Джит кун до техника ударов. Джит кун до - путь опережающего кулака

Сам Брюс не называл Джит Кун-До «стилем» боевых единоборств, предпочитая называть его «методом», так как, согласно его философии, метод Джит Кун-До может быть использован в любом виде единоборств.

Как написано в книге жены Брюса, Линды Ли «Мужчина, которого знала только я», данный метод первоначально предназначался для успешной самозащиты в уличной драке. В техниках боя Джит Кун-До обхватываются многие стили восточных единоборств, такие как Кунг-фу , Тай чи , Джиу-джитсу , а так же английский и филиппинский боксы, с обобщением использования их техник, но со своей собственной философией.

Например, используя в Джит Кун-До элементы единоборства Кунг-фу , Брюс Ли убрал все классические «твёрдые» защитные стойки, классические же последовательности ответов и контратак , но сохранил тем не менее все ударные техники , блоки и перехваты, с упрощением их использования.

В книге Линды Ли процитирована фраза Брюса:

«Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип „выживания наиболее приспособленного“. Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели».

История Джит Кун-До

В настоящее время Джит Кун-До в мире известно, в основном, благодаря одному из последователей Брюса Ли - Дэну Иносанто, который применил эту концепцию для усовершенствования филипинской школы единоборств Кали . Кали представляет собой бой с использованием одной или двух деревянных палок, ножа либо другого подручного предмета.

Наряду с Джит Кун-До Дэна Иносанто, который зарезервировал за собой это название для своей школы, существуют также другие школы Джит Кун-До, не использующие филипинские техники, а предпочитающие практику Кунг-фу , Карате и других восточных стилей. Такие школы называются школами Джун Фан Джит Кун-До (Джун Фан - китайское имя Брюса Ли), в основе большинства из них лежит практика Вин Чун Кунг-Фу, вида восточных единоборств, которым Брюс Ли овладел одним из первых и, по его собственному признанию, которому он был обязан своей превосходной физической формой.

Согласно методике, принятой институтом Кунг-фу (г. Загреб , Югославия) в программу обучения стилю «Джит Кун-До» входит десять учебных технических комплексов (форм) и десять боевых, а также различные тесты на скорость, форму, частоту и силу ударов, разбивание предметов, контактные спарринги с одним и несколькими противниками. В учебных технических комплексах заложены базовые защитные и атакующие технические действия, основные принципы передвижений, подчеркивающие духовную и техническую подготовленность экзаменуемого на соответствующую квалификационную степень. Собирательным (по отношению к другим направлениям боевых искусств) формам, даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь. Технические действия, их взаимосвязь в учебной форме напоминают движения перечисленных животных.

Философия Джит Кун-До

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано - оно должно быть найдено в сердце каждого человека. Реальная помощь, которую предлагает Брюс Ли, - это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, лишь обманывает себя. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, т.е. умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

  • Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.
  • Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .
  • Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего настаника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит», который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту, он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

  • Брюс Ли решил создать Джит Кун-До после профессионального овладения Кунг-фу , Джиу-джитсу и боксом , совмещая в нём по чуть-чуть из каждого перечисленных стилей, что перевоплотилось в невероятное чудо боевых искусств.
  • В стиле Джит Кун-До почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джит Кун До" в других словарях:

    Эмблема Джит Кун До. Джит Кун До (截拳道, Jeet Kun Do, джиткхюндоу на кантонском наречии, Цзе цюань дао на путунхуа) стиль восточных боевых искусств, созданный Брюсом Ли. В переводе с китайского означает «путь опережающего кулака». По сей день этот … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ли (фамилия). Брюс Ли англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 … Википедия

В этой книге собраны не просто приёмы боевого искусства Джит Кун До. Эта книга - правила жизни легендарного Брюса Ли. Вернее, сборник исследований великого мастера. Брюс был человеком с глубокой философией и непреклонным упорством. Он умел ставить цели и достигать их.

Книга по-настоящему заставляет поразмыслить над написанным. Это значит, что книга оставила больше открытых вопросов, чем их у меня было до её прочтения.

По традиции, самое ценное из книги:

  • Основой боевых искусств являются их понимание, упорный труд и доскональное освоение приемов и техник .
  • Принять суть боевого искусства как часть самого себя - значит полностью освоить это искусств о и научиться использовать свободный стиль. Когда вы добьетесь этого, то поймете, что ваше искусство беспредельно.
  • Некоторые боевые искусства очень популярны, потому что эффектно смотрятся со стороны, а их приемы плавные и красивые. Но будьте осторожны! Они подобны вину, разбавленному водой. Разбавленное вино - плохое, ненастоящее вино. Некоторые боевые искусства выглядят не столь эффектно, но зато в них есть изюминка, вкус, неповторимый аромат. Они как оливки: их вкус может быть и терпким, и сладковато-горьким, но в любом случае запоминающимся. Вкус к оливкам надо развить. Но вряд ли у кого-нибудь разовьется вкус к разбавленному вину .
  • Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами . В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо.
  • Суть действия заключается скорее в процессе его выполнения, а не в его завершении .
  • Не сопротивляйтесь своей болезни, подружитесь с ней - это единственный способ избавиться от нее.
  • Не убегайте, пусть будет то, что будет . Не ищите, ибо все само к вам придет, когда вы меньше всего этого ожидаете.
  • За каждым движением должна слышаться музыка души. Иначе движения пусты, а пустое движение подобно пустому слову - оно лишено смысла .
  • Простота - кратчайшее расстояние между двумя точками.

  • Опустошите свою чашу, чтобы ее можно было наполнить ; станьте пустым, чтобы обрести всеобщность.
  • Знание неподвижно во времени, тогда как познание - это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же - это движение и постоянный поиск.
  • Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь , не изрекайте: «Я свободен», - вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас - забыть о прошлом. «Вчера» должно умереть.
  • Если вы связаны определенной точкой зрения, то неспособны следовать за стремительными изменениями «того, что есть».
  • Когда вы свободны от влияний, когда вы мертвы для условностей классических реакций, тогда вы способны к настоящему видению, полному, свежему и новому.
  • Познать себя значит изучать себя в действиях с другими людьми .
  • Мышление - это не свобода, любая мысль частична . Она никогда не может быть всеобъемлющей. Мысль - это ответ памяти, а память всегда частична, так как память есть не что иное, как результат опыта. Отсюда следует, что мысль - это реакция ума, ограниченного опытом.

  • Я надеюсь, что специалисты боевых искусств больше интересуются их корнями, а не декоративными ветвями, цветами и листьями . Бесполезно спорить, какой именно листок, сочетание ветвей или цветов вы предпочитаете; когда постигнете суть корней, вы поймете все растение, а значит, и сумеете поместить на свои места ветви, листья, цветы и плоды.
  • Важнейшее свойство опытного спортсмена - легкость движений даже при максимальном усилии .
  • Высшее развитие ведет к простоте. Половинчатое же развитие приводит к приукрашиванию.
  • Мощный спортсмен - это не просто силач, а тот, кто может проявить свою силу в необходимый момент .
  • Равновесия надо искать в движении , а не в статичном положении.
  • Самочувствие предполагает гармоничное взаимодействие тела и духа . Знайте - они неразделимы.

  • Скорость и чувство времени дополняют друг друга . Даже скоростной удар в движении утратит свою эффективность, если будет произведен не вовремя.
  • Если спортсмен не обучен контролировать эмоции, в критические моменты поединка, когда эмоциональное напряжение особенно велико, он может утратить свое мастерство.
  • ...До начала изучения боевого искусства удар рукой был для меня просто ударом рукой, а удар ногой - просто ударом ногой. После изучения боевого искусства удар рукой перестал быть ударом рукой, а удар ногой - ударом ногой. Теперь же, когда я понимаю боевое искусство, удар рукой - это просто удар рукой, удар ногой - просто удар ногой.
  • Страх происходит от неуверенности.
  • Всегда старайтесь «накрыть» мишень средней линии (корпус или голову) прямыми ударами за один шаг.

Сам Брюс не называл Джит Кун-До «стилем» боевых единоборств, предпочитая называть его «методом», так как, согласно его философии, метод Джит Кун-До может быть использован в любом виде единоборств.

Как написано в книге жены Брюса, Линды Ли «Мужчина, которого знала только я», данный метод первоначально предназначался для успешной самозащиты в уличной драке. В техниках боя Джит Кун-До обхватываются многие стили восточных единоборств, такие как Кунг-фу , Тай чи , Джиу-джитсу , а так же английский и филиппинский боксы, с обобщением использования их техник, но со своей собственной философией.

Например, используя в Джит Кун-До элементы единоборства Кунг-фу , Брюс Ли убрал все классические «твёрдые» защитные стойки, классические же последовательности ответов и контратак , но сохранил тем не менее все ударные техники , блоки и перехваты, с упрощением их использования.

В книге Линды Ли процитирована фраза Брюса:

«Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип „выживания наиболее приспособленного“. Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели».

История Джит Кун-До

В настоящее время Джит Кун-До в мире известно, в основном, благодаря одному из последователей Брюса Ли - Дэну Иносанто, который применил эту концепцию для усовершенствования филипинской школы единоборств Кали . Кали представляет собой бой с использованием одной или двух деревянных палок, ножа либо другого подручного предмета.

Наряду с Джит Кун-До Дэна Иносанто, который зарезервировал за собой это название для своей школы, существуют также другие школы Джит Кун-До, не использующие филипинские техники, а предпочитающие практику Кунг-фу , Карате и других восточных стилей. Такие школы называются школами Джун Фан Джит Кун-До (Джун Фан - китайское имя Брюса Ли), в основе большинства из них лежит практика Вин Чун Кунг-Фу, вида восточных единоборств, которым Брюс Ли овладел одним из первых и, по его собственному признанию, которому он был обязан своей превосходной физической формой.

Согласно методике, принятой институтом Кунг-фу (г. Загреб , Югославия) в программу обучения стилю «Джит Кун-До» входит десять учебных технических комплексов (форм) и десять боевых, а также различные тесты на скорость, форму, частоту и силу ударов, разбивание предметов, контактные спарринги с одним и несколькими противниками. В учебных технических комплексах заложены базовые защитные и атакующие технические действия, основные принципы передвижений, подчеркивающие духовную и техническую подготовленность экзаменуемого на соответствующую квалификационную степень. Собирательным (по отношению к другим направлениям боевых искусств) формам, даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь. Технические действия, их взаимосвязь в учебной форме напоминают движения перечисленных животных.

Философия Джит Кун-До

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано - оно должно быть найдено в сердце каждого человека. Реальная помощь, которую предлагает Брюс Ли, - это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, лишь обманывает себя. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, т.е. умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

  • Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.
  • Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .
  • Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего настаника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит», который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту, он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

  • Брюс Ли решил создать Джит Кун-До после профессионального овладения Кунг-фу , Джиу-джитсу и боксом , совмещая в нём по чуть-чуть из каждого перечисленных стилей, что перевоплотилось в невероятное чудо боевых искусств.
  • В стиле Джит Кун-До почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Джиткундо
  • Джиу-Джитсу

Смотреть что такое "Джит Кун До" в других словарях:

    Джит Кун-До - Эмблема Джит Кун До. Джит Кун До (截拳道, Jeet Kun Do, джиткхюндоу на кантонском наречии, Цзе цюань дао на путунхуа) стиль восточных боевых искусств, созданный Брюсом Ли. В переводе с китайского означает «путь опережающего кулака». По сей день этот … Википедия

    Джиткундо - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Ли, Брюс - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ли (фамилия). Брюс Ли англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 … Википедия

Стиль восточных боевых искусств Джит Кун был создан Брюсом Ли. Его название переводится как «путь опережающего кулака». На данный момент это достаточно популярный вид боевых искусств, его преподают почти во всем мире.

Брюс Ли предпочитал называть Джит Кун-До методом (ведения боя), а не стилем боевых искусств. По его мнению, этот метод можно использовать в любом другом виде единоборств. Первоначально он был предназначен для самообороны, например, в драке на улице. Техника боя Джит Кун-До включает в себя многие виды единоборств: Тай чи. Кунг-фу, Джиу-джитсу, филиппинский и английский бокс. Этот метод обобщает разные стили и техники, извлекает из каждого стиля самые стремительные и наиболее действенные удары. При этом у обучаемого формируется собственная философия, основывающаяся на стремлении к разумному (это роднит Джит Кун-До с Кунг-Фу). Используя элементы различных единоборств, Брюс Ли совершенствовал их, правильно сочетая и максимально упрощая некоторые из техник.

Создавая этот метод Брюс Ли считал, что в любом бое наиболее важны уверенность, совершенство навыков и точность расчета. При этом он старался свести к минимуму количество используемых движений и затрачиваемой энергии – Джит Кун-До предполагает правильное использование имеющейся физической силы без особых затрат времени на «накачивание». Тем самым методика Брюса Ли даже на самых ранних этапах постижения прекрасно противостоит любой бездумно применяемой грубой силе, что актуально при нападении на улице или во время массовой драки.

История Джит Кун-До :

Джит Кун-До получило распространение и популярность в мире благодаря известному последователю Брюса Ли – Дэну Иносанто. Он решил применять эту технику для усовершенствования освоенной им техники филиппинской школы восточных единоборств «Кали». Это единоборство представляет собой поединок с использованием одной или двух палок (прим. автора: такие палки обычно делались из бамбука – прочного и лёгкого материала), ножей или других попавшихся под руку предметов.

Также Дэн Иносанто взял название «Джит Кун-До» для своей школы единоборств, в память о великом мастере Брюсе Ли. Помимо этого есть другие школы, которые брали за основу приемы кунг-фу, каратэ, а также других стилей. В основу большинства таких школ легла техника под названием «Вин Чун» (это одна из наиболее применяемых техник Кунг-Фу). Ещё будучи маленьким мальчиком Брюс Ли занимался «Вин Чун», желание стать сильнее и уметь защищать себя и окружающих пришло Брюсу в голову после того как он себя замечательно показал в танцах. Природная грация и уверенность ему помогли за пару недель освоить тот комплекс тренировок, на который многие ученики тратят долгие месяцы, а некоторые не достигают его никогда.

По методике Джит Кун-До, принятой институтом Кунг-Фу, в обучение стилю Джит Кун-До входят 10 учебно-технических и 10 боевых комплексов. Помимо этого применяются различные тесты на скорость, частоту, форму и силу ударов, разбивание предметов, контактный спарринг с одним или несколькими противниками. В учебные технические комплексы были заложены основные виды атакующих ударов, защитных блоков, а также туда были включены различные способы передвижений, которые призваны показать, насколько готов человек к получению соответствующей квалификации. Если рассматривать глубже, то основа Джит Кун-До стоит в правильном движении, оно стоит в основе сильных атак и в правильной защите. Собирательным формам были даны названия различных представителей животного мира: собственно говоря, сами технические действия и их взаимосвязь в учебной форме похожи на движения соответствующих животных – и названия помогают ученикам учить и по обстановке применять тот или иной комплекс.

Джит Кун До
(дословно - «путь опережающего кулака») был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В
отличие от многих других боевых искусств в Джит Кун До (Джит Кун До) не
существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому
стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для Джит
Кун До. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств,
этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность Джит
Кун До, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их
самопознания.

Многие пытались
описать Джит Кун До как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его
называли и «кун-фу Брюса Ли», и «каратэ Брюса Ли», и «кикбоксинг Брюса Ли», и
«система уличного боя Брюса Ли»… Попытки свести Джит Кун До к «боевому
искусству Брюса Ли» показывают полное непонимание сущности этого стиля и того,
чем руководствовался его создатель. Концепция Джит Кун До просто не может
реализоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые
искусства должен суметь подняться над однозначностью «за» и «против», осознав,
что на самом деле, на определенном уровне они неотличимы друг от друга.
Понимание Джит Кун До - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил,
что знание в воинских искусствах, в конечном счете, означает
самопознание.
Джит Кун До - это
не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое
имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в
том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого
стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До -
всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному
подходу к обучению Джит Кун До, но, как заметил Ли, «создавать метод борьбы -
все равно, что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из
этого». В сущности, многие воспринимают Джит Кун До как составной стиль военного
искусства из-за его многоплановости и эффективности. В какой-то момент схватка
мастеров Джит Кун До может напоминать тай-боксинг или вин чун, борьбу или
каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а
на дальней дистанции Джит Кун До походит на северный китайский кун-фу или
сават.


Джит Кун До - это
стиль и «не стиль». Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих
боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как Джит Кун До не
синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают,
что он нейтрален, «аморфен». Опять-таки, относительно Джит Кун До это и верно, и
неверно.

Хороший
практикующий боец Джит Кун До руководствуется в бою только подсказкой
собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен
науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда
существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной
подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей
обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - «дорога без
направления», так и Джит Кун До - не организация и не общество, в которое можно
вступить. «Либо вы понимаете, либо нет - и это все», - говорил он.

Когда Брюс
преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США),
он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество
учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя
он не видит в этом необходимости. В таких школах с все возрастающим количеством
студентов были бы установлены жестко закрепленные своды обязательных правил,
заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство
учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их
мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли
считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод
требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя,
дабы не утратить связь «учитель - ученик». Как Ли часто говорил, «хороший
учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента,
учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы, в конце
концов, ученик мог достигнуть внутреннего совершенства».

Боевые искусства
(впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно
изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец
Джит Кун До, говорящий, что Джит Кун До - всего лишь боевое искусство, на самом
деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с
ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной
ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что
истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может
закончиться. «Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно
переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на
собственной спине», - говорил Брюс.

В 1981 году Джит
Кун До преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в
Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал
нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры.
Наиболее полно Джит Кун До изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и
Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того, что изучающий Джит Кун До
должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в
Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кикбоксинг Брюса Ли
- юнь-фан.

Я глубоко
убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить
разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал,
должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит
только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой
истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти
сам.

Вот главная идея,
которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик
должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить:
«Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша».


У Брюса не было
«общей методики», только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к
мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик
мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость,
работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не
был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий
боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. Джит Кун До был
основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней
свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно
не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем
бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли
всегда настраивал своих последователей на изучение дзюдо, дзю-дзюцу, айкидо,
западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития,
подобные вин чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис,
характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы
ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство
не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До:
быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать
«отсутствие стиля» как стиль, «отсутствие пути» как путь, чтобы единственным
ограничением стало отсутствие любых ограничений. Не стиль, и не «не стиль» - это
и есть Джит Кун До.

Говоря с точки
зрения Дзэн, «в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни
цветущие ветви вырастают длиннее, другие - короче».

Загрузка...
Top