Подставные дтп, как способ обмана страховой компании. Автоподставы со страховыми компаниями наказание Статья за мошенничество при подставной аварии

Стремление «нажиться» за счёт других старо как мир, и страхование – подходящая сфера для мошенничества. Российские страховые компании считают, что от 10% до 25% страхователей (в зависимости от вида страхования) пытается получить незаконную выплату. Подтасованные страховые события стали привычным делом. По разным оценкам, отечественные страховщики ежегодно выплачивают мошенникам до 10% возмещений, при этом число мошеннических схем растёт из года в год.

Мошенничество страхователей в России и за рубежом

Зарубежные мошенники и борьба с мошенничеством

Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире. 15-20% средств западные страховые компании переводят на счета мошенников. В Америке и Канаде до 80% махинаций приходится на личное страхование. Объясняется это тем, что выплаты по страхованию жизни обычно крупные, а собрать доказательную базу по таким события довольно сложно. Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты.

В Европе популярны фальсификации с автомобилями. К примеру, во Франции и Германии не редки случаи поджогов авто, застрахованных по завышенной стоимости, а также инсценировки угонов и аварий. Зачастую в ходе следствия выявляются организованные группы аферистов со своими врачами, экспертами и адвокатами.

Однако в Европе и Америке борьба с мошенничеством отлажена гораздо более эффективно, чем в России. Там сформированы и активно используются базы страховых историй клиентов, отслеживаются связи с базами данных банков и других финансовых организаций. Кроме того в противостоянии с мошенниками активно сотрудничают различные правоохранительные структуры.

Автостраховое мошенничество в России

Главная особенность российских мошеннических схем – активное участие госслужащих и правоохранителей, которые подделывают различные документы. При этом отечественные аферисты предпочитают автострахование. На КАСКО и ОСАГО приходится порядка 70% случаев мошенничества в страховании. Далее следует страхование имущества физических лиц, где распространено страхование по фотографии. В условиях жёсткой конкуренции для удобства страхователей компании нередко страхуют недвижимость без предварительного осмотра объекта (по снимку). Это стало благодатной почвой для любителей легкой наживы.

Мошенничество в автостраховании

По разным оценкам, на махинации с ОСАГО приходится от 15% до 35% общего числа сфальсифицированных выплат. На КАСКО – порядка 10-30%. В целом по рынку автострахования потери от действий мошенников ежегодно составляют до 20% выплат. В денежном выражении суммы просто шокируют. Преступные схемы как и уровень организованности мошенников бывают самые разные. До 80-85% случаев мошенничества приходится на одиночек, а ещё 15-20% преступлений совершаются организованными группами. В последнем случае преступники нередко вовлекают страховых агентов и сотрудников ГИБДД. Организованных групп намного меньше, но на их долю приходится более 60% всех убытков от действий фальсификаторов.

Особенности мошенничества в автостраховании:

  • Около 30% приходится инсценированные аварии;
  • 13% составляют фальсификации обстоятельств ДТП;
  • Около 40% случае мошенничества приходится на оформление полиса после страхового события.

Схемы махинаторов, действующих в автостраховании:

  1. «Автоподстава». Инсценировка аварии для получения компенсации со страховой компании «жертвы» автоподставы. В состав группы мошенников, как правило, входит сотрудник ГИБДД, оформляющий протокол происшествия. Именно он предоставляет фиктивные документы в страховые компании «виновников» аварии.
  2. Схема завышения оценки ущерба или подложный счёт с СТОА.
  3. Завышение стоимости страхуемой машины. Например, завезённая в Россию разваливающаяся, но сохранившая товарный вид иномарка, страхуется по завышенной цене. Затем по сценарию: ДТП и обращение за выплатой. По этой же схеме один и тот же автомобиль иногда страхуется в нескольких компаниях. Такие случае выявляются, но не всегда, ведь единой базы страхователей не существует.
  4. Инсценированные угоны. Это самый тяжёлый случай для страховщика. Доказать мошенничество здесь очень сложно и компания вынуждена платить серьёзную компенсацию. В последнее время растёт число случаев инсценировок угона автомобилей, приобретённых в кредит.

Это неполный перечень схем, с течением времени он меняется. Мошенники подстраиваются под методы работы служб безопасности страховщиков и находят всё новые лазейки для лёгкой наживы.

Причины распространения мошенничества в страховании

Интересно, что к фактам обмана страховых компаний российские граждане относятся весьма лояльно. Такое отношение объясняется недоверием к страховщикам ещё со времён советского «Госстраха» и недовольством их работой. Долее того, страховые мошенники также зачастую даже не считают себя преступниками и в 99% случаев не признают свой проступок серьёзным. По данным страховых компаний:

  • 10% страхователей готовы совершить мошенничество;
  • 20% соблюдают правила и законы;
  • 70% способны подтасовать данные, если повезёт.

Немаловажная причина распространения мошенничества со стороны российских страхователей – их отношение к страхованию. Во всем мире потребители привыкли покупать страховку в надежде, что она никогда не потребуется. Российский же страхователь, потратив немалую сумму на полис КАСКО или ОСАГО, порой с нетерпением ждёт случая, когда можно будет окупить своё «вложение». Такой автолюбитель будет просто счастлив, если удастся заработать на страховке.

Судите сами. По данным Всероссийского союза страховщиков:

  • 44% россиян не считают преступлением намеренное завышение суммы ущерба или инсценировку страхового события;
  • 41% наших сограждан полагают, что это – преступление;
  • 15% затрудняются ответить.

Цифры вполне логичные, ведь 34,1% граждан убеждены, что страховщики сами мошенничают. Кроме того, 27,3% респондентов считает, что компании берут слишком большие деньги за страхование.

А между тем, оправдывать мошенников себе дороже!

Убытки от действий мошенников достигли таких масштабов, что ощутимо влияют на ценовую политику страховых компаний. Дело в том, что издержки бизнеса практически всегда перекладываются на потребителя. Таким образом, в тарифы по основным видам добровольного автострахования закладываются потери от мошенничества. По разным оценкам, до 15% страховых премий приходится на такие издержки. Именно поэтому, слушая увлечённые рассказы знакомых о том, как они обманули страховую компанию, не забывайте, что такие действия бьют и по вашему карману. Просто рассчитайте стоимость КАСКО на калькуляторе и умножьте полученную сумму на 7-15%.

В Госдуме разработан законопроект, предусматривающий серьезную уголовную ответственность за автоподставы на дорогах. Сейчас это расценивается как мошенничество, за которое грозит штраф или лишение свободы до двух лет. За лжеаварии со значительным ущербом, запланированные группой лиц, максимально дают пять лет. Чиновники предлагают повысить максимальную планку наказания до десяти лет, чтобы защитить водителей от недобрых попутчиков, а страховые компании – от лишних выплат. Однако специалисты уверены, что данная мера не сократит число бандитов с дороги, поскольку доказать факт автоподставы почти нереально.

«Сейчас подобные действия проходят по 159 статье Уголовного кодекса «Мошенничество», но дело в том, что доказать факт подставы очень сложно. Есть лишь единичные примеры, в которых была доказана неправомерность действий», – утверждает юрист компании «Авто-Юрист» Александр Кужелев.

«Во-первых, многие водители просто не замечают, что это была именно подстава, а не реальное ДТП. Представьте, в каком состоянии находится человек после аварии: конечно, он хочет решить все проблемы без серьезных последствий, поэтому идет на «расплату» на месте, – поясняет юрист компании «Юридические услуги» Дмитрий Мельниченко. – В любом случае нужно обязательно вызывать ГИБДД для разбора, в конце концов, за оставление места ДТП предусмотрена ответственность. Вряд ли Уголовный кодекс требует каких-то поправок, в частности, по статье за мошенничество, поскольку сам факт автоподстав очень сложно доказать. Важнее, чтобы все статьи кодекса просто работали».

Схемы автоподстав однотипны. На «большой дороге» они чаще всего происходят в темное время суток, когда на хвост водителю садится машина и начинает мигать фарами, чтобы ее пропустили. При перестроении водитель налетает на дорогой автомобиль, находившийся в слепой зоне или едущий без фар, и начинается разбор полетов. Во-первых, доказать, что фары не горели, без записи невозможно, во-вторых, пенять на сговор бесполезно – где факты?

Вторая разновидность – ДТП с пешеходами. Водитель едет, ничего не подозревая, а на обочине стоит человек, например, беседуя по телефону. Внезапно он срывается с места и бросается под колеса. Тут же подъезжают якобы свидетели наезда, по счастливой случайности оказавшиеся знакомыми «пострадавшего», и начинают угрожать преследованием по закону или предлагают разъехаться по-хорошему, то есть после денежного возмещения.

Или действуют еще хитрее: машина отъезжает с парковки задним ходом, вдруг водитель слышит глухой удар, выбегает и видит ребенка возле колес. Тут же появляются напуганные «родители», поднимая панику, – водителю остается выложить все деньги, чтобы загладить свою вину. Естественно, никто никого не сбивает: жертву на дорогой машине поджидают, потом мошенники падают у автомобиля, корчась от боли, или подкидывают детей – и так далее, пока не получат, чего хотят.

Поскольку все эти действия выходят за рамки мошенничества, сопрягая в себе и вымогательство, и нарушение правил дорожного движения, и повреждение чужого имущества, создан законопроект по введению в Уголовный кодекс дополнительной статьи по автоподставам. В проекте она обозначена под номером 1631 и называется «Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства». Она предусматривает наказание в виде лишения свободы до семи лет плюс штраф до 300 тысяч, если все делалось группой лиц по предварительному сговору или пострадавшему был нанесен тяжкий ущерб здоровью, то санкции возрастают до десяти лет и штрафа до миллиона рублей.

На самом деле большинство автоподстав сводятся к вымогательству ценностей, но есть прецеденты, когда преступники калечат водителей и громят машины. Пример – история тюменских мажоров, которые творили бесчинства в Екатеринбурге и на дорогах области. Группа молодых парней на иномарках преследовала водителей, останавливали их, крушили автомобили битами, в некоторых случаях избивали водителей и вымогали деньги.

Для защиты от таких злодеев и предпринимают попытки пересмотреть законы. Причем для безопасности водителей и страховщиков, которые по ОСАГО возмещают ущерб, по сути, виновникам аварии, а не потерпевшим.

По крайней мере страховая сторона указывается инициаторами как заинтересованная аудитория. Есть ли у них реальный интерес к проекту?

«На первый взгляд, мера интересная, но доказать умысел в действиях «пострадавших» практически невозможно. Это реально, если есть записи с камер наружного наблюдения или видеорегистратора, где видно, что машина подрезает, резко тормозит без каких-либо на то причин. Тогда есть шансы восстановить истину, но ведь мошенники часто не доводят дело до судебных разбирательств, – говорит директор «Центра страхования» Кирилл Смолин. – Им главное – получить деньги здесь и сейчас, поэтому они и «давят» на водителя в состоянии шока, чтобы не вызывать инспекторов. Ведь они начнут сверять повреждения, следы краски, опавшей грязи, пробивать по базам, не попадала ли машина в другую аварию раньше и не получала ли аналогичные повреждения, то есть могут раскусить злоумышленников. Как правило, преступники уже едут на битом автомобиле, а пока с водителем разбирается один из них, другой работает «наждачкой» по автомобилю жертвы. То же самое и с человеком, который якобы бросается под колеса. Он инсценирует столкновение, потом симулирует боль- конечно, водитель сразу пытается откупиться, отдает все деньги, лишь бы не было проблем. Так что в основном мошенники таким образом вымогают деньги именно у водителей, не доводя дела до страховых выплат».

Итак, парадокс в том, что авторы проекта хотят ужесточить наказание за действия, на практике почти недоказуемые. Какой смысл вводить более серьезную ответственность, если она не последует ввиду специфики преступления? Поэтому эксперты склоняются к мысли, что данное решение имеет привкус популизма.


В Правительство и Верховный суд направлен проект изменений в Уголовный кодекс.

Депутаты хотят расширить статью о мошенничестве. В нее предлагается отдельными пунктами внести ответственность за так называемую подставу на дороге.

Знакомая ситуация: едет человек, никого не трогает, вдруг перед ним на полосе возникает некая иномарка, которая резко бьет по тормозам. Столкновение, кто-то не соблюдал дистанцию - деньги на бочку. Есть вариант, когда автомобиль движется по крайней правой полосе, а она широкая. Обгоняющий автомобиль чуть-чуть принимает влево - авария. Еще один вариант.

Темная ночь, сзади в бампер упирается машина, которая сигналит дальним светом, не учитывая интересы встречных водителей, вы принимаете вправо, а там, под зеркалом, машина с выключенными фарами. Вы ни в каком суде не сможете доказать, что фары были выключены, если... Но об этом позже.

Так вот во всех случаях с вас хотят денег автоподставщики. Ситуации идеальные: вы в них виноваты. А доказать, что маневры этих машин были умышленными, нереально.

Такой вид криминального бизнеса процветал на дорогах довольно долго. Вплоть до момента появления обязательного страхования ответственности автовладельцев транспортных средств. Однако и после его введения автоподставщики нашли свои ниши. А уж в последнее время развернулись почти на полную катушку. По данным одного из авторов этого законопроекта Ярослава Нилова, количество таких случаев выросло в среднем на 20 процентов по стране.

Криминальным бизнесменам не сложно доказать свою правоту. У них есть и свои люди в местных ГИБДД, и свои люди в страховых компаниях. Один из простых способов развода: "Ты виноват (не держал дистанции, не уступил дорогу - выбирай по вкусу). Гаишник тебя сделает виновным, страховая компания за тебя выплатит, но потом ты пять лет будешь расплачиваться за эту выплату". И все эти аргументы вполне реальны.

Зачастую гаишники не всегда изучают все подробности ДТП, а страховщики, как правило, предпочитают именно их мнение как окончательное. В то же время установить мошенника можно, приложив к этому усилия. Но для этого должно быть заявление от потерпевшего. Не все потерпевшие идут на такой шаг. Многим проще расплатиться на месте и забыть об этой истории.

Тем более что в большинстве случаев мошенникам удается отделаться лишь штрафом. Привлечь их по полной программе не позволяет ни доказательная база, ни Уголовный кодекс.

Как считают некоторые депутаты, если ответственность за это дело будет увеличена в разы, если за подобное мошенничество замаячит реальный уголовный срок, то, скорее всего, число желающих поучаствовать в этом бизнесе заметно сократится.

Однако данный вид преступления далеко выходит за рамки простого мошенничества, поскольку сопряжен с вымогательством денег, а также с нарушением правил безопасности движения и повреждением транспортного средства потерпевших. Поэтому законопроект предлагает выделить умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства в самостоятельный вид преступления и установить наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.

А в случаях совершения его группой лиц по предварительному сговору или с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего - до 10 лет.

Между тем доказать, что вас подставили, можно с помощью видеорегистратора, который заснял происходящее не только спереди, но и сзади. К сожалению, такой техникой владеет не всякий автомобилист. У ГАИ на вооружении только данные о правонарушениях. Если один из автомобилей не раз попадал в такую ситуацию, то стоит внимательнее отнестись к его нарушениям.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, напоминаем признаки автоподставы и способы борьбы с ними:

Вы ехали, никого не трогали, и вдруг услышали удар. Что делать? Вам необходимо остановиться, оглядеться, понять, что произошло. Если ничего непонятно и вы в машине один, то выходить за ее пределы можно, только заперев двери;

Вам необходимо осмотреть все повреждения как на своем автомобиле, так и на машине второго участника;

Если вам предлагают отъехать хотя бы для того, чтобы посмотреть на повреждения автомобилей, - не соглашайтесь. В первую очередь вызывайте ГАИ, затем сообщайте об инциденте страховой компании. Все это делайте сами и со своего телефона;

Если второй участник аварии уже вызвал ГАИ, ваш звонок лишним не будет. А если он оказался подставщиком, то ваш звонок будет только вам на пользу;

Если вас принуждают прямо сейчас выложить необходимую сумму, созваниваются с мастерами автотехцентров или некими страховщиками - не идите на уговоры расплатиться на месте;

Любое насилие в отношении вас - повод обращаться в полицию.

Есть только три законных способа уехать с места происшествия. Первый: составить схему происшествия, заполнить извещение о ДТП вместе со вторым участником аварии и проехать на ближайший пост. Только в том случае, если есть согласие об обстоятельствах происшествия, которые изложены в извещении о ДТП.

Второй способ: если есть согласие об обстоятельствах происшествия, в нем участвовали два автомобиля, нет пострадавших, бланк извещения заполнен, а стоимость ущерба пострадавшего не превышает 20 тысяч, можно просто разъехаться, а потом пострадавший предъявит претензии страховой компании.

Третий способ: вызвать на место происшествия ГАИ по номерам "02" или "112".

По материалам Российской Газеты. www.rg.ru

Время чтения: 5 минут

Избежать аварии на дороге позволяет строгое следование правилам, регулирующим движение транспортных средств. Они же дают возможность автовладельцам защитить себя от мошенников, которые, инсценируя подставное ДТП, пытаются получить денежную компенсацию за якобы нанесенный ущерб. Чтобы не превратиться из водителя в обычную жертву махинаций, следует тщательно изучить, как избежать подобных ситуаций или выйти из них без ущерба в 2019 году.

Цель инсценировки

Инсценировка дорожного происшествия представляет собой самое настоящее театральное действие: главным его героем становится водитель, который всего лишь на миг отвлекся от ситуации на дороге.

Само по себе спланированное происшествие – это имитация аварии с довольно незначительными или уже имевшимися ранее повреждениями автомобиля. Последний факт, кстати сказать, дает возможность просто договориться с зазевавшимся водителем, получить от него некоторую сумму и спокойно разъехаться, не вызывая полицию.

Инсценировка ДТП для страховки – другой вид таких происшествий, имеющий целью получение средств со страховой компании. После того как полис гражданского страхования стал обязательным для автовладельцев, стало понятно, что не все из них являются лицами с высокими моральными принципами, а потому не прочь отремонтировать свое авто за счет страховщика.

Подставное ДТП для ОСАГО обычно не предполагает серьезную аварию. Чаще всего водитель-мошенник провоцирует свою жертву, делая ее виновником.

После этого, проследовав по стандартной схеме от вызова ГИБДД до подачи компанию, он получает средства на долгожданный ремонт.

В некоторых случаях инсценировщики идут еще далее и имитируют угон транспортного средства, что позволяет получить полный объем стоимости, – в некоторых случаях это даже более выгодно, чем подставные ДТП для страховой.

Чего ждать от мошенников

Для начала разберем, как злоумышленники готовятся к преднамеренному происшествию. Первое – это автомобиль. Для имитации ДТП обычно используются подержанные автомобили дорогих марок. К ним можно отнести:

  • BMW седьмой или пятой серии;
  • Audi A6, 80 или 100 первых лет производства;
  • Honda CRX;
  • Chrysler Cirrus;
  • Lincoln Towncar;
  • Mitsubishi Galant;
  • Saab 9000;
  • Mercedes с кузовом W124, 201, 210, 140;
  • Volvo серии 8 и 9.
  • Следует обратить внимание и на то, с какой тщательностью мошенники подбирают свои жертвы. Меньше всего шансов оказаться потерпевшими у:

    • владельцев новых дорогостоящих иномарок;
    • тех, кто недавно приобрел отечественный автомобиль со спортивными дисками и наглухо затонированными стеклами;
    • водителей автомобилей, в которых имеются пассажиры;
    • собственников потрепанных отечественных железных коней.

    Обычно злоумышленники предпочитают выбирать водителей-одиночек, новичков со знаком «У» на стекле, болтающих по телефону, владельцев новых, но недорогих автомобилей, внешне напоминающих офисных клерков, женщин.

    Схемы постановочных ДТП

    Что же касается схем таких инсценировок, то приведем список чаще всего встречающихся на отечественных дорогах ситуаций:

    • при включенном поворотнике влево или вправо совершение маневра в противоположном направлении;
    • резкое торможение, не имеющее никаких оснований, сразу после того, как автомобиль набрал скорость;
    • выезд на пересечение дорог не в свою очередь;
    • внезапное появление транспортного средства;
    • бросающиеся под колеса машины пешеходы;
    • привлечение подставных свидетелей.

    Самый типичный пример подставы на дороге выглядит так: вы едете по средней полосе движения, вас сзади догоняет Mercedes и дает вам знак перестроиться. Включив поворотник, вы начинаете уходить вправо, и тут из ниоткуда берется еще один автомобиль, которому вы мнете крыло. Водитель пострадавшей машины предлагает вам разойтись миром за определенную сумму, и вы уезжаете счастливый, что все завершилось настолько благополучно.

    Существует ли возможность возместить ущерб

    Не секрет, что полис обязательного страхования дает возможность автовладельцу, оказавшемуся жертвой транспортного происшествия, компенсировать ущерб.

    Но как быть, если водитель стал жертвой инсценированной аварии и фактически выступает в роли виновника? В такой ситуации законодательство предусматривает, что компенсацию получает жертва. Единственное исключение составляет случай, когда она будет признана сразу и виновной, и пострадавшей стороной, – это удастся доказать только через суд. Этот вариант возможен, если участники происшествия не договорились полюбовно, а прошли всю схему оформления формальных процедур.

    При желании полностью оградить себя от каких-либо выплат и трат, вызванных аварией, необходимо позаботиться о покупке .

    Как доказывать невиновность

    Первое, что необходимо сделать попавшему «на крючок» водителю, – успокоиться и не поддаваться на провокации злоумышленников. В возникших обстоятельствах следует непременно вызвать сотрудников ГИБДД. Лучше сделать это самому, поскольку «случайно» проезжающий мимо наряд полиции может оказаться в сговоре с мошенниками.

    Будьте уверены: давление будет исключительно моральным, могут посыпаться угрозы, фразы с названием уголовных статей и так далее. Но до физической расправы последствия подставного ДТП не дойдут, поскольку преступники хорошо знакомы с законодательством. Потому вполне разумным будет включить камеру и весь разговор записать.

    По возможности не стоит покидать автомобиль, пока не прибудет полиция. Ожидая ее, свяжитесь со своим адвокатом, родственниками или юристами, компетентными в данной сфере. Чтобы в дальнейшем доказать свою невиновность в ДТП-подставе в суде, вам придется использовать запись с видеорегистратора, а потому убедитесь, что он у постоянно включен во время движения.

    В первую очередь уповать следует на помощь сотрудников дорожной инспекции. Если есть подозрение, что они заодно с мошенниками, перепишите номера всех автомобилей, участвующих в инсценировке, и смело подавайте имеющиеся материалы в суд: он непременно назначит специальную экспертизу для расследования обстоятельств .

    Автовладельцы, озадачившиеся, как сделать подставу ДТП для страховки, должны отдавать себе отчет, что страховая компания вправе назначить дополнительную экспертизу для выявления фиктивности аварии. Такие выводы могут оказаться не самыми приятными, особенно если речь идет о группе преступников, которые, вступив в сговор, пытаются выманить у страховщиков деньги.

    На сегодняшний день наказание за инсценировку ДТП достигает 7 лет лишения свободы и выплаты штрафной суммы в размере 1 миллиона рублей.

    Уберечь себя от встречи со злоумышленниками позволят несколько советов:

  1. Перед совершением поворота никогда не упускайте из вида машину, находящуюся перед вами.
  2. При интенсивном движении наблюдайте за транспортными средствами справа и слева от вас. Если они находятся слишком близко, дайте им проехать вперед и следите за их дальнейшими действиями.
  3. Если кто-то моргает вам сзади, не спешите резко перестраиваться. Убедитесь, что этому ничто не мешает, и только потом постепенно переходите в соседний ряд.
  4. Все время изучайте ситуацию в зеркалах, не только перед перестроением, но и в процессе.
  5. Если ваш автомобиль нагло прижимают, остановитесь и включите аварийные сигналы.
  6. Всегда будьте готовы к резкому давлению на тормоза.

В любой ситуации пытайтесь избежать столкновения, но для этого нужно быть предельно внимательными на дороге.

Подставное ДТП: Видео

Загрузка...
Top