и исполнительная власть. 2. Предмет и система отрасли административного права. 3. Административное право и административный про цесс. 4. Административный процесс и административная

В авторской редакции Ю. Е. Винокуров, А. А. Дарбинян К вопросу о понятии государственного управления Сосуществование и сотрудничество людей в той или иной мере нуждается в управлении. В этом смысле управление

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 9 августа 2011 г. Пр-2299 и Министерства юстиции Российской Федерации, Учреждением Российской академии наук Институт государства и права РАН

Глава 13. Систематизация законодательства 13.1. Понятие «система законодательства» 13.2. Виды систематизации 13.3. Правотворчество и кодификация 13.1. Понятие «система законодательства» В широком смысле

АННОТАЦИЯ учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» Направление подготовки бакалавров: 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" Программа: "Антикризисное

Перечень вопросов для подготовки к итоговому государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» 1. Понятие, предмет и функции науки теории государства и права. 2. Методология теории государства

Программа вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине «Административное право; административный процесс» - Ростов н/д: РГЭУ (РИНХ), 2016. Программу разработал: Позднышов Алексей Николаевич,

Е.Н. МАНИНА * ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Ключевые слова: проблемы кодификации, административное право, административно-правовое регулирование,

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С.А. Калинин 1. Качественное совершенствование законодательства зависит от внутренне согласованной, научно и логически обоснованной

Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функции Различными кодифицированными словарями управление

Орган исполнительной власти - структурное подразде ление государственного аппарата, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения вла стей с целью исполнения законов в

Тема 8. СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, а потому и общеотраслевой режим административноправового регулирования носит публично-правовой

1. Виды форм деятельности исполнительной власти Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержа ние, которые взаимосвязаны, активно влияют друг на друга. Со держание это совокупность элементов,

Тема 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Приступая к изучению административного права, стоит обратить внимание на его этимологию (происхождение термина),

Ю. Н. Старилов АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ: СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ОНО ОБЩЕПРИЗНАННЫМ СТАНДАРТАМ И ПРИНЦИПАМ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА? Ответ на поставленный в заголовке настоящей работы вопрос обязывает

Закон Санкт-Петербурга О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года 14 ноября 2008 года 674-122 Настоящий

Олимпиада для студентов и выпускников вузов 2012 г. Профили: «История, теория и философия права», «Правовая информатика» Тестовая часть задания (50 вопросов). Оценивается до 50 баллов. ПРАВИЛЬНЫЙ ответ

С. Е. Великанова А. А. Маркова Административное право. Ответы на экзаменационные билеты Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6147124 Административное право. Ответы

Вопросы для государственного экзамена «Теория государства и права»: 1. Виды и объем толкования норма права. 2. Виды правового регулирования. Их характеристика. 3. Виды правовых норм. 4. Виды правонарушений.

1. Система права: понятие и структура. 2. Публичное и частное, материальное и процессуальное, внутригосударственное и международное право. 3. Систематизация законодательства. Система права: понятие и структура

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ НЕДВИЖИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ» УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ НЕДВИЖИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.03

Структура программы Тема 1. Предмет и метод теории государства и права Тема 2. Проблемы сущности, типа и формы государства Тема 3. Место и роль государства в политической системе об щества. Функции и механизм

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Основы государственного и муниципального 1.2.1. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 180 часов (5 ЗЕ) из них: лекций

Тестовые задания 1. Правообразование и правотворчество соотносятся как: 1) форма и содержание; 2) целое и часть; 3) подобное и различное; 4) конкретное и абстрактное. 2. К основным принципам правотворчества

УТВЕРЖДЕНА На заседании кафедры теории государства и права протокол 1 от 1 сентября 2015 года Зав. кафедрой Утяшев М.М. Темы диссертаций по магистерской программе "Правовое регулирование государственного

Тест 1 1 Какое понятие является более широким «правотворчество» или «правообразование»? -Понятие «правотворчество» является более широким, чем «правообразование» -Понятие «правообразование» является более

32 Ищенко О. А., Филатов А. В. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению миграционного законодательства на территории Российской Федерации // Миграц. право. 2006. 1. С 10. 33 См.: Сандугей А.

Нормативно правовое регулирование федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации Нормативно правовое регулирование федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 6-ФКЗ и от 30.12.2008 7-ФКЗ) Мы, многонациональный

1. Понятие и структурные элементы системы права Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права это его внут ренняя структура, состоящая из взаимосогласованных

Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник / Е. С. Шугрина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 560 с. Оглавление Список сокращений Глава 1. Понятие и признаки местного 1. Общая характеристика

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КАЗАЧИНСКИЙ РАЙОН МОКРУШИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РЕШЕНИЕ 27. 04.2015г с. Мокрушинское 10-153 О внесении изменений и дополнений в Устав Мокрушинского сельсовета

Глава 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 1. Что регулирует административное право? 2. Управленческие отношения 3. Функции административного права 4. Административная правосубъектность 5. Административное

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ О.В. Козловская, аспирант. Научный руководитель: О.В. Финогентова, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 апреля 2012 года 23-Ф3 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Вестник ВГУ. Серия Право Г. Д. Денисова кандидат юридических наук, доцент Воронежский государственный университет О СУБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2008, 1 128 В любой стране

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б.3. Б.14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Направленность (профиль) подготовки Государственное регулирование

Примерные вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право 1. Понятие конституционного права как ведущей

1. Понятие формы управленческих действий Форма управления это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами

4 мая 2012 года N 46/2012-ОЗ Статья 1. Общие положения ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принят постановлением Московской областной Думы от 26 апреля 2012 г. N 18/14-П

Тематика выпускных (бакалаврских) работ 2016-2017 учебный год по государственно-правовому профилю 1. Законность в Российской Федерации: вопросы теории и практики (на примере Республики Татарстан). 2. Правовая

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств дисциплины ОП. 03.Административное право Специальность 40.02.01 Право и организация социального

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Современные вызовы и возможности в подготовке кадров для государственного и муниципального управления» Гегедюш Наталья Сергеевна, к.с.н., доцент [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Факультет государственного и муниципального Кафедра государственного и административного права

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Онланбекова Галия Муратовна канд. юрид. наук, соискатель Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Алматы, Республика Казахстан КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Мелькина Анастасия Андреевна Студент Самарский государственный экономический университет Россия, Самарская обл., г. Самара ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Юридический процесс - это нормативно установленные

Шевцов В. М. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК СУБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» Кафедра административной деятельности факультета милиции УТВЕРЖДАЮ Вриод начальника кафедры административной

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕНО Министерством образования Республики Беларусь 03.10.2006 г. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ТИПОВАЯ

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ командный зачет Команда Команда ГрГУ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КОДЕКС О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И

Содержание дисциплины «Административное право» ОБЩАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА. Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера

Административное право. Конспект лекций. Новиков С.А. М.: Приор-издат, 2003. 128 с. Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам,

Þ. È. Ìèãà åâ, Ë. Ë. Ïîïîâ, Ñ. Â. Òèõîìèðîâ ÀÄÌÈÍÈÑÒÐÀÒÈÂÍÎÅ ÏÐÀÂÎ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ 4-å èçäàíèå, ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå Ïîä ðåäàêöèåé çàñëóæåííîãî äåÿòåëÿ

Нормативные правовые акты главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для нормативных правовых актов характерны

Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» Зарегистрировано в Минюсте России 12 мая 2014 г. 32220 Министерство

СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государстведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной

УДК 347.73 Ю. А. Крохина Принципы финансового права: постановка проблемы систематизации В статье дается научное обоснование принципов финансового права, предпринята попытка их систематизации. Рассмотрены

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Е. В. Рябцева ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Законодательство о хозяйственной (предпринимательской) деятельности Нормы права регулируют самые различные общественные отношения, в том числе и отношения осуществляемые в сфере хозяйственной (предпринимательской)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Республике Дагестан Принят Народным Собранием Республики Дагестан 25 ноября 2015 года Статья 1. Предмет регулирования

5.3. Системотехника нормотворчества (современные информационно-аналитические технологии менеджмента в системе законодательной власти) Общеизвестно, что правотворчество является одной из важных отраслей

В) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 1.3.3. антикоррупционная политика деятельность администрации Учреждения, направленная на создание эффективной системы противодействия

I k ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации проведения на территории

I i ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городского округа с внутригородским делением Республики Дагестан государственными полномочиями

В учебнике рассматриваются тенденции развития науки о государстве ве, ее современное состояние, раскрываются основные понятия и кате государства и права, характеризуются правовые системы современности.

1. Общие положения Положение об антикоррупционной политике КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум» 1.1. Положение об антикоррупционной политике в КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум» (далее положение)

Оглавление Введение ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Раздел I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1. Управление, государственное

Загрузка...
Top