Вымысел. История и этнология

Возмущение английским колониальным игом, проявлявшееся на протяжении всей первой половины XIX в. в разрозненных, локальных выступлениях отдельных слоев населения, в какой-то мере слилось воедино, когда во главе движения встали привычные к организованности сипаи. Английские сипай&кие силы были разделены на три армии: бенгальскую, бомбейскую и мадрасскую, причем самая крупная из них, бенгальская армия, насчитывавшая 170 тыс. человек (из них 140 тыс. индийцев), была наиболее однородной по своему социальному составу. Сипаи бенгальской армии рекрутировались почти исключительно в Ауде, Бихаре и Северо-Западных провинциях среди брахманов, раджпутов, джатов, а также мусульман (сайидов и штанов). Представители указанных групп составляли высшую прослойку сельской общины (паттидары) или являлись сыновьями мелких феодалов - деревенских заминдаров. Говорили они вое на одном, хиндустанском языке и поддерживали тесную связь со своими деревнями.

Поскольку сипаи давно не воевали, а лишь исполняли по-лжцейскую службу, они были расквартированы в различных военных городках, разбросанных во многих местах Северной Индии, главным образом в Доабе. Хотя они получали хорошую, по индийским понятиям, оплату, но и среди них зрело (недовольство: индиец не мог продвинуться по службе выше чи-^а сержанта, любой английский новобранец занимал более высокое положение. У англичан в военных городках были свои столовые, они жили в удобных бунгало, в то время как сипаи со своими женами и детьми помещались в бараках.

Ваххабитская пропаганда среди этих сипаев находила благодатную почву, тем более что приближалось столетие со дня битвы при Плесси и сипаи готовились именно к этой дате свергнуть английское господство. Идея восстания, таким образом, давно вынашивалась, но неправильно представление, что восстание было планомерно организовано, - оно вспыхнуло стихийно. Этому не противоречит и факт непонятной передачи перед восстанием хлебцев - чапати из деревня в деревню - сохранившийся с феодальных времен знак тревоги.

Ближайшим поводом к восстанию послужило введение англичанами новых патронов к ружьям Энфильда, смазываемым, но слухам, свиным салом и говяжьим жиром Скусыва-ние их оскверняло и правоверного мусульманина, и индуса Однако английское командование сурово расправлялось с теми, кто отказывался употреблять новые патроны. В Мируте 10 мая 1857 г. был публично приведен в исполнение приговор к разжалованию и многолетней ссылке группы сержантов и солдаа, отказавшихся брать патроны. Это явилось сигналом для начала восстания сипаев, поддержанного городскими низами и крестьянами из близлежащих деревень. Перебив английских офицеров, сипаи направились 11 мая в Дели, где к ним присоединился делийский гарнизон Захватив Дели и расправившись с английскими офицерами, сипаи явились в Красный форт и заставили престарелого Бахадур-шаха II (1837-1857 гг.), доживавшего свои дни английским пенсионером, лишенного всякой власти, объявить себя правителем Индии и подписать воззвание, продиктованное восставшими. Мусульманские улемы издали фетву, объявляя священную войну против англичан. В Дели было создано правительство, состоявшее из придворной знати. Бахадур шах стал для восставших символом восстановления независимой Индии.

Но в Дели царила неразбериха Здесь скопились отряды сипаев, пришедших из разных мест. Сипаи подчинялись только своим командирам, не доверяли придворному делийскому правительству. В городе не хватало продовольствия, средств, так как заминдары тянули с отправкой в Дели собранного ими земельного налога. Дисциплина в войсках падала.

В этих тяжелых условиях сипаи создали свой собственный орган власти, называвшийся джалса (совет), в составе шести представителей сипаев и четырех представителей горожан. Однако и этот совет не мог справиться с тяжелым положенном в Дели. К. Маркс тогда написал «. .разнородная масса восставших солдат, которые перебили своих офицеров, сбросили с себя узы дисциплины и не смогли выдвинуть человека, на которого можно было бы возложить верховное командование, - такая масса менее всего способна организовать серьезное и длительное сопротивление.

Сипаи, привыкшие к дисциплине, но не знающие военной науки и не командовавшие воинским подразделением больше отряда, способны были решать только тактические, но отнюдь не стратегические задачи. Овладев такой сильной крепостью, как Красный форт в Дели, они стали готовиться к обороне, вместо того чтобы распространять восстание на еще не охваченные им районы. Это дало англичанам возможность оправиться, подтянуть верные войска и осадить Дели.

По существу восстанием были охвачены лишь Доаб и районы Центральной Индии. В Бенгалии генерал-губернатор Каннинг (1856-1862 гг), мобилизовав всех находившихся там европейцев, в том числе английское гражданское население, сумел предупредить выступление сипаев: он разоружил их и подавил отдельные бунты в тех частях, где они вое же произошли В Пенджабе английское военное командование также сумело предотвратить общее выступление сипаев. Действия восставших гарнизонов оказались разрозненными, и лишь немногим отрядам удалось соединиться с синайской армией в Дели. Сикхское население рассматривало хиндустанских сипаев как оккупационные войока и не поддержало их. Зато к восстанию сразу же присоединилось крестьянство в Ауде и Бунделькханде: оно изгнало новых помещиков-«чу-жаков», разгромило правительственные учреждения и приостановило уплату ренты даже своим старым заминдарам и талукдарам. Изгнав представителей колониальных властей, общинники создавали отряды самообороны и с оружием в руках защищали общинные земли, которые были экспроприированы у них английскими завоевателями.

Горожане-индийцы Доаба тоже приняли активное участие в^ восстании, освободив ряд таких крупных городов, как Али-гарх (21 мая), Барейли и Лакхнау (31 мая), Канпур (4 июня), Аллахабад (6 июня) и др. В каждом из этих городов было организовано правительство: в Барейли во главе был поставлен пожилой военачальник Хан Бахадур-хан, потомок Хафиз Рахмат-хана Рохиллы, погибшего в борьбе с войсками Ауда и Компании в 1772 г; в Канпуре - Пана Сахиб, приемный сын умершего пешвы Баджи Рао II, лишенный княжества при Далхузи; в Аллахабаде - последователь ваххабитов школьный учитель Маулави Лиякат Али; восстанием в Патне руководил ваххабит Пир Али, книготорговец.

Между тем оборонявшие Дели сипаи делали вылазки, но пе предпринимали серьезных действий. Даже Бахт-хан, энергичный вождь отряда, приведенного им из Барейли, один из самых способных руководителей сипаев, не смог навести порядок, несмотря на самые решительные меры, принятые им. В результате этого бездействия сипаев инициатива перешла к англичанам, которые стянули свои войска из Мадраса, Ирана и присоединили к ним части, направлявшиеся в Китай. Почти 65-тысячная синайская армия не могла отогнать от стен Дели 6-тысячное войско англичан. Военные неудачи и нехватка средств привели к тому, что некоторые синайские отряды стали самовольно покидать Дели. Поражение выступившего против англичан отряда Бахт-хана под Наджафгар-хом явилось еще одним ударом для сипаев. К тому же в опубликованном в сентябре 1857 г. воззвании восставших в случае победы были обещаны всякого рода льготы и привилегии купцам, мусульманскому духовенству и т. д., но ничего не было сказано о снижении земельного налога. Это вызвало охлаждение среди сипаев, в большинстве выходцев из деревень. 14 сентября англичане, стянувшие войска, начали штурм Дели и через пять дней овладели городом и крепостью. Началась зверская расправа над восставшими. Даже губернатор Бомбея лорд Элфинстон писал по этому поводу: «Преступления, совершенные нашей армией после взятия Дели, неописуемы. Наша месть пала поголовно на всех: и на друзей, и на врагов. В грабеже мы превзошли Надир-шаха».

Захватив Дели, англичане не только высвободили 17 тыс. своих войск, но и нанесли тяжелый моральный удар восставшим, так как Дели для сипаев был символом независимости Могольской Индии. Бахадур-шаха, укрывшегося в мавзолее Хумаюна на окраине Дели, взяли в плен, судили и сослали в Рангун, где он умер в 1862 г. Его сыновья были убиты английским офицером Ходсоном, который сопровождал их как пленных. Дели после ужасной резни опустел на несколько лет.

Тем временем генерал Нил, шедший с войсками из Калькутты на помощь англичанам под Дели, по пути зверски расправился с сипаями и горожанами восставших городов Бенареса (Варанаси) и Аллахабада. Его жестокость вызвала даже неудовольствие Каннинга, который отстранил Нила и передал командование этими частями генералу Хавелоку. Тот тоже устроил настоящую охоту за индийцами, сжигая села и оставляя после себя сотни повешенных. На пути Хавелока лежал Канпур, один из трех центров восстания (Дели, Канпур, Лакхнау). Здесь во главе восставших стояли Нана Сахиб, его телохранитель Тантия Топи и секретарь Азимулла-хан, хорошо образованный человек, дважды посещавший Европу. Английский гарнизон с семьями укрылся за укреплениями военного городка и, имея артиллерию, три недели отбивал осаждающих. Наконец он вынужден был сдаться па условии свободного пропуска англичан из Канпура. При большом стечении народа англичан посадили в лодки, чтобы отправить вниз по Гангу, но обезумевшая от ненависти толпа начала их избивать. Тогда по приказу Нана Сахиба женщин и детей, спасая, заперли в тюрьме, мужчины же были почти все убиты. Это бессмысленное истребление безоружных привело в ярость английские войска, двигавшиеся к Канпуру.

Между тем в городе собралось около 10 тыс. восставших сипаев и крестьян, не хватало продовольствия, повторились те же трудности, что и в Дели. Синайские войска дважды сражались против надвигающейся армии Хавелока, но оба раза, несмотря на мужество воинов, терпели поражение. Тогда Нана Сахиб приказал убить плененных английских женщин и детей. Ворвавшиеся в Канпур в середине июня войска Хавелока учинили жестокую расправу над жителями. После этого Хавелок дважды тщетно пытался прорваться еще в один центр восстания - в Лакхнау.

Здесь события развивались следующим образом. После восстания была восстановлена власть прежней династии (аудских навабов) и старые придворные аудские вельможи взяли в свои руки управление городом. Подлинным вождем восставших был Ахмадулла Шах, из знатной мадрасской семьи. Он в своё время ездил в Англию, но по возвращении примкнул к ваххабитам и стал странствующим ваххабитским проповедником. Английский гарнизон с семьями засел за стенами Ре-_зиденции (так назывался дворец политического агента Компании при аудском дворе). Сипаи долго осаждали Резиденцию и обстреливали ее. Но англичане не понесли тяжелого урона, поскольку сипаи не обладали искусством меткой стрельбы. Тогда восставшие начали рыть подкоп. Лишь 21 сентября отряд Хавелока прорвался в Лакхнау. Однако, окруженный сипаями, отряд сам оказался в осаде.

Между тем в Лакхнау собрались не только сипаи и восставшие крестьяне из окрестностей Доаба, но и просто население, бежавшее от английских все грабивших и сжигавших армий, - всего свыше 50 тыс. человек. Главнокомандующий английской армией генерал К. Кэмпбелл с 4,5 тыс. солдат и 17 ноября 1857 т. из Канпура в Лакхнау. Он не смог взять Лакхнау, но, уходя оттуда, увел с собой осажденных в Резиденции англичан. Между тем Тантия Топи с отрядом, ~ состоящим из гвалиурцев (восставших вопреки своему князю, верному англичанам), сделал бросок в Канпур и разбил оставленный там английский отряд Уиндама. В последующих боях Кэмпбеллу удалось нанести поражение Тантия Топи и вновь овладеть Канпуром. Только через три месяца, собрав 45-тысячную армию, Кэмпбелл решился окончательно штурмовать Лакхнау. Город защищало все собравшееся туда население (около 200 тыс. человек). Они храбро сражались, но были плохо вооружены и не имели настоящих военных руководителей. Борьба за Лакхнау продолжалась в течение месяца. 19 марта 1858 г. город пал. Около двух недель английская армия предавалась в Лакхнау грабежу и убийствам. Награбленная добыча была весьма велика.

После падения Лакхнау, последнего крупного центра сопротивления сипаев, они разбились на мелкие отряды и стали вести по существу партизанскую борьбу, выливавшуюся в мелкие стычки с английскими отрядами. В марте 1858 г. генерал-губернатор Каннинг объявил о конфискации имений у аудских талукдаров (феодалов), до сих пор сохранявших нейтралитет. Талукдары поднялись на защиту своих владений и примкнули к Хан Бахадур-хану в Барейли. Лишь в мае 1858 г. Кэмпбелл взял упорно сопротивлявшийся Барейли. После этого часть сипаев с Нана Сахибом и аудскими вельможами ушла к границе Непала, а часть с Ахмадуллой и некоторыми другими вождями вернулась в Ауд. Там Ахмадулла был предательски убит одним феодалом.

В Бунделвкхаиде действовал Тантия Топи, проявивший себя как один из способнейших синайских военачальников. Генерал Роуз из Бомбея направился с армией в Бунделькханд. На пути лежало небольшое княжество Джханси с крепостью того же названия. Там правила за своего сына молодая княгиня Лакшми Бай. Народ Джханси сделал попытку поднять восстание. При этом было убито несколько англичан. Однако Лакшми Бай удержала своих подданных от решительных действий. Убийство англичан было достаточным поводом для Роуза, чтобы напасть на княжество Джханси. Лакшми Бай сначала пыталась убедить Роуза в своей непричастности к этому убийству. Однако, когда все же началась осада Джханси, Лакшми Бай сама возглавила оборону крепости.

После занятия англичанами Джханси Лакшми Бай бежала и примкнула к отряду Тантия Топи. Им удалось взять Гвалиур, но Роуз бросил против Тантия Топи свои войска и нанес ему поражение. В этом бою Лакшми Бай, командовавшая конницей, была убита; Тантия Топи ушел с остатками разбитых отрядов. Спасаясь от преследователей, он все время менял направление: сначала прорвался в Хандеш, затем опять повернул к Гвалиуру. В конце концов он был предан, схвачен англичанами и 18 апреля 1859 г. повешен.

Еще 1 ноября 1858 г. был обнародован манифест королевы Виктории, объявивший о переходе управления Индией к анг-лийской короне и о ликвидации Ост-Индской компании. Королева обещала прощение воем феодалам, примкнувшим к восстанию, исключая тех, кто непосредственно участвовал в убийстве англичан, а также.заявляла, что новая власть будет уважать владельческие права индийских феодалов.

Этот манифест привел к тому, что от восстания отошла феодальная верхушка. Талукдары, раджи и заминдары Ауда, выступившие после мартовской прокламации Каннинга, сложили оружие. Продолжали борьбу лишь те феодалы, которые не надеялись на помилование.

В конце концов и их сопротивление было сломлено. Нана Сахиб и Азимулла пропали в джунглях, Хан Бахадур-хан был казнен англичанами. Восстание было подавлено.

Народное восстание 1857-1859 гг. потерпело поражение в результате ряда причин. Хотя основной движущей силой восстания было общинное крестьянство и ремесленники, возглавила его феодальная знать. Но вожди оказались неспособными руководить национально-освободительной борьбой. Они не сумели выработать единый план борьбы, создать единое командование. Нередко преследовали личные цели. Все три стихийно возникших центра восстания действовали самостоятельно. К тому же феодалы не приняли никаких мер для облегчения участи крестьянства и тем оттолкнули часть крестьян. Когда же английское правительство пошло на уступки феодалам, они отошли от восстания. Синайские командиры не умели вести столь сложную войну. Они могли решать тактические задачи, но не были обучены мыслить стратегически, т. е. рассчитать ход целой кампании. Наконец, восставшие не выдвинули ясных целей. Они призывали вернуться к прошлому, к независимой Индии времен Могольской империи. Однако в середине XIX в. возврат к феодальному строю был нереальным.


1. На основании текста параграфа докажите, что к середине XIX в. Индия стала английской колонией, а не просто зависимой страной.

К середине XIX в. Великобритания окончательно установила своё господство над всей Индией. Шло приобщение этой гигантской колонии как к достижениям и благам, так и к недостаткам западноевропейской цивилизации.

2. Покажите на карте британские владения на Востоке.

3. Укажите причины антиколониального восстания 1857 – 1859 гг. Почему оно потерпело поражение? Какие факты говорят о бесчеловечности цивилизованных англичан?

Основной причиной антиколониального восстания 1857 – 1859 гг. была жёсткая колонизаторская политика англичан. Индийцы не хотели мириться с новыми порядками, несшими угрозу их традиционному образу жизни. Восстание потерпело поражение, так кад далеко не все индейцы, особенно раджи, поддержали восставших, не было единого руководства, единой организации и единого центра сопротивления. Сипайские командиры действовали как правило разрозненно и несогласованно. Исходя из событий восстания, многие факты свидетельствуют о бесчеловечности цивилизованных англичан. Англичане расправились с огромным количеством людей. Многих привязывали к жерлам пушек и стреляли. Придорожные деревья были привращены в виселицы. Деревни уничтожались вместе с жителями. Здравомыслящие англичане понимали это. Вот что писал один из них: «Чужеземные завоеватели применяли к туземцам насилие и зачастую большую жестокость, но никто ещё не обращался с ними с таким презрением, как мы».

4. Объясните значение понятий «кампания», «компания», «индиец», «индеец», «индус».

«Кампания» - совокупность мероприятий, проводимых для достижения какой-либо цели;

«Компания» - название ряда торговых обществ в европейских странах колониальной эпохи.

«Индиец» - житель Индии или выходец из этой страны (независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности;

«Индеец» - общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов);

«Индус» - последователь индуизма.

5. Отметьте особенности экономического развития Индии во второй половине XIX в.

Особенности экономического развития Индии во второй половине XIX в. заключались в том, что Индия превратилась в важнейший рынок сбыта товаров английской промышленности и источник сырья для метрополии. Очень небольшое количество предприятий, главным образом в сфере текстильной промышленности, принадлежал индейцам. Широкое распространение получил ввоз английского капитала.

6. Охарактеризуйте цели и задачи Индийского национального конгресса.

Целью Индийского национального конгресса было добиться национального равноправия англичан и индейцев и самоуправления в Индии при сохранении британского владычества.

Задачи Индийского национального конгресса заключались в том, что бы добиться этих целей мирными, законными средствами, путём постепенного реформирования существующей системы управления.

7. Какие формы сопротивления колонизаторам предпочли индийцы после восстания 1857 - 1859 гг.?

После восстания 1857 – 1859 гг. борьба за независимость продолжалась мирными средствами.

8. Выпишите события, происшедшие в 1857 – 1859 гг., 1885 г., 1905 г., 1908 г., 1911 г.

1857 – 1859 гг. – антиколониальное восстание в Индии;

1885 г. – создание партии Индийский национальный конгресс;

1905 г. – указ о разделе Бенгалии;

1908 г. - арест Тилака с вынесением ему приговора шести месяцев каторги;

1911 г. – отмена англичанами закона о разделе Бенгалии.

Восстание сипаев в Индии

Восстание сипаев (Сипайское восстание, в современной историографии Индийское народное восстание 1857--1859, Первая война Индии за независимость) -- восстание индийских солдат против жестокой колониальной политики британцев в 1857--1859 годах. Восстание началось на севере от Бенгалии до Пенджаба и в центральной Индии. Основная инициатива была предпринята со стороны армии и незадолго до этого отстранённых от власти махарадж, но в некоторых областях его поддержали крестьяне, и оно превратилось в общее восстание. Дели был захвачен повстанцами, однако позже был окружён и взят британцами. Восстание положило конец власти Британской Ост-Индской компании и привело к её замене прямым правлением британской короны («Британский Радж»). Восстание вызвало бурную волну самых разнообразных откликов, как в британских прессе и литературе (включая ультрарасистские высказывания Чарльза Диккенса), так и за её пределами (особенно во Франции), где определённые круги высказывались за союз с Российской империей с целью вытеснения Великобритании из Азии.

Сипаями назывались индийские солдаты в английской армии, действующей в колониях Индии. Армия состояла из сорока тысяч европейцев и пятнадцати тысяч сипаев-индийцев различных каст и вероисповеданий. Положение сипаев среди белых европейцев было незавидным: они никогда не могли получить офицерский чин, их жалованье было намного меньшим, скорее, скудным. Колониальная политика, британские миссионеры породили в рядах сипаев и всего местного населения страх перед насильственным обращением в христианство. Поэтому индийские правители, также страдающие от произвола английских колонизаторов, начали подстрекать сипаев к восстанию.

Ко времени прибытия британцев Индия делилась на огромное количество мелких княжеств, постоянно воевавших друг с другом. Захватившие Индию британцы быстро осознали преимущество ружей и пушек над кожаными щитами и кривыми саблями. Тем не менее, вдали от родины терять британских солдат было невыгодно, и основной ударной силой стали сипаи -- индийские наёмники, вооружённые по последнему слову техники (хотя их выучка и не дотягивала до британских стандартов), им регулярно выплачивалось солидное жалование. Неудивительно, что для местной бедноты попасть на службу к британцам стало пределом мечтаний. В первую очередь британцы занялись модернизацией экономики: построили Гангский канал, продолжили Великий колёсный путь, наладили эффективную почтовую систему, появилась сеть школ и даже высшие учебные заведения.

Впрочем, политика объединения индийских земель, начатая лордом Дальхузи, когда оставшийся без наследника феодал должен был отдать земли Ост-Индской компании, встретила недовольство. Жизнь постепенно переводилась на христианский лад: были запрещены сати и сватание детей. Внешнюю торговлю в обход Компании запретили. Налоги на землю стали для многих непосильными. Поточное производство тканей привело к экономическому упадку регионов, в которых ткачество и красильное дело развивалось тысячелетиями. Да и сипаи из «привилегированного сословия» к началу восстания превратились в простое «пушечное мясо» -- к тому времени уже почти 20 лет Британия вела в Юго-Восточной Азии беспрерывные войны. В общем, недовольство колониальной политикой британцев превратило регион в «пороховую бочку», и для бунта требовался только повод.

Поводом к восстанию стала новая винтовка Энфилда с капсюльным замком. Патрон, который надлежало скусывать, якобы пропитывался смесью говяжьего и свиного жира (корова была священным животным в индуизме, а свинья -- нечистым в исламе). Хотя подразделения сипаев намеренно комплектовались по смешанному принципу, это не помешало сговору индусов и мусульман. Ходили и «предсказания», что «Ост-Индская компания будет править 100 лет» (начиная с битвы при Плесси, 1757), и что «всё станет багровым».

Ход восстания.

Весной (апрель-май 1857 года) колониальная администрация уволила всех, кто отказался пользоваться новыми патронами, и восемьдесят человек из них были приговорены к каторге судом в Мируте (главная крепость северо-восточных провинций). Десятого мая началось вооруженное восстание. Освободив арестованных, сипайская конница двинулась к Дели. Мусульманское население присоединилось к повстанцам, истребило около пятисот европейцев и объявило султаном одного из потомков Великих Моголов. Одновременно сипаи развернули военные действия в Канпуре и Лакхнау.

В Канпуре во главе бунта стал Нана-сагиб (ДандуПант), лишенный наследственных прав решением английской администрации. Канпур, в котором жили англичане и их семьи, девятнадцать дней находился в осаде сипаев, но потом сдался. Нана-сагиб расправился с европейцами: мужчин расстрелял, а женщин и детей взял в заложники. А Лакхнау англичанам повезло больше. Они три месяца держали осаду (июнь-сентябрь), вплоть до прибытия подкрепления. Сипаи в городах Ауда и Бенгалии примкнули к бунтовщикам, а бомбейские и мадрасские полки сохранили верность англичанам и были использованы колониальными властями в подавлении восстания. Мятежом были охвачены территории долины Ганга.

Повстанцев не поддержали такие государства Индии, как Маратхская конфедерация и Хайдарабао. Сикхи Пенджаба склонились на сторону англичан из-за своих антимусульманских настроений. Начиная с четырнадцатого августа, целую неделю, длился штурм Дели. Англичане взяли город. Мятежники были наказаны, многие - казнены. Нана-сагиб долго удерживал Канпур, но, покидая город, уничтожил заложников - жен и детей англичан. Лакхнау спас генерал Колин Кэмпбелл со своими частями, прибывший сюда для подавления восстания. Весной 1859-го с помощью частей Кэмпбелла мятеж был окончательно подавлен. Нана-сагиб скрылся в Непале. Всем участникам восстания английская администрация объявила амнистию при условии, если они не причастны к убийству английских подданных. Индийские правители дали присягу верности англичанам. Восстание сипаев повлекло такие последствия: упразднилась Ост-Индская компания и введено коронно.

Осада Дели.

Британцам понадобилось время, чтобы собрать силы. Часть войск была переброшена из метрополии и Сингапура по морю, часть, после окончания Крымской войны -- по суше через Персию, некоторые -- из Китая. Две группировки английских и шотландских войск медленно двинулись к Дели, убив в сражениях и повесив множество индийцев. Силы британцев (к которым добавились два подразделения гуркхов) встретились у Карналы, и в сражении с основными силами повстанцев у Бадли-ке-Серай отбросили их к Дели. Осада города продолжалась с 1 июля по 21 сентября. На первых порах повстанцы превосходили войска Компании по численности, и окружение не вполне было завершено, так что казалось, что в осаде находятся британцы, а не индусы. 14 августа прибыло подкрепление британцев, сикхов и пуштунов. 7 сентября британская армия, получив осадные орудия, пробила бреши в стенах. 14 сентября британцы попытались начать штурм через бреши и Кашмирские ворота, но понесли тяжёлые потери. Британский командующий пытался отступить, но был удержан своими офицерами. После недели уличных боёв Компания захватила город.

Британцы начали уничтожать и грабить город; множество индусов были убиты в качестве мести за расправы повстанцев над европейцами. Британская артиллерия расстреляла главную мечеть с окрестными зданиями, в которых проживала мусульманская элита со всей Индии. Великий Могол Бахадур Шах был арестован, а два его сына и внук расстреляны.е управление в стране.

Причины поражения.

Основные причины поражения сипаев: военное превосходство английских колонизаторов над восставшим народом; различия в целях восставших, прежде всего крестьян и феодалов; сохранявшаяся разобщённость народов Индии помогла колонизаторам изолировать основной центр восстания и мобилизовать на его подавление все ресурсы Декана, Бенгалии и Пенджаба.

Последствия.

Несмотря на поражение восстания, британские колонизаторы были вынуждены изменить свою политику. Ещё 2 августа 1858 парламент Соединенного Королевства принял закон о ликвидации Ост-Индской компании и переходе управления Индией к Великобритании, а таким образом все жители стали подданными британской королевы уже как императрицы единой Индии. Индийских князей и помещиков колонизаторы сделали своими союзниками, проведя ряд законов, закреплявших их права феодальной собственности на землю. В то же время колониальным властям пришлось учесть огромное недовольство крестьян и издать законы об аренде, несколько ограничившие феодальный произвол заминдаров.

восстание сипай колонизатор

Индийское народное восстание 1857-1859 годов - народное восстание в Индии против колониального господства Англии. В английской литературе восстание часто называют Сипайским, так как его военным ядром были сипаи. Центром восстания была территория, расположенная между Пенджабом и Бенгалией. Восстание началось в Бенгальской армии, комплектовавшейся в этой области.

Сипаи Бенгальской армии в подавляющем большинстве состояли из двух высших индусских каст раджпутов и брахманов, меньшую часть армии составляли мусульмане. Сипаи-раджпуты являлись или представителями верхней прослойки общинного крестьянства, так называемых паттидаров, или мелкими феодальными землевладельцами; брахманы в основной массе были владельцами сравнительно небольших участков земли, по преимуществу полученных их предками от местных индусских феодалов в виде религиозного дарения или от сельской общин в качестве брахманского служебного надела. По традиции брахманские земли освобождались полностью или частично от уплаты феодальной ренты. Мусульманская часть Бенгальской армии состояла из представителей той же социальной прослойки, что и раджпуты.

После захвата Северной Индии англичанами колониальные власти резко увеличили земельный налог с паттидаров и ликвидировали налоговые привилегии брахманов. Это привело к ухудшению их положения и переходу их земель главным образом в руки торгово-ростовщических каст за долги или за недоимки по уплате земельного налога английским властям.

Недовольство английской колониальной властью, охватившее паттидарскую и мелкофеодальную прослойку населения района вербовки сипаев, проникло и в Бенгальскую армию. Оно было усилено тем, что незадолго до 1857 года англичане отняли у бенгальских сипаев ряд привилегий (например, право служить только в пределах Индии) и уменьшили жалованье. Гнет колонизаторов остро ощущали ремесленники, разорявшиеся в результате проникновения в Индию английских товаров фабричного производства. К недовольству народных масс прибавилось недовольство многих крупных феодалов, чьи княжества и поместья были отняты англичанами силой или на основе закона о "выморочных владениях", проведенного генерал-губернатором Дальхузи.

В восстании принимали участие различные классы Индии, но движущей силой являлся наиболее многочисленный класс - крестьянство, а также ремесленники. Крестьянство имело целью избавиться от налоговой и ростовщической эксплуатации и вернуть наследственные права на землю. Феодалы, игравшие большую роль в руководстве восстанием, стремились к изгнанию англичан только для того, чтобы восстановить утерянное ими монопольное право на эксплуатацию индийского народа.

Непосредственным поводом к Индийскому народному восстанию было введение в армии новых ружей, патроны для которых, по слуху, пронесшемуся в Бенгальской армии, были смазаны коровьим или свиным жиром. Сипаи отказывались брать патроны, так как прикосновение к ним оскорбляло религиозные убеждения индусов и мусульман. 10 мая 1857 года в городе Мируте (Мератх) восстали три синайских полка и ушли в Дели, где были поддержаны делийскими сипаями и местным населением. Повстанцы провозгласили восстановление династии Великих Моголов и заставили ее представителя Бахадур-шаха II подписать воззвание с призывом к войне за освобождение родины. В Дели наряду с пр-вом Бахадур-шаха II был создан административный совет (джалса) из сипаев и горожан как высший административный орган государства. В его работе (с июля) принял участие преданный делу борьбы за независимость Бахт-хан. Видя неспособность принца Мирзы Могола, поставленного Бахадур-шахом во главе делийских войск, Бахт-хан взял военное руководство в свои руки.

Весть о событиях в Дели и воззвания, разосланные делийцами, подняли против колонизаторов значительной часть населения Северной Индии. Восставшие громили правительственные учреждения, уничтожали долговые расписки, хранившиеся у ростовщиков, гнали из сел новых помещиков (заминдаров).

В ходе восстания, помимо Дели, возникло еще два пункта концентрации повстанческой армии. Одним из них был Канпур, где восставший 4 июня гарнизон провозгласил своим вождем Нана Сахиба; другим - Лакхнау - столица Ауда. В городах значительную роль в их обороне играла ремесленная беднота.

Борьба, в которую вступили индийские солдаты колониальной армии, крестьяне, ремесленники и значительная часть феодалов, приобрела общенародный характер.

Повстанческим властям, созданным в Дели, Канпуре и Лакхнау, пришлось столкнуться с огромными трудностями: нехваткой денег для выплаты жалованья войскам, недостатком военного снаряжения, продовольствия и т. п.

В Дели сипаи, видя беспомощность властей, сами облагали делийских богачей своего рода контрибуцией, силой отбирали хлеб, который те прятали в своих амбарах. Агенты англичан, укрывшиеся в городе, провоцировали и раздували беспорядки. Феодалы, примкнувшие вначале к восставшим делийцам, вскоре начали тайные переговоры с англичанами о прекращении войны. В Лакхнау пр-во, созданное из прежней придворной знати, также оказалось неспособным наладить порядок в городе. Попытки Ахмад-шаха (см. Маулави) вмешаться в действия аудских вельмож привели к удалению его из правительства и аресту.

Несколько лучше обстояли дела в Канпуре, где душой пр-ва был Азимулла-хан. Здесь были приняты меры к организации аппарата управления и обеспечения снабжения войск и населения.

Военное руководство всех трех центров восстания с самого начала стало придерживаться оборонительной тактики.

Пассивная тактика руководства Индийского народного восстания помогла колонизаторам сохранить за собой Пенджаб и Бенгалию, подавить там восстание синайских частей, быстро ликвидировать вспышки восстания в Декане и удержать в повиновении синайские армии Мадраса и Бомбея. Наконец, эта пассивность привела к переходу инициативы в воен. действиях в руки англ. командования. В Калькутту были переброшены войска из Мадраса и Бирмы, а также английские солдаты, направлявшиеся в Китай. Значительную помощь англичанам оказали выступившие на их стороне раджи Гвалиора, Индура, сикхские раджи Патиалы и Джхинда и многие др. представители феодальной знати, а также корпус гуркхов (гурков) из Непала.

В конце мая началось наступление колонизаторов вверх по Гангу. В июне были заняты Бенарес и Аллахабад. Колонизаторы жестоко расправлялись с восставшими.

15 и 16 июля англичане нанесли поражение Нана Сахибу, который отступил на территорию Ауда, а позднее ушел в Рохилкханд. За месяц до падения Канпура другие английские части подошли к Дели и приступили к осаде этого города. 19 сентября после 4-месячной осады англичане овладели городом. Бахадур-шах сдался английской армии вместе со своей семьей. Взятие Дели сопровождалось чудовищными зверствами английских войск.

С падением Дели основным центром Индийского народного восстания стал Ауд. Туда была брошена 100-тысячная английская армия. Во главе обороны аудской столицы Лакхнау встал Ахмад-шах, которого феодалы были вынуждены освободить из-под ареста. Бои под Лакхнау начались в последних числах февраля 1858 года, и только 19 марта англичане овладели городом. Как и в других городах, в Лакхнау англичане учинили грабеж и массовое избиение горожан.

После падения Лакхнау освободительная война индийского народа вступила в партизанский этап, на котором особенно развернулись военные таланты Ахмад-шаха и Тантиа Топи. Тантиа Топи встал во главе гвалиорского контингента, поднявшего бунт против своего князя. Своей военной базой он сделал город Калпи и не раз наносил англичанам серьезные удары. Вместе с джхансийской княгиней Лакшми-Бай и другими военными вождями Тантиа Топи вел искусную маневренную войну в районе Калпи, Канпура и Гвалиора.

2 августа 1858 года английский парламент принял закон о переходе управления Индией от Ост-Индской компании к короне, а 1 ноября 1858 года была опубликована Прокламация королевы Виктории, объявлявшая об этом и о прощении феодалов, участвовавших в восстании (кроме тех, кто лично был повинен в убийстве англичан), и обещавшая уважать их феодальную собственность. Феодалы сложили оружие, что облегчило завершение операций по уничтожению остатков повстанческих войск.

Большая часть военных вождей пала в боях, другие были схвачены и казнены или сосланы на вечную каторгу. В конце 1858 года Тантиа Топи (маратх по происхождению) предпринял попытку пробиться в Декан и поднять на восстание маратхов. Однако, пройдя за реку Нарбаду, он вынужден был отступить в Раджпутану, затем в Гвалиор, где был выдан предателем и 18 апреля 1859 года повешен. Гибелью Тантиа Топи завершилась трагическая эпопея Индийского народного восстания.

Основные причины поражения Индийского народного восстания: 1) военное превосходство англичан над восставшим народом; 2) противоречие целей восставших (прежде всего крестьян и феодалов); англичане, пойдя на уступки феодалам, оторвали Их от участия в восстании; 3) сохранявшаяся в результате слабости экономического развития разобщенность народов Индии, укрепляемая к тому же всей политикой колониальных властей; это помогло англичанам изолировать основной центр восстания и мобилизовать на его подавление все ресурсы Декана, Бенгалии и Пенджаба.

Несмотря на поражение, Индийское народное восстание выявило огромную силу народной ненависти к колониальным поработителям. Английские колонизаторы были вынуждены изменить свою политику. Они не только ликвидировали Ост-Индскую компанию и подчинили Индию короне, но и сделали своими союзниками индийских феодалов, проведя ряд законов, закреплявших их права помещичьей собственности на землю. В то же время им пришлось учесть огромное недовольство крестьян и издать законы об аренде, несколько ограничивавшие феодальный произвол заминдаров.

Индийское народное восстание имело большое международное значение. Наряду с Тайпинским восстанием в Китае и Бабидскими восстаниями в Иране оно явилось, по выражению К. Маркса, ответом народов Азии на закабаление их капиталистическими державами, в первую очередь Англией. К. Маркс отмечал также значение освободительной борьбы индийского народа для европейского рабочего движения.

Индийскому народному восстанию посвящена обширная литература. Еще в свое время оно приковало к себе внимание почти всего мира. Первыми, кто поднял голос в защиту повстанцев, были К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., 2 изд., т. 12). В своих блестящих статьях К. Маркс и Ф. Энгельс показали общенародный характер восстания и его движущие силы, дали анализ сильных и слабых сторон восстания и причин его поражения, разоблачили гнусные действия озверевших усмирителей восстания. В России с самой яркой статьей в защиту инд. народа выступил революц. демократ Н. А. Добролюбов, опубликовавший под псевдонимом Н. Турчинов статью "Взгляд на историю и совр. состояние Ост-Индии" в журнале "Современник" (1857, кн. 9), в этой статье он отмечал кар. характер восстания, вызванного всей системой колониального угнетения Индии. В Англии восстание поддержал видный чартист Э. Ч. Джонс, который писал в газете "People"s Paper", что индийское восстание было не военным мятежом, а подлинно национальным восстанием (подробнее см ст. Д. Брайна в сб.: Народное восстание в Индии 1857-1859 гг., М., 1957)

Буржуазная историография, и прежде всего английская, отрицает народный характер восстания и рассматривает его как военный бунт сипаев, к которым присоединились недовольные феодалы. В качестве причины восстания выдвигается недальновидная политика частной организации Ост-Индской компании и ее генерал-губернатора Дальхуаи. Такая точка зрения проводится в самой авторитетной, богатой фактич. материалом многотомной истории Кея и Маллесона (Kaye"s and Malleson"s History of the Indian mutiny, v. 1-5, L., 1888-89), в трехтомной истории Форреста (G. W. Forrest, History of the Indian Mutiny reviewed and illustrated from original documents, v. 1-3, L., 1904-12) и в др. работах. Что касается индийской исторической литературы, то она не велика, в частности и потому, что колониальные власти пропускали лишь такие книги, которые не противоречили их взглядам. Они разрешили публикацию работ Сайд Ахмад-хана "Асбаб-е бхагават-и Хинд" (1858) и Канхайа Лала "Тарих-и бхагават Хинд" (1916) (обе на яз. урду), но запретили книгу В. Д. Саваркара "The Indian war of Independence 1857" (L., 1909) за её решительную антианглийскую направленность. Однако Саваркаром восстание представлено как романтическая эпопея борьбы за родину и религию небольшой кучки феодалов, организовавших заговор против англичан и поддержанных сипайскими войсками и народом, якобы видевшими в них своих "естественных" вождей. После освобождения Индии ее историки получили возможность более глубокого изучения событий 1857-1859 годов. В появившихся работах приводятся новые документы Однако лишь немногие авторы попытались раскрыть народный характер восстания (напр., Ashoka-Mehta, 1857. The great rebellion, Bombay, 1946; Rebellion, 1857. A Symposium, сб. ст. ed. by P. С. Joshi, New Delhi, 1957). Большинство авторов до сих пор продолжает следовать английской традиции в оценке Индийского народного восстания (см., напр., кн. S. N. Sen, Eighteen fifty-seven, Calcutta-Delhi, 1957).

Советские историки, исходя из оценки Индийского народного восстания, данной К. Марксом и Ф. Энгельсом, всегда рассматривали его как общенародное восстание против колониального гнета, главными движущими силами которого были крестьяне и ремесленники (гл. в кн.: И. М. Рейснер, Очерки клас. борьбы в Индии, ч. 1, М., 1932). Советские ученые показали, что в ходе Индийского народного восстания крестьяне пытались вернуть общинные права на землю, отнятые у них колонизаторами в свою пользу или в пользу заминдаров, а также силой покончить с задолженностью ростовщикам. Однако эти выступления крестьян не наложили на Индийское народное восстание печати аграрной революции, как пытались доказывать некоторые современные индийские авторы (см. ст. Сатиндры Сингхав журн. "India to-day", 1952, v. 1, No 10). Из опубликованных. в СССР работ наиболее всесторонне все аспекты Индийского народного восстания освещены в сборнике, изданном к столетнему юбилею восстания "Народное восстание в Индии 1857-1859" (М., 1957). Из других работ по истории Индийского народного восстания следует упомянуть работы: Комарова Э. Н., Экономические предпосылки индийского народного восстания 1857-1859 гг., "СВ", 1957, No 4; Москалева В., Сипайское восстание в Индии в 1857, "ИЖ", 1937, No 9; Осипова А. М., Великое восстание в Индии 1857-1859, М., 1957; его же, К вопросу о роли раджпутского крестьянства в инд. нац. восстании 1857-1859 г., "ВИ", 1957, No 6; Семеновой Н. И., Пенджаб в период Народного восстания в Индии 1857-1859 гг., в кн.: Индия. Статьи по истории, М., 1959; Библиографию работ по истории восстания, вышедших на иностр. яз. до 1957, см. в книге: Sen S. N., Eighteen fifty-seven, (Calcutta-Delhi), 1957.

А. М. Осипов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Введение

Казалось, никогда международное положение Великобритании и ее колониальная мощь не были столь прочными, как в начале 1857 г. Парижский мир ослабил Россию и утвердил британскую гегемонию на Ближнем Востоке. Деятельность Дальхузи привела к закреплению английской власти над всей Индией. В Иране и Афганистане, как мы видели, английское влияние стало преобладающим. В Китае англичане в союзе с французами начали в 1856 г. новую захватническую войну, одерживая легкие победы над слабыми, небоеспособными войсками феодально-бюрократической маньчжурской монархии. Однако под покровом внешнего процветания назревал серьезнейший политический кризис.

Индия была первым и по существу, единственным государством столь крупного масштаба, которое было превращено в колонию. Воспользовавшись характерной для Индии слабостью административно-политических связей, англичане сравнительно легко, без особых затрат и потерь захватили власть и установили свое господство. Это было достигнуто в 1849 году, но перед завоевателями возникла новая проблема: как управлять гигантской империей? Политика, проводимая англичанами в Индии, вызвала недовольство у широких слоев населения. Это в конечном итоге привело к крупномасштабному восстанию против власти англичан.

Исследуемая в данной работе проблема является достаточно актуальной. В современное нам время Индия является классической моделью группы стран, которые ведут поступательное движение в сторону постепенного сближения с западными капиталистическими странами; элементы европейской структуры в этих странах сталкиваются с элементами старой структуры, что приводит к различного рода сопротивлениям. И ярким примером этого является великое национальное восстание в Индии 1857-1859 гг., или восстание сипаев.

Целями данного исследования являются подробное изучение данного восстания и попытка дать оценку этому историческому событию. Задачами работы, которые решаются для достижения нашей цели, являются:

1) рассмотрение предпосылок и причин, повлекших возникновение восстания в Индии;

2) отслеживание хода восстания;

3) подведение итогов и результатов великого национального восстания 1857-1859 гг.

Причины возникновения Великого национального восстания в Индии в 1857-1859 гг.

Крупнейшим движением против колониального режима Англии, обрекавшего Индию на разграбление, стало народное восстание 1857-1859 гг. Его основной причиной была жестокая и грабительская политика Ост-Индской компании, восстановившая против себя не только народные низы, но и многих представителей местной феодальной знати, вынужденной отказываться от власти и части доходов в пользу англичан. Эксплуатация крестьян доводилась до крайней степени. Национальный доход был ничтожным, а с населения взимались тяжелые налоги, их буквально "выколачивали". Кроме того, крестьян постоянно грабили заминдары (феодальные наследственные держатели земли), ростовщики, скупщики. Разрушение ирригационных систем приводило к падению урожайности полей. Индийский райот (земледелец Индии) не мог обеспечить себе даже полуголодное существование. Страшные голодовки следовали одна за другой, унося много жертв. Голод в 1833 году затронул многие области и повлек за собой гибель огромного количества людей. Естественно, крестьяне были не довольны политикой английских властей. Это недовольство находило поддержку из среды городского населения.

В течение первого столетия британского владычества Индия испытала глубокие социально-экономические потрясения. Земельно-податные преобразования, осуществленные английскими властями в конце XVIII и начале XIX вв. привели к созданию крупной земельной собственности (система постоянного земиндарства) в Бенгалии, Бихаре и Ориссе и мелкой парцеллярной крестьянской аренды (системы райотвари) - в южных провинциях. Усиленный ввоз английских промышленных товаров подорвал основу индийского кустарного производства. Древняя индийская патриархальная сельская община, основанная на сочетании примитивного земледелия с ручным домашним ремеслом, рухнула. Миллионы крестьян и ремесленников были обречены на голод и нищету.

Разрушая старые устои индийского общества, английские колонизаторы не создали новых условий, могущих обеспечить Индии прогрессивное экономическое и культурное развитие. К. Маркс писал в 1853 г.:

"Гражданские войны, вторжения, завоевания, голод, - все эти сменяющие друг друга бедствия, какими бы сложными, бурными и разрушительными ни казались они для Индостана, затрагивали только его поверхность. Англия же подорвала самое основание индусского общества, не обнаружив до сих пор никаких попыток к его преобразованию. Потеря старого мира без приобретения нового сообщает современным бедствиям Индии трагический оттенок и отрезает Индостан, управляемый Британией, от всех традиций и от всей прошлой истории".

Уже в первой четверти XIX века часто возникали восстания. Большое влияние на них оказывали секта ваххабитов, которая под руководством Сеит Ахмеда объявила "священную войну" неверным. Секта получила устойчивую организацию, и Ахмед выдал себя за Махди (посланника Аллаха). Ваххабиды подняли восстание в Бенгалии, выступая за "справедливое государство", общность имущества, избиение англичан, помещиков, мулл, брахманов. В 1831 году восстание значительно расширилось, однако повстанцы потерпели поражение, но не смирились.

Политика колонизаторов не устраивала и многих индийских помещиков, которые были лишены политической власти. Чтобы расширить сферу непосредственной эксплуатации индийского народа, англичане приступили к аннексии (насильственный захват (присоединение) территории государства) княжеств. В нарушение договоров и неоднократных деклараций об уважении к законам и обычаям страны колонизаторы отказались признавать право князей передавать свои владения в случае отсутствия родных сыновей тем, кого они усыновляли, без особого разрешения колониального правительства. На этой основе генерал-губернатор Индии лорд Дальхаузи (1848 - 1857 гг.) присоединил к владениям Ост-Индской компании княжества Сатара, Джанси, Нагпур и Самбхальпур.

Некоторая часть индийской аристократии также пострадала от британской политики. В результате проведения земельно-налоговой реформы в Бенгалии многие местные старинные аристократические роды разорились и были вытеснены новым слоем помещиков, вышедших из среды городского купечества, ростовщиков, спекулянтов, чиновников. Политика Дальхаузи, бесцеремонно ликвидировавшая целый ряд индийских княжеств, лишившая многих туземных принцев их тронов, титулов, субсидий, нанесла немалый ущерб различным феодальным династиям. Наконец, после аннексии Ауда британская администрация значительно урезала права и владения местных крупных феодалов - "талукдаров".

Понятно, обиженные индийские феодалы вовсе не заботились об улучшении тяжкой участи порабощенного народа. Но мероприятия британского правительства, затрагивавшие их собственные интересы, порождали и среди них недовольство.

Английские власти не ограничивались только административно-экономическими мерами, но пытались укрепить в Индии и свое идеологическое влияние. Были изданы законы, запрещавшие некоторые религиозные обычаи и ритуалы индуизма. Английские миссионеры при поддержке правительства вели проповедь христианства среди индусов и мусульман; создавались отдельные европейские школы и колледжи, где обучение индийских детей велось на английском языке. Кроме того, британская администрация обложила налогами земли, принадлежавшие индийскому духовенству. Такая политика, разумеется, вызывала известное раздражение среди индуистского и мусульманского духовенства. А духовенство в ту пору пользовалось огромным влиянием среди народа.

Кроме того, в 1853 г. в очередной раз была продлена Хартия Ост-Индской компании, вводившая конкурсные экзамены при занятии вакантных должностей. помимо этого, в целях увеличения налоговых поступлений колониальное правительство начало проверку документов, на основе которых эта мелкая знать пользовалась налоговыми льготами. Этой проверке подвергались и обширные владения индусских храмов и мусульманских мечетей и мелкие владения брахманов и мусульманского духовенства и всякого рода служебные держания земли. В результате большое количество таких привилегированных, не облагаемых земельным налогом владений было англичанами конфисковано. В 50-х годах эта "проверка" шла полным ходом, и не было ни одного привилегированного землевладельца, который бы не дрожал за свою судьбу и, следовательно, не выражал бы недовольства политикой правительства.

Также хотелось бы упомянуть и духовных феодалов, у которых также имелись недовольства проводимой политикой колониальных властей. У них урезались привилегии, часть земель была конфискована, а остальная обложена налогом на общих основаниях.

Но колониальное правительство твердо было уверено в силе своих сипайских армий, созданных им в осуществление английской политики не только завоевать народы, но и заставить их самих защищать эти завоевания. Действительно, в течение долго времени индийские сипаи верой и правдой служили своим господам. Их руками англичане завоевали всю страну, и пока шел период завоевания, Ост-Индская компания всячески подкупала сипаев. В походах они получали жалования, обмундирование, им позволяли грабить взятые в бою города и села. Однако положение сипаев стало постепенно ухудшаться по мере того, как завершалось завоевание Индии. Не стало ни надбавок, ни военной добычи. Сипайские войска превратились в полицейских, используемых для охраны тюрем, казначейств и конвоирования почты и денежных пересылок.

Иным стало и отношение английских офицеров не только к рядовым сипаям, но и к индийцам-командирам. Они высокомерно, а подчас и презрительно относились к последним, в обиходе используя оскорбительное обращение "ниггер", и на каждом шагу подчеркивая свое национальное превосходство; третировали сипаев, независимо от их звания, боевых заслуг, как людей низшего сорта. В сипайской армии постепенно назревало недовольство. Когда же англичане потерпели позорное поражение в войне с афганцами в 1838-1842 годах и потеряли свой военный престиж, это недовольство в сипайских войсках стало выливаться в прямые акты неповиновения. Большое возмущение сипаев вызвало наступление английских властей и на другие привилегии, которыми пользовались сипаи бенгальской армии, а именно на обязательство не отправлять бенгальских сипаев в заморские военные экспедиции. Это было просто недопустимым для индусов высших каст, которым запрещалось пересекать море.

Некоторые из числа более дальновидных представителей английского командования, конечно, предупреждали об опасности, которая зрела для англичан в сипайской армии. Тем не менее, ни Ост-Индская компания, ни британское правительство не желали слушать эти предостережения, самонадеянно полагая, что они смогут легко расправиться со всеми недовольными. Однако, как мы увидим дальше, англичане просчитались.

Таким образом, к середине 50-х гг. брожение широко распространилось в самых различных социальных слоях Индии.

Загрузка...
Top