Корона аппарат для Дарсонвализации (3 насадки). Русский космос: проект «Корона» и другие разработки ГРЦ Макеева Медицинский прибор корона

Аппарат для дарсонвализации «Корона» широко применяется в спортивной медицине, домашней физиотерапии, лечебно-профилактических учреждениях и косметологии. Его принцип действия заключается в возникновении разряда, развивающегося между электродом и поверхностью тела, а также в глубине биологических тканей. Результатом воздействия электромагнитных излучений «Короны» является стимуляция обмена веществ, улучшение тканевого дыхания, нормализация деятельности нервной системы и эндокринных желез. Кроме этого, лечение «Короной» частично рассасывает солевые отложения в суставах, регенерирует поврежденные или стареющие ткани и позволяет избавиться от многих косметических проблем.

Показания

Аппарат «Корона» показан при таких дерматологических кожных заболеваниях, как угревая сыпь, келоидные рубцы, псориаз, экзема, аллопеция, лишай, себорея и так далее. Отлично аппарат зарекомендовал себя в лечении заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, а также неврологических, хирургических, гинекологических и ЛОР-патологий. Разряд «Короны» отлично справляется с проблемами кровеносной и лимфатической систем, заметно улучшая состояние поверхностных и внутренних тканей, а также контуры тела.

Применение в косметологии

Аппарат «Корона» часто применяют косметологи для профилактики появления морщин, повышения эластичности кожи, удаления бородавок, улучшения кровообращения кожи лица и головы. Аппарат позволяет существенно сократить количество выпадающих волос при облысении, избавиться от сухой или жирной перхоти, вылечить юношеские угри и улучшить функциональное состояние кожи. Лечение производится контактной или дистанционной методикой. При контактном способе электродом «Короны» плавно водят по слегка подсушенной коже лица, тогда как при дистанционной электрод дополнительно приподнимают над обрабатываемой поверхностью. Также дистанционный метод предусматривает непрерывную обработку электродом по массажным линиям с созданием небольшой воздушной прослойки над кожей. Это позволяет добиться мягкого лифтингового эффекта при курсовом воздействии.


Способ применения

В качестве завершающей косметологической процедуры «Корону» используют после вакуумной чистки, чистки с дезинкрустацией или броссажа (механическая чистка лица). При жирной коже аппарат контактно применяют по тальку перед нанесением маски, а при сухой - после нанесения маски по питательному или защитному крему. Для использования «Короны» в качестве основной лифтинговой процедуры, рекомендуется применять аппарат в течение 10 минут дистанционным методом.

Противопоказания

Аппарат «Корона» нельзя использовать при таких патологиях, как злокачественные опухоли, склонность к кровотечениям, нарушения свертываемости крови, эпилепсия, наличие кардиостимулятора и беременность. Также нельзя пользоваться аппаратом людям с индивидуальной непереносимостью тока, гирсутизмом, выраженными формами купероза, лихорадкой, активным туберкулезом легких, тромбофлебитом и аритмией.

Комплектность аппарата

В комплект входит аппарат, три насадки (грибовидная малая, гребешковая и полостная) и инструкция по эксплуатации.

Корона аппарат для Дарсонвализации (3 насадки)

Габаритные размеры генератора - 120х58х82мм;
Габаритные размеры трансформатора - 170х46х46мм;
Масса аппарата не более 0,7 кг;
Аппарат Корона обеспечивает на выходе электрический сигнал в виде видеоимпульсов;
Частота следования пачек импульсов - 100Гц;
Частота заполнения импульсов 110кГц;
Амплитудное значение выходного напрыжения плавно регулируется от минимального значения до напряжения не менее 10 кВ;
Ток потребляемый аппаратом - не более 0,25 А;
Аппарат Корона обеспечивает циклический режим работы в течении 8 часов: 20 мин. работы, 10 мин. перепыв;
По защите от поражения электрическим током аппарат выполнен по классу II тип В ГОСТ 12.2.025;
Аппарат Корона имеет среднюю наработку на отказ не менее 3400 ч.;
Питание аппарата Корона осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц;
В комплект поставки входит: аппарат Корона, 3 электрода (полостной, грибовидный, гребешковый);
Гарантийный срок эксплуатации - 12 месяцев со дня продажи.

    Здравствуйте. Врач мне прописал дарсонваль для лечения позвоночника. Прибор выбирал у вас на сайте и остановился на Короне. Подкупило то, что здесь несколько насадок. Жене понравилась насадка для волос, она ей пользуется с удовольствием, тоже здоровье поправляет. А меня перестали беспокоить постоянные боли. Очень хороший прибор. Мы всей семьей пользуемся и довольны. Хочу отметить, что он в целом улучшает кровообращение, общее состояние здоровья. Мы с денной отметили даже, что настроение улучшается. Спасибо вам за возможность правильно и быстро лечиться, тем более дома!

    Я брал для лечения кожи аппарат, все по назначению врача. У меня были небольшие проблемы. Поликлиника отпала сразу, я на работе, человек занятой. Выбирать тоже некогда было, помог консультант с вашего сайта. И доставку заказывал домой, привезли на следующий день. Сразу лечиться начал. Сначала не очень доверял, честно скажу. Но потом увидел результат, и мой скептицизм растаял. Действительно стоящая штука. Благодарю производителей за хороший прибор. Корона мне подходит и вылечился я быстрее даже, чем прогнозировал врач.

    Я покупал аппарат для жены, морщины, лифтинг вот эти все вещи. Она убеждала, что прям действовать должно прекрасно. Ну я думала дамские штучки, ладно. А потмо и сам результат заметил. И даже знаете, с суставами у меня проблема была. Прочли в аннотации, что прибор может помочь. Я почувствовал облегчение боли! Сейчас продолжаю лечение и пока жалоб нет. Очень довольны. Думаем теперь ребенку кожу подлечить.

    Здравствуйте. Я как и все женщины люблю уход за собой, есть свой косметолог, регулярно хочу в салон на процедуры. Купить Корону мне посоветовала подруга. Сказала, в нашем возрасте гораздо лучшее физиотерапию делать, чем все эти салонные маски. Я так не считаю, конечно, но решила попробовать. Купила у вас на сайте. Теперь мои походы в салон сократились вдвое. Муж доволен – трат меньше стало в разы. И вы знаете, я сама очень довольна. Лифтинг, улучшение состояния кожи, крофообращения. Каким-то непостижимым образом процедуры с прибором ее выравнивают, освежают. И это вполне себе реальность. Вот не думала, конечно, что может быть так, но была приятно удивлена. Потому, дамы, рекомендую от души. Хотела спросить, реально ли он еще и от отложения солей избавляет?

    Все мы болеем в зимнее время года, временами простуды очень сильно затягиваются, грозя перейти в хронические формы. Такое случилось и со мной, от приема традиционных таблеток видимых улучшений нет, слишком сильные средства пока употреблять не хочется.

    Дарсонваль – классика советских санаториев и других лечебных заведений. Прибор, проверенный временем, кто принимал какие-либо физиотерапевтические процедуры в указанный исторический период, наверняка, не избежали «расческу», которая снимает нервное напряжение.
    С удивлением узнала, что умный прибор может лечить и другие заболевания: от бронхитов до прыщей, даже заживляет язвы, борется с остеохондрозом, варикозным расширением вен, целлюлитом. Найти в интернете этот товар оказалось делом несложным, он вполне доступен по цене, высылается почтой многими интернет-магазинами.

    Выбрала недорогой «Корона», прочитала отзывы, претензии были, в основном, к упаковке: картонная коробочка в наше время выглядит не очень хорошо, она недолговечная. Можно было бы сделать и пластиковую упаковку. Но меня больше интересовало содержимое, прибор был заказан.
    Товар дошел до ближайшего почтового отделения в целости и сохранности, несмотря на то, что некоторые запчасти к нему довольно хрупкие.
    Прибор легкий, весит 300 грамм, рука не устает его держать во время принятия процедуры. На корпусе всего одна кнопка, регулирующая силу тока, ее нужно поворачивать по часовой или против часовой стрелки.

    В комплект, кроме самого прибора, входят три насадки: электрод грибовидный, электрод гребешковый и полостной. Все насадки уложены в поролоновые трубочки, которые исключают повреждения при транспортировке и хранении.
    Товар мне показался эталонным, в нем есть стабилизатор, который повышает надежность, защищает от скачков напряжения в сети. Приятно, что прибор произведен в России. В комплекте также есть книжечка, которая подробно рассказывает не только о том, как правильно пользоваться этой техникой, но и как лечить то или иное заболевание.

    Оказывается, теперь можно провести себе физиотерапию на дому, не нужно никуда идти, можно делать процедуры тогда, когда есть время. Ощущения: польза есть, пока не знаю, что еще я им вылечу, но найти в списке «свое» заболевание может едва ли не каждый человек. Можно полечиться с косметической целью: прибор разглаживает морщины и заметно освежает кожу лица.

Ввиду того, что тут разыгралось нечто похожее на холивар - подброшу хвороста, но спрячу (спрятать не удалось, оказвается это можно только в своих топиках).

Георгий Михайлович Гречко до полётов в космос был конструктором космической техники. В ту пору Сергей Павлович Королёв, чтобы поощрить самостоятельность молодых инженеров, приглашал их на совещания по вопросам, выходящим далеко за пределы их знаний, опыта и ответственности.

Однажды на совещании Королёв спросил Гречко: какое топливо лучше - водород или керосин? Гречко тогда занимался баллистикой - и для него ответ был далеко не очевиден. Я же, прочитав его интервью, сразу вспомнил элементарные сведения, полученные на теплофизическом факультете. Входят они и в школьный курс - просто в детстве не каждый обращает на них внимание.

При окислении водорода выделяется почти вчетверо больше энергии (в расчёте на единицу массы), чем при окислении углерода. В керосине водород - примерно 1/6 общей массы: остальное - углерод. Соответственно теплотворная способность керосина в три с лишним раза меньше, чем водорода.

Но водород кипит при температуре 21 кельвин - –252.77 °С. Чтобы он не выкипел до старта, нужна мощная теплоизоляция и система охлаждения. Масса этой конструкции съедает ощутимую часть выигрыша в массе топлива.

У геометрически подобных тел площадь поверхности пропорциональна вто-рой степени линейных размеров, а объём - третьей. По мере роста размера при данной форме на единицу объёма приходится всё меньшая поверхность.

Чем больше ракета, тем меньше тепла притекает через её поверхность к каждому килограмму топлива, тем легче бороться с этим притоком - и тем выгоднее использовать водород.

акета Р 7 (чья модификация до сих пор летает под названием «Союз») работает на керосине. Более мощный «Протон» использует ещё более высококипящее топливо - несимметричный диметилгидразин (НДМГ, гептил). Казалось бы, это противоречит приведенному правилу. Но «Протон» создан в рамках одного из ответвлений советской лунной программы. Там понадобились двигатели, надёжно запускающиеся в космосе. Конструкторы выбрали НДМГ, поскольку при взаимодействии с азотной кислотой он загорается без специального поджига. Азотная кислота - высококипящий окислитель, так что заодно упростилась задача сравнительно долгого хранения в космосе: лунный корабль заправляется на Земле, а стартует через несколько дней с Луны. Создав же подходящий двигатель, решили его использовать во всех ступенях ракеты.

Лунная же ракета Н 1, разработанная Королёвым, летала на водороде. Она достаточно велика, чтобы борьба с теплопритоком не была слишком сложна.

Водород горит и в двигателях ракет Сатурн 5, обеспечивших американскую лунную программу. Гигант, выводящий на околоземную орбиту полтораста тонн полезной нагрузки (к Луне удобнее стартовать с орбиты, уточнив на нескольких витках время и направление пуска), легко теплоизолировать.

Похоже, вопрос Королёва - отголосок споров с главным конструктором мощных ракетных двигателей Валентином Петровичем Глушко (за двигатели менее мощные - например, в системах торможения - отвечал Алексей Михайлович Исаев). Большинство двигателей, созданных Глушко, жгут керосин (для Н 1 двигатели разработал Николай Дмитриевич Кузнецов, более известный турбовинтовыми моторами - на них летают Ту 95 и Ан 22). Но для ракеты «Энергия», выводящей на околоземную орбиту порядка сотни тонн (точная масса зависит от числа возвращаемых боковых блоков первой ступени), даже Глушко обратился к водородному топливу (хотя возвращаемые боковушки жгут керосин - их диаметр в несколько раз меньше, чем главного блока).

Гречко мог всё это сообразить, даже не вспоминая школьный курс физики. В школьном же курсе биологии есть правило Бергмана: животные одного вида крупнее на севере, чем на юге. Причина всё та же: чем крупнее животное, тем меньше теплопотери в расчёте на единицу массы, а потому легче поддерживать на холоде постоянную температуру тела.

Правда, с ростом размера не только упрощается теплозащита животного. Масса также пропорциональна третьей степени размера, а поперечное сечение конечностей - второй. Чем крупнее тело, тем больше нагрузка на конечности. Поэтому природе приходится менять пропорции. Например, у полярной лисы - песца - ноги заметно толще, чем у пустынной лисы - фенека, у белого мед-ведя - толще, чем у бурого. А тонкие лапки крошечного дамана несравненно изящнее тумбообразных подставок под телом его родственника - слона.


В Kerbal Space Program собрать SSTO гораздо проще, чем на нашей реальной Терре...

Лента новостей как патриотического, так и либерального дискурса пестрит сообщениями о многоразовой одноступенчатой ракете-носителе «Корона» с вертикальным взлётом и посадкой, к разработке которой решили вернуться в миасском ГРЦ им. Макеева.
При этом короткое информационное сообщение уже обросло массой домыслов и допущений, в рамках которых в общем-то, будничная новость о том, что проект «Короны» в очередной раз вышел из предэскизного состояния, преподносится или как эпохальная победа российской науки, или как бездумный распил денег хилого российского бюджета.

В реальности же речь идёт о том, что ГРЦ им. Макеева сейчас, на фоне хорошего бюджетного финансирования новой МБР «Сармат» может себе позволить задуматься и о чём-то «для души» и в более далёкую перспективу, что и вылилось в реанимацию достаточно древнего, но по-прежнему актуального проекта одноступенчатого вывода грузов на околоземную орбиту (в английских источниках такая концепция называется SSTO, single stage to orbit ).


Я уже как-то детально описывал всю сложность задачи SSTO. Принципиальные физические и технические ограничения, которые накладываются на такую систему гравитационным полем Земли и нашими собственными возможностями в химическом топливе и в конструировании ракетных систем, достаточно жёсткие и комплексные. Условно говоря — жили бы мы на каком-нибудь Ганимеде или Титане — то и процесс создания нами систем одноступенчатого вывода грузов на околоземную орбиту был бы гораздо проще, нежели в случае привычной нам матушки-Земли. Дабы не повторять уже массу сказанного, отсылаю своих читателей к прошлым статьям на данную тему, где все аспекты создания SSTO рассмотрены достаточно детально (раз , и ), поэтому тут я сосредоточусь скорее на том, что хочет сделать в перспективе своего проекта ГРЦ им. Макеева — и то, насколько это реально соорудить при текущем уровне техники и технологии.

Основным источником вдохновения для меня будет та информация, что была опубликована самими макеевцами в обрывочных сообщениях по этой теме. Впрочем, иного ожидать и не приходится: программа разработки «Короны» и сегодня находится ещё в предэскизной стадии, скорее представляя из себя «сумму пожеланий», нежели цельный комплект проектно-конструкторской документации.


Этапы эскизных проектов ракеты-носителя «Корона», по годам (кликабельно).

Создание SSTO, как вы понимаете, ознакомившись с текстом по ссылкам, требует недюжинных усилий от проектантов и конструкторов. Задача набора характеристической скорости не менее 8,5 км/с (первая космическая + все гравитационные, аэродинамические и прочие помехи) отнюдь не столь проста, как это кажется в научно-фантастических фильмах. По формуле Циолковского, которая всё равно задаёт механику вывода на орбиту любой ракеты, получается, что для самых совершенных кислородно-водородных ЖРД, для которых скорость истечения продуктов сгорания составляет около 4500 м/с, требуется совершенство конструкции ракеты не менее 0,15. Это означает, что ракета со стартовой массой около 300 тонн (как это указано в последних сообщениях «макеевцев») должна весить не более 45 тонн вместе с полезной нагрузкой (которая заявлена как 7,5 тонн на НОО) и с запасом топлива для торможения с устойчивой орбиты и для обеспечения мягкой посадки (так как в сообщениях идёт речь о многоразовой SSTO). Кроме того, уже понятно, что в «Короне» отказались от аэродинамической схемы с крыльями, которую применяли для управляемого спуска в атмосфере советский «Буран» и американский «Спейс-Шаттл», в силу чего новому SSTO надо будет тормозить в атмосфере по-«Фалконовски», однако делать это не от значения в 1,7 км/с, как это происходит у первой ступени ракеты-носителя SpaceX, а от «честной» первой космической скорости в 7,9 км/с, что сразу же ставит вопрос о весьма мощном тепловом экране для обеспечения торможения в атмосфере Земли.

Для понимания всей сложности возврата аппарата на Землю с околоземной орбиты я отсылаю вас к наглядному видео (английский, включите субтитры) о методике торможения и посадки американского «Спейс-Шаттла», которое честно говорит, что даже космический челнок с его рудиментарными, но аэродинамическими крыльями — это «летающий кирпич», а пилоту «Шаттла» лучше сразу делать трансплантацию титанового сплава на внешний слой своих сжимающихся яичек.


Всё это в значительной мере ограничивает возможности перспективного SSTO. Скажу, как пример , что вес теплозащиты «Спейс-Шаттла» составлял 7,2 тонны при собственной массе челнока в 84 тонны, а теплозащита «Бурана» весила 9 тонн при посадочной массе челнока в 82 тонны.
Даже если просто пересчитать массу теплозащиты для 35 тонной уже «сухой» массы возвращаемой «Короны» пропорционально её собственному весу, то выйдет без малого 3-3,8 тонны дополнительного груза теплозащиты, который опять-таки надо упрятать во все те же ограничения в 15% для веса конструкции SSTO и полезной нагрузки, что для 300-тонной заправленной ракеты, напоминаю, составляет лишь 45 тонн для случая одноступенчатого вывода.

Кроме того, интерес вызывает и упоминание неких «специальных схем выведения на низкие околоземные орбиты», которые якобы позволят поднять полезную нагрузку «Короны» до 12 тонн (увеличив её ещё на 60%). В общем-то, в качестве «специальных схем» на ум приходит лишь три основных принципа: либо каким-то образом поднять и разогнать стартовый космодром для такой ракеты, либо обеспечить «бесплатный» окислитель и реактивную массу для ракеты на начальном, атмосферном участке выведения, либо же, как третья альтернатива, использовать некие альтернативные кислород-водородным двигатели на оконечных участках траектории вывода, уже за пределами плотной земной атмосферы.

Первый вариант, с разгоном «стартового стола», я уже как-то разбирал в своих статьях (например, ) и такой вариант, в общем-то, возможен. Прибавка начальной скорости всего лишь в 270 м/c, которую в силах обеспечить даже дозвуковые самолёты-площадки, даёт рост массы полезной нагрузки ракеты на 80%, поэтому не исключено, что под «специальными схемами» вывода и подразумеваются некие суррогаты воздушного старта. Вопрос тут, скорее, в том, что пока что самый грузоподъёмный самолёт в мире, антоновская «Мрия», имеет максимальную грузоподъёмность в 250 тонн, что всё-таки ниже заявленной для «Короны» стартовой массы в 295 тонн, а постройка более грузоподъёмных самолётов в мире пока что не запланирована.

Конечно, никто не зарекается от того, что такие самолёты будут в ближайшее время построены. В конечном счёте, использование тех же «палок и говна» углепластиков и композитов, заявленных для «Короны», для конструирования супер-самолётов вместо алюминиево-магниевых сплавов способно ещё немного поднять их грузоподъёмность от рекордной «Мрии» — до необходимых 300 тонн. Возможно, что кто-то вложится в безумную эстакаду ракетного гипер-маглева или же соорудит громадный аэростат — но пока что по каждому из направлений скорее идёт некое слабое движение и практика небольших проектов, нежели какая-то глобальная работа, которая может привести к технологическому прорыву. Хотя такие варианты и менее вероятны.


Аэростат программы «Елена» пока что помогает запускать суборбитальные ракеты массой в 1 тонну. Согласитесь, далеко от 295 тонн, заявленных для «Короны»!

Вопрос использования для разгона ракеты ВРД, СПВРД или ГПВРД я уже тоже как-то разбирал в своём блоге ( и ). Вкратце и резюмируя: да, ВРД и ГПВРД могут обеспечить достаточно серьёзную экономию массы для SSTO в силу того, что их удельный импульс гораздо выше такового для ЖРД и РДТТ. Любой воздушно-реактивный двигатель обгоняет ракетный двигатель по этому параметру в силу двух своих конструктивных качеств: во-первых, он не «тянет» на себе запас окислителя, фактически пользуясь беспланым окислителем из окружающего воздуха и, во-вторых, он использует всё тот же воздух, как бесплатную реактивную массу — большая часть продуктов сгорания ВРД или ГПВРД, опять-таки, берётся за счёт разгона всасываемого воздуха, а горючее, которое собственно, и учитывается в формуле Циолковского и влияет на массу ракеты, составляет лишь малую часть массы реактивной струи.

Однако те, кто мог ознакомится с моими статьями по гиперзвуку, думаю, прекрасно осознают все трудности, с которыми уже столкнулись разработчики гиперзвуковых двигателей. Поэтому я достаточно скептически отношусь к идее того, что ГРЦ им. Макеева сможет что-то выжать из этой идеи. Хотя, наверное, попытаться стоит. Кроме того, я обнаружил, что в рамках этой концепции ими уже просчитывался эскизный проект «Короны» в 1995 году. Тогда на первую ступень «Короны» хотели поставить десять ВРД АЛ-31-Ф, которые бы обеспечили бы вертикальный взлёт ракеты массой в 100 тонн и, по сути, обеспечить всё тот же воздушный стартовый стол для SSTO:


АЛ-31Ф в форсажном режиме выдаёт 12,5 тонн тяги. Десятки таких двигателей вполне хватает, чтобы оторвать от Земли ракету полной массой в 100 тонн и разогнать её до сверхзвуковых скоростей. Применяется на истребителе Су-27.

Вернётся ли ГРЦ им. Макеева к таким экзотическим схемам вывода грузов на околоземную орбиту — пока что вопрос открытый. Однако, можно сказать, что как и в случае первой и второй альтернативы, физических ограничений к этому нет, а есть скорее вопрос проектирования и конструирования такого рода систем. Кроме того, гиперзвуковой ГПВРД сегодня уже практически «на выходе в серию» и в США, и в России, а такой двигатель радикально изменит возможности полётов с большими скоростями и в верхних слоях земной атмосферы.

Ну и, наконец, третья альтернатива. Глобальное улучшение кислород-водородного ЖРД. Здесь мы упираемся в то, что скорость истечения продуктов сгорания альтернативных двигателей (и, как следствие, их удельный импульс) может превосходить скорость истечения из ЖРД в разы и даже на порядок, только вот их собственная тяга оказывается просто мизерной. Это сразу же ставит вопрос соотношения реактивной тяги двигателей (T) к массе всей ракеты (W), который очень критичен в случае суборбитального полёта: нам надо, чтобы ракета быстрее разгонялась двигателями, нежели падала на поверхность Земли и тормозилась об атмосферу.


Лаборатория «Янтарь-1», которая была запущена в СССР в 1970-м году с экспериментальным ЭРД. Максимальная Скорость истечения реактивной струи составила 140 км/c, тяга двигателя составила 5 грамм. Масса всей орбитальной части «Янтарь-1» составляла 500 килограмм.

Например, на последних стадиях выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту, в принципе, можно использовать высокоимпульсные ЭРД (вариант полётов туда-назад я пока что провожу по графе «технобезумие»), однако их эффективность (скорость истечения реактивной струи в 40-140 км/c против жалких 4,5 км/с у кислород-водородных ЖРД) будет существенной только на оконечных этапах вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (от высоты около 100 километров и от скорости ракеты в 90-95% от первой космической), где влиянием земной атмосферы в краткосрочном периоде можно пренебречь, а бороться с падением на поверхность планеты помогает кривизна самой Земли и набранная характеристическая скорость. Поэтому использование любых высокоумпульстных альтернатив химическим ЖРД пока что может помочь только на оконечных стадиях вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту: слишком мала пока что достигнутая тяга этих «малюток».

Поэтому, в общем-то, моё отношение к проекту «Короны» максимально далеко от обеих крайних точек, характерных для ура-патриотов и караул-либералов: дело это нужное и важное; если ГРЦ им. Макеева продолжает смотреть на звёзды, клепая ракетный щит Родины — честь им и хвала; ну а ждать мгновенных результатов, да ещё и с цифрами, заявленными в пиар-презентации — не стоит. Так как задача создания SSTO вот уже не один десяток лет числится «перспективной» и «необходимой», да только воз и ныне там — слишком уж много физических и технических ограничений есть на пути к этой заветной цели. Но возможные боковые ответвления от такого рода НИОКР интересны и сами по себе — например, высокоимпульсные ЭРД можно использовать для поддержания орбиты искусственных спутников Земли, что ЭРД будут делать гораздо эффективнее современных ЖРД на аэрозине или НДМГ.

Впрочем, нет худа без добра. Как говорится, если не догоним — то хоть согреемся!

Считается, что технологии всегда развиваются постепенно, от простого к сложному, от каменного ножа к стальному — и лишь затем к фрезерному станку с программным управлением. Однако судьба космического ракетостроения оказалась не столь прямолинейной. Создание простых, надежных одноступенчатых ракет долгое время оставалось недоступным для конструкторов. Требовались такие решения, которых не могли предложить ни материаловеды, ни двигателисты. До сих пор ракеты-носители остаются многоступенчатыми и одноразовыми: невероятно сложная и дорогостоящая система используется считаные минуты, после чего выбрасывается.

Роман Фишман

«Представьте, что перед каждым перелетом вы бы собирали новый самолет: соединяли фюзеляж с крыльями, прокладывали электрокабели, устанавливали двигатели, а после приземления отправляли бы его на свалку… Далеко так не улетишь, — рассказали нам разработчики Государственного ракетного центра им. Макеева. — Но именно так мы поступаем каждый раз, отправляя грузы на орбиту. Конечно, в идеале всем хотелось бы иметь надежную одноступенчатую «машину», которая не требует сборки, а прибывает на космодром, заправляется и запускается. А потом возвращается и стартует еще раз — и еще»…

На полпути

По большому счету, ракетная техника пыталась обойтись одной ступенью еще с самых ранних проектов. В первоначальных набросках Циолковского фигурируют именно такие конструкции. Он отказался от этой идеи лишь позднее, поняв, что технологии начала ХХ века не позволяют реализовать это простое и элегантное решение. Вновь интерес к одноступенчатым носителям возник уже в 1960-х, и такие проекты прорабатывались по обе стороны океана. К 1970-м в США работали над одноступенчатыми ракетами SASSTO, Phoenix и несколькими решениями на базе S-IVB, третьей ступени РН Saturn V, которые доставляли астронавтов на Луну.


КОРОНА должна стать роботизированной и получить интеллектуальное программное обеспечение для системы управления. ПО сможет обновляться прямо в полете, а в нештатной ситуации автоматически «откатываться» к резервной стабильной версии.

«Грузоподъемностью бы такой вариант не отличался, двигатели для этого были недостаточно хороши — но все же это была бы одна ступень, вполне способная долететь на орбиту, — продолжают инженеры. — Разумеется, экономически это было бы совершенно неоправданным». Лишь в последние десятилетия появились композиты и технологии работы с ними, которые позволяют сделать носитель одноступенчатым и притом многоразовым. Стоимость такой «наукоемкой» ракеты будет выше, чем традиционной конструкции, зато она будет «размазана» на множество стартов, так что цена запуска окажется значительно ниже обычного уровня.

Именно многоразовость носителей — сегодня главная цель разработчиков. Частично многоразовыми были системы Space Shuttle и «Энергия-Буран». Многократное использование первой ступени отрабатывается для ракет SpaceX Falcon 9. В SpaceX уже осуществили несколько успешных посадок, а в конце марта попытаются запустить одну из летавших в космос ступеней еще раз. «На наш взгляд, этот подход может лишь дискредитировать идею создания настоящего многоразового носителя, — замечают в КБ Макеева. — Такую ракету все равно приходится перебирать после каждого полета, монтировать связи и новые одноразовые компоненты… и мы снова возвращаемся к тому, с чего начали».


Полностью многоразовые носители пока остаются лишь в виде проектов — за исключением New Shepard американской компании Blue Origin. Пока что ракета с пилотируемой капсулой рассчитана лишь на суборбитальные полеты космических туристов, но большинство найденных при этом решений вполне можно масштабировать и для более серьезного орбитального носителя. Представители компании не скрывают планов создать такой вариант, для которого уже разрабатываются мощные двигатели ВЕ-3 и ВЕ-4. «С каждым суборбитальным полетом мы приближаемся к орбите», — заверяют в Blue Origin. Но их перспективный носитель New Glenn тоже будет многоразовым не полностью: повторно использоваться должен лишь первый блок, созданный на основе уже испытанной конструкции New Shepard.

Сопротивление материала

Углепластиковые материалы, необходимые для полностью многоразовых и одноступенчатых ракет, применяются в аэрокосмической технике еще с 1990-х. В те же годы инженеры компании McDonnell Douglas оперативно приступили к реализации проекта Delta Clipper (DC-X) и сегодня вполне бы могли похвастаться готовым и летающим углепластиковым носителем. К сожалению, под давлением Lockheed Martin работа над DC-X была прекращена, технологии переданы NASA, где их пытались применить для неудачного проекта VentureStar, после чего многие занятые этой темой инженеры перешли на работу в Blue Origin, а сама компания была поглощена Boeing.


В те же 1990-е этой задачей заинтересовались и в российском ГРЦ Макеева. За прошедшие с тех пор годы проект КОРОНА («Космическая одноразовая ракета, одноступенчатый носитель [космических] аппаратов») пережил заметную эволюцию, и промежуточные варианты показывают, как все более простыми и совершенными становились конструкция и компоновка. Постепенно разработчики отказались от сложных элементов — таких как крылья или внешние топливные баки — и пришли к пониманию того, что основным материалом корпуса должен стать именно углепластик. Вместе с обликом менялись и масса, и грузоподъемность. «Используя даже лучшие современные материалы, невозможно построить одноступенчатую ракету массой менее 60−70 т, при этом полезная нагрузка у нее будет совсем невелика, — говорит один из разработчиков. — Но по мере роста стартовой массы на конструкцию (до определенного предела) приходится все меньшая доля, и использовать ее становится все более выгодно. Для орбитальной ракеты этот оптимум — примерно 160−170 т, начиная с этого масштаба ее применение уже может быть оправданным».

В последней версии проекта КОРОНА стартовая масса еще выше и приближается к 300 т. Такая большая одноступенчатая ракета требует использования высокоэффективного жидкостного реактивного двигателя, работающего на водороде и кислороде. В отличие от двигателей на отдельных ступенях, такой ЖРД должен «уметь» работать в очень разных условиях и на разных высотах, включая взлет и полет за пределами атмосферы. «Обычный жидкостный двигатель с соплами Лаваля эффективен лишь на определенных диапазонах высот, — поясняют макеевские конструкторы, — поэтому мы пришли к необходимости использовать клиновоздушный ЖРД». Газовая струя в таких двигателях сама подстраивается под давление «за бортом», и они сохраняют эффективность как у поверхности, так и высоко в стратосфере.


Пока в мире не существует рабочего двигателя этого типа, хотя ими занимались и занимаются и в нашей стране, и в США. В 1960-х инженеры Rocketdyne испытывали такие двигатели на стенде, но до установки на ракеты дело не дошло. КОРОНА должна оснащаться модульным вариантом, в котором клиновоздушное сопло — единственный элемент, который пока не имеет прототипа и не был отработан. Есть в России и все технологии для производства композитных деталей — их разработали и успешно применяют, например, во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) и в ОАО «Композит».

Вертикальная посадка

При полете в атмосфере углепластиковую силовую конструкцию КОРОНы будут покрывать теплозащитные плитки, разработанные в ВИАМ еще для «Буранов» и с тех пор заметно усовершенствованные. «Основная тепловая нагрузка на нашу ракету концентрируется на ее «носке», где используются высокотемпературные элементы теплозащиты, — объясняют конструкторы. — При этом расширяющиеся борта ракеты имеют больший диаметр и находятся под острым углом к потоку воздуха. Температурная нагрузка на них меньше, что позволяет использовать более легкие материалы. В результате мы сэкономили больше 1,5 т. Масса высокотемпературной части у нас не превышает 6% от общей массы теплозащиты. Для сравнения, у «Шаттлов» на нее приходится больше 20%».


Изящная конусообразная конструкция носителя стала результатом бесчисленных проб и ошибок. По словам разработчиков, если взять только ключевые характеристики возможного многоразового одноступенчатого носителя, то придется рассмотреть порядка 16 000 их комбинаций. Сотни из них конструкторы оценили, работая над проектом. «От крыльев, как на «Буране» или Space Shuttle, мы решили отказаться, — говорят они. — По большому счету, в верхних слоях атмосферы они космическим кораблям только мешают. Входят в атмосферу на гиперзвуке такие корабли не лучше «утюга», и только на сверхзвуковой скорости переходят к горизонтальному полету и могут как следует опереться на аэродинамику крыльев».

Осесимметричная конусообразная форма не толь­ко позволяет облегчить теплозащиту, но и обладает хорошей аэродинамикой при движении на очень больших скоростях. Уже в верхних слоях атмосферы ракета получает подъемную силу, которая позволяет ей не только тормозить здесь, но и маневрировать. Это, в свою очередь, дает возможность совершить необходимые маневры на большой высоте, направляясь к месту посадки, и в дальнейшем полете останется лишь завершить торможение, скорректировать курс и развернуться кормой вниз, используя слабые маневровые двигатели.


Вспомним и Falcon 9, и New Shepard: в вертикальной посадке сегодня уже нет ничего невозможного или даже необычного. При этом она позволяет обойтись существенно меньшими силами при строительстве и эксплуатации ВПП — полоса, на которую садились те же «Шаттлы» и «Буран» должна была иметь протяженность в несколько километров, чтобы затормозить аппарат со скорости в сотни километров в час. «КОРОНА, в принципе, может даже взлетать с морской платформы и садиться на нее, — добавляет один из авторов проекта, — конечная точность посадки у нас составит около 10 м, ракета опускается на выдвижные пневматические амортизаторы». Останется лишь провести диагностику, заправить, поместить новую полезную нагрузку — и можно снова отправляться в полет.

КОРОНА до сих пор реализуется при отсутствии финансирования, так что разработчикам КБ Макеева удалось добраться лишь до завершающих этапов эскизного проекта. «Мы прошли эту стадию почти целиком и совершенно самостоятельно, без внешней поддержки. Все, что можно было сделать, мы уже сделали, — говорят конструкторы. — Мы знаем, что, где и когда должно быть произведено. Теперь надо переходить к практическому проектированию, производству и отработке ключевых узлов, а на это требуются деньги, так что сейчас все упирается в них».

Отложенный старт

Углепластиковая ракета ожидает лишь масштабного старта, при получении необходимой поддержки конструкторы готовы уже через шесть лет начать летные испытания, а через семь-восемь — приступить к опытной эксплуатации первых ракет. По их оценкам, для этого требуется сумма менее $2 млрд — по меркам ракетостроения совсем немного. При этом возврата инвестиций можно ждать уже через семь лет использования ракеты, если количество коммерческих пусков сохранится на текущем уровне, или даже за 1,5 года — если оно будет расти прогнозируемыми темпами.


Более того, наличие на ракете двигателей маневрирования, средств сближения и стыковки позволяет рассчитывать и на сложные многопусковые схемы выведения. Потратив топливо не на посадку, а на довыведение полезной нагрузки, можно довести ее до массы уже более 11 т. Затем КОРОНА состыкуется со второй, «танкерной», которая заправит ее баки дополнительным горючим, необходимым для возвращения. Но все-таки куда важнее многоразовость, которая впервые избавит нас от необходимости собирать носитель перед каждым запуском — и терять его после каждого выведения. Только такой подход может обеспечить создание стабильного двустороннего грузопотока между Землей и орбитой, а вместе с тем и начало настоящей, активной, масштабной эксплуатации околоземного пространства.

Ну а пока КОРОНА остается в «подвешенном состоянии», работа над New Shepard продолжается. Развивается и аналогичный японский проект RVT. Российским разработчикам для рывка может просто не хватить поддержки. Если у вас есть пара лишних миллиардов, это будет инвестицией куда лучшей, чем даже самая большая и роскошная яхта в мире.

Наш эксперт

Александр Вавилин Образование: Челябинский государственный университет Работа: ведущий инженер-конструктор проектного отдела ГРЦ им. Макеева

РН «КОРОНА» - общий вид

Общие сведения
Страна Россия Россия
Назначение ракета-носитель
Разработчик ОАО «ГРЦ Макеева»
Изготовитель -
Основные характеристики
Количество ступеней 1
Длина (с ГЧ) ≈30 (?)
Диаметр ≈10 м (?)
Стартовая масса ≈300
Масса полезной нагрузки
на НОО ≈7 тонн (опорная орбита - высота 200 км, наклонение 0°).
История запусков
Состояние разработка приостановлена
Первая ступень
Маршевый двигатель жидкостный реактивный двигатель внешнего расширения с центральным телом
Тяга 400-450 т (у земли) (?)
Горючее водород
Окислитель жидкий кислород
Корона на Викискладе

Основные сведения

Разработка

Разработка велась ОАО «ГРЦ Макеева» с 1992 по 2012 год. Уровень проведённых работ соответствует предэскизному. Были проведены проектные проработки, создана концепция разработки РН, определены ключевые технические и технологические решения. По состоянию на 2013 год работы свёрнуты ввиду отсутствия источников финансирования.

Технические данные

Предназначена для выведения космических аппаратов (КА) и КА с разгонных блоков (РБ) на низкие околоземные круговые орбиты высотой 200-500 км. Стартовая масса около 300 т. Масса полезной нагрузки (ПН) до 7 т, в зависимости от широты старта, наклонения и высоты формируемой опорной орбиты (в некоторых источниках упоминается «специальная схема выведения» при которой РН может выводить до 11-12 т, подробности неизвестны). Топливо кислород/водород. Маршевый двигатель внешнего расширения с центральным телом (модульная камера сгорания) - близок по конструкции двигателям серии J-2T (см. статью J-2 ) Рокетдайн , разработчик двигателя ракеты неизвестен. Особенностью компоновки является конусообразный корпус РН и расположение отсека ПН в центральной части ракеты-носителя. При возвращении на Землю РН, управляемая реактивными двигателями малой тяги, производит активное маневрирование с помощью подъёмной силы корпуса в верхних слоях атмосферы для выхода в район космодрома. Взлёт и посадка осуществляется с применением упрощенных стартовых сооружений с взлётно-посадочной площадкой. Старт и посадка с применением взлётно-посадочных амортизаторов размещенных в кормовой части. РН подобного типа можно использовать для запусков с морских платформ, поскольку она не нуждается во взлётной полосе для посадки и может использовать одну и ту же площадку для взлёта и посадки.

РН КОРОНА на взлётно-посадочной площадке космодрома (иллюстрация) РН КОРОНА в орбитальном полёте с закрытым отсеком полезной нагрузки (иллюстрация)

Стоимость разработки

По разным сведениям стоимость разработки РН оценивается от 2,1 до 3,0 млрд долл. в ценах 2012 года. Если эта информация верна, РН могла бы составить серьезную конкуренцию современным одноразовым средствам выведения [

Загрузка...
Top