Юрий власов белое мгновение. Юрий власов

Юрий Петрович Власов (5 декабря 1935, Макеевка, Донецкая область) - советский тяжелоатлет, русский писатель, российский политический деятель.

Заслуженный мастер спорта СССР (1959). Выступал в тяжёлом весе.Олимпийский чемпион (1960), серебряный призёр Игр (1964). 4-кратный чемпион мира (1959, 1961-1963). 6-кратный чемпион Европы (1959-1964; в неолимпийские годы чемпионаты проводились в рамках чемпионатов мира). 5-кратный чемпион СССР (1959-1963). Установил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР (1957-1967).

С 1959 года Власов печатает очерки и рассказы, а через два года он стал лауреатом второй премии конкурса на лучший спортивный рассказ 1961 года (организаторы — редакция газеты «Советский спорт» и Московское отделение Союза писателей; первая премия не присуждена). На чемпионат Европы 1962 года Власов поехал не только как спортсмен, но и как специальный корреспондент газеты «Известия».

Первая книга - сборник рассказов «Себя преодолеть» - вышла в 1964 году (ещё до поражения на токийских Играх).

В 1968 году, после ухода из большого спорта и увольнения из армии, Власов стал профессиональным литератором. В последующие годы выходят повесть «Белое мгновение» (1972) и роман «Солёные радости» (1976).

Особняком стоит книга «Особый район Китая. 1942-1945» (1973), которую Юрий Власов опубликовал под псевдонимом отца (Владимиров). Книга стала результатом 7-летней (как позже вспоминал Власов) работы в архивах, опросов очевидцев, в ней использованы дневники П. П. Власова.

Затем последовал долгий перерыв, в течение которого Юрий Власов писал в основном «в стол». В 1984 году была издана книга «Справедливость силы», а в 1989 году вышло её новое, переработанное издание (в книге указаны годы написания: 1978-1979 и 1987-1989). Автобиография по форме, книга содержит многочисленные экскурсы в историю тяжёлой атлетики, размышления о спорте - и не только.

Большинство последующих книг Власова - исторические и публицистические, оба этих жанра тесно переплетены.

(Родился в 1935 г.)

Советский тяжелоатлет. Чемпион игр XVII Олимпиады в Риме (Италия), 1960 год

На римской Олимпиаде штангисты-тяжеловесы вступили в борьбу позже всех других спортсменов, когда почти все комплекты медалей были уже разыграны, и имена спортсменов, ставших героями игр, повторял весь мир. Так что соперничество советского атлета Юрия Власова с двумя американцами - негром-гигантом Джеймсом Брэдфордом и Норбертом Шемански, олимпийским чемпионом 1952 года (тогда, правда, он выступал в полутяжелой весовой категории) можно, пожалуй, сравнить с мощным финальным аккордом игр XVII Олимпиады.

А когда в борьбе тяжеловесов определился победитель, которым стал Юрий Власов, журналисты немедленно окрестили его «самым сильным человеком» планеты. Ведь он побил, наконец, мировой рекорд американца Пола Андерсона в тяжелоатлетическом многоборье - жиме, рывке и толчке, установленный на чемпионате мира 1955 года и составляющий 512,5 килограмма.

Однако многих удивляло, что Власов никак не соответствовал обычным представлениям о силачах-тяжелоатлетах, поражающих лишь весом и мускулатурой, но никак не интеллектом. Все уже знали, что штангист из СССР, на помост, кстати, выходивший в очках, оказался великолепно образованным, обаятельным человеком. Тонким ценителем литературы, искусства, музыки…

Правда, о том, что он и сам всерьез пробует свои силы в литературе, тогда еще мало кому было известно. Но годы спустя Юрию Власову предстояло стать профессиональным писателем, автором многих книг, в том числе и художественных. По счастью, написал он и документальную книгу «Себя преодолеть», в которой лучше чем это сделал бы кто-нибудь другой, рассказал и о своем пути в спорте, и о главной своей победе - на Олимпийских играх 1960 года.

С одиннадцати до восемнадцати лет Власов учился в саратовском Суворовском училище, которое окончил с отличием. «Рос я в суворовском училище, - рассказывает он сам, - среди крепких и здоровых мальчишек. Сила и удаль особенно ценились и уважались у нас. Мы понемногу занимались борьбой, боксом, легкой атлетикой. Все вместе: и книжные герои, желание двигаться, бороться, побеждать - зародило в нас любовь к спорту».

Удивительно, но штангу в свои «суворовские» годы Юрий Власов недолюбливал. Тяжелой атлетикой он увлекся уже во время учебы в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, которую, кстати, за год до римской Олимпиады окончил с красным дипломом и медалью. А в год поступления в академию Власов увидел своими глазами знаменитого американского штангиста, мирового рекордсмена Пола Андерсена.

«Лето 1955 года, - рассказывает он сам. - Зеленый театр московского Парка культуры и отдыха имени Горького. Матч штангистов США - СССР. Я сижу в центре зрительного зала и жадно ловлю каждый вздох Пола Андерсона. Огромные тяжести в его руках становились просто невесомыми, и зал буквально ревел от восторга.

Нет, тогда я не верил в то, что Андерсона можно победить - слишком фантастическими казались его результаты. Тогда я еще не понимал одной очень сложной и в то же время очень простой истины, гласящей, что возможности человека беспредельны, что любой, самый высокий результат является лишь вехой на пути вперед. Просто в любой области человеческой деятельности большое, выдающееся опережает свое время и поражает современников, а потом, глядишь, феноменальное уже воспринимается как обыденное, привычное».

После того лета 1955 года пройдет пять лет, и Юрий Власов превзойдет достижения Андерсона. Уже в 1957 году он выполнил норму мастера спорта и считался одним из лучших тяжелоатлетов страны. В 1959 году впервые стал чемпионом СССР, завоевав в том же году титулы чемпиона мира и Европы. На игры XVII Олимпиады 1960 года в Риме Власов поехал, вновь став чемпионом мира, Европы и страны.

В турнире штангистов-тяжеловесов участвовали 18 спортсменов. Но явными фаворитами были только трое, и кульминация - противостояние между Юрием Власовым, Джеймсом Брэдфордом и Норбертом Шемански в римском «Дворце спорта» - пришлась уже на ночные часы. В первом движении - жиме - лучшие результаты Власова и Брэдфорда оказались одинаковыми: 180 килограммов. Оба установили в жиме олимпийский рекорд. Шемански отстал на 10 килограммов.

Во втором движении - рывке - все трое подняли по 150 килограммов. Но во втором подходе Власов поднял уже 155 килограммов, опередив ближайшего соперника в многоборье Брэдфорда на 5 килограммов. Кроме того, в рывке он установил новый олимпийский рекорд.

Теперь победитель должен был определиться в третьем движении - толчке. Шемански толкнул 180 килограммов. Брэдфорд - 182,5 килограмма. Власов - 185 килограммов. И хотя оба его соперника уже прекратили бороться, и Власов не только стал олимпийским чемпионом, но и побил, наконец, мировой рекорд Пола Андерсона в тяжелоатлетическом многоборье, он использовал еще два своих подхода.

Сначала Власов попросил установить на штанге 195 килограммов и толкнул его, улучшив теперь уже свой собственный мировой и олимпийский рекорд. А потом на штанге был установлен вес 202,5 килограмма. В зале воцарилась тишина…

«Длинный коридор из людей, - рассказывает об этих мгновениях сам Власов. - Я шагаю на помост. Впереди большой зал, тишина и штанга. На штанге - рекордный вес. Подхожу к штанге. Расставляю ступни. Предельно точно. Отклонение нарушит движение. Штанга не пойдет по выгодному пути. Сжимаюсь. Мельком оглядываюсь: трибуны, люди, огни… Штанга на груди. Воздух. Глотнул и замер. Скованы мышцы… Жду команды судьи. Спина заломлена назад. Штанга сдавливает сосуды, и в голове нарастает гул.

Команда! Врос в усилие. Штанга сорвалась с груди и стремится вверх. Звон в ушах, гул подтянутых мускулов. Точно басовые страны рокочут. Проскочить бы мертвую точку. Самый дурной момент. Одна группа мышц, отключаясь, передает усилие следующей. А та, следующая, в положении крайне невыгодном и поэтому не развивает наибольшей мощности. Штанга здесь может остановиться, а борьба. закончиться.

Вжимаюсь в усилие!.. Выиграть! Вот-вот оторвутся носки, и судьи не засчитают попытку. Обрушился, точно стена высоченного дома, крик. Кричат люди. Крик подхлестывает. Не сдаюсь. Из последних сил упираюсь руками. Весь я в музыке. На пределе ревут басовые струны - самые мощные мускулы. Балансирую корпусом. Ступни перекатываются в ботинках, но ботинки неподвижны. Их нельзя отрывать от пола. Запрещено правилами.

Слушаю штангу над головой. Слушаю, как одно большое ухо. Держать!.. «Есть! » - это голос судьи».

Так, подняв 202,5 килограмма, Власов довел мировой и олимпийский рекорд в сумме многоборья до 537,5 килограммов, превысив достижение Андерсона сразу на четверть центнера. Кроме того, установил мировой и олимпийский рекорд в толчке. Из зала нового чемпиона вынесли на руках.

Вице-президент Международной федерации тяжелой атлетики Бруно Норберг прокомментировал победу Юрия Власова на играх XVII Олимпиады 1960 года в Риме так: «Поразителен юный профессор тяжелой атлетики Власов. Его отполированная техника венчает феноменальную силу. Не секрет, что многие атлеты тяжелого веса тучны и неуклюжи. Власов же элегантен, изумительно сложен, его выступления - радость для всех. Результат советского штангиста приведет к новому бурному развитию тяжелой атлетики во всем мире».

Следующие после римской Олимпиады три года Власов выигрывал все соревнования, в которых участвовал - трижды становился чемпионом мира, Европы и страны. Только 1964 год был менее удачен - ему удалось завоевать лишь титул чемпиона Европы. Однако в том же году Власов установил новый мировой рекорд в тяжелоатлетическом многоборье - 580 килограммов.

В 1964 году проходили игры XVIII Олимпиады в Токио, но на них Юрию Власову досталась только серебряная медаль. Чемпионом же стал Леонид Жаботинский, поднявший в сумме тяжелоатлетического многоборья 572,5 килограмма. Власов отстал от него на два с половиной килограмма. Однако в жиме он установил новый мировой и олимпийский рекорд, подняв 197,5 килограмма.

Любопытно, кстати, что третьим призером, как и на римской Олимпиаде, стал американец Норберт Шемански.

После токийской Олимпиады Власов прекратил активные тренировки и выступал на соревнованиях только время от времени. Но в 1967 году на чемпионате Москвы установил свой последний мировой рекорд в жиме - 199 килограммов. Всего же на его счету 28 мировых рекордов, пять из которых - в троеборье.

С тех пор Юрий Власов занимается литературным трудом и общественной деятельностью. Он автор книг «Себя преодолеть», «Соленые радости», «Справедливость силы», «Белое мгновение», «Верить», трилогии «Огненный крест». Большую известность получила книга «Особый район Китая», где Власов рассказал о работе своего отца в годы Второй мировой войны военным корреспондентом ТАСС в Китае.

«Этот замечательный человек стоит особняком в истории мирового спорта. Чистый и порядочный, без какого-либо допинга. Именно таким должен быть настоящий олимпийский чемпион - интеллигент, интеллектуал, спортсмен с большой буквы и просто гражданин своей страны» - такую оценку, советский тяжелоатлет получил из уст Юрия Никулина. По-другому, пожалуй, и не скажешь. Обладатель олимпийского золота в Риме, победитель четырёх чемпионатов мира и шести европейских первенств - всё это он, штангист Юрий Власов, биография которого стала примером для подражания будущих поколений юных тяжелоатлетов.

От отца - к сыну

Родился будущий олимпийский чемпион на Украине, в городе Макеевке Донецкой области. 5 декабря 1935 года в семье советского разведчика и дипломата Петра Парфёновича Власова и потомственной кубанской казачки Марии Даниловны Власовой (в девичестве Лымарь) появился на свет Власов Юрий Петрович. Об отце будущего многократного рекордсмена по следует рассказать немного подробнее.

После окончания Московского института востоковедения в 1937 году П. П. Власов всю свою дальнейшую жизнь был связан с Главным разведывательным управлением. По заданию телеграфного агентства он был направлен военным корреспондентом в Китай, где проработал до 1946 года. Всё это в будущем опишет в книге «Особый район Китая» штангист Юрий Власов. Биография Петра Парфёновича в послевоенные годы была связана с дипломатической работой. Незадолго до своей смерти в июле 1952 года отец будущего великого тяжелоатлета был назначен чрезвычайным послом советского государства в республике Бирма.

К сожалению, после вручения верительных грамот Пётр Власов не смог приступить к своим дипломатическим обязанностям. Власов Юрий Петрович всю жизнь гордится своим отцом, человеком удивительно яркой судьбы, о чём он неоднократно писал в своих книгах, посвященных детству и своему пути в спорте.

Штангист Юрий Власов: биография юного атлета

С началом Великой Отечественной войны Мария Власова с двумя детьми, Борисом и Юрием, была вынуждена перебраться на Урал. Именно там, в российской глубинке, заведующая одной из московских библиотек прививала своим детям любовь к литературе, что в дальнейшем сказалось на судьбе Юрия Петровича. В детские годы мальчика увлекали загадочные приключения и путешествия его любимых литературных героев, а ещё хотелось стать военным корреспондентом, как отец. Было решено, что Юрий поступает в военное училище.

Первые победы...

Первые рекорды великий советский штангист Юрий Власов устанавливал в стенах Саратовского суворовского училища, которое он окончил с отличием в 1953 году. Не по годам развитая мускулатура суворовца Власова позволяла ему с лёгкостью побеждать на различных городских соревнованиях. К пятнадцати годам Юрий Петрович весил около 90 килограммов, однако это была одна мускулатура - ни грамма лишнего жира. Первый разряд по лыжам и конькам, второй разряд - лёгкая атлетика. На Всесоюзном первенстве среди курсантов нахимовских и суворовских училищ в толкании ядра и молодой человек становится призёром. Кроме того, в его послужном списке спортивных достижений - чемпионство города Саратова по

Жизнь Юрия Власова всё больше напоминает спортивные состязания, тем не менее это не мешает ему поступить в военно-инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Успешная учёба в академии позволяет получить высшее военное образование, в результате чего по окончании обучения Юрий приобретает специальность инженера по радиосвязи.

... И первые неудачи

Именно в стенах военного вуза Власов впервые серьёзно увлёкся штангой. Под руководством наставника спортивной школы ЦСКА Багдасарова Сурена Петросовича курсант Юрий Власов в 1957 году устанавливает рекорд Советского Союза (рывок - 144,5 кг, толчок - 183 кг) и становится мастером спорта. В том же году произошло и судьбоносное событие.

В тренировочный зал ЦСКА пришла студентка Суриковского художественного училища Наталья Модорова, которой необходимо было сделать спортивные зарисовки. Молодые люди познакомились, а вскоре и поженились. Первая неудача, которая повлекла за собой и первую серьёзную травму, постигла атлета во Львове. Не удержав на соревнованиях рекордный вес, штангист Юрий Власов, биография которого описана в данной статье, получает травму позвоночника. Только самоотверженность супруги, настойчивость тренеров и воля самого Власова помогли будущему чемпиону Олимпийских игр вернуться на помост. Отныне его будет знать весь мир.

XVII Олимпийские игры в Риме

Захватив мировое лидерство с 1959 года в тяжёлом весе, Юрий Власов в течение пяти лет не уступал ни одному тяжелоатлету мира.

10.09.1960. На олимпийский помост в Риме выходит советский атлет Юрий Власов. Главные его соперники - Джеймс Брэдфорд и олимпийский чемпион Мельбурна (1956) - уже выполнили свою обязательную программу, и все ждут выступление 25-летнего штангиста из СССР. Жим - 180 кг, рывок - 155 кг, толчок - 202,5 кг. Сумма - 537,5 кг. Это не только золото Олимпиады, это триумф советского спорта, это новый мировой рекорд!

Краткая справка чемпиона

  • Варшава. Чемпионат мира и Европы, 1959 год. Жим - 160 кг, рывок - 147,5 кг, толчок - 192, 5 кг. Сумма - 500 кг. Юрий Власов - чемпион мира и Европы.
  • Милан. Чемпионат Европы, 1960 год. Жим - 170 кг, рывок - 145 кг, толчок - 185 кг. Сумма - 500 кг. Юрий Власов - уже двукратный чемпион Европы.
  • Вена. Чемпионат мира и Европы, 1961 год. Общий вес в троеборье - 525 кг. Юрий Власов становится двукратным чемпионом мира и трёхкратным чемпионом Европы.
  • Будапешт. Чемпионат мира и Европы, 1962 год. Общий результат в троеборье - 540 кг. Советский штангист становится в третий раз чемпионом мира и берёт четвёртую золотую медаль Европы.
  • Стокгольмский чемпионат мира и Европы, 1963 год. С результатом в троеборье 557,5 кг Юрий Петрович забирает золото чемпионата. Это четвёртая золотая медаль мирового первенства и пятая награда высшей пробы чемпионата Европы.
  • Москва. Чемпионат Европы, 1964 год. По результатам трёх видов упражнений советский спортсмен устанавливает новый мировой рекорд и в шестой раз становится сильнейшим тяжелоатлетом в Европе.

Фаворит токийской Олимпиады

Главным соперником Юрия Власова на Олимпийских играх в Токио (1964), был Леонид Жаботинский. За дуэлью этих двух великих спортсменов следил весь мир. В тяжелоатлетической олимпийской дисциплине жим Власов устанавливает мировой рекорд, опережая своего товарища по сборной на 10 кг. В рывке берёт 167,5 кг, тем самым сокращает разрыв до 5 кг. Ю. Власову вес в 162,5 кг удаётся взять лишь с третьей попытки. Золото Олимпийских игр разыгрывалось в толчке.

В первом подходе Л. Жаботинский фиксирует 200 кг. Власову под силу вес в 205 кг, а затем 210 кг, которые также преодолеваются Жаботинским. На табло - цифра 217,5, это выше мирового рекорда. Зал замер в ожидании. Две попытки спортсменов взять рекордный вес не увенчались успехом.

Судьбу олимпийского золота решает третий, заключительный подход. Если ни один из спортсменов не берёт этот вес, то победа присуждается Ю. Власову, так как он имеет собственный вес 136,4 кг против 154,4 кг соперника. Первым появляется на помосте олимпийский чемпион 1960 года, Юрий Власов, которому не удаётся взять вес. Леонид Жаботинский подходит к штанге, и вот вес взят.

Золотую медаль Олимпиады в Токио забирает парень с Украины, заслуженный мастер спорта СССР Леонид Иванович Жаботинский, будущий двукратный олимпийский чемпион, четырёхкратный чемпион мира и двукратный чемпион Европы.

Серебро завоёвывает Юрий Власов. Тренировки после Олимпийских игр в Токио тяжелоатлет больше не посещал. Лишь спустя два года из-за финансовых трудностей Юрий Власов вернулся в большой спорт и в апреле 1967 года на чемпионате г. Москвы установил свой последний рекорд и простился с большим спортом. Всего за свою спортивную карьеру Юрий Петрович установил 31 мировой рекорд. Помимо выступлений на международной арене тяжелоатлет становился три раза чемпионом СССР и победителем двух спартакиад народов СССР.

Кумир миллионов

За поединком двух великих тяжелоатлетов современности на Олимпиаде в Токио следил 17-летний австрийский паренёк, будущий 38-й губернатор штата Калифорния, США, Арнольд Алоис Шварценеггер.

Именно победы Юрия Власова на международной арене вдохновили будущего кумира всех мальчишек 70-80-х годов на занятия спортом. Юрий Власов и Шварценеггер встречались дважды: в 1960 году в Австрии и в 1988 году

Покорение литературного Олимпа

Начиная с 1959 года Юрий Власов пробует себя как литератор. Первым человеком, заметившим литературные способности тяжелоатлета, был Лев Кассиль, который и порекомендовал Ю. Власову серьёзно заняться писательским трудом. Уже в 1961 году за лучший рассказ о спорте он становится лауреатом 2-й премии республиканского конкурса, организованной редакцией газеты «Советский спорт».

В Будапешт, на чемпионат мира 1962 года, Власов едет не только за спортивными победами, но и как специальный корреспондент газеты «Известия», чтобы освещать события чемпионата. Как писатель Юрий Власов, книги которого стали печатать с 1964 года, состоялся в 1968 году. Именно в этот год спортсмен подаёт в отставку в звании капитана и всерьёз окунается в литературную деятельность, тем самым становясь профессиональным писателем.

Юрий Власов: книги

Первая книга, в которой собраны рассказы о спорте, называлась «Себя преодолеть». Этот сборник рассказов вышел накануне Олимпиады в Токио. Далее, в 1972 году, выходит, его повесть «Белое мгновение», и уже через 4 года - роман «Солёные радости». Между выходами в свет этих литературных произведений, в 1973 году, был опубликован роман «Особый район Китая», где автор под псевдонимом Юрий Владимиров рассказывает о жизни и деятельности своего отца.

В 1984 году в книге «Справедливость силы» автор размышляет о непростой жизни чемпионов, об истории тяжёлой атлетики и о своём вкладе в этот вид спорта. Монументальным произведением писателя становится трёхтомник «Огненный крест», эта книга, по мнению Ю. Власова, является исторической исповедью о революции 1917 года. Много литературных работ писателя не вышли в свет.

Из-за полученной травмы позвоночника Юрий Петрович долгое время находился на лечении. Он перенёс несколько операций, и были моменты, когда атлет находился на грани жизни и смерти. Жена и дети Юрия Власова всё время были рядом, помогая преодолевать все трудности.

Дальнейшая общественная и политическая деятельность

  • С 1985 по 1987 год Юрий Петрович возглавляет Федерацию тяжёлой атлетики Советского Союза.
  • С 1987 по 1988 год является президентом вновь созданной Федерации атлетической гимнастики (бодибилдинга) страны.
  • С 1989 по 1991 год Ю. П. Власов является народным избранником в парламенте СССР.
  • 1992 год. Писатель резко критикует реформаторский курс правительства в газете «Куранты», призывая всех руководителей страны подать в отставку.
  • С 1993 по 1995 год Юрий Петрович представляет депутатский корпус в Государственной Думе России, баллотируясь в 1994 году на пост главы этого ведомства.
  • В 1996 году, после неудачной президентской кампании, в которой Ю. П. Власов выдвигал свою кандидатуру на пост главы государства, он отошёл от политической и общественной деятельности. По итогам голосования кандидат на пост президента России Юрий Власов набрал 0,2 % голосов.

Интересные факты из жизни Ю. П. Власова

Не стареют душой ветераны

Чем же занимается Юрий Власов сейчас? После смерти супруги писатель женился во второй раз. Живёт на подмосковной даче и по-прежнему занимается исторической публицистикой. В декабре 2015 года Юрию Петровичу Власову исполнилось 80 лет.

Пожелаем счастья и крепкого здоровья великому спортсмену, писателю, человеку!

«Выстоять!

Длинный коридор из людей. Я шагаю на помост. Немного позади - тренер. Впереди большой зал, - тишина и штанга. На штанге рекордный вес.

Поправляю трико, ремень. С ваты в руке тренера вдыхаю нашатырный спирт. Подхожу к штанге и пробую гриф. Иногда он заклинивается. И не проворачивается. Можно повредить кисти.

Гриф отличный. Насечка впивается в кожу. Острая, не стерта руками. Такой гриф называют «злым». Словно наждак, он беспощадно сдирает кожу с груди и шеи, оставляя на них багровые ссадины. Зато хват в кистях - мёртвый. Пальцы не разожмутся.

Расставляю ступни. Предельно точно. Отклонение нарушит движение. Штанга не пойдет по выгодному пути.

Ступни на месте. Закрываю глаза и распускаю мышцы. Тело, как плеть, висит безвольно. Шевелю губами. Читаю любимые стихи. Ритуал. Он будит меня и помогает собраться...

«В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено.

На жизнь, её скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.

И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.

И в черепе твоём мечты окостенеют.
И ужас из зеркал посмотрит на тебя. Себя преодолеть!..»

(Из стихотворения «Меч» Э. Верхарна - Прим. И.Л. Викентьева).

Себя преодолеть!
Преодолеть! Я дрожу и горю. Сжимаюсь. Мельком оглядываюсь. Проскальзывают трибуны, - люди, огни.
Я неправильно потянул штангу. И чтобы «поймать» её и удержать на груди - сильно нагнулся вперёд.
Плохо!
Выпрямляюсь и думаю лишь об одном: устоять. Сойду - изменится верное положение штанги, мышц и туловища. Незаметно, но изменится. А это почти всегда верная неудача.
Нет, стою. И штанга на груди.
Воздух. Глотнул и замер. Скованы мышцы. Вес перекладываю на грудь, освобождая от тяжести руки. Кисти расслаблены. Локти вдоль корпуса.
Жду команды судьи и дрожу. Тяжело и неудобно так стоять. Спина заломлена назад. Штанга сдавливает сосуды, и в голове нарастает гул. Если судья ещё задержит хлопок - не одолею «железо».
Команда! Врос в усилие. Штанга сорвалась с груди и стремится вверх. Звон в ушах. Гул натянутых мускулов. Точно басовые струны рокочут.
Проскочить бы «мёртвую» точку. Самый дурной момент. Одна группа мышц, отключаясь, передаёт усилие следующей. А та, следующая, - в положении крайне невыгодном и поэтому не развивает наибольшей мощности. Штанга здесь может остановиться, а борьба... закончиться.
Вжимаюсь в усилие! Такое ощущение, будто я вдавился в какую-то форму! И вдавился изо всех сил. И все равно я еще вжимаюсь!
Готовился к яростной схватке, ожидая огромного сопротивления, а штанга уже проскочила «мертвую» точку и сама лезет на вытянутые руки. Рвануло за ней. Больно хрустнули позвонки. Теряю равновесие. Значит, неудача.
Выстоять!
Вот-вот оторвутся носки и судьи не засчитают попытку. А попытка почти удалась, только бы удержать равновесие.
Обрушился, точно стена высоченного дома, крик. Кричат люди. Крик подхлестывает.
Не сдаюсь. Из последних сил упираюсь руками. Весь я в музыке. На пределе ревут басовые струны - самые мощные мускулы. Вплетается стон маленьких, крохотных волоконцев.
Балансирую корпусом. Ступни перекатываются в ботинках, но ботинки неподвижны. Их нельзя отрывать от пола. Запрещено правилами.
Слушаю штангу над головой. Слушаю, как одно большое ухо.
Держать!
Резкая боль в позвоночнике. Будто удар сапогом.
Ничего вокруг, кроме дерганого пёстрого пятна. И оттуда навстречу - крик людей. Он удерживает меня. Заставляет не повиноваться боли и выпрямляет до упора руки.
«Гхы!» - вырывается воздух из груди. - Есть! - голос судьи.
Сразу навалилась усталость, как громадная мокрая простыня.
Я возвращался домой. Бинты поддерживали плечи, шею. Давили на горло. Волнами стихало возбуждение. А я шёл и шёл. И невозможно было унять радость...»

Власов Ю.П., Выстоять! / Себя преодолеть. Рассказы, М., «Молодая гвардия», 1965 г., с. 5-8.

Власов Юрий Петрович - прозаик, публицист; спортсмен, политический деятель.

Мать - Власова (Лымарь) Мария Даниловна, происходит из старинного рода кубанских казаков. Власов учился в Саратовском суворовском военном училище (1946-1953), затем на радиотехническом факультете Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского (1953-59), по окончании которого Власов недолгое время служил по специальности в войсках ПВО.

С 1957 входил в состав сборной СССР по тяжелой атлетике; в 1959 впервые стал чемпионом мира, а в 1960 на XVII Олимпийских играх в Риме установил невероятный на тот момент рекорд 537,5 кг, отобрав титул «Самый сильный человек мира» у американского тяжелоатлета П.Андерсена. За эту победу Власов был награжден орденом Ленина.

С апреля 1967 Власов работает в ЦСКА инструктором высшей квалификации по тяжелой атлетике.

В целом в 1959-1967 Власов установил 28 мировых рекордов, удостоившись званий 5-кратного чемпиона СССР, 6-кратного чемпиона Европы и четырежды - чемпиона мира.

В 1967 Власов покидает профессиональный спорт, в 1968 увольняется из армии.

В 1960-64 - депутат Моссовета, в 1987-88 - председатель Федерации спортивной гимнастики СССР, в 1990-91 - Фонда социальной защиты москвичей.

Народный депутат СССР в 1989-91.

В августе 1991 во время попытки государственного переворота ГКЧП принял участие в защите Белого дома; но позже стал противником курса Б.Ельцина.

В декабре 1993 Власов становится депутатом Государственной Думы.

В 1996 в качестве независимого лица баллотировался на пост Президента Российской Федерации; набрав на выборах менее одного процента голосов, выбыл из списка кандидатов в первом туре. Власов - основатель Народно-патриотической партии России.

С 1961 знаком с А.Шварценеггером, который называл Власов «своим кумиром», что, вполне вероятно, могло повлиять на становление нынешней политической карьеры американского спортсмена. В конце XX в. Власов отходит от активной политической деятельности.

Своеобразие жизненного пути Власов определило и содержательную направленность его творчества. В целом в его прозе можно выделить две основополагающие тематические доминанты (обе обладают высокой степенью автобиографичности): во-первых, тема спорта (шире - исследование психофизических возможностей человека), и, во-вторых, историко-политическая (историософская) тематика. С этим связано и своеобразное художественное, прежде всего жанровое, мышление писателя. Литературным творчеством Власов начал заниматься в конце 1950-х.

С 1959 его спортивные очерки, статьи, репортажи, а чуть позже и рассказы печатаются на страницах «Известий», «Огонька», «Юности» и других периодических изданиях.

В 1964 появляется первая книга Власов - сборник рассказов «Себя преодолеть». Большинство произведений сборника посвящено спорту; в фокусе внимания автора физически и психологически напряженные, во многом переломные моменты жизни героев, как правило, связанные с участием в соревнованиях. Так, в первом рассказе сборника «Выстоять!» Власов в тончайших деталях раскрывает внутренний мир атлета, выходящего на арену, чтобы победно поднять штангу. В предельно сгустившемся сюжетном времени автор воссоздает восприятие героя, слагающееся из разнообразных его ощущений: осязания, слуха, зрения. Так возникает эффект приобщения читателя к изображенному событию. Как отмечает Л.Кассиль, в этом сборнике В. «пишет фразой предельно напряженной, иной раз словно задыхающейся от нечеловеческих усилий, которые она должна передать.<...> Не скрывая, какой ценой подчас дается штангисту победа, Юрий Власов вместе с тем вводит читателя в мир подлинной красоты и поэзии силы...» (Кассиль Л.- С.8). Этому миру в рассказах Власов противопоставляется другой - мир, где спорт является лишь предметом торговли. Художественное и публицистическое освоение спортивной тематики Власов продолжил в повести «Соленые радости» (1976) и книге мемуаров «Справедливость силы» (1984; 1995).

Обнаруживая другую из двух выделенных ранее тематических доминант своего творчества, Власов на протяжении многих лет писал книгу «Особый район Китая», в основу которой легли материалы личного архива отца Власова, а также архива ГРУ. Под псевдонимом «Владимиров» Власов опубликовал свое исследование в 1973. Фундаментальные знания автора по Китаю и российско-китайским отношениям послужили причиной того, что от имени самого Брежнева Власову было предложено работать в Международном отделе ЦК личным референтом генерального секретаря. Власов отказался от такого предложения. Не желая мириться с тем, что «редакторы калечили буквально каждую страницу» («Женевский» счет. С.6), с 1975 Власов пишет большей частью «в стол». Полноценная публикация его прозы стала возможна лишь с начала 1990-х.

Центральным и наиболее монументальным в опубликованном творчестве Власов следует признать 3-томное сочинение «Огненный Крест», основанное на историософском и нравственно-этическом осмыслении катастрофических событий, постигших Россию в XX в. и связанных с Октябрьским переворотом 1917 (который В. оценивает как «огромную сатанинскую акцию против творения Божьего» (Гибель адмирала. С.203)), и его последствиями. По словам самого Власова, написать роман о революции он задумал еще в 1959 и с этого момента, подвергая себя опасности со стороны КГБ, начал собирать материал для будущей книги.

В 1983 Власов находится на грани гибели после сложнейшей операции на позвоночнике и, осознавая, что так и не написал главную книгу, с этого времени приступает к оформлению целостного текста «Огненного Креста». 2-томное издание романа выходит в 1991-92, в него не включается около трети написанного автором материала, и в 1993 публикуется 3-томный вариант произведения, где Власов устранил некоторые фактические неточности, включил совершенно новые материалы, а также восстановил свой стиль, «подправленный» при подготовке рукописи первого издания.

Значительную часть текста «Огненного Креста» составляют цитируемые документы (отрывки книг, письма, стенограммы речей и т.п.) и личные свидетельства современников исследуемых событий, что обусловило преобладание публицистического начала. Подобно «Красному колесу» А.Солженицына , «Огненный Крест» является творческим экспериментом по созданию художественного произведения с доминирующей познавательной функцией. Как пишет Власов, «самое важное - провести доказательства. Поэтому в книге столь необычно переплетаются чисто художественные построения со строго документальными, нравственно-философскими и личными» («Женевский» счет. С.8). В связи с этим закономерной является постановка проблемы жанрового определения и художественного потенциала работы. Хотя некоторые критики называли «Огненный Крест» романом-эпопеей, авторское обозначение трехтомника как «исторической исповеди» представляется более адекватным: во-первых, голосами множества документов русская история словно бы исповедуется в произведении перед читателем; во-вторых, слово «исповедь» предельно точно обозначает статус автора - неутомимого искателя истины - в тексте.

1-я книга трилогии - «"Женевский" счет» - рассматривает истоки и начало революционного насилия в России. Все кровавые события, порожденные ленинизмом, Власов отсчитывает от 1902, когда на одном из диспутов российской эмиграции в Женеве по поводу марксизма Г.В.Плеханов произносит роковые слова: «Мы не станем... стрелять теперь в царя и его прислужников, но после победы мы воздвигнем для них гильотину на Казанской площади...» («Женевский» счет. С.15-16). Обещание сбывается через 16 лет в Екатеринбурге: расстрел царской семьи - знак начала всего последующего кровопролития. Это - кульминация книги. Поэтому далее Власов называет большевистский карательный аппарат «"женевской" гадиной».

Центральным героем 2-й части «Огненного Креста» - «Гибель адмирала» - является А.В.Колчак , а основным сюжетным стержнем - последние дни жизни бывшего Верховного правителя Российского государства, находящегося до своей казни в феврале 1920 в заключении в Иркутском губчека. Изображение героя как с внешней, так и с внутренней точек зрения подчинено целям раскрытия многосторонней личности Колчака и доказательству того, что адмирал-контрреволюционер являлся «недосягаемой и непреодолимой вершиной чести и порядочности».

Отсутствием какой-либо стрежневой сюжетной линии характеризуется 3-я книга - «Бывшие». Оперируя огромным массивом документальных фактов, привлекая автобиографический контекст, автор выкристаллизовывает сущностные черты ленинизма и логическим путем приходит к выводу о том, что ленинизм и фашизм тождественны. Относительности понятия о преступлении у большевиков он противопоставляет абсолют христианской нравственности, и поэтому в своей глубинной концептуальной сущности «Огненный Крест» близок «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского.

Значительным художественным достоинством трилогии, обеспечившим ее эстетическую целостность, является символико-лейтмотивная организация повествования. Так, последовательной смене таких вех в истории России, как царская власть, Гражданская война, разгром белых и абсолютная победа ленинизма соответствует следующий ряд сменяющих друг друга образов, словно бы зависающих над страной в соответствующий период: двуглавый орел, православный Огненный Крест, который затем рассыпается, и, наконец, пятиконечная красная звезда. Искусно выстроена автором в исторической исповеди и система рефренов: «Белый, синий, красный!», «Дух народа, закованный в объятия скелета», «...тотемный знак России - трупы» и др. Все это помогает автору увидеть за частными историческими фактами некое символическое единство, отражающее этапы вечной борьбы между добром и злом.

Идейно-тематической параллелью по отношению к «Огненному Кресту» является повесть «Геометрия чувств» (написана в 1983, опубликована в 1991), обладающая гораздо большей художественной целостностью. Сложный, противоречивый процесс становления у автобиографического героя - воспитанника суворовского училища - самостоятельного мышления, прорыв в сознание героя «крамольных» представлений о советской действительности смело сопоставлен автором с периодически возникающими запретными эротическими стремлениями своего юного alter ego, в чем видится определенное новаторство писателя.

Открытие «шлюзов гласности» явилось причиной того, что в 1990-е «вся распирающая и перекипевшая душевная боль Юрия Власова взорвалась мощной фонтанирующей публицистикой» (Ильин Д.- С.10), которая составила сб. «Кто правит бал» (М., 1993), «Русь без вождя» (Воронеж, 1995), «Мы есть и будем» (Воронеж, 1996) и «Временщики» (М., 1999).

На сегодняшний день литературное творчество Власова остается практически не исследованным профессиональным литературоведением.

В.В.Иванцов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 398-401.

Далее читайте:

Владимиров Петр Парфенович (1905-1953), дипломат, журналист, разведчик, Отец Юрия Власова.

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Себя преодолеть. М., 1964;

Комната клоуна. М., 1965,

Белое мгновение. М., 1972;

Соленые радости. М., 1976;

Справедливость силы. М., 1984;

Северная баллада. Петрозаводск, 1989;

Стужа. СПб., 1991;

Геометрия чувств. Л.; Киев, 1991;

Огненный Крест: «Женевский» счет. М., 1993;

Огненный Крест: Гибель адмирала. М., 1993;

Огненный Крест: Бывшие. М., 1993;

Справедливость силы. Издание исправленное и доп. М., 1995.

Временщики М., 1999.

Литература:

Кассиль Л. Первый поход// Власов Ю.П. Себя преодолеть. М., 1964. С.5-10;

Ильин Д. Феномен Юрия Власова // Власов Ю.П. Кто правит бал. М., 1993. С.5-17;

Богдасаров С.П. «В честь спорта, за славу Родины своей» // Власов Ю.П. Справедливость силы. М., 1995. С.582-597,

Разговоров Н.Н. О Юрии Власове и его книгах // Власов Ю.П. Временщики М., 1999. С.7-10.

Загрузка...
Top