Памятное место усадьбы Боратынских "Мара" с. Софьинка

Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих, и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь. Степного неба свод желанный, Степного воздуха струи, На вас я в неге бездыханной Остановил глаза мои.

Но мне увидеть было слаше Лес на покате двух холмов И скромный дом в садовой чаще, Приют младенческих годов, -

писал Е.А. Баратынский в своем стихотворении, посвященном возвращению в 1828 году в Мару - родовое имение Баратынских в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.

В 1797 году император Павел I пожаловал братьям Баратынским - генерал-лейтенанту Абраму Андреевичу и вице-адмиралу Богдану Андреевичу - большое тамбовское село Вяжля. В 1802 году оно было разделено между братьями. A.A. Баратынскому досталась та часть села, что называлась Мара; говорили, что «по-татарски» это означает «овраг». A.A. Баратынский возвел здесь большой каменный дом, хозяйственные помещения, а в пресловутом овраге устроил каскад прудов, мостики, беседки, каменный грот с потайным ходом, разбил парк.

19 февраля 1800 года в Маре родился Евгений Абрамович Баратынский - Буба, как его ласково звали родители. «Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя», - писал счастливый отец. Воспитателем ребенка стал итальянец Дж. Боргезе, с которым у мальчика быстро установились дружеские отношения. Под руководством «дядьки» будущий поэт освоил итальянский и французский языки, а его эмоциональные рассказы о далекой Италии навсегда запечатлелись в душе ребенка.

Ты мне Италию порой

Хвалил с блестящим увлечением,

Страну, любимую тобой... -

Это строки из стихотворения «Дядьке-итальянцу», написанного Баратынским в 1844 году в Италии. К тому времени любимого дядьки-итальянца уже давно не было на свете, и самому поэту оставалось жить считанные месяцы...

Баратынский провел в Маре первые двенадцать лет жизни. В 1812 году его отправили учиться в Пажеский корпус в Петербург, потом была неприятная история с кражей, солдатская служба в Финляндии... Только в 1828 году Баратынский снова побывал в Маре. К тому времени усадьба находилась в запустении. Повзрослевшие дети разъехались кто куда. После смерти отца усадьба еще какое-то время поддерживалась, но потом в Маре осталась только мать, А.Ф. Баратынская, которой трудно было следить за порядком в обширном имении. Парк зарастал, беседки и мостики разрушались.

Баратынский приезжал в Мару обыкновенно на несколько месяцев. С&мым длительным было его пребывание в Маре с осени 1832 по зиму 1834 года. Он много работал, здесь написал стихотворения «Я возвращуся к вам, поля моих отцов», «Она», «Судьбой наложенные цепи», «Не бойся едких осуждений», «Последняя смерть», «Княгине З.А. Волконской», «Не ослеплен я музою моею», «Подражатели», «Я посетил тебя, пленительная осень» и др. Последний раз Баратынский приехал в Мару в 1837 году.

А.Ф. Баратынская умерла в 1852 году, прожив в ней почти безвыездно всю свою жизнь. Умная и образованная, она умела дать прекрасное воспитание всем своим детям. Они часто навещали ее: Ираклий - ярославский губернатор; Лев - остроумный и веселый собеседник, душа местного общества; Сергей - врач, оставивший по себе добрую память в здешних местах; Варвара - жена знаменитого педагога С.А. Рачинского, владельца Татева.

После смерти матери усадьбу унаследовал брат поэта - Сергей Абрамович Баратынский. При нем усадьба пережила второе рождение: был расчищен и благоустроен парк, восстановлены «затеи». «Над гротом в овраге, где он любил проводить целые дни, укрываясь от летнего зноя, Сергей Абрамович построил прелестное летнее жилище, куда он переселялся со всем семейством на несколько недель или даже месяцев. Внизу, возле источника, возвышалась изящной архитектуры купальня в виде готической башни, к которой вел красивый мост... В семейные праздники по лесу развешивались разноцветные фонари и зажигались бенгальские огни, что придавало всей местности фантастический вид», - вспоминал Б.Н.Чичерин, сосед Баратынских по имению: его родовая усадьба Караул находилась поблизости.

Мара, имения Хвощинских - Умет и Н.И. Кривцова - Любичи образовывали, по словам современников, «замечательный культурный центр». «Культурное значение подобных средоточий, на старых родовых гнездах основанных, несомненно: пока еще живут эти, увы, поредевшие ныне уголки в старом отечестве, пока правительством не совсем еще расшатаны лучшие устои его спокойного и мирного развития, еще нельзя отчаиваться за будущее», - писал в 1906 году граф С.Д. Шереметев. Что ж, граф Шереметев достаточно трезво смотрел на будущее России. Идеализировать помещичий быт, конечно, ни в коем случае нельзя - тут много было, говоря словами A.C. Пушкина, «и барства дикого, и рабства тощего». Но действительно, после падения церкви и русской усадьбы - оплота семейных, фамильных, родовых традиций, связывавших поколения рода и историю страны в органическое целое, - в 1917 году погибла и наша страна. И все современные попытки «возродить» что-то русскоподобное заранее обречены на провал, ибо отсутствует, разорвана, уничтожена связь времен, и на малопонятных большинству из нас развалинах прошлого уже ничего построить невозможно. «Драгоценны вековые могучие связи, и не порываются они безнаказанно; недаром события тяжким укором и назиданием отвечают общественному легкомыслию и убожеству», - писал тот же С.Д. Шереметев.

Хозяин Мары С.А. Баратынский умер в 1866 году. Его жена владела имением еще двадцать два года. С 1888 года усадьба перешла к их детям.

Уже с конца XIX века Мара постепенно стала приобретать мемориальное значение. «Оставшиеся в живых из рода Баратынских продолжают свято хранить и старую усадьбу своих предков, и неугасимые лампады над их могилами», - сообщается во втором томе «Полного географического описания нашего Отечества», изданного под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Летом 1917 года Мара была разграблена и сожжена. В апреле 1919 года местный волостной совет принял решение об устрой* стве музея в разоренной усадьбе, но тут вспыхнуло Антоновское восстание. Мара попала в эпицентр боевых действий. В последующие годы была разрушена Ильинская церковь, вырублен парк.

До наших дней от усадьбы Баратынских не сохранилось ничего, кроме семи или восьми разбросанных белокаменных надгробий на разоренном кладбище. Вопрос о восстановлении усадьбы и о создании в ней музея обсуждался в 1970-х годах, но до дела так и не дошло. Как известно, русская культура - не самая необходимая вещь в повседневной жизни современных «русских патриотов».

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

...Благоуханный май воскреснул на лугах,
И пробудилась Филомела,
И Флора милая на радужных крылах
К нам обновленная слетела...

Е.А. Боратынский "Весна" ("Элегия")

В моем электронном архиве сохранились фотографии поездки по местам усадеб Боратынских в Уметский район Тамбовской области 4 мая 2006 года.

Сначала мы побывали в селе Софьинка, где располагалась усадьба Мара - "приют младенческих годов" поэта Евгения Боратынского. От этой усадьбы сохранился лишь некрополь, восстановленный в 2000 году - к 200-летию со дня , и заброшенный парк, которому поэт посвятил свое известнейшее стихотворение .

В словаре В.И. Даля дается определение слова "мара", которое очень точно подходит для описания местности, где находились усадьбы Боратынских: "Мара - мана, морока, наваждение, обаяние, греза, мечта; призрак, обман зрения и самый призрак". Действительно, в марное лето (знойное, сухое), когда поверхность степи накаляется, начинает марить - нижние слои воздуха струятся и искажают отдаленные предметы, рождая марево, мираж. Если из степной долины удалиться в небольшой лесок, к реке Вяжля в том ее месте, где с ней соединяет родниковые воды небольшая речушка Мара, то можно стать свидетелем утренних миражей. Температурный контраст воздуха в овраге рождает туманы, которые поднимаются от водной глади вверх, "растворяя" формы деревьев и искажая пространство. Таким образом, сама природа наполняла лес, парк и сад Боратынских призрачными видениями, загадочными иллюзиями, созвучными эпохе романтизма.

Со временем понятие "Мара" как "обман зрения" в сознании ее обитателей из области конкретных физических явлений, как видно, перешло в область образного восприятия - "мечты", "грезы", "обаяния". Его находим в стихах, посвященных Евгением Боратынским родному месту.

Мы подъехали к современному селу Софьинка, растянувшемуся вдоль реки Вяжля. Вообще-то с XVIII века здесь было одно протяженное село Вяжли (Покровское), из которого впоследствии, путем деления между наследниками, образовались населенные пункты: Дербень, Марьинка, Софьинка, Варваринка, Натальинка, Ильиновка, Сергиевка, Ядровка и Козловка.


Вдали виднеется бывший усадебный дом Маркова - соседа Боратынских. Сам дом построил С.С. Башмаков, но последним его владельцем был депутат III и IV Государственных дум Н.Л. Марков. Сейчас в этом здании располагается школа, которая до недавнего времени носила имя поэта. Несколько лет назад, из-за сократившегося количества учащихся, она была "оптимизирована" и присоединена к Ильиновской школе...

До революции пейзаж этого места одухотворяла Вознесенская церковь, возведенная в 1818 году на средства .

В родовом некрополе Боратынских погребены родные люди поэта: его мать, брат, племянницы и племянник...

Сегодня около места, где стоял усадебный дом Боратынских, построенный в 1804 году, - луг, на котором пасутся кони.


Усадебный дом в Маре. Фото М.А. Боратынского. Начало 20 в.



Э.А. Дмитриев-Мамонов. У грота в парке Мары. Ок. 1861 г.

Сейчас на месте Грота - лишь углубление в земле, в котором выросли деревья...




На склонах оврага сохранились дорожки. Одна из них ведет к роднику.


15 сентября 2005 года, в день 125-летия со дня рождения митрополита Вениамина (Федченкова), в овраге Мары был освящен источник во имя Вознесения Господня. (Отец митрополита Вениамина был управляющим одной из усадеб Боратынских - .)



Будущий митрополит Вениамин (Федченков) у Грота в парке Мары. Фото начала 20 в.


Парк Мары с его элегическим настроением оказал воздействие на творчество Евгения Боратынского. Воспоминания о его дубравах, извилистых тропах, шуме деревьев проносятся легким отзвуком прошлого, ностальгической ноткой в письмах и стихах поэта:

"…Напиши мне, пожалуйста, есть ли смородина в нашем саду, как растут деревья, как за ними ухаживают, приведены ли в порядок дорожки?" (из пансиона к маменьке в Мару 1812 года).

"…У вас праздники будут великолепны, весна в разгаре, воображаю, как прекрасны небеса и солнце. Наш удел не так счастлив: хорошая погода еще не наступила, а ветры приносят с моря холод и влагу. Это томит меня, ибо я люблю весну и жду ее прихода... Пребывая почти наедине с природой, я вижу в ней истинного друга и говорю с вами о ней... как говорил бы о Дельвиге, будь я в Петербурге... Прощайте, любезная маменька, представляю, как вы сейчас заняты деревьями и огородом, и представляю с удовольствием - ибо для вас это наслаждение..." (из Финляндии к маменьке в Мару 1823 года).

При воспоминаниях о детстве в сознании поэта, очевидно, всплывал образ родной природы, научившей его "истинным" чувствам. Парк воспринимался как учебное помещение - некая "классная комната", в которой он изучал основы предмета под названием "жизнь":

Когда, едва вздохнув для жизни неизвестной,
Я с тихой радостью взглянул на мир прелестный, -
С каким восторгом я природу обнимал!
Как свет прекрасен был! Увы! тогда не знал
Я буйственных страстей в беспечности невинной:
Дитя, взлелеянный природою пустынной,
Ее одну лишь зрел, внимал одной лишь ей;
Сиянье солнечных, торжественных лучей
Веселье тихое мне в сердце проливало;
Оно с природою в ненастье унывало;
Не знал я радостей, не знал я мук досугих,
За мигом не умел другой предвидеть миг;
Я слишком счастлив был спокойствием незнанья;
Блаженства чуждые и чуждые страданья
Часы невидимо мелькали надо мной...
О, суждено ли мне увидеть край родной,
Друзей оставленных, друзей всегда любимых,
И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?

Из поэмы Легуве «Воспоминания» в вольном переводе Е. Боратынского (1820).

В Мураново мы ездили в октябре, когда я только приехала в Москву из Китая. погода стояла чудесная: ясное солнышко и золотая листва. до Мураново добирались электричкой, а потом пол часа шли пешком вдоль полей. вообще от усадьбы до станции ходит и автобус, но уж очень редко, а погода была уж очень прогулочная. на автобусе мы ехали назад.
усадьба позиционируется как мемориал Ф. И. Тютчеву, поэтому экспонаты и информационное наполнение посвящено гнезду Тютчевых.
меня же в первую очередь интересовал главный дом, построенный в 1842 году поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским . во-первых, потому что он был приятелем Владимира Одоевского, Евдокии Ростопчиной, Николая Гоголь, Аксаковых - из писем поэта можно заключить, что все они бывали в его имении. во-вторых, потому что совсем рядом (на следующей станции) располагалась усадьба самого Одоевского - Калистово. правда Одоевскими оно было продано к тому моменту, как поблизости поселился Баратынский. да и не осталось ничего от Калистово. но природа, ландшафт, аллеи....

в 1826 году Евгений Абрамович Боратынский женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне, поэтому впервые Мураново (тогда усадьбу Эенгельгардов) Боратынский посетил Мураново в 1826 году. с 1828 по 1844 год он с семьей почти каждое лето жил в Мураново. 29 июня 1844 года Боратынский уехал в заграничное путешествие и в Неаполе скоропостижно скончался.




главный усадебный дом (пострадал от пожара), ведется реставрация. внутрь уже пускают с экскурсией. снимать нельзя, но посмотреть есть на что.


вид от Детского домика на Главный корпус


усадебный сад был полон цветов


потомки Тютчева изображали "желтую угрозу", нарядившись в маньчжурские и японские наряды.


в парке много стендов с фотографиями, поэтому можно сравнить вид "до и после".


крылечко главного дома


Детский домик, для сравнения человеческого роста и размеров дома - фото внизу.

информация с сайта музея: При Боратынском на усадьбе существовали две фруктовые оранжереи и ананасовая теплица, а также оранжерея цветочная. В парке сохранилось несколько деревьев, относящихся ко времени Баратынского, в возрасте до 160 лет. Еще во времена Энгельгардтов в Муранове была персиковая оранжерея, перестроенная потом в 1869 г. (до наших дней она не сохранилась.) В персиковую оранжерею можно было пройти по розовой аллее, начинавшейся у северного фасада усадебного дома и продолжавшейся аллеей из плакучих берез. Северный и южный партеры дома украшали прекрасные цветники. На южном балконе, где раньше был зимний сад, стояли кадки с растениями и цветами. Усадебный дом утопал в цветущих кустарниках сирени, жимолости и жасмина.


Уничтожена в советское время.

История

Усадьба была основана генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Баратынским , отцом знаменитого поэта. С февраля 1799 до 1804 года А. А. Баратынский вместе с женой Александрой Фёдоровной жил в селе Вяжля (ныне Марьинка Кирсановского района), где у них родились Евгений (1800-1844), Софья (1801-1844) и Ираклий (1802-1859). После конфликта с братьями в 5 верстах от Вяжли он начал строительство дома - у оврага на северо-восточной окраине леса. Парадный фасад деревянного одноэтажного дома был оформлен мезонином с маленьким балкончиком над первым этажом, сплошной стеклянной стеной оранжереи и двухэтажной кирпичной башней, где располагался кабинет хозяина и отопительная установка для оранжереи. В августе 1833 года состоялся раздел имения А. А. Баратынского (узаконенный только в 1848 году), по которому хозяином Мары стал Сергей Абрамович Баратынский , который перенёс дом и служебные постройки в рощу на пригорок, ближе к деревне Мары (ныне - Софьинка Умётского района). При этом архитектура и планировка дома были сохранены. В это время его женой была вдова барона А. А. Дельвига - Софья Михайловна (урождённая Салтыкова) .

Главным помещением в доме являлась столовая (одна стена её была стеклянная и выходила в зимний сад):

Посредине большой овальный обеденный стол с блестящей полированной поверхностью, покрытый светло‑коричневым сукном. В углу у стены, примыкавшей к оранжерее, концертный рояль, шкафчик с нотами; напротив, у другой стены - гарнитур мебели - диван, несколько кресел и круглый полированный стол, весь гарнитур крыт зелёным сукном. Над диваном копия с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». У широкого тройного окна два столика - ломберных, а немного дальше у стены чайный шкафчик. <...> На этом шкафчике стояли бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского . Меблировку столовой дополняли трюмо черного дерева, резное со столиком, на котором стояли красивые бронзовые часы под стеклянным колпаком, дальше - книжный шкаф. По сторонам трюмо висели две миниатюры - на одной из них красавица А. Д. Абамелек , жена Ираклия Абрамовича Боратынского , на другой - он сам в парадной военной форме. В углу низенький диван, тоже крытый зелёным сукном, - этот диван поступал в распоряжение детей <…> еще один шкафчик для повседневной посуды и большая кафельная белая печь

За столовой шла гостиная с камином, облицованным мрамором. Мебель в гостиной была скромной; у окна стояла фисгармония, изготовленная Сергеем Абрамовичем. Над камином, облицованным белым мрамором, рамещался указывавший направление ветра прибор (также сделанный Сергеем Абрамовичем), связанный с флюгером на крыше; на каминной полке размещались круглые золочёные бронзовые часы, - по преданию, подарок императрицы Александре Фёдоровне в день её свадьбы с молодым гене­ралом Абрамом Баратынским. В доме также стоял рояль карельской березы, на котором, по преданию, играл Михаил Иванович Глинка . В спальне своей жены Сергей Абрамович устроил «возле её кровати так, что она могла нажать кнопку и на окнах опускались сетки, чтобы её не беспокоили комары, если нажать другую - опускались темные занавески».

На въезде в усадьбу стояли два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских. В западной части усадьбы была расположена Покровская церковь с семейным кладбищем. В начале 1810‑х годов церковь сгорела и к 1818 году была построена каменная Вознесенская церковь в классическом стиле . На кладбище были похоронены мать поэта Александра Фёдоровна Баратынская, её родная сестра Екатерина Фёдоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (Дельвиг), Анас­тасия, Александра, мраморные надгробия которых сохранились до сих пор. Справа от входа, в углу кладбища, было выделено место для погребения иноверцев, где похоронили гувернёра, итальянца Жьячинто Боргезе

В парке на краю оврага был сооружен грот - здание, фасад которого напоминал старинный полуготический замок. Оно состояло из нескольких частей, каждая из которых имела самостоятельный выход. Центральная часть, с овальными, слегка заостренными кверху окнами с цветными стёклами, представляла собой большую квадратную залу с люстрой, - которую и называли гротом. Здесь, по воспоминаниям композитора Ю. К. Арнольда , жившего в 1839 году по соседству с Баратынскими, были поставлены два акта оперы «Анна Болейн » Г. Доницетти; партии исполняли члены семьи Баратынских. На другой стороне оврага - для симметрии - была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.

Гостями имения Боратынских были Н. И. Кривцов , Э. А. Дмитриев-Мамонов , барон А. И. Дельвиг , Н. Ф. Павлов , А. Д. Баратынская (урождённая княжна Абамелек-Лазарева) , А. М. Жемчужников , В. Н. Чичерин и его брат Б. Н. Чичерин , Ц. А. Кюи и другие.

В 1820-1830 годах в Мару приезжал и подолгу жил здесь Евгений Баратынский. Уже в 1837 году и особенно в последний приезд в Мару осенью 1840 - зимой 1841 годов он с горечью отмечал, что усадьба приходит в упадок. Здесь была написана знаменитейшая элегия на русском языке, так и названная, - «Запустение».

После смерти Сергея Абрамовича Баратынского хозяйкой имения стала его жена, Софья Михайловна. После её смерти имением управляла жившая здесь с двумя незамужними дочерями Сергея Абрамовича дочь Дельвига - Елизавета Антоновна. Она была инициатором создания в усадьбе сценическо-музыкального общества; к постановкам привлекались родственники и соседи по имению; на вечерних концертах читались стихотворения Пушкина, Баратынского, Дельвига, исполнялись романсы. По воспоминаниям Е. Н. Шаховой «все сёстры Баратынские были замечательными музыкантшами, особенной одарённостью обладала Чичерина Софья Сергеевна , в молодости, посещая с мужем Италию, она выступала в Риме на любительских концертах в игре на рояле, арфе, виолончели и имела огромный успех».

Во время погромов помещичьих усадеб в 1905 году имение почти не пострадало. После революции 1917 года усадьбу национализировали. В апреле 1919 года, по сведениям журналиста Е. В. Кончина, Вяжлинским волостным советом и местным комитетом РКП(б) ставился вопрос об увековечении памяти Е. А. Боратынского, устройстве в бывшем усадебном доме музея и сельской библиотеки-читальни имени поэта. В письме от 12 мая 1919 года Е. П. Катин писал:

В моих скитаниях по Тамбовской губернии я забрел в село Вяжлю, при коем находится имение поэта Боратынского. Оно каким-то чудом уцелело от поголовного истребления.… Были имения, в которых в буквальном смысле не осталось камня на камне.… Среди этого нашествия вандалов каким-то чудом осталось нетронутым имение Боратынских. В нем устроен агрономический пункт, и в самом доме живет агроном Александр Викторович Соколов. Все материальные ценности украдены…, но духовные сокровища целы. Полное собрание рукописей Дельвига, предсмертное письмо Рылеева, письмо Пушкина, рескрипты Анны Иоанновны - вот приблизительно, что там есть.… Не говоря уже о том, что сам дом должен быть сохранен, все, что в нем еще пока есть, необходимо сберечь самым тщательным образом… Добейтесь во чтобы то ни стало через Анатолия Владимировича <вероятно, имеется в виду Анатолий Васильевич Луначарский> принятия экстренных мер к надлежащей охране…

В августе 1919 года здесь занимался систематизацией рукописного собрания сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса Кирилл Петрович Сперанский, который вывез архив в Тамбов, где на заседании Тамбовского общества изучения природы и культуры родного края сделал доклад. В 1920 году архив был перевезён в Москву, а затем часть в Петроград . В 1921 году копия картины «Сикстинская Мадонна », бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского поступили в Кирсановский музей. Вскоре усадебный дом был передан Град-Уметскому волостному комитету; через некоторое время в здании произошёл пожар. Парк был отдан в аренду крестьянскому кооперативу «Товарищество Свободы». В церкви после закрытия хранилось зерно. В начале 1940-х годов было разрушено кладбище, а в 1954 году здание церкви было разобрано на кирпич.

Планы восстановления

Летом 1957 года, когда ар­хитектор и краевед В. М. Белоусов сделал зарисовки усадебной церкви с любительской фотографии, найденной у старожилов села, усадьбы уже практически не было: «не сохранились никакие постройки, а от фундаментов зданий остались… котлованы да траншеи». В справке, составленной 12 ноября 1976 года, указывалось:

На территории бывшего фамильного имения русского поэта Е. А. Боратынского в с. Софьинка Уметского района Тамбовской области сохранились очертания фундамента дома… Недалеко от фундамента обнаружена часть кладки. Вокруг можно увидеть очертания усадебных построек и вспомогательных помещений. На северо-западе от бывшего дома заметны следы ограды фамильного кладбища Боратынских площадью 60 х 60 метров, а также следы очертания церкви, построенной матерью поэта в 1818 г. Севернее церкви обнаружены следы захоронения и обрушившихся склепов близких поэта… В парке имения Мара, находящегося примерно в 500-800 метрах от дома, старых деревьев нет, однако, видны следы дорожек и аллей. Заметны следы лестниц в овраге и очертания фундамента… здания летнего дома „Грота“. Частично сохранилась выложенная камнем дорога к дому и роднику. Можно рассмотреть примерные очертания и направления подземного хода от дома…

В единственном сохранившемся здании находилась Софьинская восьмилетняя школа. В 1980-х годах институтом «Тамбовгражданпроект» был разработан проект восстановления главного усадебно­го дома в Маре. Однако к маю 1982 года на территории бывшей усадьбы колхозом «Советская Россия» уже были построены 5 щитовых домов и в 15 метрах от местоположения усадебного дома было заложено кирпичное здание общежития. Вскоре Тамбовский облисполком издал распоряжение «Об увековечении памяти поэта Боратынского» (№ 937-р от 14.12.1982), в котором была поставлена задача обеспечить сохранность мемориальной и охранной зоны усадьбы, разработать проект воссоздания прогулочных дорожек усадебного парка, активизировать исследовательскую работу по изучению архива Боратынского и сбору экспонатов для мемориала.

В 1995-1996 годах группе тамбовских энтузиастов возрождения усадьбы, которую возглавил филолог В. Е. Андреев, удалось: нанести на карту основные объекты имения Мара (храм с оградой, дом и др. постройки, сад, рощу, липовую аллею); вскрыть части фундаментов Вознесенского храма и усадебного дома, определить их размеры; опросить старожилов окрестных деревень об особенностях устройства усадьбы и этапах её разрушения. На месте колокольни разрушенного Вознесенского храма был установлен деревянный памятный крест. В августе 1999 года Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области при участии студентов Тамбовского университета на месте заброшенного кладбища Боратынских в Маре провела археологические раскопки для определения мест захоронения под руководством археолога С. И. Андреева - было обнаружено 8 склепов. В 2000 году раскопки некрополя Боратынских продолжились, началось обследование остатков фундамента усадебного дома: были определены размеры и примерная планировка основного дома. Были также уточнены места расположения парковых построек и дорожек.

Российский поэт Евгений Баратынский зарекомендовал себя не только как талантливый литератор, но и как очень опытный переводчик. Тем не менее, современниками его творчество не было оценено по достоинству, да и по сей день литературными критиками ведутся жаркие споры о его творчестве. Но ясно одно — поэзия Баратынского явно была недооценена в своё время.

  • Поэт был потомком рода Боратынских – шляхтичей, перебравшихся в Россию на исходе 17 века. Своей фамилией он обязан замку Боратынь, расположенному в Польше.
  • Отец Баратынского входил в свиту императора Павла, а его мать была придворной дамой Марии Федоровны. Именно император пожаловал отцу Евгения и его брату обширное поместье с 2000 крепостных, где и появился на свет Евгений.
  • Дядя поэта был итальянцем, поэтому Евгений рано освоил этот иностранный язык. Кроме того, с 8 лет он писал языке французов, принятом в семье, а в пансионе выучил и немецкий.
  • Баратынский, мечтавший о карьере военного, поступил в Пажеский корпус – престижнейшее учебное заведение в империи, где из отпрысков дворянских фамилий делали военачальников.
  • В Пажеском корпусе Евгений сблизился с группой сверстников, создавших хулиганское «Общество мстителей». На четвертый год учебы подростки провернули крупную шалость – украли из стола отца одного из товарищей, отдавшего им ключ, 500 рублей и драгоценную табакерку. Мальчики накупили на добытые деньги сладости и были очень довольны собой, пока об их проделке не узнали и не исключили из корпуса. Для Баратынского это стало ужасным ударом, изменившим всю его жизнь.
  • После исключения из корпуса Баратынский был лишен права занимать государственные должности, кроме позиции простого солдата.
  • Проявив упорство, он поступил рядовым в егерский полк. Для этого он перебрался из родового имения в Петербург, где познакомился с известными литераторами и опубликовал свои первые стихи.
  • Баратынский вместе со своим полком почти 6 лет провел в Финляндии. Друзья пытались добиться присвоения ему офицерского звания, но император регулярно отклонял эти прошения. Только в 25 лет Баратынский наконец получил чин прапорщика и вышел в отставку.
  • Баратынский стал первым российским поэтом, чей сборник стихов имел внутреннее единство и продуманную композицию. Подобные поэтические книги получат распространение в России только в 20 веке.
  • Во время визита в столицу Баратынский познакомился с Лермонтовым, но тот не произвел на него никакого впечатления ().
  • Поэт умер от лихорадочного припадка во время семейного путешествия по Европе. Поэту было 44 года.
  • Подмосковная усадьба Мураново, где сейчас расположен музей Тютчева, тесно связана и с Баратынским. Имение принадлежало родителям жены поэта – он проводил в этом доме каждое лето и запечатлел окрестные пейзажи в своих стихах. Двухэтажный дом, стоящий сейчас в усадьбе, был построен по чертежам Баратынского, а внутри сохранилась обстановка его рабочего кабинета.
  • Стихи Баратынского превратились в текст многих известных романсов. Автором музыки для одного из них стал Глинка.
  • У Баратынского и его жены Анастасии было 9 детей.
  • Его Александр был известным политиком начала 20 века. Его расстреляли после того, как большевики заняли Казань.
Загрузка...
Top