Двуликий янус - бог дверей, границ и переходов. Январь — Янус Одно из двух у януса

Происхождение выражения «Двуликий Янус» связывают с именем древнеримского двуликого бога всех дверей, входов и выходов, Янусом, в переводе с латинского означающий «аркада» или «крытый проход».

Согласно легендам Янус был чуть ли не первым правителем прародины Древнего Рима царства Лациум. Свою двуликость Янус приобрел благодаря одному из древнейших богов Сатурну, который отождествлялся в древнегреческой мифологии с титаном и верховным божеством Кроносом. Когда благодаря стараниям бога неба, грозы и дневного света Юпитера (аналог Зевса в Древней Греции) Сатурн потерял свой трон, он на корабле доплыл до царства Лациус. Здесь его с почестями встретил царь Янус и устроил торжественный прием. За это Сатурн наделил Януса волшебным даром - умением видеть прошлое и будущее. Именно за эту способность Януса стали изображать с двумя лицами, обращенными в противоположными стороны. Одно лицо было лицом молодого человека, смотрящего в будущее, а другое лицо изображало лицо умудренного опытом взрослого мужчины, взгляд которого был направлен в прошлое.

А еще его называли «отпирающим» и «закрывающим» богом. Поэтому неотъемлемым атрибутом в изображении Януса являлись ключи. Ведь он считался покровителем всех начинаний, начала и конца. Прежде чем начать какое-либо дело древние римляне взывали к Янусу и просили у него помощь и покровительство.

В годы своего правления Древним Римом царь Нума Помпилий учредил праздник в честь Януса, названный Агоналиями или праздником агонии. Проходил он 9-го января и сопровождался широкими гуляньями. Основным действом празднества было приношению в жертву Янусу белого быка, а центральной и главной фигурой на время праздника становился жрец Януса, которого называли «царем жрецов». В этот день были запрещены всякого рода ссоры и раздоры, чтобы Янус не прогневался и ниспослал неурожайный год.

Считается, что именно Янус научил древних римлян земледелию, выращиванию овощей и фруктов, разным ремеслам. Его почитали путешественники и моряки, считавшие Януса «шефов» всех дорог и основоположником кораблестроения.

Еще Янус вел счет дням, месяцам и годам, заложил основы исчисления и календаря. На пальцах его правой руки можно увидеть изображение числа «ССС» (300), а на левой — «LXV»(65). Сумма этих чисел соответствует числу дней в году. Оказывается, в честь Януса назван месяц януарий (январь).

Кроме того Янус считался покровителем всех военных начинаний и походов. В честь этого второй царь Древнего Рима Нума Помпилий велел установить символичную двойную арку перед храмом Януса, расположенного на римском форуме. Арка представляла собой крытое бронзой сооружение, опирающееся на колонны и имеющее две массивные дубовые двери, которые, когда начиналась война, открывались. Римские воины, покидавшие город, проходили сквозь арку и, смотря на лики Януса, просили о победе и удаче в сражениях с врагами. На протяжении военных действий ворота арки оставались открытыми. Закрывались они только когда воины возвращались домой и проходили под аркой, благодаря Януса за то, что победили и остались живы. В мирное время, когда ворота были закрыты, к арке Януса приносили вино, фрукты и медовые пироги в знак благодарности за мир. Правда, такое в те далекие времена случалось очень редко. Хватит пальцев на одной руке, чтобы сосчитать сколько раз ворота закрывались в течение 1000 лет. Но тогда это было естественно.

На этом заслуги Януса не заканчиваются. До появления на Олимпе самого могущественного бога Римской мифологии Юпитера, именно Янус следил за ходом времени. Он открывал и закрывал врата небес, через которые солнце утром начинало свое восхождение на небосклоне, а вечером опускалось и исчезало, уступая свое место луне. Также Янус курировал все двери домов и храмов во всех городах. В дальнейшем его заменил Юпитер, а Янус стал отвечать за все начинания на земле.

Интересно, что Янус является единственным древнеримским богом, не имеющим своего аналогичного подобия в мифологии Древней Греции.

К сожалению, мы забыли обо всех достоинствах Януса, его многогранности и многоликости, а осталось только выражение «Двуликий Янус», значение которого не имеет ничего общего с, пусть и мифической, личностью Януса.

Значение выражения «Двуликий Янус»

В настоящее время фразеологизм «Двуликий Янус» применим к не самым лучшим качествам человека как лицемерие, двуличность и неискренность. Хотя непонятно, почему Янус удостоился такой участи, а его имя ассоциируется с этими качествами. Ведь Янус, судя по легендам, принес людям большую пользу и был почитаем ими даже больше, чем Юпитер. Скорее всего, это связано с его образом в искусстве, где он изображался с двумя лицами, которым со временем стали приписывать противоположные качества человека в одном лице. А именно, добро и зло, честность и ложь, «хороший» и «плохой». Однако изначальный смысл был совсем иной - взгляд в прошлое и будущее. Если бы Янус узнал, с каким выражением стали связывать его имя, наверно сильно бы удивился и оскорбился.

Двуликий Янус в искусстве

Бюсты и статуи двуликого Януса разных авторов находятся во многих музеях мира, в том числе и в Ватикане.

В Риме на Бычьем форуме до сих пор сохранилась арка Януса, обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

На картине французского художника Николы Пуссена (1594-1665 гг.) «Танец человеческой жизни» (1638-1640гг.) изображен праздник Агоналии в честь бога Януса.

В Шенбрунн саду в городе Вене находится скульптура «Янус и Беллона» работы немецкого мастера Иоганна Вильгейма Байера (1725-1796 гг.)

Пантеон древних богов символичен и разнообразен. Каждая эпоха привносила в культуру наших предков обычаи, традиции и верования, дошедшие до людей XXI века в виде мифов и легенд. Греческая мифология отличается от римской. Римские божества располагают двойниками в греческих преданиях. Бог Янус дублирует функции сразу нескольких представителей Олимпа. Чем же был необычен Янус, какими способностями обладал?

История появления

Многоликий Янус – герой римской мифологии. Персонаж являлся правителем Лациума, располагавшегося на территории древней Италии, там, где сегодня стоит Рим. Миф гласит, что бог жил во дворце на холме под названием Яникуле, на правом берегу реки Тибр. Януса сместил Юпитер, чьи полномочия в римской мифологии схожи с функционалом греческого бога .

По легенде, Сатурн потерял трон и добирался до Лациума на корабле. Янус приветливо и дружелюбно встретил его, сумев угодить незваному гостю. Всемогущий Сатурн наделил подопечного даром, который позволял богу направлять взор одновременно в будущее и прошлое.

Скульптура "Янус"

Легендарный персонаж считался покровителем времени, властителем всевозможных входов и выходов, а, соответственно, начала и конца. Одно из толкований имени Януса – бог Хаоса. Понятие Хаос в этом варианте этимологии проявляет изначальную природу бога.

Римский бог не славился подвигами или особенными делами, но в его власти было время и дневное солнцестояние. Имя Янус переводится с латинского как «дверь». Мифического персонажа часто изображали в образе ключника, держащего в руке отпирающий двери ключ.

Двуликий бог

Януса изображают с двумя лицами, которые направлены в противоположные стороны. В народе двуликого бога называли двулобым, многоликим. Лицо, направленное в сторону будущего, было молодым, а то, что оглядывалось в прошлое, – взрослым. Янус объединяет, помимо прошлого и будущего, два других начала: плохое и хорошее, поэтому изображение двух лиц подходит для характеристики образа в нескольких направлениях.


Ученые задавались вопросом, почему Янус изображается всего с двумя лицами, ведь без внимания остается третья категория – настоящее. Со временем исследователи пришли к выводу, что текущий момент в конкретную секунду нельзя запечатлеть. Передать его визуально невозможно, поэтому третьего лика Януса не видно.

Бог покровительствовал римлянам в нескольких сферах. Он помогал воинам, поэтому в честь Януса на территории нынешнего Рима построили храм, доступный для посещения только во время войны. Римская империя постоянно вела какие-либо военные действия, поэтому воротам храма случалось быть закрытыми три раза за историю существования. Янус способствовал своим подопечным в кораблестроении, благоволил к земледельцам, аграриям и тем, кто занимался вычислениями. Кроме того, бог располагал склонностью к ясновидению, что было актуальным из-за взаимоотношений с материей времени.


Внимательный человек, знакомясь с изображением бога Януса, заметит, что на правой руке у него римскими цифрами изображена надпись 300, а на левой – 65. Считается, что это цифры, имеющие отношение к исчислению времени. Янус тесно связан с летоисчислением, которым мы пользуемся сегодня. В его честь назван месяц январь, по латыни – януарий. Девятого января римляне справляли праздник Агоний, посвященный любимому божеству.

Персонаж не располагал специфическими качествами, присущими богам. Он не отличался красотой или особыми силами. Власть его несравнима со способностями верховных богов пантеона. Уважение среди людей божеству помогла завоевать способность управлять природными явлениями. По утрам Янус отпирал небесные врата, выпуская солнце на горизонт, а по вечерам закрывал, заводя светило восвояси и предоставляя небосвод в распоряжение звезд и луны.

  • Сегодня «двуликий Янус» – фразеологизм, который используют при описании лицемерного человека, демонстрирующего двуличие и неискренность. В римской мифологии характеристика бога не носила отрицательной окраски, но люди воспринимали изображение дословно и выстроили ассоциативный ряд. Янус совмещал в одной личности два начала: хорошее и плохое, настоящее и прошлое. Противоположности определили восприятие потомками.

  • Мифология всегда вдохновляла скульпторов и художников. Статуи, воплощающие облик Януса, расположены в Ватикане, на Бычьем форуме в Риме. Картины, описывающие античные сюжеты, принадлежат кисти Николы Пуссена и других живописцев.
  • Когда повелел изменить русский календарь и перенес празднование Нового года на первое января, недовольство бояр было спровоцировано не нововведением, а тем, что праздник символизировал торжество в честь языческого божества.
  • Титан Эпиметей, взявший в жены , присланную ему Зевсом, не пересекается в мифах с Янусом. Но эти мифологические персонажи встретились в астрономии – их именами назвали два спутника планеты Сатурн, расположенных всего в 50 километрах друг от друга.

Одним из древнейших римских богов был Янус. Его называли богом «отпирающим» и «запирающим» и изображали с ключами. У него было два лица - одно вперед, другое назад. Двуликость Януса означала, что любая дверь может как открываться, так и закрываться. При обращении к богам римляне считали Януса главным. Помимо своих способностей открывать и закрывать все двери и выходы, этот римский бог научил людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Его праздник - агонии - отмечался 9 января. В его честь назван первый месяц года - януарий (январь).

Двуликий Янус не совершил никаких выдающихся подвигов. Он не был красавцем, не обладал особой силой и властью. Но он, по верованиям древних римлян, руководил важнейшими природными явлениями. До появления культа бога Юпитера его называли богом неба и солнечного света. Янус открывал небесные врата, выпускал на небосвод солнце, и он запирал эти врата, когда приближалась ночь и солнце исчезало. Он контролировал все дверичастных домов, храмов, городские ворота.

Прежде чем начать какое-либо дело, римляне призывали на помощь бога Януса, так как считали его богом всех начинаний. Неслучайно в календаре ему посвящен первый месяц года - январь. Люди считали, что именно Янус научил древнейших людей исчислению, поэтому на пальцах его правой руки было начертано число ССС (300), а на левой - LXV (65). Жрец Януса - царь-жрец, среди жрецов других богов он считался самым важным.

Святилище бога Януса в Древнем Риме воздвигли рядом с римским форумом. По легенде, в его честь второй царь Древнего Рима Нума Помпилий велел установить крытую бронзой двойную арку, опиравшуюся на колонны. Когда объявлялась война, то царь или консул огромным ключом отпирал тяжелые двойные дубовые ворота храма. Они были украшены золотом, слоновой костью, зелеными ветвями. И перед двойным мраморным ликом бога Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну воины. Вместе с закаленными в сражениях ветеранами шли юноши, которым предстояло впервые сразиться с врагом. Они смотрели на бога Януса и просили его дать им удачу, чтобы вернуться назад с победой. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда заключался мир, то вернувшиеся войска снова проходили перед статуей бога, и храм запирался на ключ до следующей войны.

В мирное время в святилище приходили римляне, чтобы поклониться своему двуликому богу Янусу. Его «двуличие» для них означало движение в обе стороны - торжественное вперед и счастливое возвращение назад. Ему жертвовали вино, плоды и медовые пироги, а в начале года - белого быка.

Считается, что Янус был одним из первых царей Лациума, прародины центра современной Италии и ее столицы Рима. На правом берегу Тибра, на холме Яникуле, у него был дворец, откуда он управлял подчиненной ему местностью. Но его одиночное правление длилось недолго. Его прервал прибывший на корабле в Лациум бог Сатурн.

Позднее бога Януса заменил более мощный и деятельный бог Юпитер - бог всей природы, которого отождествляли с древнегреческим богом Зевсом.

Двуликий Янус

Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.

Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в Фессалии, но еще в юности приехал в Италию, где основал город на Тибре, который назвал Яникулум. Здесь к нему присоединился удалившийся в изгнание Сатурн, с которым он великодушно разделил свой трон. Вместе они приобщили к цивилизации дикое население Италии. Люди во времена их правления жили так богато, что эти годы часто потом называли золотым веком.

Первым пришел к ним Сатурн с высот эфирных Олимпа,

Царства лишен своего, устрашен оружием сына.

Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались,

Слил в единый народ, и законы им дал, и Латинской землею

Назвал, в которой он встарь укрылся надежно.

Век, когда правил Сатурн, золотым именуется ныне.

Вергилий

Януса обычно изображали с двумя лицами, смотревшими в разные стороны, поскольку он хорошо знал не только настоящее, но и прошлое и будущее. Кроме того, его считали символом солнца, которое, поднимаясь, начинает новый день, а опускаясь, завершает его.

Были статуи с одним лицом, причем некоторые изображали старцев с седыми волосами и бородой, другие – юношей. Были и такие скульптуры, где Янус имел три или даже четыре головы.

Я – Янус, старший из владык,

Гляжу назад я и вперед,

Считая, как патрон ворот,

Года, что через них прошли.

Я снегом заношу пути,

Сгоняю птиц с замерзших вод,

Скрываю реки подо льдом

И зажигаю очаги.

Лонгфелло

Начало всякого года, месяца и дня посвящалось Янусу, и в это время на его алтарь приносили специальные жертвы и читали особые молитвы. Он был также покровителем всех дверей и дорог; считалось, что только с его помощью молитвы доходят до ушей богов, поэтому во время всех религиозных церемоний его имя произносилось первым. Его часто изображали с ключами в правой руке и прутиком – в левой. Когда он представлял собой покровителя года, то в одной руке держал цифру 300, а в другой – 65.

Считалось также, что он наблюдает за войной и миром. Янусу было посвящено множество храмов по всей Италии. Один из самых знаменитых его храмов назывался Янус Квадрифронт, поскольку он был квадратным. В каждой стене храма была одна дверь и три окна. Эти отверстия имели символический смысл – двери олицетворяли четыре времени года, а окна – двенадцать месяцев года.

Во времена войны двери храма были широко открыты, ибо люди, искавшие помощи или утешения, стремились в храм и приносили жертвы Янусу; но, когда наступал мир, двери тут же закрывались, поскольку помощь бога была больше не нужна. Впрочем, римляне были таким воинственным народом, что двери храма закрывались всего лишь три раза за семь веков, и то ненадолго.

Празднества в честь Януса проводились в первый день нового года. Один месяц – январь – носил его имя и считался посвященным ему. В первый день этого месяца люди ходили в гости к друзьям и родственникам, желали им добра и дарили подарки – этот римский обычай сохранился до наших дней.

Янус – не единственный среди греческих и римских богов, чье имя было присвоено месяцу или дню недели. По-латыни названия дней недели были такими: dies Solis (день Солнца), dies Lunoe (день Луны), dies Martis (день Марса), dies Mercurii (день Меркурия), dies Jovis (день Юпитера), dies Veneris (день Венеры), dies Saturni (день Сатурна). Эти названия до сих пор используются в законодательных и юридических актах. В Англии дни недели назывались именами соответствующих саксонских богов.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как выглядел древнеримский бог Янус? В римской мифологии Янус – бог входов и выходов, дверей, ворот и всякого начала (первого месяца года, первого дня месяца, начала дня, начала жизни человека). Изображали Януса с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал)

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Глава 16 Янус Двуликий Янус Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в

Из книги Том 4. Дионис, Логос, Судьба [Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра] автора Мень Александр

Глава пятнадцатая ДВУЛИКИЙ ФИЛОСОФ Афины, вторая половина V в. Философия Сократа представляет собой единое целое с его жизнью. Гегель В дохристианском мире немного найдется личностей столь обаятельных и своеобразных, как Сократ, сын Софрониска. Трудно сказать, что имело

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

2006 г.), могут быть самыми разными. В некоторых из них основной сюжет скрывают переплетения линий, какие-то образы становятся видимыми только при определенном повороте или с определенного расстояния. Отсюда и названия: "обманки", "двоевзоры", "оборотни". На этот раз речь идет о том, какие трансформации претерпел двуликий бог Янус.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Двуликий Янус. Неизвестный скульптор. Италия, XVIII век. Санкт-Петербург, Летний сад. Фото 2006 года.

Древнеримская монета.

Этрусский бронзовый флакон с двумя лицами. Около 250 года до н.э. Высота 9,4 см. The Freud museum, Лондон.

Рукоятка ножа с головой волка и моржа. Резьба по моржовой кости. Длина ручки ножа 10 см. ХХ век. Архангельская область.

Славянские боги Световид и Триглава. Фрагменты картин В. Королькова. Из книги: Грушко Е., Медведев Ю. Мифы и легенды Древней Руси. - М., 2003.

Свистулька-оборотень с четырехликим всадником на свинье-баране. 1981 год. В. Ковкина (род. в 1922 г.).

Подсвечник-оборотень "Рыба - птица". А. Якушкин. 2006 год. Майолика. Рязанская обл., г. Скопин.

"Memento mori" (с латинского: "Помни о смерти"). Германия, середина XVI века. Слоновая кость. Kunst Palace, Дюссельдорф (Германия).

Двуликие картинки (в женских прическах спрятаны образы старух). XIX век. США, Франция.

Ваза "Туман". На фотографии мы видим только два лица.

Четырехликая ваза "Туман". А. Голубкина. 1899 год.

Горельеф "Волна" (другие названия: "Море житейское", "Пловец"). А. Голубкина. 1903 год. 300 x 380 x 100 см. Установлен над боковым входом в Московский художественный академический театр.

Если читать слово РИМ наоборот, получим МИР. В истории есть период, когда между этими словами можно было поставить знак равенства. Тысячу лет просуществовал Древний Рим: с V века до н. э. по V век н. э., и почти все это время город-государство оставался властителем мира. Конечно, римское господство не распространялось на весь земной шар, но сотни народов и племен - побережье Средиземного моря - платили дань за право и возможность жить своей жизнью. Военная добыча, которая доставалась Риму, включала в себя ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, декоративные украшения. В Вечный город свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, ученых, художников, писателей, актеров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов.

Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков в других культурах. Откуда пришел занявший свое особое место в пантеоне бог Янус?

Согласно легенде, Янус был царем области Лация - родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица - спереди и сзади.

Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем назвали первый месяц года - январь. Был он и богом дверей, - ведь с них начинается дом. Поскольку главным занятием римлян оставалась война, Янус не мог не иметь к ней отношения. Ему построили храм-арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. В мирное время двери храма запирали. Как обстояли дела на самом деле, точно неизвестно, но историки подсчитали, что за сотни лет существования Римской империи храм мог стоять закрытым более года лишь три раза. В те времена, чтобы сохранить власть, приходилось непрерывно вести военные операции.

Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое - смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию.

Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: "полиэкония". В переводе с греческого "поли" - много, "эйкон" - изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем.

Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы - их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, - там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, "идолов" обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. (Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде.)

Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик - очевидец этого события.

В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла... с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву.

Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали "оборотнями".

В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа "тяни-толкай" и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней.

А что же древний бог Янус? С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного", стал воплощением неискренности и лживости. И в новом обличье известен сегодня гораздо большему числу людей, чем во времена Древнего Рима. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали "награждать" политиков.

Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.

В творчестве русского скульптора Анны Голубкиной (1864-1927) тоже нашел отражение этот прием. Ее ваза "Туман" выглядит куском бело-серого камня, бесформенным, клочковатым, как настоящий туман, все обволакивающий и везде проникающий. Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что сквозь "мертвый" материал проступают человеческие лица: два мужских и два женских. Они расположены на противоположных сторонах вазы. Существует единственная точка (напротив лица старика), откуда зритель может увидеть все и определить, сколько образов спрятано в "тумане". Если смотреть с другой точки - ваза превращается в "двуликую" женскую головку. В остальных случаях внимательный взгляд всегда разглядит "сквозь туман" черты трех разных лиц. Свою "четырехликую" вазу Голубкина вылепила сначала в глине и гипсе в 1899 году, а затем в мраморе - после поездки в Париж в 1904 году. В 1940 году, через 13 лет после смерти Голубкиной, большинство сохранившихся к тому времени произведений отлили в бронзе. Но ваза "Туман" от этого едва ли выиграла. На мой взгляд, лучше всего соответствует своему названию мраморный вариант. В бронзе прекрасно выглядит другое произведение Голубкиной, тоже посвященное стихии, - "Волна", обрамляющая один из входов в Московский художественный академический театр. Большинство прохожих не замечают в якобы абстрактной композиции человеческих фигур - настолько искусно спрятала их Голубкина.

Конечно, нельзя сказать, что истоки всех изображений такого рода уходят к языческому Янусу, но толчок к творческому воображению был дан давным-давно, и параллели Янусу можно найти в самых разных культурах. Значит, это задевает какие-то глубинные структуры человеческой натуры.

Загрузка...
Top